Новости

Изучение методики преподавания Технологии на примере раздела «Ремонтно- строительные работы». 7 класс

Работа добавлена:






Изучение методики преподавания Технологии на примере раздела «Ремонтно- строительные работы». 7 класс на http://mirrorref.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮРФ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМ. Н. Э. БАУМАНА

Межвузовский инженерно-педагогический факультет

Кафедра психологии профессиональной деятельности и

управления непрерывным педагогическим образованием

Мирзаджанов Шамиль Тарланович

студент четвертого курса очного отделения

Изучение методики преподавания Технологии на примере

раздела «Ремонтно- строительные работы». 7 класс

курсовая работа по методике преподавания технологии

Научный руководитель:

ассистент кафедры ППД и УНПО

Коровина Ю. Б.

Калуга

2006

Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского

Межвузовский инженерно-педагогический факультет

Кафедра психологии профессиональной деятельности и

управления непрерывным педагогическим образованием

«УТВЕРЖДАЮ»

руководитель ___________________

«____»_________________200____г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Мирзаджанов Ш.Т., группы ИП – 42

Тема работы:

Методика преподавания технологии раздела

«Ремонтно- строительные работы»

Содержание расчетно-пояснительной записки:

Введение

1. Сущность технологического образования школьников.

1.1 Понятие технологического образования.

1.2 Современные проблемы технологического образования школьников

1.3 Содержание технологического образования школьников.

2. Методика организации работы по разделу «Ремонтно- строительные работы».

2.1 Методы и формы изучения раздела «Ремонтно- строительные работы».

2.2 Планирование работы по изучению раздела «Ремонтно- строительные работы 7 класс».

2.3 Методическая разработка урока по разделу«Ремонтно-строительные работы».

Заключение

Список литературы

Приложения

Задание принял к исполнению ____________________________

Задание принял к исполнению

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  • 1.1. Этапы становления технологического образования в России
  • 1.1.1. Начало введения обучения труду в истории общеобразовательной школы
  • 1.1.2. Характеристика трудового обучения в общеобразовательных школах нашей страны в 1918-1937 годах
  • 1.1.3. Реформа общеобразовательной школы 1958 года и изменения в трудовом обучении школьников.
  • 1.1.4. Реформа общеобразовательной школы 1984 года и трудовое обучение
  • 1.2. Современные проблемы технологического образования школьников.
  • 1.3. Содержание технологического образования школьников
  • 1.3.1. Анализ программы «технология».
  • 1.3.2. Анализ раздела «Ремонтно- строительные работы» 7 класс.
  • 1.3.3. Анализ учебников
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ «РЕМОНТНО- СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 7 КЛАСС»
  • 2.1. Методы, формы и средства изучения раздела (анализ традиционных и инновационных методов)
  • 2.1.1. Методы контроля знаний, умений и навыков.
  • 2.1.2. Основные типы уроков и их особенности.
  • 2.1.3. Технические средства обучения и контроля знаний по технологии.
  • 2.2. Планирование работы по изучению раздела «Ремонтно- строительные работы 7 класс» (календарно – тематическое, поурочное)
  • 2.3 Методическая разработка урока
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  • Приложение 1 «Календарно-тематический план»

Приложение 2 «Презентация»

ВВЕДЕНИЕ

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная профессиональная школа должна подготовить новые поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий во все сферы производства. Все настоятельнее поднимается вопрос о необходимости высшего образования для специалистов рабочих профессий.

В наиболее развитых странах процессы профессионального обучения молодежи детерминированы уровнем развития техники и технологии. Совершенно очевидна необходимость учета новых приоритетов и в системе начального профессионального образования России.

Ученые предсказывают, что ХХI век станет веком науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия. Технологияопределяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение. Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:

  1. сформировать у учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
  2. помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
  3. стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России —Кругликов Г. И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия, 2002.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.

На основе этого тема курсовой работы сформулирована следующим образом: «Анализ методики преподавания раздела «Технология»: «Ремонтно-строительные работы» ».

Цель работы:изучить методику преподаванияТехнологии на примере раздела «Ремонтно- строительные работы».

В соответствии с поставленной целью в ходе работы будут решаться следующиезадачи работы:

  • Изучить сущность и структуру технологического образования школьников.
  • Изучить основные направления модернизации технологического образования.
  • Проанализировать раздел: «Ремонтно-строительные работы» и разработать план- конспекты уроков этого раздела.
  • Проанализировать учебники и учебные пособия по разделу: «Ремонтно-строительные работы».
  • Разработать перспективно-тематический план раздела: «Ремонтно-строительные работы».
  • Методическая разработка урока по разделу«Ремонтно-строительные работы».

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Этапы становления технологического образования в России

1.1.1. Начало введения обучения труду в истории общеобразовательной школы

Ручной труд изучается в общеобразовательных школах начиная с 60-х годовXIXвека. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии. В 1866 году ручной труд начал вводится во все финские начальные школы и учительские семинарии в качестве обязательного учебного предмета.

Затем труд становится обязательным учебным предметом общеобразовательных школ практически всех развитых стран мира. Он вводится в учебные планы школ Англии, Германии, Швейцарии, скандинавских стран, США и др Это было вызвано ростом промышленности, железнодорожным строительством и увеличением торговли: ведь системы образования, общеобразовательные школы в различных странах всегда находятся под влиянием достигнутого уровня социально-экономического раз-вития. Наряду с изучением чтения, письма, счета и религии в общеобразовательных школах нужно было включать детей в различные виды труда, призванные формировать качества, не-обходимые для практической деятельности.

В России ручной труд стал вводится с 1884 года. Преподавание труда должно было решать задачи воспитания трудолюбия, развития руки, ее способности к тонким дифференцированным движениям и таким же точным усилиям при этих движениях, развития глазомера, трудовой смекалки и т.д. Другими словами, ручной труд стал использоваться как средство развития детей, средство воспитания, как универсальное образовательное средство.

Объективная необходимость введения ручного труда в общеобразовательные школы - это ответ на требования социально-экономического развития общества к качествам личности членов этого общества.

Большую роль в организации обучения ручному труду в общеобразовательных и педагогических учебных заведениях России сыграл преподаватель Санкт-Петербургского учительского института К.Ю. Цируль. По его предложению термином "Ручной труд" стали обозначать практические занятия в учебной мастерской, состоящие в обработке древесины, металла и других материалов.

Первой работой, раскрывающей задачи, содержание и методы трудового обучения в общеобразовательной школе, является брошюра К.Ю. Цируля "Ручной труд в общеобразовательной школе".

С самого начала обучение ручному труду строилось на примере изготовления различных изделий из древесины, металлов и других материалов. Изделия подбирались таким образом, чтобы при их изготовлении выполнялись самые различные обработочные, сборочные и отделочные операции, применялись разнообразные рабочие и контрольно-измерительные инстру-менты. Вместе с тем, подбор изделий осуществлялся с точки зрения экономической целесообразности. Ученики изготовляли хозяйственный инвентарь, инструменты, учебные приборы, наглядные пособия и т.д. для нужд учебной мастерской и школы в целом.

В народных школах России наряду с преподаванием ручного труда велось обучение различным ремеслам: столярному,слесарному, сапожному, портняжному, ткацкому и другим. Это было обусловлено требованиями местной кустарной и ремесленной промышленности. Цель обучения ремеслам - подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков.

Постепенно складывалась и методика обучения ручному труду. Например, типовые программы по ручному труду средней школы, опубликованные в 1915 году, содержали указания не только организационного, но и методического характера. В них отмечалась необходимость проведения так называемых "объяснительных" уроков отдельно от практических. На объяснительных уроках учителю рекомендовалось выполнять на доске чертежи изготовляемых изделий, демонстрировать ученикам приемы выполнения операций и применяемый при этом инструмент, после чего предлагать ученикам составить технологи-ческую карту на изготовление изделия.

Введение ручного труда в общеобразовательные учебные  заведения России осложнялось двумя крайними взглядами на его роль в общем образовании детей. Одни считали, что не нужно вводить ручной труд в школу, так как он профессиона-лизирует ее. Другие - наоборот, считали, что занятия ручным трудом не дают достаточных знаний, умений и навыков для будущей конкретной практической деятельности, и нужно вести обучение по профессиям. Следует отметить, что эти крайние взгляды не преодолены и до сих пор.

1.1.2. Характеристика трудового обучения вобщеобразовательных школах нашей страны в 1918-1937 годах

После 1917 года начались коренные изменения общеобра-зовательной школы, всей системы народного образования нашей страны.

С первых лет строительства советской общеобразовательной школы трудовое обучение вводилось исходя из задач трудового воспитания и политехнического обучения подрастающих поколений. Под политехническим обучением понималось ознакомление учащихся в теории и на практике с главными отраслями производства. Однако, возможность решения новых задач ограничивалась состоянием народного хозяиства, недостатками научно-матёриальной базы трудового обучения, нехваткой учителей труда.

В эти годы велись активные поиски в определении целей, задач и содержания трудового обучения. Шла борьба с ремесленничеством, монотехнизмом, с отрывом обучения труду от изучения основ наук. Ремесленничество выражалось в подмене обучения основам труда изучением многих ремесел, например, переплетного дела, столярного дела и т.д. Монотехнизмом называли изучение учащимися какой-либо одной конкретной профессии. По сути дела это была некоторая профессионализация общеобразовательной школы. Что касается отрыва обуче-ния труду от изучения основ наук, то это проявлялось в том, что учащимся не раскрывалось естественнонаучное содержание труда. Обучение строилось на формировании профессиональной выучки, на привитии ремесленных умений и навыков.

Первой учебной программой по трудовому обучению этого периода была "Примерная программа ручного труда", разработанная в 1919 году. Она включала в себя картонаж, обработку древесины, обработку металлов идр.

В объяснительной записке к программе указывалось, что преподавание ручного труда следует четко разграничивать сремесленным обучением, что изготовление учащимися различных изделий не самоцель, а только средство ознакомления стехнологией, развития моторики и трудового воспитания.

Некоторый опыт трудового обучения в общеобразовательной школе получил свое развитие в новых "Программах по труду", разработанных научно-педагогической секцией Государственного Учебного Совета (ГУСа) в 1925-1927 годах. В ней, в частности, указывалось, что труд, общественно полезная работа - основа строительства новой школы.

Цели обучения труду формулировались как "изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространенных производств, воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализаций".

В содержание обучения включалось изучение различных видов труда: переплетное дело, обработка древесины, обработка металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и др. В дальнейшем это содержание трудового обучения ;охранялось вплоть до 1932-1933 учебного года, до новых учебных программ по труду, в которых была усилена технологическая сторона труда.

Большое внимание в программе уделялось элементам электротехники. Системой электротехнических сведений и работ учащиеся овладевали в 7-м и 10-м классах. В ее содержание входили знания и умения по электрическому освещению, электронагревательным приборам, знакомство с машинами посто-янного и переменного тока, электрооборудованием автомобилей, первоначальные сведения о радиотехнике.

Однако, несмотря на некоторые успехи в совершенствовании трудового обучения, обогащение учебной программы техническими и электротехническими сведениями, из-за недостатка квалифицированных учителей и слабой учебно-материальной базы оно не смогло решать поставленные перед ним задачи и в 1937 году было вообще отменено, перестало существовать как самостоятельный учебный предмет.

1.1.3. Реформа общеобразовательной школы 1958 года и изменения в трудовом обучении школьников.

Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.

С 1954-1955 учебного года трудовое обучение вводится в начальной школе,ac1956-1957 года - во всех классах средней школы. В 1-4 классах вводится преподавание ручного труда, в содержание которого входит обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и другое.

В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а такжеработа на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.

B8-10 классах вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.

В 1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "0б укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этим законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.

Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательноевосьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка.

На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.

Содержание трудового обучения в 1-3 классах строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей, других легкообрабатываемых материалов.

В средней ступени (4-8 классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд, сельско хозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные вари-анты трудового обучения применялись в зависимости от производственного окружения школы и с учетом особенкостей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим трудом, а мальчики - техническим. В содержание обучения в сельской школе, наряду с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный труд. Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в городских школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В старшей ступени (9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю) отводилось на производственное обучение, в процессе которого ученики изучали профессио-нальные учебные дисциплины и занимались производственной практикой.