Трудовые ресурсы предприятия АТП. Их состав и структура

Работа добавлена:






Трудовые ресурсы предприятия АТП. Их состав и структура на http://mirrorref.ru

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии»

Контрольная работа №1

По предмету:«Экономика предприятия»

Выполнил: учащийся гр. ЗТЭА – 51

Вариант - 13  Шифр-  256

Сильченко А.В.

Проверил: преподаватель

Дворак Л.П.

Гомель 2009

Вопрос 1.Трудовые ресурсы предприятия АТП. Их состав и структура.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

В зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

1. лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 15 лет включительно);

2. лица в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет включительно);

3. лица старше трудоспособного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет).

В зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте  и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте.

Исходя из сказанного , к трудовым ресурсам относят:

  • Население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов войны и труда 1 и 2 группы и неработающих лиц, получающие пенсию на льготных условиях;
  • работающих лиц пенсионного возраста;
  • работающих подростков в возрасте до 16 лет.

В настоящее время в Республике Беларусь отмечается заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. старение населения, что в перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

Неотъемлемой частью рыночного механизма хозяйствования является рынок труда, который представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

Рынок труда – составная часть механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства. Он обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы, поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, формирует трудовые резервы в сфере обращения и позволяет увязывать экономические интересы субъектов трудовых отношений. Если структурировать рынок труда по основным субъектам, то к ним относятся: работодатели, обладатели рабочей силы, инфраструктурные звенья, общественные институты, выражающие интересы работодателей и работников. Рыночное предложение труда определяется объемом всех обладателей рабочей силы, присутствующих на данном рынке труда.

По сложности труда среди рабочих, служащих и специалистов предприятий выделяют работников неквалификационного, квалификационного, высоко квалификационного труда, а среди руководителей – руководитель высшего, среднего и низшего звеньев.

Категории работников на предприятии

  1. Промышленно-производственный персонал:
    • Рабочие: основные и вспомогательные;
    • Руководители;
    • Специалисты;
    • Тех. Исполнители;
    • Ученики.
    1. Не промышленный персонал:
      • Работники, обслуживающие культурно-бытовые, социально-хозяйственные объекты, находящиеся на балансе предприятия.

Структура персонала предприятия – это соотношение по удельному весу отдельных категорий работников предприятия.

Количественный и качественный состав работников предприятия можно охарактеризовать системой показателей: состав по категориям (структура кадров); половозрастная структура по категориям и в целом; квалификационный состав; по уровню образования.

Квалификация работника представляет собой степень освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения  трудовых функций по конкретной специальности.

Вопрос 2.Особенности национальной системы управления качеством.

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.

Качество продукции это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за  качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала. Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака. Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции.

В последние годы в мировой практике много внимания уделяется внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (ТQС).

В каждом государстве в силу причин формируется специфическая  система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.

Особое место в мировой практике управления качеством продукции  занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.  Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира.

Кружок качества – это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно собираются и в течение часа обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества – поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.

  1. Добровольное участие в кружках.
  2. Отношение к рабочим со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.
  3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

Задача 1.

Исходные данные по АТП №26

Показатели

Годовая потребность, т.р.

Норма запаса, дни

1

Смазочные материалы

467,5

4

2

Запасные части

1430,0

5

3

Топливо

536,0

5

4

Объем реализованной продукции

7300

-

Определить: 1) Общий норматив производственных запасов;

                     2) Показатели эффективного использования оборотных                                                                                                         средств.

Решение

  1. Определяем общий норматив производственных запасов
    1. Нз. с.м. = Ргод./Дк*4

     Нз. с.м. = 467,5/365*4=5,12 т.р.

  1. Нз. з.ч. = Ргод./Дк*5

                  Нз. з.ч. =1430/365*5=19

  1. Нз. т. = Ргод./Дк*5,58 т.р.

Нз. т.=536/365*5=7,34т.р.

1.4 Нз. общ. = Нз. с.м. +Нз. з.ч. + Нз. т.

Нз. общ. = 5,12+19,58+7,34=32,04 т.р.

            2.Определяем показатели эффективного использования оборотных   средств

2.1 Определяем коэффициент оборачиваемости ОБС

Ко = Р/ОС, где

Ко – коэффициент оборачиваемости;

Р – выручка от реализации продукции, работ, услуг за анализируемый период, р.;

ОС – средний остаток ОБС, р.

Ко = 7300/32,04=227

2.2 определяем длительность одного оборота запасов в днях (Од)

Од = ОС*Д/Р, где

Д – число дней анализируемого периода (365).

Од = 32,04*365/7300=1,6 дн.

2.3 определяем коэффициент загрузки ОБС (Кз)

Кз = ОС/Р

Кз = 32,04/7300 = 0,004

Таким образом рассчитав вышеуказанные показатели можно сделать вывод о следующем: высокий коэффициент оборачиваемости свидетельствует о том, что у предприятия существует хороший спрос на продукцию; длительность одного оборота ОБС составляет 1,6 дн.; Коэффициент загрузки ОБС составил 0,004, т.к. величина данного коэффициента не велика, то это говорит о том, что оборотные средства используются эффективно.

Задача 1.

Рассчитать производственную программу  по эксплуатации автомобиля на 2003 год по следующим исходным данным. Результаты расчетов свести в таблицу 2.

Исходные данные                                                                                   Таблица 1

Марка а/м

Ас

ℓB

Β

Тн, час

Vt

Км/час

Lег,км

tп-р час

qH

γ

МАЗ-64221

12

0,6

0,73

10

42

21

0,21

26,2

0,83

Производственная программа                                                               Таблица 2

Наименование показателя

Единица измерения

Величина показателя

Производственная программа

1. ср. списочное кол-во а/м

Ед.

12

2.Автомобиле-дни в хозяйстве

Дни

4380

3.Автомобиле - дни в работе

Дни

2628

4. грузоподъемность а/м

Т

26,2

5. ср. списочное к-во авто-тонн

Т

314,4

Производительность автомобиля

1. число ездок с грузом за день

Ездки

15

2. среднесуточный пробег

Км

321,9

3. выработка на 1 ед. спис. Авто-тонну за год

3.1 в тоннах

Т

2034

3.2 в тонно – км

Т-км

42713,3

Производственные данные

1. Автомобили – часы  в эксплуатации

Тыс. час

26,28

2.количество ездок с грузом

Ед.

40283,2

3. общий пробег

Тыс. км

845,947

4. пробег с грузом

Тыс. км

617,541

5. объем перевозок груза

Тыс.т

639,479

6. грузооборот

Тыс.т-км

13429,059

1. определяем автомобили - дни в хозяйстве

АДх = Ас*Дк = 12*365=4380 дн.

  1. определяем автомобили – дни в работе

АДр = Ас*Дк*ℓ = 12*365*0,6 =2628 дн.

3. определяем среднесписочное количество авто - тонн

gc=Ac*qH=12*26,2=314,4 т

4. определяем число ездок с грузом за день

neг=TH*Vt/(Lег+tп-р *Vt*β) =10*42/(21+0,21*42*0,73) = 15 ездок

5. определяем среднесуточный пробег за день

Lсут =TH*Vt*Lег /(Lег+tп-р *Vt*β) = 10*42*21/(21+0,21*42*0,73) = 321,9 км

6. определяем объем перевозок в тоннах

QT = TH*Vt*qH*γ*β*АДр/(Lег+ tп-р * Vt*β) = 639,479тыс.Т

7. определяем выработку на одну списочную авто/тонну:

в тоннах

Wags =QT/Ac*qH = 639479/12*26,2 = 2034 т

В тонно-км

Wags = Рт*км/Ac*qH =13429059/12*26.2 = 42713,3 т-км

Р =QT*Lег = 639479*21=13429,059 тыс. т-км

8. определяем автомобиле-часы в эксплуатации

АЧр = Ас*Дк*Тн*ℓ = 12*365*10*0,6 = 26280 часов

9. определяем общий пробег автомобиля

Lобщ =TH*Vt *Lег* АДр/(Lег+tп-р *Vt*β) = 10*42*2628/(21+0,21*42*0,73)=845947 км

10. определяем пробег автомобиля с грузом

Lпроб с гр. =Lобщ* β = 845947*0,73 = 617541,31 км

11. определяем общее количество ездок с грузом

neг =TH*Vt* АДр/(Lег+tп-р *Vt*β) = 10*42*2628/(21+0,21*42*0,73) = 40283,2

Литература

  1. «Экономика предприятия» Хрипач В.Я., Мн.: Экономпрогресс,2000г.
  2. Финансы предприятия под редакцией Колпиной Л.Г., Мн «Вышэйшая школа»2003г.
  3. Экономика предприятия, Нехорошева Л.Н. Мн.: Вышэйшая школа,2003г.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный дорожно-строительный техникум имени Ленинского комсомола Белоруссии»

Контрольная работа №1

По предмету:«Экономика автомобильного транспорта»

Выполнил: учащийся гр. ЗТЭРА - 51

Шифр751

Проверил: преподаватель         Дворак Л.П.

Гомель 2005

ВАРИАНТ № 14

Вопрос 1. Управление кадрами. Мотивация труда.

Научная организация труда (НОТ) является составной частью организации производства на предприятиях любой формы собственности.

Под научной организацией труда понимается совокупность мероприятий, направленных на планомерное и наиболее целесообразное использование труда работников с целью достижения высокой производительности труда.

Содержание НОТ раскрывается  в основных направлениях ее совершенствования. К числу важнейших направлений относятся:

  1. Совершенствование форм разделения и кооперации труда.
  2. Улучшение организации и обслуживания рабочих мест.
  3. Рационализация приемов и методов труда.
  4. Совершенствование практики мотивации труда.
  5. Улучшение подготовки и повышение квалификации кадров.
  6. Улучшение условий труда.
  7. Укрепление дисциплины труда.
  8. Организация труда руководителей и специалистов.
  9. Совершенствование нормирования труда.

Совершенствование форм разделения труда предполагает реализацию трудовых процессов по функциональным, профессиональным и квалификационным признакам.

Функциональное разделение труда на предприятии предполагает обособление отдельных групп работников в зависимости от их роли на производстве. В профессиональных группах происходит дальнейшее разделение труда между работниками в зависимости от их квалификации.  Разделение труда вызывает необходимость объединения трудовой деятельности рабочих для того, чтобы их совместные усилия привели к созданию готового продукта.

Совершенствование практики мотивации труда условно можно подразделить на материальное и моральное стимулирование деятельности работников, направленной на достижение целей организации. К материальным стимулам относятся все виды материального поощрения работников за достигнутые ими трудовые показатели. Основным материальным стимулом является уровень заработной платы.  В настоящее время все шире используется стимулирование путем так называемого «участия в прибылях».

Большое значение среди материальных стимулов имеет предоставление лучшим работникам преимуществ и льгот в области социально0культурного и жилищно-бытового обслуживания. Материальное стимулирование в основном удовлетворяет первичные потребности человека. Потребности же высшего уровня чаще удовлетворяются через моральное стимулирование. К моральному стимулированию относятся все виды морального поощрения: создание условий для социальной активности работников на предприятии и вне его, публичное поощрение достигнутых работниками результатов, делегирование подчиненным дополнительных прав и полномочий, продвижение по службе, обеспечение обучения и переподготовки работников, поощрение творческой инициативы.

Вопрос 2. Стандартизация и сертификация продукции. Органы сертификации и их функции. Организация службы сертификации в Республике Беларусь.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране – импортере продукции или услуг.

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации  - технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта.

В зависимости от круга заинтересованных сторон стандартизация может быть: международной, региональной, национальной. Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспечивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, доступных широкому кругу потребителей.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями.

В зависимости от сложности системы  и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа. Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются: разработка порядка проведения сертификации, аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний, оценка систем обеспечения качества продукции на предприятиях-изготовителях, принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации, выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведение перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Сертификация не снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Сертификационный центр несет ответственность за достоверность и объективность испытаний, а сертификационный орган – за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Национальная система  сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.

Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличение экспорта.

Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.

Сертификация продукции должна проводится по схемам, принятым в международной практике. Решение о присоединении к международным системам принимает правительство.

Задача 1

Рассчитать производственную программу  по эксплуатации автомобиля на 2003 год по следующим исходным данным. Результаты расчетов свести в таблицу 2.

Исходные данные                                                                                                            таблица 1

Марка а/м

Ас

qH

αb

b

Тн, час

Vt

Км/час

lег,км

tп-р час

γ

МАЗ-54329

23

20

0,68

0,5

11

48

22

0,13

0,82

Производственная программа по эксплуатации подвижного состава                                                                                 Таблица 2

Наименование показателя

Единица измерения

Величина показателя

Производственная программа

1. ср. списочное кол-во а/м

Ед.

23

2.Автомобиле-дни в хозяйстве

Дни

8395

3.Автомобиле - дни в работе

Дни

5708

4. грузоподъемность а/м

Т

20

5. ср. списочное к-во авто-тонн

Т

460

Производительность автомобиля

1. число ездок с грузом за день

Ездки

21

2. среднесуточный пробег

Км

462,42

3. выработка на 1 ед. спис. Авто-тонну за год

3.1 в тоннах

Т

2138,72

3.2 в тонно – км

Т-км

44033,55

Производственные данные

1. Автомобили – часы  в эксплуатации

Тыс. час

62,7946

2.количество ездок с грузом

Ед.

119977

3. общий пробег

Тыс. км

2639,495

4. пробег с грузом

Тыс. км

1319,747

5. объем перевозок груза

Тыс.т

983,811

6. грузооборот

Тыс.т-км

20260,031

1. определяем автомобили - дни в хозяйстве

АДх = Ас*Дк = 23*365=8395 дн.

  1. определяем автомобили – дни в работе

АДр = Ас*Дк*ℓ = 23*365*0,68 =5708 дн.

3. определяем среднесписочное количество авто - тонн

gc=Ac*qH=23*20=460 т

4. определяем число ездок с грузом за день

neг=TH*Vt/(lег+tп-р *Vt) =11*48/(22+0,13*48*0,5) = 21ездки

5. определяем среднесуточный пробег за день

Lсут =TH*Vt*lег /(lег+tп-р *Vt*β) = 11*48*22/(22+0,13*48*0,5) = 462,42 км

6. определяем объем перевозок в тоннах

QT =TH*Vt*qH*γ*β* АДр/(lег+tп-р *Vt) =11*48*20*0,82*0,5*5708/(22+0,13*48*0,5) =  983811 т

7. определяем выработку на одну списочную авто/тонну:

в тоннах

Wags = QT/ Ac*qH = 983811/23*20 =2138,72т

В тонно-км

Wags = Рт*км/Ac*qH =20260031/23*20 = 44033,55 т-км

Р =QT*Lег = 983811*21=20260,031 тыс. т-км

8. определяем автомобиле-часы в эксплуатации

АЧр = Ас*Дк*Тн*αb = 23*365*11*0,68 = 62794,6часов

9. определяем общий пробег автомобиля

Lобщ =TH*Vt *lег* АДр/(lег+tп-р *Vt) = =11*48*22*5708/(22+0,13*48*0,5)=2639495км

10. определяем пробег автомобиля с грузом

Lпроб с гр. =Lобщ* β = 2639495*0,5 = 1319747 км

11. определяем общее количество ездок с грузом

neг =TH*Vt* АДр/(lег+tп-р *Vt) = 11*48*5708/(22+0,13*48*0,5) = 119977 ездки

Задача 2. Водителю в течении года положено 12 дней дополнительного отпуска, 3 дня за выслугу лет, неявки по уважительным причинам -7 дней, рабочий день – 8 часов.

Определить: Фонд рабочего времени водителя автобуса МАЗ-105, работающего на регулярных линиях, за 2004 год.

  1. Определяем фонд рабочего времени водителя автобуса МАЗ -105 за 2004 год

Фдр = Фнр-(До+Дуп)*8, ч    где

До -  количество дней отпуска До =30 дней

Дуп – количество дней отсутствия работника по уважительным причинам;

Фнр – годовой номинальный фонд рабочего времени.

Правительством РБ для 40 часовой рабочей недели и 12 праздничных дней установлен Фнр = 2052 часа.

Фдр = 2052 – (30+12+3+7)*8 = 2052-416 = 1636 часов

Ответ: фонд рабочего времени водителя автобуса МАЗ – 105 за 2004 год составил 1636 часов.

Литература

1. «Экономика предприятия» Хрипач В.Я., Мн.: Экономпрогресс,2000г.

2. Финансы предприятия под редакцией Колпиной Л.Г., Мн «Вышэйшая школа»2003г.

3. Экономика предприятия, Нехорошева Л.Н. Мн.: Вышэйшая школа,2003г.

Трудовые ресурсы предприятия АТП. Их состав и структура на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Трудовые ресурсы предприятия: их состав и структура. Производительность труда: сущность и методика определения

2. Трудовые ресурсы предприятия

3. Трудовые ресурсы торгового предприятия

4.  Понятие Потенциал Мировой Экономики. Сущность природно-ресурсного потенциала. Трудовые ресурсы, Научные ресурсы

5. Состав и структура активов предприятия

6. Состав и структура персонала предприятия

7. Основные фонды предприятия. Их состав и структура

8. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ. ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА

9. Труд и трудовые ресурсы

10. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОПЛАТА ТРУДА

5 stars - based on 250 reviews 5