Новости

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ

Работа добавлена:






ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ на http://mirrorref.ru

УДК334

ББК65.290

Ж 345; Л 88

ОРГАНИЗЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ

В.В. Жариков – к.т.н., д.э.н., профессор, академик МАОП

М.А. Лыжникова – магистрант 1-го года обучения

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-экономический институт»

Кафедра «Экономика, управление персоналом и маркетинг»

Аннотация:в данной статье рассматривается деятельность бизнес-инкубаторов – организациях, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса. В частности приводится основной перечень предоставляемых бизнес-инкубаторам услуг и обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством РФ. Особое внимание уделяется перечислению существующих проблем в рамках процесса бизнес-инкубирования. Авторы приводят шаги по отбору и приему будущих компаний - резидентов в бизнес-инкубатор.

Ключевые слова:бизнес-инкубатор, инновации, инвестиции, бизнес-проект, информационная поддержка, субсидии, коворкинг, резидентура, резидент, предпринимательская концепция, процесс бизнес-инкубирования.

ORGANIZATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT IN RUSSIAN SCIENTIFIC INDUSTRY SECTOR

Zharikov V.V., Lyzhnikova M.A.

Annotation:The article deals with theBusiness Incubation activity. The author gives definition to Business Incubator, focuses on the problems of Business Incubator activities, presents the main list of Business Incubator services and requirements of Russian Federation law to this type of organizations. The steps of selection and joining the future residents to Business Incubatorare reviewed.

Key words: business incubator, innovation, investment, business project, information, subsidy, co-working, residence, resident, business concept, business incubation process.

Бизнес-инкубатор (далее БИ) - объект инфраструктуры, созданный для поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

БИ существует на деньги учредителей, которыми выступают государство и частный бизнес. Чаще всего первоначальные инвестиции обеспечивает государство, муниципалитеты или образовательные учреждения, а частные инвесторы подключаются, когда инкубатор начинает приносить прибыль. Рентабельность бизнес-инкубаторов зачастую обеспечивается за счет льготного режима налогообложения. Бизнес-инкубаторы также могут привлекать дополнительные средства с помощью грантов и конкурсов. Кроме этого бизнес-инкубатор может зарабатывать как деловой центр, предоставляя состоявшимся компаниям помещения в аренду (негосударственные БИ) и оказывая сопроводительные услуги (бухгалтерские, аудиторские, юридические, рекламные и пр.). Несмотря на то, что бизнес-инкубаторы, в первую очередь, необходимы малому бизнесу, они могут быть полезны и крупным компаниям. Так, под крупный коммерческий проект, связанный с техническими инновациями, можно выделить отдельную компанию, чтобы поместить ее в государственную «теплицу». Создание официального бизнес-инкубатора промышленными гигантами освобождает их от ряда проблем, обычно сопутствующих деятельности дочерних компаний,создаваемых под отдельные бизнес-проекты [4].

Первый бизнес-инкубатор был создан в Нью-Йорке в 1959 году. К 1980 году в США работало порядка 12-15 центров. Распространениеинкубирования на территории Великобритании и Европы началось в 80-х годах и было вызвано экономическим кризисом, закрытием крупных производств. В 1975 году сталелитейная корпорация "Бритиш Стил" организовала специальную дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там, где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные и производственные здания, предоставляла кредиты в целях поощрения безработных специалистов и рабочих открывать собственное дело. Работа шла в тесном взаимодействии с местными органами власти. Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго, позже было введено в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств. "Бритиш Стил" назвала их "зонами новых возможностей" [5].

По данным Национальной Ассоциации Бизнес-инкубаторов США в октябре 2006 в стране насчитывалось больше чем 1400 БИ, по сравнению с 12 БИ в 1980г. В Великобритании насчитывалось около 25 БИ в 1997 и 270 – в 2005 г. [2].

В России точной статистики по бизнес-инкубаторству пока нет: «…мы собирали информацию о российских бизнес-инкубаторах из всех возможных источников. В первоначальной базе было около 1100 бизнес-инкубаторов и технопарков. Нам удалось связаться с 450 наиболее активными», — говорит Ольга Хотяшева, руководительБизнес-инкубатора МГИМО[1].

Рассмотрим основные услуги, оказываемые бизнес-инкубаторами:

  1. Недорогая аренда площадей для размещения офисов и производств, а также помещений для переговоров, конференций и отдыха.
  2. Производственная инфраструктура с телефоном и полиграфией.
  3. Информационная поддержка: обеспечение клиентов коммуникационной техникой, Интернетом, доступом к справочно-правовым системам, справочниками, каталогами и необходимыми программными продуктами.
  4. Оказание бизнес-услуг: юридическое и патентное обслуживание, финансовые, бухгалтерские, маркетинговые, аудиторские услуги.
  5. Содействие в получении инвестиций: составление документации, советы по получению государственных гарантий перед банками, государственных и муниципальных субсидий.
  6. Содействие в решении производственных задач. Инкубатор договаривается с университетами, НИИ, промышленными предприятиями о научной и методической поддержке, доступе к специализированному оборудованию и результатам произведенных исследований.
  7. Реклама:предоставление выставочных площадей, организация участия клиентов в отраслевых выставках, конференциях; разработка фирменного стиля, презентации продуктов.
  8. Поддержка в участии в конкурсах, тендерах, получении грантов. Бизнес-инкубатор может и самостоятельно привлекать гранты из специализированных фондов.
  9. Учебно-методическая помощь. На базе инкубатора проводятся семинары и краткосрочные обучающие программы для предпринимателей.
  10. Вовлечение в бизнес-среду, возможность общения с такими же предпринимателями [8].

Программа резидентуры в БИ «Ингрия» г.Санкт-Петербург стоит 1500руб./мес. В программу входит: 2 час/мес. индивидуальных консультаций координатора; оборудованное рабочее место в коворкинге с возможностью пользоваться интернетом; доступ к кухне; базовое маркетинговое освещение проекта[3].

Стоимость 1-го года размещения в БИ «Строгино» - 40% от рыночной ставки - 3 729 руб.Стоимость аренды включает: стандартный офис (площадь 40 м2), оборудованный мебелью и оргтехникой на 5 рабочих мест; возможность использования переговорных комнат; размещение серверов. Дополнительно оплачиваются: коммунальные платежи и эксплуатационные расходы, телефон, Интернет, парковка[6].

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов негосударственных, а также производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению[7]:

- наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

- наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;

- наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

- наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий площадью не менее 50 кв. м;

- наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора;

- наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС [7].

При отборе и размещении новых компаний к ним предъявляются определенные требования согласно общим требованиям, рекомендованным МЭРТ [7], бизнес-инкубатор может предоставлять услуги производственным, офисным, инновационным, агропромышленным предприятиям и предприятиям смешанного типа. В бизнес-инкубатор обычно не попадают, во-первых, компании, деятельность которых предполагает существенные вложения, то есть не относятся к компетенции малого бизнеса (страхование, полезные ископаемые, подакцизные товары). Во-вторых, мало шансов у компаний, чей бизнес «не прозрачен» (строительство, недвижимость, услуги адвокатов). В-третьих, в поддержке отказывают слишком простому бизнесу, без намека на инновационность (торговля). Это требования, в первую очередь, государственных инкубаторов, в частных могут быть иные правила.

Таким образом, между бизнес-инкубаторами государственного и частного секторов в России созданы не равные конкурентные условия. Государственные бизнес-инкубаторы могут быть экономически не эффективными, так как компенсируют свои затраты с помощью грантов или за счет статей финансирования из Федерального или регионального бюджетов. Основным критерием эффективности государственных бизнес-инкубаторов является количество созданных ими компаний. Частные бизнес-инкубаторы обязаны быть коммерчески эффективными и им приходится бороться за прибыль и гранты, проводить более жесткий отбор резидентов (арендная ставка у них на офисы более высокая, так как им не выделают дотаций из бюджета на их содержание). Так же, хочется отметить, что ограничение законом и невозможность работы бизнес-инкубаторов, созданных при ВУЗах, с предприятиями определенного сектора экономики (страховые фирмы, предприятия по добыче полезных ископаемых, производители подакцизных товаров, строительные компании, фирмы по недвижимости, коллегии адвокатов и предприятия торговли), которые располагают финансовыми средствами и могли бы выступить в качестве инвесторов, сдерживают сектор инновационных разработок для данной бизнес-группы, что отражается и на других секторах экономики.

Как показывает практика, шансы на успех увеличиваются у претендентов, предоставляющих проекты с оригинальными, инновационными бизнес-идеями. Не менее важно в представленных документах грамотно обосновать способность бизнеса приносить прибыль. Неплохие шансы есть у компаний, предоставляющих посреднические услуги. Например, рынок кредитных консультаций мало освоен в провинции, вместе с этим информации в стране слишком много и в ней трудно разобраться.

При прочих равных условиях БИ отдают предпочтение тем предприятиям, которые планируют создавать рабочие места, производят инновационные продукты и услуги, выходят на большой, но малоосвоенный рынок, а, следовательно, имеют отличные возможности для роста (например, сфера услуг, предполагающая минимум вложений), имеют первоначальные собственные средства для развития бизнеса, либо четко представляют реальные источники этих средств, наиболее нуждаются во внешней поддержке (длительный производственный цикл, разрабатывают технические нововведения)[4].

На основе проведенного нами предварительного анализа можно с уверенностью сказать о следующих основных проблемах российских БИ:

  1. Несовершенство законодательной базы в России.
  2. Малое количество созданных и функционирующих БИ, охватывающих все сферы интересов общества.
  3. Несоответствие требований предъявляемых к БИ государственного сектора по отношению к частным.
  4. Ограниченный профиль и сфера деятельности БИ (не учтены интересы художников, актеров, изобретателей, новаторов).
  5. Не достаточно выделяемые финансовые средства и малые сроки инкубационного периода для компаний резидентов (например, для сложных научно-технических проектов 3-х лет для создания полного технологического цикла производства не достаточно).
  6. В течение 3-х лет резиденты забирают финансовые средства у БИ, далее готовая компания уходит в бизнес-среду, и нигде не прописан механизм возврата средств, затраченных на резидента.
  7. Затраты на офисные услуги и предоставление льгот на аренду площадей не позволяет создать должного фонда оплаты труда для работников БИ (или содержать требующихся специалистов).
  8. БИ, созданные по гранту (строительство зданий, приобретение офисной техники, мебели) в дальнейшем лишены возможности получать государственную поддержку.
  9. Жесткая бюрократия на всех стадиях становления, развития и функционирования БИ и молодых компаний.
  10. Сложность создания смешанных коллективов (ученые, политики, предприниматели, представители контактных аудиторий) при реализации глобальных проектов в различных научно-технических областях.
  11. Резидентами становятся молодые ученые, аспиранты, а российское студенчество малоактивно.
  12. Недостаточный опыт консультационных служб. Инкубатор должен предоставлять помощь по экономико-правовым и технологическим вопросам, а также организовывать семинары по основам ведения бизнеса. Но некоторые БИ не могут обеспечить наличие в штате инкубатора юриста из-за отсутствия должного фонда оплаты труда.
  13. Невозможность вести двойную бухгалтерию. Для многих предприятий малого бизнеса это означает прямую потерю прибыли.
  14. Недостаточная проработка защиты прав предпринимателя на идею и интеллектуальный продукт. Возможность нечистоплотного использования идей молодых предпринимателей третьими лицами.
  15. «Основная проблема российских бизнес-инкубаторов — слабая экспертиза», — говорит О. Хотяшева: «Есть идеи, есть люди, есть основные средства, но нет технологии превращения этого в полноценную инкубационную программу. Ведь бизнес-инкубаторство — это не просто аренда и привлечение инвесторов, а полноценная программа развития малого инновационного бизнеса.
  16. Сложности с получением юридических адресов и регистрацией фирм, особенно тех которые связаны сIT- технологиями.
  17. Трудно убедить бизнесменов, инвесторов работать с молодежными проектами, т.к. отсутствует культура поддержки молодежного предпринимательства.
  18. Дефицит венчурных менеджеров (правильно организованного венчурного финансирования).
  19. Трудности в подборе кадров в команду бизнес-инкубатора.
  20. БИ Западных стран создают крупные производственные компании, а в России их развитием занимаются бюрократизированные государственные структуры, что лишает их самостоятельности в большинстве.

Рассмотрим несколько шагов, которые позволяют новатору стать резидентом бизнес-инкубатора.

Шаг 1. Сбор информации о бизнес-инкубаторе

Обычно бизнес-инкубатор широко освещает свою деятельность в местных СМИ, на информационных стендах в органах государственной власти и местного самоуправления, в инстанциях, где бывают начинающие предприниматели. Например, в налоговых инспекциях, комитетах по управлению имуществом, органах санитарного, пожарного и т.д. надзора. В информационных материалах об очередном наборе в бизнес-инкубатор могут быть обозначены наиболее приоритетные проекты, что облегчит предпринимателю задачу по разработке идеи для бизнеса. Еще до подачи документов в администрации можно выяснить соответствие проекта внутренним требованиям деятельности бизнес-инкубатора (размер запрашиваемых площадей, планируемый объем потребления услуг бизнес-инкубатора и т.д.). Например, если Вам нужна производственная площадка с особыми техническими параметрами, далеко не всякий инкубатор может ему это предложить.

Шаг 2. Обращение в администрацию бизнес-инкубатора

Следует выяснить порядок подачи документов в бизнес-инкубатор, процедуру и время проведения конкурсов. Конкурсы не будут проводиться, пока не закончат свое действие договоры аренды, заключенные в самый первый конкурс или с кем-то не расторгнут договор аренды досрочно. Вы можете оставить заявку в любое время, но рассмотрят ее только, когда офисы будут освобождаться. Другой вариант - бизнес-инкубатор заранее проведет конкурс (по мере набора заявок), выберет победителей, но заехать в бизнес-инкубатор предприниматели смогут только после освобождения помещений.

Шаг 3. Подача документов на экспертизу

Экспертизу проводит администрация бизнес-инкубатора, приглашаются сторонние эксперты в области коммерции: представители государственной власти (в государственном бизнес-инкубаторе) или частных инвесторов (в частном бизнес-инкубаторе или смешанного типа). Обычно требуется предоставить следующие документы:

- персональная анкета претендента (фактически резюме или краткая автобиография с описанием профессионального опыта);

- копии учредительных документов, имеющихся свидетельств, лицензий, разрешений и т.д., если на момент обращения в инкубатор организация уже создана;

- описание предпринимательской концепции, которая характеризует планируемый к производству продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади;

- бизнес-план (описание продукта, анализ его конкурентоспособности, маркетинговый план, план продаж, производства и финансирования, прогнозные балансы и иные прогнозы достижения целевых показателей деятельности) [4].

Таким образом, сеть создаваемых бизнес-инкубаторов в России позволяет более просто и эффективно внедрять инновации и разработки российских ученых в жизнь (в различных сферах отрасли) и дает возможность бизнес-идее стать успешным коммерческим научно-технологическим предприятием, приносящим владельцу финансовое вознаграждение. Конечно, это становление происходит медленно, но первые положительный опыт уже есть и он доказывает значимость процесса бизнес-инкубирования в России.

Список используемых источников

1. Сайт:www.rafbi.ru,[http://rafbi.ru/en/forum11.php].

2. Сайт: Викепедия, [http://en.wikipedia.org/wiki/Business_incubator].

3. Сайт: Бизнес инкубатор «Ингрия», [www.ingria-startup.ru].

4.Сайт: Кредитный брокер «Купи дом», [http://kupidom-broker.ru/press/biznes/chem_polezen_biznes_inkubator_/].

5. Сайт: Ассоциация Технопарк [http://www.tpark.ru/08/index08.htm].

6. Сайт: Технопарк Строгино, [http://www.tpstrogino.ru/#].

7. Требования к бизнес-инкубатору. Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.Приложение № 5 к приказу Минэкономразвития России от 2007 г. № 75.

8. Сайт:www.e.gd.ru

Bibliography

1. Site:www.rafbi.ru,[http://rafbi.ru/en/forum11.php].

2. Site: Wikipedia, [http://en.wikipedia.org/wiki/Business_incubator].

3. Site: Business Incubator «Ingria», [www.ingria-startup.ru].

4.Site: Credit broker «Buy a house», [http://kupidom-broker.ru/press/biznes/chem_polezen_biznes_inkubator_/].

5. Site: Association «Technopark»  [http://www.tpark.ru/08/index08.htm].

6.Site:  Технопарк Строгино, [http://www.tpstrogino.ru/#].

7. Appendix № 5 to order Ministry of Economic Development of the Russian Federation 2007г. № 75.

8. Site:www.e.gd.ru

Жариков Валерий Викторович:valera_zharikov@mail.ru сот.(г.Москва): 89037528625, сот.(г.Тамбов): 89107510936.

Лыжникова Марина Анатольевна:marinalyzh@mail.ru сот. (г.Москва): 8-916-607-35-67.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Особенности организации финансов на предприятиях различных организационно-правовых форм хозяйствования

2. Реферат ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ)

3. Реферат Организация школьной производственной бригады по росписи шкатулок

4. Реферат Исследование эффективности конкуров инновационных проектов, как элементов инновационных экосистем

5. Реферат Цель и приоритеты научно-технического развития России

6. Реферат Анализ производственной программы и производственной мощности ЗАО «ЯЗМК»

7. Реферат ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8. Реферат Организация детского досуга в санаторно-курортном учреждении средствами развлекательно-игровых форм

9. Реферат Анализ использование отдельных форм безналичных расчетов в России

10. Реферат Современное сочетание форм кредита в экономической системе России