Новости

Социализация как контекст социального воспитания. Факторы социализации

Работа добавлена:






Социализация как контекст социального воспитания. Факторы социализации на http://mirrorref.ru

29.Социализация как контекст социального воспитания. Факторы социализации

1. Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящие во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Факторы социализации школьника – это условия внешней по отношению к нему среды, активно влияющие на его развитие и находящиеся в более или менее постоянном взаимодействии с ним. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация школьника эффективна, если ее движущей силой является позитивное разрешение противоречия между его приспособлением и обособлением в общности сверстников. Компоненты социализации: стихийная социализация, относительно-направляемая социализация, относительно социально-контролируемая социализация. 2. Социальное воспитание – это взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Принципы воспитания - принцип гуманистической направленности воспитания, принцип центрации социального воспитания на развитие личности, принцип коллективности социального в школьном классе, принцип диалогичности социального воспитания, принцип природосообразности социального воспитания, принцип культуросообразности социального воспитания в школьном классе, принцип незавершимости воспитания. Факторы социализации При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы. Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство. Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам. На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят: 1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним; 2) формируемые бытовые и гигиенические умения; 3) окружающие человека плоды материальной культуры; 4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров; 5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; 6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Механизмы социализации Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: 1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.; 2) экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами; 3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта; 4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом; 5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация как контекст социального воспитания. Факторы социализации на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Социализация. Виды и этапы социализации

2. Реферат Негативные факторы правовой социализации

3. Реферат Социализация: факторы, средства, механизмы

4. Реферат Семья как институт социального воспитания

5. Реферат Аристотель Гражданское общество: факторы и условия для социального воспроизводства

6. Реферат Формы и методы текущего надзора за детскими и подростковыми учреждениями, значение его в оздоровлении условий воспитания и обучения детей и подростков. Факторы внешней среды воспитательно-образовательных учреждений и их влияние на состояние здоровья детей

7. Реферат Ціннісний контекст освіти: історична ретроспектива

8. Реферат Понятие о методах, средствах и формах воспитания, классификация методов воспитания

9. Реферат Проблема специфики социального бытия. Различные модели понимания социального

10. Реферат Социальные медиа, политика и гендер: теоретический контекст