Новости

Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования

Работа добавлена:






Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования на http://mirrorref.ru

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012) система образования «включает в себя…

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

Таким образом, образование – это сложная, многоуровневая и разветвлённая система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений Правительства РФ, приказов Министерства образования и науки (Минобрнауки) и иных нормативных документах федерального, регионального, и муниципального уровня, а также в локальных актах образовательных организаций.

В соответствии с уровнями управления образованием, все нормативные акты можно разделить на федеральные, региональные, муниципальные и локальные.

Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране – это Конституция РФ. Право граждан РФ на образование закреплено в ст. 43, согласно которой…

1. Каждый гражданин имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Следующий уровень – уровень федеральных законов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Данный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» (ст. 1).

Оба этих акта (Конституция и Федеральный закон) имеют неограниченный срок действия (действующая Конституция принята в 1993 году, а предыдущий закон «Об образовании» просуществовал 20 лет). Наряду с ними в нормативно-правовую базу образования входят и другие акты.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2011-2015 гг.).

Содержание и организацию образовательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные и периодически перерабатываемые для каждого уровня общего образования (начального, основного, полного).

ФГОС конкретизируются в примерных основных и предметных образовательных программах.

К федеральной нормативно-правовой основе профессиональной педагогической деятельности относятся также приказы Минобрнауки и иные нормативные документы, определяющие порядок реализации в системе образования федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы.

Региональные акты размещаются на официальных сайтах региональных министерств и департаментов образования

На уровне муниципальных отделов управления образованием разрабатываются и принимаются нормативные акты, имеющие правовую силу в пределах данного города или района.

Наконец, правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты.

Локальный акт – это правовой документ, основанный на действующих нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.

К нормативным локальным актам образовательной организации относятся…

- устав образовательной организации – основной локальный акт, регламентирующий её деятельность;

- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения, порядок реализации полномочий); например положение об ученическом совете школы; положение о предметных олимпиадах и т.д.;

- инструкции (определяют порядок осуществления какой-либо функции, деятельности); например, должностные инструкции работников школы;

- правила (регламентируют отдельные стороны деятельности образовательной организации и участников образовательного процесса); например, правила для учащихся.

2. Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей. Подбор и расстановка персонала как элемент кадровых процессов

Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

В наше время разработано множество надежных и эффективных технологий отбора персонала. Современный уровень развития науки позволяет использовать самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.

IV. Психологические факторы при назначении на должность руководителя

При подборе и назначении на должность руководителя в определенный трудовой коллектив обычно учитываются психологические факторы:

1. Возможная психологическая совместимость будущего руководителя с людьми, входящими в определенную группу (темперамент, профессиональный опыт, компетентность, возраст, пол и т.д.)

2. Психологический склад личности руководителя.

3. Соответствие реальных социально-психологических качеств возможного руководителя модели или идеальным представлениям вышестоящих руководителей.

Несомненно, на должность руководителя должен назначаться лидер группы. Существуют следующие методы выявления лидера;

1) путем социометрического опроса членов группы и 2) регистрации в процессе невключенного наблюдения частоты актов успешного влияния с точки организационной полезности.

Сделать заключение о возможности назначения работника на официальную должность руководителя поможет оценка реализации им основных лидерских функций:

1. Наблюдение за исполнением. Некоторые лица не способны переложить часть ответственности на других, чем дезорганизуют гpyппу; замыкая все исполнительские функции на себе.

2. Планирование последовательности действий на основе видения ближайшей перспективы и разработки долгосрочных планов. Проявляется стиль руководства, интеллектуальные и деловые качества лидера.

3. Определение групповых целей, сроков и методов их достижения. Сотрудники, способные формировать цели и указывать пути их достижения, становятся популярными лидерами.

4. Функция эксперта - вокруг нее происходит поляризация влияния. Важно сочетание деловой и эмоциональной сторон общения в группе. В противном случае возникает тенденция к появлению нового лидера.

5. Представительство во внешней среде демонстрирует идентификацию лидера с группой и его возможности представить коллективную волю и разум.

6. Регулирование отношений внутри группы отражает коммуникабельность лидера, стиль его руководства и позицию в групповой иерархии, возможность лидера выступать в роли источника поощрений и наказаний, третейского судьи при решении, межличностных конфликтов.

3.Составьте рекомендации для педагога по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе ДОУ.

Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.

Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.

Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.

Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.

Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.

Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Законодательная и нормативно-правовая база РФ в области информатизации и защиты информации

2. Реферат Законодательная и нормативная база для принятия предварительных решений по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

3. Реферат Формирование нормативно правовой и нормативно-технической базы в сфере электроэнергетики

4. Реферат ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА О ПРИОБРЕТЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РФ

5. Реферат Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Алексин в сфере социально-экономического развития

6. Реферат Нормативно-правовая база учреждений НПО: закон «Об образовании», «Типовое положение об учреждении НПО», стандарт на профессию

7. Реферат Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Северо-Енисейского района в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта

8. Реферат Преступность в сфере экономической деятельности. Понятие преступности в сфере экономической деятельности и ее криминологическая характеристика

9. Реферат СЕТЕВЫЕ КУРСЫ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

10. Реферат Ознакомление с профессиональной деятельностью практического психолога образования и начальной адаптации к ней