Новости

Основы инноваций и инновационной деятельности в России

Работа добавлена:






Основы инноваций и инновационной деятельности в России на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение

1. Теоретические и методические основы инноваций и инновационной деятельности в России

1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности

1.2 Роль инноваций в экономике Российской Федерации

1.3 Формы поддержки инноваций, применяемых в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

Технический прогресс осуществляется через реализацию нововведений в технике, технологиях, способах их создания и использования, т. е. через инновационную деятельность. Усиление роли научно-технического прогресса в воспроизводственном процессе придает новое качество экономическому росту, предполагает тщательный выбор долговременной стратегии научно-инновационной и структурной политики, которые должны осуществляться с учетом своеобразия нынешнего этапа научно-технического развития России.

Каждая инновация для обеспечения экономического роста проходит такие этапы инновационного цикла, как принятие инновационного решения, внедрение в деятельность новшеств, диффузия инноваций, вызываемые этой диффузией изменения в социально-экономической системе, смена нововведения. При комплексном прогнозировании научно-технического прогресса производственной инфраструктуры главной задачей является формирование множества нововведений. Такое множество можно создать в результате последовательного осуществления их на нескольких этапах, установления приоритетов внутри множества, анализа влияния на нововведения ограничений по ресурсам, возможности реализации нововведений и т. д.

1. Теоретические и методические основы инноваций и инновационной деятельности в России

1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности

В современных условиях достаточно трудно отследить изменения, происходящие на рынках товаров и услуг, их зависимость друг от друга, а также спрогнозировать результаты этих изменений ввиду многофакторности данных процессов. Как активным, так и пассивным участникам этих процессов приходится подстраиваться под внешнюю среду, постоянно меняя себя и свое отношение к ней. Само понятие «инновация» появилось в XIX веке в научных исследованиях по культурологии и означало перенесение элементов одной системы в другую. Только в начале следующего века термин «инновация» начал использоваться в экономических науках в трудах Й. Шумпетера и В. Зомбарта, которые разрабатывали концепции инновационного предпринимательства. «Innovation» в переводе с латинского означает «движение в направлении», с английского - «инновация», «нововведение», «новшество»

. Новшеством является открытие, изобретение, ноу-хау и пр.

Нововведение - это использование новшества в хозяйственной жизни.

Момент появления новшества на рынке порождает инновацию.

8 декабря 2011 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой инновация понимается с точки зрения объектного подхода, однако с привлечением частично и процессного.

Несмотря на некую общность понимания инновации, каждое ее внедрение обладает специфичными чертами и уникальностью.

Инновации как таковые дают возможность предпринимателю или любому другому хозяйствующему субъекту получить дополнительные уникальные конкурентные преимущества. Так, инновационная деятельность как таковая является одной из перспективных сфер деятельности экономики. Однако при этом, инновационная деятельность является одной из самых рисковых видов деятельности, так как основа ее - рисковое начинание.

Также, как и к понятию «инновация», к понятию «инновационная деятельность» существует множество подходов, однако во всех них уделяется большее внимание не на целевой направленности этой деятельности, а, скорее, на средствах достижения. Инновационная деятельность направлена на повышение экономичности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Инновационная деятельность - большая и сложная система, складывающаяся из большого числа различных инноваций, которые рассматриваются с различных позиций. Инноватика, как управление процессом перехода элементов и системы из одного качественного состояния в другое, - сложная зависимость множества факторов.

Инновационная деятельность по сути переводит научно-техническую деятельность в экономическое русло, проводя коммерческую и производственную реализацию научных достижений.

Таким образом, инновационная деятельность - это сложный комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Таким образом, инновации и инновационная деятельность - сложный процесс взаимодействия творческого и экономического начала. На данный момент в Российской Федерации недостаточно благоприятная почва для развития данных процессов, но государство старается максимально приблизиться к желаемому уровню развития инновационной деятельности в целях повышения, как на микро, так и на макроуровнях конкурентоспособности. Различные подходы к данным категориям позволяют оценить степень влияния инноваций и инновационной деятельности на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

1.2 Формы поддержки инноваций, применяемых в Российской Федерации

Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества.

До недавнего времени правовую основу государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации составляли стратегические и программные документы, в правовой форме определяющие направления и перспективы инновационного развития российского государства.

Следует подчеркнуть, что законодатель не только определяет субъектный состав и формы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности, но и закрепляет концептуальные основы данного ведущего направления государственной инновационной политики, выражающиеся в целях и принципах государственной поддержки.

Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» определена как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

В Законе представлена целостная система форм государственной поддержки инновационной деятельности, включающая:

1) предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей.

Одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении принимаются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Представляется, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности;

2) предоставление образовательных услуг. С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Инновационная экономика - это, прежде всего, экономика знаний, это подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией. И построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой.

На первом месте сегодня стоит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе;

3) предоставление информационной поддержки. Научно-техническая и инновационная деятельность, как никакие другие виды деятельности, нуждаются в соответствующем информационном обеспечении. Информация о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и «ноу-хау», о предложениях на научно- технические и экспериментальные услуги является стратегически важным ресурсом в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о важности создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности;

4) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации также играет немаловажную роль

на пути стимулирования инновационной деятельности. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что с неизбежностью требует квалифицированной помощи в документальном оформлении инновационного проекта;

5) формирование спроса на инновационную продукцию. Экономика в ее современном виде, основанном на рыночном подходе, сосредоточена на строго рациональных позициях соотношения доходов и расходов, организации общественной деятельности, направленной на получение прибыли.

Несомненно, государство, реализуя свою экономическую функцию, применяя властно-распорядительные рычаги управления, участвует в формировании спроса на рынке.

В особенности это актуально для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, опыта формирования которого пока самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования инновационных отношений наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера;

6) финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал).

Предоставление мер финансовой поддержки является важным действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности. Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются в нашей стране.

Например, грантовая поддержка. Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Еще раз подчеркнем, что финансовая поддержка инновационной деятельности является одной из наиболее действенных и эффективных форм содействия развитию инновационной деятельности, именно ей должно отводиться основное внимание со стороны государственных структур;

7) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации.

В современных условиях развития инновационной политики государства и ее правового обеспечения особую актуальность и широкое распространение получает использование программного (программно-целевого) метода, основанного на разработке стратегического курса государственной инновационной политики и его отражения программных документах.

Именно программный метод представляется наиболее эффективным методом государственного управления, позволяющим обеспечить целенаправленное решение проблем государственной инновационной политики посредством поэтапного планирования основных мероприятий в рамках от_ дельных направлений политики государства по достижению поставленных на конкретный период времени целей и задач и соответствующего рационального и эффективного использования ресурсов, исходя из запланированной системы программных мероприятий.

Программные документы, определяющие направления и перспективы инновационного развития Российского государства и перечень конкретных мероприятий на пути достижения определенных в стратегических документах целей и задач, составляют системную основу для реализации процессов модернизации и качественного улучшения социально-экономического развития страны.

Вновь следует отметить, что реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации - это метод государственной политики, доказавший свою эффективность не только в рамках социально-экономического развития нашего государства, но и в рамках административной реформы, развития информационного общества и формирования электронного правительства и т.д.

На сегодняшний день основная нагрузка по организации процессов инновационного развития ложится именно на специфические правовые документы программно-целевого характера, которые не только в правовой форме определяют направления модернизации и существенных преобразований в инновационной сфере, но и оказывают тем самым целенаправленное воздействие на развитие инновационных отношений.

Таким образом, реализация целевых программ, подпрограмм и про_ ведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации, на наш взгляд, также не является прямой формой государственной поддержки инновационной деятельности. В ходе осуществления таких программ могут применяться различные формы государственной поддержки, такие как финансовое обеспечение, образовательные услуги, информационное обеспечение инновационной деятельности и т.д. Целесообразнее было бы программный подход к формированию и реализации инновационной политики государства более подробно описать в законодательном акте в качестве концептуальных основ государственной инновационной политики.

Следует отметить активность региональных органов государственной власти в создании правовых основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Так, в региональном законодательстве особое внимание уделяется таким мерам государственной поддержки,:

1) предоставление государственных гарантий;

2) предоставление из областного бюджета субсидий;

3) передача государственного казенного имущества в аренду;

4) установление особенностей определения размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом, а также внесения этой платы;

5) предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые относятся к государственной казне;

6) внесение государственного казенного имущества, в том числе средств областного бюджета, в качестве вкладов в уставные капиталы открытых акционерных обществ, являющихся субъектами инновационной деятельности;

7) установление особенностей налогообложения налогами субъектов Российской Федерации, а также федеральными налогами, установление отдельных элементов налогообложения которыми в соответствии c федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) информации по вопросам, связанным с осуществлением инновационной деятельности, содержащейся в документах, включенных в информационные системы органов государственной власти субъекта РФ;

9) содействие в установлении внешнеэкономических связей, не_ обходимых для осуществления инновационной деятельности в форме капитальных вложений.

Особое значение среди перечисленных мер государственной поддержки, так же как и на федеральном уровне, придается вопросам льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности. Определение в региональном законодательстве налоговых мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности основывается на закрепленных в Налоговом кодексе РФ возможностях снижения налоговых ставок налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации

Так, в числе мер налоговой поддержки, реализуемых на уровне субъектов РФ:

· снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, до уровня 13,5%.

· установление пониженной налоговой ставки для субъектов инновационной деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения.

· освобождение от уплаты налога на имущество организаций.

· освобождение субъектов инновационной деятельности от уплаты земельного налога, в части земельного участка, отведенного для осуществления инновационной деятельности и входящего в состав имущественного комплекса

· предоставление инвестиционных налоговых кредитов соответствии которые могут быть предоставлены по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

1) проведение организацией-налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

· снижение ставки транспортного налога в отношении транспортных средств, принадлежащих субъекту инновационной деятельности

· предоставление отсрочек, рассрочек по уплате региональных и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, а также по уплате местных

Наряду с традиционными мерами государственной поддержки особый интерес вызывает, к примеру, экспонирование, презентации и иные формы продвижения научной, научно-технической и инновационной продукции на международные рынки, установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной субъектами инновационной деятельности, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами

Наибольший эффект на пути развития научной и инновационной деятельности, как представляется, должно принести развитие на региональном уровне механизмов инвестирования сферы научно-технической и инновационной деятельности, например, организация инновационных и венчурных фондов, основная цель создания которых заключается в финансовом обеспечении инновационных проектов. Эта цель реализуется ими посредством участия в разработке реализации программ развития поддержки инновационной деятельности; целевого финансирования инновационных проектов; поиска и привлечения финансовых средств для оказания финансовой материальной поддержки инновационным предприятиям; осуществления страхования инновационных коммерческих и внедренческих рисков в страховых компаниях; оказания маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства; инвестирования научно-технических исследований инновационных производств.

Заключение.

Подводя итоги, отметим, что активность региональных органов власти в решении задач развития науки и инновационной деятельности определяется прежде всего их стремлением содействовать структурной перестройке экономики, развитию наукоемких отраслей промышленности своих регионов и на этой основе преодолению многих социально-экономических проблем.

Эффективная инновационная политика является мощным инструментом, с помощью которого государство может преодолеть спад в экономике, организовать работу внутреннего рынка и в дальнейшем выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции.

Между тем на законодательном уровне государственная инновационная политика и такое ее приоритетное направление, как государственная поддержка инновационной деятельности, не нашли своего полноценного и адекватного современным требованиям общественного развития правового обеспечения. Существующая проблема во многом объясняется несовершенством теоретических основ государственного регулирования инновационной деятельности, что препятствует целенаправленному развитию и достижению стратегических целей формирования в России инновационной экономики. Совершенствование законодательства в сфере инновационного развития должно осуществляться исключительно на основе доктринально обоснованных предложений и концепций. Только такой подход позволит достичь значительных результатов на пути развития государственной инновационной политики и системы ее нормативно-правового обеспечения.

Список литературы

1. Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. / А. А. Быков - Минск: Мисанта, 2009. - 143 с.

2. Национальная экономика Беларуси: курс лекций / Т. Ф. Балашова Могилев: - УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2012. - 120 с.

3. Измерение инноваций: проблемы сравнительной оценки: монография / Н. И. Богдан, Н. Ч. Бокун, Н. И. Бондаренко, Н. Э. Пекарская - Минск: Мисанта, 2011. - 264 с.

4. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы Беларуси / Н.И Богдан - Минск: УП «Энциклопедикс» , 2012. - 196 с.

5. Институционализация рынка инновационных проектов / Л. Н. Давыденко - Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 240 с.

6. Ноосферное развитие Беларуси: теория, методология и практика / П. Г. Никитенко - Минск: Белорус. наука, 2009. - 352 с.

7. Креативная трудология (начала инноватики): монография / Э.А. Лутохина - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 253 с.

8. Макроэкономика: уч.пособие / В.А. Воробьев - Минск: БГЭУ, 2009. - 270 с.

Основы инноваций и инновационной деятельности в России на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ

3. Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5. Показатели инновационной деятельности организации

6. Управление рисками в инновационной деятельности

7. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД»

8. Государственное регулирование инновационной деятельности

9. Фактор риска в инновационной деятельности

10. СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ