Новости

Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда

Работа добавлена:






Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда на http://mirrorref.ru

8. Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда

Пол Фейерабенд (1924-1974)исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. Это путь для преодоления схоластичности современной философии науки.Пролиферация –максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки, и научные идеи, и мышление ее создателей должны рассматриваться как нечто диалектическое – сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс. Наука, ее история и философия должны развиваться в тесном единстве и взаимодействии.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский , подход к анализу науки, развитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается.  Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант  развития науки.

Считает односторонним социально-экономический анализ социокультурных детерминант развития науки, так как этот анализ впадает в другую крайность – выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних. Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Его методологическое кредо «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживающими внимания.

Резко выступал против неопозитивистского схоластического конформизма с его требованием оставлять все так, как есть. Подчеркивает, что методологические директивы не являются статичными, неизменными, а всегда носят конкретно-исторический характер. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями. И кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно наиболее достоверно объяснить эволюцию теории, которую нельзя не учитывать в методологических оценках.

Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Концепция критического реализма Карла Поппера

2. Реферат Формы теоретического уровня научного познания: Проблема, гипотеза, теория, концепция

3. Реферат Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция динамики культуры О. Шпенглера

4. Реферат КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В НЕОПРАГМАТИЗМЕ

5. Реферат Судьбы русского реализма на рубеже веков

6. Реферат Своеобразие критического реализма первой половины 20 века

7. Реферат Концептуальные возможности схоластического реализма как инструмента мышления

8. Реферат Структура теоретического знания

9. Реферат Методологическая традиция социального реализма. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели

10. Реферат МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ