Образование как социальный институт и механизм социализации личности

Работа добавлена:






Образование как социальный институт и механизм социализации личности на http://mirrorref.ru

60.Образование как социальный институт и механизм социализации личности.

Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру.В качестве ее основных элементов можно выделить

  • учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,
  • социальные общности (педагоги и учащиеся),
  • учебный процесс как вид социокультурной деятельности

Система образования включает:

  • систему дошкольного воспитания,
  • общеобразовательную школу,
  • профессионально-техническое образование,
  • среднее специальное образование,
  • высшее образование,
  • послевузовское образование,
  • систему повышения квалификации и переподготовки кадров,
  • образование по интересам.

Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием.В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения. На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин.

В большинстве стран мира среднее образование считается обязательным. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей.

Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в них людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола. Образование способствует развитию демократии, поскольку ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане.

«Теория человеческого капитала»: образование — капиталовложение в будущее людей. Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала – природных способностей. Этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в началетрудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям.

Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей об­щества, являющихся неотъемлемым условием его вклю­чения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит актив­ное вовлечение индивида в деятельность различных соци­альных групп.

Социология разделяет две стадии социализации личности:

  • адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меня­ют условия жизни — место работы, жительства и др.;
  • интериоризация сводится к усвоению социокультурных норм и ценностей, когда они становятся собственными убеждениями личности.

В результате социализации происходит приобретение индивидом социального «Я», он стано­вится личностью с характерными для нее ценностями, убеждениями и т.д.

Социализация не ограничивается рамками семьи, она пролегает и через другие малые группы и социальные институты: сверстники, школа, армия, вуз и др.

Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.

Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.

В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, социальная самоидентификация личности, т.е. личность начина­ет осмысливать свою социальную принадлежность, соци­альные роли, формирует самооценку.

Образование как социальный институт и механизм социализации личности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ

2. Социальный институт

3. Семья как социальный институт

4. Наука как социальный институт

5. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

6. Понятие семьи и ее роль в развитии, воспитании и социализации личности

7. Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации

8. Социальный институт церкви в условиях постсекуляризма: политико-идеологический аспект

9. Проблема истины. Методология научно-познавательной деятельности. Наука как социальный институт

10. Три аспекта бытия науки (наука как познавательная деятельность, социальный институт и сфера культуры)

5 stars - based on 250 reviews 5