Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления

Работа добавлена:






Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления на http://mirrorref.ru

54.Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления.

В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, которые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних ограничены. Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его мышление.

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.

Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-ные, абстрактные их свойства.

Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-ний в той или иной частной ситуации.

В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за-дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-туации, опробования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.

Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.

Виды мышления:

По характеру решаемых задач

  • Теоретическое
  • Практическое

По степени новизны и оригинальности

  • Репродуктивное (воспроизводящее)
  • Продуктивное (творческое)

По степени развѐрнутости

  • Интуитивное
  • Дискурсивное

Мышление носит потребностно-мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны по-требностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления (наглядно-действенное, образное, абстрактно-логическое). Определение понятия «интеллект»

2. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации

3. Мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы и функции мышления

4. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления

5. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления

6. Развитие мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического мышления

7. Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления. Командный труд

8. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения

9. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи

10. Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии