Новости

Организация работы с документами в государственных учреждениях на примере канцелярии Администрации города Новочебоксарска

Работа добавлена:






Организация работы с документами в государственных учреждениях на примере канцелярии Администрации города Новочебоксарска на http://mirrorref.ru

Содержание.

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1.  Нормативно-правовая база, структура  и функции Администрации города Новочебоксарска.

1.1. Нормативно-правовой статус города Новочебоксарска в составе Чувашской Республики, структура и функции Администрации города………………………………………………………………………………..10

1.2. Регулирование деятельности администрации города Новочебоксарска в федеральными, региональными и локальными нормативными актами…………………………………………………………………....17

Глава 2. Электронный документооборот в администрации города Новочебоксарска, этапы работы с документами.

2.1. Электронный документооборот…………………………………..31

2.2. Этапы работы  с документами…………………………………….39

Глава 3. Организация хранение документов в канцелярии администрации города Новочебоксарска.

3.1. Номенклатура дел и организация экспертизы ценности документов……………………………………………………………………..……49

3.2. Формирование и оформление дел, подготовка дел к передаче в архив…………………………………………………………………………….56

Введение…………………………………………………………………..65

Список используемой литературы……………………………………71

Введение.

Государственная и муниципальная служба - важнейший механизм государственного управления. В этой сфере заняты миллионы граждан, публичная (в интересах общества) деятельность которых должна быть высокопрофессиональной, эффективной. От того как реализуется государственная политика и организуется управление внутри государственных и муниципальных структур, зависят авторитет государства, государственных и муниципальных служащих, эффективность затрат на государственное и муниципальное управление.

В настоящее время возрастает значимость деятельности государственных служащих, решающих сложные задачи государственного управления. Поэтому обозначенные  проблемы, связанные с документированием деятельности  государственной службы и управления, приобрели особую актуальность, причем с ними приходится сталкиваться каждому независимо от того, какие задачи и функции он выполняет в учреждениях и организациях России.

Специфика государственной службы, несимметричность служебных отношений и наличие субординации потребовали выработки специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли поведение и взаимоотношения сотрудников в различных конкретных служебных ситуациях (распоряжение, наказание, поощрение, обращение, общение с подчиненным, совещание, увольнение с государственной службы, границы лояльности государственного служащего по отношению к руководителю или учреждению).

В курсовой работе рассмотрены теоретические основы документированием деятельности  государственной службы, проблемы и актуальные вопросы ведения делопроизводства.

Актуальность темы обусловлена современным этапом развития государственного управления в России, быстрым развитием и автоматизацией делопроизводства, характеризуется возросшей потребностью в профессиональных мобильных специалистах, способных успешно выполнить все требования в изменяющихся социально-экономических условиях.

Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении организации работы с документами  в государственных учреждениях на примере канцелярии Администрации города Новочебоксарска.

Достижение поставленной цели обусловило выдвижение и решение следующих задач:

  • проанализировать степень эффективности действующей системы документационного обеспечения управления;
  • разработать рекомендации по совершенствованию системы документационного обеспечения управления;
  • обосновать необходимость в системе документационного обеспечения управления.

Предмет исследования – экономико-организационные, социальные и нормативно-правовые аспекты системы документационного обеспечения управления.

В качестве объекта исследования выбрана канцелярия при отделе управления делами Администрации города Новочебоксарска.

Для осуществления своевременной обработки и передачи на разные его уровни управленческой информации организуются службы документационного обеспечения. В практике управления действуют следующие службы документационного обеспечения (ДОУ): управление делами, общий отдел, канцелярия. Одной из функций структурных частей службы ДОУ является функция управления делами, которое осуществляет: прием и учет предложений, заявлений и жалоб граждан; подготовку и передачу на рассмотрение руководству учреждения предложений, заявлений и жалоб, требующих решения руководства; передачу предложений, заявлений и жалоб на исполнение в соответствующие структурные подразделения и контроль за сроками их исполнения; извещение заявителей о результатах рассмотрения предложений, заявлений и жалоб; формирование дел с обращениями граждан; анализ и обобщение результатов исполнения предложений, заявлений и жалоб; организацию приема посетителей.

Функциями экспедиции являются: приём поступающей корреспонденции, сортировка на регистрирующую и не регистрирующую, распределение по структурным подразделениям учреждения; ведут количественный учёт документов; отправка исходящей корреспонденции, доставка корреспонденции в структурные подразделения и адресатам.

Функциями по учёту и регистрации корреспонденции: учёт и регистрация входящих и исходящих, внутренних документов, ведение справочно-информационного аппарата и поиск информации, проверка правильности исходящих и внутренних документов.

Функциями контроля: контроль за своевременным использованием документов, проверка сроков выполнения структурными подразделениями устных поручений руководителя, информирование руководства о ходе исполнения документа и поручения.

Функциями архива: приём, учёт, хранение, использование дел, подлежащие сдачи в архив; контроль правильного формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях; подготовка дел к передаче в архив.

Три категории работников управления делами : руководители (начальник управления делами, начальник канцелярии, заведующий архивом, заведующий машинописным бюро, заведующий общим отделом) специалисты и технические исполнители

Операции выполняемые управлением делами:

  • Контроль за соблюдением стандартов на документы.
  • Экспедиционная обработка и доставка документов исполнителям.
  • Регистрация документов и учётно-справочная работа.
  • Контроль за исполнением документов.
  • Формирование, оформления, хранения и использования дел.
  • Оформление и выпуск распорядительной документации учреждений.
    • Машинописное изготовление, копирование и размножение служебных документов.

Организация работы с документами направлена на создание оптимальных условий для всех операций с документами и включает организацию документооборота (движения документа с момента создания или получения до исполнения или отправки), хранения документов и их использования.

Отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами, называют делопроизводством.

Документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, которые позволяют ее идентифицировать. Официальные документы создаются юридическими или физическими лицами, оформляются и удостоверяются в установленном порядке. К официальным документам относят управленческие, научные, технические, производственные и др.

Важное место среди официальных документов занимают управленческие документы, которые являются основой документации любого бюджетного учреждения. Состав управленческих документов определяется компетенцией и функциями бюджетного учреждения, порядком решения вопросов (единоначалие или коллегиальность), объемом и характером взаимосвязей как в самой организации (структура учреждения, количество и функции заместителей и др.), так и с другими организациями (вышестоящими органами, общественными структурами и т.д.). Все документы оформляются в соответствии с требованиями государственных стандартов и, за исключением финансово-бухгалтерских и учетно-статистических, относятся к системе организационно-распорядительной документации.

Законодательством РФ установлены нормы, регламентирующие весь процесс документооборота организации - от создания документов до сдачи их на хранение в архив. При организации делопроизводства в бюджетном учреждении необходимо прежде всего учитывать следующие нормативные правовые акты:

- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003);

- Федеральные законы от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 01.12.2007), от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (в ред. от 13.05.2008);

- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11.12.2002);

- часть четвертая ГК РФ;

- Постановления Правительства РФ от 27.12.1995 N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (в ред. от 14.12.2006), от 17.06.2004 N 290 "О Федеральном архивном агентстве" (в ред. от 29.05.2008);

- Распоряжение Правительства РФ от 21.03.1994 N 358-р "Об обеспечении сохранности документов по личному составу";

- Приказ Минкультуры России от 08.11.2005 N 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (далее - Типовая инструкция по делопроизводству);

- Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом от 06.10.2000 (в ред. от 27.10.2003) (далее - Перечень типовых управленческих документов);

- Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 N 1182;

- Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988 (в ред. от 31.07.2007);

- Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия, утвержденное Приказом Росархива от 19.01.1995 N 2;

- Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение о документах и документообороте);

- ГОСТ Р 6.30-2003 —ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст)., Р 51141-98 —"Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28)., 6.10.4-84 —ГОСТ 6.10.4-84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 09.10.1984 N 3549).

Также в процессе работы с документами используются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации:

- Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299) (ред. от 28.03.2008);

- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) —Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (ред. от 18.07.2007).

; и др.

Методология исследования базируется на системном подходе к анализу управленческих явлений в практике российских предприятий. Для решения определенных в работе задач использован комплекс методов, существующих в современной науке и позволяющих исследовать эффективность системы управления персоналом. Основными методами исследования для определения эффективности функционирования системы управления персоналом на предприятиях стали экономико-математические и статистические методы, включающие анализ производственных показателей и изучение уровня полезности автоматизации процессов на предприятии методом социологических опросов, анкетирования, тестирования, моделирования ситуаций, методом экспертной оценки.

Методологическая основа данного исследования сформировалась как синтез классических взглядов на вопросы управления (Фр.У. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, Д. МакГрегор), современных взглядов на процесс формирования системы документационного обеспечения управления (И.В. Головина, Н. Н. Кушнаренко, М.В. Кирсанова,Т.В. Кузнецова).

Глава 1.  Нормативно-правовая база, структура  и функции Администрации города Новочебоксарска.

1.1. Нормативно-правовой статус города Новочебоксарска в составе Чувашской Республики, структура и функции Администрации города.

Город Новочебоксарск Чувашской Республики основан в 1960 году и входит в состав Чувашской Республики в качестве муниципального образования (городского поселения) в соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» —Закон ЧР от 24.11.2004 N 37 (ред. от 28.12.2007) "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа"// http://chuvashia.news-city.info..

Территорию города Новочебоксарска Чувашской Республики составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города Новочебоксарска Чувашской Республики, рекреационные земли, земли, необходимые для развития города, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ города Новочебоксарска Чувашской Республики. Она определена границами, существующими на момент принятия Устава города, который был установлен Законом Чувашской Республики)"Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа.

Картографическое описание границ Новочебоксарского городского округа и схематическая карта города Новочебоксарска Чувашской Республики, разработанная в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства являются приложением к уставу города. Изменение границ и преобразование города может осуществляться законом Чувашской Республики по инициативе населения, органов местного самоуправления города Новочебоксарска, органов государственной власти Чувашской Республики, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Город Новочебоксарск – это современный промышленный город, обеспечивающий комфортные условия проживания граждан, имеющий удобную планировочную организацию, где зоны производственные, складские, транспортные отделены от жилых районов. Производственная и коммунальная зоны (ОАО «Химпром», ТЭЦ-3, очистные сооружения) расположены к востоку и юго-востоку от жилой застройки и изолированы от них нормативными санитарными разрывами.

Город Новочебоксарск со всем комплексом промышленных предприятий располагается в правобережье реки Волги, в пределах междуречья рек Цивиль и Кукшум. Русло последнего ограничивает территорию с запада и с юга, северной границей служит река Волга, а восточной река Цивиль. Ведущим градообразующим предприятием является акционерное общество «Химпром». Промышленный потенциал Новочебоксарска включает в себя 219 предприятий всех форм собственности, в том числе основных — 18. Город имеет хорошо развитый строительный комплекс, позволивший в свое время возвести не только «Химпром» и Чебоксарскую ГЭС, но и современные жилые районы с развитой социальной инфраструктурой. Только его жилой фонд составляет порядка 2 миллиона квадратных метров —Официальный сайт администрации города Новочебоксарска. // http://gov.cap.ru..

Город Новочебоксарск начали возводить в 1960 году, когда вокруг больших городов создавались города спутники. Первоначально он так и назывался «Спутник». Начали строить его на свободных от застроек площадях. Разрастаясь, он вбирал в себя окрестные деревни - Ельниково, Яндашево, Анаткасы, Цыганкасы и др. Днем рождения города Новочебоксарска принято считать 18 ноября 1960 года. 27 декабря 1971 года Президиум Верховного Совета РСФСР сделал подарок новочебоксарцам, издав Указ «Об отнесении города Новочебоксарска Чувашской АССР к категории городов республиканского (ЧАССР) подчинения)». Его территория составляет 36,7 кв.км. Городская черта утверждена в декабре 1998 года —Официальный сайт администрации города Новочебоксарска. //http://gov.cap.ru..

Город делится на три жилых района: Восточный, Южный, Западный. В них 18 микрорайонов. В состав городского округа также входят следующие населённые пункты: Толиково, Тоскинеево, Ольдеево, Банново, Иваново и дачные посёлки при коллективном саде «Надежда» и Левобережный. Жилые микрорайоны города застроены 5-10-этажными жилыми домами. При этом особое внимание уделяется застройке вдоль основных магистралей и улиц города с размещением на первых этажах жилых домов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Внутри микрорайонов расположены школьные и дошкольные учреждения. Жилая застройка имеет полное обеспечение социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Население города на 1 января 2009 года составляло 127,2 тысяч человек (или  9,94 процента от общей численности населения Чувашской Республики), из которых 126,9 тысяч человек (99,8 процента) — горожане, 0,3 тысячи человек (0,2 процента) — сельские жители. Город занимает 133-е место по численности среди городских поселений Российской Федерации. Территория составляет 72,2 квадратных километра, а плотность населения — 2469,7 человека на 1 квадратный километр —Официальный сайт администрации города Новочебоксарска . // http://gov.cap.ru..

Город Новочебоксарск со всем комплексом промышленных предприятий располагается в правобережье реки Волги, в пределах междуречья рек Цивиль и Кукшум. Русло последнего ограничивает территорию с запада и с юга, северной границей служит река Волга, а восточной река Цивиль.

Город Новочебоксарск имеет свой флаг и герб (см. приложение № 1). Автор современного герба Новочебоксарска — геральдист Вадим Анатольевич Шипунов. Он утвержден решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 9 февраля 2005 года.  23 марта 2005 года герб и флаг города внесены в Государственный геральдический регистр.

Итак, город Новочебоксарск Чувашской Республики муниципальное образование наделенное статусом городского поселения. Его правовой статус утвержден законами Чувашской Республики и муниципальными нормативными актами. Это современный промышленный город, имеющий развитую инфраструктуру.

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики. Структуру Администрации составляют глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, его заместители, структурные подразделения местной администрации: Управление делами, кадровой работы и по связям с общественностью,Отдел экономики, развития предпринимательства и торговли, Финансовое Управление, Отдел образования и молодежной политики, Отдел по охране прав детства, Отдел культуры и архивного дела, Отдел ЗАГС, Отдел информационного обеспечения и информатики, Юридический отдел, Управление имущественных и земельных отношений, Отдел бухгалтерского учета,  Отдел здравоохранения, физической культуры и спорта, Отдел городского хозяйства, экологической безопасности и жилищных отношений.

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики является юридическим лицом.

Глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики руководит администрацией города Новочебоксарска на принципах единоначалия и подотчетен Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов. Он представляет Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики ежегодные  отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных городским Собранием депутатов и обеспечивает осуществление администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Чувашской Республики.

В полномочия главы администрации города Новочебоксарска входят  полномочия представлять город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Новочебоксарска. Он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики, издает в пределах своих полномочий собственные правовые акты. У него есть право требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава администрации города Новочебоксарска обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики. —Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики. Принят решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1 (с изм.,от 10.09.2009 №С 68-1) //http://gov.cap.ru/main.asp?govid=82.

Непосредственно к компетенцию главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики входят следящие полномочия:

1. В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики:

а) осуществляет общее руководство деятельностью администрации города, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации;

б) заключает от имени администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики договоры в пределах своей компетенции;

в) разрабатывает и представляет на утверждение Новочебоксарского городского Собрания депутатов структуру администрации города Новочебоксарска, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации;

г) утверждает положения о структурных подразделениях администрации, не являющихся юридическими лицами;

д) назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации города и иных работников администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

е) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом города.

2. В сфере взаимодействия с Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики:

а) вносит на рассмотрение в городское Собрание депутатов проекты нормативных правовых актов города;

б) вносит на утверждение городского Собрания депутатов проекты местного бюджета города Новочебоксарска и отчеты о его исполнении;

в) вносит предложения о созыве внеочередных заседаний Новочебоксарского городского Собрания депутатов;

г) предлагает вопросы в повестку дня заседаний Новочебоксарского городского Собрания депутатов;

д) представляет на утверждение Новочебоксарского городского Собрания депутатов планы и программы социально-экономического развития города, отчеты об их исполнении.Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики. Принят решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1 (с изм.,от 10.09.2009 №С 68-1) //http://gov.cap.ru/main.asp?govid=82.

Глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения местной администрации, которые вступают в силу с момента их подписания.

Для нашей специальности особый интерес представляет отдел организацино-контрольной и кадровой работы администрации города Новочебоксарска. Это структурное подразделение отвечает заорганизационное обеспечение деятельности главы администрации, в том числе за мероприятия с его участием,обеспечение деятельности главы администрации по решению кадровых вопросов, ведет учет поступающих в адрес главы администрации письменных обращений граждан и организаций, их мониторинг, подготовливаетсовместно со структурными подразделениями администрации ответы на поступившие обращения и письма. Так же ведетконтроль за исполнением структурными подразделениями администрации решений и поручений главы администрации.

Одной из основных функций отдела является ведение делопроизводства администрации.

К остальным функциям относятся:

  • Учет и анализ письменных обращений граждан и организаций, поступающих в адрес главы администрации и обеспечение их рассмотрения структурными подразделениями администрации;
  • подготовка предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений  главе администрации;
  • организация подготовки проектов решений главы администрации, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора, назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;
  • организация подготовки проектов решений главы администрации, связанных с назначением и освобождением руководителей муниципальных предприятий и учреждений, заключения с ними трудовых договоров, оформления соответствующих документов;
  • решение иных вопросов кадровой работы;
  • обеспечение единого порядка передачи в архив документации Отдела в соответствии с действующей номенклатурой дел и соответствующими инструкциями —Положение об  Отделе организационно-контрольной и кадровой работы администрации города Новочебоксарска (Утв. распоряжением главы администрации города Новочебоксарска от 08.10.2008 № 180-В). // ttp://gov.cap.ru.

Таким образом, Администрация города Новочебоксарска это орган местного самоуправления осуществляющий  функции по решению вопросов местного значения и осуществлению переданных ему полномочий. Его структуру составляют: глава Администрации, его заместители возглавляющие управления по отдельным вопросам.

1.2.Регулирование деятельности администрации города Новочебоксарска международными, федеральными, региональными и локальными нормативными актами.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» —Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //http://www.consultant.ru (20.05.2010)..

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления, устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления, закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением, право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры. Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, об источниках финансирования органов местного самоуправления, об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления, а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления» —Федеральный закон от 11.04.98 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» //http://www.consultant.ru (20.05.2010)., закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление» —Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//http://www.consultant.ru (20.05.2010).

. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

• органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользо