Новости

Анализ редакторской подготовки учебного издания (на примере рукописи Маньковского И.А.«Залог: комментарий законодательства и судебной практики»)

Работа добавлена:






Анализ редакторской подготовки учебного издания (на примере рукописи Маньковского И.А.«Залог: комментарий законодательства и судебной практики») на http://mirrorref.ru

Санкт – Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ИЗДАНИЙ»

Анализ редакторской подготовки учебного издания (на примере рукописи Маньковского И.А.«Залог: комментарий законодательства и судебной практики»)

Выполнил: ___________________

Гр._________

Проверил: ___________________

Санкт – Петербург

2011

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические предпосылки анализа редакторской подготовки учебных изданий 4

1.1 Общая типологическая характеристика учебных изданий 4

1.2 Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации 5

1.3 Конструирование учебного издания 9

1.4 Работа редактора над обучающим изданием 10

1.5 Требования к языку и стилю 17

1.6 Работа редактора над аппаратом учебного издания 19

1.7 Работа редактора над иллюстрациями 23

1.8 Формирование изданий учебной литературы 24

Глава 2. Редакторский анализ учебного издания Маньковского И.А. «Залог: комментарий законодательства и судебной практики»

2.1  Редакторское заключение о рукописи 26

2.2 Редактирование-правка издания 29

2.3 Языково-стилистическая правка  29

2.4  Работа над аппаратом издания 31

2.5 Работа над нетекстовым элементами 31

Заключение  32

Библиографический список 33

Приложение 1. Список использованных ГОСТов 35

Приложение 2. 36

Приложение 3 37

Приложение 4 38

Введение

Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью на сегодняшний день редакторского анализа учебных изданий.

Между тем, редакторский анализ представляет собой важнейший профессиональный метод интеллектуальной деятельности. Он используется в творческой работе над произведением и всеми элементами издания. С помощью редакторского анализа определяются конкретные варианты производственного цикла.

Задачи редакторского анализа как метода интеллектуальной деятельности связаны с обработкой и подготовкой к публикации литературного материала - произведения и сопровождающих его текстов. Теоретические основы редакторского анализа составляют материалы специальных дисциплин, логики, лингвистики, философии, психологии и др. Прагматическая направленность редакторского анализа обусловлена реализацией профессионального замысла редактора в материальной форме издания.

Объектом изучения являются особенности редакторского анализа учебных изданий.

Предметом изучения выступает редакторский анализпособиядля студентов и преподавателей вузов, а также специалистовна примере второй и третьей главы рукописиМаньковского И.А. «Залог: комментарий законодательства и судебной практики».

Целью работы становится редакторский анализ учебных изданий. Задачи работы следующие: определить теоретические предпосылки анализа редакторской подготовки учебных изданий, дать типологическую характеристику учебных, выявить предметную область учебных изданий, рассмотреть виды учебных изданий, выяснить, как происходит конструирование учебного издания, изучить, как происходит работа редактора над обучающим изданием, над аппаратом учебного издания, над иллюстрациями, выявить, каковы требования к языку и стилю учебных изданий; во второй части работы задачей является редакторский анализ второй и третьей глав учебного издания-рукописи Маньковского И.А. «Залог: комментарий законодательства и судебной практики».

Глава 1. Теоретические предпосылки редактирования учебных изданий

1.1 Общая типологическая характеристика учебных изданий

Подготовка учебных изданий - особая область редакционно-издательской деятельности. Дело в том, что процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При конструировании необходимо исходить из двух положений.

  1. Учебное издание - одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.

Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности. —Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. - с. 28

В самостоятельный комплекс учебные издания выделяются по целевому назначению и по характеру информации. ГОСТ 7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует учебное издание как «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста».

Предмет учебного издания - специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.

1.2 Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

Выделяют четыре группы изданий, методика редакторской подготовки которых учитывает целевое их назначение и характер информации.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий. Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий. Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий (см. Приложение 1). —Литературное редактировании: Материалы для занятий: Учебное пособие / И. К. Гужова, Р. А. Молибоженко, К. М. Накорякова, Т. И. Сурикова. Под ред. К. М. Накоряковой. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – с.98 

Остановимся на характеристиках этих изданий, существенных с точки зрения их редактирования.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. —Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. - с. 30 

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему.

Учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Для студентов вузов выпускают такие издания, как курсы лекций и конспекты лекций.

Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций - авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.

В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.

Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.

Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений. —Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. - с. 31 

Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины. —Литературное редактировании: Материалы для занятий: Учебное пособие / И. К. Гужова, Р. А. Молибоженко, К. М. Накорякова, Т. И. Сурикова. Под ред. К. М. Накоряковой. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – с.101 

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом.

1.3 Конструирование учебного издания

Конструирование учебного издания - сложный процесс. В основе подхода создания учебного издания лежат три позиции.

Во-первых, учебное издание - система знания и, следовательно, при его конструировании необходимо учитывать специфику предметной области дисциплины.

Во-вторых, учебное издание - дидактическая система. Изложение содержания строится таким образом, чтобы учебная дисциплина усваивалась эффективно.

Наконец, в-третьих, учебное издание - педагогическая система. Издание конструируется таким образом, чтобы обучаемый не только усваивал теоретические и практические знания и навыки, но и формировался как личность.

Эти три позиции учитывает редактор, на них опирается, работая учебным изданием.

Кроме того, учебные издания конструируются с учетом особенностей содержания (информации), а также выполняемых изданием функций.

При конструировании учебного издания учитывают его целевое назначение, категории обучаемых, а также возможности используемых элементов.

Конструирование учебного издания должно быть подчинено задачам последовательного изложения учебной дисциплины, направлено на активизацию творческого потенциала обучаемого.

Наиболее сложной является редакторская подготовка обучающих изданий.

1.4 Работа редактора над обучающим изданием

Учебное издание включает произведение учебной литературы и аппарат (см. Приложение 2).

Остановимся на каждом элементе учебного издания.

Произведение учебной литературы, которое является основой издания, включает введение, основную часть, разбитую на разделы, части, главы, параграфы, выводы из разделов, частей, глав, заключение.

При анализе основной части произведения редактор рассматривает его содержание и структуру. Содержание должно соответствовать научной концепции дисциплины, отражать соответствующую область знания, акцентировать внимание на злободневных проблемах. —Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: Олимп: АСТ, 2009. – с.215

Рассматривая содержание учебника, редактор должен ориентироваться на учебную программу дисциплины, которая определяет состав информации и последовательность изложения материала.

Деление на части должно быть подчинено законам овладения информацией - объем каждой из них должен соотноситься с возможностями усвоения и запоминания материала в относительно короткий промежуток времени. Причем каждый относительно законченный проблемно-тематический раздел должен представлять собою определенную ступень познания дисциплины. Кроме того, деление текста на части должно быть подчинено единому логическому принципу, который должен прослеживаться в соподчиненности заглавий разделов. Каждая часть произведения, как уже говорилось, должна иметь название, отражающее ее содержание. Название усиливает возможности запомнить содержание данной части.

Анализируя структуру произведения, редактор выявляет соответствие содержания раздела названию, название параграфов названиям глав и частей. Причем прежде всего редактору следует опираться на дидактические единицы программы. Необходимо, чтобы название было кратким, ясным, полностью охватывало содержание раздела, хорошо запоминалось. Часто в качестве названия используется вопрос, которому посвящен раздел. Например, «Закон Бойля-Мариота», «Теорема Пифагора» и др.

Обучающие издания должны представлять в комплексе систему апробированных достоверных теоретических и практических знаний. Их основу составляет фундаментальная информация, которая необходима для овладения предметом и является базой знаний в данной сфере деятельности. Эта информация запоминается и становится основанием для формирования информационной культуры личности. Кроме того, она привлекается при изучении других предметов. —Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: Олимп: АСТ, 2009. – с.218

Особое внимание в обучающем издании уделяется методологическим положениям дисциплины. Обучающие издания должны формировать систему представлений, знаний о формах и методах соответствующей сферы деятельности, информационную культуру личности, включающую мировоззренческие, нравственные и эстетические позиции человека.

Оценивая содержание, редактор опирается на следующие критерии: научность, системность изложения, доступность, целостность, полнота. —Сикорский Н.М., Брейтбург С.М. и др. Теория и практика редактирования: В 2 ч. Ч. 2. Редактирование отдельных видов литературы. М.: Высшая школа, 1964. – с.121

Применительно к учебным изданиям перечисленные критерии получают определенное наполнение. Так, критерий научности подразумевает достоверность и точность приводимых фактов. Редактор анализирует целесообразность включения тех или иных фактов, правильность их соотношения, истинность связей и отношений между ними. Причем в учебной литературе особенно важны точность приводимых сведений, их качество (яркость, запоминаемость, показательность, конкретность и практичность). Все факты редактор исследует в контексте основной темы произведения, определяя правильность выбора формы их представления (документальная, информационная, художественно-образная).

Системность изложения обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательностью приводимых положений.

Особенно важен в редакторском анализе критерий доступности. Речь идет о соответствии формы изложения, языка, стиля возможностям восприятия и усвоения информации обучаемыми конкретной категории.

Именно поэтому важно, чтобы редактор хорошо представлял себе читателя, для которого он готовит издание. Глубина раскрытия вопросов, их сложность должны соответствовать уровню знаний учащихся, развивать эти знания, расширяя информационное поле и информационный тезаурус обучаемого.

Целостность произведения обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой.

Полнота изложения определяется полнотой отражения учебной программы.

При анализе введения редактор прежде всего оценивает правильность выбора аспектов, составляющих содержание данного раздела. Эти аспекты определяются свойствами предмета и читательского адреса учебного издания. Так, во введение могут быть включены исторические сведения, характеристика современного состояния, тенденций, перспектив развития рассматриваемых в учебном издании вопросов. Очевидно, не каждое введение требует рассмотрения всех перечисленных аспектов. Они связаны с характером дисциплины учебника. Значение имеют место данной дисциплины в учебном процессе, время ее изучения (младшие, старшие классы и курсы), взаимодействие с другими предметами. —Методические указания автору вузовской книги/Ред Иванов А. В.— 2-е изд., перераб. и доп.— С.-Пб.: СПбГТУ, 2000.— с. 25

Кроме того, редактору необходимо оценить характеристику учебной дисциплины, данную во введении. Тут особенно важно раскрыть логику ее построения, связь с практикой, а также с другими областями знания.

Важное значение имеют методические рекомендации по самостоятельному овладению дисциплиной. Этот материал усиливает дидактические возможности учебного издания. Тут необходимо учитывать категорию обучаемых, специфику дисциплины, а также другие издания учебного комплекса.

Структура и композиция обучающего издания определяются логикой построения науки или отраженной деятельности, а также значением методов, используемых для получения знаний в данной сфере.

Кроме того, построение учебного издания определяется задачами обучения. Содержание должно излагаться таким образом, чтобы наилучшим, наиболее надежным путем обучаемый мог овладеть всей имеющейся в издании информацией. —Бейлинсон В. Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий.— М.: Книга, 1986.— с.102

Структурирование текста направлено на решение именно последней задачи. Поэтому необходимо использовать все возможные средства, которые способствовали бы усилению внимания, упорядочению информации того или иного фрагмента текста.

Различные фрагменты текста имеют неодинаковое значение с точки зрения общей концепции дисциплины. Поэтому текст разделяют на основной, пояснительные и дополнительные, которые отделяются друг от друга шрифтовыми решениями и расположением на полосе. Эти тексты используются в произведении и в различных элементах аппарата.

В функциональном плане основной текст, пояснительные и дополнительные выполняют разные задачи.

Так, основной текст должен быть усвоен полностью. Он включает базовую, обязательную для овладения предметом информацию. В основном тексте находят отражение знания предметной области дисциплины.

Именно поэтому авторы часто предлагают к изданию произведение литературы, состоящее только из основного текста.

Такой подход неверен, и редактору следует предложить автору расширить обучающие возможности произведения за счет пояснительных и дополнительных текстов. —Бейлинсон В. Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий.— М.: Книга, 1986.— с.103

Основной текст должен отвечать ряду требований, которые учитывает редактор при его анализе.

Прежде всего необходимо иметь в виду, что в учебном издании важное место занимают классификации, законы, закономерности, правила, нормы. Они должны отвечать современному уровню науки и не противоречить сложившейся практике. Кроме того, они должны излагаться четко, ясно, экономно, раскрывать важнейшие аспекты дисциплины, поясняться автором. Между включенными в содержание законами и классификациями должна отчетливо прослеживаться связь.

Сведения, данные, факты основного текста должны быть авторитетны, соответствовать общепринятым нормам. В школьные учебники не следует включать дискуссионные вопросы. В учебники для высшей школы их вводят дозировано, раскрывая и объясняя имеющиеся точки зрения.

Формулировки, включенные в текст, должны быть однозначны, непротиворечивы, соответствовать возможностям восприятия определенной категории обучаемых.

Остановимся на пояснительных и дополнительных текстах.

Пояснительные тексты, как правило, располагаются в границах той страницы, на которой расположен основной текст. Они содержат популяризаторскую информацию, примеры использования или внедрения различных результатов данной сферы деятельности, исторические справки.

Так, в учебники по физике для общеобразовательной школы включают портреты и краткие биографии ученых, открывших закономерности и законы, предложивших важнейшие практические разработки. В данном случае пояснительные тексты обеспечивают гуманитарную составляющую учебного издания, расширяют кругозор школьника. В учебник для вузов по химии можно включить историческую справку о развитии какого-то производства или о применении в медицине химических элементов. Подобные тексты имеют практическое значение, соотнося теоретические знания с конкретной деятельностью отрасли. —Сикорский Н.М., Брейтбург С.М. и др. Теория и практика редактирования: В 2 ч. Ч. 2. Редактирование отдельных видов литературы. М.: Высшая школа, 1964. – с.125

Пояснительные тексты должны расширять обучающие возможности издания, включать описания процессов и явлений.

Анализируя пояснительные тексты, редактор ориентируется на возможности восприятия информации, следит за тем, чтобы изложение было доступным для соответствующей читательской категории.

Многие учебные дисциплины, особенно исторического и социально-экономического характера, опираются на документы, свидетельства очевидцев. Такие материалы или фрагменты из них завершают разделы или произведение в целом. Эти материалы составляют блок дополнительных текстов. Как дополнительные используются и научные материалы, подтверждающие отдельные положения основного текста.

С особым вниманием редактору следует относиться к расположению пояснительных и дополнительных текстов. Пояснительные тексты должны быть «привязаны» к основному зрительно, с тем чтобы обучаемый непосредственно в процессе изучения классификации или закона формировал определенный ассоциативный ряд: закон - пример его использования, закон - личность того, кто его открыл. —Петрова Л. И. Общий курс редактирования: Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентов специальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л. И. Петрова. – Мн.: БГТУ, 2004. – с.35

Дополнительные тексты, как уже говорилось, располагаются в конце раздела и связаны с основным текстом системой ссылок. Ясно, что запоминать этот материал не обязательно. Однако дополнительное подтверждение отдельных положений способствует лучшему их усвоению, усиливает степень их достоверности. Редактору необходимо определить, насколько существенны те положения, которые дополняются отобранными автором документами. Отбор должен быть направлен на то, чтобы основное и главное дополнялось в приложениях, а второстепенное оставалось содержанием только основного текста.

1.5 Требования к языку и стилю

Существует ряд требований, которые учитывает редактор при анализе языка и стиля учебного издания.

Язык учебного издания должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории обучаемых. Важно, чтобы в каждом конкретном случае автор правильно выбрал тип изложения. Известно, что существует описание, рассуждение и повествование. Каждый тип изложения имеет свою специфику, и необходимо, чтобы он соответствовал характеру материала. Например, раскрывая теорему, автор должен прибегнуть к рассуждению, описывая развитие процесса - к повествованию, давая характеристику объекта - к описанию. При этом изложение должно быть конкретным, убедительным. —Буга П. Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение /[Послесл. О. В. Долженко].— М.: Книга, 1987.— с.132

Язык учебной книги должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. Автору необходимо полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию.

При изложении материала необходимо добиться единообразия в постановке сходных проблем, в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в составлении формулировок, выводов.

Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.

Особое значение имеет работа редактора над терминами и понятиями. Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы. —Петрова Л. И. Общий курс редактирования: Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентов специальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л. И. Петрова. – Мн.: БГТУ, 2004. – с.27

Существуют критерии редакторской оценки терминосистемы обучающего издания. Прежде всего она должна соответствовать уровню развития определенной области науки и техники, действующим стандартам и нормам языка. Именно поэтому для анализа терминов используют справочники и ГОСТы.

Кроме того, редактору следует обратить внимание на то, чтобы принципы употребления терминов и понятий в данном издании были едины. Например, если в стандарте наряду с полной имеется краткая форма термина, следует употребить краткую форму. Известно, что полная форма, как правило, дается в виде словосочетания, что усложняет усвоение учебного материала.

Важно также определить целесообразность использования того или иного термина.

Редактору следует учитывать многозначность общеупотребительных терминов. Известно, например, что понятие «культура» имеет до 300 определений, «метод обучения» - до 60, «технология» - более 200. Подобных примеров множество.

1.6 Работа редактора над аппаратом учебного издания

Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения материала, аппарат обработки издания в целом.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.

К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания.

Рассмотрим основные направления работы редактора над аппаратом учебного издания.

В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечивать развитие у обучаемых интереса к предмету.

Элементы аппарата - предисловие, краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, а также заключение. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. В предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников. В предисловие могут быть включены характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины, принципов подхода к овладению знаниями, значимости данной дисциплины для изучения других предметов или для практического использования результатов.

В предисловии необходимы также указания на то, как работать с данным учебным изданием.

Рассматривая предисловие, редактор должен оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, видов учебной работы, которые необходимо использовать при его изучении, роли данного издания в овладении определенным объемом информации. Необходимо оценить методические аспекты предисловия, опираясь на установки изучения курса.

Краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, редактор рассматривает в двух плоскостях: связь с основным текстом и правильность размещения примечаний на полосе (внутри текста, подстрочные, затекстовые).

Заключение, которое завершает изложение учебного курса, также может иметь методический характер. Его назначение - помочь обучаемому суммировать полученные знания.

Редактору следует анализировать этот раздел, исходя прежде всего из целевого назначения данного элемента аппарата, подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном. Можно включить в заключение рассуждения о месте дисциплины в системе знаний, о возможностях более глубокого овладения содержанием.

При анализе заключения редактору необходимо выявить связь заключения с содержанием учебного курса, а также с содержанием той сферы деятельности, которая его отражает. Кроме того, важно, чтобы заключение, дополнения, пояснения и предисловие не дублировали, а дополняли и углубляли содержание друг друга. —Буга П. Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение /[Послесл. О. В. Долженко].— М.: Книга, 1987.— с.94

Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) - важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания. Особенно важен методический аппарат для школьных учебников.

В задачи данной составляющей аппарата входят обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у обучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять теоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения.

Правильно разработать аппарат организации усвоения материала прежде всего должен автор. При подготовке такого аппарата главным является хорошее знание возможностей читателей, которые аппарат решает.

Организатором и непосредственным составителем отдельных элементов аппарата обработки учебного издания в целом является редактор. Редактор должен помнить, что в данном случае необходимо использовать при подготовке аппарата существующие ГОСТы и ОСТы, которые определяют требования практически к каждому элементу.

Однако в учебном издании есть свои особенности. Так, аннотация - это краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения читательского адреса, формы и других особенностей. Аннотация используется при отборе изданий, а также в организации рекламных кампаний. Поэтому информация, включенная в нее, должна иметь рекомендательный характер. Кроме того, в учебном издании для вуза важно точное указание специальности или направления подготовки студентов, так как для разных направлений готовятся свои издания.

Редактор прежде всего оценивает соответствие аннотации содержанию издания, а также следит за правильностью составления библиографического описания издания, которое предшествует аннотации. —Петрова Л. И. Общий курс редактирования: Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентов специальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л. И. Петрова. – Мн.: БГТУ, 2004. – с.28

Оглавление (содержание) - составная часть аппарата. Как правило, оглавление используется в монографии, содержание в сборнике.

Оглавление должно включать наименования всех разделов и подразделов издания. Следует помнить, что перечень наименований разделов отражает структуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста.

Редактору необходимо обращать внимание на полноту перечня наименований разделов, их соответствие заглавиям основного текста, а также на правильность расположения и шрифтовых выделений, используемых в оглавлении. Если в издании имеются контрольные вопросы и задания, они должны быть отражены в оглавлении. К сожалению, это бывает не всегда.

Содержание кроме заглавий произведений сборника может включать и входящие в эти произведения разделы.

В учебном издании оглавление (содержание) желательно располагать после титульного листа, что усиливает его ориентирующую функцию.

Оценивая предметные, именные, предметно-именные указатели, редактор рассматривает полноту отражения терминов и понятий, имен и географических названий, соответствие их расположения принятой системе (алфавитная, предметная), а также соответствие правилам составления и оформления.

Работая над приложениями, редактор определяет целесообразность включения в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно учитывать, что приложения не должны перегружать содержание ненужными данными. Поэтому необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста.

1.7 Работа редактора над иллюстрациями

При оценке иллюстративного материала необходимо учитывать содержание учебного предмета, ступень обучения, специфику читательского адреса, функции иллюстраций. Кроме того, следует опираться на особенности этапа познания предмета. Так, в ознакомительных курсах иллюстрации могут иметь общий характер, а в специальных - конкретный.

Редактор оценивает:

  1. Целесообразность включения иллюстраций, правильность выбора вида иллюстраций, соответствие иллюстраций отобранным для иллюстрирования фрагментам текста, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, связей и отношений между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний).
  2. Правильность размещения иллюстраций в издании.
  3. Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом).

Рассуждая о необходимости, целесообразности использования иллюстраций, редактор прежде всего ориентируется на специфику дисциплины. Например, в учебниках для вузов, обучающих языкам (русскому, английскому и т.п.), как правило, иллюстраций не бывает. Это объясняется тем, что овладение языком, его нормами наиболее эффективно, когда обучаемый работает с собственно текстом, изучение которого становится своеобразной практикой.

Учебники для школы по истории, литературе имеют предметные и образные иллюстрации. Учебники по тем же дисциплинам для вузов, как правило, не иллюстрируются.

В момент разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. От этого зависит и то, какой художник будет привлечен к работе.

1.8 Формирование изданий учебной литературы

Учебная литература выходит в свет в виде моноизданий и сборников (см. Приложение 3). —Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С.Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. – с.251

Программно-методические и учебно-методические материалы, а также вспомогательные издания могут быть выпущены как моноиздания и сборники. Обучающие издания - как моноиздания.

При подготовке моноиздания редактор должен убедиться в правильности оформления учебного документа и составить аппарат издания. Оформление включает информацию об утверждении программы (Совет соответствующего учебно-методического объединения (УМО), Ученый совет вуза, ученый совет факультета, кафедра), указания на авторов, составителей, рецензентов. Эти данные располагаются на титульном листе или его обороте.

Сборник будет включать несколько произведений учебной литературы. Рассмотрим, как формируются сборники для вузов. Можно составить сборник из произведений одного жанра. Например, включить в него все учебные программы или контрольные работы по одному направлению или специальности на весь срок обучения в вузе - от первого до последнего курса.

Редактор должен помнить, что аппарат такого издания помимо обязательных элементов включает предисловие, дающее общую характеристику сборнику и особенностям его составления и использования. Предисловие должно иметь методическую направленность, может включать данные об утверждении документов, об особенностях их подготовки, о том, кому и с какой целью они предназначаются. Кроме того, редактору необходимо составить оглавление с полным обозначением включенных в издание произведений.

При подготовке сборников вспомогательных изданий ( практикум, сборник задач и упражнений, книга для чтения) отбор произведений должен осуществляться с учетом учебной программы и учебника. Аппарат таких изданий имеет развернутый характер и методическую направленность.

Глава 2. Редакторский анализ учебного издания Маньковского И.А. «Залог: комментарий законодательства и судебной практики»

2.1  Редакторское заключение о рукописи

РукописьМаньковского И.А.«Залог: комментарий законодательства и судебной практики» представляет собой пособие для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов. В ней рассматриваются следующие темы:

— общие положения о залоге (его понятие, виды, предмет);

— договор залога;

— обращение взыскания на предмет залога;

— залог прав, денежных средств;

  • залог ценных бумаг;
  • залог товаров в обороте;
  • залог недвижимости (ипотека).

Перечень вопросов, раскрытых в рукописи, соответствует перечню вопросов, необходимых специалистам в данной области.

Издание рукописи с точки зрения актуальности целесообразно, т. к. на сегодняшний день среди юридической литературы нет учебников и учебных пособий, соответствующих законодательной базе Республики Беларусь, а популярность данной темы по-прежнему высока. Но автор приводит много примеров из российского законодательства и судебной практики РФ. Это нецелесообразно, так как законодательные базы этих двух государств имеют существенные различия, и, тем более, уже существует масса изданий на данную тему в Росси, и дублировать их бессмысленно.

Однако рукопись нуждается в существенной доработке.

Редакторский анализ показал, что есть неточности в приведенном фактическом материале. Автору следует систему подачи фактов: указывать инициалы и фамилии других авторов и цитируемых им лиц в определенном порядке.

Автору следует исправить следующие неточности: уточнить какому государству принадлежат те или иные нормативно-правовые документы, представленные в рукописи.

Таблица, приведенная во второй главе рукописи, нуждается в доработке.

В некоторых разделах материал дан слишком кратко, автор зачастую лишь перечисляет законы, законодательные органы, имена юристов, что делает изложение схематичным и труднодоступным, не дает необходимой информации, заставляет обращаться к другим источникам. Автору следует восполнить недостающий материал, развить предложения, обозначить переходы от одной мысли к другой.

При анализе рукописи также были найдены и логические ошибки:

  1. Отсутствие соответствия между деталями высказывания («…залогнаходящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числене завершенных строительством объектов)...»).

Язык рукописи также нуждается в доработке.При анализе рукописи были выявлены:

  1. Ошибки, связанные с нарушением точности и ясности:

- неразличение синонимов(«Несоблюдение как простой письменной формы, так и нотариальной формы влечет егоничтожность (п. 4 ст. 320 ГК)» вместо«Несоблюдение как простой письменной формы, так и нотариальной формы влечет егонедействительность (п. 4 ст. 320 ГК)»).

- несочетаемость слов («Предмет залога погиб», а надо «Предмет залога уничтожен»,  и т. п.);

  1. Лишние слова:
    • прилагательные, глаголы, существительные, которыми автор обозначает наличие предмета, его характеристику, хотя и без того нет сомнения в их существовании(«… когдаучреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящуюдоходы, то полученные за счет такой деятельностидоходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжениеучреждения, а следовательноучреждение может его заложить» и т. д.);
    • канцелярские штампы и устойчивые конструкции необязательного характера («В качествевыступает…», «…дает эффект прибыли…», «…включает в себя ряд…» и др.);
    • расщепление сказуемого ( «…имеет своими последствиями…», «…для успешного выполнения деятельности…» и т. д.);
    • слова «вопрос», «момент», «ряд», употребляемые без надобности («…вряде случаев»:
    • уточнение «по нашему мнению» употребляется слишком часто, хотя оно здесь вообще неуместно.
      1. Ошибки в согласовании членов предложения («…в результате повреждения оно изменилось настолько, что не может быть использован (использовано) по прямому назначению…»).
      2. Выявлено много ошибок в синтаксисе и пунктуации. Так, многие предложения можно было бы разбить на отдельные части. Вместе с тем, не хватает множества знаков препинания.

Исправлений требуют и нетекстовые элементы. У таблицы должен появиться заголовок. Ссылка на таблицу в тексте должна быть более конкретной.

В целом рукописи можно дать хорошую оценку. Она может быть издана после авторской доработки.

       2.2 Редактирование-правка издания

После того, как автор доработал рукопись, редактор должен оценить сделанные исправления, выполнение требований издательства и определить пригодность рукописи к изданию. После этого (при положительной оценке) наступает этап третьего прочтения. Редактор последовательно исправляет рукопись, доводит ее до стадии издательского оригинала. Основная задача правки — устранить сохранившиеся недочеты, добиться точности и ясности формулировок, избавиться от погрешностей языка и стиля.

В зависимости от того, как изменяется авторский текст, различают четыре вида редакторской правки:

  • правка-вычитка (в рукописи Маньковского И.А. сверялись с источниками помещенные в авторском оригинале цитаты);
  • правка-сокращение (удалены части текста, что привело к его улучшению);
  • правка-обработка;
  • правка-переделка.

2.3 Языково-стилистическая правка

Правка, вносимая редактором, должна помочь автору донести до читателя мысль наиболее полно и точно. Основываясь на знаниях лингвистических законов и правил, редактор стремится упростить язык общения автора и читателя, сделать его ясным, четким и понятным.

При работе над рукописью Маньковского И.А были обнаружены и исправлены следующие ошибки:

  1. Отсутствие соответствия между деталями высказывания («…залогнаходящихся(находящегося) в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числене завершенных строительством(строительных)объектов)...»).

2. Неразличение синонимов(«Несоблюдение как простой письменной формы, так и нотариальной формы влечет егоничтожность (п. 4 ст. 320 ГК)» вместо«Несоблюдение как простой письменной формы, так и нотариальной формы влечет егонедействительность (п. 4 ст. 320 ГК)»).

3. Несочетаемость слов («Предмет залога погиб», а надо «Предмет залога уничтожен»,  и т. п.);

4. Лишние слова: прилагательные, глаголы, существительные, которыми автор обозначает наличие предмета, его характеристику, хотя и без того нет сомнения в их существовании(«… когдаучреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящуюдоходы, то полученные за счет такой деятельностидоходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжениеучреждения, а следовательноучреждение может его заложить» и т. д.);

5. Канцелярские штампы и устойчивые конструкции необязательного характера («В качествевыступает…», «…дает эффект прибыли…», «…включает в себя ряд…» и др.);

6. Уточнение «по нашему мнению» убраны за ненадобностью.

7. Ошибки в согласовании членов предложения («…в результате повреждения оно изменилось настолько, что не может быть использован (использовано) по прямому назначению…»).

8.  Ошибки в фактическом материале: приведена в единообразие система сокращений и подачи фактов; устранены неточности; удалены цитаты, размещение которых в рукописи было нецелесообразным.

2.4  Работа над аппаратом издания

При работе над аппаратом было составлено оглавление будущего издания. В нем указаны все две ступени рубрикации, оно будет размещено в начале книги, что позволит легче ориентироваться в издании.

Рекомендуется составить предметный и алфавитный указатели — элементы аппарата учебного издания, которые облегчат работу с книгой.

2.5 Работа над нетекстовым элементами

Табличная форма позволяет графически установить смысловую связь между двумя родами понятий. Таблицы должны упрощать и ускорять анализ содержания материала. Содержащаяся во второй главе таблица нуждается в доработке.

Заключение

Итак, в работе мы рассмотрели теоретические основы анализа редакторской подготовки учебных изданий, а именно дали типологическую характеристику учебных, рассмотрели предметную область учебных изданий, обозначили виды учебных изданий,  раскрыли, как происходит конструирование учебного издания, поняли, как происходит работа редактора над обучающим изданием, выявли, каковы требования к языку и стилю учебных изданий; во второй главе проанализировали редакторскую подготовку второй и третьей глав рукописи Маньковского И.А. «Залог: комментарий законодательства и судебной практики», выявили ошибки редакторской работы, а также устранили композиционные недочеты, неточности фактического материала, логические и языково-стилистические ошибки, упорядочили нетекстовые элементы, проработали аппарат издания.

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

Особенностями редакторской подготовки к изданию пособия для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов являются:

  1. Анализ актуальности произведения с учетом уже выпущенных изданий, близких по тематике.
  2. Соответствие действующему законодательству Республики Беларусь.
  3. Соответствие учебному плану студентов юридических факультетов вузов.
  4. Проверка качества фактического материала, который определяет научность издания.
  5. Анализ языка с позиции сочетания в нем научности и доступности изложения.
  6. Анализ нетекстовых элементов будущего произведения, которые сделают его более наглядным.
  7. Работа над аппаратом издания для повышения его информативности и удобства в эксплуатации.

Библиографический список

  1. Литературное редактировании: Материалы для занятий: Учебное пособие / И. К. Гужова, Р. А. Молибоженко, К. М. Накорякова, Т. И. Сурикова. Под ред. К. М. Накоряковой. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – 160 с. 
  2. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: Олимп: АСТ, 2009. - 688 с.
  3. Петрова Л. И. Общий курс редактирования: Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентов специальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л. И. Петрова. – Мн.: БГТУ, 2004. – 96 с.
  4. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С.Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. 496 с.
  5. Сикорский Н.М., Брейтбург С.М. и др. Теория и практика редактирования: В 2 ч. Ч. 2. Редактирование отдельных видов литературы. М.: Высшая школа, 1964. 371 с.
  6. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий.— М.: Книга, 1986.— 286, [2]c.
  7. Буга П. Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение /[Послесл. О. В. Долженко].— М.: Книга, 1987.— 158 с.
  8. Миль чин А. Э. Методика редактирования текста.— 2-е перераб. изд.—М.: Книга, 1980.— 320 с.
  9. Мильчин А. Э. Методика и техника редактирования текста: Практ. пособие.— М.: Книга, 1972.— 320 с.
  10. Методические указания автору вузовской книги/Ред Иванов А. В.— 2-е изд., перераб. и доп.— С.-Пб.: СПбГТУ, 2000.— 92 с.
  11. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник для вузов/Под ред. Н. М. Сикорского.— М.: Книга, 1987.— 397 с.

Приложение 1. Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

Приложение 2. Схематичное представление учебного издания

Учебное издание

Произведение учебной литературы

Аппарат учебного издания

Ориентировки   

Организации усвоения материала

Обработки издания в целом

Основной текст

 

 

 

Пояснительные тексты

 

 

 

Дополнительные тексты

 

 

 

Приложение 3.  Разбивка учебных изданий по характеру информации и целевому назначению, а также по составу основного текста

 

По характеру информации и целевому назначению

По составу основного текста

Программно-методические издания

Учебная программа (типовая, рабочая)   

Моноиздание, сборник

Учебно-методические издания

Задания для практических занятий

Моноиздание, сборник

Обучающие издания

Kурс лекций

Моноиздание

Вспомогательные издания

Kнига для чтения

Моноиздание, сборник

Приложение 4. Список использованных ГОСТов

  1. ГОСТ 7.5-98. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов. Взамен ГОСТ 7.5-88; введ. 1999-07-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, 1998. 18 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  2. ГОСТ 7.56-2002. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий. Взамен ГОСТ 7.56-89; введ. 2003-01-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, 2002. 9 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  3. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Взамен ГОСТ 7.60-90; введ. 2004-07-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, 2003. 36 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  4. ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты.Общие требования и правила оформления. Введ. 2003-01-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, 2002. 7 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  5. ГОСТ Р 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения.Общие требования и правила оформления. Введ. 2007-01-01. М.: Стандартинформ, 2006. 52 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

Анализ редакторской подготовки учебного издания (на примере рукописи Маньковского И.А.«Залог: комментарий законодательства и судебной практики») на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Особенности редакторской подготовки учебного издания

2. Реферат ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3. Реферат Особенности редакторской подготовки научных и информационных изданий

4. Реферат Анализ адаптации зарубежного издания на примере «Cosmopolitan Россия»

5. Реферат Коллизионные вопросов судебной практики

6. Реферат Анализ практики применения таможенного тарифа (на примере продовольственных товаров)

7. Реферат Технологический процесс допечатной подготовки журнального издания технической литературы

8. Реферат Анализ практики определения кредитоспособности потенциального заёмщика и меры по её совершенствованию на примере ПАО Росгосстрах банк

9. Реферат Значение судебной практики в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности

10. Реферат Определения причин ужесточения судебной практики советской юстиции в годы войны