Новости

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Работа добавлена:






Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» на http://mirrorref.ru

Урок литературы на тему: Н. С. Лесков. Слово о писателе.Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 8 класс.

Цели урока:

1. познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове;

2. показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека;

3. вызвать интерес к произведениям Лескова.

Методические приемы: сообщение учащегося, пояснения учителя, аналитическое чтение.

Оборудование: портрет Н. С. Лескова, репродукция картины И. Пчелко «Старый гений».

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе 19 века. «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возмож-ность вытаскивать все то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения», - сказал Н. С. Лесков в беседе с критиком М. А. Протопоповым. Возможно, подобными суждениями он вызвал противоречивое отношение к себе и к своему творчеству. Однако достаточно открыть наугад любой из его рассказов, чтобы оказаться во власти удивительного таланта «волшебника слова».

3. Повторение известных сведений о писателе и его произведениях.

- Что вы знаете о Лескове?

- Какое произведение вы прочитали впервые?

- Понравилось ли оно вам? О чем хотели бы рассказать?

- Какие события связаны с этим произведением?

- Вспомните, что такое сказ, каковы основные отличительные признаки жанра.

4. Биографическая справка. Знакомит заранее подготовленный учащийся.

Николай Семенович Лесков родился в 1831 году в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. Затем продолжил обучение в Орловской гимназии. В 1848 году отец его умер, и Лесков, бросив гимназию, пошел по стопам отца: поступил писцом в уголовную палату. В 1849 году он переехал из Орла в Киев, где жил его дядя (по матери) С. П. Алферов, известный профессор медицинского факультета. В Киеве Лесков поступил на службу в Казенную палату. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, впоследствии становилась предметом художественного осмысления в произведениях писателя.       С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы он изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя.

В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал сотрудничать в больших журналах и газетах. За 1861- 1863 годы он напечатал много статей, очерков, рас-сказов и повестей самого разнообразного содержания. Его произведения отличаются необыкновенным знанием жизни и разнообразием материала, смелостью в постановке самых острых и новых вопросов, оригинальностью литературной манеры и языка. Видно было, что этот писатель прошел через какую-то особенную школу жизни, отличавшую его от других.

В 1862 году в передовой статье газеты «Северная пчела», посвященной пожарам в Петербурге, Лесков требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессий против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Он не был понят ни властями, ни революционерами - демократами, ни либералами.

Но несмотря ни на какие трудности, непонимание современников, Н. С. Лесков в своих произведениях отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный характер таил в себе силы неис-сякаемые.

Всей душой любил Лесков родину, и любил ее такой, какой она была и есть.

5. Чтение рассказа учителем и заранее подготовленным учащимся.

1. Чтение 1 главы.

- Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта?

- Какие черты характера выделяет в ней автор в этой главе?

2.Чтение 2-5 глав.

3-4 ученика в ходе чтения выполняют индивидуальные задания:

* Выпишите из текста крылатые выражения, поговорки

* Составьте по каждой главе по 2-3 вопроса.

Примерные вопросы:

- Почему хлопоты старушки были безуспешны?

- Почему нельзя было приструнить должника? О чем это говорит? (2 глава)

- Почему старушка не могла «мазать»?

- Какой случай помог ей в решении трудной проблемы? (3глава)

- Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?

- Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами? (4 глава)

- Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?

- Считаете ли вы праведником сербского воителя?

- Что заставило господина вернуть деньги с процентами? (5 глава)

6. Беседа по вопросам, составленным учащимися.

7. Работа с иллюстративным материалом.

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко.

- Такими ли вы представляли героев рассказа «Старый гений»?

8. Домашнее задание.

1. Перечитайте текст и подумайте над вопросами, предложенными в учебнике.

2. Подготовьте близкий пересказ одной из глав.

3. Подготовьте рассуждение на одну из тем:

- Кто виноват в страданиях героини? Встречается ли такое в нашей жизни?

- Как объяснить название рассказа «Старый гений»?

Оценки за урок.

Рефлексия. Учитель предлагает учащимся поднять цветную карточку.

Красная – не удовлетворен уроком.

Зеленая – удовлетворен уроком.

Справка

Об использовании учителем МОУ         ------------------------------------------------------------------- современных образовательных технологий.

Цель проверки: эффективность использования современных образовательных технологий педагогом в учебном процессе.

Методы контроля: посещение уроков, индивидуальная беседа с учителем.

Проверяющие: директор школы, руководитель методического объединения учителей-предметников.

Шалагина Марина Викторовна работает учителем русского языка и литературы в МОУ Семеновская ООШ 22 года. За это время она показала себя как творческий педагог, внедряющий инновационные методы работы и использующий в своей работе современные технологии.

В марте 2007 года педагог прошла курсовую подготовку учителей-предметников по внедрению проектного метода в обучении и активно применяет его на практике, являясь руководителем проектной деятельности школьников.

Использование метода проектов в обучении позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции, навыки критического мышления, умения работать в группе. Под ее руководством учащиеся выполняли творческие проекты и успешно презентовали их.

На своих уроках Шалагина М. В. активно применяет игровые технологии. Результатом применения этого метода явилось развитие творческих способностей учащихся, повышения интереса к изучению предмета.

В феврале 2007 года учитель прошла курсовую подготовку по теме «Информационно-коммуникативные технологии в образовании». Педагог понимает важность ИКТ в образовательном процессе и регулярно применяет их в подготовке к урокам, подготовке к итоговой аттестации учащихся 9 класса, в индивидуальной работе учащихся (тестирование, олимпиады, проекты и т.д.).

Шалагина М. В. использует на уроках русского языка и литературы материалы электронных учебных изданий, образовательные Интернет-ресурсы. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке способствует активизации учебного процесса, созданию благоприятных условий для изучения предмета.

На уроках учитель большое внимание уделяет здоровьесберегающим технологиям, что способствует предотвращению перегрузки учащихся. Это достигается путем проведения физкультминуток, упражнений для снятия усталости глаз, также при учитывании разных темпераментов школьников, видов памяти и т.д.

Своим опытом работы по внедрению современных образовательных технологий педагог делится с коллегами на заседаниях методического объединения учителей-предметников, а также на педагогических советах.

Выводы: Шалагина М. В. в учебном процессе систематически и в полном объеме использует современные образовательные технологии, тем самым, добиваясь повышения уровня обученности по предмету, а также поддержания интереса учащихся к процессу обучения.

Директор школы: Харитонова Н. В.

Тема "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений")

Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью.

Задачи:Воспитание правильного отношения к порокам общества;

  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста, инсценирование.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для инсценирования – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор? В начале урока познакомимся с биографией писателя.

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы». Он написал такие известные произведения, как «Левша», «Тупейный художник». Сегодня мы поговорим о рассказе «Старый гений». Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в труде, в искусстве.

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Ребята, посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Ученик: Значение слова «гений»:

  • Высшая творческая способность.
  • Человек обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).

Вопрос: Ребята, как вы понимаете эпиграф к уроку?

Ученик: Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Ученик: У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?

Ученик: Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

Ученик: Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все».

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

Ученик: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

Ученик: я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

Ученик: Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей».

Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса Гараев Рустам Азатович. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке. Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным. Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести. Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…» Гараев Р.А.

Вывод: Рустам прочитал свое письмо. Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Ребята, какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: Ребята, вы теперь увидите инсценировку, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.

Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело (стр. 23).

Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям

– Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?

Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов.

Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?

Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.

Учитель: Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

  • «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
  • «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
  • «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
  • «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Заключительное слово учителя

– Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим

Система уроко по изучению рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Урок №1 - "Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои"

Цель урока: краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Урок №2 -"Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа"

Цель урока: контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представления об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Смысловая роль художественных деталей в рассказе

Тема:Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои

Цель урока: Краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произвдения

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),  доска с записями, портрет Толстого кисти Ге

Ход урока

1.ОНУ

2.Проверка домашнего задания: проверка и анализ письменных рассуждений по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»

3.Вступительное слово учителя:

Л.Н.Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. Вот лишь несколько подобных произведений: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Кто же этот удивительный человек? Какую жизнь он прожил?

4.Изучение биографии писателя:

4.1.Работа с портретом Толстого кисти Н.Н.Ге

Заданиеозвучьте, каким предстаёт писатель на картине?

«Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника»

4.2.Проект «Инфоурок»

4.3.Изучение статьи учебника-хрестоматии (с.27-29)

4.4.Вопросы на восприятие (У., с.29):

  • Что нового вы узнали, прочитав статью о писателе
  • Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?
  • О чем мечтал писатель для совершенствования общества?

5.Сообщение «История создания рассказа «После бала»

На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

6.Слово учителя

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

-А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

7.Сообщение ученика «Историческая эпоха, отраженная в рассказе»

В рассказе (посредством такой интересной формы как «рассказ в рассказе») слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы 19 века, время Николая 1) , и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку филос-х, социальных вопросов (900-е годы).

Подробнее об этих двух эпохах

Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй».

В основу рассказа легли две идеи:

Идея взаимной любви и согласия в обществе

Идея сословных разделений

8.Чтение или слушание начала рассказа:

Вопрос перед чтением: - каковы особенности композиции рассказа?

9.Проверка восприятия:

Изучая рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем и понять, какие идеи вложил писатель в произведение- вот конечная цель изучения рассказа

-Какое впечатление, чувства и размышления произвел на вас этот рассказ?

-Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

--Кто его главные герои?

-От чьего лица ведется рассказ?

-О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

(бал у губернского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала)

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения?

В чем особенность композиции произведения? – вот вопрос на следующий урок

10.Задавание домашнего задания:

Практическая работа -Подбор цитат на тему «Две России в рассказе».

На какие части можно разделить рассказ? (составить сложный план )

Тема:Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

Цель урока: контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представления об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Смысловая роль художественных деталей в рассказе

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произведения

Словарная работа:

1.Шомпол –стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями

2.Плац– площадь для военных парадов и строевых занятий

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

Ход урока

1.ОНУ

2.Актуализация знаний:

2.1.Создание проблемной ситуации:

Продолжаем работу над рассказом Л.Н.Толстого «После бала». Являясь вдумчивыми читателями, найдем ответы на следующие «проблемные» вопросы (вывешиваются на доску):

-Какие идеи «учителя» легли в основу рассказа? Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя

-Чего достигает Л.Н.Толсктой композицией? Какой прием лежит в ее основе?

2.2.Слово учителя:

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, когда писателю было уже далеко за семьдесят лет, но впервые он был напечатан лишь в посмертном собрании сочинений Л. Толстого. В рассказе отразились жизненные впечатления писателя более чем полувековой давности. Это 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом1 по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Юный Толстой жил в те годы в Казани, в аристократической семье своих родственников, учился в Казанском университете. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России). Толстой рассказывал, что знал одного полковника-командира, «который накануне с красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». К этому воспоминанию Л. Толстой возвратился в рассказе «После бала».

Рассказ как бы вставлен в «раму» – это краткие вступление и заключение, из которых мы узнаем о повествователе. Сам же рассказ Ивана Васильевича состоит из двух частей: бал и после бала. Вторая часть – «после бала» - производит самое сильное впечатление, именно ради этой второй части и был написан рассказ, что подчеркивает само его название. Но Толстой не мог обойтись и без первой части

-Зачем вторя часть так была необходима Толстому?

Покажем на конкретных примерах прием антитезы в рассказе, обратившись к его тексту, проявляя внимание к его языку

2.3.Запись литературного понятия:

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а всё произведение

3.Аналитическая работа над текстом:

3.1. Составление таблицы «Описания, связанные с событиями на балу и после бала»

Задание: выделите основные части рассказа      (запись в тетрадях учащихся)

Бал

После бала

Хозяева бала

Солдаты:

Зал у предводителя

Описание улицы:

Варенька:

Наказываемый:

Полковник:

Полковник:

Чувства Ивана Васильевича:

Чувства Ивана Васильевича:

3.2.Эврестическая беседа:

-С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

-А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

-Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

-Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

-Как рассказчик описывает Вареньку? Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

-Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?(несчастный)

 При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

-Как изображается отец Вареньки на балу? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. Какие чувства испытывает к нему Иван Васильевич во время бала (деталь «четвероугольные носки сапог»)

- Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

(На балу Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу «какое-то восторженное, нежное чувство». Но впечатление Ивана Васильевича оказывается обманчивым. Вторая часть рассказа словно выворачивает наизнанку первую. Противоположен теперь не только облик полковника, но и слова, которые подбирает Иван Васильевич, чтобы выразить свои чувства и впечатления от облика полковника)

-Как объяснить поведение отца Вареньки после бала – его характером или порядками в тогдашней армии?

-Можно ли сказать, что Толстой открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

-Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал

После бала

Хозяева: добродушные, хлебосольные

добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны,

Солдаты: черные

Зала у предводителя: прекрасная, бал чудесный.

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки

Улица:

пустынный переулок

Когда я вышел наполегде был их домя увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана

Варенька:

белое платье, милые глаза, разрумянившееся лицо, плавные движения

была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она. всегда необыкновенно прямо, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа…

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.

Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…

натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону»,

Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»..

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…

он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся

Иван Васильевич: доволен, счастлив, добр, нежное чувство

Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

-Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другуКонтрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

(Подчеркнуть чувства главного героя рассказа Ивана Васильевича. Нравственное чувство Ивана Васильевича, отвращение, которое в нём вызвал полковник, заставило его отшатнуться от прежде привлекавшего семейства, угасило и любовное чувство рассказчика. Является средством воплощения идеи рассказа)

-Какова же идея рассказа? Какие мысли вложил Толстой в своё произведение?

3.3.Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича? (Приложение №1)

Черновой вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

   

Окончательный вариант

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Человек не должен быть равнодушным к жизни «близких» и дальних своих. Сила художественного произведения заключается в том, что этим отвращением заражается и читатель. И у читателя открываются глаза, гневом загорается сердце на бесчеловечность, противоестественность того, что кажется нормальным, обычным, правильным полковнику. Проблема ответственности человека за окружающее

-Как вы считает, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу, совершенному ее отцом? (учащиеся выражают разные мнения по данному вопросу)

4.Итог:

— Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

      Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает».

-Какой ответ на поставленный в начале рассказа вопрос даёт Л.Н.Толстой в своем рассказе?

5.Задавание домашнего задания:

Подготовиться к сочинению:

1.Утро, изменившее жизнь.

2.Полковник на балу и после бала.

3.Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Нравственные проблемы

2. Реферат Участие в рок-фестивале «Старый новый рок»

3. Реферат Наука и искусство. Универсальный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи

4. Реферат Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»

5. Реферат Знакомство с содержанием рассказа Н.Н.НОСОВ «ФЕДИНА ЗАДАЧА»

6. Реферат Роль изъяснительных конструкций в композиционной рамке рассказа Д.Джойса «СестрыTheSisters»

7. Реферат Особенности перевода рассказа Э. Хемингуэя Старик и море»на немецкий и русский язык

8. Реферат Духовно-нравственные основы здоровья

9. Реферат Нравственные основы судебной власти

10. Реферат НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА