Новости

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

Работа добавлена:






Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения на http://mirrorref.ru

Первое занятие.

Психологическая суть жизненного и

профессионального самоопределения

Цели:знакомство участников группы; введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.

Задачи:

•    познакомить с правилами ведения группы;

•    ввести в проблему профессионального самоопределения;

    •    заполнить информационную карту — формирование первых умений по анализу

         необходимой информации.

Техники:«Знакомство», «Составление информационной карты», «Невербальное общение».

Необходимое оборудование:тетради для записей и выполнения заданий, с которыми участники группы будут приходить на каждое занятие, ручки.

Ход   занятия

Вступление(10-15 мин)

Вступление посвящено ознакомлению участников группы с принципами организации подобных групп и правилами их ведения. Задача вступления: добиться возникновения у участников группы формирования начал мотивации на работу по самопознанию и на активное участие в ней.

«Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, — почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга. Вступление в профессию предполагает и вхождение в мир взрослых как равного. У многих молодых людей процесс этот проходит очень болезненно и растягивается иногда на долгие годы. В школе и среди родителей у вас мало возможностей понять законы общения на равных. Чаще всего люди, особенно подростки и юноши, принимают крайние роли — подчиняющихся или повелевающих. К этому их вынуждает  положение.

Наш круг, его члены, дадут вам возможность понять, каков каждый из вас в равном общении. Таким образом постепенно у нас возникнет как бы модель взрослого общества, в которое вы очень скоро вступите. Вы и сейчас являетесь членами разных групп — школьного класса, своей дружеской компании, кружка или секции, где занимаетесь. В каждой группе вы ведете себя по-разному: в одной из них вас принимают, вы нужны другим, в другой вы находитесь в роли подчиненного, в третьей вовсе не интересуются вами как человеком, а лишь требуют от вас знаний и т.д. В силу своего малого опыта вы часто не в состоянии понять, почему, по каким причинам вас принимают в одном кругу и отвергают в другом. А понять это необходимо, чтобы уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Дело в том, что на протяжении всей жизни вы всегда будете членом какой-либогруппы.

Человек формируется, развивается и живет в обществе. Вне общества развитие невозможно. Даже школьники могут развиваться либо посредством чтения книг (ранее созданных обществом), либо познавая окружающий мир теми способами, которые они усвоили в детстве, опять-таки среди других людей. Но при этом личностью обычно считается человек, не утративший собственной индивидуальности и неповторимости. Нащупать баланс между общественным и личным сознанием непросто. Наш круг, в котором все отношения будут более открыты и сконцентрированы, даст вам такую возможность. Не для всех понимание себя как члена общества окажется радостным, но польза будет для каждого — оно даст четкое и ясное направление для самосовершенствования. Задача занятий — дать вам способы развития себя.

Наша группа небольшая, поэтому вы сможете услышать и понять каждого и получить мнение о себе (или, как мы говорим, обратную связь) от всех. Иногда обсуждение может показаться немного затянувшимся, но только такое неспешное общение поможет нам понять себя и других. Круг — редкая для современного человека возможность неторопливого общения, в котором вы сможете воспринять себя в разных ситуациях, понять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некоторые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни.

Половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая половина — развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и в продвижении по профессиональному пути. Но, участвуя в занятиях, всегда помните, что все правила, приемы, знания по выбору профессии вы сможете применить в любой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, которые мы будем обсуждать, едины для всех ситуаций. Поэтому на модели выбора профессии мы будем тренироваться в совершении любого жизненного выбора, касающегося семьи, ваших будущих детей, работы, места

Техника «Знакомство»

Задачи:познакомить участников группы друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.

Ведущие могут фиксировать основные факты с тем, чтобы выйти на последующее общение в непривычной ситуации и объяснить психологическую суть профессионального самоопределения.

Инструкция.«Каждый из нас, включая и ведущих, в течение 3-5 мин расскажет о себе то, что хотел бы сказать незнакомому человеку. После того как мы выслушаем рассказ одного человека, каждый из нас может задать ему вопросы». Ведущие могут задавать уточняющие вопросы.

•    Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.

•    Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?

•    Назовите свое имя, сколько вам лет, где вы учитесь?

    •    Почему вы пришли на эти занятия, что вы надеетесь здесь получить или узнать?

                 •    Расскажите о своих мыслях, связанных с выбором профессии и т.д.

В ходе обсуждения каждый должен ответить на следующие вопросы:

1)   Как вы себя чувствовали, рассказывая о себе?

2)   Чем вызвано такое поведение?

3)   Как вы себя чувствовали, задавая вопросы другому человеку о нем самом?

4)   Что легче — рассказывать о себе или самому задавать вопросы? Чем это вызвано?

5)   При рассказе о себе удавалось ли анализировать свое поведение?

  1. Понравилось ли вам собственное поведение, манера и сутьрассказа о себе? С чем это связано? Обсуждение лучше делать после небольшого перерыва

Психологическая суть профессионального самоопределения

(10-15 мин)

Задачи:повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение — алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

Слово ведущего.«Основная тема наших встреч — понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас мы поговорим о том> что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но начнем мы с понятия «профессиональный путь». Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами.

Достаточно назвать уже хрестоматийные. Так, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником)», то мысленно выстраиваем себе и образ жизни такого человека. На «Бухгалтерский учет» экономического факультета очень часто (гораздо чаще, чем на другие) поступают девушки, абсолютно не интересующиеся экономикой и математикой. Они выбирают образ профессии — спокойную, не требующую большой отдачи профессию бухгалтера, которая позволит им быть еще и женщиной — женой, матерью, хозяйкой дома. Таким образом, уже в самом начале, на этапе выбора, они выстраивают не только свой профессиональный, но и жизненный путь,

Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозировании того, что ждет каждого из вас дальше, после того, как вы начнете работать или учиться. Если анализировать человеческие жизни, то они оказываются похожими друг на друга: все мы рождаемся, учимся, вступаем или нет в общественные организации, имеем друзей, создаем семью, работаем, уходим на пенсию и т.д. Таким образом, жизнь каждого из нас складывается, с одной стороны, из стандартных событий, с другой стороны — из индивидуальных, являющихся вехами на пути только данного конкретного человека.

В то же время к стандартным событиям каждый человек относится по-разному. К примеру, если мы попросим нескольких взрослых людей рассказать, почему они поступили именно на эту работу, то услышим различные ответы: «Больше некуда было податься», «Друг посоветовал», «Попал по распределению» или полное перечисление причин выбора своей работы.

Попробуем разобраться в возможных причинах такого объяснения своего выбора. О чем говорит высказывание «Больше некуда было податься»? Отнюдь не о безвыходности положения, а о том, что человек не анализировал ситуацию и прежде всего не собирал сведений (информацию) о возможных местах приложения своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Сказать конкретно, какая информация нужна при выборе профессии, очень сложно. Но обязательно нужны знания, во-первых, о мире профессий в целом: его сферах, законах, по которым он живет, и, во-вторых, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, знаниям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.

Таким образом, первый «кирпичик» структуры профессионального выбора— наличие информации, или информированность.

Фраза «Больше некуда было податься» говорит о пассивном отношении человека к своей судьбе. Он не чувствует себя хозяином своей жизни, не ценит себя как человека, как личность. Разбору причин такого отношения к себе у нас будет посвящено несколько встреч. А сейчас мы усвоим только одно: человек не ценит себя, если не чувствует своей автономности. Что такое автономность? Коротко говоря, это понимание, с одной стороны, своей принадлежности к миру людей, а с другой — того, что каждый человек и «Я» в том числе — индивидуален и неповторим; понимание своих сильных и слабых сторон; умение определить их в себе и использовать наилучшим образом, знать, как ими управлять; понимание, что только сам человек — хозяин своей судьбы, только он в состоянии сделать себя счастливым и удачливым и добиться всего, что наметил. Узнавая себя, человек получает возможность формировать себя в соответствии со своими намерениями.Автономность— второй «кирпичик» структуры профессионального выбора.

От уровня автономности зависит умение принимать решения. По сути, выбор профессии — это решение, которое принимает человек. Но принимать решение, т. е. брать на себя ответственность, может только автономный человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования. Отказ от принятия решения, желание пустить дела на самотек всегда ведет к регрессу и деградации личности. У принятия решения есть свой алгоритм. Его разбору и применению будет посвящена отдельная встреча. Сегодня мы с вами просто запомним, что третий «кирпичик» — это умение принимать решение.

Мы уже говорили о том, что жизнь человека— это непрерывный процесс. Каждый настоящий моментрезультат всего уже происшедшего с нами и он обязательно влияет на будущее. Поэтому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем и в будущее, т. е. планируем. Во всем цивилизованном мире существует термин «планирование жизни, планирование профессионального пути». Не надо воспринимать его как жесткое расписание, хотя и такой вариант возможен. Наиболее типичен другой вид планирования — определение образа жизни, какого человек хочет достичь в 30, 40, 50 лет, и путей (конкретных) его достижения, а также промежуточных сроков.

Чтобы было яснее, разберем пример. Молодой человек хочет к 35-40 годам быть преуспевающим врачом — хорошим специалистом, к которому трудно попасть на прием, и обеспеченным человеком. Это планируемый образ. Теперь планируемые шаги: поступление в медицинский вуз, успешная учеба в нем и успешное окончание; поступление на работу либо в солидную клинику, где есть возможность продвижения,либо туда, где возможна обширная самостоятельная практика. Причем это надо сделать к 25-26 годам, иначе к желаемому сроку не накопится достаточный опыт. Повышение квалификации. Это все относится к профессионализму. Для достижения материального благополучия надо иметь либо ученую степень, либо заняться частной практикой. Кроме того, в имидж преуспевающего человека входит еще и наличие счастливой семьи. И так далее. Таким образом, четвертым «кирпичиком» является умение планировать.

И наконец пятый «кирпичик» — эмоциональное отношение к выбору. Каким тоном можно произнести фразу «Больше некуда было податься»? Скорее всего, удрученным, как минимум безразличным.

Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствуют адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого, то, что называется «здоровая злость, здоровый азарт» и т.д. Они увеличивают силы человека».

Техника «Составление информационной карты» (30 мин)

Задачи: практически закрепить полученные знания; повысить активность участников группы в поиске необходимой информации.

Упражнение выполняется письменно.

Инструкция. «Только что мы говорили о тех знаниях и качествах, которые необходимы при выборе. А теперь от абстрактных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» - информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.

Информационная карта оценки мира профессий

Что мне интересно знать или делать?

В какой профессии я этого смогу достичь?

Что мне нужно для получения этой профессии?

Записи в таблице должны располагаться блоками «интерес — профессия — необходимые шаги». Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. В ходе последующих занятий это поле мы будем сужать, дополнять, изменять. Эта таблица — заготовка для нашей будущей работы. На работу вам отводится 25 мин. Если будут возникать вопросы — задавайте их сразу».

В ходе работы ведущие отвечают на вопросы, просят вспомнить все, что интересовало человека в детстве и юности, все его мечты, связанные с профессией. Если остается время, можно провести краткое обсуждение наиболее часто встречавшегося вопроса или провести игру «Полет фантазии»: участники дополняют фразу «Я хочу...» и набирают как можно больше вариантов. Выигрывает тот, кто набрал и записал наибольшее количество вариантов. При низкой активности группы с этой игры можно начать заполнение таблицы. Но важно, чтобы кроме фантастических в таблице присутствовали и реальные варианты.

Техника «Невербальное общение»- (15 мин)

Задачи: дать общее представление о роли невербального общения; использовать двигательную технику для поддержания интереса и внимания.Если не остается времени, упражнение не выполняется.

Вступление ведущего. «А теперь мы с вами вернемся к началу нашего разговора, когда мы говорили о том, что члены круга послужат как бы зеркалом для каждого из нас. Наш образ самого себя формируется в общении с другими людьми. Но очень часто люди совершают ошибку, считая общением лишь разговоры. Огромную часть сигналов о своем состоянии, отношениях мы подаем жестами, движениями, мимикой, т. е. невербально.

Примеры невербального общения: а) противоречие жеста и слов; б) некоторые типичные позы (1-2 примера истолкования поз). Для того чтобы понять невербальное общение глубже, мы выполним одно упражнение».

Инструкция. «Одного из нас мы выберем ведущим. Мы завяжем ему глаза. Его задача: придумать, каким образом, по какому признаку можно разделить людей на две группы, не разговаривая с ними. После того как он придумает основание для классификации, он вытянет руки вперед, ладонями вверх. Задача всех остальных — по очереди подойти к ведущему и положить ему на ладони свои. Делать все это надов полной тишине, чтобы ведущий не понял, кто именно перед ним».

Детей разделяют на две группы — налево и направо. Ощупывать ладони или делать какие-то еще движения при этом нельзя.

В качестве ведущих должны побывать 3-4 человека. Ведущие группы также участвуют в упражнении.

Обсуждение после этого ведется по нескольким пунктам.

1) Основания классификации и что за психологический смысл несут выдвигаемые классификации. Например: «руки дрожат — не дрожат» — боязнь оценочных ситуаций; «руки кладут уверенно — неуверенно» — особенности характера, которые за этим кроются.

2)   Каждый ли из присутствующих был согласен с тем, что его определили в данную группу?

3)   Согласны ли были все, что данный человек попал именно в эту группу?

Резюме(1-2 мин)

В нем стоит кратко повторить основные из обсуждавшихся тем, а также выразить надежду, что хотя первое занятие моглопоказаться несколько затянутым, оно былопознавательным и способствовало тому, чтобы и дальше быть участником группы.

В конце каждого занятия участники группы получают домашнее задание.

Домашнее задание

Еще раз проанализировать информационную карту и дополнить ее пунктом: какие книги необходимо прочитать для знакомства с наиболее интересующими вас профессиями. Прочитать хотя быодну книгу.

Второе занятие.

Межличностное взаимодействие

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.

Задачи:

•    в ходе интерпретации дать знания о ролевом общении, о необходимости анализа своей роли в группе и учете этих знаний в общении;

•    показать необходимость анализа причин принятия той или иной роли для ее изменения.

Техника: «Совместное рисование»

Необходимое оборудование: 2-3 листа ватмана, карандаши, фломастеры или краски в таком количестве, чтобы у каждого участника был свой цвет для рисования.

Ход   занятия

Вступление (2-3 мин)

Задача:кратко напомнить содержание предыдущей встречи, ее основные цели.

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10-15 мин)

Задачи: развитие умений по рефлексии; построение логическойцепочки всего цикла занятий.

Каждый из участников группы должен дать ответ на вопросы:

Чем мне запомнилось предыдущее занятие?

Что на нем было наиболее важно для меня?

Что бы я изменил в ходе этого (предыдущего) занятия?

Какие мысли оно у меня вызвало?

Что вспомнилось после занятия?

Что захотелось уточнить или обсудить дополнительно?

Возникла ли потребность еще раз обдумать или с кем-то обсудить свои мысли?

Что для этого сделано?

Резюме к последнему вопросу: реализация актуальной потребности — одна из основ саморегуляции, т. е. делать то, в чем возникла потребность, необходимо не откладывая на далекое будущее.

Примечание.Необязательно каждый участник должен отвечать на все вопросы, главное — достичь задачи обсуждения.

Техника «Совместное рисование» (1,5 часа)

Задача:реализация цели всего занятия.

Описание.Техника «Совместное рисование» используется чешскими и словацкими психологами при работе с психотерапевтическими группами. В основе ее лежит творческая деятельность. Техника предусматривает выявление сложного взаимодействия в масштабах всей группы. Для выполнения техники необходимо приготовить большой лист бумаги (ватмана), фломастеры, карандаши или краски в таком количестве, чтобы каждый из участников мог рисовать одним, «своим» цветом. Менять цвета в ходе рисования не рекомендуется. Рисование начинается с инструкции. Теоретическое объяснение дается после того, как рисование закончится, в ходе интерпретации и обсуждения рисунков.

Группа усаживается вокруг листа бумаги, и участники выбирают цвета.

Инструкция.«Сейчас мы с вами будем рисовать наш общий дом. Такой, в котором мы хотели бы жить. Рисунков будет два. На первом мы нарисуем вид дома снаружи, на втором — его внутреннее устройство: планировку, определение функций отдельных помещений и их обустройство. Рисовать будем не по очереди, а все вместе, одновременно. Работать надо без разговоров. Не допускать обсуждения, разъяснения того, что рисует участник группы, или указания другим: что и где рисовать. Каждый имеет право не только начинать рисунок сам, но и дорисовать все, что ему захочется. На рисунках должны быть изображены предметы, детали обстановки без людей».

После того как оба рисунка завершены, дается дополнительная инструкция: «Каждый из вас теперь может изобразить себя в том месте, которое ему больше всего нравится. Изображать себя можно как на первом, так и на втором рисунке, можно на обоих сразу».

Обсуждение.Упражнение дает богатый материал, относящийся к проекции и межличностному взаимодействию. Обсудить в ходе дискуссии все темы не представляется возможным. Группа может сконцентрироваться на обсуждении наиболее актуальных для нее вопросов. Все замечания в ходе дискуссии должны основываться на рисунке. Обсуждение вести достаточно просто, так как вклад каждого в общий рисунок отличается по цвету от вклада других. Начинается обсуждение с темы «Как создавался рисунок». Речь идет о процессах, сопровождающих совместную работу группы.

1. Кто и как именно проявил активность при проектировании дома?

2. Кто рисовал детали, несущие основную смысловую нагрузку?

3. Кто предлагал идеи? Кто и в какой последовательности их осуществлял?

4. У кого были альтернативные предложения? Как развертывался процесс их принятия или отрицания?

5. Кто участвовал в создании центральной части дома, а кто держался на периферии?

6. Кто начинал новое, а кто лишь украшал и поправлял уже созданное?

7. Кто относился с уважением к труду другого, а кто рисовал свое поверх уже нарисованного (кем нарисованного?)?

8. Как участник проявлял активность на разных этапах рисования?

9. Что говорит расположение фигурок на рисунке о действительных отношениях; о привычках и привязанностях человека?

10. Кто изобразил себя вне дома, кто на одном из верхнихэтажей, кто — на крыше или в подвале? Затем дискуссия переходит к теме «Содержание рисунка и его значение как проекции».

•    Что говорит о рисовавших цвет, который они выбрали?

•    Какова уверенность, сила и характер линий их рисунка?

•    Кто какие помещения рисовал (кухню, спальню, гостиную и т.д.)?

•    Кто сделал дорогу к дому, а кто рисовал забор и замки на дверях?

•    В каком масштабе нарисовали участники самих себя?

Заключительные вопросы задаются по очереди всем участникам: «Что нового ты узнал о себе? Что было для тебя неожиданным в этом узнавании себя? Что нового ты узнал о других участниках?» Необходимо добиваться полного и подробного ответа на эти вопросы от каждого участника, помогая дополнительными вопросами и прибегая к помощи участников группы. Когда участник отвечает на вопросы, группа должна молчать и внимательно слушать. Необходимо объяснить группе смысл внимательного слушания.

Если позволяет время, можно обсудить тему «Как в повседневном общении можно быстро узнать человека? Обычно это обсуждение касается тех деталей, разнообразие которых нельзя предвидеть и описать заранее. Интерпретация проекций идет аналогично интерпретации индивидуальных проективных рисунков. Главное при этом для ведущих — добиться не мельчайшей и точнейшей интерпретации, а совместного обсуждения при поисках смысла той или иной детали.

Разработчики данной программы в ходе ведения групп пришли к обсуждению еще одной темы, относящейся к проекции: «Что бы ты нарисовал на втором этаже дома (или «нарисовал бы еще»)?» При этом подразумевается, что ответ на вопрос содержит в себе мечты каждого из участников. В основном эти мечты относятся к способам проведения свободного времени, к стилю жизни. Предметом обсуждения может стать определение способа реализации мечты,

В качестве резюме возможно обобщение всего происходившего и повтор цели занятия.

Домашнее задание

Попробовать проследить и проанализировать свои особенности в межличностном взаимодействии.

Третье занятие.

Развитие умений по принятию решения

Цель:освоить алгоритм принятия решения.

Задачи:

•    дать знание об алгоритме принятия решения;

•    проследить освоение алгоритма на практике.

Техники:«Корова», «Плюс, минус, интерес».

Необходимое оборудование:тетради, ручки.

Ход   занятия

Вступление ведущих (2-3 мин)

Задача:кратко напомнить содержание предыдущей встречи и продолжить выстраивание логической цепочки всего цикла занятий.

«Прошлая встреча была посвящена анализу особенностей поведения каждого в межличностном взаимодействии. Сегодняшнее занятие частично также будет посвящено этой теме. Знания,полученные на предыдущей встрече, помогут нам лучше анализировать и обсуждать то, что будет происходить сегодня. Кроме того, мы разберем один из «кирпичиков» структуры профессионального выбора — умения принимать решение».

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10 мин)

Обсуждение идет по схеме, описанной во втором занятии.Дополнительные вопросы:«Как каждый пытался в реальном общении анализировать поведение себя и других? Что получилось и что не получилось?»

Техника «Корова»(1 час)

Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.

Задачи:дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения освоить алгоритм такого принятия.

Инструкция.«Сейчас мы прочитаем условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».

Условие задачи.«У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долларов. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс, долларов. Затем цены несколько упали, и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он ее продал за 4 тыс. долларов и купил новую за 3 тыс. долларов. Еще через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким результатом он вышел из всех сделок — с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько (в тыс. долларах) оценивается результат?»

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок.

После того как каждый из участников решит задачу, ведущие спрашивают о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов. Оптимальное количество — 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой.

Инструкция группам.« Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».

После того как планы разработаны и ведущие почувствовали, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя.

Ведущие выясняют, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы. Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата.

В итоге все должны прийти к одному результату.

Обсуждениехода решения задачи в соответствии со вступлением ведется по двум темам: межличностное взаимодействие в процессе убеждения (меньшая часть времени) и алгоритм принятия решения (большая часть времени).

Поскольку на обсуждение первой темы остается мало времени, лучше строить его на сравнении выявившихся на втором занятии особенностей межличностного взаимодействия с их поведением в ходе убеждения. Кроме того, решение задачи дает возможность участникам группы понять свои особенности не в формальном, а в деловом общении. Участники группы смогут лучше понять отличие делового общения от неформального, если ведущие расскажут им об основах транзактного анализа и ролях Родитель, Взрослый, Ребенок.

Объяснение.«В общении каждый человек, независимо от возраста, может играть три роли: Родитель, Взрослый, Ребенок. Если мы говорим о том, что правильно или неправильно, что хорошо или плохо, на что надо обратить внимание, а на что его обращать не стоит, — мы находимся в роли Родителя.

Ребенок — это наши чувства и реакции на самих себя, запас информации о событиях нашей внутренней жизни. Это то, как видит ребенок внешние события и реагирует на них.

Взрослый — это независимый человек-компьютер, который перерабатывает всю информацию (в том числе и для Родителя, и для Ребенка), может сам сделать выводы и принять решение на основе того, что правильно сейчас. Взрослый — это наше умение рационально мыслить на основе объективных факторов.

В неформальном общении все три роли встречаются одинаково часто (хотя у каждого человека «пропорции» ролей различны). В деловом же общении чаще преобладает роль Взрослого. Все конфликты, связанные с непониманием одним человеком другого, обычно проистекают от несовместимости ролей (например, когда один человек в роли Ребенка просит участия и защиты, а второй с позиции Взрослого объясняет ему, что надо было сделать в данном случае)».

Обсуждение второй темы происходит в форме усвоения алгоритма принятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».

Объяснение.«Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться; поступать в аспирантуру или идти работать; ехать по распределению или нет и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. О причинах такого отношения к необходимости принимать решения мы говорили на первом занятии: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?

Процесс принятия решения исследователи разделяют на несколько этапов:

1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа — глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.

2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.

3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.

5. Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решения проблемы.

6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможности для дальнейшего развития».

Техника «Плюс, минус, интересно» (50 мин)

Задача:использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.

Инструкция.«Найдите в своих тетрадях таблицу, которую мы заполняли на первом занятии. Выберите из нее профессию (именно профессию), наиболее вам интересную. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение. Запишите эту профессию или интерес. Начертите новую таблицу.

Оценка профессии

Плюс

Минус

Интересно

1

2

3

4

5

6

7

……

Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плюсов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как можно больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т. д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов».

На работу отводится 15 мин. По окончании каждый член группы зачитывает свою профессию и ответы в таблице. Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать. Все дополнения участники заносят в таблицу.

После обсуждения каждый член группы отвечает на вопросы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»

Обсуждение ведется с опорой на примеры из хода решения задачи. Цель обсуждения — усвоение и разбор на конкретном примере алгоритма принятия решения.

Домашнее задание

1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.

2.    Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таблицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и какая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы добиться своей цели?

Четвертое занятие.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.Задачи:

•    с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;

•    обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею;

•    обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять.

Техники:«Проективный рисунок», «Шестое чувство».

Необходимое оборудование:тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.

Ход занятий

Вступление ведущих(2-3 мин)

Задачи:выстраивание логики всего цикла встреч, введение в тему данного занятия.

«На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии требует прежде всего знаний — о себе самом, о мире профессий, а также умений, основанных на знаниях, — по принятию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях. При оценке любой профессии и любого своего действия мы говорим: «нравится — не нравится», «хочется — не хочется», «плохо — хорошо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то, о чем и как мы говорим. Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только на основе осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости».

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия(10-15 мин) Проходит аналогично второму занятию.

«Проективный рисунок»(1,5-2 часа)

Работа над темой начинается с того, что каждый из участников выполняет рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии». Рисунок делается простым карандашом на листе бумаги обычного формата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение человеческого лица.

Для интерпретации и последующего обсуждения важно, чтобы ведущие хотя бы приблизительно заметили время, затраченное на рисунок. Длительность процесса рисования или латентного периода до рисования прямо пропорциональна трудности темы для участников группы.

Рисунки необходимо подписать (можно по имени) и отдать ведущим.

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление.Можно задавать вопросы:

Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)?

Что позволяет сделать такой вывод?

Как можно описать изображенное отношение?

При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно — о выборе).

Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на достижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмоций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверенности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущие должны обладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности.

Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в причинах, можно управлять эмоциями и отношениями.

Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отражает основные жизненные цели. Например, в нашей практике был рисунок очень красивой девушки, окруженной колючей проволокой. Автор и сами ребята интерпретировали его как «обилие шипов на пути к красивой жизни». При этом выбор профессии отошел на задний план. Девушки иногда рисуют себя в нескольких ролях — на работе и в кругу семьи. Причины подобного разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встречаются изображения точки выбора как барьера, или непроницаемой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рисуют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через которые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой «ценой» связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно приходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме принятия решения «стена» только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу вырастает новая. Необходимо научиться «разбивать стену», правильно принимая решение.

Еще один встречающийся вариант рисунка — темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой — признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетворяет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к определенному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: «Стоит ли в течение долгих лет "откладывать жизнь на завтра"?»

Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а о нежелании человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачерненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе остальных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего у рисовавшего. Если автор устно высказывает свое отношение либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое.

Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах эмоций и отношений.

Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует проводить с большой осторожностью (даже ведущим для самих себя). По нашему мнению, она должна составлять профессиональную тайну и не провоцировать вопросы со стороны группы. Кроме того, данные о возможности интерпретировать некоторые стандартные детали (например, фигуру человека) в рисунках подобного типа нами пока не получены. Поэтому рисунки могут служить лишь основой для групповой дискуссии и сравнения мнений.

В ходе обсуждения можно выйти на более общие темы, например: «Как настроение и установка на успех или неуспех влияют на выполнение задуманного дела». Эмоциональный компонент зрелости личности в целом проявляется в следующем:

•    в положительном эмоциональном настроении,

•    в жизненном оптимизме,

•    в эмоциональной уравновешенности,

•    в переносимости неудач.

Можно попросить группу подумать над вопросами: «Как постоянно поддерживать у себя эти качества?», «Что влияет на их возникновение и существование?»

Если ведущим кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения.

Игра «Шестое чувство»(30 мин)

Игра не является обязательной на занятии. Она возможна, если группа не хочет глубоко обсуждать предыдущую тему (в силу глубокой личной значимости темы) либо если большинство членов группы стремятся выбрать профессию в сфере «человек—человек». В этом случае одной из причин неуверенности в выборе часто является боязнь не достичь понимания в общении с людьми. Игра применяется для более четкой локализации причин неуверенности.

С помощью игры «Шестое чувство» участники могут проверить свою способность оценивать образ мышления группы людей. Количественную оценку получает также способность понять других, увидеть нечто их глазами. Ведущий выбирает из приводимого ниже списка от 10 до 20 «обращений». Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени.

Задача игроков:выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать личные вкусы, привязанности, увлечения, не должны демонстрировать оригинальность и находчивость.

1.  Орел или решка?

2.  Назовите один из месяцев года.

3.  Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно число.

4.   Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, почки. Обведите кружком одно из них.

5.  Запишите сочетание цветов: красный и голубой, зеленый и фиолетовый, коричневый и серый, золотой и пурпурный. Обведите одно из сочетаний.

6.  Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур.

7.  Приведите название какой-нибудь песни.

8.   Назовите какое-нибудь здание.

9.  Назовите денежную сумму.

10. Назовите конкретную статую (скульптурную группу).

11. Назовите какой-нибудь из продуктов питания.

12. Назовите музыкальный инструмент.

13. Назовите воинское звание.

14. Назовите одну из научных дисциплин.

15. Напишите букву.

16. Напишите слог.

17. Напишите слово.

18. Поставьте несколько точек.

19. Напишите число.

20. Подумайте, какой подарок (не деньги) пришелся бы кстати всем присутствующим.

21. Назовите болезнь.

22.  Назовите нечто, что люди ценят.

23. Напишите понятие, связанное с причиной, по которой мы здесь собрались.

24. Напишите изречение, связанное с агрессивностью.

25. Напишите изречение, связанное с любовью.

26. Напишите время (положение двух стрелок на циферблате).

27. Назовите черту характера.

Ведущие могут придумать обращения по своему усмотрению.

Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущие начинают подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вариант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант ответа, минус единица. Например: на первый пункт ответ «орел» выбрало 5 игроков, ответ «решка» - 8 игроков. Выбравшие «орел» проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие «решку» — по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном числе, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов.

В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа оказывается (особенно у игроков, набравших мало баллов), что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив «выбор большинством членов группы». Причины подобного расхождения между инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуждения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается «вчувствование» во внутренний мир других и оценка их реакций (хотя доказательства этого имеют лишь вербальный характер).

Полученные результаты можно использовать: а) в качестве основы для некоторых психодиагностических замечаний, б) в качестве материала, используемого игроками для самопознания.

К пункту «а»: об игроках, которые наберут большую сумму баллов, можно сказать (в добавление к тому, что уже отмечалось выше), что они обладают способностью устанавливать интеллектуальный контакт с внешним социальным окружением и проявляют к нему повышенный интерес. Обычно они отличаются и более высокой социальной адаптированностью. Игроки, набравшие небольшую сумму очков, непрактичны, относительно мало обращают внимание на свое социальное окружение, бывают, возможно, слишком озабочены собственными проблемами.

К пункту «б»: сравнивая свои результаты в баллах с результатами остальных участников, каждый игрок получает представление о себе. В результате он может внести исправления в самооценку, избежать пере: или недооценки. Игра дает возможность непосредственной эмпирической проверки нашей способности «оценивать», трудно поддающейся в обычной жизни количественной оценке.

В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей («ключи»), сравнивают и эмпирически проверяют их эффективность. Тем самым они получают возможность увидеть специфику своих размышлений. Ценным является переживание буквального «ощущения» некоторых из барьеров в процессах мышления. Сталкиваясь с более качественным ключом, нередко думаешь: «Ну почему такая простая вещь не пришла мне в голову?!»

Иногда после окончания игры можно услышать высказываемое некоторыми игроками мнение, что большая сумма набранных баллов свидетельствует о посредственности, стадности, конформизме. Это не так. Игроки записывают сделанный ими выбор после того, как ознакомятся с условиями игры, получив указание отгадать, какой выбор будет самым частым, самым обыкновенным. В ходе игры участники специально стараются думать так, как требуется; в других условиях их мышление может быть весьма оригинальным.

Заканчивается встреча кратким резюме.

Домашнее задание

Проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).

Пятое занятие.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

Цели: повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.

Задачи:

•     дать членам группы алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;

•     показать им необходимость самоанализа при принятиисерьезных решений. Техника: «Мои способности». Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия

Анализ домашнего задания(15 мин)

Обсуждение начинается с того, что по очереди каждый участник группы описывает ситуацию, которую он анализировал, рассказывает ход своих мыслей. Группа при необходимости задает ему вопросы или высказывает свое мнение. Ведущие должны строго следить, чтобы мнения высказывались не по поводу поступка или ситуации, а только по способам анализа и выводам.

Вступление ведущих(3-5 мин)

«На прошлой встрече мы начали анализ своих особенностей, учет которых необходим при выборе профессии. Мы говорили об эмоциональном отношении человека. Было заметно, что многим из вас трудно говорить о самих себе. Вы не привыкли к этому. У некоторых даже возникли сомнения в необходимости публичного самоанализа и рассказа. Поэтому с нашей стороны, как ведущих, требуются некоторые пояснения.

Дело в том, что на занятиях такого типа обсуждаются темы, которые мы в повседневной жизни затрагиваем лишь в исключительном случае. Речь идет о более глубоком самопознании, анализе схем поведения и обратной связи между членами группы. Проблемы самопознания очень наглядно демонстрирует так называемое окно Иогари. Психика человека в нем разделена на четыре части, в зависимости от доступности содержания каждой из них чуткому сознанию самого человека и людей, с которыми он взаимодействует.

Окно Иогари

Знаю Я

Не знаю Я

Знают другие

Открытая (!)

Слепая (II)

Не знают другие

Скрытая (111)

Неизвестная (IV)

Открытая четверть (I) касается того относящегося к личности человека материала, который осознается и самим человеком, и его окружением. Слепая четверть (II) состоит из того, что видят в человеке остальные, но что ему самому не известно. Скрытая четверть (III) содержит то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Неизвестная четверть (IV) складывается из материала, находящегося за пределами сознания как индивида, так и тех людей, с которыми он взаимодействует.

Величины четвертей у разных людей неодинаковы. Чем больше открытая область, тем легче человеку в мире. Человек, не боящийся спрашивать о том, как он выглядит в глазах других, или способный хотя бы одному человеку признаться во всех своих мыслях и поступках, всегда более свободен и независим. Он испытывает меньше страхов в общении и действиях.

Это не значит, что надо рассказывать о себе каждому встречному. И совершенно необязательно выполнять все пожелания других относительно собственного поведения. Цель работы группы — увеличение открытой четверти за счет сокращения других. Чем больше человек старается скрыть (шире диапазон тех его действий, которые видят другие, но которых не осознает сам), тем больше становится слепая четверть. Опасения, необходимость в защите, сокрытие собственных чувств и мотивов — все это уменьшает открытую зону в пользу скрытой. Но при этом увеличивается и неизвестная четверть. Методы расширения открытой зоны — самораскрытие, самопознание, обратная связь».

Затем ведущие отвечают на вопросы и дают пояснения.

Техника «Мои способности»(1,5 часа)

Задачи:опробование на практике одной из эффективных техник самоанализа; обсуждение способностей как одного из факторов выбора профессии.

Вступление«Сегодня мы немного поговорим о человеческой психике, ее структуре и, подробнее, об одной из составляющих ее частей. При выделении психологии в отдельную науку никто не думал о разделении ее на отрасли, связанные с различными сферами жизни человека. Психология была единой наукой, изучавшей все проявления психики человека и животных. Но по мере усложнения, как и в любой другой науке, в психологии происходило выделение отраслей, соответствующих разным психологическим явлениям. Психика человека — очень сложное и многомерное явление, описывать ее во всем многообразии невозможно: не хватает языка и средств классификации. Поэтому основанием классификации избрали стабильность того или иного свойства во времени на протяжении человеческой жизни. В первую группу попали свойства стабильные, присущие человеку на протяжении всей жизни. Во вторую — те, которыми человек обладает несколько месяцев или лет, в третьюболее кратковременные.

  1. Психические процессы.Это отдельные стороны нашей психики — человеческие ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, чувства, воля.

2. Каждый из нас отличается устойчивыми личностными особенностями, более или менее постоянными качествами (один предпочитает рыбную ловлю, другой — заядлый путешественник, кто-то занимается музыкой, кто-то интересуется искусством). Стало быть, у нас разные интересы, разные способности. И вообще, мы все очень разные: один веселый, другой спокойный, третий вспыльчивый. Интересы, способности, темперамент, характер — этопсихические свойствачеловека.

3. Но наличие устойчивых психических свойств не означает, что человек постоянно пребывает в одном и том же состоянии. Порой мы бываем угрюмы, раздражительны, тревожны, порой — веселы, общительны, а иногда испытываем мучительный разлад с собой. Это —психические состояния.

Все процессы, состояния, свойства личности, связанные в один тугой узел, и составляют наш внутренний мир, нашу душевную жизнь, т. е. психику.

Сегодня мы подробнее поговорим о способностях. Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности.

Таких условий и особенностей у каждого человека множество. У разных людей они могут быть неодинаковыми. Следовательно, встает вопрос о каком-то описании, упорядочении, классификации этих особенностей. Кроме того, рано или поздно возникает необходимость сравнения успешности отдельных людей, выяснения причин, влияющих, например, на успешность той или иной деятельности, следовательно, измерения способностей.

Попробуем во всем этом разобраться. Грубо говоря, сколько видов деятельности, столько и способностей. Из этого огромного моря можно выделить общие способности, т. е. необходимые для многих видов деятельности, такие, как способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта); способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти); способность к сопереживанию, вчуствованию в другого (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения; способность к сосредоточению, распределению внимания; способность к воображению, представлению и т. д.

Внутри общих способностей существуют свои классификации, например, классификация по психическим процессам: мышление, память, представление (формы, цвета, пространства). До того момента, как человек приступил к деятельности, мы можем говорить скорее не о способностях, а о задачах. Способности формируются и развиваются только в деятельности. Каждую особенность можно развивать, если в этом есть необходимость. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно.

Способность обнаруживается только в деятельности. О том человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говорят, что он способный.

Кроме общих, обычно говорят еще и о специальных способностях — психологических особенностях человека, помогающих ему успешно выполнить определенный вид деятельности (музыкальной, сценической, литературной, технической и т.д.). Развитие их опирается на определенные задатки, например на музыкальный слух и память.

Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован у любого человека, даже при отсутствии больших задатков. Решающей при этом оказывается система компенсаций. Связана она с тем, что в основе одинаковых достижений при выполнении определенной деятельности могут лежать различные способности. Например, в основе способности хорошо запоминать литературное произведение у одного может лежать хорошая механическая память, у другого — память образная, возникающая на основе представлений.

С другой стороны, одна и та же способность может быть условием успешности выполнения различных видов деятельности. Та же образная память может лежать в основе как художественных, так и технических способностей — чтение чертежей и схем. Для измерения способностей созданы специальные тесты. Бывает, что наше представление о собственных способностях различается с результатами объективных тестов. Например, мы считаем, что у нас хорошая память, а на деле оказывается, что результаты достаточно низкие. Бывает и наоборот, мы занижаем наши реальные достижения. В этом случае речь идет о самооценке способностей. Разумеется, наиболее эффективна реальная самооценка.

Кроме этого, у каждого из нас существует какой-то идеальный образ того набора способностей, которыми мы хотели бы обладать. Расхождение реального и идеального образа, а также неадекватная самооценка — источник развития человека, его совершенствования.

Теперь о различии способностей и тренировке. Любой квалифицированный рабочий лучше справится со своей работой, чем самый способный, самый талантливый новичок. Но это будет, скорее, результатом тренировки, а не соответствующих способностей. Способности — это потенциал, который при соответствующем, одинаковом обучении дает более высокий результат. Это внутренние врожденные предпосылки выполнять более эффективно те или иные виды деятельности.

Бесталанных людей нет. Самый страшный упрек, который может быть брошен человеку, — это обвинение его в бесталанности. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком-то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых мы более способны. Каждый человек должен быть на своем месте. От этого зависит и уровень развития государства, и психическое здоровье человека.

Грамотная оценка своих способностей — залог психического здоровья и правильного решения своих проблем, а также субъективной успешности человека в жизни.

Таким образом, способности — это индивидуальные особенности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности. К сожалению, при описании самих себя мы редко задумываемся о способностях. Гораздо чаще говорим о чертах характера, своих особенностях в общении с другими людьми.

Техника на самоописание

Задание.Каждому на листе бумаги надо написать:

а)   5 способностей, которые развиты наиболее сильно; 5 видов деятельности (дел), которые более всего получаются;

б)   5 способностей, которые наименее развиты; 5 видов деятельности, которые получаются хуже всего;

в)   5 способностей, которыми хотели бы обладать в идеале; 5 видов деятельности, которые хотелось бы качественно, выполнять.

Оценка способностей

Способности, развитые наиболее сильно

Способности наименее

развитые

Способности, которымихочу обладать в идеале

1

2

3

4

5

Оценка видов деятельности

Виды деятельности, развитые наиболее сильно

Виды деятельности наименее развитые

Виды деятельности, которые хочу выполнять качественно

1

2

3

4

5

Ответы на пункты «а» и «б» — это субъективное представление человека о реальном «Я», на пункт «в» — об идеальном «Я».

Необходимо добиться, чтобы каждый участник выполнил задание до конца. Ведущие выполняют задание вместе со всеми и на равных участвуют в обсуждении.

Обсуждение.В ходе обсуждения каждый из участников, в том числе и ведущие, зачитывает самоописание. Фактически работа идет с каждым индивидуально. Ведущие и участники задают вопросы друг другу. При этом необходимо выяснить:

•    Кому было легче ответить на пункт «а»?

•    Кому — на пункт «б» или «в»?

•    К чему ближе то, что написано в пункте «в»г — к пункту «а>> или «б»?

•    Кто не смог выполнить задание до конца? С чем это связано? Как проявил себя этот человек на предыдущих встречах?

•    Будет ли выбираемая профессия шагом к идеалу?

•    Как вообще связана профессия с тем, что содержит самоописание?

Связь идеала с тем, что написано в пункте «б», говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе. В этом случае необходимо помочь человеку наметить конкретные шаги в достижении идеала, своего рода «программу действий».

•    Берется ли за основу при выборе профессии то, в чемчеловек достиг определенных результатов? Если нет, топочему человек поступает столь нерационально?В качестве резюме можно еще раз повторить, что, не учитывая при принятии решения своих способностей, мы резко сужаем окошко. Кроме того, на этой встрече участники группы смогут почувствовать всю тяжесть процесса обратной связи. Ее тяжело давать и принимать. Но делать это необходимо, так как только в этом случае человек будет адекватно воспринимать себя.

Домашнее задание

  1. Сравнить самоописание с таблицей, заполненной на первом занятии. Дополнить оба списка по желанию участника.
  2. Написать список конкретных шагов в достижении идеала (пункт «в»).

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

2. Реферат Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

3. Реферат ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Реферат Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

5. Реферат Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм»

6. Реферат ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

7. Реферат Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности

8. Реферат Мультикультурализм и проблемы самоопределения этнокультурных меньшинств

9. Реферат Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества и человека. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в глобализирующемся мире

10. Реферат Понятие жизненного цикла ПО