Судьбы русского реализма на рубеже веков

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Судьбы русского реализма на рубеже веков на http://mirrorref.ru

На рубеже веков изменяется нетрадиционное для рус. литературы содержание литературного процесса. Эстетический плюрализм проявился в изменении картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одного к другому (классицизм-сентиментализм-романтизм-реализм), теперь одновременно сосуществуют разные эстетические направления. Параллельно и в борьбе друг с другом развиваются реализм и модернизм.

В пределах реализма можно наметить несколько типов: Горьковский реализм, критический реализм Толстого, Чехова, Короленко, реализм Бунина и Куприна, неореализм Л, Андреева.

При этом появляются промежуточные формы творчества. Вот почему классификация направлений и течений носит условный неабсолютный характер. Тем не менее оказывается новым сосуществование трех эстетических пластов: реализма. модернизма, соцреализма. В романе "Мать" (1906 г.) Горький художественно утверждает эстетику нового творческого метода, который в середине 1930-х гг. будет назван соцреализмом.

Истоки нового метода в определенном типе мышления, новом типе личности, и в лит. корнях : революционно-пролетарской поэзии, реалистическом типе отношения к миру в ранних рассказах Горького.

Размежевание между реализмом и модернизмом и промежуточными явлениями объясняется не столько борьбой школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства, разных взглядов на место человека в мире. Так критические реалисты в качестве ценностного центра изображали тип маленького человека (Горький "Челкаш"), а модернисты возвышали личность индивидуалистическую (так наз. эгоцентризм символистов, в особенности футуристов - "Я гений Игорь Северянин").

Новые литературные традиции в этот период формируются по принципу притяжения и отталкивания классики 19 века (принимают-не принимают: футуристы призывают бросить Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности, акмеисты же напротив развивают классические традиции, а символизм считают достойным отцом).

Судьбы русского реализма на рубеже веков.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться влиятельным направлением литературы. В 1900-е годы еще творили Толстой и Чехов, и великая заслуга писателей старшего поколения состояла в том, что в худ. картине бытия они изображали народ в качестве ценностного центра. В месте с тем, творческие поиски Толстого, Чехова, Короленко, внесли в худ. практику много непривычного, нового по меркам клас-го реализма. Критический реализм рубежа веков складывается из творчества писателей разных поколений.

Среди реалистов:

1. старшие реалисты: Толстой, Чехов, Короленко;

2. 1900-е годы: Вересаев, Бунин, Андреев, Шмелев, Куприн.

3. 10-е годы: А, Толстой, М, Пришвин, Ремизов.

Наиболее ярким дарованием обладали писатели, объединенные в 10-х гг. в кружок "Среда", составлявшие круг постоянных авторов издательства "Знание", одним из руководителей которого был Горький.

Основные проблемы путей развития реализма.

Тематический спектр реализма рубежа веков шире, чем у писателей-предшественников. Реалисты постоянно вторгаются в заповедные тематические пласты. Младшие современники Толстого и Чехова пережили потрясения катастроф. Под напором войн и революций расслаивалась человеческая душа. Она обнаруживала подспудные и неведомые начала, поэтому авторы уделяют внимание темной подсознательной стороне человека ("Мысль" Л. Андреева). В самом бытии авторы обнаруживали начала, враждебные человеку. Очень часто человек рассматривался как игрушка в руках неведомых сил и в таком качестве вызывал авторское сочувствие.

Куприн в своих произведениях указал на "непроницаемую преграду", которая стоит между двумя близкими людьми (например, в рассказе "Руся"), Блок - слепое, темное, непонятное - в обыденном.

В русской литературе начала века царствует дух полемизма. Иногда он выражен открыто. У Куприна нередко повествователь вступает в своеобразный диалог с автором. Авторы активно обращаются к образам классической литературы, активно используют историко-культурные и литературные реминисценции . Активно привлекаются условные формы (описания снов - Ремизов, связь человека с неземным - Б. Зайцев). Т.о. критический реализм отходит от материализма.

Реализм использует преображенную поэтику, близкую романтизму, импрессионизму, символизму. Кризис реализма надвигался.

Обновление типологии характеров.

Внешне писатели следовали традиции изображения "маленького человека". Им. оказывался, как правило, переживший внутреннюю драму интеллигент и русский крестьянин. Но даже крестьянская характерология меняется. Характеры становятся разнообразнее с психологической точки зрения (если и изображается мужик, то это уже мужик задумавшийся), не укладываются в привычную схему.

Центральное место в реалистической литературе рубежа веков занимают теперь рассказ и очерк. Практически исчезает роман. Самая крупная жанровая форма - повесть (предпосылка кризиса реализма).

Утратив эпическую масштабность видения мира, реалисты компенсировали эту потерю обостренностью восприятия жизни, большей экспрессией в выражении авторской позиции. Для писателей оказывается важной стиль выражения авторской позиции. Очень часто драматизм ситуации передавался за счет описания пограничного состояния в судьбе героев.

Стилевая экспрессивность характерна для Л, Андреева, Серафимовича, Горького. В их творчестве много публицистических элементов: риторических повторов, афоризмов, отступлений, и т.д. В творчестве одного писателя редко выдерживалась одна стилевая манера. В творчестве Л. Андреева, Куприна. Горького точность изображения соседствует с обобщенной романтической образностью. Сказка и очерк - это два жанровых полюса у Горького.

В ранних рассказах Горького реалистическое переплетается с романтическим.

Итак, художественная эклектичность, иначе - совмещение - одна из предпосылок кризиса реализма.

Судьбы русского реализма на рубеже веков на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Южно-Сахалинск на рубеже веков

2. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

3. Россия на рубеже XVI-XVII веков

4. Роль культуры на рубеже веков

5. Внешняя политика России на рубеже XIX и XX веков

6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЯПОНСКИХ КОМПАНИЙ В КИТАЕ НА РУБЕЖЕ ХХ - ХХI ВЕКОВ

7. Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже ХIХ – ХХ веков

8. Эволюция региональной системы общего образования в Москве на рубеже ХХ-ХХI веков

9. Петербургская реалистическая школа на рубеже ХХ-ХХI веков на примере творчества художника В.И. Братанюка

10. Русский язык – национальный язык великого русского народа. Место русского языка среди славянских языков. Русские писатели о богатстве и выразительности великого русского языка