Новости

Все уроки по русскому языку 10-11 класс

Работа добавлена:






Все уроки по русскому языку 10-11 класс на http://mirrorref.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова, авторы известного учебника-практикума «Русский язык для старших классов» (М.: Вербум-М, 2002), предлагают познакомиться с примерным планированием работы на основе этого учебника. Из трех вариантов тематического планирования для 10–11-х классов, разработанных авторами, редакция выбрала для публикации тот, который рассчитан на учебный план, когда на русский язык отводится 2  часа в неделю (68 часов в год). Подчеркнем, что это планирование является ориентировочным: у учителя, конечно, есть возможность вносить в него изменения, учитывая конкретные особенности школы и класса, а также профиля обучения. По данному учебному плану в 11-м классе могут заниматься те, кто в 10-м классе пользовался другими пособиями. Таким образом, обучение русскому языку в 10–11-х классах строится на основе двух концентров, когда материалы учебника с начала и до конца позволяют организовать обучение как в 10-х, так и в 11-х классах при условии выбора разных упражнений и заданий.

А.Д. ДЕЙКИНА, Т.М. ПАХНОВА

Примерное планирование работы

10 класс

(68 часов – 2 часа в неделю)

Раздел в учебнике

10-й класс

11-й класс

Обобщение и систематизация изученного

10

10

Вводный урок (1 час)

Цель урока – познакомить старшеклассников с новым учебником, научить им пользоваться, вызвать интерес к занятиям русским языком, формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей, потому что «родному языку мы учимся всю жизнь» и это необходимо каждому из нас, чтобы быть интересным человеком, личностью, чтобы научиться лучше понимать себя и других, чтобы ощущать себя в гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Предлагаем провести первое занятие как урок-диалог, в основе которого совместная творческая деятельность учителя и учащихся, общение школьников друг с другом, с учителем, с новым учебником.

Начало урока – слово учителя. Его можно назвать «Слово о родном языке», «Слово о русском слове». Нетрудно заметить исходя из таких вариантов названия, что это должен быть текст публицистического стиля (ориентированный на слушателей, обращенный не только к их мыслям, но и чувствам; текст, в котором с помощью интонационных, лексических, грамматических средств осуществляется функция воздействия). В этом слове можно рассказать и об особенностях курса русского языка в старших классах, о новом учебнике, о предстоящих экзаменах, зачетах, об уроках-семинарах, о необходимости самостоятельных занятий, о работе со словарями и т.д. При подготовке к этому высказыванию (оно может включать элементы беседы) учитель анализирует предисловие к учебнику, а также материал, помещенный на форзацах. Частично эти высказывания и информацию, которая содержится в предисловии (с. 4–6), учитель может использовать в своем слове о русском языке, об особенностях курса в старших классах. Однако самое главное – организовать работу учащихся с этими материалами. Текст предисловия можно использовать по-разному. Если применить приемы, которые предполагает диалог с текстом, то начало этой работы может быть таким: ученики, взяв закладки (или просто лист бумаги), закрывают почти всю с. 4, оставив только обращение и первое предложениеРодному языку мы учимся всю жизнь. Далее учитель предлагает два варианта работы: а) продолжите текст, а потом прочитайте, что пишут авторы учебника; б) выскажите свое согласие или несогласие с этой мыслью, докажите свое мнение.

На основе знакомства с предисловием ученики отвечают на вопросы:

– От чего зависит успешность занятий родным языком? (Учащимся предлагается записать предпоследний абзац (с. 4), подчеркнуть грамматические основы предложений, объяснить орфограммы, пунктограммы; объяснить роль цитирования.)

О русском языке, о русской речи (9 часов)

Материалы вводного раздела (с. 7–40) становятся основой первых уроков как в 10-х, так и в 11-х классах: упражнений для этого достаточно. Название раздела подчеркивает, что изучение языка и обучение речи – процесс единый (однако это единство достигается далеко не всегда). Ученый-филолог М.В. Панов писал:

«Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку.

Слово в речи – вот это слово, сейчас (или вчера) сказанное. Слово в языке – это отвлеченный, но действенный образец, который определяет производство слова в речи. Это нечто абстрактное, но проявляющееся в конкретном. “Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова” (А.А. Реформатский).

Звуки, интонационные типы, слова, устойчивые выражения есть и в речи, и в языке. А словосочетания и предложения – принадлежат ли языку? Модели, образцы, схемы словосочетаний и предложений существуют в языке: в речи они наполняются конкретным словесным материалом.

Речь влияет на язык. В речи появляются новшества, вначале – как ошибки, потом некоторые из них (немногие) становятся частыми, проникают в языковую систему и преобразуют ее».

Это высказывание известного ученого можно прочитать старшеклассникам, спросить их: «Как вы понимаете слова Панова, Реформатского?». «Реформатский говорит, что язык нельзя слышать. А что же мы слышим?» (Речь.) «Да, задача языковеда (а изучая язык, мы с вами становимся в какой-то степени языковедами) – “подняться от речи к языку”. Однако, занимаясь русским языком в старших классах, опираясь на те знания о системе языка, которые вы получили в 1–9-х  классах, вы должны не только повторить, обобщить, систематизировать изученное, расширить и углубить знания о языке, но и (это главное!) на основе этих знаний – совершенствовать свою речь (устную и письменную), научиться пользоваться этими знаниями (языком) в речевой практике, в процессе речевой деятельности, когда читаете, слушаете, пишете, говорите... Следовательно, надо уметь не только “подняться от речи к языку, но и от языка – к речи”».

Задача учителя – сблизить изучение языка и обучение речи. Это особенно важно в старших классах. Вот почему авторы определили жанр книги как учебник-практикум.

Ориентировочное планирование работы в 10-м классе при изучении вводного раздела (отметим, что он изучается как в 10-м, так и в 11-м классе) представлено в таблице.

Тема

№ упражнения

№ урока

Кол-во часов

Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Русский язык в современном мире. Диалог культур. Учимся пользоваться языком. (Подготовка к урокам-семинарам.)

1, 2, 3, 5, 10, 39 (частично), материалы форзацев

2, 3

2

Язык и культура. Качества хорошей речи. Культура речи, языковая норма. Словари как отражение истории и культуры русского народа. Чтение как один из основных видов речевой деятельности

6, 9, 10, 14, 15 (1, 3), 22, 23, 32, 37

4, 5

2

Типы и стили речи (уроки-практикумы)

11, 12, 25, 27, 28, 30, 36

6, 7, 8

3

Уроки-семинары (уроки-практикумы)

2, 39 (частично)

9, 10

2

Уроки-семинары на тему «Язык и речь» могут завершать изучение вводного раздела, подготовка же к семинару начинается с первого урока (выбор темы, дополнительной литературы) и продолжается в процессе выполнения упражнений на других уроках. Номера ряда упражнений в таблице представлены дважды (к некоторым упражнениям целесообразно повторно обратиться и в 11-м классе, сосредоточив внимание на тех заданиях, которые не были выполнены ранее).

На каждом занятии, помимо вопросов речеведческого, культурологического характера, ведется работа по орфографии, пунктуации. Она обеспечивается:

  • словарными диктантами;
  • зрительными диктантами;
  • свободными диктантами;
  • объяснением орфограмм и пунктограмм в тексте (их группировкой);
  • выполнением задания «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?»;
  • самостоятельным отбором (формулированием) заданий, направленных на повторение орфографии и пунктуации;
  • письмом по памяти выученного наизусть текста.

Особенностью словарных диктантов является отбор материала по тематическому принципу (слова и словосочетания могут отбираться из текста, который анализируется); возможна ориентация на тему предстоящего сочинения, изложения на тот материал, который изучается на уроках литературы.

Работа со словарями помогает при анализе текста. При этом старшеклассники могут обращаться к разным словарям. Покажем это на примерах.

Прочитайте отрывок из книги композитора Валерия Гаврилина «О музыке и не только...». Определите тему, основные мысли текста.

Во-Во-В общем-то каждый имеет право сказать, спеть, потанцевать – но совсем не_обязательно делать из этого общественное явление, взбираться на кафедру или на сцену. Захотелось потанцевать – съезди в лесок или зайди в темную подворотню и там танцуй3. Не надо только занимать этим людей. Честное слово, они не_виноваты в том, что вы танцевать не умеете7 и что в вас заложе_а непобедимая страсть к самовыявлению. Они тоже хотят самовыявлят_ся. Оставьте им для этого время.

I

12. В каком значении в первом предложении употребляется словосочинение345. Какова роль в первом предложении частицыякобы678910. Говоря о сочинениях, композитор имеет в виду музыкальные произведения. Какие мысли композитора имеют отношение и к той работе, которую вы выполняете, когда пишете сочинение по литературе, когда выступаете с докладом, защитой реферата? Напишите об этом.

II

Запишите ряд слов, которые являются однокоренными с существительным творчество.

III

Поработаем со словарями.

1)Творчество,-а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов // прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя.

(Словарь С.И. Ожегова)

2)Творитьчто, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать <...>. Чего себе не желаешь, того и другу не твори. <...> Не все то творится, что говорится. <...> Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли // исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель <...>. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках. Творческий дар немногим дан.

(Из словаря В.И. Даля)

3)Творческий; созидательный (книжн.)

ТворчествоI творческий процесс; созидание (книжн.)

(Из словаря синонимов)

4)Творенье(творение) (57) 1. Продукт творчества, какой-н. творческой деятельности. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Иди же к невским берегам, новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! <...>

ТворецТворитьТворческий(13)

(Из «Словаря языка Пушкина»)

в) Обратите внимание на цифры, указывающие на частотность употребления слов Пушкиным. Запишите несколько предложений, употребляя числительные (запишите их словами, подчеркните как члены предложения).

Особого внимания требуют памятки: «Основные средства связи между предложениями в тексте» (с. 46), «Средства художественной выразительности» (с. 57), «О некоторых правилах цитирования» (с. 83–84), а также материал в рамках на с. 43, 45, 64, 71, 82.

Текст как речевое произведение (10 часов)

 Тема

№ упражнения

№ урока

Кол-во часов

Что такое текст? (Обобщение и углубление изученного.) Подготовка к урокам-семинарам

Ключевые понятия, с. 41–42; № 40, 41

11

1

Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте

№ 42, 45, 47, 50, 51, 54, 55, 57, 58, 63

12

1

Урок-исследование. Контрольная работа (комплексная работа с текстами-миниатюрами – см. программу, с. 43–45)

№ 56 (1, 2, 3) – работа по вариантам

13

1

От анализа текста – к изложению

№ 66–69, 73, 77, 79, 81

14, 15

2

Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла – к тексту. Особенности зачина текста. Как сделать цитату частью текста. Как самостоятельно сформулировать тему сочинения

№ 82 (а, б, в – работа по вариантам), 85, 89, 90, 94, 95, 96, 97

16, 17

2

Подготовка к сочинениям (анализ темы, составление плана, выбор эпиграфа, вариантов зачина, работа над ключевыми словами, отбор цитат и т.д.)

№ 62, 82

18

1

Редактирование черновиков (урок-практикум), саморедактирование, взаиморецензирование. Или: Уроки-семинары

№ 40, 41, 94, 97, памятки

19, 20

2

Система языка (2 часа)

Уроки 21, 22 (2 ч)

Урок-семинар «Система русского языка, ее единицы и их иерархия»

Внимание к ключевым понятиям науки о языке. Учебн.1: понятийный словарик (с. 92).

Понятие системы. Применение понятий системы к языку. Учебн.: упр. 100, 101.

Фонетика. Орфоэпия. Графика (7 часов)

Уроки 23, 24 (2 ч)

Урок-семинар «Звуки русского языка»

Повторение ключевых понятий раздела «Фонетика». Учебн.: понятийный словарик (с. 98), учебный текст (с. 98), работа со схемой – упр. 106, вопросы и задания к семинару – упр. 105, выполнение – упр. 107, учебный текст (с. 99–100).

Урок 25 (1 ч)

Урок-семинар «Особенности русской графики»

Учебн.: понятийный словарик (с. 100), учебный текст (с. 100), упр. 108, 109, источники (с. 101).

Уроки 26, 27 (2ч)

Уроки-практикумы. Фонетический разбор.

Учебн.: учебный текст (с. 105), упр. 118, 119, 122, 123, 127.

Урок 28 (1 ч)

Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение

Учебн.: учебный текст (с. 106), упр. 120, 121. Д/з – учебн.: упр. 128.

Урок 29 (1 ч)

Звуковые особенностНа этом уроке можно провести зачет по фонетическому разбору и анализу фонетических изобразительно-выразительных средств.

Лексика. Фразеология (10 часов)

Уроки 30, 31 (2 ч)

Урок-семинар «Лексика русского языка». Слово как единица языка. Словарное богатство русского языка. Ключевые понятия раздела «Лексика»

Учебн.: понятийный словарик (с. 121), упр. 142, 143, 144.

Работе на уроке предшествует предварительная домашняя работа над ключевыми понятиями раздела. Следует обратить внимание на группировку понятий, связанных с особенностями слова со стороны: а) лексического значения, б) смысловых отношений, в) употребления, г) происхождения. Осознанию роли слова в языковой системе поможет сравнение слова с Солнцем (см. отрывок из статьи известного ученого Л.Ю. Максимова (упр. 142). Ход урока обеспечивается вопросами 1–4 (упр. 143). Закреплению и систематизации понятий, отражающих лексическую систему языка, поможет заполнение схемы (упр. 144). По таблице (задание 1 в упр. 143) учащиеся готовят связный ответ на тему «Группы слов русского языка». Выводы о словарном богатстве русского языка основываются не только на представлениях учащихся о количестве слов в языке, но более всего на особенностях употребления слова в речи, в тексте.

На уроках закрепляется написание терминов (возможен диктант или самодиктант слов-терминов из лексикологии с последующей самопроверкой по учебнику). Важно обратить внимание на написание большой буквы в наименовании (Солнце). Полезно проанализировать знаки препинания в предложении (упр. 142) и записать его по памяти.

Д/з – учебн.: упр. 143 (вопрос 5, задание 2).

Уроки 32, 33 (2 ч)

Многозначность и омонимия. Переносное значение слова

Учебн.: понятийный словарик (с. 121), упр. 145, 146, 152; справка (с. 124), упр. 147, 148, справка (с. 128). Работа с толковым словарем.

Типичные словарные статьи представлены в виде схем в упр. 145. Учащиеся подтверждают примерами из словарей особенности построения словарных статей для различных групп слов. Обращение к словарям необходимо при выполнении упр. 146, 152. Следует потренировать учащихся в таком способе чтения словарей, как сканирование. С упражнением 146 связана орфографическая и пунктуационная работа: анализируются подчеркнутые орфограммы, объясняются знаки препинания. Индивидуальная работа – разные виды разбора слов, указанных цифрами; составление схем сложных предложений (упр. 146).

Опираясь на данные в учебнике справки о многозначности и переносном значении слова, учащиеся доказывают многозначность словахудожник(упр. 147), производят анализ использования лексических средств в стихотворении А.С. Пушкина (упр. 148). При анализе слов с переносным значением подчеркивается мысль, что переносное значение лежит в основе тропов (метафор, олицетворений и др.).

Кроме того, десятиклассники практическим путем вспоминают образование форм причастий, разные способы цитирования и синонимию полученных конструкций.

Стихотворение (упр. 148) полезно выучить наизусть и записать по памяти, предварительно проанализировав его пунктуацию.

Д/з – учебн.: упр. 143 (задание 3), справочный материал в рамке (с. 124); упр. 150 или 151 (по выбору учителя или учащихся).

Урок 34 (1 ч)

Синонимия и антонимия

Учебн.: упр. 149, 153, 154, учебный текст (с. 129–130), упр. 155, 157. Работа со словарем синонимов и словарем антонимов.

В указанных упражнениях приведены отрывки из произведений Е.Носова, К.Паустовского и стихотворение Ю.Фанкина – их объединяет тема природы, внимательного отношения к родной природе, воспитания и развития в себе чувства прекрасного. Хорошо, чтобы текст звучал на уроке: до записи каждый из отрывков читается вслух, обсуждаются его содержание и основная мысль. Затем производится лексический анализ. Особое внимание обращается на роль синонимов и антонимов в тексте, их изобразительно-выразительные возможности. Стихотворение (по желанию) выучивается наизусть.

Орфографическая работа основывается на заданиях к упр. 154, 155 (см. подчеркнутые орфограммы) и материале словарного диктанта (задание 8 в упр. 155). Некоторые задания (разборы словосочетаний и предложений, поиск однокоренных слов и др.) могут выполняться индивидуально (по заданию учителя или по выбору ученика), например, задания 2, 4, 5, 7 к упр. 155.

Д/з – учебн.: упр. 156.

Урок 35 (1 ч)

Урок-практикум. Лексический разбор слова

Учебн.: памятка (с. 135–137), упр. 160, 161, словарь (внизу с. 138), упр. 163.

Внимание привлечено к отдельным словам в тексте со стороны их лексического значения и роли в тексте, например,ключ, родник, неслышимо, невидимо, уста и др. (упр. 161). В ряде случаев следует обратить особое внимание на стилистическую окраску слов (см. на с. 121 понятия «стилистически нейтральные слова»и«стилистически окрашенная лексика»). Большие возможности для работы по анализу слова в тексте дает упр. 160 – отрывок из публицистического очерка В.Солоухина «Цивилизация и пейзаж». Содержание отрывка углубляет представления учащихся о связи человека с природой. Словарь обогащается толкованием слов:цивилизованный, культурный, восприятие красоты, суетный, величавый и др.

Орфографическая тема – правописание гласных после шипящих (упр. 161). При распределении слов по орфограммам повторяются все правила по этой теме. Разнообразны подчеркнутые орфограммы в упр. 160 и 163. Группировка слов по видам орфограмм помогает систематизировать орфографический материал.

Важно при работе с одним из текстов (упр. 160) подчеркнуть (или назвать) грамматические основы предложений: это – необходимое умение, помогающее осмысливать постановку знаков препинания, производить синтаксический разбор предложений.

Д/з – учебн.: упр. 163.

Урок 36 (1 ч)

Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика

Учебн.: учебный текст (с. 138–139), упр. 162, 164, 165, 166, 167.

Материал упражнений позволяет рассмотреть языковую оппозицию «общеупотребительная – необщеупотребительная лексика» достаточно широко. Можно привлечь внимание учащихся к источнику знаний об истории слова, в частности, к «Энциклопедическому словарю юного филолога», к стилистической целесообразности употребления тех или иных слов в тексте (показать связь между стилем и принадлежностью слова к определенной лексической группе по употреблению), языковым средствам выражения авторского отношения (задание 2), к материалу для самопроверки (с. 143).

Для работы по орфографии и пунктуации полезно задание 5 (упр. 164), цель которого – подбор примеров из текста, чтобы проиллюстрировать орфографические и пунктуационные правила (какие именно, определяют сами ученики).

Д/з – учебн.: упр. 165.

Урок 37 (1 ч)

Языковые (лексические, грамматические) средства связи между предложениями в тексте

Учебн.: упр. 169, 170.

В ходе анализа текста (упр. 169) учащиеся повторяют изученное о признаках текста, выявляют языковые средства связи (см. задание 5). Наиболее характерные из них: повтор слов, однокоренные слова, синонимы и др.

Для характеристики особенности русского слова (упр. 169) даны эпитеты:удивительное, неповторимое, своеобычное.Тема неравнодушия к слову, поднятая Ф.Абрамовым, может быть продолжена в рассуждениях учащихся: «Как вы понимаете данную писателем характеристику сказочницы Марии Кривополеновой: человек обостренного, красивого слова?» (с. 145).

В упр. 170 важно по теме урока выполнить задание 3. Данный текст полезен в качестве свободного диктанта с опорой на ключевые слова (задание 7).

На уроке или дома с целью повторения осуществляются объяснение орфограмм и пунктограмм, разные виды разбора. В упр. 169 виды разбора не указаны: учащиеся сами выбирают языковые единицы для анализа в соответствии с заданием 8.

Д/з – учебн.: упр. 196.

Урок 38 (1 ч)

Фразеологизмы

Учебн.: учебный текст (с. 159), упр. 187–190, 192, 194, 195, список школьных фразеологических словарей (с. 159).

Освоению фразеологии помогает работа со словарями. Учащиеся знакомятся со словарной статьей во фразеологическом словаре, сами конструируют словарную статью, сверяют свой вариант со статьями в словаре (упр. 187, 188, 189, 192). При обращении к упр. 190, 191, 194, содержащим тексты, выявляются особенности использования фразеологизмов и появления крылатых слов. Правописная работа связана с орфографией приставокне- ини- с разными частями речи, пунктуацией вводных конструкций и сложных бессоюзных предложений (упр. 194).

Д/з – учебн.: упр. 195.

Урок 39 (1 ч)

Заключительный урок по лексике