Новости

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа добавлена:






СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ на http://mirrorref.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ.

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие социальной адаптации и дезадаптации
  3. Причины дезадаптации и факторы формирования поведения трудных детей и подростков
  4. Девиантное поведение и трудновоспитуемые дети. Формы проявления трудновоспитуемости у детей и подростков
  5. Работа социального педагога по социальной адаптации трудных детей и подростков
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы

1. Введение

Современный этап развития общества, учитывая радикальные изменения социальной среды, обусловленные социально-экономическим кризисом, требуют усиления внимания к проблемам социальной адаптации человека в трансформирующемся обществе. В таких условиях происходит тотальное разрушение традиционных социально-регуляторных механизмов, и особого внимания требуют дети и подростки, учитывая, что их социальное, психологическое и физическое становление происходит в нестабильных условиях.

Необходимо учитывать, что нестабильная социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обуславливает рост разнообразных девиаций в личностном развитии и поведении подростков. Особое внимание и тревогу вызывают повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, а также цинизм, агрессия, жестокость, свойственные периоду перехода ребенка из детства во взрослое состояние. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности обстановки в стране, утратив необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

Таким образом, сегодня в нашем обществе серьезный дефицит позитивного влияния на подрастающее поколение. Проблема социальной адаптации подростков с девиантным поведением является таковой, как для родителей и педагогов, так и для психологов. В подростковый период происходит перестройка ранее сформированных психологических структур, закладываются основы новых, вырисовывается общая направленность в формировании представлений о морали и социальных установках.

Исследования социальной адаптации, девиантного поведения, в том числе и трудновоспитуемых подростков, многоплановы.

В психологии разработка проблемы адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджяна, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Ж. Пиаже. Особенностью психологической трактовки процесса социальной адаптации является рассмотрение ее в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе [3].

Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемых, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания Дриль, Кащенко, Макаренко и другие.

Работы Ч. Ломброзо, Э. Кречмера посвящены изучению антропологического феномена девиации; работы З.Фрейда, Э.Фромма отображают психоаналитическую теорию девиации.

В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский, Б.М. Левин анализируют теории девиантного поведения, образуя такое самостоятельное исследовательское направление, как девиантология. Труды, посвященные особенностям подросткового возраста (И.С. Кон, М.И. Бобнева, Ю.Р. Вишневский,) и особенностям поведения подростков-девиантов (А.Н. Григорьева, C.В. Тачина, А.Е. Личко).

2. Понятие социальной адаптации и дезадаптации

Социальная адаптация и дезадаптация, наряду с соцально-педагогической деятельностью, воспитанием, социально-педагогической коррекцией и социальной реабилитацией являются основными категориями социальной педагогики.Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации — активного приспособления человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для естественного усвоения, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам [4].

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Возможности социальной адаптации у каждого человека свои и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самовыражения и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается какпроцесс, проявление и результат[4]. Адаптация какпроцесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.), обеспечивающие ему естественную самореализацию. Для ребенка, например, это социализация в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными - семья, детский сад, школа.

Адаптация какпроявление характеризует типичное поведение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфорт. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития [4].

Адаптация какрезультат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности и насколько его поведение и результат деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка адаптация — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников [4].

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация вдетском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка в многом определяется программой и деятельностью воспитателей.

Вшколе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Необходимо отметить такой факт, как стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников, что невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека. Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, какдезадаптация[4].

Поддезадаптацией понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности. Явление дезадаптации может иметь место в любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно. Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается какпроцесс, проявление и результат.

Дезадаптациякакпроцесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности (например, в детском саду, классе, группе). Дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой личности; проявляться резко выраженой, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.

Дезадаптациякакпроявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в определенных условиях. Внешне выявить ее непросто, необходимо хорошо знать ребенка и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая у него значительные негативные деформационные последствия.

Дезадаптациякак результат — это сравнительная оценка принципиально нового состояния и проявления в средовых условиях, не типичных для этого ребенка, исходя из его прежних поведения и отношения к сверстникам, учебе и деятельности. Свидетельство о том, что поведение ребенка, его отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды [4].

Кратко рассмотрим такие специализированные понятия, какдезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа,а также школьная дезадаптация, семейная дезадаптация. Развитие таких факторов является прямой предпосылкой для формирования девиантного поведения у трудновоспитуемого ребенка или подростка.

Дезадаптированные дети. Дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их развитии, воспитании, обучении.

Дезадаптированный человек. Человек, отличающийся от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.

Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи.

Школьная дезадаптация. Отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у них не складываются отношения с одноклассниками, и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодолена в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога [4].

Различные категории детей при определенных условиях нуждаются в направленной поддержке и помощи по предупреждению возникновения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами нередко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специальных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фактора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

3. Причины дезадаптации и факторы формирования поведения трудных детей и подростков

Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся:внутренние факторы ивнешние факторы.

Внутренние факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:

- длительную болезнь;

- ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного общения с ним со стороны его окружения;

- переключение на другой вид деятельности.

Внешние факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:

- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

- отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

- подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

- подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков, проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — частое явление;

- негативное влияние СМИ (при бесконтрольном использовании - формирование у ребенка интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения);

- дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт, и, таким образом, сдерживает способность наиболее полно реализовать себя;

- перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным возможностям. Например, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).

Вовремя не скорректированная дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям, чаще негативного характера:

— личностные деформации;

— недостаточное физическое развитие;

— задержка психического развития;

— возможные мозговые дисфункции;

— типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

— проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные последствия нескорректированной дезадаптации являются прямой предпосылкой для проявления отклоняющегося от нормы поведения у детей и подростков и, впоследствии, отнесения их к категории «трудные дети».

Наиболее типичные факторы формирования поведения детей, трудных в воспитательном отношении, следующие [4]:

а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, обязательно влияющие на его развитие, способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро обнаруживаются родителями и педагогами;

б)приобретенные с рождения: недоношенность, слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

в)приобретенные в раннем возрасте:

— передача болезни от кормящей матери;

— бытовые условия;

— болезни и особенности их протекания;

— очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

— ушибы головы, травмы.

г)неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании. К таким детям относятся:

— гиперактивные, легковпечатлительные дети;

— гипоактивные — обыкновенно вялые, бледные, болезненные, малоподвижные, не так восприимчивые, упрямые, своенравные, раздражительные;

— отличающиеся лабильностью психики. Таких детей, особенно в младшем школьном возрасте, возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик цепенеет, страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет смысл. Под влиянием этого чувства такой ученик в течение продолжительного времени не может нормально развиваться;

— оказавшиеся в состоянии дезадаптации (начало пребывания в детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в другой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию личности;

д)воспитание без учета индивидуальных особенностей ребенка (гиперопека, воспитание на «научной» основе, силовые меры в семье, попустительство в воспитании);

е)проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка (нежеланный ребенок, отсутствие одного из родителей или их положительного воспитания, агрессия в семье, отсутствие единства требований у родителей, круг знакомых семьи с девиантным поведением).

Также необходимо отметить то, что одним из наиболее широко распространенных факторов формирования девиантного поведения являетсянесоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.Наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (11—13, 14—16 лет).

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, выражающиеся в«конфликте» морали старших и младших;

в) стремления заменить отношения с позиции«морали подчинения» на«мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам.

Исходя из изложенного, можно сказать, что факторы социальной дезадаптации детей и факторы формирования поведения детей, трудных в воспитательном отношении, в большинстве идентичны и способствуют различным девиациям в поведении.

4. Девиантное поведение и трудновоспитуемые дети. Формы проявления трудновоспитуемости у детей и подростков

Здесь необходимо отметить, что поведение становится девиантным постепенно. Анализ различных теорий показывает, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем девиантное поведение [4].

Поддевиантным поведением понимают отрицательное отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Таким образом, и трудновоспитуемые дети, и подростки представляют собой отклонение от нормы.

В образовательной практике существует такое понятие, как «трудные дети». Признаки трудных детей[7]:

  • наличие отклоняющегося от нормы поведения;
  • имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются;
  • такие дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников.

Категория «педагогически запущенные дети» шире, чем категория «трудные дети», так как некоторые их детей поддаются воспитанию и корректировке личности.

Причины трудностей:

  • «неправильные» межличностные отношения в семье;
  • просчеты школы (ошибки диагностики, восприятия ребенка и т.п.);
  • длительная изоляция от товарищей, сверстников;
  • средовая (социальная) дезадаптация;
  • стремление утвердить себя любым способом, в любой группе.

В педагогической практике также встречается и такое понятие, как дети группы риска. К данной категории детей относятся дети, имеющие повышенный риск развития дезадаптивных форм поведения [7].

К детям группы риска относят следующих детей:

1. Дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации.

2. Дети с высокой наследственной отягощенностью психических заболеваний (эндогенными психозами).

3. Дети с гипердинамическим синдромом.

4. Дети, находящиеся в условиях депривации.

5. Дети из неблагополучных родительских семей.

Также, существуюттри типичные группы трудновоспитуемых детей, выделенных советским педагогом В.Н. Сорокой-Росинским.

Первая группа:нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации нравственных основ личности. К таким детям относятся:

• нормально развитые дети сосравнительно поверхностной деформацией личности. Такая деформация, которая не успела еще изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;

• нормально развитые дети сглубокой деформацией личности. Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, в формировании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

Вторая группа. Дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения — следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты нервной системы и психики. Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме.

К ним относятся:

дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны, плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и волевой сферах;

дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за определенных органических недостатков, приведших к стойкому повреждению нравственной основы личности. Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуждается в специальном (исправительном) образовательном учреждении. Работая с ним, вполне достаточно дать ему знания и привить умения в области какого-нибудь ремесла, может быть, он найдет впоследствии более выгодным заниматься им, а не противоправными действиями;

дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно: он прилежно учится, не нарушает дисциплину, выполняет общественные поручения. Однако ему не хватает позитивной нравственной основы, порядочности. Для ребенка характерны следующие формы девиантного поведения: грубость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, желание похвастать ей перед товарищами, агрессия, стремление унизить по отношению к слабым, принудить безоговорочно подчиняться, в том числе и в противоправных действиях. Все эти девиации способствует занятию в среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок нуждается в пребывании специальном исправительном учреждении.

Третья группа трудновоспитуемыходаренные дети. Разнообразная человеческая психика со сложными законами самоорганизации иногда способствует тому, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся их психическая энергия сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удивительное богатство, но обеднив другие стороны души. Судьба такого человека зависит иногда от простой случайности. Если внешние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком, и он действительно им станет. При неблагоприятных внешних условиях из такого ребенка вырастет типичный неудачник [5].

Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:

а) способности к творческой переработке воспринимаемых материалов;

б) повышенная одаренность, иногда односторонняя;

в) нормально развитые нравственные чувства.

При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются [4]:

а)дети с психической неустойчивостью и определенной одаренностью. Характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях отличаются примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими и которые удовлетворяют его жажде знания. Педагог видит в нем высшую, избранную и сложную индивидуальность;

б)дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Вполне владеют собой, способны к проявлению таланта, имеют свой стиль, своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как о будущей крупной величине в определенной области (в литературе, искусстве), если только вдохновение не оставит его и будут иметь место соответствующие условия. В школьных занятиях он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не признает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной литературы, какой-либо практической деятельностью, которая его вдохновляет), проявляя при этом удивительную работоспособность. Это также пример высокой одаренности, соединенной с большой работоспособностью при довольно развитом нравственном чувстве.

в)дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) деформированные. Такие дети испорчены средой и в умственном отношении не проявляют одаренности выше нормы. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовным запросам. Практические натуры, быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных целей. Преодолевать создаваемое ими негативное влияние на окружение исключительно сложно, так как они умело используют своих «рабов» [5] —буквально находящихся у них в рабстве и исполняющих всевозможные поручения за определенную плату.

Также существуют следующие формы проявлениятрудновоспитуемости:

открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания);

скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоятьих реализации);

открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие;

саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;

скрытое, внешне относясь безразлично или поддерживая воспитателя, его положительные и отрицательные действия,одновременно подстрекая других к противодействию;

безразличное, выражающееся в не восприятии и не реагирования на действия воспитателя;

формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.

Итак, трудновоспитуемость — явление многоаспектное. Существуют также и характерные типы школьников, которые своеобразно проявляются в отношениях с учителями и сверстниками: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый —злобный, угнетенный. Причины формирования каждого из таких типов определяются, прежде всего, теми средовыми условиями, в которых воспитывается ребенок. И здесь для воспитателя или социального педагога учет и педагогическая деятельность по выявлению и преодолению такого негативного своеобразия представляет определенные трудности.

5. Работа социального педагога по социальной адаптации трудных детей и подростков

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому ребенку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт должны учитывать и педагогически целесообразно использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели [4].

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности, которая способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного. И здесь, также, необходимо учитывать такое распространенное мнение, что «дети улицы», как и трудные дети относятся к категории дезадаптированных детей. Часто это не всегда так – «дети улицы» даже в сложных ситуациях не спешат воспользоваться предлагаемой помощь, чтобы убедить их отправиться в приют, нужна помощь специально обученного специалиста. Так как именно среди детей девиантного поведения отмечаются высокие адаптационные возможности к новым условиям, существует риск, что именно новой среде их пребывания придется адаптироваться к их присутствию. Как правило, это проявляется в негативном влиянии  и дезадаптации  всего класса или группы, что ведет к проблемам педагога с основной массой остальных детей.

Одним из наиболее важных направлений профессиональной деятельности социального педагога является работа с трудными, дезадаптированными, с девиантным поведением детьми. Цель деятельности социального педагога в школе – профилактика школьной и социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения учеников.

Основным направлением деятельности социального педагога в школе является организация оперативной помощи ученикам, пребывающем в конфликтных или кризисных ситуациях, имеющих отклонение от нормы в поведении, общении. Основная функция, которую выполняет социальный педагог – это функция педагогического влияния на отношения учеников и родителей, учеников и учителей, учеников и их сверстников, а также функция поддержки и защиты прав ребенка (адекватное его возможностям обучение, своевременное получение помощи и поддержки, защита от разных форм насилия и ущемления прав).

Чаще всего в поле деятельности социального педагога оказываются именно трудные дети и подростки, так как именно у них возникают проблемы в обучении, которые проявляются, как:

- стойкой неуспеваемости, негативном отношении к обучению;

- неадекватном поведении;

- систематичных пропусках или отказах от посещения школы.

Таким образом, основное задание социального педагога – своевременно выявлять детей, которые составляют группу по школьной дезадаптации:

- проводить беседы с классными руководителями, учителями-предметниками;

- реагировать на обращения родителей;

- проводить личные диагностики социального статуса ребенка в классе, его самооценки, отношения к школе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить такие формы помощи детям группы риска [7]:

1. Ежедневный, постоянный контроль как родителей, так и педагогов, направленный на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.

2. Проявление терпения со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребенком, не позволять кричать, оскорблять ребенка, добиваться его доверия.

3. Занимаясь с ребенком, следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, пока он не усвоил пройденное. Важно взаимосотрудничество учителя и родителей.

4. Следить за общим состоянием ребенка, укреплять его физическое и психическое здоровье.

5. Развивать общий кругозор ребенка: посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу.

6. Не бояться оставить ребенка на второй год в начальной школе.

7. Своевременно определять характер нарушений ребенка и искать эффективные пути помощи.

Специфика школьной социально-педагогической деятельности состоит в том, что она максимально приближена к семье ученика. Профилактическая работа с семьей предусматривает изучение условий воспитания всех учеников, выявление и учет семей группы риска, которые должны находится в поле зрения социального педагога и школы постоянно. К таким семьям относятся:

- неполные семьи с отягощенной воспитательной обстановкой (отсутствие отца, материальные проблемы);

- полные семьи, которые не всегда являются гарантом полноценного воспитания (родители заняты вопросами материального обеспечения, и ребенок не имеет надлежащего присмотра, конфликтные семьи, псевдосолидарные семьи, семьи с проблемами алкоголя, наркотиокв, психических заболеваний);

- семьи, где имеются отчим или мачеха;

- асоциальные семьи, с которыми взаимодействие школы протекает особенно трудно (дети, как правило, беспризорны, отстают в развитиии, требуют неотложной помощи).

Поскольку дети именно из вышеперечисленных семей, в большинстве, относятся к дезадаптированными и с девиантным поведением, иными словами, являются трудными детьми или подростками, то работа с такими семьями ведется в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и соцзащиты. Иногда от социального педагога требуется жесткий подход, который предусматривает прямое вмешательство в ситуацию и, как крайняя форма, изъятие ребенка из семьи, если ему угрожает реальная опасность или он остался без опеки взрослых. В работе с отдельными трудновоспитуемыми необходимы специальные образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют глубине деформации личности и агрессивности проявлений. Обычные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей они опасны.

Также необходимо отметить, что важнейшая задача различных категорий воспитателей — обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях необходимо:

• глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;

• умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;

• умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;

В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая настойчивость и педагогическая целесообразность.Генеральный путь преодоления трудновоспитуемости в максимальном раскрытии индивидуальности ребенка (для него самого, родителей, воспитателей)и организации единства взаимодействия всех субъектов и объектов по ликвидации этого явления на основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъект этого взаимодействия[4].

Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатами работе с основной массой детей, к трудным детям не подходят. Для педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется прежде всего выявить эти причины и индивидуальные особенности ребенка. Необходимо, чтобы трудные ученики были для педагогов прежде всего воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утверждения высокого человеческого достоинства. В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое содержание и раскрыть различные технологии воспитания и перевоспитания практически невозможно.

Считается, что «подтянуть» трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. Такой подход ошибочен. Нельзя достигнуть качественного изменения, в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, особыми средствами воздействия на его волю. Нельзя заставить быть умнее. После использования «волевых» становятся бессильными те средства, которые необходимо применять и которые являются единственным выходом.

В качестве примера воспитательной работы можно привести технологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложенную Сухомлинским [6]:

1. Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной деятельности.

2. От успеха к успеху — в этом заключается умственное (и не только) воспитание трудного ребенка.

3. Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулировать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достижениями.

4. Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положении, в безнадежности.

5. Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что учитель перестал верить в его будущее.

6. Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той трудности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания — оценивайте их результат. Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. Душевная чуткость, знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость — все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он перестает быть трудным.

Итак, причины и факторы трудновоспитуемых многоаспектны и многоуровневые; они взаимодействуют и взаимообусловлены. Раскрытие таких причин, максимально высокий личностный уровень взаимодействия с ребенком — основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости у детей и подростков, а, значит, и залог их успешной социальной адаптации.

6. Заключение

Трудновоспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации, как для самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, так и для учителя или отдельных лиц, или группы. Поскольку дезадаптация негативно влияет на развитие личности ребенка, подростка, способствует развитию девиаций в поведении, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению:

• на государственном уровне обеспечить функционирование специальной службы и подготовку специалистов социально-психологической и педагогической помощи категориям населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

• не допускать перегрузки в процессе обучения из-за несоответствия уровня обучения индивидуальным возможностям ребенка;

• поддерживать и помогать детям в различной адаптации к новым для них условиям;

• обучать родителей, учителей и воспитателей методике выявления дезадаптационного состояния ребенка, работе по его предупреждению преодолению последствий.

Таким образом, с одной стороны социально-педагогическая профилактика направлена на предупреждение или устранение причин и условий, которые вызывают отклонения в социальной адаптации, разного рода девиации в поведении учеников, а с другой стороны, направлена на координацию воспитательных усилий всей системы государственных и общественных институтов по профилактике девиантного поведения у трудных детей и подростков.

7.     Список использованной литературы

  1. Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
  2. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – Поморский университет: Архангельск, 2010
  3. Журавлева Светлана Ивановна. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ: Дис. ... канд. социол. наук :22.00.06 : Ставрополь, 2005  -  152 c.
  4. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  5. Сорока-Росинский В.Н.Педагогические сочинения. М., 1991.
  6. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980.
  7. Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие /Т.Г. Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т им Г.И. Носова», 2015. – 157 с.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Социальная адаптация в системе профессиональных отношений (на примере OOO «Мосэлектрощит»)

2. Реферат СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

3. Реферат Адаптация. Её виды и механизмы. Адаптация к некоторым факторам (гипоксии, гиподинамии и т.д.)

4. Реферат Социальная сфера жизни общества. Социальная политика

5. Реферат Социальная стратификация .Социальная мобильность

6. Реферат АДАПТАЦИЯ ТЕКСТА

7. Реферат Адаптация новорожденного

8. Реферат Адаптация предприятия к рынку

9. Реферат Производственная адаптация персонала

10. Реферат Трудовая адаптация работников