Новости

Адвокатура, задачи. Порядок формирования корпуса адвокатов

Работа добавлена:






Адвокатура, задачи. Порядок формирования корпуса адвокатов на http://mirrorref.ru

Контрольная  работа

По дисциплине:Правоохранительные и судебные органы

на тему:Адвокатура, задачи. Порядок формирования корпуса адвокатов

Специальность 03503 Правоведение

2009 год

Содержание

Стр.

Введение  ……………………………………………………………

  1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности ………….
  2. Порядок формирования корпуса адвокатов в Российской Федерации  …………………………………………………………………

Заключение  …………………………………………………………

Список использованной литературы  ……………………………..

3

4

13

16

17

Введение

После принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который разрешил ряд проблем, связанных с организацией и деятельностью адвокатуры, вполне закономерно возникли вопросы дальнейшего совершенствования ее организационного и правового статуса.

Содержание Закона не оставляет сомнений в том, что адвокатура рассматривается законодателем как особый публично-правовой институт. И такой подход полностью оправдан, ибо соответствует сущности, природе и назначению адвокатуры в правовом государстве. Публичность адвокатуры обусловлена ее функциями и задачами, отражающими предназначение адвокатуры – защищать права, свободы, интересы граждан и организаций. Поскольку ни одному субъекту права не предоставлена возможность действовать с нарушением установленного правопорядка, постольку защита его свобод, прав и интересов возможна только в пределах, признаваемых юридическими нормами и предписаниями. Выход за правовое пространство при оказании юридической помощи будет означать утрату адвокатурой своего публично-правового статуса.

1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности

Понятие адвокатуры

Часть 1 статьи 48 Конституции России гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи и гласит, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Квалифицированную юридическую помощь гражданин может получить от различных лиц и организаций: нотариата, частных организаций, оказывающих юридические услуги, специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.), юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях и др.

Тем не менее механизм реализации данной конституционной нормы чаще всего связывают с деятельностью адвокатуры. И это не случайно, так как именно адвокатура является специализированным институтом, призванным оказывать именно квалифицированную юридическую помощь. Государство, осуществляя правовое регулирование адвокатской деятельности, устанавливает определенные гарантии реализации вышеуказанного конституционного положения, в частности, определяет в законе довольно жесткие требования, которым должно отвечать лицо, претендующие на получение статуса адвоката. Кроме того, именно на адвокатуру законом возложена обязанность оказания юридической помощи бесплатно (ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ). С данной обязанностью корреспондируют широкие возможности адвокатуры по оказанию квалифицированной юридической помощи - полномочия адвоката, установленные ст. 6 Закона об адвокатуре, довольно обширны и носят универсальный характер, что особенно проявляется в активной роли адвокатов как субъектов доказывания в различных видах судопроизводства. Государство, возлагая на адвокатуру столь ответственные задачи, принимает на себя соответствующие встречные обязанности - согласно п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре с целью обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти должны гарантировать независимость адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, а также при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Нормативно-правовое регулирование адвокатской деятельности основано на положениях Конституции России, имеющих в системе правовых норм высшую юридическую силу, и нормах международного права. Основным актом, регулирующим адвокатскую деятельность на территории России, является Закон об адвокатуре. Он представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества. Деятельность адвокатуры может регулироваться и иными федеральными законами. Это прежде всего кодифицированные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок судопроизводства, в т.ч. и деятельность адвокатов как участников процесса - Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, нормативная база регулирования адвокатской деятельности включает в себя принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, нормативных правовых актов субъектов РФ.

Также большое значение имеет и Кодекс профессиональной этики адвоката, принимаемый Всероссийским съездом адвокатов, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Тем не менее данный документ не является нормативно-правовым актом, а представляет собой пример так называемого корпоративного акта, содержащего правила адвокатской этики.

Статья 1 Закона об адвокатуре дает характеристику адвокатской деятельности и проводит разграничение этой деятельности от иных видов оказания юридической помощи. Под адвокатской деятельностью понимается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью. Главное отличие адвокатской деятельности от деятельности предпринимательской состоит в том, что цели их принципиально различны. Если целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на получение квалифицированной юридической помощи, то целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли средствами и способами, не запрещенными законом. Адвокат не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыли из своей деятельности. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П, адвокатская деятельность "не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли". К предпринимательской деятельности, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, относится деятельность по оказанию платных юридических услуг. Контроль за соблюдением законодательства при оказании платных юридических услуг осуществляет Министерство юстиции РФ. Кроме того, порядок осуществления предпринимательской деятельности регламентируется иными, по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность, нормативными актами. Государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса (ст. ст. 9 - 13 Закона об адвокатуре), гарантии их независимости (ст. 18 Закона об адвокатуре), а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (ст. 226 Налогового кодекса РФ).

В этой связи от адвокатской деятельности необходимо отличать иную деятельность по оказанию юридической помощи, а также деятельность органов и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. Законным представителем является лицо, которое в силу закона выступает во всех государственных и иных учреждениях (в т.ч. в суде) в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных лиц либо лиц, которые являются дееспособными, но в силу своего физического состояния не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Например, в соответствии с п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями в уголовном процессе являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший.

Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" либо словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и учрежденными в порядке, установленном Законом об адвокатуре, адвокатскими образованиями.

Необходимо иметь в виду, что, несмотря на выполнение важных задач, имеющих общественное (публичное) значение, адвокатура действует самостоятельно от каких-либо иных общественных и государственных организаций и органов. Адвокатура представляет собой профессиональное сообщество адвокатов и является независимым от государства институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура, будучи независимой от органов государственной власти и органов местного самоуправления, тем не менее постоянно взаимодействует с ними. Такие отношения базируются на признании за адвокатурой статуса самостоятельного и самоуправляемого профессионального сообщества. Органы государственной власти должны содействовать адвокатуре в выполнении возложенных на нее задач. Содействие органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий независимости адвокатуры, финансировании деятельности адвокатов, которые оказывают юридическую помощь бесплатно, а также в выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи (п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре).

Принципы деятельности адвокатуры

Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Законность как принцип организации и деятельности адвокатуры означает, что адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством, а адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц. За нарушение положений действующего законодательства адвокаты несут в зависимости от характера и вида нарушений дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Тем не менее государство установило дополнительные гарантии защиты адвокатов от незаконного воздействия на его профессиональную деятельность. Так, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона об адвокатуре адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Законодатель предусмотрел существенные гарантии, обеспечивающие невозможность незаконного воздействия на адвокатов под угрозой уголовной ответственности. В соответствии со ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Независимость - это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатуры, а также профессиональная деятельность адвоката не связана с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 г. к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, а также равных и неотъемлемых прав всех людей, наряду с иными правилами, отнесено требование независимости адвокатов, в частности, в том, что касается условий их приема на работу и практики.

Пункт 1 ст. 18 Закона об адвокатуре устанавливает, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Даже суд не вправе давать адвокату указания относительно необходимости совершения тех либо иных действий иначе как в порядке, установленном законом, обсуждать действия адвоката, давать им оценку как правильным или неправильным. Адвокатура независима и от иных органов государственной власти, в частности от прокуратуры, надзорные полномочия которой не распространяются на профессиональную деятельность адвоката. Прокурор не вправе давать адвокату какие-либо указания. Будучи наряду с прокурором представителями стороны обвинения, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель не вправе вмешиваться в деятельность адвоката, при производстве следственных действий делать ему замечания, обсуждать в присутствии защитника и его подзащитного избранную ими тактику защиты, отказывать адвокату в его законных требованиях. Эти же действия недопустимы и в отношении адвоката, который является представителем потерпевшего.

Принцип независимости включает в себя и правила взаимоотношений в структуре адвокатских образований. Закон об адвокатуре не содержит каких-либо форм директивного воздействия на адвоката со стороны органов адвокатского сообщества. Они не должны вмешиваться в производство по конкретному уголовному делу, гражданскому делу, делу об административном правонарушении, давать адвокатам какие-либо указания. Тем не менее решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты (п. 9 ст. 29 Закона об адвокатуре). При этом все исполнительные органы адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны общему собранию (конференции) адвокатской палаты субъекта РФ.

Самоуправление как принцип организации и деятельности адвокатуры представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Поскольку адвокатура представляет собой сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Самоуправление находит свое выражение, в частности, в том, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений соответствующих органов адвокатской палаты. Квалификационные комиссии, создаваемые для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов также строятся на основе принципа самоуправления. Большинство членов комиссии (7 из 13) представлено адвокатами, что обеспечивает приоритет голосов, принадлежащих членам адвокатского сообщества. Принцип самоуправления адвокатуры на федеральном уровне наиболее наглядно проявляется в том, что высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов.

Корпоративность - это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Корпорация (от латинского corporatio - объединение, сообщество) - общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных интересов. Корпоративный (производное от корпорации) - узкогрупповой, обособленный. Применительно к адвокатуре эти термины приобретают особый, специфический смысл.

Лица, наделенные статусом адвоката, действуют на определенной территории, будучи объединенными в адвокатскую палату субъекта РФ. Единство в рамках палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами. Они должны строиться на основе уважения, исходя из приоритета общих ценностей и интересов. Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Федерации и Федеральной палате адвокатов, должны разрешаться исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом.

Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

Равноправие адвокатов - это принцип деятельности адвокатуры, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, становится полноправным членом адвокатского сообщества. На адвокатов в полной мере распространяется положение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Объем предоставляемых адвокату прав не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Адвокат вправе свободно выражать свое мнение относительно всех вопросов, которые ставятся на обсуждение собрания (конференции) адвокатов, Всероссийского съезда адвокатов. Решения на собраниях, конференциях, съездах принимаются простым большинством голосов. При этом никто из членов адвокатского сообщества не имеет привилегированного права голоса. Права всех адвокатов гарантируются равным образом.

2. Порядок формирования корпуса адвокатов в Российской Федерации

Обратимся к истории формирования адвокатского корпуса в России. До 2002 г. экзаменов при поступлении в адвокатуру в качестве обязательной закрепленной на законодательном уровне процедуры не проводилось. Существовавший тогда механизм "отсева" кандидатов при приеме на работу в качестве адвоката был несколько другим, чем сегодня. Непосредственно юридические консультации рекомендовали Президиуму коллегии адвокатов своих выдвиженцев для работы в консультации и, как правило, президиумы им в этом не отказывали. При этом отбор велся по трем направлениям и происходил на уровне самой консультации.

Во-первых, в консультацию принимались родственники или знакомые уже работающих адвокатов. В этом случае неким гарантом "профессиональной вменяемости" претендента выступал адвокат-патрон.

Во-вторых, консультация принимала стажеров, которые зарекомендовали себя во время прохождения практики.

В-третьих, отбор происходил из среды практикующих юристов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов других консультаций). Эти кандидаты уже обладали определенным "именем", и их профессиональные и моральные качества были известны членам юридической консультации.

Как видим, на всех трех путях кандидаты проходили своеобразный фильтр, который можно условно назвать мнением консультации, и работал этот фильтр достаточно продуктивно. Однако не следует забывать, что все это происходило на фоне искусственного ограничения количества адвокатов в одном регионе. Большинство президиумов коллегий исходило из правила: сколько адвокатов "вышло", столько и "зашло". Это обстоятельство создавало подобие конкурса между кандидатами в адвокаты.

Теперь действует принципиально иная система отбора кандидатов. Все лица, сдавшие экзамен, автоматически входят в адвокатскую корпорацию.

Представляется, что адвокатскому сообществу необходимо выработать некоторые цензы с целью принятия в адвокатуру наиболее ценных претендентов. Условно такие цензы можно разделить на две группы: необходимые для допуска к квалификационному экзамену и сам квалификационный экзамен. Остановимся более подробно на первой группе.

Цензы, необходимые для допуска к квалификационному экзамену. Действующий Закон устанавливает следующие условия для приема в адвокатское сообщество: образовательный ценз, наличие юридического стажа, отсутствие судимости и полная дееспособность. В принципе эти условия не являются новацией для нашей правовой системы. Действовавшее ранее Положение об адвокатуре в Российской Федерации 1980 г. содержало как минимум два из вышеназванных условий: наличие юридического образования и стажа работы по специальности. Сегодня отношение к условиям, установленным для допуска к экзамену на приобретение статуса адвоката, должно быть более внимательным и строгим. Рассмотрим подробнее их современное содержание.

Юридическое образование. Адвокат как лицо, оказывающее квалифицированную юридическую помощь, должен обладать глубокими познаниями в юридической сфере. Данное качество закон признает за лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Представляется, что для занятия адвокатской деятельностью в России претендент должен обладать степенью как минимум магистра права. Это обосновывается хотя бы тем, что обучение по программе бакалавриата по количеству часов не соответствует традиционным программам обучения для высшего юридического образования, а именно предусмотренный ими объем юридических знаний исторически связан с понятием "высшее юридическое образование", необходимое для занятия адвокатской деятельностью. Необходимо изменить понятие "высшее юридическое образование" или в Законе об адвокатской деятельности сделать уточнения по этому поводу.

Юридический стаж. Бесспорно, что будущий адвокат кроме теоретических должен обладать и практическими знаниями в области адвокатуры. Здесь можно выделить два критерия: место и время прохождения практики.

Российское законодательство предусматривает широкий список работ по юридической специальности, дающих необходимый для приобретения статуса адвоката стаж. Главная идея законодателя ясна: занятие адвокатской деятельностью требует высшего юридического образования. Однако в некоторых случаях соблюдение этого требования может быть, мягко говоря, чисто формальным. Так, в стаж входит работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций. Получается, что лицо, работавшее юристом в какой-нибудь конторе "Рога и копыта", может стать адвокатом, лишь бы в документах этой организации было установлено, что для занятия должности юрисконсульта необходимо высшее юридическое образование.

С другой стороны, в этот список не попала должность стажера адвоката, хотя Закон предъявляет к стажеру требование о наличии высшего юридического образования. К чему тогда институт стажерства в адвокатуре?

Думается, что в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, следует зачитывать только работу в качестве помощника или стажера адвоката. Причем для исключения всех иных претендентов внесения изменений в действующее законодательство не требуется. Достаточно унифицировать практику квалификационных комиссий с целью заведомой отбраковки претендентов, не имеющих юридического стажа в качестве помощника или стажера адвоката.

Остальные цензы - отсутствие судимости и полная дееспособность понятны и в общем не вызывают возражений.

Заключение

Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом гармоничного существования общества в целом. Конечно, в нашей стране еще далеко до института адвокатуры западных стран и во многом это проблема не только кадрового состава адвокатуры, но и ее финансирования. Надеемся, что со вступлением в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» эти и многие другие вопросы найдут наиболее верное решение, а адвокатура, в свою очередь, не только не потеряет свой государственно-значимый статус, но и поднимает его на более высокий уровень.

Институт адвокатуры, имеющий непростую судьбу в российской истории дореволюционного, и особенно советского периода, на современном этапе переживает новый этап развития. Именно сейчас с появлением Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» у адвокатского сообщества появился шанс на практике реализовать пожелание законодателя, выраженное в ст. 3 Закона и превратить совокупность адвокатов в профессиональное сообщество. В свою очередь это профессиональное сообщество со временем получит шанс поистине стать институтом гражданского общества.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием в 1993 г.) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от  24.07.2007) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) / Бюллетень Минюста РФ. – 2004. – № 3.
  4. Грудцына Л.Ю. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. – 2004. – № 7.
  5. Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10, 11.
  6. Исанов С.Н. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат. – 2004. – № 11.
  7. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацию» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко – М.: Велби, 2003.
  8. Кузьмина Н.Г. Новый Закон об адвокатуре: проблемы теории и практики // Адвокат. – 2002. – № 11.
  9. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. – М., 2002.

Адвокатура, задачи. Порядок формирования корпуса адвокатов на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. ФРГ: порядок формирования правительства, его состав и компетенция, роль федерального канцлера. Порядок прекращения полномочий

2. Порядок формирования правительства

3. Порядок формирования миссии организации

4. Правительство РФ: порядок формирования, компетенция

5. Учётная политика предприятия и порядок её формирования

6. Кабинет министров (порядок формирования, полномочия)

7. Задачи формирования и обработки экспериментальных данных

8. Федеральные фонды:порядок формирования и использование средств

9. Великобритания: Палата общин (порядок формирования, полномочия)

10. Мониторинг земель в РФ: задачи, содержание и порядок ведения