Новости

Гидролиз. Экспериментально-исследовательский урок

Работа добавлена:






Гидролиз. Экспериментально-исследовательский урок на http://mirrorref.ru

Экспериментально-исследовательский урок в 11 классе

по теме «Гидролиз»

Цель урока: На основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ. Используя интеграционный потенциал этого понятия, раскрыть внутри- и межпредметные связи химии, дать яркое представление о практическом значении процессов гидролиза в живой и неживой природе и в жизни общества. Ознакомить учащихся с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей.

(ОК– 2 часа, ПК – 3 часа)

Средства обучения:мультимедийная презентация  к уроку, реактивы: растворы различных солей, индикаторы; пробирки, штативы.

Ход урока:

  1. Актуализация важнейших опорных знаний: (по презентации)
    • Составление уравнений диссоциации кислот. Беседа по вопросу: какой ион является определителем среды? Какая среда? Чем определяется?

Демонстрационный опыт: наблюдение изменения окраски индикатора в растворах кислот.

  • Составление уравнений диссоциации щелочей. Беседа по тем же вопросам.

Демонстрационный опыт:наблюдение изменения окраски индикатора в растворах щелочей.

  • Составление уравнений диссоциации солей. Вопрос: наблюдается ли здесь ион определяющий среду. А какая среда в воде? (Нейтральная, так как вода весьма незначительно, но диссоциирует на ионы Н2О = Н+ +  ОН-)
    1. Проблема урока: Если среда в растворах солей нейтральная, то давайте проверим на самом ли деле это так.

Лабораторный опыт: исследование индикаторами растворов данных солей, результаты опыта записываем на доске.

      На основе выполненных опытов можно сделать вывод, что среда в водных растворах солей может быть различной.А, от чего это зависит?(Состав солей и от того, что соли вступают в реакцию с водой)

Даем определение понятию «гидролиз» (по презентации)

  1. Рассмотрим состав солей (по презентации)

А) Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (приводим некоторые примеры)

Б) Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой (приводим примеры из имеющихся солей)

В)  Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой (приводим примеры из имеющихся солей)

Г)  Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой (приводим примеры)

4. Предлагается рассмотреть процессы, происходящие в растворах солей, которые исследовали индикатором.

Например, в растворе карбоната натрияNa2CO3 = 2Na+ +CO32-     карбонат-ион – анион слабой кислоты. Он связывается с молекулами воды, образуя сложный малодиссоциирующий гидрокарбонат-ион НСО3-. Вследствие чего в растворе накапливаются гидроксид-ионы, среда раствора становится щелочной.

Сущность этого процесса можно записать сокращенным ионным уравнением:

 СО32- + Н+ОН- = НСО3- + ОН-гидролиз по аниону.

Можно записать и полное ионное уравнение. Таким образом одним из продуктов гидролиза является кислая сольNaHCO3. Но при этом обязательно подчеркиваем, что никаких молекул в растворе при гидролизе не образуется, а только ионы. Гидролиз солей обратимый процесс.

  1. Остальные примеры разбираем вместе с учащимися. Обязательно вводим понятие гидролиз по катиону, среда кислая, гидролиз не идет, среда нейтральная.
  2. Разберем пример с солями, образованными слабой кислотой и слабым основанием. Как догадываются учащиеся, гидролиз должен происходить и по катиону и по аниону.

Al2S3+ 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S   Такой гидролиз необратим, так кА продукты данной реакции выводятся из сферы реакции как осадок и газ.

В заключение проводитсялабораторный опыт: раствор хлорида железа (3) и раствор карбоната натрия. Наблюдаем выпадение характерного осадка гидроксида железа(3) (для сравнения можно слить растворы гидроксида натрия и хлорида железа(3)). Попробуем написать реакцию, и объяснить, что произошло.

Fe2(CO3)3необратимо гидролизуется.

  1. Закрепление: самостоятельная работа

1 вариант: гидролиз раствора хлорида хрома (3), сульфид калия

2 вариант: сульфат меди(2), сульфид натрия.

Проверяем работу по готовому слайду.

  1. домашнее задание: зад 5 (стр 186) и дополнительно задание зад 9, чит &16 (со стр 175). Рассмотреть значения гидролиза неорганических веществ.

Гидролиз. Экспериментально-исследовательский урок на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

2. Реферат Гидролиз солей

3. Реферат Гидролиз: общие положения. Степень гидролиза

4. Реферат Определить экспериментально коэффициент вязкости глицерина

5. Реферат Экспериментально-фонетическое исследование русского политического дискурса

6. Реферат ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕРМ С УЧЕТОМ ЖЕСТКОСТИ УЗЛОВ

7. Реферат Урок уважения к правилам движения: урок

8. Реферат Полостной и мембранный гидролиз пищи. Пристеночное пищеварение и его значение (А.М. Уголев). Связь пристеночного пищеварения со всасыванием

9. Реферат Экспериментально изучить биномиальное и пуассоновское распределение и аппроксимацию пуассоновского распределения нормальным распределением

10. Реферат Волны на струне. Экспериментально определить зависимости собственных частот струны от силы ее напряжения и от номера гармоники и сравнить с зависимостями, рассчитанными теоретически