Новости

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Работа добавлена:






ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА на http://mirrorref.ru

На правах рукописи

Олейников Дмитрий Александрович

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

(на примере Ростовской области)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством: логистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Украинцев Вадим Борисович

Официальные оппоненты:

Осовцев Виктор Анисимович

доктор экономических наук, профессор

кафедры «Маркетинг и реклама»

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)»

Тлепцеришев Аслан Муратович

кандидат экономических наук,

директор Обособленного подразделения

«Управление по Ростовской области»

ОАО «УК «ИФК»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

строительный университет»

Защита состоится 25 апреля 2013 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Автореферат разослан 25 марта 2013 г. Сведения о защите и автореферат размещены 25 марта 2013 г. на официальном сайте ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»www.rsue.ru и ВАК Минобрнауки Россииwww.vak.ed.gov.ru.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент

Т.В. Пархоменко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.Состояние строительного комплекса на региональном уровне в значительной степени определяет потенциальные возможности реализации долгосрочных стратегических программ развития регионов, формирования и развития национальных проектов. Этот процесс в настоящее время сдерживается из-за медленного формирования генеральных планов городов, отсутствия соответствующей правовой базы, недостаточности собственных бюджетных средств региональных и муниципальных образований. Управление развитием регионального строительного комплекса представляет собой деятельность, требующую стратегических решений на высшем уровне управления региона и значительных организационных ресурсов, ориентированных на стимулирование развития сегмента доступного жилья.

Проблемный аспект современного функционирования инвестиционно-строительного комплекса страны в значительной степени обусловлен глубиной и радикальностью процесса рыночного реформирования собственности в стране, которые привели к нарушению сложившихся отраслевых связей между формирующими строительную отрасль крупными организациями трестовского типа, результатом чего явилось хозяйственное разобщение отдельных звеньев строительного комплекса России.

В этих условиях повышается актуальность научно-практической разработки эффективного механизма развития инвестиционно-строительного комплекса на региональном уровне, теоретико-методическую платформу которого должна составить логистика как инструмент рациональной и скоординированной интеграции элементов инфраструктуры массового жилищного строительства. Важным проблемным аспектом современной логистической организации функционирования инвестиционно-строительного комплекса в регионах является синхронизация отдельных направлений административного регулирования строительного производства с развитием массового рынка ипотеки, промышленности строительных материалов и самого жилищного строительства.

Степень разработанности проблемы.Научную основу современной логистики как интегрирующей концепции рационального сопряжения потоково-процессных объектов и явлений управления в экономике составляют научные работы таких ученых, как В. Алферьев, А. Альбеков, Б. Аникин, А. Белоусов, В. Борисова, А. Гаджинский, В. Дыбская, К. Инютина, А. Кизим, Л. Миротин, О. Новиков, Б. Плоткин, О. Проценко, А. Родников, В. Стаханов, А. Семененко, В. Сергеев, В. Щербаков, С. Уваров и др.

Теоретико-методическую базу современного научно-практического синтеза систем и механизмов логистического регулирования процессов социально-экономического развития в регионе составляют положения, содержащиеся в работах таких ученых, как М. Афанасьева, Е. Ивакин, Д. Костоглодов, С. Калашников, А. Комарова, В. Лукинский, В. Сапач, А. Тяпухин, В. Украинцев, Х. Эльдарханов и др.

Представленные обстоятельные исследования формируют научную платформу для синтеза логистических систем в сфере жилищного строительства, научная оценка проблемных аспектов развития которого сформулирована в работах таких ученых, как Л. Белоусова, А. Воронин, В. Гуртов, Д. Зайнуллина, М. Каменецкий, Л. Каверзина, В. Колыванов, И. Разорвин, Д. Силка, Р. Сиразетдинов, М. Хуснуллин, Ю. Шмидт, М. Чернышев и др.

Тем не менее трансформация регионального жилищного рынка, характеризующаяся увеличением структурного дефицита ликвидных предложений жилья в эконом- и среднем классах, сокращением возможностей дальнейшего существенного увеличения объемов многоэтажного строительства, требует формирования рациональной интеграции усилий государства и бизнеса в решении жилищного вопроса. Это позволяет актуализировать необходимость научно-практической разработки теоретико-методической платформы логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса в Ростовской области.

Целью диссертационной работы является исследование условий и факторов современной трансформации строительного производства Ростовской области, а также разработка научно-практических рекомендаций по логистической организации и развитию инвестиционно-строительного комплекса региона.

Поставленная цель предопределила решение следующих научныхзадач:

- исследовать концептуальные аспекты логистической организации функционирования современного инвестиционно-строительного комплекса;

- выявить и обобщить теоретико-методические аспекты логистического рыночно ориентированного развития инвестиционно-строительного комплекса региона;

- проанализировать тенденции современного развития жилищного строительства в экономике России;

- провести анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области;

- разработать концептуальные направления логистической реконфигурации инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области в системе отраслевого хозяйства региона;

- обосновать направления логистической организации механизма развития жилищного строительства Ростовской области на основе применения кластерного подхода.

Объектом диссертационного исследования являются потоковые процессы и явления в современной системе жилищного строительства Ростовской области.

Предмет исследования составляют условия и направления логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области.

Теоретико-методологическая основа исследованияопирается на фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных специалистов в области концептуального проектирования и развития региональных социально-экономических систем, логистической организации и организационно-функциональной конфигурации интегрированных структур в сфере жилищного строительства, обеспечивающих решение социально-экономических задач эффективного развития инвестиционно-строительного комплекса.

Инструментарно-методический аппарат исследования составили следующие методы научного познания: диалектический, индуктивный и дедуктивный, а также системного анализа, логического моделирования, корреляционно-регрессионного анализа, рейтингового ранжирования, функционально-стоимостного анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, графические интерпретации.

Информационно-эмпирическая база диссертации сформирована на основе данных Федеральной службы государственной статистики, данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. В работе использовались научно-практические разработки отечественных и зарубежных авторов, справочные сведения и статьи, аналитические отчеты, размещенные на веб-сайтах ведущих отечественных и зарубежных научно-исследовательских центров, вузов и издательств, материалы научных семинаров и конференций.

Диссертационное исследование выполнено согласно п. 4.2 «Принципы проектирования и функционирования логистических систем на микро-, мезо- и макроуровнях; определение цели и критериев оценки систем», п. 4.4 «Методология межфункциональной и межорганизационной логистической координации» и п. 4.5 «Направления государственного регулирования логистических процессов в цепях поставок экономическими методами с целью оптимального сочетания планово-регулируемого и рыночного механизма» Паспорта научной специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (логистика).

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на теоретических положениях и научной позиции автора, согласно которым фактором и инструментом обеспечения доступности первичного жилья для населения Ростовской области является оптимальная конфигурация логистической системы организационно-экономической интеграции и функционирования элементов инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающая необходимый уровень институционализации процесса функционального взаимодействия всех звеньев в сфере жилищного строительства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Характерными чертами функционирования российского рынка недвижимости и строительной сферы в целом является дефицит жилья как фактор его удорожания, ограниченности ликвидных предложений в эконом- и среднем классах, а также снижение качества и отсутствие реально действенных механизмов стимулирования спроса со стороны различных социальных групп населения. Корректировка сложившегося положения требует эффективной организационной конвергенции государства и строительного бизнеса на основе синтеза логистической системы функционального сопряжения государственного регулирования строительства и реализации недвижимости с интересами рыночных структур, представленных на рынке.

2. Эмпирическая актуализация социальных задач развития жилищного строительства в Ростовской области, не получающих в настоящее время необходимого решения, позволяет обосновать необходимость теоретико-методического сопряжения кластерного и логистического подходов к организации функционирования строительного производства региона, что позволит расширить прикладные возможности повышения его рыночной устойчивости и эффективности институционализации строительной сферы в целом.

3. Устойчивость функционирования строительного производства Ростовской области зависит не только от результатов деятельности отдельных строительных организаций, но и от эффективности их логистического взаимодействия с поставщиками, экспедиторами, транспортными организациями и другими звеньями. Усложнение логистических задач обеспечения строительного производства необходимыми материалами и сырьем требует повышения операционной эффективности логистики строительства, условием которого является оптимальная организация в рамках единого потокового процесса перемещения материальных и информационных ресурсов между всеми участниками на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла.

4. Логистический анализ проблем функционирования строительной отрасли показывает, что их значительная часть связана с отсутствием участков под строительство с подготовленной инфраструктурой и подведенными коммуникациями. Пытаясь решить эту проблему, девелоперы несут значительные издержки, обусловленные законодательно легитимированным перенесением данной статьи затрат на застройщика, что удлиняет логистическую цепочку издержек для строительных организаций, ослабляя потенциал возможного снижения стоимости реализуемого жилья. Все это позволяет актуализировать необходимость совершенствования административно-регулятивных функций в сфере строительства как условия мобилизации существенного ресурса снижения стоимостных и временных издержек в сфере строительного производства.

5. Проведенный логистический анализ факторов увеличения затратной базы строительного производства в Ростовской области показывает, что снижение динамики роста стоимости жилья как результирующей удорожания стоимости строительства может быть обеспечено посредством введения в рыночный оборот земель из федеральной собственности. Реализация земельных интервенций позволит вывести на рынок большой объем земель из федеральной собственности, скорректировать конъюнктуру рынка и снизить стоимость земли, а также решить проблему согласований и разрешений.

Научная новизна результатов исследования заключается в эмпирическом обосновании и концептуальном развитии теоретико-методических основ логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области, обеспечивающей условия для эффективной рыночно ориентированной и социально приемлемой трансформации современной строительной сферы региона.

К конкретным результатам диссертационного исследования, обладающимнаучной новизной, относятся следующие.

1. Идентифицированы особенности концептуального решения проблемы структурного дефицита ликвидных предложений на современном рынке жилья, обусловленные императивной потребностью в логистически организованной конвергенции усилий государства и бизнеса, что позволит строительным организациям более полно учитывать интересы потребителя, стремясь обеспечить себе приемлемую доходность инвестиций, а государству – формировать условия для устойчивого развития рынка доступного жилья и повышения качественных параметров предложения.

2. Обосновано, что инновационное кластерное развитие строительной сферы Ростовской области должно быть ориентировано на создание нового отраслевого объединения, опирающегося преимущественно на индустриальные технологии малоэтажного строительства, реализация которых позволит сформировать в регионе инновационный кластер малоэтажного строительства доступного жилья, организационно-экономическая устойчивость и эффективность функционирования которого могут быть обеспечены на основе его логистической организации.

3. Определено, что экономическая устойчивость функционирования строительного производства Ростовской области может быть обеспечена на основе логистической организации потокового процесса перемещения материальных и информационных ресурсов на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла между всеми участниками, организационное разобщение которых должно быть замещено углублением процессно-институциональной интеграции звеньев логистической системы капитального строительства региона, что обеспечит сокращение длительности инвестиционно-строительного цикла и уменьшение совокупных затрат в логистической цепи капитального строительства жилья.

4. Выявлены основные факторы и условия, вызывающие рост издержек в сфере жилищного строительства Ростовской области, анализ которых позволил обосновать необходимость сокращения периода административных согласований, удлиняющих логистический цикл реализации проектов и увеличивающих расходы застройщиков, как одно из важнейших направлений стимулирования развития регионального строительства, реализация которого позволит сократить стоимостные и временные издержки в сфере строительства жилья, стимулируя образование понижательного ценового тренда на первичном рынке жилой недвижимости региона.

5. Уточнено, что в сфере административного регулирования инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области локализован важнейший ресурс стимулирования развития строительства и снижения его стоимости – обеспечение свободного рыночного доступа к федеральной земле, распределяемой через фонд содействия развитию жилищного строительства, что позволит существенно трансформировать конъюнктуру рынка и стоимость земли, формируя масштабные предпосылки для снижения издержек в макрологистической системе строительного производства региона.

Теоретическая значимость исследованиясостоит в дальнейшем развитии теоретико-методических и концептуальных представлений, расширяющих теоретический и прикладной потенциал развития жилищного строительства на основе организационно-функционального синтеза механизма логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающего институциональные условия и экономические предпосылки для формирования и развития сегмента доступного жилья.

Практическая значимостьисследования состоит в научно-прикладных рекомендациях и обоснованиях автора, позволяющих сформировать наиболее эффективные направления институционального регулирования процесса развития массового жилищного строительства Ростовской области, а также обеспечивающих возможность оптимального функционального сопряжения звеньев логистической системы строительного производства региона, пропорциональное развитие жилищного строительства и финансовой базы ипотеки.

Апробация результатов исследования. Основные результатыисследования и практические рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, докладывались и обсуждались на международных, региональных, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях, включая всероссийскую научно-практическую конференцию профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития современной России» (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2011 г.); международную научно-практическую конференцию профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой» (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития» (г. Курск, 29 декабря 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты» (г. Курск, 17–21 сентября 2012 г.) и др.

Представленные в диссертации научно-практические разработки использовались в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) в процессе преподавания дисциплин «Логистика производства» и «Проектирование, организация и управление логистическими системами».

Публикации. По теме исследования диссертантом опубликовано 13 работ общим объемом 4,1 п.л., включая 3 печатные работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, – 1,3 п.л.

Структура и объем диссертации. Структура работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором задач исследования. Диссертация состоит из введения, 8 параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографического списка, приложений.

Диссертация имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

1.1 Строительный комплекс как многоотраслевая

производственно-экономическая система

1.2 Логистические аспекты организации и функционирования

инвестиционно-строительного комплекса региона

1.3 Проблемные аспекты рыночно ориентированного развития и регулирования сферы жилищного строительства

ГЛАВА 2

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Состояние и тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области

2.2 Особенности и направления рыночной трансформации

и развития строительного комплекса Ростовской области

2.3 Идентификация экзогенных факторов увеличения издержек в сфере

аспект

ГЛАВА 3

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Логистическая реконфигурация инвестиционно-строительного

комплекса Ростовской области в системе отраслевого хозяйства региона

3.2 Кластерный подход к логистической организации

функционирования институциональных элементов

инвестиционно-строительного комплекса региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, определен предмет и объект исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризована его информационно-эмпирическая база, приведена структура диссертации.

В первой главе «Концептуальные особенности логистического развития инвестиционно-строительного комплекса региона» представлено теоретико-методическое обобщение особенностей функционирования строительного комплекса как многоотраслевой производственно-экономической системы, сформулированы научные основы логистической организации жилищного строительства в современный период.

Как отмечает автор, проблемный аспект современного функционирования строительного комплекса страны в значительной степени обусловлен глубиной и радикальностью процесса рыночного реформирования и разгосударствления собственности в стране, которые привели к нарушению сложившихся отраслевых связей между формирующими строительную отрасль крупными организациями трестовского типа.

С позиции логистики, такая трактовка современной функциональной ниши строительного комплекса в отраслевом хозяйстве страны позволяет рассматривать его как важный фактор реинтеграции хозяйственных связей в инвестиционной сфере.

Однако, несмотря на высокую оценку роли строительного комплекса в отечественной экономике, состояние строительного комплекса нельзя признать удовлетворительным и отвечающим глубине и сложности задач, которые он призван решить в национальном масштабе.

По мнению автора, данная эмпирическая оценка фиксирует необходимость преодоления сложившегося положения в строительном комплексе, новое качество которого позволит снизить уровень его лимитирующего влияния на развитие отраслевого хозяйства и полностью удовлетворить потребность отечественной экономики в строительной продукции.

Необходимость логистизации цепей поставок в инвестиционно-строительной сфере эмпирически выкристаллизовывается именно в рамках строительной логистики, которая определяет и формирует специфику современного развития строительного бизнеса. Среди различных сфер последнего наблюдается тенденция экономического взаимодействия и партнерства, в эмпирическом русле которой автор обосновывает необходимость формирования именно интегрированного инвестиционно-строительного комплекса региона.

Терминологическое оформление этого понятия семантически точно подчеркивает логистический характер конвергенции социально-экономических, финансовых, управленческих и технических взаимосвязей с различными сферами бизнеса в целях взаимного приспособления, оптимизации строительного производства с более полным и рациональным использованием ресурсов определенной территории.

В целом авторская оценка данных трендов показывает, что объединение усилий государства и строительного бизнеса с целью решения ключевых региональных социально-экономических проблем, и в частности проблемы обеспеченности жильем населения, может быть реализовано только на базе мощной инструментальной платформы, рациональные элементы формирования которой в современный момент локализованы преимущественно в строительной логистике.

В диссертации отмечается, что именно рыночная трансформация строительной сферы стимулировала реорганизацию хозяйственных связей в инвестиционно-строительном комплексе, что потребовало полного пересмотра логистики взаимодействия участников строительного процесса, в том числе в части материального обеспечения строительной деятельности. В сложившейся обстановке ключевой проблемой для изготовителей строительных материалов является повышение уровня организации сбыта готовых изделий, а для клиентов – минимизация расходов на их покупку и доставку до пункта назначения.

С точки зрения автора, искомая конвергенция всех институциональных составляющих функционирования жилищного сектора может быть обеспечена на основе его логистической организации с применением кластерного подхода.

Именно на стыке этих двух прогрессивных концепций рационализации социально-экономических процессов может быть сконструирован реальный механизм эффективного решения жилищного вопроса, который обеспечит социально адаптированную интеграцию всех звеньев инвестиционно-строительного комплекса: строительное производство, распределение, обмен и потребление жилья.

Вторая глава «Логистический анализ развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области» включает анализ эмпирических особенностей состояния и развития современного жилищного строительства региона.

Проведенный автором анализ показывает, что динамика развития жилищного строительства в значительной степени оказывается детерминированной системой факторов, часть которых определяет состояние спроса на рынке недвижимости, а другая часть – уровень развития строительного комплекса региона, который включает в себя различные элементы (строительство, стройиндустрию и промышленность стройматериалов).

Можно констатировать тот факт, что увеличение объемов жилищного строительства составляет важное направление развития Ростовской области, которая по объемам вводимого жилья входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации и занимает 2-е место в ЮФО.

Важной тенденцией развития жилищного строительства в регионе является увеличение доли строительства жилых домов за счет средств населения – до 70% от общего объема ввода жилых домов.

Как показывают данные рисунка 1, в послекризисный период в экономике области наметился устойчивый тренд на увеличение объема вводимых в эксплуатацию жилых домов.

Рисунок 1 – Динамика объема введенных в эксплуатацию

жилых домов в Ростовской области в 2007–2011 гг., млн кв. м —Разработан автором по данным источника: Строительство [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77798 (дата обращения: 14.07.2012).

В настоящее время обеспечение роста данного показателя достигается за счет активизации работы по подготовке новых территорий под жилищное строительство и развития инженерной инфраструктуры.

Представленная в регионе индустриальная база промышленности строительных материалов и реализация инвестиционных проектов в этой сфере позволяют обеспечить выпуск современных конкурентоспособных материалов, необходимый для запланированных объемов жилищного строительства.

Обобщение эмпирических данных по развитию рынка недвижимости в г. Ростове-на-Дону позволяет автору заключить, что современный рынок недвижимости и строительный комплекс г. Ростова-на-Дону в целом развиваются преимущественно в рамках механизма саморегулирования рынка.

В данном проблемном асп