Новости

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Работа добавлена:






ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА на http://mirrorref.ru

На правах рукописи

Олейников Дмитрий Александрович

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

(на примере Ростовской области)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством: логистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Украинцев Вадим Борисович

Официальные оппоненты:

Осовцев Виктор Анисимович

доктор экономических наук, профессор

кафедры «Маркетинг и реклама»

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)»

Тлепцеришев Аслан Муратович

кандидат экономических наук,

директор Обособленного подразделения

«Управление по Ростовской области»

ОАО «УК «ИФК»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

строительный университет»

Защита состоится 25 апреля 2013 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Автореферат разослан 25 марта 2013 г. Сведения о защите и автореферат размещены 25 марта 2013 г. на официальном сайте ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»www.rsue.ru и ВАК Минобрнауки Россииwww.vak.ed.gov.ru.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент

Т.В. Пархоменко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.Состояние строительного комплекса на региональном уровне в значительной степени определяет потенциальные возможности реализации долгосрочных стратегических программ развития регионов, формирования и развития национальных проектов. Этот процесс в настоящее время сдерживается из-за медленного формирования генеральных планов городов, отсутствия соответствующей правовой базы, недостаточности собственных бюджетных средств региональных и муниципальных образований. Управление развитием регионального строительного комплекса представляет собой деятельность, требующую стратегических решений на высшем уровне управления региона и значительных организационных ресурсов, ориентированных на стимулирование развития сегмента доступного жилья.

Проблемный аспект современного функционирования инвестиционно-строительного комплекса страны в значительной степени обусловлен глубиной и радикальностью процесса рыночного реформирования собственности в стране, которые привели к нарушению сложившихся отраслевых связей между формирующими строительную отрасль крупными организациями трестовского типа, результатом чего явилось хозяйственное разобщение отдельных звеньев строительного комплекса России.

В этих условиях повышается актуальность научно-практической разработки эффективного механизма развития инвестиционно-строительного комплекса на региональном уровне, теоретико-методическую платформу которого должна составить логистика как инструмент рациональной и скоординированной интеграции элементов инфраструктуры массового жилищного строительства. Важным проблемным аспектом современной логистической организации функционирования инвестиционно-строительного комплекса в регионах является синхронизация отдельных направлений административного регулирования строительного производства с развитием массового рынка ипотеки, промышленности строительных материалов и самого жилищного строительства.

Степень разработанности проблемы.Научную основу современной логистики как интегрирующей концепции рационального сопряжения потоково-процессных объектов и явлений управления в экономике составляют научные работы таких ученых, как В. Алферьев, А. Альбеков, Б. Аникин, А. Белоусов, В. Борисова, А. Гаджинский, В. Дыбская, К. Инютина, А. Кизим, Л. Миротин, О. Новиков, Б. Плоткин, О. Проценко, А. Родников, В. Стаханов, А. Семененко, В. Сергеев, В. Щербаков, С. Уваров и др.

Теоретико-методическую базу современного научно-практического синтеза систем и механизмов логистического регулирования процессов социально-экономического развития в регионе составляют положения, содержащиеся в работах таких ученых, как М. Афанасьева, Е. Ивакин, Д. Костоглодов, С. Калашников, А. Комарова, В. Лукинский, В. Сапач, А. Тяпухин, В. Украинцев, Х. Эльдарханов и др.

Представленные обстоятельные исследования формируют научную платформу для синтеза логистических систем в сфере жилищного строительства, научная оценка проблемных аспектов развития которого сформулирована в работах таких ученых, как Л. Белоусова, А. Воронин, В. Гуртов, Д. Зайнуллина, М. Каменецкий, Л. Каверзина, В. Колыванов, И. Разорвин, Д. Силка, Р. Сиразетдинов, М. Хуснуллин, Ю. Шмидт, М. Чернышев и др.

Тем не менее трансформация регионального жилищного рынка, характеризующаяся увеличением структурного дефицита ликвидных предложений жилья в эконом- и среднем классах, сокращением возможностей дальнейшего существенного увеличения объемов многоэтажного строительства, требует формирования рациональной интеграции усилий государства и бизнеса в решении жилищного вопроса. Это позволяет актуализировать необходимость научно-практической разработки теоретико-методической платформы логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса в Ростовской области.

Целью диссертационной работы является исследование условий и факторов современной трансформации строительного производства Ростовской области, а также разработка научно-практических рекомендаций по логистической организации и развитию инвестиционно-строительного комплекса региона.

Поставленная цель предопределила решение следующих научныхзадач:

- исследовать концептуальные аспекты логистической организации функционирования современного инвестиционно-строительного комплекса;

- выявить и обобщить теоретико-методические аспекты логистического рыночно ориентированного развития инвестиционно-строительного комплекса региона;

- проанализировать тенденции современного развития жилищного строительства в экономике России;

- провести анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области;

- разработать концептуальные направления логистической реконфигурации инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области в системе отраслевого хозяйства региона;

- обосновать направления логистической организации механизма развития жилищного строительства Ростовской области на основе применения кластерного подхода.

Объектом диссертационного исследования являются потоковые процессы и явления в современной системе жилищного строительства Ростовской области.

Предмет исследования составляют условия и направления логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области.

Теоретико-методологическая основа исследованияопирается на фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных специалистов в области концептуального проектирования и развития региональных социально-экономических систем, логистической организации и организационно-функциональной конфигурации интегрированных структур в сфере жилищного строительства, обеспечивающих решение социально-экономических задач эффективного развития инвестиционно-строительного комплекса.

Инструментарно-методический аппарат исследования составили следующие методы научного познания: диалектический, индуктивный и дедуктивный, а также системного анализа, логического моделирования, корреляционно-регрессионного анализа, рейтингового ранжирования, функционально-стоимостного анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, графические интерпретации.

Информационно-эмпирическая база диссертации сформирована на основе данных Федеральной службы государственной статистики, данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. В работе использовались научно-практические разработки отечественных и зарубежных авторов, справочные сведения и статьи, аналитические отчеты, размещенные на веб-сайтах ведущих отечественных и зарубежных научно-исследовательских центров, вузов и издательств, материалы научных семинаров и конференций.

Диссертационное исследование выполнено согласно п. 4.2 «Принципы проектирования и функционирования логистических систем на микро-, мезо- и макроуровнях; определение цели и критериев оценки систем», п. 4.4 «Методология межфункциональной и межорганизационной логистической координации» и п. 4.5 «Направления государственного регулирования логистических процессов в цепях поставок экономическими методами с целью оптимального сочетания планово-регулируемого и рыночного механизма» Паспорта научной специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (логистика).

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на теоретических положениях и научной позиции автора, согласно которым фактором и инструментом обеспечения доступности первичного жилья для населения Ростовской области является оптимальная конфигурация логистической системы организационно-экономической интеграции и функционирования элементов инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающая необходимый уровень институционализации процесса функционального взаимодействия всех звеньев в сфере жилищного строительства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Характерными чертами функционирования российского рынка недвижимости и строительной сферы в целом является дефицит жилья как фактор его удорожания, ограниченности ликвидных предложений в эконом- и среднем классах, а также снижение качества и отсутствие реально действенных механизмов стимулирования спроса со стороны различных социальных групп населения. Корректировка сложившегося положения требует эффективной организационной конвергенции государства и строительного бизнеса на основе синтеза логистической системы функционального сопряжения государственного регулирования строительства и реализации недвижимости с интересами рыночных структур, представленных на рынке.

2. Эмпирическая актуализация социальных задач развития жилищного строительства в Ростовской области, не получающих в настоящее время необходимого решения, позволяет обосновать необходимость теоретико-методического сопряжения кластерного и логистического подходов к организации функционирования строительного производства региона, что позволит расширить прикладные возможности повышения его рыночной устойчивости и эффективности институционализации строительной сферы в целом.

3. Устойчивость функционирования строительного производства Ростовской области зависит не только от результатов деятельности отдельных строительных организаций, но и от эффективности их логистического взаимодействия с поставщиками, экспедиторами, транспортными организациями и другими звеньями. Усложнение логистических задач обеспечения строительного производства необходимыми материалами и сырьем требует повышения операционной эффективности логистики строительства, условием которого является оптимальная организация в рамках единого потокового процесса перемещения материальных и информационных ресурсов между всеми участниками на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла.

4. Логистический анализ проблем функционирования строительной отрасли показывает, что их значительная часть связана с отсутствием участков под строительство с подготовленной инфраструктурой и подведенными коммуникациями. Пытаясь решить эту проблему, девелоперы несут значительные издержки, обусловленные законодательно легитимированным перенесением данной статьи затрат на застройщика, что удлиняет логистическую цепочку издержек для строительных организаций, ослабляя потенциал возможного снижения стоимости реализуемого жилья. Все это позволяет актуализировать необходимость совершенствования административно-регулятивных функций в сфере строительства как условия мобилизации существенного ресурса снижения стоимостных и временных издержек в сфере строительного производства.

5. Проведенный логистический анализ факторов увеличения затратной базы строительного производства в Ростовской области показывает, что снижение динамики роста стоимости жилья как результирующей удорожания стоимости строительства может быть обеспечено посредством введения в рыночный оборот земель из федеральной собственности. Реализация земельных интервенций позволит вывести на рынок большой объем земель из федеральной собственности, скорректировать конъюнктуру рынка и снизить стоимость земли, а также решить проблему согласований и разрешений.

Научная новизна результатов исследования заключается в эмпирическом обосновании и концептуальном развитии теоретико-методических основ логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области, обеспечивающей условия для эффективной рыночно ориентированной и социально приемлемой трансформации современной строительной сферы региона.

К конкретным результатам диссертационного исследования, обладающимнаучной новизной, относятся следующие.

1. Идентифицированы особенности концептуального решения проблемы структурного дефицита ликвидных предложений на современном рынке жилья, обусловленные императивной потребностью в логистически организованной конвергенции усилий государства и бизнеса, что позволит строительным организациям более полно учитывать интересы потребителя, стремясь обеспечить себе приемлемую доходность инвестиций, а государству – формировать условия для устойчивого развития рынка доступного жилья и повышения качественных параметров предложения.

2. Обосновано, что инновационное кластерное развитие строительной сферы Ростовской области должно быть ориентировано на создание нового отраслевого объединения, опирающегося преимущественно на индустриальные технологии малоэтажного строительства, реализация которых позволит сформировать в регионе инновационный кластер малоэтажного строительства доступного жилья, организационно-экономическая устойчивость и эффективность функционирования которого могут быть обеспечены на основе его логистической организации.

3. Определено, что экономическая устойчивость функционирования строительного производства Ростовской области может быть обеспечена на основе логистической организации потокового процесса перемещения материальных и информационных ресурсов на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла между всеми участниками, организационное разобщение которых должно быть замещено углублением процессно-институциональной интеграции звеньев логистической системы капитального строительства региона, что обеспечит сокращение длительности инвестиционно-строительного цикла и уменьшение совокупных затрат в логистической цепи капитального строительства жилья.

4. Выявлены основные факторы и условия, вызывающие рост издержек в сфере жилищного строительства Ростовской области, анализ которых позволил обосновать необходимость сокращения периода административных согласований, удлиняющих логистический цикл реализации проектов и увеличивающих расходы застройщиков, как одно из важнейших направлений стимулирования развития регионального строительства, реализация которого позволит сократить стоимостные и временные издержки в сфере строительства жилья, стимулируя образование понижательного ценового тренда на первичном рынке жилой недвижимости региона.

5. Уточнено, что в сфере административного регулирования инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области локализован важнейший ресурс стимулирования развития строительства и снижения его стоимости – обеспечение свободного рыночного доступа к федеральной земле, распределяемой через фонд содействия развитию жилищного строительства, что позволит существенно трансформировать конъюнктуру рынка и стоимость земли, формируя масштабные предпосылки для снижения издержек в макрологистической системе строительного производства региона.

Теоретическая значимость исследованиясостоит в дальнейшем развитии теоретико-методических и концептуальных представлений, расширяющих теоретический и прикладной потенциал развития жилищного строительства на основе организационно-функционального синтеза механизма логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающего институциональные условия и экономические предпосылки для формирования и развития сегмента доступного жилья.

Практическая значимостьисследования состоит в научно-прикладных рекомендациях и обоснованиях автора, позволяющих сформировать наиболее эффективные направления институционального регулирования процесса развития массового жилищного строительства Ростовской области, а также обеспечивающих возможность оптимального функционального сопряжения звеньев логистической системы строительного производства региона, пропорциональное развитие жилищного строительства и финансовой базы ипотеки.

Апробация результатов исследования. Основные результатыисследования и практические рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, докладывались и обсуждались на международных, региональных, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях, включая всероссийскую научно-практическую конференцию профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития современной России» (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2011 г.); международную научно-практическую конференцию профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой» (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития» (г. Курск, 29 декабря 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты» (г. Курск, 17–21 сентября 2012 г.) и др.

Представленные в диссертации научно-практические разработки использовались в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) в процессе преподавания дисциплин «Логистика производства» и «Проектирование, организация и управление логистическими системами».

Публикации. По теме исследования диссертантом опубликовано 13 работ общим объемом 4,1 п.л., включая 3 печатные работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, – 1,3 п.л.

Структура и объем диссертации. Структура работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором задач исследования. Диссертация состоит из введения, 8 параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографического списка, приложений.

Диссертация имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

1.1 Строительный комплекс как многоотраслевая

производственно-экономическая система

1.2 Логистические аспекты организации и функционирования

инвестиционно-строительного комплекса региона

1.3 Проблемные аспекты рыночно ориентированного развития и регулирования сферы жилищного строительства

ГЛАВА 2

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Состояние и тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области

2.2 Особенности и направления рыночной трансформации

и развития строительного комплекса Ростовской области

2.3 Идентификация экзогенных факторов увеличения издержек в сфере

аспект

ГЛАВА 3

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Логистическая реконфигурация инвестиционно-строительного

комплекса Ростовской области в системе отраслевого хозяйства региона

3.2 Кластерный подход к логистической организации

функционирования институциональных элементов

инвестиционно-строительного комплекса региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, определен предмет и объект исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризована его информационно-эмпирическая база, приведена структура диссертации.

В первой главе «Концептуальные особенности логистического развития инвестиционно-строительного комплекса региона» представлено теоретико-методическое обобщение особенностей функционирования строительного комплекса как многоотраслевой производственно-экономической системы, сформулированы научные основы логистической организации жилищного строительства в современный период.

Как отмечает автор, проблемный аспект современного функционирования строительного комплекса страны в значительной степени обусловлен глубиной и радикальностью процесса рыночного реформирования и разгосударствления собственности в стране, которые привели к нарушению сложившихся отраслевых связей между формирующими строительную отрасль крупными организациями трестовского типа.

С позиции логистики, такая трактовка современной функциональной ниши строительного комплекса в отраслевом хозяйстве страны позволяет рассматривать его как важный фактор реинтеграции хозяйственных связей в инвестиционной сфере.

Однако, несмотря на высокую оценку роли строительного комплекса в отечественной экономике, состояние строительного комплекса нельзя признать удовлетворительным и отвечающим глубине и сложности задач, которые он призван решить в национальном масштабе.

По мнению автора, данная эмпирическая оценка фиксирует необходимость преодоления сложившегося положения в строительном комплексе, новое качество которого позволит снизить уровень его лимитирующего влияния на развитие отраслевого хозяйства и полностью удовлетворить потребность отечественной экономики в строительной продукции.

Необходимость логистизации цепей поставок в инвестиционно-строительной сфере эмпирически выкристаллизовывается именно в рамках строительной логистики, которая определяет и формирует специфику современного развития строительного бизнеса. Среди различных сфер последнего наблюдается тенденция экономического взаимодействия и партнерства, в эмпирическом русле которой автор обосновывает необходимость формирования именно интегрированного инвестиционно-строительного комплекса региона.

Терминологическое оформление этого понятия семантически точно подчеркивает логистический характер конвергенции социально-экономических, финансовых, управленческих и технических взаимосвязей с различными сферами бизнеса в целях взаимного приспособления, оптимизации строительного производства с более полным и рациональным использованием ресурсов определенной территории.

В целом авторская оценка данных трендов показывает, что объединение усилий государства и строительного бизнеса с целью решения ключевых региональных социально-экономических проблем, и в частности проблемы обеспеченности жильем населения, может быть реализовано только на базе мощной инструментальной платформы, рациональные элементы формирования которой в современный момент локализованы преимущественно в строительной логистике.

В диссертации отмечается, что именно рыночная трансформация строительной сферы стимулировала реорганизацию хозяйственных связей в инвестиционно-строительном комплексе, что потребовало полного пересмотра логистики взаимодействия участников строительного процесса, в том числе в части материального обеспечения строительной деятельности. В сложившейся обстановке ключевой проблемой для изготовителей строительных материалов является повышение уровня организации сбыта готовых изделий, а для клиентов – минимизация расходов на их покупку и доставку до пункта назначения.

С точки зрения автора, искомая конвергенция всех институциональных составляющих функционирования жилищного сектора может быть обеспечена на основе его логистической организации с применением кластерного подхода.

Именно на стыке этих двух прогрессивных концепций рационализации социально-экономических процессов может быть сконструирован реальный механизм эффективного решения жилищного вопроса, который обеспечит социально адаптированную интеграцию всех звеньев инвестиционно-строительного комплекса: строительное производство, распределение, обмен и потребление жилья.

Вторая глава «Логистический анализ развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области» включает анализ эмпирических особенностей состояния и развития современного жилищного строительства региона.

Проведенный автором анализ показывает, что динамика развития жилищного строительства в значительной степени оказывается детерминированной системой факторов, часть которых определяет состояние спроса на рынке недвижимости, а другая часть – уровень развития строительного комплекса региона, который включает в себя различные элементы (строительство, стройиндустрию и промышленность стройматериалов).

Можно констатировать тот факт, что увеличение объемов жилищного строительства составляет важное направление развития Ростовской области, которая по объемам вводимого жилья входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации и занимает 2-е место в ЮФО.

Важной тенденцией развития жилищного строительства в регионе является увеличение доли строительства жилых домов за счет средств населения – до 70% от общего объема ввода жилых домов.

Как показывают данные рисунка 1, в послекризисный период в экономике области наметился устойчивый тренд на увеличение объема вводимых в эксплуатацию жилых домов.

Рисунок 1 – Динамика объема введенных в эксплуатацию

жилых домов в Ростовской области в 2007–2011 гг., млн кв. м —Разработан автором по данным источника: Строительство [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77798 (дата обращения: 14.07.2012).

В настоящее время обеспечение роста данного показателя достигается за счет активизации работы по подготовке новых территорий под жилищное строительство и развития инженерной инфраструктуры.

Представленная в регионе индустриальная база промышленности строительных материалов и реализация инвестиционных проектов в этой сфере позволяют обеспечить выпуск современных конкурентоспособных материалов, необходимый для запланированных объемов жилищного строительства.

Обобщение эмпирических данных по развитию рынка недвижимости в г. Ростове-на-Дону позволяет автору заключить, что современный рынок недвижимости и строительный комплекс г. Ростова-на-Дону в целом развиваются преимущественно в рамках механизма саморегулирования рынка.

В данном проблемном аспекте автор выделяет две принципиальные составляющие. Первая состоит в том, что строительные компании города фактически не имеют возможности существенного снижения цены при строительстве в черте города по причине дороговизны земельных участков, длительности и издержкоемкости процедур согласования, которые длятся годами. Вторая обусловлена тем, что увеличение объемов строительства социального жилья в черте города на сегодняшний день уже практически не представляется возможным. Основная часть некогда сводного земельного фонда реализована на коммерческих условиях открытых торгов, а значит, будет застраиваться недвижимостью, цена продажи которой будет продиктована исключительно рынком. По мнению автора, императивным аспектом оценки возможностей решения проблемы повышения уровня доступности жилья является выработка принципиальной стратегической позиции государства – местных властей – в этом вопросе, сопровождающаяся реальными мерами, подкрепленными на законодательном уровне.

Реализация этих мер неминуемо потребует активизации сегмента малоэтажного строительства за чертой города, который имеет высокий потенциал развития. То есть все барьеры, препятствующие развитию этого сегмента, являются реально устраняемыми и требуют формирования механизма и концепции развития строительства доступного жилья. Свободный земельный фонд имеется, спрос существенный и постоянно возрастает, проблема дефицита доступного жилья все более обостряется.

В качестве важного проблемного аспекта развития жилищного строительства в г. Ростове-на-Дону автором обосновываются более серьезные недостатки в административной организации и регулировании функционирования строительной сферы.

В рамках второй главы диссертации автором проводится логистический анализ факторов повышения издержкоемкости строительного производства Ростовской области, в составе которых выделяется и обосновывается недостаточная эффективность административного регулирования функционирования строительной отрасли в регионе, вызывающая рост издержек в логистической системе строительства жилья в регионе.

Это позволяет констатировать существование так называемого административного фактора, порождающего дополнительные и существенные статьи затрат: расходы на приобретение права заключить договор аренды земельных участков или их выкуп; инвестиционное обременение контрактов, размер которого фактически ничем не регламентирован. Такое обременение на практике обязывает девелоперов за свой счет проводить строительство новых или реконструкцию старых инженерных коммуникаций, а также возводить объекты социальной инфраструктуры, часть которых зачастую безвозмездно передается на баланс администрации муниципалитетов.

Как показало исследование, в Ростовской области более четверти расходов застройщика связано с развитием инфраструктуры и прохождением бюрократических процедур. По мнению автора, устранение половины этих затрат может удешевить стоимость строительства на 15% и более.

Таким образом, в диссертации обосновывается, что основные рычаги оптимизации издержек строительства локализованы в системе административного регулирования и управления отраслью, где, в частности, легитимируется и институционально закрепляется практика финансирования девелоперами строительства объектов инфраструктуры и оплаты подключения коммуникаций, что существенно удорожает стоимость строительства жилья.

Логистическая диагностика проблем функционирования отрасли показывает, что их основная часть сконцентрирована во вне и связана с отсутствием участков под строительство с подготовленной инфраструктурой и подведенными коммуникациями. Пытаясь решить эту проблему, девелоперы несут значительные издержки, не находя поддержки у государства.

Анализ региональной практики развития строительного производства позволяет констатировать факт легитимированного перенесения данной статьи затрат на застройщика путем включения статьи расходов по строительству социальной инфраструктуры в условия аукционов. Это автоматически удлиняет логистическую цепочку издержек для строительных организаций, ослабляя потенциал возможного снижения стоимости реализуемого жилья.

При этом происходит увеличение не только затратоемкости, но и длительности логистического цикла строительного производства в регионе. С момента проведения аукциона до получения разрешения на застройку земельного участка проходит несколько лет. Формальный набор процедур в течение данного периода твердо фиксирован в виде исчерпывающего перечня документов, на основании которых орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство.

Таким образом, в диссертации делается вывод о том, что существенный ресурс снижения стоимостных и временных издержек в сфере строительства локализован именно в сфере административного регулирования.

Второй важный блок оптимизации расходов составляет строительство, которое, как показывает исследование, также существенно ограничено в возможностях оптимизации затратной базы строительного производства ввиду административного регулирования уже технологии строительного производства.

Проведенный автором логистический анализ факторов увеличения затратной базы строительного производства в Ростовской области показывает, что рост стоимости жилья как результирующая удорожания стоимости строительства является экзогенно заданным и в значительной степени обусловлен проблемами государственного регулирования отрасли.

На рисунке 2 выделены базовые факторы снижения стоимости строительства жилья, которые являются доминантными и сконцентрированы в сфере государственного регулирования строительной сферы. Анализ схемы позволяет сделать вывод о том, что основной потенциал снижения стоимости жилья в регионе связан с разрешением наиболее острых проблемных аспектов администрирования строительного производства, в сфере которого формируется до половины расходов девелоперов по строительству малоэтажных жилых домов и 56–60% стоимости возведения многоэтажных новостроек.

Рисунок 2 –Доминантность экзогенных факторов снижения издержек

в логистической системе строительства жилья региона —Разработан автором.

Вопрос внедрения новых технологий, удешевляющих стоимость строительства, фактически не может быть решен только строителями в одностороннем порядке. Сжатие периода административных согласований, удлиняющих логистический цикл реализации проектов и повышающих затраты застройщиков, составляет одно из важнейших направлений стимулирования развития регионального строительства.

По мнению автора, Ростовская область должна получить максимальный доступ к федеральной земле, распределяемой через фонд содействия развитию жилищного строительства. Именно в этой плоскости административного управления в регионе локализован важнейший ресурс как стимулирования развития строительства, так и снижения его стоимости. Реализация земельных интервенций позволит вывести на рынок большой объем земель из федеральной собственности, скорректировать конъюнктуру рынка, снизить стоимость земли, а также решить проблему согласований и разрешений.

В регионе фактически уже имеются мощности, которые обеспечивают строительное производство материалами в промышленных масштабах. С учетом региональной специфики использования строительных материалов для возведения жилья (в структуре которой преобладают кирпич и бетон) снижение их стоимости на 4–7% может привести к существенному сокращению издержек в объеме стоимости всего объекта.

То есть в основных материалоемких составляющих строительного производства в регионе аккумулирован определенный потенциал снижения издержек. Реализация данного инструмента является еще более обоснованной в условиях, когда потенциал снижения стоимости строительства за счет снижения его материалоемкости ограничивается существующими отраслевыми требованиями по энергоемкости.

В целом представленный в диссертации логистический анализ проблем развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области позволяет доказательно обосновать тот факт, что ключевым фактором его неэффективности, производными от которого являются многие и даже большинство проблем развития регионального строительства, выступает именно низкий уровень стратегической проработки и реализации административного регулирования отрасли. Последний выступает одним из существенных внешних факторов роста издержек в региональной логистической системе строительства жилья.

Широкий спектр факторов, препятствующих нормальному функционированию строительного производства в регионе, обусловлен отсутствием взаимодействия региональных властей с муниципалитетами, которые обостряют проблему дефицита земли, на местном уровне затягивают процедуры согласования по строительству.

Втретьей главе «Логистическая трансформация и направления развития инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области» разработаны и обоснованы автором концептуально-методические аспекты логистической организации и развития инвестиционно-строительного комплекса региона.

По мнению автора, современный поиск инструментов ускоренного и управляемого развития строительного комплекса региона опирается на традиционное понимание факторов обеспечения его роста, которое апеллирует к таким из них, как улучшение экономической конъюнктуры, продолжение наметившегося роста доходов населения и др.

В условиях высокого уровня конкуренции на внутреннем рынке России, относительной конкурентной слабости отечественной обрабатывающей промышленности, фактически рыночного доминирования импорта в отдельных товарных сегментах потребительского рынка и рынка товаров промышленного назначения именно неторгуемые сектора экономики, включая строительное производство, могут стать локомотивом устойчивого экономического роста. Данный вывод верифицируется сохраняющимся дефицитом в стране самостоятельного квалифицированного бизнеса в сфере промышленного строительства, что особенно актуализирует возможности и перспективы развития строительства жилья.

Концептуальное видение данного механизма стимулирования развития отдельных отраслей в научной плоскости в современный момент локализовано в рамках базовых положений логистики, макроэкономические основания которой опираются на необходимость достижения управляемой трансформации межотраслевых пропорций воспроизводства в стране. Общие диспропорции в хозяйственном комплексе страны в современный момент связаны с чрезмерным давлением торговли на товарный сектор экономики, а также значительным перепадом рентабельности между отраслями экспортно-сырьевого сектора экономики, торговли и всеми остальными.

Современная промышленная политика России в незначительной степени ориентирована на ликвидацию возникших структурных перекосов, что автоматически консервирует низкий уровень конкурентоспособности реально производящего сектора экономики, в котором до сих пор не аккумулирован достаточный объем инвестиций для его технологического перевооружения.

Данные выводы, концептуально опирающиеся на базовые положения современной макрологистики, имплицитно подчеркивают потребность в инверсии традиционного понимания зависимого положения строительного сектора экономики, который должен выступать в качестве катализатора ее роста.

Такая ретроспективная оценка позволяет автору заключить, что именно активизация строительства жилья, дорог и инфраструктуры формирует интегральный эффект реанимации межотраслевых хозяйственных связей в экономике, формирует высокий уровень занятости.

Отсутствие комплексности в современной промышленной политике России автоматически требует стратегической реконфигурации функционального места строительной сферы в хозяйственном комплексе страны.

Современное развитие инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области потребует серьезных преобразований, направленных на ликвидацию отраслевых проблем развития строительной сферы региона. Речь идет о решении проблем ресурсной зависимости, высокой трудо- и материалоемкости, низкой производительности труда, хронического дефицита «длинных инвестиционных ресурсов», слабости рыночных регуляторов, технологической отсталости и разобщенности логистических цепей строительного комплекса в целом.

Современная экономическая конъюнктура, структурный дефицит ликвидных предложений жилья на рынке недвижимости Ростовской области требуют выработки нового концептуального видения функционального места строительной сферы в экономике области, увеличения экономического потенциала развития строительного комплекса. Основу такого видения должно составить стремление к образованию устойчивой логистической производственно-технологической и торгово-сбытовой кооперации в рамках комплекса, которая должна быть отличной от существующих традиционных схем построения строительного бизнеса и рынка жилой недвижимости в целом.

Логистический профиль такой кооперации обеспечит выход на оптимальную траекторию переустройства регионального инвестиционно-строительного комплекса, позволит определить вектор его модернизации, элиминировать внутренние диспропорции и противоречия, выступающие барьером на пути создания устойчивой логистической системы кооперационно-хозяйственных связей.

Признаком отсутствия такой системы в современный момент является тот факт, что низкие адаптационные возможности строительного бизнеса к изменению внешних и внутренних факторов, удовлетворение потребительского спроса в условиях растущей конкуренции на рынке формируют одно из наиболее узких мест современного функционирования инвестиционно-строительного комплекса на региональном уровне. Возникновение данного тренда обусловлено не только потребностями рыночной адаптации к изменяющейся экономической среде хозяйствования в строительной сфере, но и институциональным обновлением самой конкурентной среды рынка, знаковой тенденцией которого выступает развитие интегрированных структур с государственным участием.

На рисунке 3 автор на основе логистической структуризации факторов роста стоимости жилья в системе регионального инвестиционно-строительного комплекса выделяет базовые направления ослабления данных факторов. Как показывает правая часть схемы, выделенные автором ключевые направления должны опираться преимущественно на административное регулирование строительства жилья, которое не только обеспечит сокращение себестоимости строительного производства, но и позволит синхронизировать институционализацию отдельных элементов и факторов, определяющих динамику рыночной конъюнктуры на рынке жилья, ценовой тренд.

Как показал проведенный автором в исследовании анализ, на современном этапе развития строительной отрасли в Ростовской области основную проблему дальнейшего конкурентного роста строительных компаний составляет не столько увеличение объема строительно-монтажных работ и даже экономия средств, сколько возможность логистической интеграции технологических и экономических возможностей достижения состояния устойчивости функционирования строительной организации.

Рисунок 3 –Логистическая дифференциация направлений снижения

стоимости строительства жилья

в инвестиционно-строительном комплексе региона —Разработан автором.

Потребность в выполнении данного условия автоматически выводит на надкорпоративный уровень, за пределы предприятия и требует уже логистической организации взаимодействия между отдельными звеньями в цепи капитального строительства. Интерес инвесторов, строителей, архитекторов и т.д. должен быть интегрирован в единый формат стратегического и экономически оправданного целеполагания, которое не должно иметь внутренних противоречий, то есть должно быть логистически согласовано.

В диссертации отмечается, что логистическая организация и развитие взаимосвязей в инвестиционно-строительном комплексе региона должны базироваться на учете ряда условий и закономерностей, к которым можно отнести следующие:

- длительность производственно-коммерческого цикла, обусловленная наличием значительных объемов единовременных капитальных вложений и длительным периодом окупаемости;

- отраслевые особенности развития строительного производства, связанные со спецификой финансирования строительного производства на региональных рынках капитала, межрегиональным характером деятельности компаний, задействованных в сфере производства строительных материалов;

- высокая степень открытости логистической системы инвестиционно-строительного комплекса, в которую интегрировано значительное число субъектов, включая инвесторов, заказчиков, проектные институты, производителей строительных материалов и др.;

- многоэлементный состав логистической системы инвестиционно-строительного комплекса, который включает не только строительные организации и заказчиков, но и инфраструктуру рынка инвестиционно-строительного комплекса, рыночные механизмы и институционализированные правила взаимодействия на рынке, государственный контроль и регулирование в строительной сфере.

В целом, основываясь на базовых положениях и выводах настоящего исследования, автор заключает, что формирование системы задач в процессе логистической организации инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области должно базироваться на поиске возможностей ликвидации узких мест в его организации, что потребует:

- идентификации вектора преобразования и обновления инвестиционно-строительного комплекса, которые бы обеспечили ему необходимый масштаб и функциональное место в хозяйственном комплексе региона;

- структуризации параметров логистически обновленного построения инвестиционно-строительного комплекса региона, включая определение структуры и свойств комплекса, уровня конкуренции, параметров эффективности, базовых социальных параметров его функционирования;

- разработки стратегии реформирования средне- и долгосрочной инвестиционно-строительной политики, формирования программы развития институциональной, инвестиционной, инфраструктурной и инновационной среды, снижения издержек;

- и др.

Результирующий эффект построения логистической системы инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области обеспечит оптимальную конвергенцию стратегических решений и интересов, тем самым трансформируя существующую модель его фрагментарно-разрозненного функционирования в более устойчивую конфигурацию базовых институциональных элементов инвестиционно-строительной сферы региона.

В заключении работы кратко сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях.

Монографии

1. Олейников, Д.А. Логистические аспекты рыночно ориентированного развития сферы жилищного строительства в ракурсе концепции государственного маркетинга [Текст] / Д.А. Олейников // Маркетинг в России на рубеже веков: реалии, проблемы, перспективы ; под науч. ред. В.П. Федько. – М. : Дашков и Ко : Наука-Пресс, 2011. – Вып. 3. – 9,8 п.л. / 0,5 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях,

рекомендованных ВАК

2. Олейников, Д.А. Логистическая реконфигурация инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области в системе отраслевого хозяйства региона [Текст] / Д.А. Олейников // ИНТЕГРАЛ. – 2011. – № 4 (60). – 0,4 п.л.

3. Олейников, Д.А. Кластерный подход к организации инвестиционно-строительного комплекса региона [Текст] / Д.А. Олейников // ИНТЕГРАЛ. – 2011. – № 5 (61). – 0,4 п.л.

4. Олейников, Д.А. Идентификация экзогенных факторов увеличения издержек в сфере строительства Ростовской области: логистический аспект [Текст] / Д.А. Олейников // Механизация строительства. – 2012. – № 5. – 0,5 п.л.

Научные публикации в других изданиях

5. Олейников, Д.А. Динамика рынка недвижимости как фактор развития операционного взаимодействия институциональных участников ипотечных сделок [Текст] / Д.А. Олейников // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты [Текст] : материалы Междунар. науч.-практич. конф. (25 ноября 2011 г.) / редкол. А.А. Горохов (отв. ред.); В 2-х тт. Том 1. Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2011. – 14,7 п.л. / 0,3 п.л.

6.Олейников, Д.А. Логистизация в сфере строительного производства: логистический аспект [Текст] / Д.А. Олейников // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : материалы Междунар. науч.-практич. конф. (29 декабря 2011 г.) / редкол. А.А. Горохов (отв. ред.); В 2-х тт. Том 2. Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2011. – 11,5 п.л. / 0,3 п.л.

7.Олейников, Д.А. Направления и особенности стимулирования развития сферы жилищного строительства [Текст] / Д.А. Олейников // Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой : материалы XI междунар. науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2011. – 11,5 п.л. / 0,2 п.л.

8. Олейников, Д.А. Особенности и направления восстановительного роста и развития строительного комплекса Ростовской области [Текст] / Д.А. Олейников // Научный потенциал. – 2011. – № 4 (5). – 5,86 п.л. / 0,3 п.л.

9. Олейников, Д.А.Трансформация функционирования рынка жилой недвижимости региона: логистический аспект [Текст] / Д.А. Олейников, Г.Б. Пивоварова // Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития современной России : материалыII Всерос. науч.-практич. конф. ППС, студентов, аспирантов и молодых ученых, 22 ноября 2011 г. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2011. – 24,0 п.л. / 0,4 п.л. / 0,2 п.л.

10. Олейников, Д.А.Эмпирический анализ особенностей состояния локального рынка жилой недвижимости г. Ростова-на-Дону[Текст] / Д.А. Олейников, Г.Б. Пивоварова // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практич. конф. 26 декабря 2011 г.: в 7 частях ; М-во образования и науки Рос. Федерации. – Тамбов : Бизнес – Наука – Общество, 2012. – 9,76 п.л. / 0,4 п.л. / 0,2 п. л.

11. Олейников, Д.А.Логистические аспекты организации функционирования инвестиционно-строительного комплекса региона [Текст] / Д.А. Олейников // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути решения : материалыII Междунар. науч.-практ. конф. (29 июня 2012 г.) : В 2-х тт. – Курск, 2012. – Т. 1. – 12,19 / 0,2 п.л.

12. Олейников, Д.А.Особенности логистической интеграции участников инновационного строительного кластера [Текст] / Д.А. Олейников // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты [Текст] : материалыII Междунар. науч.-практ. конф. (17–21 сентября 2012 г.) : в 2-х тт. – Курск, 2012. – Т. 2. – 12,19 / 0,3 п.л.

13. Олейников, Д.А.Строительный комплекс и особенности его развития: концептуальный анализ [Текст] / Д.А. Олейников // Современное общество, образование и наука : сб. науч. трудов по материалам Международ. заоч. науч.-практ. конф. (25 июня 2012 г.) : в 3 ч. – Тамбов : Бизнес – Наука – Общество, 2012. – Ч. 3. – 9,47 / 0,3 п.л.

Подписано к печати 22.03.2013 г. Объем 1,0 изд. л

Формат 60×841/16Гарнитура Times New Roman Cyr.Тираж 120 экз.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Разработка инвестиционно-иннвационной стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Тульской области

2. Реферат Анализ состояния нормативной документации строительного комплекса

3. Реферат Разработка комплекса функциональных стратегий развития организации (на примере общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-финансовая компания Магеллан)

4. Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПОТОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

5. Реферат Логистическая организация комплексного развития массового жилищного малоэтажного строительства

6. Реферат ПОТРЕБНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В КАДРАХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

7. Реферат Дать характеристику строительного комплекса, его роль и значение в национальной экономике. В чем заключаются общие и специальные особенности отрасли строительства

8. Реферат Организация и производство строительного процесса

9. Реферат Организация и планирование строительного производства

10. Реферат Организация строительства и строительного производства