Новости

ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Работа добавлена:






ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ на http://mirrorref.ru

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Курсовая работа студентки 2 курса

Дневного отделения 23 группы

Лютик Марии Васильевны

                                                                          Научный руководитель:

                                                                    преподаватель кафедры психологии,

                                                                           Савченко Татьяна Владимировна

Витебск. 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ.

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1. Особенности подросткового и юношеского возраста………………

   1.1.Характеристика подросткового возраста………………………….

   1.2.Характеристика юношеского возраста………………………………

2. Теоретические аспекты профессионального самоопределения

в подростковом и юношеском возрасте…………………………………

  2.1.Сущность профессионального самоопределения…………………

  2.2.Этапы  профессионального самоопределения………………………..

  2.3.Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..…….

ВВЕДЕНИЕ.

Тема профессионального выбора является весьма актуальной. Это обусловлено тем, что на данный момент сложилась потребность в квалифицированных специалистах, работающих с энтузиазмом, поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития. Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Возможно, одной из причин является неверный, необдуманный выбор профессии в юности. Известно, что юность – возраст самоопределения.

Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие другие вопросы встают перед старшими школьниками. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Отношение учащегося к профессии определяют: его профессиональная информированность, доминирующая мотивация выбора профессии, личностные качества, требуемые профессией. Профессиональная направленность, выражающая отношение человека к профессии и влияющая, на процесс овладения ею, является одним из важней мотивов профессионального становления. Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, радость и счастье.Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очкина.                                                                                                                      Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь [ 20 ]. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни, реализации в системе профориентационной работы.

Цельюданного исследования является изучение особенностей подросткового и юношеского возраста, а также проблемы профессионального самоопределения на этом этапе.

Объектомисследования является подростковый и юношеский возраст.

Предметомвыступает профессиональное самоопределение.

Задачи исследования:

  • Проанализировать литературу по заявленной тематике.
  • Изучить особенности подросткового и юношеского возраста.
  • Исследовать сущность профессионального самоопределения и его этапы.

1. Особенности подросткового и юношеского возраста.

1.1. Характеристика подросткового возраста.

      Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14-15 лет) [ 3, с.117 ]. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальнаяситуация развития.Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом [ 3,с.118 ].

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал напротиворечивость поведенияподростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте каккризисном периодеразвития.Кризисные, негативные явления подросткового возрастаС.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления обиологической обусловленностипроцессов развития в подростковом возрасте.[3,с.118]

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса , тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, чтоанатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться вкачествепрямой причины его психологического развития.Этиизмененияимеют опосредованное значение, преломляютсячерез социальныепредставления о развитии, черезкультурные традициивзросления, через отношение других кподросткуи сравнения себя с другими [3.c. 120].

Как мы уже отметили, подростковыйвозрастявляется по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние,так ивнутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки.Изменениехарактераучебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношениек знаниям;нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимостьсобственнойпозиции, эмансипации от непосредственного влияйия взрослых; введение общественно-полезного труда вшкольное обучение. У подростка появляется осознаниесебя какучастника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощьпохозяйству,с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя [ 2,с.175 ].

Внутренние предпосылки.В этот периодпроисходитбурный физический ростиполовоесозревание(появляются новые гормоны в крови, происходит влияниенацентральную нервную систему, происходит бурныйросттканейисистем организма). Выраженнаянеравномерностьсозревания различных органических систем вэтотпериод приводит к повышенной утомляемости,возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте(Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

♦ «эгоцентрическая» — интерес ксобственнойличности;

♦ «доминанта дали» — установка на большие масштабы; <   «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению,

к сопротивлению (упрямство, протест);

♦ «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму,к неизвестному [19,с.225 ]

Исследователь психологии подростков М. Кле?задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1.Пубертатное развитие.В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

1)построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2.  Когнитивное развитие.способностей отмечено двумя основными достижениями:

  1. развитием способности к абстрактному мышлению;
  2. расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации.Преобладающее влияниеЭти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

  1. освобождение от родительской опеки;
  2. постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности.Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

  1. осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекциюсебя в будущее; '
  2. осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
  3. осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичностииидеологических установок).

[2, с.176 ]

Ведущаядеятельность.Ведущие позиции начинают заниматьобщественно-полезная деятельностьиинтимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальностивобщем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать»(Д.И. Фельдштейн).

Подростку присуща сильная потребностьв общениисо сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям(Л.И. Божович).Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. [3,с.165 ]

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Сфера общениявотрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношенияк собеседникам.Всвязи с этимускоряетсяформирование планирующейфункции. Изменяетсяи содержаниеустныхвысказываний, всебольшее место в них занимаетописание,растет числослов, словосочетанийи фраз оценочного характера. Повествования делаютсяболеецеленаправленными, последовательнымиичеткимив композиционном отношении; возрастаетобъемустныхвысказываний, их синтаксическийстрой становитсяосе болееразнообразными развернутым. Заметноразвиваетсяэкспрессивная функция, выражаемая не только описанием, но и интонацией [3,С.165 ]

Именно в подростковом возрасте появляются новыемотивы учения,связанные с идеалом, профессиональныминамерениями. Учениеприобретает для многих подростков личностный смысл. Понятно,что устойчивыеучебные мотивы формируются на основе познавательнойпотребностиипознавательныхинтересов. Познавательныеинтересы подростковсильноразличаются.У одних они характеризуютсянеопределенностью,изменчивостью и ситуативностью . Удругихпроявляютсяприменительнокузкомукругу учебных предметов, утретьих- к большинствуиз них. Приэтом учащихся могут заинтересоватьразличныестороны предметов: фактологический материал, сущностьявлений,использованиев практике.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования кусвоениюзнании способствуют постепенному развитию теоретическогомышления,интеллектуализации познавательной сферы.

Новыетребования учебный материалпредъявляет и к процессамвосприятия. Подростку необходимо не простозапомнить схему, какое-то изображение,ауметьвних разобраться,что является условиемуспешного усвоения учебного материала. Таким образомпостепенно происходит интеллектуализацияпроцессоввосприятия, развивается способностьвыделятьглавное, существенное.

Усвоениюматериаламладшим подросткам может мешать установка только на механическое запоминание. Объем учебного материала велик и воспроизвести его, пользуясь только старыми приемами запоминания,с помощьюнеоднократногоповторения,сложно. Наибольшуюэффективностьвоспроизведенияобеспечиваетанализ содержанияматериала, логикиегопостроения, выделениесущественного.Подростки, использующие мышление при запоминании, имеютпреимуществаперед теми, кто запоминает механически. Развитая речь,умениевыражать мысльсвоимисловами, творческоевоображение содействуютовладению учебным материалом. Самиподростки при этом особоезначениепридают развитиюсобственнойречи - ведь речь во многом определяет успех в общении. [7,с.290 ]

Мышление.Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общегокчастному.Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение ванализедействительности. Развиваются такие операции,какклассификация, анализ, обобщение. Развиваетсярефлексивноемышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направленииинтеллектуализации.Используется не смысловое, а механическое запоминание.[7,с.292 ]

Речь.Вподростковом возрасте развитие речиидет,соднойстороны, за счет расширения богатства словаря, с другой— засчет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир(В.С. Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формыиобороты речиусвоих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителяязыка.Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание.Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка(Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это состановлением «Я»-идентичности.В этот период «...как. бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать , взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями»[19,с. 345].

Центральные новообразования.На фоне развития ведущей деятельностипроисходит развитие центральных новообразованийвозраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральнойсфере, впланеполовогосозревания, в плане развития высшихпсихических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфереследует отметить две особенности: переоценка нравственныхценностей;устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опорывморальных убеждениях, еще не складываетсяв мировоззрение, потомуможет легко изменяться под влияниемсверстников.

Вкачестве условия, повышающегоморальную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданныйребенкомидеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мереразвитияребенка становятся все более обобщенными иначинаютвыступать в качестве сознательно выбранного образцадля поведения(Л.И. Божович).Центральныеновообразования:абстрактное мышление; самосознание; половаяидентификация;чувство «взрослости», переоценкаценностей,автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным испецифическимновообразованием этого возраста считалчувство взрослости —возникающее представление о себекакуженеребенке.Подросток начинает чувствовать себя взрослым,стремится бытьи считаться взрослым, что проявляется вовзглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношенияхсосверстниками и взрослыми.[3,с.125 ]

1.2. Характеристика юношеского возраста.

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода.И.Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет [9,с.311 ]. В. С.Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)                  [ 9,с.311].

Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

Социальная ситуация развития.Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на порогевступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей(И.С. Кон).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонал изации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9. С. 311].

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочиваетиприводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора(Л.И. Божович).[3,с.164 ]

Ведущий вид деятельности.Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.Проявляется большаяизбирательностьк учебным предметам. Основной мотив познавательнойдеятельности — стремление приобрести профессию.

Мышление.Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностейиличностных качеств.Интеллектуальное развитие выражаетсяв тяге к обобщениям,поиску закономерностейипринципов, стоящихзачастными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала,формируется абстрактно-логическое мышление. Появляетсяумениесамостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы,проявляется самостоятельность, решительность.,критичностьи самокритичность, неприятиелицемерия, ханжества,грубости. [3,с. 165 ]

Самосознание.Юность — решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знанийиопыта,но исистема убеждений, переживание которых сопровождаетсячувством их истинности, правильности [3,с.170 ]. Поэтому мировоззрение связано срешением в юностисмысложизненныхпроблем. Явления действительности интересуют юношунесами посебе,а в связи с его собственным отношением кним.

Мировоззренческий поиск включаетсоциальнуюориентациюличности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нацияи т.д.), выборсвоего будущего социального положенияи способовегодостижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблемстановитсяпроблема смысла жизни(«Для чего яживу?»,«Как жить?»). Юноша ищет глобальнуюиуниверсальную формулировку «служить людям», «приноситьпользу». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько«Какимбыть?», а также гуманистическиеценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьбаснаркоманиейит.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения[8.С. 357-358].

Этому возрасту свойственнырефлексияисамоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышеннойэмоциональнойвозбудимостью(неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления , с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира .

Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себясидеалом, появляется возможность самовоспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности. [3,с.166 ]

Одна из важных психологических характеристик юности — самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором ониживут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно.Сродителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками.Общение со сверстниками— это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутникажизнии единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой(И.К. Кулагина).

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба,иона как бы включает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.[1, 300 ]

Кризис юности.Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.Кризисвозникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.В.И.Слободчиков иЕ.И.Исаев кризис юности связываютсостановлением авторствавсобственнойжизни (17-21 год), совступлениемвсамостоятельную жизнь          [ 3,с.175 ].

Социально-психологическиесвойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (непоступил в вуз), вразочаровании правильности выбораспециальности, в расхождении представленийобусловиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлениисвоих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. «Обособляясьотобраза себявглазах ближайшего окружения, преодолевая . профессионально-позиционныеи политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле ибезведомаееносителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот периодкаккритический — кризис юности .

Авторы усматриваютвкризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.[11,с.350]

2. Теоретические аспекты профессионального самоопределения  в подростковом и юношеском возрасте.

2.1 Сущность профессионального самоопределения.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде,самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.Личностьжепостоянно изменяется, развивается. Значит, на разных: стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределениярешаютсяпо-разному.Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу, самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы. [4,с.102 ]

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленныхвопросов.Весь этот комплекс проблемвпрофессиовсдении объясняют понятиемпрофессиональное самоопределение.Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке.

А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия,как«самоактуализация», «самореализация». П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.[21 ]

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Весьма ценной для предмета рассмотрения — профессионального самоопределения — является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом делеосуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».[5]

2.2. Этапы профессионального самоопределения.

Самоопределение личности трактуется как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Это - «поиск себя», своего положения в мире («Мир и я»), осознание себя как члена общества. Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбрать свой путь (И. С. Кон, 1978).

Проблема самоопределения личности привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Согласно Э. Эриксону (1996) процесс самоопределения, называемый им формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего и формируется на основе интеграции разнообразных ролей и социальных ценностей. По мнению К. Роджерса (1997), самоопределение - существенная часть природы человека.

Л. И. Божович (1968) считает самоопределение новообразованием, возникающим как понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, как осознание себя в качестве члена общества, что конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе и связано с проблемой решения своего будущего, с выбором профессии.

Н. И. Шевандрин( 1998) связывает самоопределение с развитием личности, исходным уровнем которого он считает ее растворенность в событиях жизни, сопричастность к ним. Следующим уровнем ее развития он считает самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется по отношению к своим поступкам, желаниям и к жизни в целом.

Кроме личностного самоопределения, характеризующегося единством ценностно-смысловой и пространственно-временной организации, выделяют жизненное, социальное, нравственное и профессиональное самопределение, которое дает возможность реализовать профессиональную Я-концепцию через осознание себя субъектом будущей профессиональной деятельности.[8,с.64 ]

Выбор профессии можно рассматривать как кратковременный акт и как процесс. Выбор профессии как процесс представляет собой профессиональное самоопределение, в котором человек, выбирающий профессию, должен выступать прежде всего как субъект, а не как объект изучения и воздействия, играющий пассивную роль (В.В.Чебышева, 1969).

Е. А. Климов (1985) считает профессиональное самоопределение процессом развития личности как субъекта труда, приобщением ее к обществу, цивилизации, культуре. Он выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса личности).

Согласно логике рассуждений Е. А. Климова, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, не заканчивается вместе с профессиональной подготовкой по избранной специальности, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни (цит. по Э. Ф. Зееру, 2005).

Но при такой позиции понятия «профессиональное развитие» и «профессиональное самоопределение» выступают как синонимы. Однако профессиональное самоопределение - важная составляющая стадия профессионального развития, являющегося более широким понятием, которое охватывает практически всю жизнь человека в онтогенезе.

Профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия ихтребованиям профессии.Отражающийся в профессиональных планах личности, этот процесс завершается с их реализацией. Профессиональное самоопределение, начинаясь с размышлений над своим будущим, которые подводят к выбору профессии, завершается ее фактическим выбором. Принятие решения о профессиональном выборе, являющееся важным звеном волевого акта, всегда предшествует фактическому выбору профессии, за которым следует профессионализация, т.е. овладение знаниями, умениями и навыками по выбранной профессии. Профессиональное самоопределение может носить пролонгированный дискретный характер в случаях смены профессии, потери работы, когда человек вновь возвращается к необходимости совершать профессиональный выбор.[8,с.64 ]

За этим первым этапом профессионального цикла следует собственно профессиональная деятельность, которая может предваряться периодом обучения. Заканчивается профессиональный цикл удалением от дел, выходом на пенсию.

Профессиональное самоопределение как одно из проявлений социализации личности может рассматриваться в качестве центральной характеристики ее становления. С одной стороны, оно выступает как присвоение социального и профессионального опыта, с другой стороны, предполагает вычленение своего «Я», благодаря учету своих индивидуально-личностных свойств при выборе профессии, стремлении реализовать себя в социально значимой деятельности. Э. Ф. Зеер (2005) считает профессиональное самоопределение важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Структурные элементы профессионального самоопределения различаются по степени обобщенности информации о предстоящей деятельности и ее будущих результатах.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором И. С. Кон (1980) выделяет следующие этапы [ 8,с.70 ].

I этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

II этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем какой-либо профессии.

III этап - предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются личностью сначала с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии профессионального самоопределения, но ценностные аспекты, как наиболее обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности.

IV этап - принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работа.[8,с.66 ]

В профессиональном самоопределении Э. Гинзберг выделил 3 периода профессионального развития: период фантазий (6-11 лет), когда ребенок проигрывает разные профессиональные роли; период пробных выборов (11-17 лет), когда рассматривается соответствие своих способностей различным профессиям; после 17 лет – стадия исследования, кристаллизации и детализации, когда оцениваются различные факторы, влияющте на профессиональный выбор, который реально осуществляется в период от 17 до 20 лет. Многие  зарубежные авторы в пофессиональном самоопределении выделяют 3 этапа : фантазийный выбор (10- 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше).

2.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, Б.Д. Порыгин (1971г.) считает, что профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. П.А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [10]

По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
  • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  • самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-концепции” [ 10 ].

У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.[9].

При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессе профессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей.

В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структуры самосознания рассматривается зависимость:

  1. самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;
  2. самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей индивидуальности, открытия “Я”;
  3. самосознания от профессионального самоопределения.

В плане исследования целостного процесса профессионального определения выделяют три направления [ 9 ].

Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных – как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:

  1. формирование профессиональных намерений;
  2. профессиональное обучение;
  3. профессиональная адаптация;
  4. частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.[6].

Второй подход к изучению профессионального взросления личности разрабатывался  И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего [ 8 ]. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненный план возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит перед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный на действительность план.

По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для самого себя, складывается позднее.

Таким образом, в работах И.С. Кона придается особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональным самоопределением.

Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределения рассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности [ 6 ]. Это и является основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.

В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ее общественной активностью. [20].

Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности.

В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительном плане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане. Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальной динамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные.

Е.Ю.Пряжниковой (1994г.) были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

  • формирование общей готовности к самоопределению;
  • а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности13,с.68.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Потребность в самоопределении возникает в подростковом возрасте. Но на этом этапе вопросы «кем быть» (профессиональное самоопределение) и «каким быть» (нравственное самоопределение) не различаются (И. С. Кон, 1978). В юности профессиональное самоопределение связано с проблемой решения своего будущего. Основываясь на устойчивых интересах и стремлениях, оно предполагает при выборе профессии учет как внешних обстоятельств, так и своих возможностей, склонностей, способностей, в том числе обусловленных тендерными различиями. Это поиск профессии для себя и себя в профессии.

Формирующаяся в подростковом возрасте социальная потребность в профессиональном самоопределении вначале не имеет конкретной выраженности. Поиск путей ее удовлетворения представляет собой творческий процесс, в ходе которого проявляются цели, мотивы, установки, ценностные ориентации, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Цели и мотивы профессионального выбора конкретизируются в профессиональных планах. Поиск путей и средств их достижения преобразует их в профессиональные намерения.

Юношеский возраст – это этап принятия ответственных решений, одним из которых становится выбор профессии. Отношение учащегося к профессии определяют: его профессиональная информированность, доминирующая мотивация выбора, личные качества, требуемые той или иной профессией.

Одним из важнейших мотивов профессионального становления является профессиональная направленность, выражающая отношение человека к профессии и влияющая на процесс овладения ею. Но в процессе выбора профессии участвует не один мотив, а несколько. Многообразие мотивов выбора профессии можно свести к трем группам: человек выбирает профессию потому, что ему нравится сам процесс труда; потому, что он понимает, как его профессия нужная обществу; потому, что эта профессия дает ему возможность завоевать в обществе определенное положение, статус, материальное благополучие.

Кроме вышеперечисленного, существует множество факторов, влияющих на выбор профессии: мнение родителей, сверстников, школы, индивидуальные способности, склонности, интерес.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда. Юношеский возраст является переходным периодом от детства к взрослой жизни. В юности происходит приобретение той умственной и человеческой зрелости, благодаря которой человек становится способным к самостоятельной жизни. Человеку в юности свойственна выраженная направленность сознания на будущее и более серьезное отношение к нему. Ярче проявляется инициатива создать что-то новое, повышается интерес к общим моральным проблемам, вырабатывается индивидуальный стиль решения жизненных проблем.

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых в теоретическом и практическом направлениях.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Абрамова  Г.С.  Возрастная психология:Учеб. пособие для студ. вузов.-М.: Издат. центр «Академия»,1999.-672с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.  Возрастная и педагогическая психология:Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. –М.,2004.- 512 с.

3.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений. – М.,2004.-264с.

4.Зеер Э.Ф.  Психология профессий:Учеб. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.,перераб.,доп.- М.: Академический Проект,2006.-336с.

5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.

6.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю.  Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983.

7.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.- М.:ТЦ Сфера,2006.- 464с.

8.Кухарчук А.М. Человек и его профессия:учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /А.М.Кухарчук,В.В.Лях,А.Б.Широкова / -Минск: Современное слово,2006.-544с.

9. Маркова А.К.  Психология профессионализма. – М., 1996.

10. Митина Л.М.   Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г., №4,

11. Мухина В.С. Возрастная психология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. М.,2000.-456с.

12. Прыгин Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П.  Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987г., №4, с.45-50

13. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С.   Профориентация:Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Издательский центр «Академия»,2005.- 496с.

14. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С.   Психология труда и человеческого достоинства : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» ,2001.- 480с.

15. Пряжников Н.С.  Психологический смысл труда: - М.: Издательство ИПП, Воронеж: НПО «МОДЖ» , 1997г.

16. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М., 1981.-  95 с.

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

18. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника.  М.: Педагогика, 1979., 152 с.

19. Шаповаленко И.В.  Возрастная психология : учебник для студ. вузов.- М.: Гардарики,2007. – 349 с.

20. Чистякова С.Н.  Профессиональная ориентация.- М., 1983.

21.Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.

22. Юпитов А.В., Зотов А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения // Социс.-  1997.,  № 3. -С.24.

ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

2. Реферат Юношеский возраст

3. Реферат Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

4. Реферат Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

5. Реферат Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

6. Реферат Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм»

7. Реферат Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества и человека. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в глобализирующемся мире

8. Реферат Личностное р-ие в юношеский период

9. Реферат ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУ ДО «ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

10. Реферат Болезнь Шейермана–Мау (прогрессирующая деформирующая дорсопатия, юношеский кифоз)