Требования к профессионализму педагогических работников в дошкольной образовательной организации

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Требования к профессионализму педагогических работников в дошкольной образовательной организации на http://mirrorref.ru

Департамент образования Ямало-ненецкого автономного округа

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий

Дипломная работа

Тема работы:

Требования к профессионализму педагогических работников в дошкольной образовательной организации

Выпускник: ________Шамсиева  Гульсина Ризатовна____________________________________________________________

Номер учебной группы___1251з________________________________________________________

Работа выполнена:  «____»______________20__г. ____________________________________

                                                                                         (подпись выпускника)

Руководитель работы_____________________/___________Валько Вера Николаевна_________________/___________

                                                   (подпись)                (фамилия, инициалы)                   (дата)

Председатель

методической кафедры: ___________________/___________________________/____________

                                                   (подпись)                (фамилия, инициалы)                   (дата)

Консультант по:

организационно-экономической части ____________/_______________________/__________

                                                                      (подпись)        (фамилия, инициалы)        (дата)

графической части:                                _____________/_______________________/__________

                                                                      (подпись)        (фамилия, инициалы)        (дата)

охране труда:                                          _____________/_______________________/__________

                                                                      (подпись)        (фамилия, инициалы)        (дата)

Оглавление

  • Оглавление
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы профессионализма педагогических работников дошкольной образовательной организации
  • 1.1. Назначение дошкольной образовательной организации в современных условиях
  • 1.2. Требования к профессионализму педагогических работников в условиях стандартизации дошкольного образования: профессиональные и образовательные стандарты
  • 1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагогических работников в дошкольной образовательной организации в современных условиях
  • Глава 2. Исследование повышения профессионализма педагогических работников
  • 2.1 Исследование развития профессионализма педагогических работников в условиях педагогической профессиональной деятельности
  • 2.2. Работа, направленная на развитие профессионализма педагогических работников (на примере воспитателей)
  • 2.3. Результаты развития профессионализма воспитателей МБДОУ «Ромашка» г. Ноябрьск
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • Приложение 1.

Введение

Актуальность темы. В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

Важное условие, способствующее его повышению, - создание гибкой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью роста их педагогической компетентности. Одной из задач  управляющего дошкольным учреждением является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень учительно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего и дошкольного образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2022 году федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования, введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций подготовки российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Модернизация российской системы образования, введение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта определяют новый статус дошкольного образования: оно становится уровнем общего образования. Это возлагает особые обязательства на образовательные организации, которые должны обеспечить необходимые условия для осуществления образовательного процесса и реализовывать образовательные программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, как субъект практической психолого-педагогической деятельности, является сложной и зачастую противоречивой личностью с комплексом разноуровнево развитых качеств. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению своей педагогической деятельностью. Кроме этого воспитатель должен владеть системой академических и педагогических знаний, которые также обеспечивают эффективность воспитательного процесса. Тот уровень знаний, которые получает будущий воспитатель в период обучения в вузе – не является достаточным, а его личностные качества требуют адаптации, совершенствования в период самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Процесс их совершенствования определяется, с одной стороны, наличием развивающей профессиональной среды, с другой стороны – степенью активности самого педагога, его способностью рационально использовать ее потенциалы, воздействовать на окружающую среду и оптимизировать все ее структурные компоненты.

Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений и это не случайно, т.к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Утвержденный профессиональный стандарт педагога - сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда. Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Педагогическое  творчество, как отмечают В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, может возникнуть только при условии профессионально значимой мотивации. В работе с педагогическим коллективом требуется постоянно целенаправленно повышать профессиональную квалификацию педагогов.

Цель исследования – определить современные требования к профессионализму педагогических работников   в ДОО.

Объект исследования – профессиональная  деятельность педагогических работников в современных уловиях.

Предмет исследования – требования к профессионализму педагогических работников дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы профессионализма педагогических работников дошкольной образовательной организации.
  2. Провести исследование повышения профессионализма педагогических работников.
  3. Разработать проект профессионального развития педагогов.

Теоретическую основу исследования составляют: Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются И. Д. Багаевой, А. И. Жуком, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным и др.; Сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В. В. Загвязинским, В. А. Кан–Каликом, М. М. Поташником, В. С. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. Жук, Н.В. Кухаревым и др.

Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание управлению развитием профессиональной компетентности педагога в условиях образовательных учреждений, что обусловило выбор темы исследования.

В ходе исследования были использованы следующиеметоды:

1. Анализ литературы;

2. Анкетирование воспитателей с целью сбора  индивидуальных данных об образовании, о квалификации.

3. Карты диагностики профессионального мастерства с целью выявления уровня профессиональной подготовки, профессиональных умений, результататов педагогической деятельности, личностных качеств педагога.

Гипотеза: если заниматься целенаправленно  развитием профессионализма педагогических работников, то его уровень станет выше.

Глава 1. Теоретические основы проблемы профессионализма педагогических работников дошкольной образовательной организации

1.1. Назначение дошкольной образовательной организации в современных условиях

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться. — Яковлева Г. Г. Дошкольные учреждения – первое звено в системе образования / Г. Г. Яковлева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

Принцип (от лат. principium — начало, основа) - это 1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.д. 2. Руководящая идея, основное правило деятельности. 3. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. 4. Основа устройства чего-либо. — Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.

Таким образом, принцип играет роль руководящей идеи, помогает человеку выстроить отношение к какому-либо явлению и задает нормы деятельности, непосредственно вытекающие из руководящей идеи.

Дошкольные учреждения опираются в своей работе на следующие принципы: — Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.

  • ориентация на развитую личность ребенка;
  • воспитание личности в разных видах деятельности в режиме дня;
  • единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов;  опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями;
  • гуманизация воспитательного процесса;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка;
  • соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;
  • принцип диалогичности во взаимодействии с детьми;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям – первому звену в системе образования.

На дошкольные учреждения совместно с семьей возлагается забота о будущих гражданах нашей страны. Первые семь лет жизни ребенка – очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития.

Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Дети с самого раннего детства начинают делать открытия: знакомятся с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Общаясь с окружающими его людьми, действуя с предметами, прислушиваясь к издаваемым этими предметами звукам, ребенок познает свойства и качества этого предмета; у него формируется наглядно–действенное и наглядно–образное мышление.

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок – индивидуальными особенностями. Полноценное развитие ребенка происходит при наличии двух составляющих его жизни– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Но, наряду с этим, семья и сама нуждается в поддержке, которую оказывает ей детский сад: родители могут работать и учиться, профессионально совершенствоваться, и не испытывать при этом чувства вины перед ребенком что ребенок заброшен. Они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. А что дает дошкольное учреждение самому ребенку? — Горюнова Т.М., Ханова Т.Г. Дошкольная педагогика Учебно-методическое пособие к изучению курса. - Нижний Новгород, 2013. - 63 с.

Главное преимущество ДОО – наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего мира исключительно с собственной позиции). Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты: — Яковлева Г. Г. Дошкольные учреждения – первое звено в системе образования / Г. Г. Яковлева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

  • возможность посещения образовательного учреждения;
  • создание условий для образовательной деятельности;
  • содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами;  отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Сохранение и развитие сети ДОО – стратегическая задача Управления дошкольного образования Минобразования РФ. В Законе РФ «Об образовании» поддерживается роль родителей как первых педагогов (ст.18). — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz40uMSBLAf (Дата обращения 01.02.2016).

Сеть ДОО оказывает педагогическую помощь семье в вопросах воспитания и развития ребенка.  Дошкольные учреждения решают следующие задачи:  охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;   обеспечение познавательного, речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития воспитанников;  воспитание с учетом возраста детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;  осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Содержание дошкольного уровня образования должно иметь следующий характер: — Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013 – 464 с.

  • Развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
  • Системный, т. е. обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает.
  • Интегративный, предусматривающий интеграцию чувственного и рационального познания в процессе обучения.
  • Мультикультурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание толерантности.
  • Деятельностный, обеспечивающий различные виды деятельности, субъективность освоения детьми социокультурного содержания.
  • Здоровьесберегающий, направленный на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровьесберегающей среды.  В России до начала 90–х годов XX века преобладала учебно – дисциплинарная модель организации педагогического процесса.

Цель дошкольного воспитания заключалась в обеспечении детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. В 1989 году была утверждена «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.), основные идеи которой – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей и самоценность дошкольного детства. — Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - С. 10-23

Личностно–ориентированная модель общения с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. — Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.

Гуманизация (от лат. – человеческий, свойственный человеку) – это принцип, основанный на отношении к человеку как к высшей ценности.   Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей. На сегодняшний день целью дошкольного образования является развитие пяти основных личностных потенциалов:  познавательного  коммуникативного  художественно– эстетического  нравственного  физического. — Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013 – 464 с.

Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, которая бы отражала все основные качества, умения и навыки, полученные ребенком в процессе дошкольного образования. «Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:  уровень физического развития; степень закаленности;  приобретение основных навыков гигиены;  освоение основных видов двигательной активности;  формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;  работоспособность;  развитие интереса к миру, стремления к познанию;  интерес к творческой деятельности;  развитие воображения;  стремление к самостоятельности;  приобретение основ культуры общения;  освоение основных правил дисциплины;  степень осознания своих возможностей;  умение действовать в коллективных целях. — Яковлева Г. Г. Дошкольные учреждения – первое звено в системе образования / Г. Г. Яковлева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду «модель» выпускника может исключать какие–либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими спецификами ДОО. Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем: главной проблемой является нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но проблему эту в глобальном масштабе они решить не могут. Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров: нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады.

Более того, по отношению к детям старшего дошкольного возраста введен еще один термин – «предшкольное образование», что ориентирует родителей и педагогов, прежде всего, на обучение, подготовку к школе, причем с такими содержанием и формами, которые совсем не соответствуют возрастным психологическим и физиологическим особенностям.

Создаются разные виды дошкольных учреждений с приоритетами физического, познавательного, художественно–эстетического и других направлений. Это приводит к тому, что в ДОО кроме воспитателя, который раньше был главным лицом в воспитании ребенка, работают разные специалисты – художники, экологи, физкультурники, балетмейстеры. Они хорошо знают свой предмет, но не имеют общего взгляда на развитие ребенка.  В дошкольное образовательное учреждение фактически привнесена предметность, и вымывается воспитательная линия, направленная на формирование личности дошкольника. — Яковлева Г. Г. Дошкольные учреждения – первое звено в системе образования / Г. Г. Яковлева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Однако для успешной деятельности педагога мало понимания непреходящей ценности дошкольного детства, требуется еще и зна­ние закономерностей развития ребенка. Одна из закономерностей - зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:

-создание педагогических условий для успешного воспи­тания детей;

-обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога. Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т. е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера. Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д. Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.

Современный педагог, опираясь на данные психолого-педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, вли­яние которой на развитие ребенка нельзя заменить влияни­ем никакого, даже очень квалифицированного обществен­ного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие: — Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: Дисс… канд. пед. наук. - СПб: РГБ, 2013 – 178 с.

- участвовать в педагогическом просвещении родителей;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекультурной и про­фессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога - самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), посещения музеев и т. п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др. Цель самообразования - поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства. — Яковлева Г. Г. Дошкольные учреждения – первое звено в системе образования / Г. Г. Яковлева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям (нововведениям) в области образования. Многие педагоги включаются в экспериментальную работу, которую коллектив дошкольного учреждения проводит под руководством ученого.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога - участие в опытной, исследовательской работе. Тут уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского о близости и родстве творческого педагогического труда и научного исследования в силу того, что педагог анализирует факты и, опираясь на этот анализ, прогнозирует дальнейшую работу. — Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 2011. - 288 с.

В заключение можно сделать следующие выводы. Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.Основными функциями дошкольного учреждения являются:  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;  обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;  забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;  взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период происходит его интенсивное физическое и психическое развитие, формируются представления ребенка об окружающем мире. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.

1.2. Требования к профессионализму педагогических работников  в условиях стандартизации дошкольного образования: профессиональные и образовательные стандарты

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. — Скоролупова О.А. ФГОС дошкольного образования: организация внедрения в ДОО// Справочник старшего воспитателя.-2014.-№3.-С.6-19.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: в педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве. — Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / В. В. Нестеров, А. С. Белкин. — Екатеринбург, 2013. - 186 с.

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого–педагогическом  процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. — Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2014. - №3.- С.4.

Педагог  должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: — Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 74-80.

  • осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: — Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 75.

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: — Майер А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО //Управление ДОУ.-2014.-№3.-С.27-35.

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: — Майер А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО //Управление ДОУ.-2014.-№3.-С.28.

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического  мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: — Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 02.02.2016).

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями: — Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 02.02.2016).

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.

На  данный момент  существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами  по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. — Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: Дисс… канд. пед. наук. - СПб: РГБ, 2013 – 178 с.

Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования. — Майер А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО //Управление ДОУ.-2014.-№3.-С.27-35.

Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги). — Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 3. – С. 75–77.

Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы. — Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2013. №112. С.79-87.

Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д. — Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 74-80.

Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога. — Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 74-80.

Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе. — Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dohcolonok. ru  (дата обращения 02.02.2016).

Педагог должен:

- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими. — Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 02.02.2016).

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: — Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2014.-№10.-С.38-40.

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста;
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей;
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей;
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования;
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями;
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ;
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе;
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач;
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. Таким образом, профессионализм педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой профессионализма является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагогических работников в дошкольной образовательной организации в современных условиях

Создание  образовательного  пространства  в  ДОО  во  многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих  деятельность  педагога  и  всего  педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.  Нормативно-правовой  акт  -  закон,  кодекс,  постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.

В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.  Актуальная проблема «незнания» документов и неумения их применять выявляется в собеседовании с педагогами и старшими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, которые зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. И первым из них является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления  образовательной  деятельности,  определяет  правовое положение участников отношений в сфере образования. — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz40uMSBLAf (Дата обращения 01.02.2016).

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у  педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога. — Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2013. №112. С.79-87.

Компетенции – главное слово, которое звучит при упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz40uMSBLAf (Дата обращения 01.02.2016).

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм,  квалификация.

Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт. — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz40uMSBLAf (Дата обращения 01.02.2016).

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». — Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Монография - Красноярск: 2013. - 204 с.

Следующий документ – это Порядок  организации  и  осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным  программам  дошкольного  образования  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.N 1014). — Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70464980/#ixzz40uhT86NJ (Дата обращения 02.02.2016).

Данный документ регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Как  должно  быть  организовано  дошкольное  образование? Согласно данного документа, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной  программой  дошкольного  образования.  Названная программа  самостоятельно  разрабатывается  и  утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим  федеральным  государственным  образовательным стандартом, в котором определены требования к профессионализму педагогических работников, в частности готовность работать по современным общеобразовательным программам в рамках ФГОС.

Следующий документ – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]  URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8 (Дата обращения 01.02.2016).

Впервые  в  российской  истории  в  соответствии  с  требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и введён в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Стандарт является руководством к построению методической работы с кадрами т. к. в нем четко определены требования к кадрам и условия, необходимые для успешной работы. Приступая к реализации Стандарта прежде всего необходимо создать условия для профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и межкурсового обучения по проблемам внедрения ФГОС ДО и привести квалификацию педагогов в соответствие с требованиями Единого квалификационного справочника, рассмотрим их подробнее.

Следующий документ - Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н). — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/paragraph/518:1 (Дата обращения 02.02.2016).

Данный документ содержит свод должностных инструкций по различным должностям и специальностям, в том числе и для работников дошкольных образовательных учреждений. В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность. В  разделе  «Должен  знать»  содержатся  основные  требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.  В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения  должностных  обязанностей  уровень  профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

Воспитатель:

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Следующий документ - Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. №544н). — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]  URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70535556/#ixzz40uNo7Jwp (Дата обращения: 01.02.2016).

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты применяются:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Данный стандарт устанавливает требования к образованию: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

1. Трудовые действия

• Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной  организации  в  соответствии  с  федеральным государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования

• Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной  среды  образовательной  организации  через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

• Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

• Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

• Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

• Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

• Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

• Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры  (ролевой,  режиссерской,  с  правилом),  продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

• Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

• Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

• Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

2. Необходимые умения:

• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном  возрасте:  предметная,  познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная;  конструирование,  создания  широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

• Использовать  методы  и  средства  анализа  психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения  детьми  образовательных  программ,  степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

• Выстраивать  партнерское  взаимодействие  с  родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы  и  средства  для  их  психолого-педагогического просвещения

• Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

3. Необходимые знания

• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

• Основные  психологические  подходы:  культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

• Современные тенденции развития дошкольного образования. Отмечена необходимость соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Согласно этому документу педагог дошкольного образования должен:

- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно - манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

- Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Таким образом, в современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как: трудовой договор, который заключают воспитатель ДОО и работодатель; должностная инструкция; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70414724/paragraph/1:4 (Дата обращения 10.02.2016). В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практикуфедеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя. Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования, что и является профессионализмом педагогических работников ДОО.

Глава 2. Исследование повышения профессионализма педагогических работников

2.1 Исследование развития  профессионализма педагогических работников в условиях педагогической профессиональной деятельности

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Ромашка» (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, МК-15 ).

Повышение профессионализма педагогов способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж — Официальный сайт МБДОУ «Ромашка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.romashka.vov.ru/info_kollektive.html (Дата обращения: 2.04.2016)..

Образовательный уровень педагогов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Образовательный уровень педагогов

Образование

Кол-во человек

Соотношение в%

высшее образование

4

57%

незаконченное высшее

1

15%

среднее специальное

2

28%

Образовательный уровень педагогического состава ДОО можно считать высоким, так как 4 из 7 воспитателей имеют высшее образование, и 1 человек находится в процессе его получения, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов ДОО.

Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации (таблицы 2,3).

Таблица 2

Педагогический стаж работы педагогов

Стаж (кол-во лет)

Кол-во педагогов

Соотношение в%

от 0 лет до 3 лет

1

15%

от 5 лет до 10 лет

2

28%

от 10 лет до 15 лет

4

57%

Данные табл. 3 позволяют сделать вывод, что 57% педагогов МБДОУ имеют педагогический стаж более 10 лет, что позволяет делиться опытом.

Таблица 3

Квалификационная категория педагогов

Квалификационная категория педагогов в 2014-2015 уч. году

Планируемая квалификационная категория педагогов в 2015-2016 уч. Году

ВКК - 1 человек

3 человека

I КК - 5 человек

2 человек

Не имеющих КК

2 человека

Из данных табл. 3 можно сделать вывод, что в 2015-2016 уч. году было запланировано повышение квалификации у 4 педагогов ДОО, что позволяет сделать вывод о мотивации педагогов к саморазвитию.

Был проведен анкетный опрос, позволяющий диагностировать уровень сформированности профессионализма (Приложение 1).

Цель диагностики - психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Ожидаемый результат диагностики: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Первая часть анкетирования была направлена на ориентацию педагогического коллектива в решении целей и задач ДОО, и позволила установить уровень знания педагогами образовательной программы, реализуемой в учреждении, исследовать возможности участия членов педагогического коллектива в обновлении образовательной деятельности, организации интеграционных процессов, дала возможность оценить результативность методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Критерии оценки:

1-19 баллов - высокий уровень (полное понимания проблем и направлений развития, умение планировать и анализировать, знание современных технологий и умение их применять на практике);

14-18 баллов - средний уровень (проблемы понимаются и выделяются, но нет стратегии и понимания, как их решить, акцент делается на теорию, а не на практику);

Менее 14 баллов - низкий уровень (поверхностные, отрывочные знания, не понимание технологий и особенностей их применения).

На рисунке 1 представлены результаты первой части анкетирования.

Рис. 1. - Уровень знаний педагогов образовательной программы ДОО

Данные рис. 1 показывают, что 58% педагогов ДОО имеют средний и 17% низкий уровень. Большинство педагогов данной группы имеют педагогический стаж меньше 3-х лет, что позволяет сделать вывод о необходимости дополнительной комплексной методической работы с данной группой педагогов.

Вторая часть анкетного исследования была направлена на стимулирование педагогов к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Из 47 предположительных проблем ДОО методом ранжирования, педагоги выделили приоритетные проблемы (таблица 4).

Таблица 4

Приоритетные проблемы в педагогической работе педагогов ДОО, по мнению педагогов

Проблемы

%

Неверная стратегия управления ДОО

8

Слабая система повышения квалификации педагогов ДОО

17

Низкая мотивация педагогов

24

Низкий уровень организации труда

6

Отсутствие четких критериев оценки деятельности педагогов

8

Отсутствие или тотальный контроль администрации ДОО

8

Негативное отношение родителей

9

Сложные образовательные программы

12

Другие проблемы

8

Основными проблемами в педагогической работе сотрудников ДОО, по мнению педагогов, являются низкая мотивация педагогов (24%), сложные образовательные программы (12%), конфликты с педагогами, родителями, руководством (12%). Это позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра методической работы и акцентирования внимания методической службы на повышение педагогической компетенции педагогов ДОО в вопросах методической, познавательной, самообразовательной работы. Возникает необходимость в создание условий, дающих педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как педагога, изменения в мотивах деятельности, что позволит снизить уровень конфликтности, разобраться в образовательных программах и поставить новые цели в работе для повышения мотивации педагогического состава ДОО.

Третья часть анкетирования способствовала выявлению педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы (рис. 2).

Рис. 2. - Уровень самоконтроля, обобщения собственного педагогического опыта

Оценка уровня проводилась на основе следующих критериев:

- Высокий уровень самоконтроля (8-9 баллов): высокий уровень аналитических способностей, рефлексии, педагог умеет признавать и исправлять ошибки, точно представляет: над чем предстоит работать, умеет выделить точки контроля;

- Средний уровень (5-7 баллов): анализирует в большей степени поведение и роль других участников педагогического процесса, признает только часть ошибок, исправляет их частично, планирует частично, самоконтроль частичный;

- Низкий уровень (менее 4 баллов): слабый уровень анализа, не умеет выделять ошибки и исправлять ошибки, не понимает: над чем предстоит работать, не понимает механизм самоконтроля и не умеет его применять.

Четвертая часть анкетного исследования предполагала заполнение карты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Диагностика включала в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:

- собеседования с педагогами;

- ознакомления с уровнем заполнения диагностических карт детей;

- обследования отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;

- анализа проведения занятий педагогами;

- анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях;

- анализа наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества;

- анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;

- анализа предметно-развивающей среды в группе.

Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.

- 0 баллов - педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;

- 1 балл - владеет ими в минимальной степени;

- 2 балла - педагог владеет ими в средней степени;

- 3 балла - педагог владеет ими в высокой степени.

При подсчете общего количество баллов был определен уровень педагогической компетентности:

- Высокий уровень (110-126 баллов):

- Средний уровень (90-109 баллов):

- Низкий уровень (меньше 90 баллов):

Затем были составлены таблицы, позволяющие оценить знания, умения и навыки, характеризующие различные уровни сформированности профессионализма.

Следующим этапом исследования профессионализма воспитателей ДОО, стали результаты диагностики знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы.

Диагностика включала в себя анализ:

Умение прогнозировать развитие процесса образовательной деятельности воспитанников по каждому разделу программы, системность и целенаправленность планирования непосредственно - образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми, анализ планирования воспитателя по разделам программы. Реализация в полном объеме разделов программы. Повышение высокого уровня освоения детьми образовательной программы

Данный вид знаний педагогов оценивается от 0 до 10 баллов:

- 0 - 3 баллов - педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;

- 4 - 6 баллов - владеет ими в минимальной степени;

- 7 - 10 баллов - педагог владеет ими в достаточной степени;

На рис. 3 представлены результаты диагностики знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы.

Рис. 3. - Уровень знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы

Данные рис. 3 показывают, что у 58% педагогов ДОО уровень знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы является средним и у 17% низким. При этом низкий уровень выявлен преимущественно у начинающих воспитателей, работа с которыми должна проводиться систематично и целенаправленно.

На рис. 4 представлены результаты диагностики знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе.

Диагностика включала в себя анализ:

Насколько педагог умеет планировать процесс обучения, по всем разделам программы, опираясь на возраст воспитанников. Умеет ли ставить цели занятия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, их индивидуальными особенностями. Насколько грамотно и своевременно корректирует цели и задачи деятельности на занятиях в зависимости от готовности воспитанников к освоению нового материала занятия.

Данный вид знаний педагогов оценивается от 0 до 10 баллов:

- 0 - 3 баллов - педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;

- 4 - 6 баллов - владеет ими в минимальной степени;

- 7 - 10 баллов - педагог владеет ими в достаточной степени.

Рис. 4- Уровень знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе

Что касается уровня знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе, то здесь 67% педагогов имеют средний уровень и 8% низкий уровень. Это объясняется системной работой мастер-классов и семинаров для педагогов ДОО, а также активной работой методического совета.

На рис. 6 представлены результаты диагностики владения методами и приемами работы по каждому из разделов программы.

Диагностика включала в себя анализ:

Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы. Своевременно вносит коррективы в методы обучения и воспитания в зависимости от сложившейся ситуации. Применяемые методы и приемы обучения соответствуют условиям и времени, отведенному на изучение определенной темы воспитанниками. Обоснованно использует на занятиях ИКТ.

Данный вид деятельности педагогов оценивается от 0 до 10 баллов:

- 0 - 3 баллов - педагог не владеет соответствующими методами и приемами.

- 4 - 6 баллов - владеет ими в минимальной степени;

- 7 - 10 баллов - педагог владеет ими в достаточной степени;

Требования к профессионализму педагогических работников в дошкольной образовательной организации на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Модель художественно-эстетического развития детей в условиях взаимодействия семьи и Дошкольной образовательной организации

2. Знакомство с базовой дошкольной образовательной организацией отчет по образовательной практике

3. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

4. Профессиональная этика педагогических работников

5. Особенности регулирования труда педагогических работников

6. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

7. Права и обязанности педагогических работников (ст. 46-48 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»

8. Практические аспекты исследования правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении

9. Структурная модель психологически безопасной образовательной среды. Условия организации безопасной образовательной среды. Личностно-эмоциональная защищенность

10. Система управления социальной эффективностью образовательной организации