Новости

Анализ состояния нормативной документации строительного комплекса

Работа добавлена:






Анализ состояния нормативной документации строительного комплекса на http://mirrorref.ru

Введение

Нынешнее направление внешней политики России  на существенное повышение конкурентоспособности российской экономики придало особую актуальность вопросу своевременной актуализации и гармонизации национальных и международных стандартов.

Основные задачи таких мероприятий какактуализация и гармонизация нормативных документовзаключаются в повышении уровня безопасности, степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению,повышение уровня надежности и долговечности объектов нефтегазовой отрасли, обеспечении снижения энергозатрат, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик, а также снижение затрат и сокращение сроков строительства за счет использования передового опыта. Гармонизация национальных стандартов с международными способствует организации совместных предприятий и расширения кооперационных связей с иностранными поставщиками техники, технологий и компонентов, продвижению российских технологий на глобальный рынок; признанию на глобальном рынке результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов.

Степень гармонизации национальных стандартов с международными в России по данным Росстандарта в среднем составляет 44%. Нефтегазовая отрасль, являющаяся локомотивом отечественной экономики, составляет 11% (для сравнения, уровень гармонизации государственных стандартов с международными в нефтегазовой отрасли Казахстана составляет 91,4%).

(Пугачев С., Самков В. О программе гармонизации национальных стандартов в научно-технической и производственной сферах на период до 2012г.//Стандарты и качество.-2008.-№10)Целью курсового проекта является рассмотрение вопросов актуализции существующих нормативных документов, изучение влияния гармонизации государственных нормативных документов в сфере капитального строительства обьектов в целом, и отдельно в нефтегазовой отрасли на повышение качества проектной документации для строительства на основе анализа и синтеза системы нормативной документации

1 Обзор литературы, посвященной проблемам применения

нормативных документов в строительстве

Работы по анализу проблем применения нормативных документов в строительстве ведутся экспертами Ассоциации строителей России, а также по анализу проблем применения нормативных документов в нефтегазовом комплексе – научно-техническим советом крупных нефтегазовых компаний. На сегодняшний день при Российском союзе промышленников и предпринимателей сформирован Межведомственный Совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе, в задачи которого входит опережающая подготовка национальных стандартов в нефтегазовой области. Проблеме применения и совершенствования нормативной базы в нефтегазовом комплексе посвящаются ежегодные международные конференции «Стандартизация в нефтегазовом комплексе». Участники таких конференций отмечают, что «существующая в России нормативная техническая база, сформированная еще в XX веке, устарела и требует коренной модернизации – приведения в соответствие с требованиями нынешнего времени» [78]. Отмечается также необходимость совершенствования стандартов в сфере деятельности предприятий и организаций нефтегазового комплекса.

В своих работах В.Я. Кершенбаум отмечает, что с целью обеспечения конкурентоспособности газовой отрасли необходима гармонизация российских документов в области стандартизации с международными [56].

В.Г. Шолкин также отмечает неуспех реформы технического регулирования в целом по всем отраслям промышленности России в виду отсутствия стимулирования организаций по участию в разработке национальных стандартов.

15 июля 2010 года в Государственную думу внесен на рассмотрение проект Федерального закона «Технический регламент «О безопасности трубопроводов промысловых и магистральных для транспортировки жидких и газообразных углеводородов». Специалисты ожидают от выхода данного технического регламента четкости и обоснованности применения нормативных документов при проектировании, строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов. Однако, как отмечает Г.Ю. Чуркин [81], член экспертной комиссии, заместитель директора АНО «Агентство исследований промышленных рисков», данный документ имеет ряд недостатков, таких как искаженные требования действующих нормативных документов, в частности СНиП 2.05.06-85* [32], СНиП III-42-80* [35] и других. После того как раздел 7 «Надземная прокладка трубопроводов» СНиП 2.05.06-85* вошел в состав Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», наличие в проекте данного документа норм, указанных в национальных стандартах и сводах правил, является избыточным.

Как отмечается в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» [66], транспортировка газа по магистральным трубопроводам относится к сфере государственного регулирования. Принятие Федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте" необходимо в первую очередь для реализации государственных интересов, которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использования природных ресурсов, получении оптимальной доли доходов от использования этих ресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, укреплении единства страны, создании рабочих мест, обеспечении потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции.

Отмечается необходимость законодательного регулирования вопросов промышленной и экологической безопасности, включая обязательность осударственного нормирования показателей безопасной эксплуатации систем магистрального трубопроводного транспорта, государственной системы надзора и контроля.

Подготовлена Аналитическая справка по основнымпроблемам реформы технического регулирования в строительном комплексе РФ на основе мониторинга ситуации в сфере технического регулирования в строительном комплексе [53]. В справке отмечается резкое увеличение количества аварий и катастроф из-за трудности осуществления контрольных и надзорных функций, прежде всего Ростехнадзора, при вступлении в силу Закона «О техническом регулировании» и несоблюдении сроков разработки технических регламентов в области строительства.

В справке поднимаются вопросы создания модели разработки и утверждения нормативных технических документов и стимулирования предприятий к участию в разработке нормативных документов по цепочке:

1) стандарт организации – 2) национальный стандарт – 3) свод правил (с установлением правил оценки соответствия).

Экспертами Ассоциации строителей России поднимаются проблемы стимулирования предприятий отрасли к участию в разработке нормативной документации в области строительства; отсутствия субъектов, принимающих на себя ответственность за разработку нормативных документов в данной отрасли; разделения нормативных документов на обязательные и добровольные; создания правовых и административных механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между документами разного уровня.

В справке отмечается, что следует принять к сведению опыт в области стандартизации таких стран, как Германия и Япония, где стандарты применяются в добровольном порядке, но для опасных сфер промышленности сделаны исключения – в таких сферах стандарты приобретают обязательный характер.

Принятый на сегодняшний день технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» [7], по мнению экспертов Ассоциации, носит декларативный характер и приводит к неоднозначному пониманию требований данного документа, что затрудняет его применение. Эксперты отмечают неясность механизма выполнения требований безопасности, неточность определений, несогласованность требований технических регламентов в области строительства между собой и с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ввиду того что применение такого документа, как СНиП, не предусмотрено Законом «О техническом регулировании», актуализация СНиП не проводилась долгое время, экспертами предлагается учитывать при разработке сводов правил требования ранее разработанных СНиП.

Таким образом, возникает задача по созданию комплексов документов в строительстве. Как итог в справке предлагается существующие своды правил к СниП утвердить в качестве обязательных к применению документов в строительстве и поставить задачу перед Техническим комитетом № 465 «Строительство» по актуализации требований СНиП.

И.Н. Нагорняк, заслуженный строитель Российской Федерации, отмечает, что в области строительства к нормативным документам федеральных органов исполнительной власти относятся строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты. В своих публикациях [58] И.Н. Нагорняк отмечает проблему изъятия из документооборота ряда нормативно-технических документов Госстроя России без научно-технического, правового обоснования и экономической целесообразности. В частности, бывший Госстрой России постановлением от 10 сентября 2003 года № 164 [12] признал утратившим силу СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» [32]. Указанный нормативный документ определял основные цели, принципы и общую структуру системы нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения. Изъятие нормативных документов без замены их новыми документами нарушает целостность и устойчивость функционирования системы нормативных документов в области строительства.

Как отмечает И.Н. Нагорняк, в настоящее время в сложившейся обстановке принятия и отмены нормативных документов в области строительства ни один участник строительства (заказчик, проектировщик, застройщик, строитель) не знает, какие нормативные документы следует применять в области строительства.

Ежегодно ОАО «Газпром» проводит научно-технические конференции «Техническое регулирование в газовой и нефтяной промышленности» с целью обсуждения реформы технического регулирования. В работе конференций принимают участие руководители и специалисты структурных подразделений и дочерних обществ, нефтегазовых компаний, научных и общественных организаций.

На конференциях рассматриваются вопросы, касающиеся:

- хода реализации в РФ реформы технического регулирования;

- создания системы технического регулирования в рамках таможенного

союза;

- вновь принятых технических регламентов, а также проектов

технических регламентов;

- текущих работ по техническому регулированию, стандартизации и

сертификации;

- выполнения резолюций предшествующих конференций [67].

По результатам конференции принимаются решения о проведении дальнейших работ в области технического регулирования в нефтегазовой отрасли.

Как отмечают члены научно-технического совета последнее десятилетие сопровождалось коренным изменением технической политики и экономическими реформами в сфере газовой промышленности, касающиеся магистрального транспорта, что неизбежно отразилось на действующем фонде нормативной документации отрасли. Основные принципы и объемы разработки новой документации, переработки действующего фонда нормативной документации определяются состоянием самого фонда в настоящее время. При этом строго должен соблюдаться научный аспект: систематизация действующей нормативной документации, создание банка данных по нормативной документации, анализ ее эффективности и актуальности, разработка научно-технических решений продления, переработки, отмены или разработки новой документации; оптимизация объема и структуры действующего фонда нормативной документации, определение базовых основополагающих документов по проектированию, эксплуатации и безопасности магистральных трубопроводов, зданий и сооружений, номенклатура научно-технических документов (правила, положения, инструкции, нормы и т. д.) в свете требований отечественной и мировой стандартизации. Названная структура отраслевой нормативной документации в силу разных причин не нашла ещё применения и нуждается в дальнейшей доработке и практическом использовании.

Также отмечается, что в настоящее время не проводятся проверки действующих нормативных документов в газовой отрасли на актуальность их требований, что объясняется отсутствием установленных сроков их действия. Также подчеркивается, что часть устаревших документов содержит актуальные требования, поэтому они требуют пересмотра.

Ю.М. Стрельцовым анализируются проблемы и недостатки действующей в настоящее время системы технического нормирования и стандартизации, даются предложения по разработке новых и доработке действующих нормативных документов, включая создание электронной базы данных действующих нормативных документов с указанием отмененных документов либо документов с измененной редакцией по направлениям деятельности [75].

2 Анализ состояния нормативной документации

строительного комплекса

Систему нормативных документов в строительстве (СНДС), согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1999г. № 1289, формировал Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Госстрой России обеспечивал разработку, регистрацию, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмену нормативных документов в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. В разработке нормативных документов по строительству участвовали создаваемые Госстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве – ТКС.

Формирование и ведение информационного фонда российских, международных и зарубежных национальных норм, правил, стандартов и других организационных и методических документов по стандартизации в строительстве осуществлял Информационный центр по нормированию и стандартизации в строительстве Госстроя России. Информация о документах информационного фонда публиковалась в специальных информационных изданиях.

Нормативные документы Системы подразделялись на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывались следующие документы:

1. Федеральные нормативные документы:

- строительные нормы и правила Российской Федерации – СНиП;

- государственные стандарты Российской Федерации в области строительства – ГОСТ Р;

- своды правил по проектированию и строительству – СП;

- руководящие документы Системы – РДС.

В качестве федеральных нормативных документов применялись также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

2. Нормативные документы субъектов Российской Федерации

- территориальные строительные нормы - ТСН.

3. Производственно-отраслевые нормативные документы– стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений - СТП и СТО.

Система нормативных документов в строительстве представляла собой совокупность взаимосвязанных документов и имела целью обеспечение безопасности, надежности и качества строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений.

С 2003 года действует Федеральный закон «О техническом регулировании». В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Правоприменение в строительном комплексе перешло из Госстроя в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В связи с этим обязательные к выполнению требования безопасности строительной продукции могут содержаться исключительно в указах и постановлениях Президента, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, в технических регламентах.

С 2003 года по настоящее время в строительстве применяют одновременно документы СПДС и документы технического регулирования, поэтому целесообразно рассмотреть перечень и статус и тех и других документов (таблица 1).

Согласно таблице 1 до введения Федерального закона «О техническом регулировании» на добровольной основе в строительном комплексе применялись только своды правил по проектированию и строительству (СП).

Таблица 1. Правовые нормативные документы в строительстве и статус их применения до введения Федерального закона «О техническом регулировании» 2003 г.

Наименование документа

Статус применения документа

Градостроительный кодекс

Федеральный Закон

(обязательного применения)

Строительные нормы и правила (СНиП)

Обязательного применения

Территориальные строительные нормы (ТСН)

Обязательного применения

ГОСТ, ГОСТ Р

Обязательного применения

Руководящие документы в строительстве (РДС)

Обязательного применения

Своды правил по проектированию и

строительству (СП)

Добровольного применения

Таблица 2 - Правовые нормативные документы в строительстве и статус их применения после введения Федерального закона «О техническом регулировании». Документы обязательного применения.

Наименование документа

Извлечения из документа

Федеральный закон от 27.12.2002

№184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О

техническом регулировании»

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам

проектирования (включая изыскания),

производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации…

Градостроительный кодекс

Российской Федерации от 29.12.2004

№ 190-ФЗ (ред. от 20.04.2014)

Федеральный закон от 30.12.2009

№ 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

Технический регламент о

безопасности зданий и сооружений

Перечень национальных стандартов

и сводов правил (частей таких

стандартов и сводов правил), в

результате применения которых на

обязательной основе обеспечивается

соблюдение требований Федерального

закона «Технический регламент о

безопасности зданий и сооружений»

Распоряжение Правительства РФ от

21.06.2010г. № 1047-р

Стандарты саморегулируемых

организаций (СРО)

Обязательные для членов саморегулируемых организаций

Из таблицы 2 очевидно, что после введения Федерального закона «О техническом регулировании» обязательными к применению остались два документа: Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» с соответствующим перечнем.

Таблица 3 – Правовые нормативные документы в строительстве и статус их применения после введения Федерального закона «О техническом регулировании». Документы добровольного применения.

Наименование документа

Извлечения из документа

Перечень документов в области

стандартизации, в результате применения

которых на добровольной основе

обеспечивается соблюдение требований

Федерального закона от 30 декабря 2009 г.

№384-ФЗ «Технический регламент о

безопасности зданий и сооружений»

Своды правил

Согласно ст. 42 п. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий

и сооружений» строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил

Межгосударственный стандарт (ГОСТ)

Национальный стандарт (ГОСТ Р)

Из таблицы 3 очевидно, что все остальные документы, относящиеся к строительному комплексу и входящие в область технического регулирования, применяются на добровольной основе. По их требованиям не могут быть введены санкции.

Таблица 4 - Документы, не попадающие в область технического регулирования

Наименование документа

Статус применения документа

Строительные нормы и правила (СниП)

Добровольного применения

Территориальные строительные нормы (ТСН)

Добровольного применения

Своды правил (СП) (имеются в виду существующие строительные своды правил)

Добровольного применения

Руководящие документы в строительстве (РДС)

Добровольного применения

Документы, перечисленные в таблице 4, не входят в область технического регулирования и не могут считаться действующими нормативными документами. Необходимо отметить, что территориальные строительные нормы (ТСН), ранее обязательные к применению в регионах и содержащие требования безопасности, в настоящее время в правоустанавливающих документах отсутствуют.

3 Понятие актуализации стандартов и нормативно-технических документов

Стандарт– это документ со своим жизненным циклом, в ходе которого может изменяться содержимое стандарта, его статус, выпускаться изменения и поправки к нему, он может быть заменен на другие стандарты.

Одно из основных требований международного стандарта ISO 9000 – это своевременная актуализация нормативно-технической документации, используемой на предприятии. Постоянное проведение обновления имеющейся базы стандартов позволяет иметь в использовании актуальные документы и гарантировать соответствие выпускаемой продукции действующим нормам и требованиям, что является важнейшим условием успешного развития бизнеса.

Актуализация стандартов – процесс поддержания стандартов в рабочем состоянии путем внесения в их экземпляры принятых в установленном порядке изменений, дополнений, поправок и информации о сроках их действия, ограничении, замене или отмене.

Согласно требованиям СТ РК 1.48-2010 «Порядок внесения изменений в стандарты» актуализация стандартов проводится:

на постоянной основе в соответствии с ИУС СТ РК;

один раз в год при выверке фондов стандартов – после получения годовых указателей: «Указатель нормативных документов по стандартизации Республики Казахстан» и «Указатель межгосударственных нормативных документов по стандартизации».

Стандарты, не прошедшие актуализацию, в работе организаций применять не допускается.

4 Гармонизация стандартов. Общее понятие и этапы гармонизации

На современном этапе можно условно выделить два направления гармонизации стандартов: горизонтальное и вертикальное [1]. Горизонтальное направление характерно для наиболее развитых в научно – техническом отношении стран (страны Евросоюза, США, Япония). Гармонизированный стандарт горизонтального направления представляет собой нормативный документ с полностью согласованными требованиями к качеству объекта стандартизации. Вертикальная гармонизация стандартов характерна для развивающихся стран с уровнем развития производства заметно ниже, чем у мировых лидеров. Это направление гармонизации не позволяет создавать полностью гармонизированные стандарты, т. к. национальная промышленность не способна обеспечить высокий уровень требований, заложенных в стандартах развитых стран. В данном случае точнее говорить не о гармонизации, а об адаптации высоких требований мировых стандартов к возможностям собственных производителей. Все действия по гармонизации российских и международных стандартов можно условно разбить на пять этапов.

На 1 этапе необходимо проанализировать стандарт, подлежащий гармонизации, на наличие ссылок на нормативные документы, требования которых не гармонизированы с зарубежными стандартами.

На 2 этапе проводится сравнение гармонизированных стандартов по содержанию с целью выявления наличия совпадений или различий однотипных норм.

На 3 этапе сопоставляются уровни развития стран, стандарты которых подвергаются гармонизации. Этот этап выполняется только для вертикальной гармонизации.

На 4 этапе необходимо сформулировать требования, которые следует включить в гармонизированный стандарт. Также на данном этапе принимается решение о способности отечественным производителем выпускать продукцию, соответствующую более высоким требованиям иностранных стандартов.

На 5 этапе в гармонизированный стандарт добавляются требования, которые в будущем поспособствуют развитию техники. Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами и услугами, заключения соглашений, развития и углубления сотрудничества, совместного решения научно-технических проблем, повышения качества продукции, повышения эффективности мер по безопас- ности труда и защите окружающей среды. Сегодня в ведущих странах мира большая часть документов, циркулирующих между правительственными учреждениями (в Великобритании, например, более 90%), существует только в электронном виде. В России 11 июня 2008 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на базе ООО «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)» (ЭОС ПВ) создан подкомитет ПК 6 по стандартизации «Жизненный цикл электронного документооборота».Он создан для того, чтобы повысить эффективность работ по стандартизации и подтверждению соответствия процессов авто- матизации электронного документооборота на всех этапах жизненного цикла на национальном и между народном уровнях, а также, чтобы согласовывать эту деятельность с заинтересованными организациями. Также введение электронного документооборота является неотъемлемой частью процесса гармонизации.

5 Современные проблемы в области актуализации и гармонизации государственных нормативных документов

и возможные пути их решения

В настоящее время инвестиционный процесс регулируется более чем 125 федеральными законами, 250 постановлениями Правительства Российской Федерации и более 500 основными нормативно-техническими и организационно-методическими документами. В то же время отсутствуют технические регламенты, на основании которых должна осуществляться организация проектирования. [46]

На качестве принятых проектных решений сказывается текущее состояние нормативно-технической и нормативно-правовой базы в строительстве. В настоящее время не проводится систематическая работа по адаптации применяемых нормативных документов к новым законодательным актам.

Освоение новых месторождений углеводородов, развитие систем транспортировки, совершенствование методов добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа - все это ведет к появлению новых технологий, методик их применения, а также новых стандартов и нормативов. В библиотеке сотрудников предприятий и организаций, работающих в нефтегазовой отрасли, обязательно должны быть все необходимые ГОСТы, СП, РД, СНиП, ВСН, профильные нормативные акты и многое другое. При этом важно, чтобы вся документация была проверенной и актуальной.

Нефтегазовые предприятия, сотрудничающие с иностранными партнерами, производящие и поставляющие продукцию на экспорт, или просто желающие использовать в работе опыт иностранных коллег, активно используют международные и зарубежные стандарты. Это документы таких разработчиков, как ASTM (Американское общество по испытанию материалов), API (Американский институт нефти), ISO (Международная организация по стандартизации), DNV (ведущий технический консультант в нефтегазовой отрасли) и многих других.

Качество нормативной правовой документации зависит от целей и квалификации разработчиков. Как правило, нормативные документы разрабатываются коллективами специалистов на основе многолетних научных исследований и практического опыта и являются базой знаний в соответствующей области. Качественный уровень нормативной документации в большой степени обеспечивается ее системностью, то есть наличием системных связей и общей цели, направленной на повышение качества продукции. Заниженный уровень требований, неоднозначность понимания нормативных документов могут привести к долговременным негативным последствиям. Таким образом, главным методом обеспечения качества продукции является разработка и совершенствование нормативной документации.

В связи с реформой в области стандартизации и технического регулирования большая часть существовавших ранее систем нормативных документов, прежде всего отраслевых, распалась, так как понятие отраслевого стандарта не вошло в область технического регулирования. Возникло значительное количество бессистемно применяемых нормативных документов, часто содержащих взаимоисключающие требования. Появление крупных частных корпораций привело к созданию корпоративных стандартов, имеющих статус стандартов организации. Стандарты организации, как правило, являются закрытой информацией, которая может входить в противоречие с законодательно установленными требованиями подтверждения соответствия. Такие нормативные документы защищают интересы частных предприятий, возможно, в ущерб национальным интересам. С увеличением количества нормативно-правовых документов возникает проблема их анализа с целью идентификации требований к конкретной продукции. Другой проблемой является неоднозначность понимания противоречивость требований, разрозненность и бессистемность вводимой документации. Это порождает ошибки в проектировании. По данным ФАУ «Главгосэкспертиза России», более половины проектов выполнено с нарушением экологических и санитарно-гигиенических нормативных требований, требований в части промышленной безопасности, пожарной безопасности, надежности конструктивных решений [71]. Таким образом, основным методом обеспечения качества продукции и процессов является применение системы нормативно-правовой документации во всех организациях (проектные организации, органы экспертизы, организации по стандартизации), которая должна подвергаться периодической актуализации.

Все специалисты, которые работают в сфере технического регулирования в газовой отрасли, подчеркивают необходимость:

– гармонизации национальных документов в области стандартизации

газовой отрасли с международными (DNV, ASME);

– пересмотра комплекса СНиП с целью выявления в них актуальных иустаревших требований для включения в национальные стандарты и своды правил, так как изъятие нормативных документов (многие СНиП признаны утратившими силу) без замены их новыми документами нарушает целостность и устойчивость функционирования системы нормативных документов в области строительства;

– создания системы нормативных документов в области капитального строительства в целом и  нефтегазовой отрасли с учетом накопленного опыта в России и зарубежных достижениях в этой области.

Актуальной задачей является также оценка риска. Для определения рисков различных видов продукции и процессов разработаны стандарты по менеджменту рисков. Применение разработанных методологий идентификации, оценки, анализа рисков в процессе проектирования и реализации проектов способно привести к увеличению экономической эффективности и уровню качества проектных решений.

За основу для оценки существующих требований к обеспечению качества проектной документации взят пункт 7.3 ГОСТ ISO 9001. Обеспечение качества проектной документации и процесса проектирования включает такие действия, как планирование, распределение ответственности, контроль и другие. Внедрение системы менеджмента качества требует оценки результативности процесса проектирования и измерения характеристик проектной документации в целях ее верификации. В качестве показателей результативности процесса проектирования в настоящее время чаще используются:

         -сроки сдачи проектной документации Заказчику;

         -количество замечаний к проектной документации по результатам государственной экспертизы. Причем анализ недостижения таких показателей не применяется ввиду отсутствия методик и сложности их оценки.

Интересными представляются методические рекомендации Межгосударственного клуба директоров проектных организаций, в частности, рекомендации по регламентации подписей на проектной документации.

Следует отметить, что качество любой продукции зависит от системы ответственности в организации, которая в настоящее время в проектных организациях не реализована.

Проанализированы документы, посвященные порядку разработки проектной документации и обеспечению ее качества, разработанные Госстроем России, Государственным унитарным предприятием «Московский научно-исследовательский и проектный институт», ОАО «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве». Большинство разработок выпущены в 90-е годы и основаны на стандартах ISO серии 9000, на сегодняшний день они устарели в виду выхода новых версий этих стандартов. Все документы устанавливают требования, но не предлагают методики их выполнения.

Интересным представляются работы ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» по разъяснению положений новых документов в области проектирования, что актуально, так как на сегодняшний момент существует множество требований документов разного уровня, в которых самим проектировщикам разобраться подчас очень трудно.

Анализ нормативной документации по оценке качества проектной документации показал, что существующие методики оценки в большей степени направлены на оценку экономической эффективности предполагаемого строительства и не позволяют проектной организации провести анализ обеспечения качества своего процесса.

В результате анализа нормативной документации и литературных источников также выявлены следующие проблемы:

– отсутствуют методики оценки качества проектной документации и процесса проектирования, позволяющие отследить динамику повышения (понижения) качества проектной продукции и разработать корректирующие и предупреждающие действия;

– предложения по актуализации нормативных документов вносятся, но не даются указания по систематизации нормативной базы и разработке ее структур.

5.1 Современные проблемы в области актуализации и гармонизации государственных нормативных документов  для строительства магистральных газопроводов

Основным документом, устанавливающим технологические ребования к магистральному газопроводу, которые должны быть учтены при проектировании, является ОНТП 51-1-85 [38]. На сегодняшний день данный документ устарел в части методов контроля качества на этапе строительства магистральных газопроводов. Сейчас действует СТО Газпром 2-3.5-051 [52].

В настоящее время при проектировании магистральных газопроводов возникает ряд проблем, связанных как с изменением законодательства в области проектирования (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [8]), так и в связи с изменениями процедуры подтверждения соответствия проектной документации.

Важнейшие направления модернизации системы стандартов нефтегазового комплекса определяет «Концепция развития национальной системы стандартизации», одобренная Правительством РФ (распоряжение от 24 сентября 2012 № 1762-р) [13].

Наиболее распространенным дефектом проектной документации является отставание от изменений нормативных документов. Наличие информационного обеспечения и обязательность его актуализации часто не соблюдаются.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» [5] к подтверждению соответствия относятся: контроль, лицензирование, аттестация, аккредитация, сертификация и декларирование соответствия.

Проектная документация выполняется, как правило, полностью проектировщиками, закончившими строительные вузы и работающими на основании нормативных документов, применяемых в строительстве (СНиП – строительные нормы и правила, ТСН – территориальные строительные нормы, СП – своды правил, РД – руководящие документы), в то время как подтверждение соответствия проектных решений требованиям нормативных документов (экспертиза) проводится в организациях ПАО «Газпром», работающих по корпоративным стандартам.

Отмена лицензирования в отрасли строительства повышает требования к проведению экспертизы проектной документации и к осуществлению государственного строительного надзора. Альтернативой лицензированию предполагается вступление в саморегулируемую организацию (далее – СРО) [71].Введение ФЗ РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" [6] имеет целью объединение организаций по отраслевому признаку для разработки отраслевых стандартов и защиты интересов предпринимателей в их отношениях с государством. Таким образом, вступление в СРО подтверждением соответствия в профессиональной области не является и лицензирование не заменяет. При вступлении в саморегулируемые организации обычно требуется наличие системы контроля и сертификата системы менеджмента качества в организации, претендующей на членство, что дает определенные гарантии безопасности и качества продукции, в том числе проектной документации.

Критическим фактором, определяющим качество процесса проектирования, является наличие системы актуализации и оценки соответствия нормативной технической документации. Использование в процессе проектирования внесистемной или устаревшей нормативной документации может привести к последующему внесению изменений в проектную документацию уже на стадии строительства, что может повлечь за собой дополнительные издержки. Сроки проектирования и строительства линейных объектов, в том числе системы магистральных газопроводов, могут быть достаточно продолжительными. В связи с этим проектная документация должна соответствовать всем действующим нормам и правилам на момент ввода построенного объекта в эксплуатацию. Поэтому сопровождение хода строительства проектной организацией по вопросам внесения изменений в результате актуализации проектной документации имеет большое значение.

5.2 Возможные пути решения проблем в области актуализации и гармонизации государственных нормативных документов

Деятельность по стандартизации и управлению качеством в любой сфере начинается с установления основных терминов и определений с целью исключения их двоякого понимания. Отдается предпочтение терминам и определениям, указанным в федеральных законах Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, технических регламентах и национальных стандартах Российской Федерации.

Основным стандартом, дающим определения в области управления качеством, является ГОСТ ISO 9000 [21], в котором «качество» определено как степень соответствия требованиям совокупности присущих характеристик. Требования могут быть установлены потребителем и другими заинтересованными сторонами. Потребителями проектной документации для строительства магистральных газопроводов являются заказчик, строительные и газотранспортные организации. Свои требования заказчик устанавливает в задании на проектирование и договоре на проектно-изыскательские работы, а также в корпоративных стандартах организации.. Основным критерием качества проектной документации является учет требований, установленных в федеральных законах, постановлениях правительства и технических регламентах. Помимо обязательных требований, существуют требования, установленные в нормативной технической документации на проектирование магистральных газопроводов. Таким образом, качество проектной документации для строительства магистральных газопроводов определено, как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям, установленным в нормативной правовой и технической документации, в задании на проектирование.

Управление качеством и обеспечение качества являются видами деятельности по руководству и управлению организацией применительно к качеству (менеджмент качества). Поэтому при внедрении системы менеджмента качества организация должна определить деятельность, направленную на выполнение требований к качеству (управление) и на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (обеспечение). Управление качеством проектной документации включает скоординированную деятельность по разработке проектной документации, контролю ее качества. Обеспечение качества проектной документации может включать следующие составляющие: информационное обеспечение процесса проектирования, нормативно-методическое обеспечение, анализ входных данных для проектирования, установление критериев принятия решений по результатам контроля качества проектной документации, накопление статистических данных о несоответствиях проектной документации и другое. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [8], определение стадийности проектирования не предусмотрено. Данным документом не предусматривается стадийность проектирования, а используются понятия "проектная документация" и "рабочая документация".

         Если на предприятии не отлажен процесс получения нормативной документации, то это влечет за собой необязательные расходы, причем речь идет не только о финансовых, но и о временных ресурсах. В то же время специалисты вынуждены тратить время на поиск новых документов и отслеживание всех вносимых в них изменений, на анализ документации и внедрение ее в рабочие процессы предприятия. Кроме того, приходится регулярно взаимодействовать с разными поставщиками документации и программного обеспечения, а также обучать персонал работе с разрозненными информационными системами.

В целях экономии времени и денежных средств, предприятиям необходим надежный источник информации, в полном объеме предоставляющий всю необходимую нормативную документацию.

Для упрощения этих и других вопросов, связанных с обеспечением предприятий нормативной документацией, разработываются профессиональные справочные системы (например, справочная система «Техэксперт: Нефтегазовый комплекс»). В них содержится большая подборка нормативных и авторских документов, справочной и аналитической информации, указатель международных стандартов, многочисленные сервисы и услуги для удобной работы с документами, а также все необходимые нормативно-технические документы, регламентирующие различные вопросы осуществления деятельности предприятий нефтегазового комплекса. Это ГОСТ, ГОСТ Р, СП, СНиП, ТУ, РД, ВСН, ГН и многие другие. В частности, большой интерес для специалистов представляет авторская документация от крупнейших разработчиков, таких как «СПКТБ Нефтегазмаш» и «ВНИИСТ». Отдельно стоит выделить стандарты ПАО «Газпром, поскольку «Газпром» является ориентиром для многих компаний нефтегазовой отрасли, которые желают выстраивать рабочие процессы, опираясь на его документацию. Также в систему включены законодательные акты, регламентирующие деятельность предприятий нефтегазовой сферы, нормы, правила, стандарты и правовые акты из других отраслей экономики.

При переводе в электронный формат все документы проходят сверку с оригиналом (до трех раз). Это гарантирует отсутствие в них опечаток и неточностей. Кроме того, все документы содержат гиперссылки на нормативную базу, сведения об актуальности, информацию обо всех внесенных изменениях.

6 Перспективы развития в области стандартизации

нормативных документов

В настоящее время решается целый ряд задач в области стандартизации нормативных документов:

1. Совершенствование законодательной  базы, регулирующей деятельность нефтегазовой отрасли.

1) Формирование позиции по стратегическим вопросам развития нефтяной и газовой отрасли и общественное обсуждение этой позиции, подготовка предложений в Минрегионразвития, Госдуму РФ и другие организации, занимающиеся формированием законодательной базы.

2) Формирование предложений по  совершенствованию законодательной базы в области саморегулирования, технического регулирования и создания единой нормативной базы совместно c НОИЗ и Минрегионразвития.

3) Участие в совершенствовании нормативной базы ОАО «Газпром» в области строительства и технологического проектирования, гармонизация и актуализация этой базы совместно с Минрегионразвития и ТК-23.

4) Участие в развитии системы стандартизации и унификации в нефтегазовом комплексе и подготовка предложений по разработке перечней национальных стандартов и сводов правил для поддержки технических регламентов.

2. Развитие межотраслевых и территориальных связей

Сотрудничество с саморегулируемыми организациями и крупнейшими нефтегазовыми компаниями в области технического регулирования, технологического проектирования, создания единой нормативной базы.

3. Развитие международного сотрудничества в нефтегазовой отрасли

1) Разработка и актуализация нормативно-технических документов на уровне Евразийского союза с участием представителей этих стран.

2) Гармонизация нормативно-технических документов по инженерным изысканиям и проектным работам с международными организациями, такими как: международная организация по стандартам (ISO), Американское общество испытания материалов (ASTM), Американское общество гражданских инженеров (ASCE), Американское общество инженеров-механиков (ASME), Американский институт стандартов (ANSI) и другие признанные организации.

3) Взаимодействие с международными и зарубежными организациями:

- обмен опытом по созданию нормативной базы;

- консолидация усилий в области технического регулирования;

- выработка совместных позиций в сфере технического регулирования и доведение их до органов власти;

- освещение положительного образа саморегулирования в России перед зарубежными коллегами;

- создание комплексного развития инженерных изысканий и проектных работ с учетом современного состояния систем обработки и хранения информации;

- разработка и производство нового оборудования на уровне современных методов исследования.

4) Участие в международных мероприятиях по обмену опытом с зарубежными коллегами, форумах, конференциях, симпозиумах.

Практическая часть.

Актуализация и гармонизация с еврокодами СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений»

Целью актуализации норм и правил является создание нормативного документа, заменяющего действующий в настоящее время СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений», применение которого при проектировании оснований зданий и сооружений обеспечивает соблюдение требований проекта Федерального закона «Технический регламент о безопасности   зданий   и   сооружений»    и   устанавливает   требования   побезопасности зданий и сооружений для жизни, имущества граждан и окружающей среды, во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации № 1047-р от 21 июня 2010 г.

Задачи работы заключаются в повышении уровня безопасности, степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, обеспечении снижения энергозатрат, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик, повышении уровня гармонизации этих требований с европейскими и международными нормативными документами.

Нормы и правила распространяются на проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в открытых котлованах.

Нормы и правила не распространяются на проектирование и устройство оснований и фундаментов гидротехнических сооружений, опор мостов и труб под насыпями, дорог, аэродромных покрытий, сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах, а также оснований глубоких опор и фундаментов машин с динамическими нагрузками.

-замечания юридических и физических лиц, органов исполнительной власти, иных заинтересованных лиц, поступившие в адрес разработчика в письменной форме в рамках публичного обсуждения проекта норм и правил в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858.

                       Основные вновь вводимые положенияДля реализации вышеуказанных направлений в нормы и правила внесены следующие основные новые (дополнительные) положения (по отношению к СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений»).

Все пункты глав и приложения Строительных норм и правил разделены по принципу обязательного и добровольного применения при проектировании оснований и фундаментов. Пункты глав и приложений строительных норм и правил, в конце которых указано «(Добровольное)» применяются на добровольной основе, применение остальных пунктов носит обязательный характер. При этом проектные решения, принятые при проектировании без учета требований и рекомендаций пунктов и приложений строительных норм и правил, носящих добровольный характер, должны отвечать требованиям пунктов и приложений обязательного характера и быть обоснованными в отношении обеспечения безопасности, долговечности и экономичности в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Дано условие расчета оснований по деформациям для реконструируемых сооружений. Приведены рекомендуемые значения предельных дополнительных деформаций основания реконструируемых сооружений в зависимости от категории их технического состояния и конструктивной схемы.

Даны указания по эмпирическому расчету нормативных значений деформационно-прочностных характеристик намывных грунтов (φ, с, Е).

Дополнены требования к инженерно-геологическим изысканиям для проектирования оснований сооружений, возводимых на закарстованных территориях.

- приведены рекомендуемые значения предельных дополнительных деформаций оснований фундаментов сооружений окружающей застройки.

- рекомендации по последовательности строительства для уменьшения неравномерных осадок.

Введен раздел, посвященный геотехническому мониторингу (наблюдениям) за основанием и конструкциями вновь возводимых и реконструируемых сооружений, массивом грунта, окружающим строящиеся сооружения, состоянием и деформациями сооружений окружающей застройки.

Основные положения по гармонизации норм и правил Европейским стандартамВ качестве международного стандарта-аналога, по отношению к которому выполнялась гармонизация СНиП «Основания зданий и сооружений», принят Европейский стандарт EN 1997-1:2004 (Е) «Еврокод 7: Геотехническое проектирование – часть 1: Общие правила». Все обязательные положения актуализированной редакции СНиП 2.02.01 не противоречат обязательным положениям EN 1997-1:2004 (Е) «Еврокод 7: Геотехническое проектирование – часть 1: Общие правила».В основу гармонизации норм и правил и Европейского стандарта положены общие принципы проектирования и расчета оснований и фундаментов по предельным состояниям и использование частных коэффициентов надежности. При актуализации норм и правил в текст документа добавлены требования расчета по предельным состояниям, связанным с поровыми давлениями в грунтовом массиве и давлением грунта на ограждения котлованов, ранее не рассматриваемые в тексте данного документа, но предусмотренными     Европейским      стандартом.  

В рамках гармонизации с «Еврокод 7» с тексте норм и правил выполнено разделение пунктов и приложений на обязательные и добровольного применения.

Текст норм и правил содержит гармонизированные с Европейским стандартом требования по геотехническому мониторингу при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Выполнение геотехнического мониторинга позволяет в российских условиях использовать так называемый «наблюдательный метод» проектирования, допускаемый Европейским стандартом.

Нормы и правила дополнены приложением «Определения», включающий основные термины и определения по аналогии с Еврокодом 7. Система буквенных обозначений практически полностью соответствует Европейскому стандарту.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция

Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39 с.

2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс

Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от

29.12.2004 № 190-ФЗ : [ред от 05.05.2014]. – Режим доступа :

КонсультантПлюс. Законодательство.

3. Российская Федерация. Законы. О газоснабжении в Российской

Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 31.03.1999

№ 69-ФЗ : [ред от 05.04.2013]. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

Законодательство.

4. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности

опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : федер. закон Рос.

Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ : [ред от 02.07.2013]. – Режим доступа :

КонсультантПлюс. Законодательство.

5. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании

[Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ :

[ред от 23.06.2014]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

6. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых организациях

[Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ :

[ред от 07.06.2013]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

7. Российская Федерация. Законы. Технический регламент о

безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс] : федер. закон Рос.

Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ : [ред от 02.07.2013]. – Режим доступа :

КонсультантПлюс. Законодательство.

8. Российская Федерация. Правительство. О составе разделов

проектной документации и требованиях к их содержанию [Электронный

139

ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 16.02.2008 № 87 :

[ред. 26.03.2014]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

9. Российская Федерация. Правительство. О порядке организации и

проведения государственной экспертизы проектной документации и

результатов инженерных изысканий [Электронный ресурс] : постановление

Правительства Рос. Федерации от 05.03.2007 № 145 : [ред. 22.03.2014]. – Режим

доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

10. Российская Федерация. Государственная дума. Проект

Федерального закона № 408228-5 "Технический регламент о безопасности

магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных

углеводородов" [Электронный ресурс] : постановление Гос. думы Федер. собр.

Рос. Федерации от 22.04.2011 № 5212-5 ГД. – Режим доступа :

КонсультантПлюс. Законодательство.

11. О разъяснении норм Положения о составе разделов проектной

документации и требованиях к их содержанию [Электронный ресурс] : письмо

М-ва регион. развития Рос. Федерации от 08.08.2008 № 19512-СМ/08. – Режим

доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

12. О признании недействующими СНиП 10-01-94 «Система

нормативных документов в строительстве» [Электронный ресурс] :

постановление Гос. ком. Рос. Федерации по стр-ву и жилищ.-коммун.

комплексу от 10.09.2003 № 164. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

Законодательство.

13. Об одобрении Концепции развития национальной системы

стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный

ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 24.09.2012 № 1762-р.

– Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

14. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом

возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-

Тихоокеанского региона [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минпромэнерго

140

Рос. Федерации от 03.09.2007 № 340. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

Законодательство.

15. Положение об оценке качества проектно-сметной документации

для строительства [Электронный ресурс] : утв. Гос. ком. СССР по делам стр-ва

и Гос. ком. СССР по науке и технике от 06.06.1985 № 28-Д. – Режим доступа :

http://www.mooml.com/d/normativno-pravovye-dokumenty/kontrol-kachestvasertifikatsiya/

21302/.

16. Методические рекомендации по оценке эффективности

инвестиционных проектов [Электронный ресурс] : утв. Гос. ком. Рос.

Федерации по строит., архитектур. и жилищ. политике от. 21.06.1999 № ВК

477. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

17. Сборник базовых цен на проектные работы для строительства

[Электронный ресурс] : принят и введ. в д. письмом Росстроя от 12.01.2006 №

СК-31\02. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.

Нормативная документация

18. ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий

и критичности отказов. Основные положения [Электронный ресурс]. – Режим

доступа : Техэксперт.

19. ГОСТ Р 21.1002-2008 Система проектной документации для

строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

20. ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для

строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

21. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные

положения и словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

22. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

141

23. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества.

Руководство по менеджменту качества при проектировании [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

24. ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 Требования к системам менеджмента

качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в

нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности [Электронный ресурс].

– Режим доступа : Техэксперт.

25. ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобилестроении.

Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

26. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска

технологических систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

27. ГОСТ Р 51901.4-2005. Менеджмент риска. Руководство по

применению при проектировании [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Техэксперт.

28. ГОСТ Р 51901.5-2005. Менеджмент риска. Руководство по

применению методов анализа надежности [Электронный ресурс]. – Режим

доступа : Техэксперт.

29. ГОСТ Р 51901.14-2007. Менеджмент риска. Структурная схема

надежности и булевы методы [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Техэксперт.

30. РД 03-14-2005. Порядок оформления декларации промышленной

безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в

нее сведений [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

31. РД 50-699-90. Методические указания. Надежность в технике.

Общие правила классификации отказов и предельных состояний [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

32. СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

142

33. СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве.

Основные положения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт..

34. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования,

утверждения и составе проектной документации на строительство

предприятий, зданий и сооружений [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Техэксперт.

35. СНиП III-42-80. Магистральные трубопроводы [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

36. СП 2.2.1.1312-03. Гигиенические требования к проектированию

вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

37. СП 11-107-98. Порядок разработки и состава раздела "Инженерно-

технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по

предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

38. ОНТП 51-1-85. Общесоюзные нормы технологического

проектирования. Магистральные трубопроводы. Ч. I. Газопроводы

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

39. МД 2-03-99. Методические рекомендации по созданию систем

качества на основе стандартов ИСО серии 9000 в проектной (изыскательской)

организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Техэксперт.

40. МД 3.02-2000. Технологические правила проектирования.

Методическое руководство [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Техэксперт.

41. ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых

трубопроводов. Контроль качества и приемка работ [Электронный ресурс]. –

Режим доступа : Техэксперт.

42. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной

продукции на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. –

Режим доступа : Техэксперт.

143

43. Методика разработки технологии проектирования и

документационного оформления на основе стандартов ИСО 9000 [Электронный

ресурс] : утв. Москомархитектура от 16.12.2002 № 73. – Режим доступа :

http://www.gosthelp.ru/text/Metodikarazrabotkitexnolo.html.

44. Регламентация подписей на проектной документации : метод.

рекомендации [Электронный ресурс]. – 3-е изд. – Москва, 1999. – Режим

доступа : ttp://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/45/45489/index.php.

45. Положение об оценке качества проектно-сметной документации

для строительства [Электронный ресурс] : утв. Гос. ком. СССР по делам стр-ва

и Гос. ком. СССР по науке и технике. – Режим доступа :

http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/stroitelstvo/38/polozhenie-obocenke-

kachestva-proektno-smetnoj-dokumentacii-dlja-stroitelstva.pdf.

46. Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке

строительства (вопросы и ответы). Вып. 2. – Москва : ЦЕНТРИНВЕСТпроект,

2008. – Режим доступа :mooml.com›d…pisma-polozheniya-rekomendatsii…12394.

47. СТО Газпром 1.9-2008. Правила применения стандартов в ОАО

«Газпром», его дочерних обществах и организациях [Электронный ресурс]. –

Режим доступа : gazprom.ru.

48. СТО Газпром 2-1.12-434-2010. Инструкция о составе, порядке

разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на

строительство зданий и сооружений ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. –

Режим доступа : gazprom.ru.

49. СТО Газпром 2-2.1-031-2005. Положение об экспертизе

предпроектной и проектной документации в ОАО "Газпром" [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : gazprom.ru.

50. СТО Газпром 2-2.1-249-2008. Магистральные газопроводы

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : gazprom.ru.

51. СТО Газпром 2-2.4-083-2006. Инструкция по неразрушающим

методам контроля качества сварных соединений при строительстве и ремонте

144

промысловых и магистральных газопроводов [Электронный ресурс]. – Режим

доступа : gazprom.ru.

52. СТО Газпром 2-3.5-051-2006. Нормы технологического

проектирования магистральных газопроводов [Электронный ресурс]. – Режим

доступа : gazprom.ru.

Другие источники

53. Аналитическая справка, посвященная основным проблемам

реформы технического регулирования в строительном комплексе Российской

Федерации, подготовленная экспертами Ассоциации строителей России

[Электронный ресурс] / под рук. проф. А. С. Самойлова. – Режим доступа :

http://asninfo.ru/asn/55/26703.

54. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении : учеб. пособие /

В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. – Москва : Финансы и

статистика, 2006. – 368 с.

55. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении

конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Е. Кондо,

Г. Ватсона. – Москва : Стандарты и качество, 2005. – 280 с.

56. Кершенбаум, В. Я. Революция была не оправдана [Электронный

ресурс] / В. Я. Кершенбаум // ТехНАДЗОР. – 2010. – № 11 (48). – Режим

доступа : www.tnadzor.ru.

57. Красиков, М. Т. Экспертиза проектов – основа качества проектной

документации / М. Т. Красиков, Н. Н. Леонова // Трубопроводный транспорт

нефти. – 2009. – № 10.

58. Куликов, М. И. Технико-экономическое проектирование в газовой

промышленности : учеб. пособие / М. И. Куликов. – Оренбург : РИК ГОУ ОГУ,

2003. – 120 с.

59. Концепция и научно-технические аспекты разработки нормативно-

технической документации в транспорте газа / ОАО "Газпром", Информ.-

реклам. центр газовой пром-сти // Материалы научно-технического совета ОАО

"Газпром". – Москва, 2002.

145

60. Нагорняк, И. Н. Шок. Кто-то обрадуется, но большинство может

пострадать / И. Н. Нагорняк // Строительство и бизнес. – 2006. – № 10 (74). –

С. 13.

61. Организация производства на промышленных предприятиях США :

пер. с англ. / общ. ред. д-ра эконом. наук С. А. Хейнмана. – Москва : Прогресс,

1969. – 415 с.

62. Османов, С. П. Аналитический отчет по результатам деятельности

ФГУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалов за 2008 год / С. П. Османов,

Н. И. Фролова ; Главгосэкспертиза России. – Москва : [б. и.], 2009. – 35 с. : ил.

63. Проведение научно-технического анализа методов оценки риска

причинения вреда от машин и оборудования и разработка на его основе

рекомендаций по оценке риска при разработке стандартов и технических

регламентов на машины и оборудование : отчет о науч.-исслед. работе / Всерос.

науч.-исслед. ин-т стандартизации и сертификации в машиностроении. –

Москва : ВНИИНМАШ, 2004.

64. Петросян, Е. Р. Менеджмент рисков / Е. Р. Петросян. – Москва :

Росиспытания, 2009. – 540 с.

65. Прахова, Т. Н. Методология комплексного обеспечения

безопасности и качества продукции / Т. Н. Прахова // Приволжский научный

журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2010. –

№ 1. – С. 106-111.

66. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О

магистральном трубопроводном транспорте» [Электронный ресурс] : от

30.11.2009. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

67. Техническое регулирования в газовой и нефтяной промышленности

: резолюция 12-й науч.-практ. конф., 27-28 окт. 2010.

68. Сатаева, Д. М. Системный подход к анализу нормативных

документов по проектированию систем магистральных газопроводов / Д. М.

Сатаева, Т. Н. Прахова // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. –

2010. – № 3. – С. 28-30.

146

69. Сатаева, Д. М. Анализ системы контроля качества проектов в

области газоснабжения / Д. М. Сатаева, Т. Н. Прахова // Управление качеством

в нефтегазовом комплексе. – 2010. – № 4. – С. 42-44.

70. Сатаева, Д. М. Методика анализа и оценки качества процесса

проектирования магистральных газопроводов / Д. М. Сатаева, Т. Н. Прахова, В. Г.

Шолкин // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. – 2011. – № 3. –

С. 19-23.

71. Сатаева, Д. М. Обеспечение качества проектов систем магистральных

газопроводов в условиях изменения требований подтверждения соответствия /

Д. М. Сатаева, Т. Н. Прахова // Качество и конкурентоспособность. Практические

аспекты разработки и внедрения систем управления качеством на основе

международных стандартов (на примере Нижегородской области) : метод.

пособие. – Нижний Новгород, 2009. – № 5. – С. 74–77.

72. Сатаева, Д. М. Методы обеспечения качества проектов в области

газоснабжения / Д. М. Сатаева // Строительная индустрия: вчера, сегодня, завтра : сб.

ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2010. – С. 81–82.

73. Сатаева, Д. М. Исследование и классификация несоответствий

проектной документации для строительства магистральных газопроводов /

Д. М. Сатаева // Управление качеством в современной организации : сб. ст. VI

Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2011. – С. 53–56.

74. Сатаева, Д. М. Факторы, формирующие требования к разработке

проектной документации для строительства объектов газоснабжения / Д. М.

Сатаева // Строительство – формирование среды жизнедеятельности: сб.

материалов XIV Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых,

докторантов и аспирантов / Моск. гос. строит. ун-т. – Москва, 2011. – С. 107-

109.

75. Стрельцов, Ю. М. Совершенствование нормативно-технической

документации / Ю. М. Стрельцов // Концепция и научно-технические аспекты

разработки нормативно-техн. документации в транспорте газа : материалы НТС

ОАО "Газпром". – Москва, 2002.

147

Интернет-ресурсы

76. Аварии: причины и следствия - Взрыв на магистральном

газопроводе "Уренгой-Помары-Ужгород" в Киевской области [Электронный

ресурс]. – Режим доступа : http://sio.su/down_021_3_def.aspx.

77. Дмитриев, И. В. Контент - анализ: сущность, задачи, процедуры /

И. В. Дмитриев [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://

www.psyfactor.org/ lib/kontent.htm.

78. Официальный Интернет-сайт Министерства энергетики Российской

Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://minenergo.gov.ru/.

79. Ростехнадзор назвал причины аварии на трубопроводе в Норильске

[Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://eco.rian.ru/danger/20090714/177365126.html.

80. Справка на основе информации РИА Новости и открытых

источников [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.rian.ru/incidents/20090528/172565362.html.

81. Управление стратегически важным комплексом Проект

техрегламента по безопасности магистральных трубопроводов внесен в

Госдуму РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.tnadzor.ru//.

82. Строительно-информационный портал [Электронный ресурс]. –

Режим доступа : http://sevak-world.web-box.ru/construction/designing.

83. Аналитический отчет по результатам ФГУ «Главгосэкспертиза

России» и его филиалов за 2009 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.gge.ru/analitic/report2009.doc стр.49

Заключение

Актуализация будет обеспечивать надежность и безопасность принимаемых проектных решений,  степень соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, обеспечит снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, повышение уровня гармонизации этих требований с европейскими и международными нормативными документами. А внедрение в Российской Федерации  международных стандартов:

- сэкономит значительные средства на разработку собственных стандартов;

- повысит эффективность совместной работы отечественных и иностранных специалистов, поскольку стандарты будут служить общим техническим языком, не требующим переводчиков;

- задаст мощный стимул к инновациям, поскольку в современных европейских стандартах отсутствует описание технологий, а предъявлены лишь функциональные требования к эксплуатационным характеристикам продукции. При таком подходе любая новая технология может тут же внедряться, не требуя изменения самих стандартов;

- позволит снизить затраты на строительство, поскольку международные стандарты стандартизируют более эффективные и менее материалоемкие методы строительства.

По предварительным оценкам ожидаемый эффект от применения стандартов, гармонизированных с международными, составит 10-30 % от стоимости проекта.

Анализ состояния нормативной документации строительного комплекса на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Разработка технологической и нормативной документации для ресторана башкирской кухни

2. Реферат Составление паспорта рабочего места с учетом нормативной документации

3. Реферат Комплексная оценка соответствия рабочих мест требованиям нормативной документации по охране труда

4. Реферат Анализ состава, динамики и состояния основных фондов на примере гостиничного комплекса «Мираж»

5. Реферат ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

6. Реферат Дать характеристику строительного комплекса, его роль и значение в национальной экономике. В чем заключаются общие и специальные особенности отрасли строительства

7. Реферат Изучение современного состояния оборонно-промышленного комплекса России

8. Реферат Анализ содержания договора строительного подряда ООО «Калина»

9. Реферат Некоторые вопросы энергоэффективности тепловых сетей в разрезе текущего состояния комплекса ЖКХ России

10. Реферат Анализ договора строительного подряда в рамках российского законодательства