Новости

Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм»

Работа добавлена:






Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм» на http://mirrorref.ru

Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм».

Канд. пед. наук,

преподаватель ГОУ СПО ВСПК Бондарева Е. В.

В соответствии с приказом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» от 15.06.2012 г. № 101 на базе Волгоградского социально-педагогического колледжа открыта экспериментальная площадка по теме: «Образовательная среда педагогического колледжа в условиях реализации компетентностной модели профессионального образования: проектирование и организация», цель которойтеоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели эффективной образовательной среды колледжа, ориентированной на формирование профессиональных компетенций специалистов системы образования.  В методическую разработку проекта  проектной группы(Камаева Е.Е., Бондарева Е.В.) по реализации практической задачи в рамках темы эксперимента по проблеме«Поддержка социального и профессионального самоопределения будущего учителя на основе использования потенциала воспитательной среды педагогического колледжа»включены направление по формированию общих компетенций студентов средствами массовой досуговой деятельностии разработка программы постоянно-действующей творческой площадки для педагогов«Педагогический артистизм».

Опираясь на работы педагогов, исследователей, рассматривающие основы педагогического творчества и составляющие педагогического артистизма (Ш.А. Амоношвили, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский и др.), мы дали следующее определение:педагогический артистизм – это интегративное качество личности, один из ведущих компонентов педагогического мастерства, способствующий развитию педагогического творчества учителя и характеризующийся совокупностью специальных, актерских и режиссерский способностей, навыков, умений, дающих возможность органическому существованию учителя в условиях педагогического процесса и проявляющийся во внешней и внутренней сторонах поведения личности учителя.

В целях повышения эффективности качества образования выпускников адекватному современному уровню науки мы внедрили элементы театральной педагогики в процесс формирования личности учителя, что обусловлено выявленными сходствами профессионально-педагогической деятельности педагога и режиссера-педагога (В.М. Букатов, В.А. Кан-Калик, И.Ф. Кривонос и др.), актерских и педагогических способностей (Ю.П. Азаров, В.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова и др.).При этом нами актуализированы элементы театральной педагогики (приемы, формы, методы, упражнения, творческие задания), разработанные для воспитания режиссерских способностей и мастерства режиссера (Б.Е. Захава, Л.П. Новицкая, А.Д. Попов и др.). Целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является воспитание педагога с качествами актера и режиссера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач. В процессе развития педагогического артистизма наряду с аудиторными формами работы (урок, лекции, семинары, беседы, дискуссии) целесообразно введение лабораторно-практических занятий, творческих заданий, внеаудиторной обязательной самостоятельной работы, работы с позиции режиссера-педагога.

Специфика обучения театральной педагогики требует определить виды лабораторно-практических занятий. Подлабораторно-практическими занятиями мы понимаем форму организации учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность. Анализ литературы и массового опыта подготовки режиссеров позволил выделить: профессионально-педагогический тренинг (Н.М. Горчаков, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин и другие), сценарно-режиссерский практикум (О.И. Марков, М. А. Карпушкин, А. Б. Никитина и другие), лабораторно-практические занятия (А.Н. Зязюн, А.Ю. Козырева, И.Ф. Кривонос, Н.И. Никандров и другие) и репетиции (М. А. Карпушкин, А. Д. Попов, Г. А. Товстоногов и др.).

Профессионально-педагогический тренинг, назначение которого — обучение поведенческим навыкам и умениям, необходимым для успешного решения оперативных профессиональных задач, совершенствования профессиональной позиции и педагогических умений; развития психических процессов, качеств личности и для расширения профессиональных знаний включает неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение профессиональных задач и др.) и игровые (деловая игра, разыгрывание ролей, проигрывание ситуаций общения и др.)

Лабораторно-практические занятия осуществляются на основе специально разработанных заданий в условиях сценической площадки, специально оборудованного класса под руководством преподавателя. Способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности педагогов, овладению экспериментальным методом исследования (умений наблюдать, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль). К основным педагогическим средствам относят творческие задания, разработанные в театральной педагогике, способствующие формированию педагогического артистизма: упражнения и этюды (Н. М. Горчаков, Б. Е. Захава, А. В. Мудрик, А. Д. Попов, и др.); самостоятельная практическая работа с позиции педагога-режиссера (М. А. Карпушкин, О. И. Марков, Л. П. Новицкая, К. С. Станиславский и др.).

В рамках реализации проекта нами разработаны курс «Основы педагогического артистизма», программа творческой площадки для педагогов «Формирование педагогического артистизма средствами театральной педагогики», апробирована система формирования педагогического артистизма в образовательной среде колледжа, цель которыхформирование педагога как гуманной, творческой личности, способной обеспечить эвристическую, творческую продуктивность профессионально-педагогической деятельности, воспитание педагога с качествами актера и режиссера-педагога, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.

Изучение курса «Основы педагогического артистизма» направленона усвоение профессиональных знаний основ творческой деятельности, педагогического творчества, мастерства и артистизма; приобретение навыков и умений педагогической техники;формирование сверх-сверхздачи педагога, большой жизненной цели, которой педагог посвящает себя самого, смысла всей его человеческой жизни (Ю.П. Азаров, П.М. Ершов, И.А. Зязюн, А.С. Макаренко и др.).Включены такие важные темы как: «Драматургия и режиссура урока», «Атмосфера урока. Пути создания нужной атмосферы», «Драматизация педагогических ситуаций»и разделы «Речевое искусство педагога», «Формирование внешнего артистизма педагога», «Развитие специальных сценических способностей, необходимых для продуктивного творчества педагога», «Работа над развитием внутреннего артистизма педагога».

Предмет изучается в три этапа.Первый этап изучения дисциплины направлен на овладение основами педагогического артистизма и уточнение сверхзадачи учителя и включает беседы-практикумы, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, упражнения и этюды.

Второй этап направлен на развитие образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу, коммуникативные, артистические и режиссерские качества, необходимые педагогу. Наряду с педагогическими средствами первого этапа адекватно применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций и системы творческих заданий, которые актуализируют и интегрируют знания, необходимые для выполнения профессионально-педагогических функций. Особое внимание уделяется организация разнообразной творческой коллективной деятельности и самостоятельной работе с позиции педагога-режиссера.

Третий этап обучение носит творческий характер деятельность. Формирующими средствами выступают — дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития, рецензирование, ведение дневника, разбор и решение, драматизация проблемных ситуаций и задач из педагогической практики, самостоятельная работа с позиции педагога-режиссера.

Программа творческой площадки для педагогов «Формирование педагогического артистизма средствами театральной педагогики»: направлена на совершенствование педагогического мастерства и развитие педагогического артистизма педагогов. Ведущими являются активно-деятельностные формы работы: лабораторно-практические занятия, творческие задания, работа с позиции режиссера-педагога. Поэтому содержание программы представлено в виде предполагаемых форм работы и направлений деятельности. При стремлении к идеалу в ходе профессиональной подготовки должны быть сформированы: высокий уровень овладения педагогической деятельностью и педагогический артистизм, который представляет собой определенную совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста.

Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в колледже. (С. Г. Вершловский, Л. С. Выготский, Ю.С.Мануйлов, Г. П. Щедровицкий, Н.В.Ходякова,  Е. А. Ямбург и др.). Учебный процесс в компетентностно-ориентированной образовательной среде, направлен на формирование профессиональной деятельности выпускника, доведение таковой до уровня компетентности и, соответственно, увеличение возможностей выбора студентом форм, средств и темпа освоения содержания образования; активизацию традиционных и стимулирование развития новых форм деятельности преподавателей и студентов.Данное положение легло в основу системы формирования педагогического артистизма в образовательной среде колледжа

Формирование педагогического артистизма студентов, осуществляется нами в системе общей профессиональной подготовки в рамках массовой досуговой деятельности и педагогической практики, где актуализированы следующие задачи: 1) развитие эмоционально-образной сферы будущего педагога; 2) овладение системой управления своим психофизическим аппаратом; 3) развитие творческий специальных способностей педагога; 4) формирование опыта творческой деятельности; 5) формирование сознания педагога, его культуры и мировоззрения, что позволяет совершенствовать подготовку студентов к профессиональной деятельности,содействует достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения студента, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника (А.К.Бруднов, В.А.Горский, А.Я.Журкина, Р.Х. Калимуллин, З.Каргина, Л.Ю.Ляшко, Н.А.Соколова и др.).

Система формирования педагогического артистизма в ГАОУ СПО ВСПК реализуется поэтапно: студенческий марафон первокурсников, педагогические лаборатории в ходе учебной и производственной практики «Преподавание по программам начального общего образования», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство»; областная олимпиада по педагогике студентов образовательных учреждений СПО Волгоградской области; творческая мастерская в ходе учебной практики «Обучение в инструктивно-методическом лагере»; творческий отчет по итогам летней педагогической практики; профессиональный конкурс «Педагогический артистизм».

Студенческий марафон - творческий, внутренний, групповой проект средней продолжительности (10 - 12 дней) во внеурочной деятельности, направленный на: овладение первокурсниками приемами самопрезентации, аттракции и самообладания в условиях публичности; стимулирование самостоятельного творчества студента; адаптация к новым условиям УВП колледжа. Впрограммумарафона включен цикл мероприятий: спортивные соревнования, эстафеты, олимпиады; конкурсы-презентации кабинета, профессии, стенгазет, визитной карточки группы; литературный конкурс поэтов и писателей; вокальный и хореографические конкурсы эстрадного и фольклорного искусства; интеллектуальные и развлекательные шоу-программы; выставки поделок, композиций; театрализованное представление «Посвящение в студенты»; танцевально-развлекательная программа, которые включают студентов в многообразные средовые контакты, расширяющие пространство жизнедеятельности. Первокурсники, выступают в разных позициях (организатор, сценарист, постановщик, исполнитель, помощник режиссера, артист, зритель), что способствуют формированию компетентностей, относящихся: а) к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; б) к взаимодействию человека с другими людьми; в) к деятельности человека, проявляющихся во всех ее типах и формах (И.А. Зимняя).

В работу педагогических лабораторий в ходе учебной и производственной практики и творческой мастерской «Обучение в инструктивно-методическом лагере» включены системы творческих заданий из курса «Основы педагогического артистизма».

Олимпиада проводится в виде соревнования студентов в творческом применении знаний и умений по педагогике. Авторский коллектив кафедры педагогики и психологии разработал комплекс заданий, основная цель которых: выявление педагогически одаренных студентов и создание условий для раскрытия их профессионально-личностного и творческого потенциала, самореализации и развития педагогического творчества и артистизма.Визитная карточка «Учитель – высокое звание!» призван выявить понимание сущности и значимости педагогической деятельности, творческие способности и умения самопрезентации, уровень принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу и эмоционально-ценностного отношения к своему учебному заведению как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта.Конкурс «Решение педагогических ситуаций» проходит в два этапа: необходимо предложить решение педагогической ситуации из популярного кинофильма и дать ответ с позиции учителя на «детский вопрос», который прозвучит с экрана. Данный конкурс должен показать уровень умений применить знание алгоритма решения педагогической задачи в практическом варианте, осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью ее преобразования, познавательных, коммуникативных способностей. В ходеконкурса «Педагогическая мастерская» предлагается комплексное задание, в ходе решения и публичной защиты которого необходимо продемонстрировать уровень освоения профессионального модуля, степень готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности по ПМ «Классное руководство», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» и составляющих их профессиональных компетенций.Определить уровень готовности к целеполаганию и конструированию в процессе организации урока для детей младшего школьного возраста предстоит в «Творческой лаборатории», где команда в течение 1 часа разрабатывает урок с применением дидактических материалов.«Педагогический Брейн – ринг» – интеллектуальная игра, направленная на выявление теоретических знаний по основным разделам педагогики направлен навыявление уровня педагогической эрудиции, студентов в области истории педагогики и образования в условиях публичности.

Творческий отчет по итогам летней оздоровительной практики представляет собой соревнование вожатский отрядов с концертным выступлением-презентацией своих достижений в форме сценок, инсценированных песен, педагогических этюдов.

В конкурс «Педагогического артистизма», который проводится на сцене актового зала вошли ряд заданий для групп 4 курса педагогических специальностей: визитная карточка «Учитель – высокое звание!»; «Интонирование» (произнести фразы в разных интонациях); «Прочитай позу» (эмоциональное состояние человека); «Скульптор» («вылепить» групповую скульптуру по предложенной теме); «Портрет ребенка» (рассказать о характере ребенка по мимике и пантомимике, спрогнозировать дальнейшие события его будущей жизни); драматизация педагогической ситуации «Немое кино» по предложенной теме (по мимике и жестам нужно выстроить речевую характеристику персонажа.), конкурс педагогических коллективов «Битва хоров» (команда вместе с наставниками – педагогами исполняет популярный хит, адаптируя текст к теме «С праздником учителя!»). Критерии оценки выступления команд: педагогическая грамотность, «техника» игры, игровая подача, внутренняя настройка на творчество, речевой артистизм, изящество, непосредственность и свобода, умелая режиссура, передача эмоционального отношения к деятельности, самообладание в условиях публичности, визуальность внешняя привлекательность.

Полученные результаты могут служить теоретической основой для построения процесса формирования педагогического артистизма и мастерства в иных образовательных условиях. Разработанный проект формирования педагогического артистизма и мастерства позволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки будущего педагога на основе использования потенциала воспитательной среды педагогического колледжа,обеспечивающей реализацию образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования на основе применения технологий личностно-развивающего и компетентностного подхода.

  1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография / А.И. Артюхина. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.
  2. Бондарева Е.В. Педагогический артистизм как составляющая профессионально-педагогической компетенции. Сб. материалов научно-практической конференции 26 января 2010 г. Часть 2.- Волгоград: Колледж, 2010. С.40-44.
  3. Булатова О.С.Педагогический артистизм: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001. - 124 с.
  4. Зимняя, И.А.Ключевые компетености как результативно целевая основа компетенностного подхода в образовании. М.: исследовательский центрпроблем качества подготовкиспециалистов. 2004 – С.16-17.
  5. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302
  6. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян; под редакцией В. А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 224 с.
  7. http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=76&Itemid=67

Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм» на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

2. Реферат Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

3. Реферат Конкурентоспособность российской транспортной системы международного значения в рамках реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути

4. Реферат Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

5. Реферат Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

6. Реферат ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

7. Реферат Право граждан на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения. Социальное обеспечение как социально-экономическая категория

8. Реферат Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

9. Реферат Технологическое обеспечение образовательного процесса в естественно-научной области знания

10. Реферат Научная самостоятельная работа студентов как необходимое условие развития исследовательской культуры будущего учителя