Новости

Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе

Работа добавлена:






Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе на http://mirrorref.ru

Курсовая работа на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Педагогические аспекты экологического воспитания дошкольников
  • 1.2. Экологическая тропа как способ ознакомления детей с окружающей природой
  • Глава 2. Методические аспекты знакомства детей с сезонными явлениями в природе
  • 2.1. Рекомендации по знакомству детей с сезонными явлениями в природе
  • 2.2. Дополнительная образовательная программа для старших дошкольников "Путешествие в природу"
  • 2.3. Занятие в старшей группе. "Времена года"
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

При ознакомлении дошкольников с природой важное значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одновременной изменчивости и тождественности объектов. Ознакомление детей с конкретными фактами диалектически развивающейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики [35,c. 18].

В процессах смены сезонов наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Таким образом, мы считаем обоснованным выбортемы нашего исследования:«Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе».

Новизна исследования проводимого в работе вызвана современным этапом социально-экономического развития общества, который выдвигает на первый план задачу создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности личности. Когда говорят о способностях, то имеют в виду индивидуальные различия между людьми, проявляющиеся при какой-либо деятельности. Этой теме посвящены многочисленные исследования (Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес, Б.И. Киреенко, Н.В. Кузьмина, Николаева С.Н., и др.). Развитые способности ребенка имеют большее значение в обучении и определяет собой успех деятельности. Процесс обучения должен обеспечить не только усвоение основ современных знаний, но и формирование у учащихся эффективных способов самостоятельного изучения. Но основа хорошей учебы должна закладываться у ребенка еще в процессе дошкольного обучения.

Актуальность работы заключается в том, что один из путей общего психологического развития ребенка развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него изменения. Знания дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является природа. Поэтому формирование у дошкольника знаний о природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования – методика ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Цель исследования – проанализировать особенности ознакомления детей с сезонными явлениями в природе.

Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующиезадачи исследования:

- рассмотреть экологическое воспитание дошкольников;

- исследовать экологическую тропу как способ ознакомления детей с окружающей природой;

- проанализировать организацию занятий по наблюдению за окружающей природой;

- разработать рекомендации по знакомству детей с сезонными явлениями в природе;

- предложить дополнительную образовательную программу для старших дошкольников "Путешествие в природу";

- представить методику проведения занятия в старшей группе "Времена года".

Структура исследования – работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Педагогические аспекты экологического воспитания дошкольников

  1. Экологическое воспитание дошкольников

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех [39,c. 35-36].

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин [35,c. 40-41].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. [25,c. 23]

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

1.2. Экологическая тропа как способ ознакомления детей с окружающей природой

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский [32,c. 24].

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель - вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, детского сада.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду - экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу по экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.

Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и живого мира, сезонными явлениями и видами труда в природе [36,c. 40].

Учитывая особенности возраста, также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа - это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада не только в экологическом образовании детей, но и в разных мероприятиях на свежем воздухе, это - оздоровительные, творческие и социальные.

Основным содержанием оздоровительных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, является совершенствование двигательных навыков, а также накопление двигательного опыта детей.

Особое внимание необходимо уделять развитию у детей активности, самостоятельности, ответственности, точности выполнения и прочности усвоения детьми знаний и умений.

Задача инструктора по физкультуре развить интерес к движениям, двигательным действиям, связанных с преображением природы, её переходом из одного качества в другое.

Правильно осуществленное руководство инструктора, его организационная деятельность, позволяет ребенку установить определенные взаимосвязи и освоить жизненно важные движения, овладеть разнообразными умениями и навыками в двигательной сфере. В увлекательной, наглядно-практической форме спортивные мероприятия на свежем воздухе, развивают интерес к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "я", эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими детьми [11,c. 41-42].

Прогулки по экологической по тропе - это радостное общение с природой, положительные эмоции, возможность оценить свои силы и способность преодоления препятствий. Это прекрасное средство для отдыха и интересного содержания досуга. Такие прогулки дают детям возможность знакомиться с многообразием органического мира, наблюдать за объектами и явлениями природы, ориентироваться на местности, с приспособляемостью организмов к среде обитания, с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе. Свои впечатления о природе, эмоции можно отражать рисунками, поделками, реально передавая состояния живых существ, их жизнь в различных условиях среды. Вместе со взрослыми изготавливать макеты различных зон природы. Нарисованные картинки, поделки, фотографии можно использовать для театрализованных игр, оформления, устных рассказов, в качестве подарков, выставок.

Мероприятия на свежем воздухе являются вполне приемлемой формой организации деятельности детей в ДОУ, поскольку происходит благоприятное влияние общения ребенка с природой на умственное, познавательное, физическое, социально-эмоциональное, эстетическое и творческое развитие ребенка.

Предполагаемый результат.

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями.

Интерес к познанию живого.

Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей.

Проявление гуманных чувств к живому.

Овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), морально-волевыми качествами (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность).

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Формирование пространственных представлений, ориентировки на местности.

Формирование навыков самовыражения, объединения в совместной деятельности, повышения своей самооценки и уверенности в себе.

Осознанное проявление своих эмоций, чувств и переживаний, способов поведения в отношениях.

Формирование навыков этически ценным формам с другими людьми.

Формирование навыков видеть и отражать в рисунке красивое разными материалами.

Формирование умений выражать через рисунок свое отношение к природе.

Развитие творческих способностей и фантазии детей.

  1. Организация занятий по наблюдению за окружающей природой

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника [7,c. 18].

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами одного ДОУ нашего города. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей [39,c. 65].

Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка и организация наблюдений.

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

Содержание наблюдения и организация.

Время и место проведения наблюдения.

Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.

Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Приведем пример последовательного решения задач:

  • продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
  • учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
  • обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
  • учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
  • продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
  • выяснить роль песка в жизни человека.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Глава 2. Методические аспекты знакомства детей с сезонными явлениями в природе

2.1. Рекомендации по знакомству детей с сезонными явлениями в природе

Знакомя, например, детей средней группы с сезонными явлениями, воспитатель ограничивается тем, что называет их, и удовлетворен, когда дети перечисляют отдельные признаки лета, весны или зимы. Дети говорят, что зимой идет снег и становится холодно. Весной солнце греет, появляется трава и листья на деревьях. Прилетают птицы из теплых стран.

От детей старшей группы воспитатель получает уже более связные ответы о тех же временах года. Своими вопросами, поправками, примерами воспитатель добивается рассказа о том, что «весной солнце греет сильнее. Дни становятся длиннее и светлее.

Весной тепло, поэтому тает снег: он теперь серый, рыхлый. Бегут ручьи, и лед тает на реках. Птицы прилетают из теплых стран. Теперь они найдут для себя корм в теплой земле и смогут вить гнезда на деревьях... И люди снимают теплую зимнюю одежду. Им уже жарко в шубах и варежках».

Соответственно программным требованиям к занятиям, рекомендуемым для детей старшей и подготовительной групп, воспитатель обращает специальное внимание на создание системных знаний. В процессе дальнейшего учения в школе и по мере накопления подростком жизненного опыта система будет превращаться в образ «единой картины мира». На уровне подготовки детей к школе работа над знаниями детей идет в двух как будто противоположных направлениях. Однако они органически между собой связаны. Это движение от слитных смутных знаний к их дифференцировке, к различению сходных, к видению отличительных признаков, характерных деталей отдельных предметов и, с другой стороны, работа над установлением связей, объединением вещей и явлений в какие-то группы, категории и их обобщенное знание.

Так, в старшей и подготовительной к школе группах воспитатель не ограничивается знакомством детей с отдельными животными: львом, тигром, медведем или собакой, козой, лошадью, как это было в средней группе. Проводя наблюдения над знакомыми детям и новыми представителями животного мира, воспитатель подводит детей к изменению качества приобретаемых ими знаний.

Эти знания становятся связными, системными. Дети знакомятся с обобщенным названием «Дикие и домашние животные». Так же группируются знания о мебели, о посуде, о транспорте и растениях, об инструментах и материалах и т. д. Одновременно продолжается работа по углублению знаний детей о каждом представителе такой группы. Дети подробно знакомятся с поездом, автобусом, с трудом железнодорожников и колхозников.

Дети усваивают знания в определенных связях: «В садах снимают фрукты, срезают виноград. Урожай из колхозов привозят к железной дороге или к пароходам. Потом моряки или железнодорожники перевозят в города... Там разгружают вагоны, потом...» и т. д.

Углубляя и систематизируя имеющиеся у детей уже представления о временах года, воспитатель добивается от детей понимания последовательности наступающих явлений в природе. Так, говоря о весне, дети узнают, что от увеличения солнечного тепла начинается таяние снега, появляются проталины, вскрывается лед на реках. При этом раньше всего там, где течение особенно быстрое, на реках начинается ледоход и т. д.

Для более глубокого, прочного усвоения знаний о сезонных явлениях, понимания взаимосвязей изменений в неживой и живой природе воспитатель использует календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе. Целесообразнее делать это во вторую или третью неделю каждого месяца, чтобы лучше показать характерные явления того или иного сезона (в календаре можно нарисовать только одну неделю). Графа «Погода» заполняется ежедневно, а графа «Состояние живой природы» заполняется рисунком в конце недели. На этом рисунке каждый раз изображается одна и та же местность (дерево, куст, покров земли). Символически (галочками) должны быть изображены птицы, насекомые и другие животные, которых дети наблюдали в данную неделю.

Птицы. Наблюдая за птицами на участке в течение года, дети отмечают изменение состава птиц, посещающих участок в разные сезоны, отлет перелетных птиц и их возвращение, весеннее гнездование, выкармливание птенцов. Своеобразие поведения знакомых детям видов птиц, как и новых, прилетающих на участок, можно наблюдать во время зимней подкормки.

На участке можно развесить разные типы кормушек (столиком, в виде булавки, подвесные качающиеся и др.), на которые должны выкладываться разнообразные корма. Это дает возможность детям проследить поведение различных птиц. Интересно и полезно фиксировать результаты наблюдений за птицами в специальном календаре, который надо вести в группе 2 недели в разгар зимней подкормки. В верхней части календаря ежедневно выставляются «птицы» (картонные кружочки с нарисованными на них птицами хранятся в кармашке). Эти картинки вставляются в прорези в верхней части календаря. В нижней части календаря выставленные «птицы» отмечаются галочками разного цвета, то есть результаты наблюдений фиксируются графически.

Во время прогулок надо читать детям стихи и загадывать загадки о птицах.

Насекомые и другие животные. В теплое время года дети наблюдают за насекомыми, учатся различать бабочек, жуков по названию, по размеру, окраске; наблюдают особенности их передвижения: неровный полет-порхание бабочек, стремительные полеты стрекоз, ползание и полет жуков; рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они скачут, как исчезают из поля зрения.

Повстречав в лесу муравейник, воспитатель предлагает детям понаблюдать, как муравьи тащат веточки, сосновые иголки. Вместе с детьми педагог отыскивает муравьиные тропы, учит своих воспитанников быть осторожными, не наступать на муравьев, перешагивать через их тропки, не разрушать муравейники. Летом расширяются возможности познания детьми особенностей некоторых земноводных животных: лягушек, ящериц. Воспитатель привлекает ребят к наблюдениям за лягушкой: она скачет большими прыжками по земле, плавает в воде. Увидев ящерицу, педагог предлагает детям посмотреть, как она проворно ползет, внезапно останавливается, замирает, потом снова ползет и быстро скрывается в камнях, траве.

2.2. Дополнительная образовательная программа для старших дошкольников "Путешествие в природу"

Экологическое воспитание - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает игровую, изобразительную, актерскую деятельность, проектирование. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на детей 5-7 лет. Программа "Путешествие в природу" состоит из 10 блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного мира, средах обитания, получают сведения о здоровом образе жизни, знакомятся с нетрадиционными приемами рисования, учатся актерскому мастерству.

Новизна программы состоит в том, что дети с 6 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты "Времена года", "Моё дерево", "Берегите свою планету!".

Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

2. Цели и задачи

Цели:

Познакомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений и животных;

Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни детей;

Развивать первоначальные навыки исследовательской работы;

Учить видеть деятельность Мастера Изображения;

Применять нетрадиционные приемы рисования для изображения природы;

Осваивать актерское мастерство через постановку экологических сказок.

Задачи:

Программа выдвигает важные задачи:

Образовательные:

1) Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

2) Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

3) Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Воспитательные:

1) Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.

Развивающие:

1) Развитие памяти, внимания ,кругозора детей;

2) Развитие творческого и художественного мышления воображения и фантазии;

3) Обогащение словарного запаса детей.

3. Отличительные особенности программы

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования

5-6 лет - 1 год обучения;

6-7 лет - 2 год обучения.

5. Режим занятий

Общее число занятий в год-72.

Занятия проходят два раза в неделю.

6. Прогнозируемые результаты

- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Контроль ЗУН

Вводный - собеседование, анкетирование родителей

Текущий - диагностика, составление рассказа

Рубежный - диагностика, акции, викторина

Итоговый - развлекательно-познавательный праздник, игра

Система оценки и условные обозначения

- работает на занятии самостоятельно, теоретические знания может применить на практике

- работает на занятии в среднем темпе, в основном самостоятельно

- несамостоятельный, слабо справляется с заданиями, теоретические занания малы.

Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:

С детьми:

специально запланированные занятия;

совместная деятельность взрослых с детьми;

самостоятельная деятельность детей.

Со взрослыми (педагогами и родителями):

семинары-практикумы;

КВН, викторины, конкурсы;

природоохранные акции;

праздники;

выставки;

собрания;

экскурсии,

тестирование;

Сотрудничество с родителями:

Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);

Совместная работа детей и родителей "Золотая осень"( поделки из овощей, фруктов);

Участие в конкурсе "Мама, папа, я- экологическая семья";

Выполнение домашнего задания "Где можно найти воду дома? (Опыт).

Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.

Конкурс на лучшую экологическую сказку.

Фотоконкурс " Дети и домашние животные"

Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу, в музеи.

7. Учебно-тематический план 1-2-й годы обучения

8. Содержание программы

1 год обучения

Введение

Детям дается понятие "природа" и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлением растений и животных к сезонным изменениям.

Блок: Знаток

Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют.

О том, что организм человека- это живая система, о древних людях.

По окончании изучения данного блока дети совместно с педагогом и родителями создают проект "Я- человек".

Блок: Лесовичок

- Экскурсия в осенний парк.

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами.

Дидактическая игра: Загадай, мы отгадаем.

- Рассматривание картины Левитана " Золотая осень"

Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить их выделять средства выразительности, упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Из природного материала изготовление картины "Вот уж и осень пришла"

- В гостях у осени (игра-занятие)

Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

- Беседа о лесе. Дать понять детям, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Опыт: Здравствуй, ветер!

Познакомить детей с природным явлением, как ветер.

- Грибное царство

Познакомить детей с грибами( как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем ядовитые отличаются от съедобных). Обогатить словарный запас( подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка).

- "Осень у пруда"

Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: "Перелётные птицы", "Приметы осени". Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики.

- Дом под крышей голубой.

Дать детям понять, что природа- это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.

Составление рассказа на тему: " Я путешествую на облаке". Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

- Ярусы леса

Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира. Учить детей устанавливать закономерности в природе. Дать конкретные знания по ярусам леса и закрепить эти знания. Обобщить знания детей по теме "Лес"Формировать умение самостоятельно изучать природу.

- Пёстрый дятел

Расширить и уточнить круг представлений о дятле у детей, раскрыть связь между внешним видом птицы ( окраска, строение клюва, конечности) и ее питанием, движением и образом жизни.

Дидактическая игра: Летает, не летает.

- Беседа о том, кто как зимует.

Расширить представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.

Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.

- Загадки старичка- лесовика

Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; закреплять знания о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; развивать воображение, логическое мышление.

- Звери белые, как снег

Развивать устойчивый интерес к животным: белый медведь, песец, горностай, полярная сова, белый волк. Побуждать детей к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Лесные чудеса

Формировать у детей представления о диких животных6 зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

- Беседа о зиме

Конкретизировать и углубить представления о зиме: состояние погоды, состояние растений, особенности диких и домашних животных.

Дидактическая игра : "Природа и человек". Что создано человеком и что дает человеку природа.

-"Житель Севера - снегирь"

Расширять знания детей о жизни снегирей. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы

Блок: Капелька

- Беседа о волшебнице водице

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о многообразии стояний воды.

Подвижная игра: Ходят капельки по кругу.

- Значение воды в жизни человека

Закрепить знания детей о неживой природе; определить с помощью опытов состояние воды, учить определять жидкость на вкус; воспитывать бережное отношение к воде.

- Путешествие с брызгалкой

Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

- Снег и лёд

Познакомить детей я физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

- Сказка о волшебнице водице

Сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое); обратить внимание детей на причины загрязнения воздуха и воды и указать на меры по охране окружающей среды; развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.

Блок: Домовичок

- Букет для мамы.

Выполнить панно на картоне манной крупой, познакомить детей с народным творчеством, углублять знания о растениях, о празднике 8 Марта.

- Беседа о хлебе

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Учить разгадывать загадки; Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России; Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

- Гимн Тюльпану

прививать любовь к родному краю, повысить экологическую грамотность детей

познакомить со стихами калмыцких поэтов, вызвать чувство восхищения степным цветком

показать рисунки детей большой аудитории

- Новые способы ухода за комнатными растениями

Учить удалять пыль с растений. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи к живому существу.

- Путешествие в город -огород

Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей.

Дидактическая игра : Вершки и корешки. Учить детей составлять целое из частей

- Посадка семян гороха и лука на перо

Уточнить представление о том, что растение вырастает из семени. Научить отличать семена гороха от семян фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха( земля, вода, свет, тепло).

- Секрет яблока

Познакомить детей с сортами яблок, из вкусовыми качествами, условиями выращивания.

Дать знания о том, кА человек заботиться о яблонях, чтобы вырастить хороший урожай.

Блок: Айболит

- Привычки и здоровье

Выяснить представление о том, что является полезным или вредным для человека; познакомить детей с понятием "вредные привычки" и дать представление о неблагополучных для человека последствиях.

- "Пять органов чувств"

Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями "орган слуха, орган зрения", осязания, расширять кругозор.

- Наша пища

Дать понятие о том, что правильное питание- это залог здоровья

Продолжать знакомить детей с тем, что с пищей организм получает полезные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины -все они необходимы для здоровья.

- Глаза, уши и носы быть здоровыми должны

Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний, тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз.

-"Витамины и их значение в жизни человека"

Познакомить детей с понятием "витамины", сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины, воспитать у детей культуру питания, чувство сопереживания, желание придти на помощь.

Блок: Актёр

На занятиях данного блока дети знакомятся с понятием "Театр".Какова роль театра в жизни человека, чем он отличается от других видов искусств.

Блок: Мастер изображения

На занятиях данного блока идет приобщение детей к искусству, знакомятся с разными техникими нетрадиционного рисования . Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Так, например, я использую доступную технику - акварельную монотипию.

Следующая техника - "волшебные нити". Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Красочки учат нити играм на бумаге.

"Размытый рисунок" или "красочки решили искупаться". Оказывается, плавать любят не только дети, но и красочки тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке.

"Печать растений" или "путешествие красок на осенних листочках" очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.

Своеобразные техники - родственницы: "припечатка поролоном, ватой, бинтом" привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так.

2.3. Занятие в старшей группе. "Времена года"

Цель: закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление. Активировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений) ; учить отгадывать загадки, понимать смысл народных примет. Развивать моторику рук, собирать целое из нескольких частей. Вызвать желание рисовать. Воспитывать любовь к природе.

Материал к занятию: пейзажи всех времен года, макеты елки и деревьев по временам года, конверт с загадками, разрезные картинки с изображением пейзажей, половина альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, воздушные шары синего, зеленого, красного, желтого цвета.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись голоса птиц, шум ветра.

Ход занятия

Мы сегодня побеседуем временам года. Какие вы знаете времена года? А можно одновременно побывать во всех? (предположительные ответы детей) .

Но мы сейчас можем совершить путешествие по всем временам года. И начнем мы….

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое это время года? (Зима)

Дети подходят к макету заснеженного дерева, из-за него выходит девочка в костюме Зима - «Здравствуйте, я – Зима, это очень красивое время года, когда приходит мой черед, все вокруг становится сказочным. Посмотрите на мои заснеженные пейзажи (показ слайдов, звукозапись шума ветра, вьюги). Скажите, какая бывает зима? (Предположительные ответы детей: снежная, холодная, морозная и т. д.)

А наши дети знают народные приметы о зиме. (Дошкольники называют приметы зимы) .

Девочка - Зима – «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о зиме, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Зима, а нам пора отправляться в следующее время года.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева, с едва распустившимися листиками и под деревом подснежник.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Весны – «Здравствуйте, я – Весна, светлое, радостное время года, вся природа оживает, расцветает, да вы сами посмотрите (показ слайдов, звучит музыка – журчание ручья, чириканье воробьев). Что происходит с природой весной? (Предположительные ответы детей: просыпается, оживает, расцветает и т. д.)

Девочка – Весна: «А что вы еще знаете о моем времени года? »

(Дети проговаривают народные приметы о весне.)

Девочка – Весна: «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о весне, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Весна, а нам пора отправляться в следующее время года.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь! » - приглашаю.

И любят все меня за это,

А зовусь я – … (лето) .

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с зелеными листьями.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Лето – «Здравствуйте, я - Лето, самое жаркое, сладкое, вкусное время года. Мои подружки – ягоды и цветы всегда к вам приходят в гости в мое время года (показ слайдов о лете, звучит музыка - жужжания пчел, пение птиц, стрекот кузнечиков).

Лето обращается к детям: «А какие вы знаете ягоды? Назовите летние цветы. А что народный календарь говорит про лето? » (Дети проговаривают народные приметы о лете, называют ягоды, летние цветы садовые и полевые).

Девочка – Лето: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о лете, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Лето, а нам пора отправляться в следующее время года.

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек

И сосен. А зовусь я …. (осень)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с желтыми листьями. Из-за дерева выходит девочка в костюме Осени. «Здравствуйте, я – Осень, погода в мое время года очень переменчива: бывают солнечные деньки, но может пойти холодный дождь и даже выпасть первый снег, но не одно время года не может похвастаться таким разнообразием красок, в которое я перекрашиваю деревья. Посмотрите сами (слайд – показ осенних пейзажей звучит спокойная музыка). Что вокруг происходит осенью? (Предположительные ответы детей: все готовятся к зиме, собирают урожай, улетают птицы на юг и т. д.)

А мы еще знаем народные приметы об осени. (Дети называют народные приметы об осени) .

Девочка – Осень: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки об осени, воспитатель читает их, дети отгадывают).

Дети прощаются с Осенью.

Вот мы с вами и совершили путешествие по всем временам года, начали с зимы и вернулись опять в зиму, совершили круг. Давайте черед времен года повторим еще раз.

Логоритмика «За зимой идет весна»

За зимой идет весна, Дети идут друг за другом по кругу.

Снова будет не до сна. Потягиваются.

За весною будет лето, Взявшись за руки, идут по кругу.

Не забудем мы про это. Грозят пальцем.

А потом приходит осень, Руки на плечи, идут по кругу.

Хоть ее мы и не просим. Пожимают плечами.

А за осенью — зима, Оглядываются назад.

Заморозит всех она. «Греемся».

Во время нашего путешествия вы много узнали о каждом времени года, и я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание «Закончи предложение»

– Зимой бывает снегопад, а осенью…. (листопад) .

– Зимой бывает снег, а летом… (дождь) .

– Зимой снег падает, а весной… (тает) .

– Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде) .

– Зимой лес спит, а весной… (просыпается) .

– Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах) .

– Зимой бывает холодно, а летом… (жарко) .

– Зимой деревья белые, а осенью… (желтые) .

– Зимой растут сугробы, а летом растут… (цветы)

Посмотрите, времена года приготовили вам новое задание.

На четырех столах разложены разрезные пейзажи каждого времени года. Дети делятся на группы и выполняют задание. Девочки, наряженные в костюмы времен года, оценивают работы детей и на память дарят картины с изображением каждого времени года.

Во время нашего путешествия мы увидели, что у каждого времени года есть своя особенность. Я предлагаю поиграть в игру и вспомнить характеристики всех времен года.

Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар, сначала синего цвета – зима. Каждый говорит слово, которое характерно только для зимы, например, снег, санки и т. д. Когда шар сделал круг, ведущий передает зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.

А теперь садитесь за столы и нарисуйте характерную деталь, признак своего любимого времени года.

По окончании работы вывешиваются на доску, разделенную на четыре части (цветовое деление или пейзаж) – каждый рисунок в свое время года и дети проговаривают, какое время года они любят больше всего и почему.

Заключение

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в  ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях развитие у дошкольников системы представлений о сезонных изменениях в природе способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Специфической чертой  экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети старшего дошкольного возраста  могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе.

Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Ознакомление с природой предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.

Перспективы дальнейших исследований мы связываем с поиском и разработкой новых актуальных методик совершенствования всех сторон речи учащихся в процессе ознакомления с природой родного края.

Список использованной литературы

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.,1987.
  2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. М., 1992.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского М.,1982.
  4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону.,1999.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие Работа психолога в начальной школе. М.,1998
  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М., 1979
  7. Бобылева Л. Экологические знания дошкольникам // Дошкольное вос-питание. - 1997. - 7.
  8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.,1994.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
  10. Вавилова В.И. Загадка средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа. 1994 - 7.
  11. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детских садов / Н.Ф. Виноградова. — М.: Просвещение, 1978. — 103 с.
  12. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Компания "Ключ - С", 1995
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991.
  14. Глазырина А.Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст. Москва, 2001.
  15. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва, Вако, 2005.
  16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  17. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. М.,1994.
  18. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации М., 1994.
  19. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  20. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т.1
  21. Князева О.Л. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика-Синтез, 2003.
  22. Коломинский Я.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.А. Коломинский, Е.А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 189 c.
  23. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей. Для работы с детьми 2-7 лет.
  24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Москва, Мозаика - Синтез, 2006.
  25. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие. Москва, генезис, 2005.
  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.,1998.
  27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. М., 1983. Т.1
  28. Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.,1976.
  29. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987.
  30. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций . - М., 1998.
  31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.
  32. М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва - Синтез, 2009.
  33. Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к школьному возрасту. М.,1988.
  34. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: - М., 2001.
  35. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
  36. Николаева С.Н. Формирование начальной экологической культуры //Дошкольное воспитание. - 1997. - 7. - С.40.
  37. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону, 2002.
  38. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Изд-во Союз, 2001.
  39. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. М.: Мозаика - Синтез, 2006.
  40. Третьякова Н.Г. Обучение детей рисованию в детском саду. Для детей 2-7 лет.

Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Ознакомление детей дошкольного возраста с формой предметов

2. Реферат Ознакомление с художественной литературой как средство развития речи детей дошкольного возраста

3. Реферат Формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к природе по средствам совместной деятельности

4. Реферат Ознакомление с системой Mat LAB

5. Реферат ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КЛИНИЧЕСКИМ ДОЗИМЕТРОМ

6. Реферат Круговорот веществ в природе

7. Реферат Бактерии в природе и промышленности

8. Реферат Ознакомление с комплексом ФРУНД и его основными функциями

9. Реферат Ознакомление с инструментом Stateflow системы MatLAB

10. Реферат Коллоидные системы и их значение в природе