Новости

Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах

Работа добавлена:






Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах на http://mirrorref.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет социальных наук

Институт образования

КАТАЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности

в медицинских и фармацевтических вузах

Выпускная квалификационная работа - МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

студента группы №804

образовательная программа «Управление в высшем образовании»

Рецензент

К.э.наук, проф.

Абанкина Т.В.

Москва 2016

Научный руководитель

в.н.с. ИРО ИнОбр НИУ ВШЭ

Л.М. Филатова

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Наукоемкие технологии в настоящее время, являются основой развития технологического комплекса России и служат гарантом конкурентоспособности государства. Развитие экономики России выдвигает ряд актуальных проблем напрямую связанных с развитием научного, инновационного потенциала и наукоемких технологий в целом.

Появление принципиально новых направлений научных исследований и интенсивность внедрения изобретений в России напрямую зависят от реализуемой в стране научно-технической, экономической и финансовой политики.

Постоянный недостаток финансирования научной сферы и инфраструктуры оказывает отрицательное влияние на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Для увеличения роли России в мире в качестве игрока на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг (по 5-7 позициям), увеличения ее доли (в 5-10 процентов) и повышения в разы доли сектора высокотехнологичной продукции в ВВП (с 10,9 до 17-20%) необходимо обеспечение устойчивого финансирования в виде бюджетных ассигнований и формирование многочисленных и разнообразных источников финансирования [].

В соответствии с официальными статистическими данными, в России уровень государственного финансирования в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) расходы на душу населения равняются 86 долл., а по инвестированию частного характера они составляют 40 долл. Это в пятнадцать, двадцать раз меньше относительно ведущих страна мира. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) затраты на НИОКР на душу населения равняются почти 700 долл. в год. В США, Израиле, Финляндии и Японии – примерно 1,1 -1,2 тыс. долларов. Китай, с населением более чем 1340 млн. человек в расчете на одного жителя, по уровню затрат, осуществляемых на научные разработки и исследования превосходит Российскую Федерацию [].

Широкомасштабноеи скоординированное финансирование НИОКР реализующих задел фундаментальной науки, позволяет внедрять принципиально новые технологии и создавать наукоемкие производства.

К сожалению, в настоящее время научные исследования, разработки и инновационные проекты, не получают соответствующих их статусу и целям объемов финансирования. Поэтому, одной из ключевых проблем является необходимость актуализации существующих финансовых механизмов поддержки и развития науки и инноваций, создание на этой основе новых систем организации и финансирования наукоемких технологий [].

В связи с этим, все более актуальной становится проблема внедрения в основу научной концепции эффективного финансирования наукоемких технологий принципов, обеспечивающих полномасштабное и целевое функционирование этой системы с учетом существующей инфраструктуры и отраслевой специфики.

Что и предопределило выбор темы и направлений диссертационного исследования, структуру и логику изложения материала.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется объективной необходимостью анализа и внедрения лучших практик и механизмов финансирования науки и перспективных наукоемких технологий в деятельность медицинских и фармацевтических ВУЗов. Что позволит, в значительной мере создать условия роста количества и эффективности научно исследовательских работ и внедряемых разработок медицинского и фармакологического профиля.

Степень научной разработанности проблемыРазработка данной проблематики, активно осуществляется на экспертно-прикладном уровне, а результаты находят свое практическое отражение в деятельности учреждений высшего профессионального образования в целом и особенно в медицинских и фармацевтических ВУЗах.

Актуальность проблемы и недостаточная степень ее структурирования в части анализа и описания объективных особенностей ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля и определили в итоге тему данного диссертационного исследования.

Объектом исследованияявляется система финансирования институциональными и коммерческими структурами субъектов научной и инновационной деятельности.

Предметом исследованияявляется совокупность финансовых отношений в сфере научной и инновационной деятельности в Российской Федерации, а так же теоретико-методические аспекты и прикладныеразработки системы финансирования научно-инновационной деятельности ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля.

Цель диссертационного исследованиязаключается в обосновании концепции, разработки теоретических и методических подходов повышения эффективности управления финансовой деятельностьюнаучно-инновационных подразделений ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля. Актуализации системы финансирования научно-инновационной деятельности,в рамках интегрированного научно-исследовательского комплекса, описанного на основе региональных кластерных моделей, обеспечивающих организационные условия эффективного развитиянаучно-инновационных разработок.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  1. Исследования системы финансирования научной и инновационной деятельности в Российской Федерации.
  2. Изучения и анализа структуры и действующих механизмов финансового обеспечения научно-инновационных разработок в системе высшего профессионального образования.
  3. Анализа практической модели финансирования региональной научно-инновационой инфраструктуры.
  4. Анализа построения и специфики инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах.
  5. Разработки предложений по адаптации моделей финансирования инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах.
  6. Обоснования данных проектно-практических рекомендаций с экономической и организационной точки зрения.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах и приемах системного, логического анализа и синтеза.

Исследовались труды отечественных и зарубежных учёных в области теории финансового менеджмента [], налогообложения [], государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности [, , , , , , , , , , ]. На различных этапах исследования применялись абстрактно-логические, экономико-статистические, расчетно-аналитические методы. Достоверность вынесенных на защиту диссертации положений обеспечивается корректной постановкой задач и использованием официальных статистических данных. Апробация результатов исследования осуществлена путем экспериментального анализа.

Эмпирическую базуисследования составили результатыанализа структуры и модели финансирования региональной научной и инновационой инфраструктуры (на примере Республики Башкортостан и Башкирского Государственного Медицинского Университета (БГМУ), а так же, комплексный анализ инфраструктуры организации научной деятельности в ведущих медицинских и фармацевтических ВУЗах России.

Научно-практическая значимость исследованиязаключается в разработке практических рекомендаций по актуализации системы финансирования научных и инновационных разработок, включая обновление принципов и подходов к использованию элементов системы финансирования и способов привлечения финансовых ресурсов на развитие наукоемких технологий.

Материалы исследования, а также его общие выводы свидетельствуют о возможности использования результатов диссертационного исследования в качестве научной основы для внедрения принципов построения организационной системы и механизмов использования многоканального финансирования при решении вопросов текущего и стратегического привлечения финансовых ресурсов в систему ВУЗа.

Отдельные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и практической базы при:

- разработке инструментов финансового обеспечения научной и инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах;

- выборе форм организации привлечения финансовых ресурсов в зависимости от стадий жизненного цикла НИОКР;

- оценке эффективности системы финансирования проектов, обеспечивающих реализацию наиболее эффективных научных и инновационных проектов;

- оценке рисков, позволяющих минимизировать затраты, связанные с финансированием научных и инновационных проектов при разработке и реализации наукоемких технологий;

- создании учебных программ и пособий, включающих вопросы коммерциализации научной и инновационной деятельности, в системе вузовской подготовки и повышения квалификации специалистов;

Практическое значение диссертационного исследования заключено в возможности внедрения в практическую деятельность рекомендаций по анализу и включению дополнительных инструментов в систему финансирования научных и инновационных разработок, что позволит обеспечить повышение эффек тивности управления финансовой деятельности, росту отдачи ресурсного потенциала научной и инновационной инфраструктуры.

Структура диссертациисостоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы, а также приложений,необходимо дополняющих основной текст.

ГЛАВАI.Вопросы организации системы финансирования научной и инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования

1.1.Теоретико-методологические аспекты функционирования системы инновационной деятельности в России

Принятая в 2008 году «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция) установила главные направления по переходу к инновационному и социально направленному типу экономического развития России [].

В Концепции заявляется о невозможности преобразования существующей модели экономики России в инновационный тип развития без создания условий для развития конкурентоспособной национальной инновационной системы в глобальном масштабе и кроме того формирования ряда институтов финансового, правового, социального характера, которые должны обеспечить взаимодействие между образовательными, научными, некоммерческими и предпринимательскими организациями и подразделениями в различных областях общественной жизни и экономики. Формирование действенной национальной инновационной системы предполагает:

- повышение спроса в сфере инноваций в большей части областей экономики;

- увеличение производительности сектора получения новых знаний, как в фундаментальной, так и в прикладной науке, что обусловливается последовательным уменьшением заделов, разработанных в предыдущие годы, снижением уровня исследований, старением кадров, ослаблением интеграции инноваций в мировой рынок и мировую науку, отсутствуем направленности на потребности и задачи экономики;

- преодоление разрозненности инновационных инфраструктур, в связи с тем, что большая часть их элементов создана, однако не обеспечивает инновационный процесс при реализации процессов генерации, коммерциализации, внедрения инновационных разработок [].

Особенность существующей в настоящее время ситуации состоит в том, что в Российской Федерации есть полноценные заделы по технологическим направлениям, кроме того высококвалифицированные кадры и уникальная научно­производственная база, но вместе с тем, отсутствует развитая ориентированность представленного инновационного потенциала на осуществление достижений научного характера вследствие общего экономического и политического состояния [].

Главные сложности в инновационном развитии страны обусловлены и недостаточностью системы бюджетного и внебюджетного финансирования ( которые включают в себя как заемные, так и привлеченные средства) и дефицитом собственных средств на предприятиях и организациях, так как снижение производства с затяжным недофинансированием не дает возможностей для создания условий инновационного развития [].

Вследствие этого, за последний период в России наблюдается прогрессивное снижение активности в сфере инноваций на объектах промышленного производства. И в ближайшей перспективе не ожидается увеличения его роста []. Вместе с тем ограничение финансирования не выступает в качестве единственной причины снижения активности инновационного развития. Нуждается в совершенствовании и проработке вопрос о развитии инновационной инфраструктуры, которая составляет основу для обеспечения роста активности в сфере инновационной []. Указанные и другие сложности должны быть разрешены инновационной политикой, проводимой государством. Её основным приоритетом является создание условий для роста валового внутреннего продукта страны, что обеспечивается производством новых типов технологий и продуктов, и кроме того, увеличения сегментов рынка отечественных услуг и товаров.

Правильно реализуемая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом позволяющим государству преодолевать кризисные явления в экономике и проводить ее структурные преобразования для насыщения рынка многочисленной и востребованной на рынке продукцией [].

Ведущими направлениями политики государства в сфере инноваций является []:

-создание и развитие нормативно­правовой базы для инновационной деятельности, инструментов ее совершенствования;

-разработка принципов содействия инновационной деятельности, усиления конкурентоспособности, расширения производства и увеличения доли экспорта наукоемкой продукции;

-расширение инновационной инфраструктуры, что включает в себя механизмы информационного обеспечения, финансово­экономические отношения, систему экспертизы, меры по организации сертификации и продвижения наукоемких разработок;

-развитие малого инновационного предпринимательства посредством создания необходимых условий для деятельности малых предприятий и их обеспечения государственной поддержкой на ранних этапах становления;

-усиление системы отбора инновационных проектов и программ на конкурсной основе;

- реализация в сфере экономики небольших, но быстро окупаемых проектов с участием частных инвестиций, дающая возможность поддерживать наиболее перспективные производства и организации, а также увеличивать в них долю частных инвестиций;

- развитие основных направлений, преобразующих определенные экономические отрасли страны и ее субъектов;

-применение технологий двойного назначения, используемые как для производства военной продукции, так и для гражданской продукции.

С целью обеспечения политики в сфере инноваций существуют конкретные способы, разработанные правительством. Их главным приоритетом является создание действенного механизма развития инновационных программ. Основными методами обеспечения инновационной политики выступают:

-создание условий, закрепленных законодательством с целью положительных изменений в инновационной сфере. В законодательных документах должна быть предусмотрена возможность разработки определенных правовых актов;

-государственная поддержка и стимулирование инвестирования, направленного на наукоемкие и высокотехнологичные виды производств, и кроме того организаций, на момент внедрения ими инноваций посредством применения различных налоговых льгот, обеспечения государственных кредитов и гарантий;

-усовершенствование системы налогообложения для развития благоприятных условий внедрения инноваций;

-введение механизмов по формированию совместных предприятий, осуществляющих производство отечественной продукции с перспективой вывода ее на международный рынок, поддержка отечественных инноваций посредством рекламы на международном уровне, присоединение к зарубежным информационным системам, позволяющим осуществлять обмен идеями и информацией в области инновационных проектов;

-создание квот, способствующих развитию инновационной структуры в зарубежных кредитных линиях, приобретению оборудования для инновационных проектов под государственные гарантии и лицензий для ноу­хау и технологий для производства инновационной продукции;

-координация усилий государственных органов власти и частных инвесторов с целью организации контактов со странами ­ участниками ШОС, БРИКС, СНГ, ЕС и другими государствами;

-применение лизинга уникального и наукоемкого оборудования;

- продвижение проектов на международных конкурсах инновационно­активными организациями;

- государственное инвестирование инновационных проектов, обладающих общенациональным значением, но не представляющих интерес для частного инвестирования.

Основополагающее направление Правительства Российской Федерации, закреплено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»и призвано обеспечить экономическую модернизацию страны и не подлежит изменениям в кризисных условиях. Как следствие, Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации предполагает реализацию политических решений  по структурному обновлению и диверсификации хозяйства, кроме того оздоровления макроэкономики [,]ьенкованая инновационная система______________________________________________________________________________________________].

1.2. Структура и особенности финансового обеспечения научно-инновационных разработок в системе высшего профессионального образования

Российская Федерация обладает масштабной развитой системой высшего профессионального образования (ВПО). В ней функционируют 5,4 тыс. образовательных учреждений, среди которых 2,8 тыс. образовательных учреждений соответствуют уровню 5B согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), 1,1 тыс. учреждения образования соответствует уровню 5A МСКО и 1,4 тыс. учреждений образований занимаются подготовкой обучающихся в соответствии с 6 м уровнем МСКО [].

В традициях советского вузовского образования научно- исследовательская работа играла важную роль. Вместе с тем, особенности ее функционирования значительно отличались от принципов организации в западных исследовательских университетах. Непосредственные контакты с государственной экономикой (в частности, многие ВУЗы представляли собой часть и продолжение определенных отраслей) с одной стороны обеспечивали значимость и актуальность, и кроме того прикладной характер определенных разработок, с другой, – помогали ориентировать тематику исследований на точные цели поддержки промышленного комплекса отрасли.

В течение последних двадцати лет взаимосвязи ВУЗов с реальной экономикой были разрушены и не замещались другими механизмами, соответствующими принципам рыночной экономики, базирующейся на знаниях. В настоящее время в российских ВУЗах идет рост аспирантов и число защищаемых диссертаций. Вместе с тем, уровень большей части из них является чрезвычайно низким, а количество преподавателей, занимающихся научной работой и уровень публикаций высокого качества снижается [].

На сегодняшний день реализован комплекс по развитию фундаментальных исследований в высшей школе и усилению развития прикладных разработок на базе ВУЗов, их интеграции в ряд прикладных исследовательских работ в целях развития инноваций в отраслях реальной экономики. Кроме того он направлен на снижение юридических и административных барьеров, которые препятствуют развитию сотрудничества между разными ВУЗами (в частности при организации образовательных программ), способствует формированию взаимодействий с производственными предприятиями и привлечению иностранных ученых и преподавателей. В этой связи были предприняты следующие меры:

- принят закон, разрешающий создание малых инновационных предприятий на базе ВУЗов, который уже обеспечил создание свыше 500 предприятий инноваций (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ) [];

- проведен конкурс, направленный на поддержку программ развития и поддержки национальных исследовательских университетов;

- согласно Поручению Президента Российской Федерации проводится работа, осуществляющая подготовку Программ инновационного развития компаний с обеспечением государственного участия (государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием), в числе которых есть и рассматривающие возможность сотрудничества компаний с российскими ВУЗами в процессе выполнения корпоративных планов НИОКР;

- Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям были приняты решения относительно механизмов создания технологических платформ в качестве коммуникационных площадок для взаимодействия образования, науки и реального сектора экономики;

- Решением Правительства Российской Федерации в рамках постановлений от 9 апреля 2010 г. № 218 (о кооперации ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства) [], № 219 (развитие инновационной инфраструктуры ВУЗов) [], № 220 (гранты ВУЗам по привлечению ведущих мировых ученых) [] были выделены дополнительные государственные средства для поддержки современных научных и инновационных компетенций в среде российских ВУЗов;

- создаются дополнительные условия для развития собственных инициатив ВУЗов в области прикладных научных работ в рамках приоритетных направлений, установленных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации, в том числе, в рамках мероприятий по энергоэффективности;

- Министерством образования и науки Российской Федерации организован Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является развитие инновационных и научно-исследовательских работ, проводимых учреждениями ВПО.

В связи с появившимися новыми возможностями в процессе реализации также и следующие мероприятия:

- проводится методическая и организационная поддержка ВУЗов в развитии программ долгосрочного сотрудничества с компаниями в реальном секторе, в частности, с их участием в программах инновационного развития крупнейших компаний;

- создаются технологические платформы - протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4 [];

- разрабатываются рекомендации для ВУЗов, позволяющие осуществлять деятельность по взаимодействию с предприятиями и организациями в разных отраслях экономики, в частности, в рамках постановлений Правительства Российской Федерации № 218-220, .

Постоянно проводится оценка осуществления программ развития ВУЗов посредством использования ими различных способов поддержки, по итогам которой выносятся решения касательно:

- увеличения доли выполнения заказных НИОКР;

- участия в выполнении заказных НИОКР преподавателей;

- привлечения сотрудников научных и исследовательских подразделений ВУЗа, а также сотрудников профильных предприятий к преподавательской деятельности;

- изменений в системе законодательства, в первую очередь при разработке ряда норм в научной и инновационной деятельности ВУЗов, определенных в законодательном акте «Об образовании в Российской Федерации»;

- реализаций ряда мер, направленных на стимулирование международного сотрудничества, в частности при привлечении иностранных ученых;

- подготовки рекомендаций для предприятий и организаций в различных отраслях экономики, осуществляющих направления и стратегии собственного развития, исходя из выбора ВУЗов-партнеров из ВУЗов, имеющих перспективу наращивания исследовательских компетенций

- подготовки вузовских управленческих команд, овладение ими способами осуществления современной инновационной и научно-исследовательской деятельности;

- организации на базе ведущих ВУЗов сети опорных центров по прогнозированию научно-технологического развития;

- организации системы показателей при аккредитации ВУЗов, предполагающих наличие соответствующего уровня научных компетенций и выполнения работ научно-исследовательского плана;

- создании сети ВУЗов, осуществляющих партнерство по проектам инновационного центра «Сколково», на базе которых будет создана инфраструктура для развития малых инновационных компаний.

Следует выделить и направление по формированию и поддержке национальных исследовательских центров, усиление роли ВУЗов в модернизации технологий в реальном секторе российской экономики, посредством развития инновационной и научно-исследовательской составляющей.

Ориентация на радикальные технологические преобразования экономики России является приоритетом современного развития и предполагает не только процесс подготовки специалистов с новыми навыками, но и организации механизмов формирования инновационных идей и технологий в системе ВУЗов. Сказанное подразумевает решение следующих вопросов:

- создания сети инновационных исследовательских организаций междисциплинарного характера, дающих возможность на новом высоком уровне преобразовать ослабленную во многих отношениях структуру научно-исследовательских институтов отраслевого типа. Эти организации необходимы для выработки компетенций, механизмов трансфера технологий и знаний для промышленных корпораций, академической науки и научно-производственных объединений;

- стимулирования предпринимательства в сфере инноваций, расширения способов создания определенных компаний, реализации инструментов «инновационного лифта»;

Решение поставленных вопросов не может произойти без усиления компетенций в области прикладных исследовательских работ в ведущих ВУЗах.

ВУЗам необходимо в сжатые сроки развить компетенции и исследовательские возможности, способные обеспечить их устойчивое положение в ряду основных площадок по аутсорсингу научных работ предприятий реального сектора экономики, источников значимой и авторитетной экспертизы технологических решений для компаний и органов государственного управления, прикладных научных и ключевых площадок по развитию инновационного предпринимательства, а также в качестве разработчика прикладных идей.

Базой для усиления компетенций прикладного характера выступает расширяющееся устойчивое взаимодействие ВУЗов и фундаментальной науки, рост количества и качества поисковых и фундаментальных работ, реализация сотрудничества по различным направлениям с учреждениями Российской академией наук и другими академиями [].

Требуется проведение мероприятий не только по усилению фрагментации и специализации ВУЗов, но и по объединению организационных единиц, что предполагает развитие междисциплинарных разработок и исследований. Основу программ развития ВУЗов и их коррекции составляет внешняя, в частности международная экспертиза образовательных программ и научно-исследовательских работ, деятельность в системе международной сертификации и стандартизации качества управления. Организация научного исследования и механизмов управления и должны быть обеспечены:

- формированием инновационной инфраструктуры, развитием блоков, ответственных за научно-исследовательские разработки, защитой результатов интеллектуальной собственности;

- внешней, в частности международной экспертизой научных разработок и образовательных программ.

Как показывает мировая практика, в основе любой успешной реализации научно-инновационной деятельности лежат механизмы стимулирования, а не административного давления. Существует необходимость в проведении структурных преобразований и запуска соответствующих процессов, реализация которых должна обеспечиваться в контексте регулярной деятельности ВУЗов, в частности при поддержке бизнеса.

К средствам стимулирования относятся:

- конкурсная поддержка программ развития (программ развития исследовательского ВУЗа и отдельных компонентов деятельности, в первую очередь: взаимодействия с бизнесом, инновационной инфраструктуры, кадрового обновления);

- поддержка на конкурсных принципах определенных проектов (ведущих коллективов и научных лабораторий);

- государственное финансирование, осуществляемое не менее пяти лет выполняемых ВУЗами приоритетных предпроектных исследований по отношению к задачам развития научно-технического потенциала ведущих российских ВУЗов;

– государственное финансирование комплексной и слаженной работы науки и наукоемкого производства, образования, предполагающего целевую подготовку ВУЗами, как студентов, так и аспирантов для наукоемких предприятий разных отраслей промышленности и научных учреждений; совместная работа по НИОКР, совместное осуществление инновационных проектов, основанное на обязательном условии пропорционального соответствия базового финансирования научной деятельности ВУЗа;

- развитие механизмов долевого государственного финансирования, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218, на ситуацию долгосрочного участия университетов в программах инновационного развития предприятий в реальном секторе экономики России;

- реализация механизмов частно-государственного сотрудничества для расширения имущественной и доходной базы ВУЗов, роста качества образовательных программ согласно потребностям экономики России;

- формирование механизмов частно-государственного сотрудничества для создания ресурсных и финансовых условий, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности образовательной системы в субъектах Российской Федерации посредством привлечения негосударственных организаций [].

Вместе с существующими проблемами и недостатками, структура финансирования научной и инновационной деятельности (НиИД) сектора ВПО в целом является устойчивой. Приблизительно 6% от объема финансирования представлены собственными средствами, 54% - средствами консолидированного бюджета, 36% являются средствами организаций и предприятий и 4% - средствами из иностранных источников.

Процент собственных средств наиболее выражен в науках сельскохозяйственной отрасли (25% от всего финансирования), и кроме того в гуманитарных и медицинских науках (10-12%). Роль бюджетной поддержки особенно выражена в медицинских и естественных науках (70-74% от всех средств) и в гуманитарных и общественных науках (67-68% от финансирования). Организации и предприятия, конечно, играют основополагающую роль в поддержке прикладных научных исследований - в технических областях (54%) и сельского хозяйства (26% от всего финансирования).

В то же время, рост объемов финансовой поддержки научных изысканий в системе ВУЗов - не исключительный фактор усиления эффективности разработок и исследований в образовательном секторе. Существенным направлением политики государства является интеграция науки и наукоемкого производства со структурой высшего образования [].

При всем том, скорость развития инновационной деятельности в системе ВУЗов ограничивается совокупностью как внешних, так и внутренних факторов.

Внутренние факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности:

- слабая инновационная активность научных работников и преподавателей, и кроме того недостаток специалистов по инновационному менеджменту;

- отсутствие полноценного цикла формирования инновационной продукции по причине устаревшего материально-технического обеспечения ВУЗов, и разрушения экспериментальных и опытных производств;

- замедление темпов роста инновационной инфраструктуры системы ВПО вследствие малых площадей (эта проблема часто имеет место при организации инкубаторов и технопарков при ВУЗах);

- слабый характер связей ВУЗов с промышленностью, социальной сферой регионов и экономикой, и как итог - нехватка информации о потребностях рынка.

Внешние факторы, ограничивающие рост параметров научной и инновационной деятельности:

- слабо развитые механизмы государственной поддержки малых инновационных предприятий, существующих при ВУЗах;

- отсутствие долгосрочной и системной государственной поддержки инновационной инфраструктуры (главным образом, центров коллективного пользования, технопарков и т.д.) [, ].

В общем, в международной практике процент бюджетной поддержки во внутренних затратах на разработки и исследования составляет приблизительно 60%. Россия отличается от развитых стран, где финансовая поддержка науки из средств государственного бюджета колеблется от 20% до 50% суммарных расходов, предназначенных для этих целей. Наличие частного (по собственности) сектора в поддержке НиИД является низкой и пока сокращается, так как бюджетное финансирование разработок и исследований растет с опережающими темпами [].

Система внутренних затрат, предназначенных для НиИД по формам собственности раскрывает значение и роль бюджетной поддержки: более ¾ всех затрат идет на организации и предприятия с государственной формой собственности. Это значение остается практически неизменным.

В системе расходов по типам финансирование фундаментальных исследований составляет 14-15%. Это немного, если учитывать масштабы проводимой бюджетной поддержки научной деятельности. В преобладающем большинстве стран мира, где проводится учет данных о финансировании фундаментальных исследований, этот параметр выше. Для примера, доля финансирования фундаментальных исследований в общем значении расходов на НиИД представлена 24%-ами во Франции, в США -19%, в Дании - 18%, в Израиле - 17%. В восточноевропейских странах этот показатель представлен более высокими значениями: в Чехии - 26%, в Польше - 32%. В структуре расходов по типам исследований: прикладные -фундаментальные разработки за последние 15 лет стабильно преобладают расходы на разработки .

Процент ассигнований из бюджета науки в системе ВУЗов незначительно больше, чем в науке предпринимательского сектора (табл. 1). Следует отметить, что последние семь лет процент бюджетного финансирования науки ВУЗов сокращался с 63,6% до 59,3% главным образом за счет слаженной работы ВУЗов по договорам и контрактам то есть - внебюджетных источников.

Таблица 1.

Структура внутренних затрат на НиИД в научных организациях по секторам деятельности, %

Источник: Источники финансирования внутренних затрат на научные исследования. М., ЦИСН, 2014, с.112-113.

Удельный вес средств бюджета, %

Удельный вес средств внебюджетных источников %

2000

2012

2013

2000

2012

2013

Всего по Российской Федерации

53,7

66,0

65,8

46,3

34,0

34,2

В том числе по секторам деятельности научных организаций:

Правительственный

75,8

77,3

76,5

24,2

22,7

23,5

Предпринимательский

45,5

60,4

61,5

54,5

39,6

38,5

Высшего образования

63,6

62,3

59,3

36,4

37,7

40,7

Некоммерческих

организаций

46,8

56,0

56,4

53,2

44,0

43,6

Для задачи сравнения важен также показатель расходов на НиИД в расчете на душу населения в долларах США. По этому параметру позиция России за последние годы улучшалась.

Еще в начале двухтысячных годов Российская Федерация сильно уступала многим развитым странам мира и значительной части стран из Восточной Европы. К 2013 году это отставание уменьшилось. Если, например, с Великобританией он был почти троекратным, то стал практически двукратным; данный показатель для США был в 7 раз выше в 2007 г оду и в 5 раз – в 2013 году, для Японии был в 6 раз выше в 2007 году и в 4 раза – в 2013 году ; так же сократился разрыв и с Финляндией (табл. 2).

Таблица 2.

Внутренние затраты на научные исследования в ряде стран мира, в расчете на душу населения (долл. США по паритету покупательной способности)

Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators, 10 July 2015.

Страна

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

ОЭСР в целом

754,91

797,43

790,74

805,9

846,75

866,83

894,92

Россия

185,82

210,58

242,7

231,67

246,17

270,92

284,91

США

1260,59

1337,21

1322,76

1323,84

1374,03

1387,7

1444

Китай

93,03

108,95

138,16

158,85

183,92

216,44

247,29

Финляндия

1254,97

1409,24

1407,55

1426,91

1464,66

1374,94

1319,29

Япония

1153,32

1161,46

1069,67

1098,13

1160,82

1190,18

1258,49

Израиль

1211,98

1184,36

1136,96

1138,06

1238,56

1344,05

1369,52

Германия

899,84

998,18

1011,57

1074,18

1177,35

1229,28

1230,06

Франция

688,1

723,65

769,58

780,77

818,21

831,3

837,92

Великобритания

631,7

637,24

633,36

607,71

618,36

609,87

621,76

Ю.Корея

836,26

896,99

935,04

1055,91

1172,77

1289,05

1372,71

Чехия

347,44

335,28

348,89

360,97

446,22

512,69

553,05

Венгрия

186,05

205,03

237,74

247,26

270,38

286,55

328,47

Польша

94,99

108,9

127,5

148,57

165,98

203,13

205,65

До 2005 года главной формой бюджетной поддержки НиИД являлось базовое, когда ассигнования направлялись научному учреждению в целом в зависимости от количества персонала и уровня затрат прошлого года. Их объем не стоял в зависимости от результатов деятельности ВУЗа или научной организации. Программное финансирование, реализуемое через федеральные целевые программы (ФЦП) – было представлено не более четвертью бюджетных ассигнований для науки. В качестве заказчиков ФЦП выступают федеральные министерства, федеральные агентства и государственные академии наук, федеральные службы. В программах ФЦП ВУЗы и научно-исследовательские организации, а также частные компании в борьбе за бюджетные средства могли участвовать на конкурсной основе.

За последнее время произошло увеличение ассигнований по реализации НиИД в структуре федеральных целевых программ. Помимо этого, в рамках ФЦП подлежат решению задачи по привлечению внебюджетных средств. Правительство Российской Федерации со временем стало больше уделять внимания мерам, призванным решать задачи развития инновационной инфраструктуры, преобразования механизмов коммерциализации результатов научно-технических разработок и поддержки ведущих научных школ [].

Из источников финансирования НиИД можно выделить: финансово­промышленные группы, малый инновационный бизнес, предприятия, инновационные и инвестиционные фонды, частные лица, органы местного управления и т.д. Указанные субъекты принимают участие в хозяйственном процессе, а также различными способами обеспечивают развитие инновационной деятельности.

В развитых странах финансовая поддержка НиИД исходит как от государственных, так и частных организаций. В большинстве стран Европы и США наличествует приблизительно одинаковое распределение финансовых средств для проведения НИОКР между частным и государственным капиталом.

По сведениям Росстата, НиИД были профинансированы лишь 30-35% промышленных предприятий. На эти задачи было потрачено 13,5-17% совокупных расходов на инновации [нцепцияч Степанова____________________________________________________________________________________________________________].

В системе бизнеса также стало свойственным недофинансирование тех НиИД, которые должны были быть поддержаны при выполнении в рамках ФЦП совместных проектов с Правительством РФ. Частично такая ситуация сложилась в силу особенностей нормативно-правового регулирования, по причине того, что для бизнеса не было создано стимулов при соблюдении обязательств софинансирования НиИД.

Проводимыми опросами на промышленных предприятиях было установлено, что аутсорсинг НиИД в большей степени осуществляют «ненаукоемкие» предприятия в экономически благополучных отраслях: промышленности строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности и др. Это сопровождается невысоким спросом на НиИД, осуществляемые по аутсорсингу: процент затрат на сторонние организации не выше 0,7% от выручки. Чаще всего указываются следующие препятствия по развитию аутсорсинга НиИД: отсутствие побудителей к заказу НиИД в государственном секторе науки, информационный вакуум, который свидетельствует о недостаточной связи промышленности и науки.

Относительно недавней тенденцией, появившейся за прошедшие несколько лет, стало увеличение затрат на НиИД, производимых крупным бизнесом. Фирмы организуют свои научно-исследовательские отделы или институты, в частности скупая отраслевые НИИ. Кроме того компании увеличивают расходы для научно-исследовательских проектов, реализуемых в ВУЗах и на предприятиях государственного сектора науки. О таких процессах можно говорить из разрозненных информационных источников о деятельности различных крупных компаний. Бывает это фирмы, которые пытаются выйти на мировые рынки. Для них отчетность является более полной [].

В целом можно констатировать, что инновационная инфраструктура ВУЗов является важным элементом национальной инновационной системы []. В России в настоящее время формирование инновационной инфраструктуры в ВУЗах не завершено. Основным недостатком имеющейся инновационной инфраструктуры в ВУЗах является отсутствие механизмов, концентрирующих имеющийся научно-технический потенциал направленных на инновационное преобразование экономики. Так, например, экспериментальное производство более свойственно техническим ВУЗам в силу их специализации. И технические ВУЗы занимают лидирующие позиции практически по всем показателям инновационной инфраструктуры, являясь более инновационно-активными, чем классические университеты, гуманитарные и медицинские ВУЗы.

1.3. Анализ структуры и развитие моделей инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах

Основополагающей задачей государственной политики в сфере ВПО является увеличение доступности качественного образования, отвечающего современным потребностям общества и каждого гражданина и требованиям для инновационного развития экономики [,]. Высшая медицинская школа в России является одним из наиболее активных и значимых субъектов в мировом образовательном пространстве. В качестве основой задачи этой школы выступает академическая триада - единство образования, науки и клинической практики [].

На данном этапе было проанализировано около 30 из 56 медицинских и фармацевтических ВУЗов. Анализ инновационной инфраструктуры позволил сформулировать следующие основные компоненты ее структуры:

- Научно-исследовательские институты и лаборатории

- Инфраструктура подготовки кадров и повышения квалификации (научно образовательные центры (НОЦ)

- Центры коллективного пользования

- Центры охраны интеллектуальной собственности

- Отделы трансфера технологий

-Технологические площадки (технопарки, экспериментальные площадки и опытные производства)

- Центры коммерциализации проектов (ЦКП)

- Малые инновационные предприятия (МИПы)

Научно-исследовательские институты и лаборатории выполняют функцию базовых научно-исследовательских центров по стратегически важным направлениям развития университета. Научно-исследовательские институты и лаборатории становятся базовыми площадками для разработки и апробирования организационных и экономических моделей инновационного университета.

Инфраструктура подготовки кадров имеет задачу создания и реализации программы подготовки и повышения квалификации инновационно-ориентированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства. Образовательная зона медицинских и фармацевтических ВУЗов образуется из входящих в нее учебных институтов и факультетов, института дополнительного профессионального образования, института дистанционного образования. Указанные структуры ведут подготовку кадров и занимаются повышением квалификации кадров, в том числе и в области предпринимательской деятельности. Учебно-научные лаборатории, которые функционируют в составе институтов и факультетов, как и научно-образовательные центры и ЦКП, с одной стороны, работают на обеспечение учебного процесса, а с другой стороны, поддерживают научную составляющую инновационной деятельности университета [].

Неотъемлемым компонентом инновационной инфраструктуры ВУЗа является организацияцентров коллективного пользования. Они выполняют важную задачу - создают возможность выполнения исследований широкому кругу ученых и научных коллективов на современном оборудовании и способствуют инновационному развитию ВУЗа.

Центры коллективного пользования располагают помещениями с необходимым лабораторным оборудованием для организации исследовательских работ сотрудниками МИПов.

Центры коллективного пользования могут создаваться в рамках федерального проекта «Университетские технопарки в инновационной среде региона». Например, в ТверГМА был создан Центр коллективного пользования, который включает в себя 25 лабораторий ВУЗов, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий города и области.

Во всех медицинских и фармацевтических ВУЗах в том или ином виде функционируютцентры охраны интеллектуальной собственности (отделы интеллектуальной собственности, инновационной деятельности и внедрения). Они оказывает помощь и поддержку по вопросам патентования, сертификации, консультации сотрудников, преподавателей, студентов о возможности внедрения интеллектуальной собственности в практику и последующей коммерциализации.

Например, на базе СибГМУ организована работа Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности.

Отделы трансфера технологий.Трансфер технологий – процесс передачи результатов исследований и разработок, знаний для какого-либо использования. Целями передачи может быть коммерческое использование этих результатов (в производстве товаров и услуг, привлечение дополнительных ресурсов для дальнейших исследований и разработок и др.), а также некоммерческое использование (поиск новых направлений исследований, распространение и обмен знаниями и т.д.).

Отделы трансфера технологий призваныреализовать продвижение и коммерциализацию результатов НИОКР до стадии промышленного образца путем организации работы инновационной инфраструктуры университета (МИП, НОЦ и другие инновационные структурные подразделения). Они обеспечивают содействие авторам-разработчикам на всех этапах инновационно-внедренческого процесса, включая взаимодействие с реальным сектором экономики и практическим здравоохранением, обеспечивают проведение комплексной экспертизы коммерческого потенциала результатов научно-технической деятельности университета (проведение технологического аудита) с целью выявления наиболее перспективных инновационных разработок для рынка [].

В настоящее время создание отделов трансфера технологий является общей тенденцией во многих медицинских ВУЗах, в том числе за счет активной реорганизации имеющихся структурных подразделений. Для примера, в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) центры трансфера созданы в качестве отдельных организаций или структурных подразделений. Его первые центры полностью финансировались из федерального бюджета, однако в последующем происходило успешное сотрудничество центров трансфера технологий с органами власти и бизнес-структурами. В Первом МГМУ имени И.М. Сеченова создана развитая инфраструктура научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленная на коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, а также их выводу на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Одним из инструментов, осуществляющих взаимодействие научных, образовательных организаций и бизнеса в сфере инноваций является формированиетехнологических платформ. Технологические платформы, нацелены на развитие науки, повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы и технологий, что предусмотрено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Технологические платформы направлены на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий и новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества) []. Технологические платформы характеризуют стадию доконкурентных исследований, которые имеют характер фундаментальных разработок.

Механизм организациималых инновационных предприятий (МИП) позволил ВУЗам углубить сотрудничество и стратегическое партнерство с промышленностью, другими секторами экономики в области подготовки кадров и научных исследований на всех этапах жизненного цикла инноваций. Принятие Закона № 217-ФЗ создало основу для формирования экономического и правового механизма стимулирования государственных ВУЗов и научных организаций продвигать созданные научные результаты на рынок, участвовать в управлении создаваемых с их участием хозяйственных обществ [].

Университетский технопарк с технопарковой зоной. Примером университетского технопарка является технопарк Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, который включает инновационные площадки с возможностью пользования ресурсами, малые инновационные предприятия, а кроме того научно-производственный блок, в который входят научно-производственные, опытно-технологические участки и опытно-производственные участки, позволяющие внедрять интеллектуальную собственность.

В подструктуру технопарка входит информационно-аналитический отдел, который занимается информационной поддержкой и обеспечивает взаимодействие с другими центрами инновационного развития (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Торгово-Промышленной палаты, Министерства образования и науки Российской Федерации, бюджетными научными и образовательными учреждениями).

Кроме того в МГМУ имеется выставочный конгресс-центр, осуществляющий проведение выставочных мероприятий по вопросам и проблемам развития науки, а также проведением различных симпозиумов, круглых столов и телемостов и консультационный отдел, занимающийся консультированием по вопросам сотрудников МИП в области менеджмента, маркетинга, финансового планирования.

В Тюменском государственном медицинском университете (ТюмГМУ) технопарк является базовым подразделением инновационной инфраструктуры. Его структура включает в себя подразделения, охватывающие полный спектр технико-внедренческой деятельности. Он осуществляет полный цикл работ по внедрению разработок от их выявления и оценки до вывода на рынок продуктов или услуг. Технопарк работает с созданными им 19 малыми инновационными предприятиями [].

ДеятельностьЦентров коммерциализации проектов (ЦКП) направлена на привлечение финансирования различного уровня к выполнению НИОКР (от идеи до стадии серийного производства). Этот отдел осуществляет взаимодействие с финансовыми организациями, которые осуществляют трансфер научных разработок практику. Отделы сопровождения грантовой деятельности осуществляют поддержку авторов-разработчиков относительно инновационно-внедренческого процесса с целью привлечения финансирования на различных уровнях и из различных источников, кроме этого осуществляют помощь в оформлении документации для конкурсов, выполнении и представлении научных и финансовых отчетов по грантам и контрактам. Координируют проведение маркетинговых исследований по инновационным разработкам/технологиям с целью формирования стратегии коммерциализации и разработки коммерческих предложений потенциальным партнерам, а также обеспечивают осуществление рекламно-выставочной деятельности с целью продвижения инновационных разработок на российский и международный уровни.

Рассмотренные структурные компоненты инновационной структуры медицинских и фармацевтических ВУЗов можно представить в виде таблицы 3.

Таблица 3.

Компоненты инновационной инфраструктуры медицинских и фармацевтических ВУЗов на разных этапах инновационного цикла

Генерации новых идей и разработок

Продвижение и коммерциализация разработок

Внедрение

Промышленное масштабирование

НИИ

Исследовательские лаборатории

Центры коллективного

пользования

 

Центр трансфера технологий

Отдел коммерциализации

Отдел охраны интеллектуальной собственности

Управление стратегического развития и экспертно-аналитического обеспечения

площадки

Внедренческий центр 

Центральные научно-исследовательские лаборатории

 

МИПы

Технопарки

Экспериментальные площадки и опытные производства

Образовательный компонент в сфере инновационного предпринимательства

Учебные институты и факультеты, институт дополнительного профессионального образования, учебные лаборатории, НОЦ

Инвестиционная инфраструктура

Бюджетные средства федеральных и региональных инновационных программ

Средства заказчиков

Региональные венчурные фонды

Российская венчурная компания

Посевные и стартовые фонды

Основным системным и неустранимым недостатком коммерциализации разработок в области медицины, биотехнологий и фармтехнологий в России и мире является длительный путь от появления новых идей до выпуска на рынок товаров и услуг. Этот недостаток обусловливается в первую очередь спецификой медицинского направления (клиническая апробация, регистрация новых технологий и способов лечения и др).

Это хорошо видно на примере модели разработки лекарственных средств и инновационных биофармацевтических продуктов, которые регулируются как лекарственные средства, начиная с самых ранних биофармацевтических продуктов вышедших на рынок в середине 1980-ых гг., разработка которых базировалась на доказательных принципах и использовании результатов фундаментальной научной деятельности университетов и исследовательских институтов того времени []. И мы видим, что, несмотря на это, большую часть себестоимости лекарственного средства по-прежнему составляют расходы на маркетинг.

Разработка нового лекарственного средства, как правило, начинается с установления молекулярной мишени, ассоциированной с какой-либо патологией.

Исследования мишени проводятся в университете или исследовательском институте и, в большинстве случаев, финансируются научным или медицинским грантовым фондом или же фармацевтической корпорацией. Следующая стадия разработки – проведение пред-клинических исследований (pre-clinical trials, ПКИ). Основная цель ПКИ – создание собственно лекарства, т.е. молекулы, оптимизированной для оказания нужного действия на выбранную мишень в условиях организма человека. Все исследования, проведенные в рамках биофармацевтических препаратов ПКИ, являются оценочными и не могут служить для точного предсказания итоговой эффективности препарата. По срокам могут проходить 3.5 – 4.5 года, и медианная стоимость на 2010 г. составляет порядка $2.3 млн.

Данная стадия является чрезвычайно рисковой с точки зрения инвестиций, т.к. в начале ПКИ отсутствует доказательство функции препарата даже in vitro. По этой причине в настоящее время ПКИ в основном финансируются средствами специальных грантовых фондов, самих университетов и в партнерствах с крупными компаниями.

Следующая стадия разработки – проведение предклинических исследований (pre-clinical trials). Основная цель ПКИ – создание собственно лекарства, т.е. молекулы, оптимизированной для оказания нужного действия на выбранную мишень в условиях организма человека. Основные стадии ПКИ включают скрининг химических библиотек (в современных условиях часто скринируется более 1 млн. химических соединений), оптимизацию выбранных соединений (т.н. хитов, hits),

Следующей стадией разработки лекарственного средства является проведение клинических исследований (КИ). Традиционным является разделение КИ на фазы, каждая из которых является более масштабной, детальной и дорогой, чем предыдущие. Стандартная классификация подразумевает 6 таких фаз (фазы 0-V), однако наиболее часто встречаемыми являются фазы I-III.

Рассмотрим каждую из фаз в отдельности. К нулевой фазе относится т.н. исследования биодоступности препаратов. Они проводятся на здоровых добровольцах, целью является определение концентрации препарата в крови человека в зависимости от формы введения. Фаза 0 характеризуется низкой стоимостью и малым числом исследователей, необходимых для ее проведения. Важно, что дозы, применяемые в фазе 0, настолько малы, что по определению не могут иметь терапевтического эффекта. Таким образом, она не дает никаких данных об эффективности и безопасности препарата. Очень часто фаза 0 пропускается, т.е. совмещается с фазой I.

Фаза I предназначается для оценки безопасности, токсичности, фармакокинетики и фармакодинамики препарата в организме человека. Как правило, когорту фазы I составляют 20-100 здоровых добровольцев, однако в некоторых случаях допускается и использование пациентов, диагностированных заявленным в брошюре КИ заболеванием. Как правило, начиная с фазы I к работе над клиническими исследованиями привлекаются операторы КИ, компании по контрактным исследованиям (CRO, contract research organizations). Исследования фазы I проводятся с постепенным повышением дозы (dose-escalating study), а также включают исследования по совместимости препарата с приемом жидкости и пищи. Ключевым результатом фазы I является получение заключения об уровне токсичности препарата для организма человека, и, как следствие, о разрешенном диапазоне доз для определения терапевтического эффекта в фазе II. Как правило, стоимость исследований фазы I не превышает $10 млн.

В фазе II проводятся исследования эффективности препарата для выбранной нозологии. Как правило, привлекается небольшая группа пациентов (50-200 чел., менее 10 чел. для орфанных нозологий). Помимо демонстрации эффективности препарата, в фазе II продолжается оценка его безопасности, а в случае наличия данных о стратификации пациентов по уровню метаболизма препарата проводятся генетические исследования6. Часто исследования фазы II подразделяют на две под-фазы - IIa и IIb. Целью первой является установление оптимальной дозировки препарата, второй – доказательство эффективности. Некоторые исследователи предполагают, что исследования второй фазы в текущей практике недостаточны и их следует проводить в больших объемах, и исключительно на случайных, высокорандомных выборках пациентов. Большинство препаратов, попадающих в клинические исследования, отметаются именно на фазе II: по состоянию на 2010 год, фазу II успешно преодолевало не более 18% попавших в неё препаратов14, в то время, как в фазе III и в процессе подачи досье препарата в регулирующие органы, отметается не более 30% .

Основными причинами провала клинических исследований в фазе II являются недостаточная эффективность (66%) и опасения по поводу безопасности препарата (21%). Стоимость исследований второй фазы варьирует в зависимости от нозологии (так, исследования по онкологическим заболеваниям могут стоить в десятки раз дороже, чем остальные), но, как правило, находится в пределах $10-50 млн. Фаза III представляет собой мультицентровые исследования, целью которых является доказательство эффективности лекарства для терапии конкретного заболевания. Ключевым результатом фазы III является демонстрация большей клинической или экономической эффективности препарата по сравнению с существующими аналогами. Такие исследования проводятся на широких, статистических достоверных мультирасовых выборках пациентов (как правило более 1000 пациентов для распространенных нозологий), и могут продолжаться даже после одобрения препарата регулятором (т.н. «фаза IIIb»).

Исследования третьей фазы являются наиболее дорогостоящими и могут оцениваться более чем в $200 млн. В среднем с момента открытия молекулы в лаборатории до одобрения ее в клинической практике проходит от 10 до 15 лет. Столь долгий срок разработки лекарства может быть в ряде случаев сокращен, если выпускаемое лекарство способно вылечить смертельно больных людей.

Такие лекарства проходят по так называемому ускоренному пути (Fast Track), поскольку позитивный эффект такого лекарства перевешивает потенциальные риски.

Однако, стоимость разработки новых лекарственных средств непрерывно растет. Согласно исследованию, опубликованному в 2003 г., средняя стоимость разработки лекарственного препарата до утверждения FDA составляла $403 млн, а с учетом 11% ставки дисконтирования общая стоимость выведения препарата на рынок составляла $802 млн. Качественная и глубокая оценка стоимости разработки лекарственных средств имеется по состоянию на 2010 г. Согласно этим данным, расходы на год клинических исследований фазы I составляют в среднем $17 млн, год фазы II - $34 млн, год фазы III - $17 млн на препарат. По состоянию на сегодняшний день медианная стоимость разработки лекарственного препарата составляет $1.7 млрд.

Таким образом, стоимость разработки растет значительно быстрее инфляционных процессов. Это заставляет крупные фармацевтические компании принимать некооперативные модели поведения и резко повышать цены, что, в свою очередь, приводит к снижению числа новых лекарств, вводимых в практику регуляторами.

Это создает существенные риски для организаций, осуществляющих финансирование. Поэтому достаточно проблематичным является установление связи между научными разработками, бизнесом и рыночным продуктом при реализации инновационной деятельности в медицинском вузе. Во многих случаях в медицинских ВУЗах положение усугубляется отсутствием ряда компонентов инфраструктуры, в частности подразделений, отвечающих за трансфер технологий, коммерциализацию разработок, управления интеллектуальной собственностью.

Выводы по первой главе:

По результатам рассмотрения, аспектов функционирования системы инновационной деятельности в России и исследования процессов финансирования научной и инновационной деятельности систематизированы основные этапы развития систем финансирования и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

Приведена и обоснована взаимосвязь науки и инновационной деятельности, исследован генезис развития науки и инновационных процессов в России.

Рассмотрены основные механизмы и инструменты финансирования научной и инновационной деятельности в современной России.

Проведен комплексный анализ научной и инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах.

Отражена необходимость проведения системных мероприятий с применением полидисциплинарных комплексов образовательных и научно-технологических проектов, по развитию инфраструктуры поддержки научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических ВУЗах.

Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что общим для медицинских и фармацевтических ВУЗов является присутствие в том или ином виде элементов инновационной инфраструктуры. Различие же между конкретными ВУЗами заключается в том, что в них по-разному осуществляется интеграция этих элементов. Хотя во всех, а особенно в крупных ВУЗах должны быть централизованные подразделения, выполняющие вышеперечисленные функции.

ГЛАВАII.Структура и практические аспекты финансирования региональной научно-инновационной инфраструктуры (на примере Республики Башкортостан и Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ)

2.1.Организационная структура и инструментарий региональной поддержки научно-инновационной инфраструктуры

Развитие отечественной медицинской науки может проводиться лишь в контексте усиления научно-технологических платформ, организованных на основе инновационной инфраструктуры с передовым оснащением, скрепленных едиными логистическими отношениями и технологическим алгоритмом, укомплектованных кадрами высокого профессионального уровня биомедицинского и биотехнологического профилей. Для этого требуется формирование [,]:

- научно- образовательно-производственных кластеров, объединяющих научно- исследовательские лаборатории;

- факультетов и кафедр ведущих ВУЗов, выпускающих специалистов соответствующей квалификации и профиля;

- клиник научно-исследовательских центров и ВУЗов;

- производственно-технологических баз на предприятиях, имеющих различную форму собственности.

В свою очередь, это позволит:

- объединить значительное число высококвалифицированных специалистов – инженеров, ученых, технологов и неизменно производить пополнение кадрового ресурса, тем самым обеспечивая молодых специалистов рабочими местами;

- сделать привлекательнее практические разработки идей для участников бизнеса;

- эффективнее решать задачи, имеющие отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности.

При этом наиболее актуально стоит вопрос о региональном развитии и совершенствовании материально-технической базы медицинских и фармацевтических ВУЗов с целью достижения максимально эффективного результата от совмещения образовательной, научной и производственной деятельности [].

Республика Башкортостан является одним из первых регионов России, где последовательно разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание региональной инновационной системы, проводится активная работа по созданию инновационной инфраструктуры, развитию принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, созданию рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности.

Основными элементами создаваемой системы поддержки малых и средних предприятий в Республике на сегодняшний день являются: Центр трансферта технологий, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, направленный на финансирование перспективных инновационных проектов, Центр кластерного развития республики, ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» [].

На сегодняшний день в Республике Башкортостан инновационную продукцию выпускают около 110 предприятий. В научной сфере действуют более 60 организаций, в первую очередь научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские подразделения крупных промышленных предприятий, конструкторские организации и другие организации.

Фундамент государственного сектора науки представлен учреждениями Уфимского научного центра Российской академии наук и Академии наук Республики Башкортостана, а также государственными ВУЗами и научно-исследовательскими институтами.

Центральные положения о государственном регулировании инновационной деятельности представлены в Законе Республики Башкортостан "Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан" [].

Функционирует Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики.

Принципиальные направления поддержки инновациям заложены в Региональной стратегии по инновациям. Республиканская целевая инновационная программа Республики Башкортостан заключает в себе совокупность программных мероприятий, ориентированных на создание основ для инновационной деятельности, поддержку инновационной активности населения, организацию структур кооперации науки и производства.

В Республике действует «Концепция кластерной политики Республики Башкортостан» - документ, отражающий концептуальные основы реализации республиканской кластерной политики.

В научно-технической области успешно применяется программно-целевые отношения. Государственные научно-технические программы в Республики Башкортостан проводятся по значимым направлениям научных исследований для внедрения их результатов в реальные экономические и социальные отношения республики. К ним относятся программы "Поволжье" (Российский фонд фундаментальных исследований), "Урал: история, экономика, культура" (Российский гуманитарный научный фонд).

В республике выдаются гранты для молодых ученых и для молодежных научных коллективов в контексте государственной поддержки и содействия их научной активности по значимым и приоритетным направлениям как фундаментальных, так и прикладных исследований.

Ситуация в сфере инноваций в республики заключается в том, что существуют значительные технологические возможности, хорошая научно-производственная база по разным секторам экономики, а также имеются высокопрофессиональные научные и инженерные кадры. Вместе с тем, недостаточно реализованы производственные инновации. Необходимыми условиями для развития инновационной сферы в Республике Башкортостан являются:

- наличие идей и мобильность их носителей;

- снятие инженерных инфраструктурных ограничений;

- материальное обеспечение инноваций;

- развитие кадрового потенциала;

- инновационная инфраструктура.

Несмотря на предпринимаемые меры, в республике Башкортостан, также как и в России, продукция, выпускаемая на многих предприятиях, не обладает конкурентными преимуществами, доля инновационной продукции незначительна. При этом сохраняется также и сырьевая направленность экономики.

В сложившемся положении для инновационной сферы не может быть обеспечен технологический прорыв и в свою очередь значительное ускорение темпов экономического развития в Республике Башкортостан.

Однако, исходя из опыта других государств, известно, что за счет инноваций доля прироста валового внутреннего продукта может достигать 75%. При этом один процент прироста валового внутреннего продукта сопровождается 0,7%-ным приростом доходов бюджета.

Для решения ключевой задачи по устойчивому экономическому росту в Республике Башкортостан на основе консолидации и координации имеющихся ресурсов и усилий требуется укрепление научно-производственных связей.

Определены следующие приоритетные направления научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан:

- информационно-телекоммуникационные технологии;

- авиационно-космические и транспортные системы;

- технологии живых систем;

- энергетика и энергосберегающие технологии;

- производственные системы;

- технологии рационального природопользования;

- сельское хозяйство.

2.2.Практические аспекты и функциональные особенности построения системы финансирования научной и инновационной деятельности

В последнее время в Российской Федерации региональная материальная база научных исследований была существенно обновлена, в том числе в рамках проектов по поддержке национальных исследовательских университетов, центров коллективного пользования научным оборудованием и других объектов по развитию исследовательской и инновационной инфраструктуры. Однако наряду с положительными аспектами приборного оснащения в целом не решен ряд вопросов по обеспечению эффективного использования поставленного оборудования в связи с высокими затратами на его содержание, а также на расходные материалы для проведения исследований, которые внутри страны, как правило, не производятся. Кроме того, в целом не решена задача подготовки квалифицированных кадров для работы на приобретенном современном оборудовании. Вследствие указанных обстоятельств уровень загрузки научного оборудования остается недостаточно высоким. Приходится констатировать, что реализованные мероприятия по обновлению материальной базы в краткосрочном аспекте не привели к существенным позитивным сдвигам в результативности ВУЗовской науки.

Опираясь на данные мониторинга сети центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП), осуществляемого«Российским научно-исследовательским институтом экономики, политики и права в научно-технической сфере»(РИЭПП) в интересах Минобрнауки России, представляется возможным рассмотреть основные параметры ресурсного потенциала ВУЗовской сети ЦКП, в том числе в контексте сравнительного анализа с объектами научной инфраструктуры академической науки и ряда Федеральных Государственных Унитарных Предприятий (ФГУП) научного профиля. Следует отметить, что охваченная мониторингом выборка ЦКП ВУЗовской, академической и отраслевой науки не является исчерпывающей, но вполне репрезентативной (например, на Интернет-сайте www.ckp-rf.ru представлены основные сведения о 406 центрах). 

Вопрос о развитии объектов, относимых к категории уникальных, для ВУЗовской науки требует отдельной проработки. Принципиальные решения заключаются в следующем: либо создавать в ведущих вузах собственные уникальные стенды и установки, либо усиливать научную инфраструктуру, функционирующую в режиме коллективного пользования. Выбор того или иного варианта (включая смешанный) будет обусловлен научной активностью самих ВУЗов.

В то же время уникальные научные инструменты мирового уровня вряд ли могут и должны находиться в ведении только ВУЗов. Принадлежность ВУЗам оборудования, имеющего региональную, отраслевую и даже национальную уникальность вполне обоснована. Тем не менее, как и в случае с неуникальным оборудованием, уникальные стенды и установки должны быть результативно использованы.

В целом развитие медицинской и фармацевтической ВУЗовской науки, в том числе поддержание и расширение ее кадрового состава, развитие материальной базы научных исследований, непосредственно связано с наличием устойчивого объема финансирования исследований и разработок за счет внешних и внутренних источников. Как правило, ВУЗы очень неохотно расходуют собственные средства на исследования и разработки, предпочитая выступать в роли обычного исполнителя работ от заказчиков с внутреннего рынка НИОКР. Ниже будут рассмотрены и оценены современные возможности ВУЗов по привлечению дополнительных объемов финансирования научной деятельности, а также представлены результаты анализа реализации таких возможностей.

Наряду с такими традиционными показателями результативности ВУЗовской науки, как публикационная, патентная активность, финансовые показатели исследовательской деятельности в ВУЗах являются не менее важными []. Следует отметить, что в настоящее время официальной статистикой не выделяется вклад ВУЗовской науки в общее число публикаций российских исследователей, в том числе в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, а также удельный вес в общем количестве патентов. В условиях дефицита информации о значениях традиционных показателей результативности мы рассмотрим подробнее рыночные ниши и финансовые достижения для науки в системе ВПО в целом и в системе медицинских и фармацевтических ВУЗов, в частности [].

Внутренний рынок НИОКР, в котором ВУЗы выступают в качестве участников, условно может быть разделен по виду источников финансирования на два сектора: бюджетный сектор, в котором средства бюджетов федерального и регионального уровней, выделяемые на исследования и разработки распределяются согласно условиям открытого конкурса, а также предпринимательский сектор. В то же время указанные сектора сильно отличаются по уровню развития и емкости [].

Доля ВУЗов в бюджетном сегменте рынка НИОКР, в котором доминируют фундаментальные исследования, является достаточно существенным. Отчасти это обусловлено объемами государственного задания ВУЗам на выполнение НИР, государственными программами и проектами, ориентированными исключительно либо преимущественно на ВУЗы, а также узким кругом организаций-конкурентов, как правило, представленным теми же государственными ВУЗами и научными организациями, в том числе государственных академий наук либо подведомственными федеральным органам исполнительной власти [].

Так, на примере Республики Башкортосна, наличие государственной поддержки инновационной деятельности позволила достичь следующих результатов:

- впервые за последние 6 лет переломлена тенденция снижения численности персонала, выполняющего исследования и разработки (в 2011 году - 8,3 тыс. чел. против 8,0 тыс. чел. в 2008 году (без учета занятых в малом бизнесе);

- количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в 2011 году увеличилось на 33,8% [].

Развитию инновационной сферы необходимо способствует деятельность различных объектов инфраструктуры, таких, например как Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан, Центр трансфера технологий Академии Наук Республики Башкортостан (АН РБ), технопарк "Медтехника", НПНП "Технопарк авиационных технологий", инновационный центр "Технопарк БашГУ", региональный аналитический Центр коллективного пользования уникальным оборудованием Уфимского Научного Центра РАН и АН РБ "Агидель", технопарк НПО "ХТЦ УАИ", и др.

Основополагающим ориентиром для развития инновационной деятельности является увеличение к 2020 году процента инновационной продукции на республиканских предприятий до 30%.

В Республике Башкортостан, разработана и утверждена программа направленная на развитие фармацевтической и медицинской промышленности в регионе, в том числе с учетом инновационного направления, а также формирование условий для интенсивного развития фармации, медицины и биотехнологии, повышение конкурентоспособности и увеличение объёмов продукции российского производства на международном и отечественном рынках на основе объединения образовательных и научных учреждений, разработчиков, производителей лекарственных средств и медицинской техники [].

Выделенные направления предполагают совершенствование и развитие законодательной базы, методов и способов внедрения инновационных технологий, финансовой поддержки со стороны государства и венчурного финансирования, усиление эффективности взаимоотношений малого и крупного бизнеса в области инноваций, развитие бизнес-инкубаторов и технопарков []. Несмотря на то, что предпринимательский сектор НИОКР в ВУЗах представлен в основном невысокими по стоимости разовыми научными работами (их стоимость часто составляет менее 1 млн. руб.), которые сложно отнести к прикладным или фундаментальным научным исследованиям. Масштабные научные проекты, реализуемые в предпринимательском секторе, в которых принимают участие ВУЗы, не имеют широкого распространения.

В настоящее время зарубежный рынок НИОКР представляет собой интеграцию различных механизмов поддержки инициативных проектов со стороны различных фондов (в частности, Fulbright, DAAD и пр.) и затрагивает по большей части научные коллективы и индивидуальных исследователей, а не на организации, в числе которых и ВУЗы [].

Программы международных исследовательских проектов, рассчитанные на участие консорциумов организаций разных стран, немногочисленны. Они главным образом направлены на организации, выступающие резидентами государств, которые осуществляют финансирование программ. Для примера, на правах соисполнителей, российские ВУЗы могут участвовать в рамках 7-й Рамочной Программы Евросоюза []. Вместе с тем, как ясно из существующей практики, интеграция российских участников в проекты Программы затруднена, а объемы финансовой поддержки малы в сравнении с долей участия ВУЗов в бюджетном секторе внутреннего рынка НИОКР. Международные программы TEMPUS, ERASMUS предназначены для ВУЗов, однако не предполагают научно-исследовательскую составляющую. Для российских ВУЗов весьма проблематично участие в конкурсах по выполнению НИОКР при осуществлении государственных закупок иностранных государств.

В настоящий момент эффективная деятельность ВУЗов на международном рынке НИОКР может происходить только при наличии зарубежного партнерства и заказов со стороны крупных зарубежных компаний. В качестве партнера может выступать например, университет [].

В международном информационном пространстве российские ВУЗы остаются малозаметными в связи с минимальным количеством публикаций на иностранных языках. Во многом это связано с незнанием профессорско-преподавательским составом иностранных языков на уровне, достаточном для подготовки статей в высокорейтинговые журналы, в том числе индексируемые в базе данных Web of Science.

2.3. Результаты, критерии эффективности, анализ рисков

Ключевым инфраструктурным инструментом консолидации деятельности в области фармацевтической и медицинской промышленности послужило создание в Республике Башкортостан «Кластера фармацевтической и медицинской промышленности Республики Башкортостан» [,].

Кластер представляет собой практическое объединение предприятий, научных и образовательных учреждений, способных обеспечить «полный цикл» разработки новых и инновационных продуктов в фармации и медицине - от фундаментальных исследований и развития новых отраслей науки, через создание экспериментальных серий и их испытаний, до производства и дистрибуции, а так же способных стимулировать развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, создать условия для разработки, производства и внедрения результатов интеллектуальной деятельности в фармации, медицины и биотехнологии, а также повышение инвестиционной привлекательности региона.

Деятельность участников кластера направлена на развитие фармацевтической и медицинской промышленности в регионе, в том числе с учетом инновационного направления, а также формирование условий для интенсивного развития фармации, медицины и биотехнологии, повышение конкурентоспособности и увеличение объёмов продукции российского производства на международном и отечественном рынках на основе объединения образовательных и научных учреждений, разработчиков, производителей лекарственных средств и медицинской техники.

Участники кластера и программа развития – Приложение 1.

Отчет о НИР БГМУ – Приложение 2.

В целях содействия инициативным проектам научных исследований, созданы фонды поддержки научной и научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации []. Однако следует отметить что фундаментальные научные исследования в Республике Башкортостан, как и в целом по России - финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Проанализировавв форматеSWOT - анализа действующуюструктуру и модель финансирования региональной научно-инновационой инфраструктуры в разрезе медицинской и фармацевтической промышленности,можно констатировать, что:

Сильной (S) стороной является проработанное, обоснованное, динамически трансформируемое в зависимости от внешних условий и обеспеченное финансовыми ресурсами законодательство:

- закон "Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан".

- «Программа развития медицинской и фармацевтической промышленности Республики Башкортостан».

- «Долгосрочная целевая инновационная программа Республики Башкртостан».

Наличие развитой и сбалансированной структуры предприятий и учреждений, способных обеспечить «полный цикл» разработки новых и инновационных продуктов в фармации и медицине - от фундаментальных исследований до производства и дистрибуции.

Возможностями (W) является действующая«Программа развития фармацевтической и медицинской промышленности Республики Башкортостан в рамках БиоМедФарм кластера».

Слабой стороной(O) является неисполнение декларируемых требований законов и программ развития.

Угрозой (T) представляется сокращение абсолютных объемов финансирования фундаментальных исследований, сокращение их задела и соответствующей базы для развития НИОКР.

Выводы по второй главе:

Описана организационная структура и инструментарий региональной поддержки научно-инновационной инфраструктуры на примере конкретного региона. Приведенный анализ показал, как высокая концентрация специализированных научно-исследовательских лабораторий, наличие портфеля оригинальных разработок, находящихся на разных стадиях “жизненного цикла”, позволяет рассматривать Республику Башкортостан, в качестве примера региона, на территории которого могут и развиваются наукоемкие и инновационные проекты в сфере медицины и фармакологии.

Отражены практические аспекты финансирования научных и инновационных проектов в опорном учреждении высшего медицинского образования регионаФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет».

Проведен SWOT-анализ качественных характеристик, отраженных в нормативно-правовых документах, регламентирующих финансирование науки и инновационных разработок региона, оценена заложенная в них финансовая стратегия.

Таким образом, развитие сети инновационных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, сформированных по кластерному принципу, способны на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему ВУЗовской науки и отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие объединения (кластеры) должны обеспечить формирование компетенций, трансфер знаний и технологий между академической и ВУЗовской наукой, промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и бизнесом. Послужить местом притяжения и консолидации финансовых потоков.

ГЛАВАIII.Разработка и реализация проектно-практических рекомендаций по актуализации системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах

3.1. Реализация методологического подхода, в рамках разработки концепции актуализации системы финансирования научной и инновационной деятельности

Методологический подход - это методологическая ориентация исследования (или точка зрения) на объект изучения, принципы и основы общей стратегии исследования.

Известны методологические подходы: диалектический, метафизический, аналитический и синтетический, количественный, качественный, целостный, статистический и динамический, (вероятностный), диахронический и синхронический, информационный и энергетический, эвристический, алгоритмический и другие [].

Кроме того, методологические подходы могут быть распределены  согласно предметной классификации, основанной на типологии объектов изучения. Термин «методологический подход» применяется на всех этапах методологического анализа. В отдельных случаях такой подход заключает в себе стратегические принципы, в других - мировоззренческую позицию.

Иногда методологический подход выступает как совокупность приемов и процедур, определяющих условия и форму различных принципов. Поэтому в конкретных исследованиях при выполнении условий адекватности подходов поставленным задачам исследования может быть реализована целая группа подходов (если, конечно среди них нет взаимоисключающих).

Среди понятий методологии систем и процессов управления важными также являются: «объект исследования», «предмет исследования», «эмпирическая область» []. Познавательная ситуация - широкая характеристика познавательной деятельности и условий ее осуществления, охватывает процесс научного исследования в его целостности и дает возможность осуществить необходимую декомпозицию, связи между декомпозиционными элементами и механизм их взаимосвязи. Включает познавательную трудность, породившую данную ситуацию как разрыв между поставленной проблемой и недостаточностью имеющихся для ее решения научных средств, требования к продукту, который должен быть получен в результате исследования, и средства организации и реализации научного исследования.

Объект исследования в методологическом смысле - это объективная реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах научными изысканиями. Достигается путем выявления устойчивых и необходимых связей явлений в данной области. Тесно связан с определением исследовательской задачи или научной проблемы. Подход к объекту исследования как к системе предполагает выявление в нем структуры, различных типов связей, способов взаимодействия и других системных элементов.

Целью данного параграфа, является определение методологических подходов к решению проблемы формирования и адаптациисистемы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических ВУЗах.

В соответствии с официальной статистической методологией выделяют следующие виды инноваций:

- технологические (продуктовые и процессные);

- маркетинговые;

- организационные.

В дополнение к существующей классификации инноваций предлагается в составе технологических выделять медико-технологические инновации (т.е. технологические инновации, направленные на достижение медицинских эффектов). Среди медико-технологических инноваций целесообразно выделить успешные (имеющие доказанный медицинский эффект), остановленные (по причине недостатка ресурсов и т.п.), продолжающиеся (предполагающие медицинский эффект и имеющие необходимые ресурсы для реализации) инновации.

Финансирование научной и инновационной деятельности в системе ВПО в целом и в системе медицинских и фармацевтических ВУЗов, в частности представляет собой сложный многостадийный процесс, в котором принимает участие множество субъектов, организаций и институтов.

Роль и значимость каждого из них изменяется в соответствии с формой и стадией развития научной разработки или инновационного проекта.

Между этими элементами выстраиваются отношения по поводу получения необходимых финансовых ресурсов и их предоставления, что приводит к формированию между ними определенных взаимосвязей, поддерживаемых посредством финансовых механизмов.

Таким образом, финансирование научной деятельности ВУЗа осуществляется в рамках определенной системы, которую можно назвать системой финансирования научной и инновационной деятельности (СФНИД) [].

Под системой финансирования научной и инновационной деятельности СФНИД следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании.

СФНИД можно рассматривать как отношения по поводу получения необходимых финансовых ресурсов для трансформации идей и знаний в конечные продукты и внедрение их в практическую деятельность. Однако мы уже говорили о том, что НиИД в медицинской и фармацевтической сфере обладает своими особенностями, которые характеризуют весь процесс финансирования. И для эффективной реализации научного замысла необходимы финансовые ресурсы на каждом этапе жизненного цикла исследования, разработки и внедрения.

Исходя из этого, можно выделить следующие типы затрат на НиИД: 

- исследовательские (НИР и ОКР);

- апробационные;

- производственные;

- маркетинговые;

- ликвидационные.

Исследование жизненного цикла инновации позволило сделать вывод о Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы

2. Реферат Создание системы управления привлечением заемных средств для финансирования деятельности предприятия

3. Реферат Информационные технологии в деятельности фармацевтических организаций

4. Реферат РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

5. Реферат СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6. Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. Реферат Управление рисками в инновационной деятельности

8. Реферат Фактор риска в инновационной деятельности

9. Реферат Государственное регулирование инновационной деятельности

10. Реферат АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД»