Новости

Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах

Работа добавлена:






Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах на http://mirrorref.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет социальных наук

Институт образования

КАТАЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Развитие системы финансирования научной и инновационной деятельности

в медицинских и фармацевтических вузах

Выпускная квалификационная работа - МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

студента группы №804

образовательная программа «Управление в высшем образовании»

Рецензент

К.э.наук, проф.

Абанкина Т.В.

Москва 2016

Научный руководитель

в.н.с. ИРО ИнОбр НИУ ВШЭ

Л.М. Филатова

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Наукоемкие технологии в настоящее время, являются основой развития технологического комплекса России и служат гарантом конкурентоспособности государства. Развитие экономики России выдвигает ряд актуальных проблем напрямую связанных с развитием научного, инновационного потенциала и наукоемких технологий в целом.

Появление принципиально новых направлений научных исследований и интенсивность внедрения изобретений в России напрямую зависят от реализуемой в стране научно-технической, экономической и финансовой политики.

Постоянный недостаток финансирования научной сферы и инфраструктуры оказывает отрицательное влияние на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Для увеличения роли России в мире в качестве игрока на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг (по 5-7 позициям), увеличения ее доли (в 5-10 процентов) и повышения в разы доли сектора высокотехнологичной продукции в ВВП (с 10,9 до 17-20%) необходимо обеспечение устойчивого финансирования в виде бюджетных ассигнований и формирование многочисленных и разнообразных источников финансирования [].

В соответствии с официальными статистическими данными, в России уровень государственного финансирования в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) расходы на душу населения равняются 86 долл., а по инвестированию частного характера они составляют 40 долл. Это в пятнадцать, двадцать раз меньше относительно ведущих страна мира. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) затраты на НИОКР на душу населения равняются почти 700 долл. в год. В США, Израиле, Финляндии и Японии – примерно 1,1 -1,2 тыс. долларов. Китай, с населением более чем 1340 млн. человек в расчете на одного жителя, по уровню затрат, осуществляемых на научные разработки и исследования превосходит Российскую Федерацию [].

Широкомасштабноеи скоординированное финансирование НИОКР реализующих задел фундаментальной науки, позволяет внедрять принципиально новые технологии и создавать наукоемкие производства.

К сожалению, в настоящее время научные исследования, разработки и инновационные проекты, не получают соответствующих их статусу и целям объемов финансирования. Поэтому, одной из ключевых проблем является необходимость актуализации существующих финансовых механизмов поддержки и развития науки и инноваций, создание на этой основе новых систем организации и финансирования наукоемких технологий [].

В связи с этим, все более актуальной становится проблема внедрения в основу научной концепции эффективного финансирования наукоемких технологий принципов, обеспечивающих полномасштабное и целевое функционирование этой системы с учетом существующей инфраструктуры и отраслевой специфики.

Что и предопределило выбор темы и направлений диссертационного исследования, структуру и логику изложения материала.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется объективной необходимостью анализа и внедрения лучших практик и механизмов финансирования науки и перспективных наукоемких технологий в деятельность медицинских и фармацевтических ВУЗов. Что позволит, в значительной мере создать условия роста количества и эффективности научно исследовательских работ и внедряемых разработок медицинского и фармакологического профиля.

Степень научной разработанности проблемыРазработка данной проблематики, активно осуществляется на экспертно-прикладном уровне, а результаты находят свое практическое отражение в деятельности учреждений высшего профессионального образования в целом и особенно в медицинских и фармацевтических ВУЗах.

Актуальность проблемы и недостаточная степень ее структурирования в части анализа и описания объективных особенностей ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля и определили в итоге тему данного диссертационного исследования.

Объектом исследованияявляется система финансирования институциональными и коммерческими структурами субъектов научной и инновационной деятельности.

Предметом исследованияявляется совокупность финансовых отношений в сфере научной и инновационной деятельности в Российской Федерации, а так же теоретико-методические аспекты и прикладныеразработки системы финансирования научно-инновационной деятельности ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля.

Цель диссертационного исследованиязаключается в обосновании концепции, разработки теоретических и методических подходов повышения эффективности управления финансовой деятельностьюнаучно-инновационных подразделений ВУЗов медицинского и фармацевтического профиля. Актуализации системы финансирования научно-инновационной деятельности,в рамках интегрированного научно-исследовательского комплекса, описанного на основе региональных кластерных моделей, обеспечивающих организационные условия эффективного развитиянаучно-инновационных разработок.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  1. Исследования системы финансирования научной и инновационной деятельности в Российской Федерации.
  2. Изучения и анализа структуры и действующих механизмов финансового обеспечения научно-инновационных разработок в системе высшего профессионального образования.
  3. Анализа практической модели финансирования региональной научно-инновационой инфраструктуры.
  4. Анализа построения и специфики инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах.
  5. Разработки предложений по адаптации моделей финансирования инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах.
  6. Обоснования данных проектно-практических рекомендаций с экономической и организационной точки зрения.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах и приемах системного, логического анализа и синтеза.

Исследовались труды отечественных и зарубежных учёных в области теории финансового менеджмента [], налогообложения [], государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности [, , , , , , , , , , ]. На различных этапах исследования применялись абстрактно-логические, экономико-статистические, расчетно-аналитические методы. Достоверность вынесенных на защиту диссертации положений обеспечивается корректной постановкой задач и использованием официальных статистических данных. Апробация результатов исследования осуществлена путем экспериментального анализа.

Эмпирическую базуисследования составили результатыанализа структуры и модели финансирования региональной научной и инновационой инфраструктуры (на примере Республики Башкортостан и Башкирского Государственного Медицинского Университета (БГМУ), а так же, комплексный анализ инфраструктуры организации научной деятельности в ведущих медицинских и фармацевтических ВУЗах России.

Научно-практическая значимость исследованиязаключается в разработке практических рекомендаций по актуализации системы финансирования научных и инновационных разработок, включая обновление принципов и подходов к использованию элементов системы финансирования и способов привлечения финансовых ресурсов на развитие наукоемких технологий.

Материалы исследования, а также его общие выводы свидетельствуют о возможности использования результатов диссертационного исследования в качестве научной основы для внедрения принципов построения организационной системы и механизмов использования многоканального финансирования при решении вопросов текущего и стратегического привлечения финансовых ресурсов в систему ВУЗа.

Отдельные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и практической базы при:

- разработке инструментов финансового обеспечения научной и инновационной инфраструктуры в медицинских и фармацевтических ВУЗах;

- выборе форм организации привлечения финансовых ресурсов в зависимости от стадий жизненного цикла НИОКР;

- оценке эффективности системы финансирования проектов, обеспечивающих реализацию наиболее эффективных научных и инновационных проектов;

- оценке рисков, позволяющих минимизировать затраты, связанные с финансированием научных и инновационных проектов при разработке и реализации наукоемких технологий;

- создании учебных программ и пособий, включающих вопросы коммерциализации научной и инновационной деятельности, в системе вузовской подготовки и повышения квалификации специалистов;

Практическое значение диссертационного исследования заключено в возможности внедрения в практическую деятельность рекомендаций по анализу и включению дополнительных инструментов в систему финансирования научных и инновационных разработок, что позволит обеспечить повышение эффек тивности управления финансовой деятельности, росту отдачи ресурсного потенциала научной и инновационной инфраструктуры.

Структура диссертациисостоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы, а также приложений,необходимо дополняющих основной текст.

ГЛАВАI.Вопросы организации системы финансирования научной и инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования

1.1.Теоретико-методологические аспекты функционирования системы инновационной деятельности в России

Принятая в 2008 году «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция) установила главные направления по переходу к инновационному и социально направленному типу экономического развития России [].

В Концепции заявляется о невозможности преобразования существующей модели экономики России в инновационный тип развития без создания условий для развития конкурентоспособной национальной инновационной системы в глобальном масштабе и кроме того формирования ряда институтов финансового, правового, социального характера, которые должны обеспечить взаимодействие между образовательными, научными, некоммерческими и предпринимательскими организациями и подразделениями в различных областях общественной жизни и экономики. Формирование действенной национальной инновационной системы предполагает:

- повышение спроса в сфере инноваций в большей части областей экономики;

- увеличение производительности сектора получения новых знаний, как в фундаментальной, так и в прикладной науке, что обусловливается последовательным уменьшением заделов, разработанных в предыдущие годы, снижением уровня исследований, старением кадров, ослаблением интеграции инноваций в мировой рынок и мировую науку, отсутствуем направленности на потребности и задачи экономики;

- преодоление разрозненности инновационных инфраструктур, в связи с тем, что большая часть их элементов создана, однако не обеспечивает инновационный процесс при реализации процессов генерации, коммерциализации, внедрения инновационных разработок [].

Особенность существующей в настоящее время ситуации состоит в том, что в Российской Федерации есть полноценные заделы по технологическим направлениям, кроме того высококвалифицированные кадры и уникальная научно­производственная база, но вместе с тем, отсутствует развитая ориентированность представленного инновационного потенциала на осуществление достижений научного характера вследствие общего экономического и политического состояния [].

Главные сложности в инновационном развитии страны обусловлены и недостаточностью системы бюджетного и внебюджетного финансирования ( которые включают в себя как заемные, так и привлеченные средства) и дефицитом собственных средств на предприятиях и организациях, так как снижение производства с затяжным недофинансированием не дает возможностей для создания условий инновационного развития [].

Вследствие этого, за последний период в России наблюдается прогрессивное снижение активности в сфере инноваций на объектах промышленного производства. И в ближайшей перспективе не ожидается увеличения его роста []. Вместе с тем ограничение финансирования не выступает в качестве единственной причины снижения активности инновационного развития. Нуждается в совершенствовании и проработке вопрос о развитии инновационной инфраструктуры, которая составляет основу для обеспечения роста активности в сфере инновационной []. Указанные и другие сложности должны быть разрешены инновационной политикой, проводимой государством. Её основным приоритетом является создание условий для роста валового внутреннего продукта страны, что обеспечивается производством новых типов технологий и продуктов, и кроме того, увеличения сегментов рынка отечественных услуг и товаров.

Правильно реализуемая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом позволяющим государству преодолевать кризисные явления в экономике и проводить ее структурные преобразования для насыщения рынка многочисленной и востребованной на рынке продукцией [].

Ведущими направлениями политики государства в сфере инноваций является []:

-создание и развитие нормативно­правовой базы для инновационной деятельности, инструментов ее совершенствования;

-разработка принципов содействия инновационной деятельности, усиления конкурентоспособности, расширения производства и увеличения доли экспорта наукоемкой продукции;

-расширение инновационной инфраструктуры, что включает в себя механизмы информационного обеспечения, финансово­экономические отношения, систему экспертизы, меры по организации сертификации и продвижения наукоемких разработок;

-развитие малого инновационного предпринимательства посредством создания необходимых условий для деятельности малых предприятий и их обеспечения государственной поддержкой на ранних этапах становления;

-усиление системы отбора инновационных проектов и программ на конкурсной основе;

- реализация в сфере экономики небольших, но быстро окупаемых проектов с участием частных инвестиций, дающая возможность поддерживать наиболее перспективные производства и организации, а также увеличивать в них долю частных инвестиций;

- развитие основных направлений, преобразующих определенные экономические отрасли страны и ее субъектов;

-применение технологий двойного назначения, используемые как для производства военной продукции, так и для гражданской продукции.

С целью обеспечения политики в сфере инноваций существуют конкретные способы, разработанные правительством. Их главным приоритетом является создание действенного механизма развития инновационных программ. Основными методами обеспечения инновационной политики выступают:

-создание условий, закрепленных законодательством с целью положительных изменений в инновационной сфере. В законодательных документах должна быть предусмотрена возможность разработки определенных правовых актов;

-государственная поддержка и стимулирование инвестирования, направленного на наукоемкие и высокотехнологичные виды производств, и кроме того организаций, на момент внедрения ими инноваций посредством применения различных налоговых льгот, обеспечения государственных кредитов и гарантий;

-усовершенствование системы налогообложения для развития благоприятных условий внедрения инноваций;

-введение механизмов по формированию совместных предприятий, осуществляющих производство отечественной продукции с перспективой вывода ее на международный рынок, поддержка отечественных инноваций посредством рекламы на международном уровне, присоединение к зарубежным информационным системам, позволяющим осуществлять обмен идеями и информацией в области инновационных проектов;

-создание квот, способствующих развитию инновационной структуры в зарубежных кредитных линиях, приобретению оборудования для инновационных проектов под государственные гарантии и лицензий для ноу­хау и технологий для производства инновационной продукции;

-координация усилий государственных органов власти и частных инвесторов с целью организации контактов со странами ­ участниками ШОС, БРИКС, СНГ, ЕС и другими государствами;

-применение лизинга уникального и наукоемкого оборудования;

- продвижение проектов на международных конкурсах инновационно­активными организациями;

- государственное инвестирование инновационных проектов, обладающих общенациональным значением, но не представляющих интерес для частного инвестирования.

Основополагающее направление Правительства Российской Федерации, закреплено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»и призвано обеспечить экономическую модернизацию страны и не подлежит изменениям в кризисных условиях. Как следствие, Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации предполагает реализацию политических решений  по структурному обновлению и диверсификации хозяйства, кроме того оздоровления макроэкономики [,]ьенкованая инновационная система______________________________________________________________________________________________].

1.2. Структура и особенности финансового обеспечения научно-инновационных разработок в системе высшего профессионального образования

Российская Федерация обладает масштабной развитой системой высшего профессионального образования (ВПО). В ней функционируют 5,4 тыс. образовательных учреждений, среди которых 2,8 тыс. образовательных учреждений соответствуют уровню 5B согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), 1,1 тыс. учреждения образования соответствует уровню 5A МСКО и 1,4 тыс. учреждений образований занимаются подготовкой обучающихся в соответствии с 6 м уровнем МСКО [].

В традициях советского вузовского образования научно- исследовательская работа играла важную роль. Вместе с тем, особенности ее функционирования значительно отличались от принципов организации в западных исследовательских университетах. Непосредственные контакты с государственной экономикой (в частности, многие ВУЗы представляли собой часть и продолжение определенных отраслей) с одной стороны обеспечивали значимость и актуальность, и кроме того прикладной характер определенных разработок, с другой, – помогали ориентировать тематику исследований на точные цели поддержки промышленного комплекса отрасли.

В течение последних двадцати лет взаимосвязи ВУЗов с реальной экономикой были разрушены и не замещались другими механизмами, соответствующими принципам рыночной экономики, базирующейся на знаниях. В настоящее время в российских ВУЗах идет рост аспирантов и число защищаемых диссертаций. Вместе с тем, уровень большей части из них является чрезвычайно низким, а количество преподавателей, занимающихся научной работой и уровень публикаций высокого качества снижается [].

На сегодняшний день реализован комплекс по развитию фундаментальных исследований в высшей школе и усилению развития прикладных разработок на базе ВУЗов, их интеграции в ряд прикладных исследовательских работ в целях развития инноваций в отраслях реальной экономики. Кроме того он направлен на снижение юридических и административных барьеров, которые препятствуют развитию сотрудничества между разными ВУЗами (в частности при организации образовательных программ), способствует формированию взаимодействий с производственными предприятиями и привлечению иностранных ученых и преподавателей. В этой связи были предприняты следующие меры:

- принят закон, разрешающий создание малых инновационных предприятий на базе ВУЗов, который уже обеспечил создание свыше 500 предприятий инноваций (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ) [];

- проведен конкурс, направленный на поддержку программ развития и поддержки национальных исследовательских университетов;

- согласно Поручению Президента Российской Федерации проводится работа, осуществляющая подготовку Программ инновационного развития компаний с обеспечением государственного участия (государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием), в числе которых есть и рассматривающие возможность сотрудничества компаний с российскими ВУЗами в процессе выполнения корпоративных планов НИОКР;

- Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям были приняты решения относительно механизмов создания технологических платформ в качестве коммуникационных площадок для взаимодействия образования, науки и реального сектора экономики;

- Решением Правительства Российской Федерации в рамках постановлений от 9 апреля 2010 г. № 218 (о кооперации ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства) [], № 219 (развитие инновационной инфраструктуры ВУЗов) [], № 220 (гранты ВУЗам по привлечению ведущих мировых ученых) [] были выделены дополнительные государственные средства для поддержки современных научных и инновационных компетенций в среде российских ВУЗов;

- создаются дополнительные условия для развития собственных инициатив ВУЗов в области прикладных научных работ в рамках приоритетных направлений, установленных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации, в том числе, в рамках мероприятий по энергоэффективности;

- Министерством образования и науки Российской Федерации организован Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является развитие инновационных и научно-исследовательских работ, проводимых учреждениями ВПО.

В связи с появившимися новыми возможностями в процессе реализации также и следующие мероприятия:

- проводится методическая и организационная поддержка ВУЗов в развитии программ долгосрочного сотрудничества с компаниями в реальном секторе, в частности, с их участием в программах инновационного развития крупнейших компаний;

- создаются технологические платформы - протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4 [];

- разрабатываются рекомендации для ВУЗов, позволяющие осуществлять деятельность по взаимодействию с предприятиями и организациями в разных отраслях экономики, в частности, в рамках постановлений Правительства Российской Федерации № 218-220, .

Постоянно проводится оценка осуществления программ развития ВУЗов посредством использования ими различных способов поддержки, по итогам которой выносятся решения касательно:

- увеличения доли выполнения заказных НИОКР;

- участия в выполнении заказных НИОКР преподавателей;

- привлечения сотрудников научных и исследовательских подразделений ВУЗа, а также сотрудников профильных предприятий к преподавательской деятельности;

- изменений в системе законодательства, в первую очередь при разработке ряда норм в научной и инновационной деятельности ВУЗов, определенных в законодательном акте «Об образовании в Российской Федерации»;

- реализаций ряда мер, направленных на стимулирование международного сотрудничества, в частности при привлечении иностранных ученых;

- подготовки рекомендаций для предприятий и организаций в различных отраслях экономики, осуществляющих направления и стратегии собственного развития, исходя из выбора ВУЗов-партнеров из ВУЗов, имеющих перспективу наращивания исследовательских компетенций

- подготовки вузовских управленческих команд, овладение ими способами осуществления современной инновационной и научно-исследовательской деятельности;

- организации на базе ведущих ВУЗов сети опорных центров по прогнозированию научно-технологического развития;

- организации системы показателей при аккредитации ВУЗов, предполагающих наличие соответствующего уровня научных компетенций и выполнения работ научно-исследовательского плана;

- создании сети ВУЗов, осуществляющих партнерство по проектам инновационного центра «Сколково», на базе которых будет создана инфраструктура для развития малых инновационных компаний.

Следует выделить и направление по формированию и поддержке национальных исследовательских центров, усиление роли ВУЗов в модернизации технологий в реальном секторе российской экономики, посредством развития инновационной и научно-исследовательской составляющей.

Ориентация на радикальные технологические преобразования экономики России является приоритетом современного развития и предполагает не только процесс подготовки специалистов с новыми навыками, но и организации механизмов формирования инновационных идей и технологий в системе ВУЗов. Сказанное подразумевает решение следующих вопросов:

- создания сети инновационных исследовательских организаций междисциплинарного характера, дающих возможность на новом высоком уровне преобразовать ослабленную во многих отношениях структуру научно-исследовательских институтов отраслевого типа. Эти организации необходимы для выработки компетенций, механизмов трансфера технологий и знаний для промышленных корпораций, академической науки и научно-производственных объединений;

- стимулирования предпринимательства в сфере инноваций, расширения способов создания определенных компаний, реализации инструментов «инновационного лифта»;

Решение поставленных вопросов не может произойти без усиления компетенций в области прикладных исследовательских работ в ведущих ВУЗах.

ВУЗам необходимо в сжатые сроки развить компетенции и исследовательские возможности, способные обеспечить их устойчивое положение в ряду основных площадок по аутсорсингу научных работ предприятий реального сектора экономики, источников значимой и авторитетной экспертизы технологических решений для компаний и органов государственного управления, прикладных научных и ключевых площадок по развитию инновационного предпринимательства, а также в качестве разработчика прикладных идей.

Базой для усиления компетенций прикладного характера выступает расширяющееся устойчивое взаимодействие ВУЗов и фундаментальной науки, рост количества и качества поисковых и фундаментальных работ, реализация сотрудничества по различным направлениям с учреждениями Российской академией наук и другими академиями [].

Требуется проведение мероприятий не только по усилению фрагментации и специализации ВУЗов, но и по объединению организационных единиц, что предполагает развитие междисциплинарных разработок и исследований. Основу программ развития ВУЗов и их коррекции составляет внешняя, в частности международная экспертиза образовательных программ и научно-исследовательских работ, деятельность в системе международной сертификации и стандартизации качества управления. Организация научного исследования и механизмов управления и должны быть обеспечены:

- формированием инновационной инфраструктуры, развитием блоков, ответственных за научно-исследовательские разработки, защитой результатов интеллектуальной собственности;

- внешней, в частности международной экспертизой научных разработок и образовательных программ.

Как показывает мировая практика, в основе любой успешной реализации научно-инновационной деятельности лежат механизмы стимулирования, а не административного давления. Существует необходимость в проведении структурных преобразований и запуска соответствующих процессов, реализация которых должна обеспечиваться в контексте регулярной деятельности ВУЗов, в частности при поддержке бизнеса.

К средствам стимулирования относятся:

- конкурсная поддержка программ развития (программ развития исследовательского ВУЗа и отдельных компонентов деятельности, в первую очередь: взаимодействия с бизнесом, инновационной инфраструктуры, кадрового обновления);

- поддержка на конкурсных принципах определенных проектов (ведущих коллективов и научных лабораторий);

- государственное финансирование, осуществляемое не менее пяти лет выполняемых ВУЗами приоритетных предпроектных исследований по отношению к задачам развития научно-технического потенциала ведущих российских ВУЗов;

– государственное финансирование комплексной и слаженной работы науки и наукоемкого производства, образования, предполагающего целевую подготовку ВУЗами, как студентов, так и аспирантов для наукоемких предприятий разных отраслей промышленности и научных учреждений; совместная работа по НИОКР, совместное осуществление инновационных проектов, основанное на обязательном условии пропорционального соответствия базового финансирования научной деятельности ВУЗа;

- развитие механизмов долевого государственного финансирования, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218, на ситуацию долгосрочного участия университетов в программах инновационного развития предприятий в реальном секторе экономики России;

- реализация механизмов частно-государственного сотрудничества для расширения имущественной и доходной базы ВУЗов, роста качества образовательных программ согласно потребностям экономики России;

- формирование механизмов частно-государственного сотрудничества для создания ресурсных и финансовых условий, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности образовательной системы в субъектах Российской Федерации посредством привлечения негосударственных организаций [].

Вместе с существующими проблемами и недостатками, структура финансирования научной и инновационной деятельности (НиИД) сектора ВПО в целом является устойчивой. Приблизительно 6% от объема финансирования представлены собственными средствами, 54% - средствами консолидированного бюджета, 36% являются средствами организаций и предприятий и 4% - средствами из иностранных источников.

Процент собственных средств наиболее выражен в науках сельскохозяйственной отрасли (25% от всего финансирования), и кроме того в гуманитарных и медицинских науках (10-12%). Роль бюджетной поддержки особенно выражена в медицинских и естественных науках (70-74% от всех средств) и в гуманитарных и общественных науках (67-68% от финансирования). Организации и предприятия, конечно, играют основополагающую роль в поддержке прикладных научных исследований - в технических областях (54%) и сельского хозяйства (26% от всего финансирования).

В то же время, рост объемов финансовой поддержки научных изысканий в системе ВУЗов - не исключительный фактор усиления эффективности разработок и исследований в образовательном секторе. Существенным направлением политики государства является интеграция науки и наукоемкого производства со структурой высшего образования [].

При всем том, скорость развития инновационной деятельности в системе ВУЗов ограничивается совокупностью как внешних, так и внутренних факторов.

Внутренние факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности: