Современная философия о социальной реальности: методологический плюрализм как современная стратегия познания социальной реальности

Работа добавлена: 2016-04-02





49. Современная философия о социальной реальности: методологический плюрализм как современная стратегия познания социальной реальности.

План:

Общество – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект –субъектной  реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.

Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:

Общество– это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп,  индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений)

-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития

-система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры.

-система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами

В понимании общества могут быть выделены три направления:

  1. классический
  2. неклассический
  3. синтетический

В рамках неклассического подхода можно выделить основные концепции познания социальной реальности:

  1. Социологизм –(соц-фил традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности).Это такое направление, которое исходит из рассмотрения социальной реальности как объективно существующей. В результате рационального рассмотрения общества можно выделить в нем основные законы, которые объясняют данный тип реальности. Социологизм ярко выражен в философии Маркса, 19 век, - материалистичное понимание истории.Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой «общество – результат развития общественно-исторических практик людей».Параллельно с Марксом развивался «вульгарный экономизм». Всё многообразие жизни сводимо к экономике. (У Маркса не так).
  2. Историцизм(- традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на овнове имманентной включенности в нее познающего объекта).Общество не как объект реальности, а как совокупность событий. В развитии общества нельзя проследить логику, нельзя описать законами. Большое значение оказывает мнение.Дильтей (основоположник  этой традиции) утверждал, что у человека нет истории, он сам есть история. Он предложил разграничить естественные науки как «науки о природе», а гуманитарные как «науки о духе». Наука о природе – номотетическая – использует методы обобщения, наука о духе – идеографическая – методы описания при изучении событий.Дальнейшее развитие Шпенглер, Тойнби, Бахтин, герменевтика (Гадамер). (Герменевтика – это искусство и/или учение о понимании и истолковании текстов, событий. Цель герменевтических толкований заключалась в освобождении текстов от неясностей, возникающих в том числе в процессе переводов текстов с одного языка на другой.)

Но так как эти теории довольно односторонни (одна объективна, другая субъективна),то существуют некоторые семиотические модели (но и они тяготеют к какому-либо одному направлению).

  1. Концепция социального действия Вебера.Центральное понятие – это социальное действие – это такое действие, которое направлено на другого индивида и соотносится с его поведением. Социальное действие должно обладать двумя основными признаками: «субъективным смыслом»(смысл, который придает человек своему поведению и который мотивирует свои поступки)и «ориентация на Другого» (возможная ответная реакции на социальное действие). Если действие направлено на природу – оно не является социальным.М. Вебер выделяет четыре  основных типа соц  действия, которые встречаются в современном обществе:
    1. аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;
    2. традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма;
    3. ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;
    4. целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.
      1. Структурный рационализм Парсонса.Общество (он рассматривал его на подобии природы) –это большая система, состоящая из подсистем, которые выполняют определенные функции. Выделил 4 подсистемы:
        1. Экономическая (адаптация к физическому окружению)
        2. Политическая (целеполагание – достижение удовлетворения)
        3. Правовая (интеграция – поддержка бесконфликтности и гармонии)
        4. Подсистема социализации (воспроизводство структуры и сохранение норм).

Элементы общества: индивид и социальные структуры, основной фактор стабильности системы он считал стандарты. Для устойчивости системы не должно быть противопоставлений подсистем, всё должно быть в равновесии.

  1. «Понимающая социология» Щурца.

1) Социальные факты не существуют сами по себе

2) Социальный мир – повседневная жизнь, которая интерпретируется каждому по своему, в зависимости от контекста.

3) Большое значение уделял языку. С его помощью возможна передача различной интерпретации  социального мира от одного субъекта к другому. (Наличие языка в этой теории даёт видимость объективности (квазиобъективность)).

1, 2- больше относится к объективным, только в них разный системообразующий элемент, 3 – больше субъективная.

Опыт исторического развития социальной философии заложил основу методологического плюрализма как единственно возможной и достаточно эффективной современной стратегии познания социальной реальности.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2. Методологический плюрализм ХХ века в изучении культур

3. Проблема материи в истории философии и науки. Современная наука и философия о строении и эволюции материи

4. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

5. Основные формы представления реальности: действие, образ, знак. Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем

6. Специфика конфликтологии в социальной работе. Субъекты конфликта в социальной работе

7. Современная мировая культура

8. Современная конфликтология Учебное пособие

9. Современная семья переживает кризис

10. Современная теория регуляции экспрессии генов у прокариот