21. Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии.
Философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, духовное познание мира в поцессе котороо складывается наиболее общая и целостная картина мира, человека и взаим между ними.
●Классика (5-6 век до н.э – 30-40гг 20в.).Подклассической философиейобычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как еенеотъемлемые и атрибутивные характеристики.Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до серединыXIX в., отличает системы философской классики.
В рамках классической философии можно выделить еебазовые принципы: 1) строгая приверженность метафизической проблематике,предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности; 6) провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.
Развитие носитлинейный характер (соответствует историческим эпохам):
- Античность
- Средние века натурфилософский подход
- эпоха Возрождения
- новое время:
- эпоха просвещения позитивизм
- немецкая классическая философия
Классической философиихарактерны 2 парадигмы:
- онтологизм (проблема бытия)
- эпистемологизм (проблема познания бытия)
Общая тенденция классики –рационализм. Он бывает2ух типов:
-1-ый тип (античность, средние века, возрождение). Характеристики:
- аксиоматико-дедуктивный: указывает на определенный логический вектор в построении суждения. При этом используется дедукция (от общего к частному). В качестве общих суждение принимают положения без доказательств (аксиомы).
- умозрительный: домысливание, воображение, т.к. не хватало фактического материала.
- спекулятивность: спекуляция – это положение, не имеющее достаточного обоснования. В отличии от гипотезы, на данный момент нет инструментов для обоснования этого положения. Спекуляция может перерасти в гипотезу.
- 2-ой тип. Характеристики:
- индуктивность (от частного к общему)
- эмпиричность (получение данных опытным путем. Опора на факты.
●Постклассика (= после классики)30-40гг 20в.- наше время.В развитии нет линейности. Проходит в своем развитии 4 этапа.Становление и развитиепостклассической западной философиибыло связано сакцентированным неприятием фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикального их переосмысления. Процесс концептуально-содержательного и тематического оформления постклассической философии, а также кардинальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей философствования исторически осуществлялись в несколько этапов.
Первый из них былсвязан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. Здесь, прежде всего, следует указать намарксизм,который претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления,и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.
Второй этап в становлении постклассической философии былсвязан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамкахпозитивистского направления(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципыметафизического и спекулятивного философствования, характерные для классических систем и концепций,с другой - обнаружились ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг.XIX в. под лозунгом "Назад к Канту" оформляетсянеокантианство.Оно представлено двумя основными философскими школами - марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало формироваться уженеогегельянство.К наиболее видным его представителям относятсяДж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит - во Франции и др.
Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии концаXIX - началаXX вв. В частности, это относится кнеотомизму(от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представителиЖ. Маритен, Ж. Жильсон и др. в качестве важнейшейзадачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиямXX в.
Второй этап в становлении постклассической философии характеризуется интенсивнымипоисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений какфилософия жизни(В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер),прагматизм(Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи)психоанализ(3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.
Принципиальная установка на постклассические стандарты философствования отличает и такие направления в философском развитииXX столетия, какфилософская герменевтика(Г. Гадамер, П. Рикер),структурализмипостструктурализм(К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.),неопротестантизм(К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).
В последние десятилетияXX в. в культуре современных западных обществ появляются тенденции, инициирующиестановление приоритетов философии как социокультурного феноменаXXI в. К этимтенденциямможно отнестикризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществинициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы философского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.
Эти акценты в проблематике философского дискурса задают новое пространство идей, которые призваны сформировать приоритеты философии в культуреXXI в. Некоторые из этих приоритетов уже достаточно отчетливо сформулированы, способствуя вычленению четвертого этапа в развитии современной постклассической философии.
Существует3 основных направления:
1)неоклассика (новая классика).Стремление продолжить и сохранить в новых исторических условиях традиции классики. Это направление продолжает рационализм. Философские системы:
- Марксизм (наследует идеи французского материализма эпохи просвещения: материалистическая философия Фейербаха, немецкий классический идеализм)
-позитивизм (наследует материалистическую философию эпохи просвещения, субьективный идеализм, философию нового времени(Беркли, Юм)
- неоконцепции (развиваются из конкретных авторских концепций, адаптируются к современным условиям: неогегельянство, неокантианство, неотомизм (теоритическое основание современного католицизма)
2)не классика. Отказ от классического наследия.Отказ от рационализма в первую очередь. Новая тенденция – иррационализм (иррационализм нельзя путать с агностицизмом, иррационализм признает познаваемость мира, но инстумент – не разум, а иррациональное: интуиция, фантазия, озарение.) Философские системы:
- философия жизни
- экзистенциализм
- феноменология
3)постнеклассика.70-80 года 20 в. – настоящее время.Стремление выйти за пределы сугубо философских, традиционных проблем. Философствование характеризуется центробежностью, маргинализацией, перемещением в пограничную с другими знаниями область (религия, медицина, художество). Человек рассматривается в разных проекциях:здоровье, телесность, сексуальность. Философские системы:
-структурализм и постструктурализм
-герменевтика (работает с текстами. Текст – совокупность знаков.)
-неопротестантизм
Сравнение. Классика
Постклассика.
Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии на http://mirrorref.ru
1. История философии (ИФ). Философия эпохи Возрождения. Характеристика эпохи
2. Образ человека в философии Эпохи возрождения
3. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии эпохи Возрождения
4. История философии (ИФ). Средневековая философия. Характеристика эпохи
5. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм
6. Характерные особенности философии эпохи Возрождения. Гуманизм и человеческая индивидуальность
7. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские идеи и становление новой картины мира