Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии

Работа добавлена: 2016-04-02





Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии на http://mirrorref.ru

21. Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии.

Философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, духовное познание мира в поцессе котороо складывается наиболее общая и целостная картина мира, человека и взаим между ними.

Классика (5-6 век до н.э – 30-40гг 20в.).Подклассической философиейобычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как еенеотъемлемые и атрибутивные характеристики.Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до серединыXIX в., отличает системы философской классики.

В рамках классической философии можно выделить еебазовые принципы: 1) строгая приверженность метафизической проблематике,предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности; 6) провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.

Развитие носитлинейный характер (соответствует историческим эпохам):

- Античность

- Средние века                   натурфилософский подход

- эпоха Возрождения

- новое время:

     - эпоха просвещения                                     позитивизм

     - немецкая классическая философия

       Классической философиихарактерны 2 парадигмы:

- онтологизм (проблема бытия)

- эпистемологизм (проблема познания бытия)

       Общая тенденция классики –рационализм. Он бывает2ух типов:

-1-ый тип (античность, средние века, возрождение). Характеристики:

- аксиоматико-дедуктивный: указывает на определенный логический вектор в построении суждения. При этом используется дедукция (от общего к частному). В качестве общих суждение принимают положения без доказательств (аксиомы).

- умозрительный: домысливание, воображение, т.к. не хватало фактического материала.

- спекулятивность: спекуляция – это положение, не имеющее достаточного обоснования. В отличии от гипотезы, на данный момент нет инструментов для обоснования этого положения. Спекуляция может перерасти в гипотезу.

- 2-ой тип. Характеристики:

       - индуктивность (от частного к общему)

       - эмпиричность (получение данных опытным путем. Опора на факты.

   ●Постклассика (= после классики)30-40гг 20в.- наше время.В развитии нет линейности. Проходит в своем развитии 4 этапа.Становление и развитиепостклассической западной философиибыло связано сакцентированным неприятием фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикального их переосмысления. Процесс концептуально-содержательного и тематического оформления постклассической философии, а также кардинальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей философствования исторически осуществлялись в несколько этапов.

Первый из них былсвязан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. Здесь, прежде всего, следует указать намарксизм,который претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления,и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.

Второй этап в становлении постклассической философии былсвязан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамкахпозитивистского направления(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципыметафизического и спекулятивного философствования, характерные для классических систем и концепций,с другой - обнаружились ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг.XIX в. под лозунгом "Назад к Канту" оформляетсянеокантианство.Оно представлено двумя основными философскими школами - марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало формироваться уженеогегельянство.К наиболее видным его представителям относятсяДж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит - во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии концаXIX - началаXX вв. В частности, это относится кнеотомизму(от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представителиЖ. Маритен, Ж. Жильсон и др. в качестве важнейшейзадачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиямXX в.

Второй этап в становлении постклассической философии характеризуется интенсивнымипоисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений какфилософия жизни(В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер),прагматизм(Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи)психоанализ(3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

Принципиальная установка на постклассические стандарты философствования отличает и такие направления в философском развитииXX столетия, какфилософская герменевтика(Г. Гадамер, П. Рикер),структурализмипостструктурализм(К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.),неопротестантизм(К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

В последние десятилетияXX в. в культуре современных западных обществ появляются тенденции, инициирующиестановление приоритетов философии как социокультурного феноменаXXI в. К этимтенденциямможно отнестикризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществинициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы философского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.

Эти акценты в проблематике философского дискурса задают новое пространство идей, которые призваны сформировать приоритеты философии в культуреXXI в. Некоторые из этих приоритетов уже достаточно отчетливо сформулированы, способствуя вычленению четвертого этапа в развитии современной постклассической философии.

Существует3 основных направления:

1)неоклассика (новая классика).Стремление продолжить и сохранить в новых исторических условиях традиции классики. Это направление продолжает рационализм. Философские системы:

- Марксизм (наследует идеи французского материализма эпохи просвещения: материалистическая философия Фейербаха, немецкий классический идеализм)

-позитивизм (наследует материалистическую философию эпохи просвещения, субьективный идеализм, философию нового времени(Беркли, Юм)

- неоконцепции (развиваются из конкретных авторских концепций, адаптируются к современным условиям: неогегельянство, неокантианство, неотомизм (теоритическое основание современного католицизма)

2)не классика. Отказ от классического наследия.Отказ от рационализма в первую очередь. Новая тенденция – иррационализм (иррационализм нельзя путать с агностицизмом, иррационализм признает познаваемость мира, но инстумент – не разум, а иррациональное: интуиция, фантазия, озарение.) Философские системы:

- философия жизни

- экзистенциализм

- феноменология

3)постнеклассика.70-80 года 20 в. – настоящее время.Стремление выйти за пределы сугубо философских, традиционных проблем. Философствование характеризуется центробежностью, маргинализацией, перемещением в пограничную с другими знаниями область (религия, медицина, художество). Человек рассматривается в разных проекциях:здоровье, телесность, сексуальность. Философские системы:

-структурализм и постструктурализм

-герменевтика (работает с текстами. Текст – совокупность знаков.)

-неопротестантизм

Сравнение. Классика

  1. Предметомклассической философии является мир в целом, понимаемый какУниверсум.
  2. Универсумпонимается как целостная завершенная система. Он моделируется каккосмос (т.е. как упорядоченное бытие) и признается как действительно существующее.
  3. Структура философского знания.Философское знаниечетко структурировано по разделам: онтология, метафизика в ее рамках; философская антропология; гносеология (эпистемология); методология; социальная философия.
  4. Абсолютный логоцентризм, т.е. признание универсального разума и разумности, Логоса.
  5. выработкауниверсального языкафилософских текстов   (требование универсальности особенно касается логико-грамматического строя языка).
  6. Язык.Характернасемантическая стабильность, по крайней мере, в рамках философской традиции: используемые понятия должны иметь определенное значение и в целом должна соблюдаться строгость в оперировании понятиями. традиция. Переход же к другому языку будет означать и переход к другой философской традиции.
  7. В сфере познания – четкоепротивопоставление объекта и субъекта познания,
  8. Также в сфере познания –чаще всего имеет местогносеологический оптимизми тесная связь с наукой
  9. Человекпонимается какноситель рациональности, как познающий субъект. Никакие другие стороны его бытия: пол, возраст, например, - не рассматриваются.
  10. Понимание социальных процессов. (идеициклизма ирегрессизма,социального прогресса

Постклассика.

  1. Предмет философии (т.е. мир) утрачивает целостное единство. Онотносителен(релятивен), фрагментарен. Как следствие, не признаются универсальные законы бытия.
  2. Универсуммоделируется на основепринципа онтологической относительности. Это означает, что допускается множественность моделей и интерпретаций бытия (пр: психологические, лингвистические, логические).
  3. Структурафилософского знаниякрайне размыта и неопределенна. Интерес перемещается на «обочину» философии, туда, где она соприкасается с другими формами знания.
  4. Метафизический стиль мышления подвергаетсясомнению,
  5. Универсальная рациональностьне признается, как иуниверсальный язык. Допустимы и признаются все виды рациональности и языка.
  6. Имеет место отказот строгости в использовании языка и от традиционных философских жанров (статья, монография). Философы обращаются к форме эссе, философской поэзии, активно используют живопись, кинематограф.
  7. В сфере познанияимеет местоотказ не только от оппозиции объекта и субъекта познания, но и вообще от разного рода бинаризмов, чего бы они ни касались (Запад – Восток, внутреннее – внешнее, мужское – женское и т.п.
  8. Связь с наукойв целом практическиотсутствует (за исключением позитивистского = «философией науки»). Акцент в рассмотрении философских проблем смещается в сторону разного рода ценностей: этических, эстетических.
  9. Человекрассматривается не только и не столько как носитель рациональности. Человек в современной философии представлен в первую очередь какактивный социальный агент, погруженный в многообразные социальные отношения (переход «от мира – к социуму»).
  10. Понимание социальных процессов:отказ от идеи социального прогресса. в пользу«трагической» и«негативной» диалектик (например, в неомарксизме). Затем переход к т.н.историцизму (Дильтей), история теряет свою объективность и превращается в совокупность жизненных опытов, не связанных никакими закономерностями., история не логична, «у человека нет истории, он сам есть история».

Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Образ человека в философии Эпохи возрождения

2. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии эпохи Возрождения

3. Характерные особенности философии эпохи Возрождения. Гуманизм и человеческая индивидуальность

4. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские идеи и становление новой картины мира

5. Эпохи возрождения: общая характеристика эпохи антропоцентризма, гуманизм, особое понимание творчества и искусства Петрарка, Данте

6. Этапы и направления внешней политики России в конце XX- начале XXI вв. Сравнительный анализ принципов эпохи Ельцина и эпохи Путина

7. Пожарное дело история и современность

8. Обычаи и нравы Китая: традиции и современность

9. Институт семья на Кавказе. История и современность

10. Иррационализм «философии жизни» XIX века и переоценка ценностей классической философии