Новости

Моторные масла

Работа добавлена:






Моторные масла на http://mirrorref.ru

  1. Введение.

Моторные масла—масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические,минеральные (автол) и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:

  • высокие моющая, диспергирующе-стабилизирующая, пептизирующая и солюбилизирующая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя;
  • высокие термическая и термоокислительная стабильности позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены;
  • достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива,
  • отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;
  • стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;
  • пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;
  • совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов;
  • высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;
  • малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
  • малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).

2. Структура рынка.

Российский рынок автомобильных масел условно можно разделить на два сегмента. Первый представлен внутренним производством. В него входят крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. За счет существующей базы такие компании располагают хорошими возможностями для производства не только автомобильных масел, но и присадок к ним, а также других смазочных материалов.

Основными производителями автомобильных масел среди таких компаний являются: «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», Delfin Group, а также «Башнефть» и ряд других компаний. Наряду с крупными нефтяными компаниями, производство автомобильных масел в России также осуществляют небольшие компании.

Основную долю в структуре российских производителей автомобильных масел занимают крупные нефтяные компании. Небольшим предприятиям, которые не связаны с нефтяной отраслью, принадлежит значительно меньшая доля.

Во второй сегмент российского рынка автомобильных масел входят иностранные производители. В России их продукция хорошо известна под такими марками, как CastrolMobilEssoShell и другими брендами.

Дальнейшее развитие российского рынка масел будет зависеть от многих факторов.В компании «Газпромнефть — смазочные материалы» необходимые предпосылки для развития рынка масел связывают с увеличением численности легкового автопарка в России. Автомобильный парк молодеет, на рынке постепенно увеличивается доля иномарок, что отразится и на рынке масел, говорят в компании.

Кроме того, более востребованными окажутся современные синтетические масла с одобрениями автопроизводителей, а также увеличится спрос на услуги замены масел в автосервисах, уверены в компании «Газпромнефть — смазочные материалы».

В компании «ЛУКОЙЛ» придерживаются в целом оптимистичных оценок.

«В перспективе на российском рынке будет увеличиваться доля масел, выпускаемых отечественными предприятиями. Это обусловлено соответствием технологических возможностей таких производителей потребностям рынка, за счет чего потребители получают гарантированно качественный российский продукт», — говорит Юрий Колядин.

В компании «Башнефть» полагают, что в будущем на российском рынке масел станет расти спрос на высокотехнологичные масла, что будет обусловлено увеличением количества современных автомобилей.

 3.  О ПРОИЗВОДСТВЕ.

На сегодняшний день в России автомобильные масла производятся двумя способами — потоковым и периодическим.

При потоковом методе присадки добавляются в поток базового масла. При данном методе компоненты из резервуаров хранения базовых масел и присадок подаются одновременно, с соблюдением пропорций формулы, сразу в резервуар готового продукта.

Дозировка каждого компонента производится по массовым расходомерам и остается постоянной на протяжении выполнения всего заказа, что обеспечивается за счет системы автоматических клапанов. Для лучшего перемешивания компоненты проходят через специальный насос-смеситель.

«Данный метод поддерживается производителями только на крупных нефтеперерабатывающих заводах, поскольку его преимуществом является возможность произвести большой объем масел, не прибегая к лишней, а потому увеличивающей стоимость, их закачке в блендинговый реактор. Потоковый метод используется исключительно для так называемых «ГОСТовских» автомобильных масел, рынок которых вместе с тем достаточно широк», — говорят в компании.

При периодическом способе производства масел смешивание базовых компонентов с присадками происходит в блендинговом реакторе, за счет чего получается более качественный продукт с точно заданными свойствами. Данный метод в наибольшей степени отвечает современным технологическим тенденциям отрасли.

Вместе с тем, в Delfin Group указывают на недостаточное развитие таких технологий на российском рынке.

«Несмотря на то, что отечественных блендинговых компаний много, эта сфера бизнеса в России не так развита, как за рубежом. Поэтому на данный момент полностью удовлетворить потребность в высококачественных автомобильных маслах и ряде специальных масел на отечественном рынке достаточно сложно», — говорит Николай Мильшин.

Также представитель Delfin Group обращает внимание на широкое применение импортных составляющих при производстве некоторых видов масел.

«В частности, в синтетических маслах, изготовленных отечественными производителями, практически все компоненты поставляются из-за рубежа, — уточняет Николай Мильшин. — Производить продукцию, основанную на импортном базовом масле и присадках, дешевле, чем за границей, в большинстве случаев не представляется возможным. По этой причине полностью заменить импорт в России пока не получается, поскольку его цена сопоставима с ценой на российские автомобильные масла».

В компании «Газпромнефть — смазочные материалы» приводят следующую статистику по производству масел.

По данным компании, российские нефтеперерабатывающие заводы выпускают около 2,4 млн. т минеральных базовых масел I группы, 50% которых поставляется на экспорт.

Для производства полусинтетических и синтетических автомобильных масел отечественные производители вынуждены закупать базовые масла III и IV группы на мировом рынке.

Только таким образом пока можно конкурировать с импортными поставщиками в сегменте высококачественных масел. Поэтому многие отечественные производители масел стремятся инвестировать в проекты строительства в России мощностейII и III групп, а также развивать фасовочное производство.

                  4. Рынок моторных масел в России и странах СНГ.

Российский рынок нефтяных масел увеличивается пропорционально росту объемов промышленного оборудования и проката машин, мотоциклов, тракторов и прочих транспортных средств, а также увеличению доходов предприятий и населения. Прогноз продаж нефтяных масел в 2012–2016 гг. обещает рост порядка 4% в год (из «Анализа рынка нефтяных масел в России» компании BusinesStat).

Диаграмма 1.

Структура импорта автомасел по странам в 2011 г. в стоимостном  выражении %.

Диаграмма 2.

Динамика объемов экспортных поставок автомасел в натуральном выражении%.

Структура продаж нефтяных масел в России показывает доминирование моторных масел: в 2007–2011 гг. их доля составляла в среднем 36% в общем объеме продаж. Нефтяные масла шли в основном на экспорт: отгрузки составляют порядка 63–64%, которые в дальнейшем будут увеличиваться и к 2016 г. достигнут 1,4 млн. т. Крупнейшим импортером российских нефтяных масел остается Китай. Соответственно будут расти в ближайшие пять лет добыча нефти и производство нефтепродуктов и нефтяных масел.

По областям применения нефтяные масла делятся на моторные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные, электроизоляционные, индустриальные, гидравлические, белые масла, применяемые в парфюмерии и медицине.

Почти половина российского производства масел принадлежит ОАО «Лукойл». Далее в рейтинге производителей следуют крупные компании – ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК ВР Холдинг», ОАО «НК Башнефть», ОАО «НК РуссНефть». Доля остальных не превышает 0,1% выпускаемого объема нефтяных масел.

В то же время на российский рынок в последнее время активно внедряются иностранные компании, усиливая конкуренцию во всех товарных и ценовых сегментах, сужая рыночный сектор масел отечественного производства и расширяя сектора импорта. Доля импортных масел в общем объеме продаж на российском рынке по итогам прошлого года составила 58,7%, превысив на 3,9% результат предыдущего.

Во втором полугодии 2011 г. заметно увеличился темп роста рынка автомасел по сравнению с первым. По оценкам операторов рынка, особенно динамично растет сегмент синтетических масел при сокращении минеральных. Отечественные производители во втором полугодии 2011 г. продали на внутреннем рынке порядка 41% моторных масел, снизив объемы относительно первого полугодия на 1%. Среди них лидируют четыре компании: «Лукойл», «РосНефть», «ТНК-ВР Холдинг» и DelfinGroup.

Заграничные производители по итогам второго полугодия 2011 г. заняли около 59% объема рынка, на 1% увеличив свою долю по сравнению с предыдущим полугодием. Доминирующим лидером среди зарубежных производителей масел является концерн ExxonMobil.

Импорт моторного масла в Россию в 2011 г. по сравнению с 2010-м вырос на 12,4%. В I квартале 2012 г. наиболее востребованным импортируемым маслом было полусинтетическое – 44,3% от всех поставок. Лидирующей страной поставок моторного масла в РФ в этот период стала Бельгия, набрав 32,3% в количественном плане и 39,7% в стоимостном. Далее в рейтинге – Германия, Корея и Франция.

Экспорт российского моторного масла в 2011 г. относительно 2010-го снизился на 28%. Основной объем экспортируемых масел в I квартале 2012 г. пришелся на минеральное масло, в то время как синтетическое масло было наиболее дорогим. Наибольшие поставки российского моторного масла в этот период были осуществлены на Украину – 40,8% в количественном выражении и 35,8% – в стоимостном. Ведущим экспортером стала компания «Роснефть».

Прогноз AS Marketing предполагает ежегодное (до 2015 г.) увеличение объема рынка импортных моторных масел (около 8% ежегодно), что обусловлено заменой парка старых отечественных автомобилей на новые.

СНГ.

В рейтинге потребления импортных моторных масел среди стран СНГ лидирует Россия, Беларусь на второй позиции, а замыкает тройку лидеров Украина. Остальные страны импортируют незначительные объемы масла. Причем прогноз предполагает дальнейший положительный рост импорта на Украине и в остальных странах СНГ, а лидеры рейтинга будут снижать обороты.

Усредненная стоимость импорта моторных масел с 2005 по 2014 гг. должна увеличиться до двух раз: с $2,4 до $4,0 за кг. Причем цены на внутренних рынках СНГ растут из-за подорожания импортной продукции, покупаемой в долларах США.

Беларусь в июне текущего года сократила экспорт нефтепродуктов, в том числе смазочных материалов. Так, экспорт нефти составил 82,9% (т. е. сократился на 17,1%), нефтепродуктов – 89,8% (меньше на 10,2%) и других промежуточных товаров, в основном из-за снижения экспорта растворителей и смазочных материалов, – до 77,7% (–22,3%). В денежном выражении экспорт нефтепродуктов увеличился на $2,43 млрд. (доля в общем экспорте товаров – 38%), смазочных материалов – на $0,8  млрд. (12,3%), растворителей – на $1,8 млрд. (28,3%).

Суммарный общемировой объем продаж всех смазочных материалов – 40 млн. т, в России оседает чуть более 3 млн. т, а в Казахстан поступает приблизительно 182 тыс. т (по данным статистического агентства и таможни). Рынок смазочных масел страны (автомобильных и индустриальных) в прошлом году составил порядка 35 млрд. тенге (около $240 млн.).

Крупнейший поставщик масла в Казахстан – Россия, на которую приходится 70% от общего объема (в тоннах) всех поставок, но в денежном эквиваленте этот показатель соответствует 40%. Далее в рейтинге по объемам поставок стоит Оман – 5,3%, Финляндия – 4,4%, Литва – 3,5%, Германия – 3%, Корея – 1,6%. В денежном выражении после России идет Финляндия – 11%, за ней Оман – 10%. Наиболее дорогие масла поступают из Швейцарии, Японии, США и Франции. Самые дешевые везут из Узбекистана, России, Ирана.

Азербайджан постепенно снижает потребность в дешевых минеральных маслах и расширяет долю дорогих полусинтетических и синтетических. Внутренний рынок импортирует порядка 50 тыс. т моторных масел ежегодно. На сегодняшний день существует высокая конкуренция как между марками масел, так и их поставщиками. На местном рынке продаются смазочные материалы 250 наименований свыше 120 марок, в том числе официально представлены Shell, Castrol, Aral, LiquiMoly, BP, Motul, Total, Agip, Lukoil и многие другие.

По данным местных источников, больше всех смазочных масел за прошлый год в стране реализовал «Лукойл» – свыше 12 тыс. т. Эти объемы обусловлены контрактами на обслуживание военного комплекса и прочих ведомств. По мнению операторов рынка, потребность Азербайджана в смазочных маслах составляет 42,6 тыс. т, из которых порядка 55% масел в автомобильном секторе – это продукция Castrol, как официальные поставки, так и «серые».

Сегодня основные направления развития моторных масел – это экономичность и экологичность двигателя, но никак не повышение его ресурса, мощности и уж тем более срока службы самих масел.

Интервал смены моторного масла обычно порядка 30–50 тыс. км, но операторы автомобильного рынка, как правило, сокращают его до 5–10 тыс., ссылаясь на некачественное топливо и экологические нормы.

Профессионалы утверждают, что существуют технологии производства моторных масел, по которым их можно не менять до 10 раз и дольше. Так, например, у тягача MercedesActros массой более 18 т ресурс замены масла при правильном выборе составляет 140 тыс. км. Есть такие же «долгоиграющие» масла для легковушек: Eni I-Sint 5W-30, Agip 7008 5W-30 и пр.

Таблица 1.

Средняя цена импорта моторных масел в СНГ в 2005–2014 гг. ($ за кг)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Импорт ($ за кг)

2,4

2,5

2,6

2,7

3,1

3,2

3,4

3,6

3,8

4,0

Динамика (% к предыдущему году)

3,1

3,5

5,5

12,4

4,2

5,6

4,8

6,0

5,3

Таблица 2.

Доли стран СНГ в стоимостном импорте моторных масел в 2005–2011 гг. и прогноз на 2012–2014 гг., %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

52,29

56,33

46,49

46,19

42,72

45,66

44,35

43,29

43,15

41,95

Беларусь

24,94

26,49

30,84

29,35

29,43

25,25

24,64

23,63

22,34

21,95

Украина

13,63

1,98

6,39

9,80

10,52

11,12

12,17

14,15

15,33

16,31

Азербайджан

3,07

3,12

6,66

6,62

7,00

6,80

7,08

6,99

7,05

7,01

Казахстан

0,30

3,30

3,04

1,65

3,74

3,61

3,75

3,55

3,45

3,63

Узбекистан

2,41

3,15

1,47

1,81

2,13

2,73

2,72

2,79

2,90

2,93

Кыргызстан

0,65

1,28

1,73

1,49

1,64

1,66

1,75

1,80

1,84

2,00

Таджикистан

0,38

1,08

0,72

0,83

1,00

1,00

1,04

1,11

1,20

1,26

Молдова

1,95

2,16

1,64

1,04

0,93

0,97

1,02

0,97

0,91

0,94

Туркменистан

0,08

0,40

0,24

0,40

0,23

0,43

0,56

0,64

0,71

0,78

Армения

0,15

0,39

0,44

0,46

0,43

0,49

0,53

0,57

0,61

0,65

Грузия

0,14

0,34

0,34

0,34

0,22

0,28

0,39

0,50

0,53

0,61

                                                     5. Заключение.

Представители отечественного рынка автомобильных масел высказывают различные оценки по поводу текущего состояния данного рынка.

Специалисты компании Delfin Group обращают внимание как на позитивные тенденции, в частности, укрепление позиций отечественных производителей и ослабление импорта, так и на негативные тренды, связанные с замедлением рыночного роста.

«Главной тенденцией российского рынка автомобильных масел сегодня можно назвать импортозамещение, которое происходит в том числе и за счет роста курсов валют. Это, в свою очередь, неминуемо ведет к росту конкурентоспособности отечественного производства, — говорит директор по маркетингу компании Delfin Group Николай Мильшин. — Вместе с тем, в настоящее время данный рынок характеризуется снижением и без того невысоких темпов роста. Это связано с усилением кризисных явлений, ростом объемов использования масел с увеличенным ресурсом замены и явным приростом продаж иномарок российской сборки, среди которых доминируют легковые автомобили с повышенными требованиями к экономичности расхода топлива и масел». «Если оценивать соотношение внутреннего производства и импорта, то можно смело сказать, что российские производители автомобильных масел сегодня производят продукцию, ничем не уступающую по качеству ведущим мировым производителям. Этот факт подтверждается большим количеством допусков — экспертных заключений автопроизводителя по применению конкретного масла в автомобилях данного призводства, а также одобрений у ведущих отечественных производителей от крупнейших представителей автопрома», — уверен Николай Мильшин.

Вместе с тем, эксперт Delfin Group говорит и о некоторых негативных тенденциях для отечественных производителей масел. Связаны они с началом производства в России масел зарубежными компаниями.

6. Список литературы.

1. Официальный сайт Госкомстата РФ [http://www.gks.ru/]

2. Портал статистических данных [http://www.statistika.ru]

3.Рой Л.В., Третьяк B.П. Анализ отраслевых рынков. - М., ИНФРА- М., 2008

4.РосБизнесКонсалтинг[http://www.rbc.ru/]

5. Сафронов А.С., Ушаков А.И., Шергалис В. Моторные масла. - Москва-СПб., Альфа-Лаб, 2010

Моторные масла на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Элементы системы маслоснабжения турбоустановки? Требования и нормы маслоснабжения. Качество масла, причина старения турбинного масла. Восстановительная обработка

2. Реферат Простые галлюцинации (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, висцеральные, моторные)

3. Реферат Нефтяные масла

4. Реферат Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры. Эффекты их удаления. Пластичность коры

5. Реферат Жирные масла. Понятие о жирах

6. Реферат Способы подачи масла к трущимся деталям

7. Реферат Изучение технологии производства сливочного масла «Традиционное»

8. Реферат Обзор лекарственных растений, содержащих эфирные масла с монотерпенами

9. Реферат Вивчення процесу виробництва вершкового масла в масловиготовлювачах періодичної дії

10. Реферат Измерение тангенса угла диэлектрических потерь трансформаторного масла