Субъект и объект, сущность и возможности познания

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Субъект и объект, сущность и возможности познания на http://mirrorref.ru

Билет №26

1.Субъект и объект, сущность и возможности познания.

Субъект – это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей, индивид или же социальная группа. Объект – это то, что противостоит субъекту, та сфера бытия, на которую направлена практическая или познавательная деятельность субъекта, выступающего носителем действия и знания. Объектом могут выступать предметы, процессы и явления природы, связи между явлениями (законы) созданные людьми вещи, другие люди, сам действующий человек (при самопознании), продукты его духовного творчества. Объектом могут быть как материальные, так и духовные явления. Например, сознание человека – объект для психолога. Используется также понятие «предмет познания», под которым обычно понимается та часть объекта (процессы, свойства, связи), которая исследуется именно в данном конкретном познавательном процессе. Например, объектом познания для анатомии и физиологии служат живые организмы, предмет анатомии – их строение, а предмет физиологии – их функционирование. Объектом познания выступает не всё бытие, а те его части и сферы, с которыми субъект взаимодействует. Преобразовательная деятельность субъекта является успешной лишь тогда, когда она не произвольна, а согласуется с закономерностями объекта. Отсюда у субъекта и возникает потребность в познании объекта. Таким образом, сферы бытия превращаются субъектом в объекты познания в результате его практической активности. . Помимо практического интереса у субъекта возникает и бескорыстная потребность в истине, которая становится значительным стимулом познания.

Результатом взаимодействия субъекта и объекта служит знание – отражение действительности в форме идеальных, или психических, образов: восприятий, представлений, мыслей, теорий. Основной вопрос гносеологии – это вопрос о сущности познания. Его решение давалось в рамках нескольких концепций. Одна из них – идущая от Платона концепция врождённого знания. Согласно ей, познание есть припоминание душой того знания, которое она получила в мире идей до вселения в тело человека. Более мягкий вариант этого учения разрабатывался Декартом. Он полагал, что врождёнными являются не все знания, а только некоторые основные, исходные положения, из которых разум по законам логики выводит все остальные знания. Вторая концепция о сущности познания – интуитивизм, разработанный А.Бергсоном. Познание, по Бергсону, - это интуиция, прямое проникновение субъекта в объект без всяких посредников (органов чувств, приборов и др.) Напомним, что и субъект и объект, по Бергсону, имеют чисто духовный характер.

И третья концепция – теория отражения. Её основателем следует считать Аристотеля. Признавая чувственное восприятие началом познания, он характеризовал его как «то, что способно воспринимать форму ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота» (Цит. по: 1,с.336). Здесь Аристотель замечательно точно выразил сущность познания как отражения – воспроизведение свойств объекта, но без материи последнего. Согласно третьей концепции, сущность познания – это отражение бытия, воспроизведение его свойств, связей и отношений в форме идеальных (психических) образов (ощущений, восприятий, мыслей и т.д.). Второй важнейший вопрос гносеологии – это вопрос о возможностях человеческого познания, который служит второй стороной основного вопроса философии. Как уже отмечалось в §4 главы 1, имеется три основных его решения: познавательным реализмом, агностицизмом и скептицизмом. Нам представляется правильным первое учение, согласно которому мир познаваем до уровня сущностей.

2.Пространство и время как формы организации материального и духовного бытия.

В древности люди обнаружили, что все вещи и явления обладают пространственными и временными свойствами, что всё в мире простирается и длится. Пространственные свойства мира люди характеризовали такими словами, как «дальше – ближе», «длиннее – короче», «выше – ниже», «больше – меньше», «правее – левее» и т.п. Временные характеристики мира люди выражали в словах «раньше – позже», «дольше – короче», «быстрее – медленнее» и т.п. Постепенно выработались понятия пространства и времени. Пространство – это форма организации бытия, характеризующая порядок взаимного расположения тел и явлений. Время – форма организации бытия, характеризующая порядок смены явлений или состояний тел. Одно из свойств пространства – протяжённость. Она характеризует возможность увеличения или уменьшения размеров тел и расстояний между ними. Ещё одно свойство пространства – трёхмерность. Это означает, что положение точки может быть задано тремя координатами, имеется три независимых направления движения, а тела простираются в длину, ширину и высоту. К свойствам времени относятся его длительность, аналогичная протяжённости пространства, а также одномерность. Для фиксации события во времени достаточно одной величины, поскольку время имеет одно направление – от настоящего к будущему. К свойствам времени относится его необратимость, которая, как предполагают, обусловлена необратимостью причинно-следственных связей и процесса развития. Аналогично пространству, время бесконечно. В мире не было ни первого события, не будет и последнего. Цепь событий нигде не оборвана, звеньям её нет числа. Понятия начала и конца имеют смысл применительно не к миру в целом, а лишь к отдельным конкретным вещам и процессам. Бесконечное складывается из конечного. Каждая вещь или фаза развития произошла из другой, конечной, но их последовательность бесконечна. Мир в целом не обладает возрастом, им обладают только отдельные вещи и явления. С точки зрения христианской философии, вечным является только высшее духовное бытие – Бог, а материальный мир существует с момента его творения Богом. С точки зрения материалистов, общим свойством пространства и времени служит объективность, т.е. существование вне и независимо от сознания людей. Это свойство признают и объективные идеалисты, но считают пространство и время наряду с материей порождениями мирового сознания, или Бога. Указанное свойство отрицали субъективные идеалисты Дж. Беркли и Э.Мах. Поскольку, по их мнению, вещи – это спроецированные вовне комбинации ощущений человека, то пространство и время есть порядок связи и следования ощущений. И.Кант, признавая объективное существование вещей, считал, что последние не обладают пространственно-временными свойствами, а человек приписывает миру эти свойства на основе врождённых ему форм пространства и времени, которые представлены в евклидовой геометрии. Эта идея Канта была опровергнута созданием неевклидовых геометрий. По вопросу о характере существования пространства и времени среди философов, признававших их объективность, существовали две концепции: субстанциальная и реляционная. Первая из них рассматривала пространство и время как субстанции, существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство – пустое вместилище тел, бесконечная пустая протяжённость; время – чистая длительность, пустое вместилище событий. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон. Его теорию называют ещё теорией абсолютного пространства и времени, поскольку он считал, что свойства пространства и времени везде одинаковы и ни от чего не зависят. Субстанциальный характер пространства-времени признавался как некоторыми материалистами, так и объективными идеалистами. Первые считали их несотворёнными субстанциями, а вторые – сотворёнными мировым духом. Только в отличие от материальной и духовной (божественной) субстанций, порождающих тела и явления, пространство и время считались непорождающими субстанциями, внешними условиями существования тел.Согласно реляционной концепции, пространство и время – это не самодостаточные сущности, а порядок расположения тел и порядок смены явлений и вне их не существуют. Эту точку зрения с позиций идеализма развивал Г.Лейбниц, а с позиций материализма – Д.Дидро. Относительность свойств пространства-времени нельзя трактовать как их субъективность. Все релятивистские эффекты не кажущиеся, а объективные и не связаны с особенностями субъекта-наблюдателя. Сложным является вопрос о связи духовного (идеального) бытия с пространством и временем. Христианские философы полагают, что к мировому сознанию, или Богу, понятия пространства и времени неприложимы, но в противоречии с этим утверждают, что Богу присущи такие атрибуты, как бесконечность и вечность, которые относятся к пространственно-временным свойствам. Согласно христианству, существование душ имеет начало во времени, но не имеет конца: после сотворения души Богом она бессмертна (ей присуща как бы полувечность). Современный материализм, опирающийся на физиологию и медицину, полагает, что душа человека возникает с его рождением (или немного раньше – во внутриутробном состоянии) и исчезает со смертью. субъективном пространстве-времени. Пространство и время, присущие материальному миру, можно назвать объективным пространством-временем, его же переживание, отражение в сознании человека, является субъективным, или психическим, пространством-временем. В нормальных условиях субъективное пространство, т.е. пространственные характеристики восприятий, в большой степени совпадают с объективным пространством, и человек правильно ориентируется в среде. Характеристиками субъективного времени служат ощущения скорости времени (время то «летит», то «ползёт») и длительности времени («больше» времени и «меньше» времени). Субъективное время может в определённой мере соответствовать объективному. Некоторые люди (военные, педагоги, полицейские), не глядя на часы, могут называть время суток с точностью до нескольких минут. Однако субъективное время зависит не только от отражения внешних событий, но и от внутреннего психического состояния.

Субъект и объект, сущность и возможности познания на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания

2. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания

3. Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности

4. Коллектив как объект и субъект воспитания

5. Личность как объект и субъект социальных отношений

6. НДФЛ: понятие, субъект, объект налогообложения, ставки, виды льгот

7. Моделирование как способ познания действительности. Системный подход к моделированию. Цель и объект моделирования

8. Методологические основы менеджмента. Категории менеджмента: объект, субъект, принципы, методы

9. Наука как процесс познания. Формы и методы научного познания. Структура естественнонаучного познания

10. Сущность познания, его характеристика и классификация