Современный театральный процесс как живой организм в духовном воспитании общества

Работа добавлена: 2016-03-22





Современный театральный процесс как живой организм в духовном воспитании общества.

Современный театральный процесс представлен многообразными явлениями текущей театральной жизни. Суть их не всегда уловима на первый взгляд и зачастую эстетически неоднозначна.

Общая дегуманизация мира, поддержанная в 21 веке редкостной обесцененностью человеческой жизни и новейшими технологиями ее уничтожения, по-новому расставляет акценты в ценностных ориентирах общества. Жестокость и насилие стали нормой нашей жизни. О них мы узнаём со страниц газет и журналов, с телевизионных экранов, главной героиней которых давно уже стала, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, одна тема – смерть.

В этих условиях театр – этот древнейший демократический вид искусства, синтезировавший в себе огромный опыт мировой литературы, живописи, архитектуры, музыки, был и остается главнейшим источником в духовном воспитании общества.

Сегодня театр существует в условиях жесточайшей конкуренции с поп-культурой, шоу-бизнесом, и другими средствами массовой зрелищной индустрии.

Тем не менее, в сущностном понятии нашей культуры великий русский психологический театр вместе с классической музыкой, академической живописью и национальным кинематографом являются базисной основой, которой располагает сегодня страна и которая наряду с природными богатствами является единственно реально конвертируемой валютой России.

Парадоксальная ситуация: мы живем экономически не самым лучшим образом, а число театров растет, и по утверждению социологов будет расти определенное время.

Театр в России всегда был «больше чем театр». «Соборность», о которой еще в начале 20 века писал Вячеслав Иванов, свойственная русскому сознанию, лежит в основе нашего театрального феномена. Театр, – это, то место, где происходит творческий акт передачи, «лучеиспускания», по словам Станиславского, мыслей и чувств от актера к зрителям, которые объединяются в едином порыве, ощущении, чувстве, в единой симпатии или антипатии, гневе или радости, утверждая свое отношение к жизни, чувство сопричастности общему.

Чтобы влиять на духовную сферу нашей жизни, театр сам должен обладать недюжинным духовным потенциалом. Из чего же он складывается?

Обратимся к истории:

Нижняя точка отсчета возникновения театра на Руси – 1672 год, ноябрь месяц, село Преображенское – первое театральное представление при дворе царя Алексея Михайловича.

Что представляет собой 1672 год для театральной Европы: развитый профессиональный театр, уже познавший конкуренцию актерских трупп, обогащенный бессмертными произведениями В. Шекспира, П. Корнеля,                 Ж. Расина,  Ж.Б. Мольера, Лопе де Веги и др. А в России в это время – только первое театральное представление…

Следующий рубеж – 1756 год, 30 августа – указ императрицы Елизаветы Петровны об организации «Русского для представления комедий и трагедий театра». И почти одновременно в Москве открываются Университет и Академия художеств. Сформирован репертуар будущего театра: это комедии и трагедии А.П. Сумарокова, пока еще явно подражательного характера, несущего на себе печать французского классицизма. Ф. Волков и его товарищи по Ярославскому любительскому театру, получив соответствующее образование, составляют основу первой профессиональной актерской труппы. Начало театральному делу в России положено, при этом оно носит явно заимствованный, подражательный характер.

С этого момента мы можем говорить о том, что театр в России начинает стремительно набирать темп, проходя за 50 лет в своем развитии столько, сколько европейский театр усваивает за 100 лет существования.

К середине 19го века, с появлением таких имен как П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин, можно говорить, что в России сформировалась актерская школа, которая и по сей день остается предметом нашей национальной гордости. Не умоляя значения других театральных культур и актерских школ, хочу все же подчеркнуть, что русская актерская школа – уникальное явление не только нашей национальной, но и мировой культуры, которая  до сих пор продолжает оплодотворять театральную культуру Европы  и Америки.

В 1825 году Пушкин, сочиняя «Бориса Годунова», говорил о том, что «наш век требует перемен и от сцены драматической». Гоголь, вступая на театральное поприще, провозглашает театр кафедрой, с которой можно много сказать миру добра. Островский, создавая поистине национальный репертуар русского театра, думает об образованном актере. Великие реформаторы театра Станиславский и Немирович-Данченко будут говорить не просто об образованном, но об интеллигентном актере.

Конец 19го века, отмеченный рождением режиссерского театра и открытием в 1898 году Московского художественного театра, театра принципиально нового типа, возглавляемого великими собирателями русской культуры Станиславским и Немировичем-Данченко, ознаменовал начало новой эры – эры влияния русского отечественного театра на процессы зарубежного и прежде всего европейского театра. «Выразить жизнь человеческого духа на сцене» – в этой гениальной формуле  Станиславского, начертанной на знамени русского психологического театра, смысл любого творческого акта и его сверхзадача.

Искания новой сцены, связанные с драматургией Чехова и «новой драмой», привели к открытиям в области режиссуры, к   возникновению таких понятий, как целостность спектакля, его атмосфера, к созданию ансамбля нового типа.

Русское театральное предложение миру состоялось. Весь 20 век прошел под знаком режиссерского театра. Мейерхольд, в начале 20х годов поставивший гоголевского «Ревизора», написал в афише: «автор спектакля - режиссер Мейерхольд», объявив о творческом всевластии художника в театре.

Собственно говоря, это было началом развития концептуальной режиссуры, которая не просто интерпретировала ту или иную пьесу, но воссоздавала на сцене ту или иную «модель мира» с ее внутренними связями, закономерностями, способом существования.

Это было время великих открытий в области театра, когда каждый режиссер, будь то Станиславский или Немирович-Данченко, Мейерхольд или Вахтангов, Таиров или Михаил Чехов, мыслил не только практическими, но и теоретическими категориями, пытаясь предугадать, и даже предвосхитить модель Театра Будущего.

Во многом нынешний рубеж (20-21)  веков похож в своих основных тенденциях на предшествующий рубеж  (19-20)   столетий. Как тогда, так и теперь в целостной картине мира преобладают центробежные силы, когда каждое, вновь образующееся течение в искусстве претендует на роль интегрирующего. «Черный квадрат» Малевича, выразивший взгляд на мир из космоса, вполне созвучен нашему времени.

Сравнительно недавно, в начале нового столетия, в Омске проходила конференция «Современный театральный процесс, его освещение в критике и средствах массовой информации». Журналисты, критики, театроведы обсуждали вопрос: сохранится ли театр как вид искусства в новых условиях экономической свободы, которая для многих театров обернулась несвободой? Известный театральный деятель, критик, писатель А.М. Смелянский предложил искать ответы на эти вопросы в исходной ситуации, которую он   обозначил как исходную ситуации прошлого века. Он видит прямую связь творчества наших крупных режиссеров, таких как, Анатолий Васильев, Лев Додин, Эдмунтас Някрошус, с творческим наследием Станиславского и Мейерхольда.

Омск – традиционно театральный город. Восемь действующих театров каждый вечер распахивают свои двери перед омичами.  И маститый академический театр драмы, и городской театр-студия Любови Ермолаевой – каждый выполняет свою миссию: сеет разумное, доброе, вечное. Какой видится театральная картина Омска? Сегодня ответ на этот вопрос можно услышать из уст столичных критиков.

В. Кулиш, театральный критик, профессор Санкт-Петербургской театральной Академии: «Театр в Омске меньше подвержен моде, замечательно то, что в Омске ставят спектакли режиссеры, художники, композиторы из Москвы и Санкт-Петербурга. В театре ощутима опора на драматургический материал. Драма берется как точка отсчета для фантанирования идей».

О. Игнатюк, театральный критик, корреспондент газеты «Культура»: «Все театры Омска имеют свое лицо. Каждый театр востребован в городе,  имеет своего зрителя. Театр «Галерка» выращивает русскую классику. Программа театра гармонична. Толстой, Вампилов - взяв автора, театр не успокоится, пока не поставит все, что им написано. Другой вопрос – насколько ему это удается».

В. Бегунов, театральный критик, г.  Москва: «Консервативный, в хорошем смысле город. Режиссеры из Питера, Москвы – все обращаются к актеру как к последней инстанции. Актер – это существо, которое никто не знает, в том числе и сами актеры. Большинство режиссерских предложений – в противоречии с собственным замыслом, то же и с художником. Проблема в выборе материала(«Недоросль» в Пятом театре, Ким – спорный автор; «Бывшие сестры» в театре-студии Любови Ермолаевой – откровенно слабая пьеса)».

В 2003 году в Омске проходил второй международный фестиваль «Молодые театры России». На сегодняшний день этот уникальный фестиваль  из модного явления перешел в  устоявшуюся традицию.

Фестиваль  позволил собрать в одном месте молодые театры России, а также театры ближнего и дальнего зарубежья и посмотреть, что это за явление? Как должен развиваться, и по какому пути пойдет молодой театр? На эти и другие темы рассуждало компетентное жюри в составе уважаемых критиков и театроведов.

К.А. Щербаков, заместитель председателя конфедерации союзов кинематографистов: «Первый взрыв волны молодых театров пришелся на 60е годы. Самым ярким явлением этого времени было образование театра «Современник» Олега Ефремова.   А.Эфрос, Б.Львов-Анохин, Ю.Любимов, М.Захаров,  А.Гончаров,  Г.Товстоногов – молодое поколение режиссеров 60х. Кама Гинкас, Г. Яновская, Г. Опорков, представляли лицо театральной провинции. И те и другие определяли театральное направление России.

Второй взрыв театральной волны – конец 80х-начало 90х годов. В одной только Москве появляется около 40 молодых театров,  также много появляется их и в провинции. По количеству этот взрыв мощнее, чем в 60е годы. Это значительное явление нашей театральной культуры. Вместе с тем театр 90х годов чрезвычайно пестрый и разный. Высокая реалистическая школа (театр «Ибрус» из Баку), с другой стороны – спектакль «Обломoff», М. Угарова, сделанный как монтаж аттракционов. Одни полагают, что именно это – театр будущего, другие так не считают. По каким критериям оценивать театр из Москвы и театр из Тары? Понимаю, что критерий в искусстве должен быть один. На практике это выдерживается с трудом. Театр 60х объединяла попытка выразить свое поколение. Остается ли это задачей театра сегодня?…»

Е.И. Горфункель, кандидат искусствоведения, профессор СПГАТИ: «Наше поколение застало великий театр, но время проходит и опять появляется нечто. Старого уже нет, а нового - еще нет. В хаосе сумятицы сместились критерии. «Другой театр» - название одного из фестивалей, и этого «другого» было много  среди «Молодых театров». Куда движутся театры? Чего они хотят? Прошедший фестиваль показал, что преобладают театры, в центре внимания которых – человек. Идет совмещение русского психологического театра с традициями условного театра. На развале «театральной ситуации» возникают свежие ростки. Мне не нравится, что, Пятый театр податлив всем режиссерам. Мы перечеркиваем понятие «театра-дома». Замес театра – это режиссура со своей платформой, программой. Сейчас это встречается крайне редко, но без этого не может вырасти самобытного театра. Необходимо присутствие на фестивале местной омской критики. Это зеркало театральной ситуации города, которое отражает то, что не всегда могут заметить столичные критики».

О.И. Галахова, главный редактор газеты «Дом актера», театральный обозреватель «Литературной газеты», кандидат искусствоведения: «Молодые театры – это не обязательно заявка на явление. Тенденция последнего времени – тяготение к компании, а не труппе. Компания, которая собирается на спектакль. Выделяется спектакль «Зеленая зона» новосибирского театра под управлением Афанасьева, в котором уникален человеческий фактор. Есть  театры и спектакли, которые остаются в любительстве (театр «Doc» из Москвы), которые  пытаются овладеть профессией (театр из г. Тары). Очень важно, что приходит молодой зритель. В современном театре борьба идет не в сфере эстетической (мы все попробовали: и реализм, и театр лирической клоунады, и авангард, и постмодерн), раздел происходит в сфере этической. Как театр относится к человеку? Человек – часть целого и ищет связь с миром?  Или человек отторгается целым и сам отторгает его?  Спектакли Афанасьева  и челябинского театра про то, как обрести человеку связь с миром. Спектакли центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и  М.Рощина эту связь скорее отвергают».

В заключение  дискуссии прозвучала мысль О.И.Галаховой, что «современный театр овладел серфингом – умением седлать волну, подчинять ее себе. Театр действует по ситуации. Вместе с тем, мы стоим перед угрозой потерять психологический реалистический театр – и это очень грустно».

Во время обсуждений приводилось немало статистических данных. В России 50% театров не имеют на сегодняшний день главного режиссера, а некоторые из них - даже и очередного. Не больше 20ти театров можно назвать сегодня по именам главных режиссеров. Вырождается понятие «театр-дом», уходит институт главных режиссеров. Во МХАТе им. А.П.Чехова  12 режиссеров со своими постановками сменяют за год один другого. Ни Табаков, никто другой не может выработать программу развития театра. Современному театру нужен режиссер-педагог. Режиссура оттесняется актерами и драматургами. Они организуют свои театральные сообщества, где сами же ставят свои пьесы, как, например, Н.Коляда, Е. Гришковец. Режиссер все чаще превращается в постановщика. Будет ли новая революция в театре адресована широкой публике? Скорей всего театр и дальше будет делиться на элитарный (в который ходит театральная публика, но и она меняется со временем) и сохранится театр для «сумасшедших  экстремалов», (выражение Е.И. Горфункель). Он необязательно будет понят широкой публикой, но это то, что заставляет театр развиваться. Важно чтобы актер и того и другого театра «мог встряхнуть зрителя своим духовным накалом».  Именно в этом видится залог преодоления любого театрального кризиса.

                                                                                      Л.Н.Колесникова

Сведения об авторе: Колесникова Любовь Николаевна,  ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, доцент кафедры Театрального искусства и актерского мастерства, театровед.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Бизнес и исторический процесс в развитии личности общества

2. Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций

3. Адаптация - одно изьфундаментальных свойств живой природы

4. Почему Соне удалось, отдав тело на поругание, сохранить душу живой

5. Понятие общества. Генезис и типология общества

6. Современный театр и драматургия

7. Планирование в физическом воспитании

8. Современный урок, требования к нему

9. Современный этап развития мировой экономики

10. Современный менеджмент: сущность и характерные черты