Новости

Возникновение и развитие педагогической науки. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки

Работа добавлена:






Возникновение и развитие педагогической науки. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки на http://mirrorref.ru

Вопрос №15

Возникновение и развитие педагогической науки. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки.

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

Субъектом педагогической деятельности является, что очевидно, педагог. Субъект – это тот, кто инициирует, выстраивает, целеобразует и планирует свою активность, осуществляет действия, направленные на объект (предмет), стремясь к запланированным результатам.

Объект –то, на что направлена деятельность. В качестве объекта педагогической деятельности, как считалось достаточно длительное время, выступает ребенок. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

1.Человек не мертвый материал природы, а активное существо. Ребенок по-разному относится к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои взгляды, убеждения.

Мы подчеркивали выше, сторонники гуманистического подхода в педагогике указывают набинарность как на особую характеристику педагогической деятельности, предполагающей активность и субъектную позицию ребенка во взаимодействии со взрослым, т.е. ребенок в образовательном процессе выступает одновременно и как деятель, участник разнообразных видов деятельности, который ставит цели, планирует свои действия, осуществляет их, добиваясь результатов.

2. Педагог имеет дело спостоянно развивающимся, растущим человеком, поэтому важнейшей характеристикой педагогической деятельности являетсятворчество. Ребенок субъект потому, что он сам оказывает воздействие на себя, сверстников, взрослых, в том числе учителей. Дети умеют делать то, что не могут делать взрослые. У них иной взгляд на мир.

3. Ребенок находится под влиянием (позитивным и негативным) большого количества социальных факторов – семьи, общества сверстников, соседей, микросоциума, средств массовой коммуникации, общественных организаций, типа поселения и т.д., поэтому, педагог конкурирует с ними за степень этого влияния, осуществляет коррекцию воздействий отрицательных факторов на учащегося.

Предмет педагогики – этообразование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Возникновение и развитие педагогической науки. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Единство и различия педагогической науки и педагогической практики

2. Реферат ВКЛАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

3. Реферат Сущность, задачи, функции педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности

4. Реферат Структура педагогической науки

5. Реферат Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки

6. Реферат Коррекционная педагогика как раздел педагогической науки

7. Реферат Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога

8. Реферат Методология педагогической науки и ее уровни. Методологическая культура педагога

9. Реферат Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии

10. Реферат Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки