Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности на http://mirrorref.ru

Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.

План ответа

  1. Понятие способностей.
    1. Понятие способностей.
    2. Виды способностей
    3. Показатели и характеристики способностей
    1. Диагностика и развитие способностей.
      1. Диагностика
        1. Измерение способностей Измерение творческих способностей
        1. Развитие
      1. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.
      2. Способности и задатки.
      3. Понятие одаренности.
        1. Понятие способностей.
          1. Понятие способностей.

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Теплов выделял три главных признака способностей:

  1. индивидуально-психологические особенности отличающие одного человека от другого
  2. не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.

Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

В английском языке есть два термина для определения способностей:ability иcapacity – обозначает врожденное качество, в то время как первый термин употребляется для обозначения приобретенного умения соответствующегоcapacity.Ability это навыки и умения, из этого следует что это не есть способности.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.

Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.

Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями).

Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

Неодостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.

  1. Виды способностей

Общие– это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые в равной мере важны для различных видов деятельности (гибкость ума, целеустремленность).

Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические).

Все специальные способности представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.

  1. Показатели и характеристики способностей

Показатели способностей:

  • высокий темп усвоения и обучения;
  • широта переноса навыков внутри деятельности;
  • низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
  • индивидуальное своеобразие деятельности;
  • высокая помехоустойчивость (редко отвлекается);
  • выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.

Характеристики способностей:

  1. Способность к изменению –переменная.
  2. Связь суспешностью осуществления деятельности.
  3. Этоготовность к усвоению знаний, но не результат.
    1. Диагностика и развитие способностей.
      1. Диагностика

Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.

  1. Измерение способностей.

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.

Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллектаобщий(может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).

Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.

Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.

1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% =IQ

Требования к тесту:

  1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен
  2. надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости
  3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов
    1. Измерение творческих способностей.

Измерение творческих способностей – Гилфорд.

Качества креативности:

  • оригинальность ассоциаций
  • семантическая, смысловая гибкость
  • фонтанирование новых идей
  • образное мышление

5 видов действия (в результате факторного анализа):

  1. восприятие и понимание материала
  2. рабочая память
  3. дивергентность (выделение в обычном оригинального
  4. конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)
  5. эвалюация, подведение итога

Креативность –уровень деятельности: познавательная мотивация

Высокая креативность обычно коррелирует с высокимIQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

  1. Отсутствие временного ограничения
  2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)
  3. Косвенная инструкция
    1. Развитие

Существует два подхода к пониманию развития способностей:

  1. Способность какпроявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!
  2. Способность какпреобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух):артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.
    1. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.

Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе встречаются ответы «музыкантом нужно родиться», а на другом «талант- это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся определенные доводы. В пользу идеи врожденности:

  1. Доказательством врожденности служит ранее проявление способностей у ребенка.
  2. О врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей.
  3. Доказательством врожденности являются исследования с применением близнецового метода. Корреляция у монозиготных 0,8 – 0,7.
  4. Исследования на животных с применением метода искусственной селекции (крыс делили на группы по правильности решения задачи «умные» и «глупые». Внутри каждой группы их скрещивали между собой. Через 6 поколений умные существенно снизили количество ошибок, а у глупых их стало существенно больше).

В пользу идеи приобретенности способностей:

  1. Результаты работы талантливых педагогов (Например, учитель музыки М.П. Кравец находил себе неспособных учеников и доводил их до самого высокого уровня музыкантов).
  2. Факты массового развития специальных способностей в условиях определенных культур. (Все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух)
  3. В экспериментах с обедненной средой факты показывают худшее развитие общих способностей.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед психологией стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей.

Существуют природные предпосылки способностей – задатки. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких периодов, обычно сменяющих друг друга.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

  1. Способности и задатки.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.

Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деятельности и создаются (по Теплову).

Способность естьпроцесс. Деятельность направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.

Способности:общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.

Задатки

Способности

Врожденные

Формируются в процессе деятельности

Константны

Изменчивы

Возможность (анатомо-физиологическая)

Готовность, но не результат

Нельзя измерить

Измеряемы: критерий – успешность деят-ти

Данность

Процесс

  1. Понятие одаренности.

Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;

Своеобразие понятия одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности в общем.

Понятие одаренность не имеет смысла без отнесения его с конкретными историческими формами обещственно-трудовой практики.

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность успеха.

Выделяют следующие виды одаренности:

·художественная(подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драматическом искусстве);

·общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);

·творческая (порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;

·социальная(предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);

·практическая(характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

Талант - это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

Наиболее проблемным является выделение творческой одаренности. Уровень творческих способностей, креативность не фиксируется стандартными тестами, а проявляется в свободных ситуациях.

Творческая личность характеризуется рядом признаков: независимостью взглядов; нестандартностью; устойчивостью к неопределенным ситуациям; конструктивной активностью; силой Я (автономностью, устойчивостью к социальному давлению); открытостью новому; чувствительностью к красоте.Гениальность- высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Способности и задатки. Виды способностей. Формирование способностей. Одаренность, мастерство, талант, гениальность. Креативность. Структура и теории креативности. Способности и интеллект

2. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

3. Понятие и значение трудового договора при реализации способностей к труду

4. Понятие творчества. Развитие творческих способностей младших школьников

5. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

6. Проблема способностей в психологии (по Маклакову А.Г.)

7. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

8. Проблема одаренности

9. Развития силовых способностей

10. Условия развития творческих способностей