Новости

Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

Работа добавлена:






Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся на http://mirrorref.ru

Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся.

Танона Марина Петровна

педагог социальный

ГУО «Средняя школа № 5 г. Поставы»

Одной из задач, которые ставятся перед учреждением образования на данном этапе - содействовать повышению эффективности трудового воспитания подростков, внедрению новых подходов к его организации. Реализация этой задачи требует использование новых методов в профориентационной работе

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, саморазвитие личностных возможностей, а так же формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов обучающихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Цель профориетационной работы: содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения обучающихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Для достижения этой цели в учреждении образования решаются следующие задачи:

  1. Повышение уровня психологической компетенции обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
  2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях к реализации себя в будущей профессии.
  3. Ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
  4. Активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей обучающихся.

Профориентационная деятельность в учреждении образования ведётся по следующим направлениям:

- профессиональное информирование;

- профессиональная агитация;

- профессиональная диагностика;

- профессиональное консультирование.

Профориентация- это не отдельные мероприятия, это система психологических, социальных мероприятий, помогающих личности выбрать профессию. Для этого в работе используются новые современные программы, позволяющие сделать выбор на основе склонностей и интересов обучающихся. Широко используются информационные технологии и интернет. Детям даётся информация об интернет ресурсах, на которых они могут получить интересующую их информацию.

Профориентационная работа ведётся как с обучающимися, так и с их родителями и педагогами на протяжении всего учебного года.

Работа с обучающимися ведётся по определённой схеме:

-диагностика;

-изучение способностей обучающихся старших классов;

-консультирование;

-деловые игры, направленные на получение практических навыков устройства на работу, знание основ психологии, коммуникации;

-экскурсии на предприятия;

-посещение дней открытых дверей в учебных заведениях.

В основе профориентационной работы лежит диагностика, которая помогает увидеть профиль будущих профессий, выявить интересы и склонности к профессии, подобрать конкретные учебные заведения, отвечающие интересам склонностям обучающихся. А также в процессе работы определяются коммуникативные и личностные особенности обучающихся.

По результатам диагностики проводится консультирование, в ходе которого выбивается профильное направление.

В ходе проведения деловых игр отрабатываются полученные навыки.

Работа с родителями включает в себя:

-знакомство с результатами диагностики по запросам родителей;

-индивидуальные консультации;

-просвещение родителей, об особенностях выбора профессии ребёнком;

-совместное посещение дней отрытых дверей в учебных заведениях.

Работа с педагогами включает в себя:

-согласование работы по данному направлению, по классам, по школе с администрацией, классными руководителями;

-участие в обучающих семинарах, рассказывающих об особенностях проведения профориентационной работы с детьми.

Профориентационная работа не только охватывает учеников 9, 11 классов, а ведётся на всех возрастных этапах.

На каждом возрастном этапе реализуются различные цели работы.В начальной школе главным является формирование интереса к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, осознание смысла профессиональной деятельности и его общественного значения. В базовой школе – знакомство с профессиями и миром труда, формирование профессиональной направленности личности, формирование адекватной самооценки собственных способностей и склонностей, формирование профессионального самосознания. В средней школе – определение профессиональных предпочтений и намерений, соответствие их возможностям и склонностям обучающихся.

В начальной школе проводится диагностика спектра профессионально окрашенных фантазий ребенка, диагностика зарождения интересов к профессиям, диагностика мотивационной сферы с помощью рисуночных методик, анкетирования. На основе полученных результатов проводится работа с родителями с целью обеспечения разностороннего развития ребенка, предупреждения ранней специализации образования. Консультации для педагогов направлены на овладение ими спектром диагностических методик, приемами активизирующих игр, активными формами работы с учащимися, способами корректировки стиля деятельности. В базовой школе продолжается работа по личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. Для мониторинга процесса становления личности обучающегося используются индивидуальные карты, в которых немаловажную роль играет профориентационный раздел. В нем отслеживается динамика интересов и склонностей обучающегося. На этом этапе первостепенная роль отводится профконсультированию учащихся, обеспечивающему развитие профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная Я – концепция. Этому способствуют не только индивидуальные профконсультации, но и массовые формы работы: тренинговые занятия, факультативы, кружки "Познай себя", "Основы выбора профессии", курс "Мое профессиональное будущее", вводимый в соответствии с "Концепцией профильного обучения".

Эффективность данной работы определяется тем, насколько грамотно, осознанно, обучающиеся выбирают направления своей предпрофильной подготовки. На старшей ступени школы предпочтение отдается методикам, которые позволяют отследить уровень сформированности и осознанности жизненных планов обучающихся, их увлечения, профессиональные намерения и предпочтения, степень удовлетворенности образовательными услугами. На основе полученных результатов проводятся индивидуальные консультации с обучающимися, строится система занятий по жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся. Благодаря этому он может оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности, избежать типичных ошибок в выборе профессии.

Совместные усилия педагогов школы должны привести к психологически обоснованному выбору путей профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся.

Профориентация проводится на всех этапах образовательного процесса, как во время уроков, так и во внеклассной работе.

Профпросвещение на уроках осуществляется путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Уроки трудового обучения, служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.

Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у обучающихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека.

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады.

Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Список использованных источников

  1. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  2. Игнатович, Е.С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников как средство их профессионального самоопределения / Е.С.Игнатович; под ред. О.А.Олекс. – Минск: РИВШ, 2009.
  3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991.
  4. Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2011.

Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Создание условий в образовательном учреждении для успешной деятельности органов государственно-общественного управления

2. Реферат Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

3. Реферат Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

4. Реферат Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

5. Реферат ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

6. Реферат Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм»

7. Реферат Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

8. Реферат Инновационный потенциал высшего профессионального образования в области градостроительства

9. Реферат Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы

10. Реферат ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ