Новости

Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации

Работа добавлена:






Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации на http://mirrorref.ru

Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

  1. Понятие мышления.
    1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

В широком смысле – ориентировочное действие, ведущее к улучшению адаптации.

В узком – решение проблем и задач.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Требование - > Цель

Условия - > Средства

Решение заключается в поиске средств для достижения цели.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

  1. Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

  1. Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.
  2. Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
  3. Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
  4. Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
    1. Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: еслиA>B, тоB<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)

Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

  1. Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

  1. Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно,абстрактно –логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них.Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление– один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлениемрепродуктивным.

Критическое мышлениепредставляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление- понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления).

Аутистическое мышление –грезоподобная форма, оно подчинено аффектам (я швейцария потому что должна быть свободной),

Эмоциональное мышление -на первом плане стоят потребности практические — потребности чувства и воли, в отличие от судящего мышления, в котором на первом плане, так сказать, в фокусе нашего внимания познавательный интерес как таковой,

Вербальнологическоемышлениеодин из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышлениесовокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

  1. Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

  • по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
  • по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
  • по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
  • по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.

  1. Основные подходы к объяснению психологических механизмов решения мыслительных задач.

В рассмотрении механизмов решения мыслительных задач можно выделить два основных подходаобъектный и субъектный подходы.

Объектный подход: не учитывает активность субъекта, сводит сложный процесс решения к элементарным составляющим, использует общий универсальный язык для описания процесса решения мыслительных задач.

К данному подходу относятся: ассоцианизм, классический бихевиоризм и информационная теория.

ассоцианизм

бихевиоризм

Информационная теория

1. Мышление - это

Сочетание чувственных представлений

Образование навыков и умений, решение интеллектуальных задач

Процесс переработки информации

2. элементы мышления

Чувственные представления

Стимульно - реактивные связи

Операции со знаками=элементарные информационные процессы (опознание, сличение)

3. связи между элементами

ассоциации

Механизм обуславливания

Операторы – правила обработки информации

4. объяснительная модель мышления

Представления о мышлении заимствованы из психологии житейской. Основная задача проинтерпретировать психологические основы формирования логического мышления.: понятие, суждение, умозаключение.

Теория диффузных репродукций Мюллера: В проблемной ситуации может выделяться две части:SS и P. Каждая часть обрастает пучком ассоциаций, они диффузны и ненаправлены. Может случиться так, что свойство от Р встретится с другим свойством отS. Это процесс репродукции, выделение для них общего признака.

Теория проб и ошибок ( Торндайка)

Информационная теория возникла в 50-е годы (Ньюэлл и Саймон) Процесс решения задач объясняется с помощью алгоритма. Объяснительная модель алгоритмическая программа. Это моделирование мыслительного процесса на машинном языке

В рамках объективного подхода появляются попытки объяснения специфики мышления.

Джеймас: Мышление – способность человека ориентироваться в сложных. Проблемных ситуациях.

Специфика мыслительного процесса. Существует три элемента суждения: исходный факт, предмет о чем пойдет речь, свойство, которое функционально необходимо в данной проблемной ситауции, чтобы её разрешить (требование в задаче) и существенный атрибут исходного факта, который обладает свойством. Например в комнате погас свет, у нас есть бумага, надо получить свет, существенным атрибутом будет свойство бумаги гореть.

Мыслительный акт – это силлогизм. В любом силлогизме есть большая посылка ( знания, прошлый опыт) и малая посылка ( наличие свойства, которое является значимым для решения ситуации). Путь от исходного факта к существенному атрибуту проницательность. Выделить в факте нужный атрибут. Может заменить весь исходный факт.

С помощью проницательности, обладая знаниями и умениями можно разрешить всю ситуацию.

В рамках бихевиоризма появляется направление необихевиоризма, которое предполагает наличие активного субъекта

В информационной теории -Пришли новые программы моделирования мыслительных процессов (полный вариант перебора характерен для машины но не для человека) - это эвристические программы.

Бойль. Эвристика – это перевод от репродуктивного к продуктивному, правило эффективного сокращения поиска решения, которое не всегда гарантирует правильный результат.

Субъектный подход. (Активный субъект, который ставит перед собой задачу, наличие у него прошлого опыта, анализирует средства мыслительной деятельности)

Вюрцбургская школа ( Кюльпе, Ах, Бюлер, Зельц)

Основные понятия:задача.Говорили не о хаотичном потоке ассоциаций, который направлен на решение задачи, а главное это цель. Цель в задаче – определяет направленность субъекта. Она детерминирующая тенденция. Ах – детерминирующая тенденция определяет весь процесс решения задачи. Процесс решения задачи детерминирован целью.

Кюльпе: ввел метод систематической интроспекции. Исследуемый мыслительный акт не разделялся на отдельные части. Испытуемый рассказывал о том, как решал задачу, после её решения. Задачи при этом должны были быть простыми, знакомыми испытуемому, они были построены на вербальном материале ( подобрать схожее понятие).

Вюрцбургцы изучали репродуктивный мыслительный процесс.

Зельц: описал механизм продуктивного мышления. Теория комплексов. Комплекс – это двухуровневая схема задачи. Задача представляется испытуемому схему в виде двух уровней.

1уровень - условия задачи ( например исходное слово) и требуемый результат (слово, которое надо подобрать. Оно ещё неизвестно)

2 уровень – мысль, сознанность.

В комплексе есть связь между фактом и результатом через средства, однако, только если оно есть в прошлом опыте. Решение задачи есть актуализация метода из прошлого опыта и нахождение результата.

Антиципация – это предвосхищение через осознание в своем прошлом опыте метода ещё неизвестного результата.различие в решении задач отличается из-за актуализации прошлого опята. Чем чаще человек обращается к знаниям тем выше его способность решить задачу. Любое новое знание это перекомбинация имеющихся. ( Рубинштейн: мышление процесс актуализации знаний при приближении к цели).

Творческое мышление тоже проходит с опорой на прошлый опыт. В прошлом опыте субъект может найти задачу принцип решения которой сходен с новой. Творческая задача решается путем обобщения, абстрагирования.

Гештальт представления о решении задач.

Мышление – процесс взаимодействия человека с миром. В этом процессе человек сталкивается с различными проблемами, которые могут выступать для него как творческие задачи. Чтобы их решить надо в них проникнуть, переконструировать средства, изменить представления о реальности.

Для изучения творческого решения задач, используется специальные задачи: они не абстактны (головоломки), они должны быть новыми для испытуемого, они должны подлежать структуированию, должны иметь решение. Есть условия задачи и то чего требуется достичь. Между этими двумя вещами существует конфликт, разрубить противоречие с помощью решения. Как только решение найдено, задача решена образуется гештальт. Возможность решения конфликта находится во взаимодействии субъекта с объектом – только тогда может возникнуть целостное понимание. Теория решения изобретательных задач ( ТРИЗ)

1). Извлечение конфликта ( обнаружение такого свойства объекта, которое мешает найти решение)

2) направленность на разрешение конфликта приводит к функциональному решению задачи.

3) конкретная реализация

( напрмер, задача про величину деформации металлического шарика при его ударе о металлическую поверхность)

Инсайт – это такая целостная организация условия и требований задачи. В которой вскрывается и и разрешается основной конфликт.

Объективная структура инсайта и субъективная структура инсайта не одно и то же, для субъекта все структурировано иначе. К конфликту он приходит в конце

  1. конкретные попытки, метод рассуждения вслух
  2. 2) по конкретным попыткам можно восстановить функциональное решение, которое имелось в виду.
  3. 3) в конце раскрывается конфликт
  4. Задачи решаются в 1 этап, решение задачи не требует обращения к прошлому опыту.
  5. Успешное решение творческой задачи предполагает доуточнение условия.
  6. Факторы влияющие на успешность решения задач

факторы

ситуационные

постоянные

Специфические для мышления

Связаны с постановкой задачи, с её субъективной организацией, пониманием её

Пространственна организация задачи – может влиять на её решение ( например если в задаче Дункера о луче дать рисунок – он может неправильно направить ход решения)

Временная организация – условия могут предъявляться сразу или постепенно Эксперименты Лаченса ( где последовательно предъявлятся задачи – измеряют ригидность мышления)

Подсказки (прямые – не осуществляется перенос, прямое указание на ответ и косвенные – дать сходную по структуре задачу

Количество материала, исходная структурированность проблемного материала, сложность формулировки условий, функционально фиксированные условия, психологическая доступность, противоречие между общими принципами решения. Перенос - Использование уже существующих знаний и опыта для

решения новых проблемных ситуаций.

Индивидуальные факторы:

Знания и их организация

УровеньIQ, структура и свойства интеллекта

Показатели креативности, Наличие и использование эвристик

Неспецифические для мышления

Связаны с отношением человека к задаче, мотивация.

Закон Йеркса-Додсона

Создание внутренней и внешней мотивации

сверхмотивация

Конформизм, самооценка, тревожность, склонность к риску, регидность, низкая самоэффективность, мотивация

Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления (наглядно-действенное, образное, абстрактно-логическое). Определение понятия «интеллект»

2. Реферат Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления

3. Реферат Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления

4. Реферат Концептуальные возможности схоластического реализма как инструмента мышления

5. Реферат Развитие мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического мышления

6. Реферат Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи

7. Реферат Мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы и функции мышления

8. Реферат Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций

9. Реферат Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления. Командный труд

10. Реферат Формирование мышления у слепых