Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах

Работа добавлена: 2016-03-24


Поделитесь работой в социальных сетях



Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах на http://mirrorref.ru

Оглавление

  1. Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и привлечение к иным мерам ответственности (административной и уголовной). [3, с.95]

С одной стороны, в законодательстве существует норма об обязательности уплаты налогов, а с другой – устанавливаются принципы законного налогообложения, которые законодательством не должны нарушаться  (таблица 1).

Таблица 1

Принципы законного налогообложения, установленные НК РФ

Принцип

Характеристика требований к законодательству о налогах и сборах.

Единство и всеобщность налогообложения

Заключается в единстве налогового пространства России, закрепленного в ст. 8 Конституции РФ. Заключается в единстве нормативно-правовых актов  о налогах и сборах и единстве системы налоговых органов.

Справедливость налогообложения

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Недискриминационный характер

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическое обоснование налогов (принцип эффективности налогообложения)

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Определенность

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст. 3 НК РФ). Следует отметить, что такое толкование производится только в пользу добросовестных налогоплательщиков, у которых не было признаков получения незаконной налоговой выгоды.

Данный вывод подтверждает судебная практика разрешения налоговых споров также исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Она может быть признана судом необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

О необоснованности налоговой выгоды, например, могут говорить следующие обстоятельства:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета и т.д.

В данном случае объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания операции определяет суд.

Законодательство о налогах и сборах представляет собой многоуровневую систему, состоящую из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Источники законодательства о налогах и сборах образуют иерархически выстроенную систему, включающую:

-Конституцию РФ;

-Международные договоры;

-Нормативные правовые акты РФ.

При применении налогового законодательства следует учитывать его особенности:

1. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Примером могут служить соглашения об избежании двойного налогообложения.

2. Если содержание термина рассмотрено в НК РФ, то в целях исчисления налогов и сборов применяются нормы Налогового кодекса, а не гражданского законодательства. Однако, если в  НК РФ есть  ссылка на какой-либо термин, но содержание его не указывается, то применяются термины гражданского законодательства. Примером может быть ссылка в НК РФ на правила оценки товарно-материальных ценностей при списании их в расходы. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

-метод оценки по стоимости единицы запасов;

-метод оценки по средней стоимости;

-метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

-метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Однако расшифровки правил оценки НК РФ не содержит, следовательно, необходимо применять правила, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01).

В этой связи хочу обратить внимание еще на одну особенность таких ссылок. В настоящее время метод ЛИФО уже не используется, в налоговом законодательстве среди возможных методов оценки он присутствует, однако, правил его применения в ПБУ 5/01 нет. Следовательно, применение в налоговом законодательстве данного способа является спорным.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня [5, с.125]:

1) законодательство РФ о налогах и сборах, состоящего из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Указанные в таблице 2 законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте НК РФ как «законодательство о налогах и сборах».

Подзаконные нормативные акты с принятием НК РФ постепенно потеряли позиции в системе источников налогового права. Письма, инструкции и указания источниками налогового права не являются. Однако, подзаконные акты при соблюдении определенных условий  могут входить в систему налогового права:

1. Правительство РФ издает нормативные акты в области регулирования налоговых отношений, если НК РФ прямо указывает на такую возможность. Например, Правительством РФ устанавливается порядок выписки счетов-фактур, ведения книги покупок и книги продаж (ст. 169 НК РФ).

2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, введение в действие местных налогов на территории РФ осуществляется на основании акта местных органов законодательной власти.  Основное требование  - состоит в том, что  данные источники налогового права не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таблица 2

Характеристика системы законодательства о налогах и сборах

Уровень законодательства

Норма законодательства

Характеристика

Федеральный уровень

НК РФ

Устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах

законы субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ

Вводят в действие региональные налоги и сборы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах своей компетенции в соответствии с Конституцией РФ и НК РФ

Местный уровень

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ

Вводят в действие местные налоги и сборы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах своей компетенции в соответствии с Конституцией РФ и НК РФ;

Вводят в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в пределах списка, установленного в НК РФ.

Налоговый кодекс РФ (ст. 5) устанавливает особые правила вступления в силу актов законодательства о налогах (рис. 1.).

Рис. 1. Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах

Вступление актов законодательства о налогах и сборах в силу имеет еще одну особенность – они по-разному могут действовать во времени (таблица 3). Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. [4, с.142]

Таблица 3

Наличие обратной силы законодательства о налогах и сборах

Наличие (отсутствие) обратной силы

Характеристика нормативного акта, вносящего изменения

1. Не имеющие обратной силы

- повышающие налоговые ставки

- устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

- устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков и иных лиц

2. имеющие обратную силу

- устраняющие или смягчающие ответственность

- устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей

3. Могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это

- отменяющие налоги или сборы

- снижающие размеры налоговых ставок

- устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.

  1. Налог на добавленную стоимость

В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

1) организации (Понятие организации представлено в абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ)

2) индивидуальные предприниматели (понятие индивидуального предпринимателя указано в  абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Рассмотрим состав налогоплательщиков на рис. 2.

По рис. 2. видно, что условно всех лиц, обязанных исчислять и уплачивать НДС можно разделить на 3 группы [3, с.258]:

1 группа. Налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, или  налогоплательщики, экспортирующие товары за пределы таможенной территории РФ. Если лица не применяют специальные налоговые режимы, не заявили и не подтвердили  применение освобождения от обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ, то они являются налогоплательщиками. Наличие такого статуса возлагает на таких лиц обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет в сроки, установленные главой 21 НК РФ.

Рис. 2. Состав лиц, у который имеется обязанность по исчислению НДС, предоставлению налоговой декларации и уплате НДС в бюджет

2 группа.  Налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ. Данная группа налогоплательщиков является самой многочисленной. НДС на таможне уплачивают лица, вне зависимости от применяемого режима или наличия права на применение освобождения. Однако, если организация или индивидуальный предприниматель входит в 1 группу, то на сумму НДС, уплаченную на таможне впоследствии можно применить налоговый вычет. Для остальных лиц, не входящих в 1 группу, применение налогового вычета невозможно.

3 группа. Лица (организации и предприниматели), не являющиеся налогоплательщиками, но выставившие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты в данном случае также не применяются.

Кратко рассмотрим случаи и основания, когда лица не являются налогоплательщиками НДС в таблице 4.

По таблице 4 мы видим, что в основном неплательщиком НДС выступает в целом плательщик. Это относится к освобождению по статье 145 НК РФ, при применении УСН или ЕСХН. Однако, при уплате единого налога на вмененный доход необходимо помнить, что на данный режим переводится только деятельность. Следовательно, при наличии у налогоплательщика иных видов деятельности, не переведенных на ЕНВД, НДС по таким видам деятельности уплачивается в общеустановленном порядке, а дополнительной обязанностью налогоплательщика становится ведение раздельного учета.

Таблица 4

Основания освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС

Категория налогоплательщика

Основания освобождения от обязанностей налогоплательщика

Основания прекращения освобождения от обязанностей налогоплательщика

По статье 145 НК РФ

1) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2) представить в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение

1) налогоплательщик не представил в налоговый орган документы, подтверждающие право на освобождение

2) превышение лимита выручки за три последовательных месяца (на 01.01.2010 – 2 млн. рублей.

Применение упрощенной системы налогообложения

Наличие уведомления налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения;

Соответствие критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения

Утрата права на применение УСН

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Соблюдение условий перевода деятельности на ЕНВД,

НДС не уплачивается в бюджет только по конкретному виду деятельности, переведенному на ЕНВД.

Не соблюдение условий перевода деятельности на ЕНВД

Единый сельскохозяйственный налог

1) Соблюдение условий перевода налогоплательщика на ЕСХН

2) подача заявления у налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря

Не соблюдение условий перехода (применения) ЕСХН

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, то нет и оснований для уплаты налога.

Объекты налогообложения распределяются на 4 группы (ст. 146 НК РФ):

  1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ), которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации .
  3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
  4. Ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Операции, которые не подлежат налогообложению НДС, по своему составу являются неоднородными. Состав таких операций приведем на рисунке 3.

Рис. 3. Случаи неначисления НДС

По общему правилу налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), которые реализуется или передается. Для некоторых операций НК РФ установил особый порядок определения налоговой базы. Эти особенности мы рассмотрим в соответствующих пунктах.

Рассмотрим правила определения налоговой базы.

1. Если налогоплательщик применяет одну ставку НДС, то налоговая база суммируется (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).

2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы разные, следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).

3. В налоговую базу включаются и денежные и натуральные поступления в счет оплаты.

4. В налоговую базу включаются авансовые поступления в качестве предоплаты за предстоящую поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

5.Выручка должна быть исчислена в рублях.

6. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

7. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Момент определения налоговой базы является датой, на которую  хозяйственная операция должна быть учтена при определении налоговой базы, а налогоплательщик должен начислить по этой операции сумму НДС в данном налоговом периоде и отразить в Книге продаж.

По общему правилу налоговая база (ст. 167 НК РФ) определяется на наиболее раннюю из двух дат:

1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Налоговые ставки устанавливаются ст. 164 НК РФ.

В настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость:

Рассмотрим, когда и при каких условиях применяется та или иная ставка НДС.

Ставка НДС 18% применяется во всех случаях, особо не оговоренных ст. 164 НК РФ. Данная ставка не применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. п. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ. Налогообложение указанных товаров (работ, услуг) осуществляется соответственно по ставкам 0 и 10% или с использованием расчетных налоговых ставок.

Налогообложение по ставке НДС 10% производится в следующих случаях:

1) при реализации продовольственных товаров, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908;

2) при реализации товаров для детей, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908;

3) при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ);

4) при реализации медицинских товаров, предусмотренных пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Перечнем кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688;

5) при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.

Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС по ставке 0%, содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ, правила ее применеия устанавливаются ст. 164, 165 НК РФ.

Расчетная ставка применяется:

1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162НК РФ,

2) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг),

3) при передаче имущественных прав,

4) при удержании налога налоговыми агентами,

5) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом,

6) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ,

7) при реализации автомобилей в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 НК РФ,

8) при передаче имущественных прав  в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 155 НК РФ.

Сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Например,  расчетная ставка при налогообложении по ставке 18% определяется: 18/(100+18)*100 = 15,25%.

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами по НДС определены ст. 161 НК РФ. Обязанности налогового агента налогоплательщик обязан исполнить в следующих случаях:

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков..

2. При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;

3. При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями;

4. При реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.

Налоговым законодательством налогоплательщикам предоставлено право уменьшить НДС, который исчислен для уплаты в бюджет, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Следует обратить внимание, что говорить о налоговых вычетах возможно только в отношении налогоплательщиков. Например, если организация- неплательщик НДС (находится на упрощенной системе налогообложения) выставила покупателю счет – фактуру с выделением НДС, то перечислить сумму НДС в бюджет и представить налоговую декларацию она обязана, а применить налоговые вычеты не имеет права.

Вычетам подлежат суммы налога, которые:

- предъявлены поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ;

- при уплате при ввозе товаров в Россию в таможенных режимах выпуска, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;

- при уплате при ввозе в Россию товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного контроля и оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ).

- при уплате в бюджет сумм НДС,  покупателями - налоговыми агентами.

Правила применения налоговых вычетов установлены ст. 171, 172 НК РФ.

Для того чтобы включить суммы «входного» налога в состав налоговых вычетов, налогоплательщику необходимо соблюсти ряд условий:

1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены вами для операций, облагаемых НДС.

2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету)

3. Товары, работы, услуги будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС;

4. Имеется надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.

Таким образом, по итогам того налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет и получен счет-фактура от поставщика, налогоплательщик вправе принять к вычету сумму «входного» налога. При этом, факт оплаты поставщику не имеет значения.

С 2008 года налоговым периодом  для всех налогоплательщиков является квартал. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налога и увеличенная на суммы восстановленного налога. [5, с.354]

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога к уплате и увеличенную на суммы налога, восстановленного  к уплате в бюджет в соответствии со ст. 170 НК РФ, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, итогом налоговой декларации может стать как сумма налога к уплате в бюджет, так и к возмещению из бюджета.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, если сумма налога исчислена за 2 квартал 2009 года в сумме 300000 рублей, то в бюджет ее следует уплатить 3 срока – 20 июля, 20 августа и 20 сентября.

Исключение составляет уплата НДС на таможне. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством

Уплата налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, но выставившими покупателями счет-фактуру с выделением в нем НДС, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики (налоговые агенты), лица, не являющиеся налогоплательщиками, но выставившие счета-фактуры с выделением НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии со ст. 176 НК РФ.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. Таким образом, любая налоговая декларация к возмещению будет проверяться в сроки, установленные для камеральной проверки, то есть в пределах 3 месяцев.  В этот период сумма возмещения в лицевой карточке налогоплательщика отражена не будет. Следовательно, если по состоянию на момент сдачи налоговой декларации по лицевому счету налогоплательщика числится недоимка, то она будет погашена только на дату завершения камеральной проверки.

По окончании  камеральной проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит:

  1. о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  2. об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  3. о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия решения.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

3.Заполнение «Справки о доходах физических лиц»

Исходные данные. В.С. Петров в 2006 году работал в московском (головном) офисе ОАО «Альфа» (ИНН 7710000000, КПП 771001001, код ОКАТО 45286580000). В.С. Петрову выплачивалась заработная плата в размере 10 000 руб. в месяц. Заработная плата в организации выдается 5-го числа месяца, следующего за отработанным.

С 12 по 25 июня 2006 года В.С. Петров находился в отпуске. В июне ему выплатили отпускные в сумме 4730 руб. Соответственно зарплата за июнь составила 5333 руб.

По заявлению работника в течение 2006 года ему предоставлялись стандартные налоговые вычеты в размере 400 руб. согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

В феврале В.С. Петров получил материальную помощь — 5000 руб.

С сентября 2006 года В.С. Петров был переведен на работу в обособленное подразделение организации — Верхневолжский филиал ОАО «Альфа», который расположен в г. Твери (КПП 690001001, код ОКАТО 28401000000), с тем же окладом.

С 15 по 30 ноября 2006 года В.С. Петров болел. В декабре ему выплатили пособие по временной нетрудоспособности в сумме 5000 руб. Заработная плата за период с 1 по 14 ноября составила 5000 руб.

Кроме того, в декабре В.С. Петров получил ежегодную премию в размере оклада — 10 000 руб.

Правила заполнения. Согласно новым правилам организация должна заполнить по доходам В.С. Петрова две справки: одну по доходам, которые выплатил московский офис организации, а другую — по доходам, полученным работником в обособленном подразделении в г. Твери.

Справка № 1. При заполнении справки о доходах, которые В.С. Петров получил в головном офисе организации, в пункте 1.1 указываются ИНН и КПП организации, а в пункте 1.3 — код ОКАТО по месту нахождения организации. В данной справке будут отражены доходы налогоплательщика за период с 1 января по 31 августа 2006 года включительно.

В заголовке раздела 3 указывается ставка налога, по которой облагаются отраженные в справке доходы, — 13%. Затем последовательно вносятся записи о выплаченных доходах по месяцам. Имейте в виду, что при отражении в справке размера отпускных, полученных в июне, в графе «Код дохода» необходимо проставить новый код — 2012.

Справка № 2. В справке о доходах, полученных В.С. Петровым в обособленном подразделении организации, в пункте 1.1 указывается ИНН организации, а КПП по месту нахождения обособленного подразделения (г. Тверь). В пункте 1.3 также проставляется код ОКАТО по месту нахождения обособленного подразделения. В данной справке отражаются доходы В.С. Петрова в период с 1 сентября по 31 декабря 2006 года. В разделе 3 «Доходы, облагаемые по ставке _ %» для пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного В.С. Петрову в ноябре, в графе «Код дохода» приводится код 2300.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. на 02.02.2006).
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Утв. Федеральным законом от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. на 02.02.2006).
  3. Налоговый кодекс.Часть вторая: Утв. Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. на 02.02.2006).
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (в ред. на 18.02.2006).
  5. Апель А. Л.Основы налогового права. – 3-е изд.; перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. – 144 с.
  6. Вилкова Е. С., Романовский М. В.Налоговое планирование: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 633 с.
  7. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юрист, 2004. – 591 с.
  8. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы: Учебное пособие /Иванова Н. Г., Вайс Е. А., Кацюба И. А., Петухова Р. А. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 366 с.
  9. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Д. Г. Черник и др. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. – 327 с.
  10. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер, 2002.
  11. Тедеев А. А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов – Московский гуманитарный ун-т. М.: Приор-издат, 2004. – 493 с.
  12. Государственные доходы: Коммерческая энциклопедия М.Ротшильда / Под ред. С. С. Григорьева. СПб., 1905. -T.IV. -С. 12-23.
  13. Евстигнеев Е. Н.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. - 256 с.
  14. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П.Основы налоговой системы: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.

Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах на http://mirrorref.ru


Возможно Вы хотите оставить комментарий по поводу учебной работы

Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Законодательство РФ о налогах и сборах

2. Толкование норм законодательства о налогах и сборах как стадия его применения

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

4. Правовое воздействие и правовое регулирование. Стадии правового регулирования

5. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы построения. Классификация видов налогов по уровням бюджетной системы

6. Особенности налоговой системы Греции

7. Правовое регулирование

8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

10. Правовое регулирование брака и семьи