Новости

Рассмотрение стресса в деятельности руководителя

Работа добавлена:






Рассмотрение стресса в деятельности руководителя на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение

Можно сказать, что фактически руководство любой организацией осуществляет управляющий, который был назначен и именно ему происходит делегирование полномочий. Огромный интерес представляет именно руководитель организации, то есть это человек, который может в один момент являться, как лидером, так и эффективно управлять подчиненными ему работниками. Руководитель оказывает влияние на других так, чтобы они выполняли свои обязанности, которые поручены организацией.

Можно говорить о том, что влияние определяют поведение отдельного человека. Оно вносит определенные изменения в его поведение, а также отношения и ощущения другого человека. Те средства, с помощью которых один человек может оказывать влияние на другого, могут быть очень разнообразными. Например, это может быть просьба или же угроза увольнения, а также пистолет, который направлен в грудь. Вообще один человек может оказать влияние на другого, также с помощью какой-либо идеи. В пример здесь можно привести коммунистическую идею.

Руководители компаний должны оказывать влияние так и таким образом, чтобы можно было достаточно легко предсказывать, приведут ли его действия к принятию определенной идеи, или же к работе, которая необходима для достижения главных целей организации. Чтобы сделать лидерство, а также влияние высокоэффективными, руководитель предприятия должен в первую очередь применять, а также укреплять свою власть.

В начале прошлого века началось активное изучение управления. Именно руководство, а также лидерство стали центральным объектом многих исследований. В середине прошлого столетия были также предприняты достаточно крупномасштабные исследования именно на системной основе.  —Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.

Стресс в деятельности руководителя неизбежен, ведь вместе с привилегией стоять у руля компании на него возлагается ответственность за принятие решений и результаты работы организации. Но если избежать стресса невозможно, нужно минимизировать его разрушительные последствия.

Под стрессом принято понимать повышенную напряженность, которая неизбежно возникает в ответ на различные экстремальные факторы. Стресс в деятельности руководителя неизбежен, но вызывают его разные факторы, набор которых зависит от жизненного опыта и отношения человека к его работе.

Постоянные раздражители на работе чаще всего состоят из мелочей, которые имеют свойство накапливаться. Это и опоздания работников, и их некомпетентность, заставляющая начальника выполнять еще обязанности других, и необходимость общаться с «трудными» клиентами. Непрерывный темп роста технического прогресса может вызвать ощущение нехватки образования и навыков.  —Мякшина Т. Стресс в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vitaportal.ru/psihologiya/stress-v-deyatelnosti-rukovoditelya.html

Как ни странно, стресс в деятельности руководителя может быть полезным. Небольшие эмоциональные встряски и дух соревнования помогут вывести компанию в лидеры. Необычные свершения, достижения вершин и пробуждение творческого потенциала, подхлестываемые стрессом, могут не только принести практическую пользу, но и доставить удовольствие. Стресс в деятельности руководителя − это решаемая проблема. Главное − не дать вовлечь себя в круговорот гнетущих мыслей и уметь найти нетривиальное решение. То есть, можно сказать, что управление стрессом в условиях современной рыночной экономики является особенно важным. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Тема данной курсовой работы является недостаточно изученной. При ее написании использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Канджеми Дж.П., Курганов В. М., Большаков А.С., Красовский Ю.Д., Виханский, О. С. и многих других.

Целью курсовой работы является рассмотрение стресса в деятельности руководителя.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • изучить лидерство и руководство;
  • определить понятие стиля руководства, ключевые виды;
  • рассмотреть авторитет эффективного руководителя;
  • определить понятие стресса, рассмотреть экстремальные ситуации при принятии решений;
  • изучить основные стрессоры управленческой деятельности руководителя;
  • рассмотреть стресс-менеджмент и его значение.

Объектом курсовой работы является деятельность руководителя.

Предметом курсовой работы являются особенности деятельности руководителя в условиях стресса.

Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматривается понятие и сущность руководства. Во второй главе происходит рассмотрение управления стрессом в работе руководителя. В третьей главе рассматривается «Стресс в деятельности руководителя» на конкретном примере и даются рекомендации по преодолению стрессовых состояний.  В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

Курсовая работа состоит из 49 страниц, при ее написании было использовано 33 источника литературы.

1. Руководство: понятие и сущность

1.1. Лидерство и руководство

Лидерство можно определить как некоторое доминирование одних членов определенной группы над другими ее членами.

Под таким понятием, как лидер принято подразумевать человека, который играет доминирующую роль в определенной структуре межличностных отношений.

Руководитель в отличие от лидера, является официальным лицом, которое облечено определенными полномочиями, а также связано с организацией ключевой деятельности всей группы. Данные понятия существенно различаются по охвату определенных проблем, а также процедуре выдвижения, так, например, лидер выдвигается именно спонтанно, а руководителя всегда назначают официально.

Рассмотрим ключевые признаки лидеров. Они могут быть следующими:  —Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве» М.: Диалектика 2011.- 87 с.

  • лидер является высоко активным и инициативным при решении всей группой центральных задач;
  • лидер может влиять на всех членов группы;
  • лидер является достаточно хорошо информированным о определенной задаче, которую нужно решить, а также о членах группы, о всей ситуации;
  • поведение лидера всегда соответствует определенным социальным установкам, а также нормам и ценностям, которые приняты в конкретной группе;
  • лидер обладает определенными личными качествами, которые являются эталонными для всей группы;
  • лидер может выходить за рамки определенных признанных норм, а также эталонных ценностей.

Основными функциями лидера можно назвать следующие:

  • организация определенной совместной жизнедеятельности всей группы в разнообразных сферах;
  • выработка, а также поддержание определенных групповых норм;
  • представительство группы в различных взаимоотношениях с прочими группами;
  • принятие определенного уровня ответственности за результаты работы всей группы;
  • установление, а также поддержание определенного морально-психологического климата в группе.

Рассмотрим основные виды лидерства по М. Веберу. Данный ученый и исследователь выделял следующие виды лидерства:

  • традиционное лидерство, которое основывается именно на определенных традициях и вере, а также обычаях. Данный вид является характерным именно для традиционных обществ. Лидером здесь, как правило, становится тот, кто принадлежит к определенной элите, то есть достаточно узкой группе людей;
  • легально-рациональный или бюрократический, который основывается именно на разумности определенных порядков, которые существуют в обществе. Лидером здесь может стать тот, кто обладает некоторым уровнем знаний, а также компетентности и подготовленности. Данный тип является характерным именно для индустриальных государств;
  • харизматическое лидерство, которое основано именно на божественности, а также сверхъестественности и необычности. Данные лидеры появляются в определенных переломных этапах в истории человечества.

Теперь следует рассмотреть типы лидерства именно в реальной управленческой практике. Они могут быть следующими:  —Понятие лидер и лидерство. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo

  • лидер – организатор, который воспринимает нужды всего коллектива именно как свои, а также действует достаточно активно. Он является оптимистичным и уверенным в том, что многие проблемы можно решить. Он не станет предлагать так называемое пустое дело. Хорошо умеет убеждать, а также склонен поощрять. Именно в результате этого люди под руководством лидера данного типа начинают стараться работать намного лучше;
  • лидер – творец, который обладает определенной способностью видеть новое, а это и привлекает многих людей. Он активно берется за решение разнообразных проблем, которые на первый взгляд могут показаться совсем неразрешимыми или даже опасными. Действует он не командными методами. Он приглашает всех к обсуждению;
  • лидер – борец, который обладает достаточно сильной волей, он всегда уверен в своих силах. Данный тип лидера первым идет навстречу любой опасности или же неизвестности, он без всяких колебаний вступает в борьбу. Он склонен отстаивать свое мнении и бороться за него до конца. Очень часто он действует именно на свой страх и риск;
  • лидер – дипломат, который опирается именно на превосходное знание ситуации, а также ее скрытых деталей. Он является хорошо информированным о всех сплетнях или же пересудах, именно поэтому он достаточно хорошо знает, на как и кого можно влиять. Он предпочитает именно доверительные встречи в кругу своих единомышленников;
  • лидер – утешитель, который всегда готов поддерживать людей в трудную минуту, он уважает людей, а также относится к ним достаточно доброжелательно. Он является вежливым и предупредительным, а также способен к сопереживанию.

Также можно выделить лидерство в деловой сфере или так называемое «инструментальное лидерство», а также лидерство в эмоциональной сфере или «экспрессивное лидерство».

Хотелось бы отметить, что лидерство, а также руководство являются понятиями особенно тесно связанными друг с другом. Разобраться какое же из них является первичным, а какое второстепенным практически не реально. —Канджеми Дж.П. «Психология современного лидерства: Американские исследования.» - М.: Когито-Центр. - 2009. – 288 с.

Сегодня существует такая точка зрения, в которой есть достаточно большое количество жизненной мудрости, то есть в одной берлоге несколько медведей не могут ужиться. Такой всем известный принцип единоначалия является ключевым для строительства разумного и нормального предприятия компании. Однако здесь также есть определенная путаница или же неточность.

Единоначалие – это одно, а вот, сколько лидеров должно быть в конкретной организации – это совсем другой вопрос. Если же работники предприятия заботятся именно о личных интересах, то наличие большого количество лидеров обязательно породит хаос и снизит общую эффективность работы предприятия, так как каждый лидер будет тянуть все дела именно свою сторону.

Если же в организацию компанию подбираются такие сотрудники, которые могут управлять собой, а также умеют заботиться и о интересах предприятия в целом, то здесь чем больше лидеров в организации, тем будет лучше. В данной ситуации каждый сотрудник, или с распоряжения непосредственного руководителя, или же по собственному желанию, берет на себя определенное направление, а также оказывает другим лидерам помощь. Вместе они достаточно активно, а также свободно и творчески подходя к решению тех задач, которые стоят перед предприятием.

Многие достаточно молодые руководители, когда они  приступают к своим непосредственным обязанностям, очень часто задаются таким вопросом, а обязательно ли руководителю быть именно лидером или же достаточно знаний технологии управления.

Можно говорить о том, что технология управления является средством, то есть достаточно хорошо владеющий данной технологией сотрудник может достигать достаточно успешных результатов в каждодневном практическом руководстве.

То есть когда мы говорим именно о лидерстве, нам в голову приходит видение перспективы и стратегии, а также наличие долгосрочных целей. В отличие от простого руководителя, тот человек, который обладает именно лидерскими навыками, может не просто отдавать некоторые распоряжения, а также контролировать их выполнение и формировать из работников целостную команду.  —Лидерство в управлении. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.syntone.ru/library/article_other/content/6200.html

Таким образом, можно говорить о том, что различение таких понятий, как «руководство», а также «лидерство» связано в первую очередь именно с существованием на каждом предприятии двух определенных типов отношений, а именно:

  • формальных;
  • неформальных.

Лидерство является процессом воздействия на людей, который порожден системой именно неформальных отношений. Что же касается руководства, то оно подразумевает именно наличие строго структурированных формальных или же официальных отношений. Роль руководителя задается определенной формальной структурой, а его функции четко определяются.

Лидерство же, наоборот, формируется именно спонтанно и стихийно, то есть на уровне полуосознанных определенных психологических предпочтений.

Хотелось бы отметить, что лидер, а также руководитель проходят совершенно разные пути выдвижения. Лидера признает, а также принимает ведомая им группа. В данном смысле лидер выдвигается именно «снизу», это происходит именно демократически.

Руководитель назначается «сверху», то есть он навязывается. Так как данное назначение может носить административный или же политический характер, то ведомые могут совершенно по-разному выражать свое к отношение нему.  —Лидерство и руководство. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://ovendij.ru/ruli/liru103.html

Можно сказать, что в 80-х годах прошлого столетия получила большое распространение концепция так называемого эффективного управления, которая была создана американскими специалистами Р. Уотерменом и Г.Питерсом. Их совместные произведения под называнием «В поисках эффективного управления» (издана на русском языке в 1986 году), а также «Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» (1988) и сегодня являются настольными книгами менеджеров многих стран мира.

С практической же точки зрения ключевым в этой концепции является именно осознание двух видов факторов.

Факторы эффективности, то есть это то, что способствует достижению необходимых количественных, а также качественных результатов, или же из чего складывается сила компании.

Факторы неэффективности, то есть то, из чего и складываются слабости компании, например, низкая конкурентоспособность или же эффективность.

Название стиля управления по данной концепции не имеет какого-либо значения, так как оно не является информативным для понимания эффективности или же неэффективности. Важной является информация, раскрывающая особенности, а также стиль достижения результатов, которые могут быть высокими, средними или же низкими.

Именно на данной концептуальной основе и построены многие методики анализа, а также совершенствования стиля управления, начиная с определенных экспресс-методик и заканчивая «глубокими» методиками, которые являются трудоемкими при применении.

В рамках своей концепции ее авторы определяют ключевые составляющие высокоэффективного стиля менеджеров, а это:  —Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермена. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infomanagement.ru/referat/151/21, свободный

  • Ориентация именно на действия, а также на упорный труд. То есть в процессе работы нужно уметь извлекать уроки из ошибок, неудач, становясь все мудрее.
  • Внимательность к подчиненным, которые отвечают менеджерам тем же, то есть нужно не отгораживаются от людей, а также практически осваивать искусство человеческого общения.
  • Поощрение самостоятельности, а также творчества, то есть несамостоятельный руководитель не может быть хорошим руководителем, так как он является больше исполнителем.
  • Результаты зависят от человека, то ест все условия для достижения результатов должен создавать именно руководитель.
  • Преданность выбранному делу, то есть если руководитель раздваивается, то одно мешает другому, и не следует ждать профессиональной работы, а также результатов.
  • Поддерживаться и развивать традиции, а также ценности, которые являются свойственными коллективу.
  • Каждый в системе управления должен за что-то отвечать, то есть особенно важно добиться того, чтобы каждый сотрудник осознал ответственность в меру своей самостоятельности, а также спроса.  —Курганов В. М. Современный менеджмент. Теория и практика управления. – М., 2011. – 182 с.

1.2. Понятие стиля руководства, ключевые виды

Хотелось бы отметить, что определенная возможность руководителя именно на деле реализовать свой статус или должностное положение находится в некоторой зависимости от его стиля работы.

Вообще стиль руководства является совокупностью достаточно устойчивых и типичных приемов воздействия руководителя на своих подчиненных при выполнении им различных управленческих функций. То есть это определенная привычная особенность, а также манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Она применяется для того, чтобы влиять на них, побудить их к достижению ключевых целей.

На сегодняшний день в стиле руководства выделяются 3 основополагающих компонента. Именно характеризуют ключевые особенности стиля. Рассмотрим их:  —Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: «Издательство Питер», 2012. – 160 с.

  • постоянная забота о выполнении некоторых поставленных задач;
  • способы, с помощь которых руководитель может воздействовать на своих сотрудников;
  • определенные взаимоотношения с работниками и коллегами, а также вышестоящими руководителями.

Именно это отражает определенный стиль руководства, а также характеризует руководителя.

Определенный стиль руководства находится во взаимодействии с различными методами управления.  —Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М: Инфра-М, 2009. – 157с

Вообще стиль руководства – это различные приемы применения методов управления, а также их реализация в реальных условиях производства этим руководителем. Тот стиль, которого придерживается определенный руководитель, всегда находится в поле зрения его подчиненных. То есть он оценивается, воспринимается ими. Именно поэтому стиль работы не является лишь личным делом руководителя.  —Понятие и сущность стиля руководства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrm100.ru/ponyatie-i-sushhnost-stilya-rukovodstva/

Стиль руководства является достаточно устойчивой и типичной для руководителя совокупностью форм, методов, а также способов и приемов оказания воздействия на сотрудников, подготовки и принятия, контроля выполнения всех управленческих решений.

Определенный стиль руководства – это разновидность некоторого индивидуального стиля деятельности, то есть он несет отпечаток, как деловых и профессиональных качеств, так и различных личностных особенностей, психологической компетентности и коммуникабельности.

Очень часто определенный стиль руководства находит свое проявление в различных особенностях служебного поведения руководителя, то есть он выступает проявлением, интегративной характеристикой культуры управления.  —Стиль управления (руководства): понятие, типология, особенности различных стилей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://paphitoui.com/?p=269

Очень часто стиль руководства не может быть выбран, то есть он является определенной функцией многих аргументов, а также зависит от ряда факторов, условий. Назовем их:

  • господствующий стиль управления регионом и отраслью, а также в целом государством;
  • стиль работы различных вышестоящих руководителей;
  • уровень управления;        
  • подготовленность руководителя к работе на определенной занимаемой должности;
  • индивидуальные особенностей руководителя, а это темперамент и характер, знания и опыт и прочее;        
  • социально-психологические особенности работников;
  • уровень развития всего коллектива организации;
  • социальные и демографические, материальные и природные и прочие условия;
  • стиль работы в аналогичных компаниях и структурных подразделениях.

Именно при помощи стиля руководства можно существенно улучшить, работу компании и структурного подразделения, но можно также и существенно ухудшить.  —Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник. М.: Экономистъ, 2011. – 670 с.

Всегда нужно помнить о том, что нет определенного универсального стиля управления, которыйодинаково подходит для осуществления руководства различными людьми. Опытный и хороший руководитель является в первую очередь отличным психологом,  который в нужный момент выбирает именно тот стиль управления, который в полной мере отвечает всем требованиям сложившейся управленческой ситуации.

Рассмотрим ключевые стили управления.

1. Авторитарный (автократический) стиль. Для менеджера-автократа характерно администрирование, ограниченные контакты с подчиненными, жесткий контроль с угрозой наказания. Менеджер-автократ не проявляет интереса к подчиненным, не поддерживает инициативы, не предоставляет самостоятельности.

Все внимание уделяет прибыли, производительности, качеству продукции. Игнорирует общественное мнение. Всегда приказывает, наставляет, критикует, но никогда не советует и не просит. Проявляет предвзятость в оценках, злоупотребляет наказаниями. В коллективе застой, пассивность и неудовлетворенность своей работой.

Все новое воспринимает с осторожностью, в управлении пользуется одними и теми же приемами. Авторитарный стиль целесообразен при слабой дисциплине и подготовленности сотрудников, оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).  —Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник. М.: Инфра-М, 2010. – 669 с.

2. Демократический (коллегиальный) стиль. Является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений. Менеджер принимает наиболее важные решения с учетом мнения коллектива и инициатив подчиненных.

Проявляет интерес и доброжелательность к личности сотрудников, старается быть справедливым и тактичным в споре.

В коллективе формирует здоровую рабочую обстановку и благоприятный психологический климат. Демократический стиль управления возможет при высоких моральных, коммуникативных и организаторских качествах менеджера, тонко чувствующего психологию людей и учитывающего социально-психологические особенности коллектива.

3. Анархический (попустительский) стиль. Характерен для того менеджера, который не вмешивается в деятельность коллектива, предоставляя работникам полную самостоятельность.

Управлением такую деятельность назвать трудно, так как с одной стороны, она сопровождается «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции), а, с другой, «минимумом контроля» (никто не контролирует и не оценивает выполнение задач, все пущено на самотек). Результаты работы обычно низкие, продукция не качественная.

Мягкость в обращении с подчиненными мешает менеджеру приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные работники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого развивается панибратство и заискивание.

В коллективе неблагоприятный психологический климат, отсутствует сотрудничество, каждый сам по себе, наблюдаются явные и скрытые конфликты, которые не старается погасить менеджер.  —Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2010. – 376 с.

4. Непоследовательный (алогичный) стиль. Проявляется в непредсказуемом переходе менеджера от одного стиля к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский, то вновь авторитарный), что обусловливает крайне низкие результаты работы коллектива и максимальное количество конфликтов и проблем.

Подобная неустойчивость в стиле характерна для молодого менеджера, пытающегося познать психологию управления и найти оптимальный стиль работы с людьми.

Часто непоследовательность в управлении сочетается с осторожностью, слабой профессиональной подготовкой, сильной внушаемостью или слабоволием менеджера.

5. Ситуативный (гибкий) стиль. Учитывает характер решаемых задач, условий, уровней развития коллектива и профессионализма сотрудников. Так, при низком или среднем профессиональном уровне (или недобросовестности) подчиненных менеджер применяет авторитарные приемы воздействия, дает четкие указания, контролирует работу каждого и когда необходимо наказывает нерадивых.

При хорошей квалификации, дисциплинированности и сознательности сотрудников менеджер применяет демократические приемы воздействия на коллектив, поощряет инициативу подчиненных, создает систему самоконтроля и привлекает наиболее способных к управлению.

При высокой ответственности и профессиональной подготовки сотрудников, сплоченности коллектива, менеджер развивает самоуправление: ставит проблему, проясняет цели и предоставляет необходимые права и полномочия сотрудникам для самоконтроля и самостоятельного решения проблемы.  —Стиль менеджмента. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live-management.ru/stile.html

Наиболее четко здесь различают три стиля:

  • авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);
  • сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); 
  • автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством).  —Стиль управления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m77/11_2.htm

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:

  • диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
  • автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);
  • бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);
  • патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют);
  • благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники, поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:  —Гольдштейн Г.Я. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. – 340 с.

  • коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера);
  • консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);
  • совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

1.3. Авторитет эффективного руководителя

Хотелось бы отметить, что эффективность определенной руководящей деятельности по большей части зависит именно от авторитета руководителя. Определенное мнение о том, что с получением некоторого поста руководитель автоматически приобретает авторитет, является ошибочным.Вообще авторитет определяется как личное влияние человека на весь коллектив, которое он может приобрести своим трудом и профессиональными знаниями, некоторыми организаторскими способностями и нововведениями, а также умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет определенной должности руководителя полностью сочетался с авторитетом его личности, он должен некоторым образом объединить в себе различные  лидерские качества со способностями управлять людьми.

Как считает психолог А.Н. Леонтьева, различные способности являются такими свойствами индивида, совокупность которых и обуславливает уровень успешности выполнения всей профессиональной деятельности.

Можно сказать, что общая способность к управленческой деятельности подразумевает под собой определенные управленческие черты, умения, которые присущи наиболее сильным руководителям, а это умение решать так называемые «нестандартные» управленческие проблемы, которые не имеют готовых рецептов решения, связанные с конкретными, а иногда и конфликтными ситуациями. При этом, чем более сильным является руководитель, тем он является менее конфликтным.  —Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. – (Профессиональное образование).

Определенная масштабность мышления руководителя является тесно связанной с его некоторым должностным рангом. Она определяется именно тем, над какими проблемами работает руководитель, а также какими категориями в соответствии со своей должностью он мыслит. Можно сказать, что одной из ключевых психологических трудностей определенно нового руководителя, который назначен на должность, является приведение масштабов всего своего мышления в соответствии с определенным новым рангом должности.

Степень легкости, а также эффективности перестройки прежнего масштаба мышления и говорит о способности личности к управленческой деятельности. То есть чем способней руководитель, тем легче ему изменить весь масштаб своего мышления, а чем он сильнее, значит, тем лучше он сумеет реализовать все свои способности.

Хотелось бы отметить, что для того, чтобы стать достаточно хорошим руководителем высокого ранга, а также приобрести самосознание такого руководителя, нужно, в первую очередь, пройти все ступени должностной лестницы. Достаточно сильный руководитель именно творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.

Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых.

В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией.

Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на авторитарные методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя, способствующих формированию его авторитета, следует выделить: способность его доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; ответственность; общительность и независимость.  —Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А.,  Шапиро, О.В.  Шатаева. -  М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.

Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим авторитетным руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.  —Козлов А.В. АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061207/40.html

2. Управление стрессом в работе руководителя

2.1. Понятие стресса, экстремальные ситуации при принятии решений

Можно сказать, что в простом обиходе такое слово, как «стресс», на сегодняшний день употребляется в достаточно широком смысле. Вообще под стрессом принято понимать определенное напряжение или давление, бремя, нагрузку. «Стресс» является словом, которое было заимствовано из английского языка.

Хотелось бы отметить, что данное понятие было взято из арсенала определенного материаловедения, там оно обозначает давление или нагрузку, с которым воздействуют на какой-либо материал при его испытании. В определенную литературу по медицине, а также психологии данное понятие вошло в середине 30-х годов прошлого столетия. Так, в 1936 году в журнале под названием «Nature» было опубликовано достаточно короткое сообщение физиолога по имени Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

В различных стрессовых ситуациях протекают процессы умственно-психической и физической адаптации, как к внешним, так и к внутренним воздействиям. Это означает, что сам стресс следует рассматривать именно как защитную реакцию на внутренние и внешние раздражители или так называемые стрессоры. Стресс является комплексом определенных эмоциональных состояний, которые возникают в ответ на различные экстремальные воздействия.

Таким образом, можно говорить о том, что стресс является естественной и неизбежной особенностью жизни. Как считал Г. Селье, полное отсутствие стресса равносильно смерти. Ученый говорил о том, что даже во сне человек испытывает определенный легкий стресс. На различных ранних этапах развития всего человеческого общества стресс возникал в ситуации острой необходимости физического выживания. Сегодня же наши стрессоры мало связаны с ключевыми механизмами выживания, намного больше именно с социальным успехом, а также с порождением увеличивающихся требований жизненных стандартов, с определенной необходимостью отвечать всем ожиданиям других, самих себя.  —Стресс в деятельности руководителя. Управление эмоциональными состояниями. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/5403/stress-v-deyatelnosti-rukovoditelya-upravlenie-emocionalnymi-sostoyaniyami

Очень часто действие различных экстремальных факторов приводит к появлению у многих субъектов труда определенных негативных психических состояний. Можно сказать, что они отрицательно сказываются на регуляции работы, а также существенно снижают её надёжность и эффективность.  —ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В НАПРЯЖЁННЫХ СИТУАЦИЯХ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.sociosphera.com/publication/conference/2011/100/psihologicheskie_aspekty_prinyatiya_upravlencheskih_reshenij_v_napryazhnnyh_situaciyah/

Иногда сотрудник даже не осознаёт, что меняется регуляция деятельности, а также уменьшается её качество. Определенные негативные психические состояния могут восприниматься как различные отрицательные эмоции, а также неприятные соматические ощущения. По большей части компенсация определенного отрицательного влияния различных негативных функциональных состояний проводится субъектами труда именно за счёт волевых усилий, также с подключением некоторых резервных возможностей.

Среди самых существенных характеристик экстремальных ситуаций можно назвать внезапность их появления, бесконтрольность протекания со стороны человека. Данные особенности предопределяют определенную необходимость разделять такие понятия, как «экстремальные ситуации», а также «деятельность в экстремальных ситуациях».

Можно говорить о том, что экстремальные ситуации в некоторых профессиях, которые связаны с некоторым риском для жизни, являются ключевыми условиями профессиональной деятельности. Хотелось бы отметить, что управленческая деятельность также характеризуется постоянным возникновением различных экстремальных ситуаций, не являющихся постоянным фоном.

Обобщение различных исследований, публикаций по данной проблеме управленческой деятельности в условиях экстремальных факторов позволяет дать такое определение: экстремальная ситуация в управленческой деятельности именно с психологической точки зрения являются совокупностью определенных обстоятельств, которые выступают как актуальные проблемы, связанные с действием разнообразных экстремальных факторов, требующих оперативного разрешения.

По данным таких ученых и исследователей, как В. А. Пономаренко, а также Н. Д. Завалова экстремальные ситуации именно как управленческие проблемы могут быть различных видов. Рассмотрим данные виды:

  • конфликты разнообразных уровней, а также содержания;
  • определенный дефицит информации о некотором экстремальном факторе;
  • некоторый дефицит времени для перемены ситуации;
  • ситуации, которые сочетают дефицит времени, информации;
  • различные ситуации, которые предъявляют особенно высокие требования к субъектам деятельности, выходящие за определенные границы их функциональных возможностей;
  • некоторая опасность.

Можно говорить о том, что определенные экстремальные ситуации в управленческой деятельности, кроме перемен в состоянии объекта, а также появления определенной в связи с этим совершенно новых проблем, вызывают у некоторого субъекта управленческой деятельности негативные функциональные состояния, которые влияют на регуляцию деятельности, уменьшают её эффективность.

Именно в результате этого работа руководителя именно в экстремальных управленческих ситуациях является сложно-совмещённой. Это означает, что она преследует разные, скоординированные, цели. Все это особенно затрудняет деятельность руководителя, а также делает её намного более напряжённой, увеличивает её психофизиологическую так называемую «цену».

Данная «цена» деятельности является условной платой, которую человек должен заплатить для того, чтобы достигнуть некоторого уровня производительности, или же надёжности деятельности. То есть чем выше «цена» деятельности, тем больше расходуются функциональные резервы организма, которые обеспечивают адекватные поведенческие и физиологические реакции.

В результате данного управления, кроме разрешения ключевых управленческих задач, производится компенсация, ликвидация действующих экстремальных факторов, порождённых проблем, которые требуют оперативного решения.  —Пасленов А. П. Социально-психологические предпосылки формирования руководителя предприятия Крайнего Севера. – М.: ВНИИЭгазпр., 2012. – 370 с.

Здесь можно отметить экономические проблемы,  которые связаны с организацией труда или же работой с кадрами, прочие проблемы, которые характеризуются некоторой спецификой управленческой деятельности. Данные факторы тоже способствуют появлению стрессов и увеличению страхов, падению самооценки.  —Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 224 с.

В психологическом же плане данное описанное поле проблем, которое возникает из-за действия различных экстремальных факторов, выступающих наиболее оптимальными условиями, которые обеспечивают принятие решения, предъявляет определенные требования к руководителям.

Данные требования в первую очередь касаются профессионализма руководителей, различных резервных возможностей, позволяющих высокоэффективно работать в особенно усложнённых ситуациях. А это умение как бы предвосхищать появление различных экстремальных ситуаций, формирование своих резервных возможностей.

Таким образом, можно говорить о том, что ключевым качеством личности, которое обеспечивает принятие высокоэффективных управленческих решений именно в экстремальных ситуациях, является психологическая устойчивость.

Она состоит из:

  • уравновешенности, то есть способности удерживать определенный уровень напряжения, при этом, не доводя до стресса;
  • стабильность, то есть постоянный уровень определенного настроения, а также стойкость, а это способность противостоять различным трудностям, а также сохранять веру в экстремальных ситуациях;
  • сопротивляемость, то есть некоторая способность сохранять свободу образа жизни и поведения, свобода от определенной зависимости.

2.2. Основные стрессоры управленческой деятельности руководителя

На сегодняшний день к ключевым стрессорам современной управленческой деятельности можно отнести такие факторы, как:

1. Определенный фактор информационной нагрузки.

Можно сказать, что ключевой характерной особенностью управленческой деятельности является именно то, что руководителю приходится иметь дело с большим массивом информации. Вообще по содержанию данная информация является разнородной и изменчивой, противоречивой, она обладает различной степенью достоверности. Данная информация должна адекватно восприниматься и осмысляться, реализовываться в деятельности. Определенный объем информации, а также требования к ее переработке входят в различные противоречия с психическими возможностями какого-либо субъекта. Именно поэтому достаточно высокая когнитивная нагрузка, которая обусловлена огромным объемом информации, выступает мощным негативным фактором, который приводит к повышенной напряженности и к стрессу.

2. Фактор информационной неопределенности.

Хотелось бы отметить, что информационная нагрузка, а также ее избыточность всегда сочетается в работе руководителя с хронической неопределенностью. Информации много, однако, нужной, а также особенно важной для данной конкретной ситуации информации очень часто не хватает. В конечном итоге руководитель ставится в определенное положение, когда он должен добирать и искать всю недостающую информацию или же действовать в условиях неопределенности, а значит риска. Риск – это сильный стрессогенный фактор.

3. Фактор ответственности.

Данный фактор является решающим. Определенная сила проявления абсолютно всех прочих факторов зависит именно от него. Для современной управленческой деятельности определенная мера ответственности является особенно высокой, а ее ключевое содержание является специфичным. Это «ответственность за результат», а также «ответственность за себя», «ответственность за других». Именно поэтому определенный общий феномен ответственности является максимально выраженным в управленческой деятельности. Можно сказать, что он становится многомерным, состоит из ряда разных компонентов. В соответствии с определенным принципом «личной ответственности» современный руководитель аккумулирует в своей работе всю меру ответственности за конечные результаты функционирования всего предприятия.  —Стресс и управление им. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psimen.org/psimen/psimen0109.php

4. Фактор острого дефицита времени.

Можно сказать, что постоянная нехватка времени является типичным признаком современной управленческой деятельности. Данный фактор обуславливается обилием различных задач, функций, которые нужно решать и выполнять, а также жесткими временными рамками, в которые, как правило, поставлен руководитель. В определенных психологических исследованиях было установлено, что острый дефицит времени может являться намного более сильным фактором напряженности деятельности, чем, например, сложность разрешаемых в ее ходе задач.

5. Факторы различных межличностных конфликтов.

Хотелось бы отметить, что постоянным спутником управления на сегодняшний день являются возникающие в его процессе различные межличностные конфликты. Порожденные данным негативные межличностные отношения – это сильный источник появления стрессовых состояний.

6. Определенные факторы внутриличностных или ролевых конфликтов.

Было выявлено, что ключевым источником стресса является острая необходимость выполнения одним и тем же человеком 2 и более различных функциональных ролей одновременно. Определенное несовпадение требований, которые предъявляются разными ролями, в итоге, ведет к развитию определенного состояния, которое обозначается понятием, так называемого ролевого конфликта. «Требования сверху», а также «интересы снизу» всегда сталкиваются в поведении руководителя, а их определенный частый антагонизм – это постоянный и мощный стрессор управленческой деятельности.  —Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. - М., 2010. – 287 с.

7. Фактор определенной полифокуоности управленческой деятельности.

Особенностью современной управленческой деятельности можно назвать необходимость разрешения многих задач, а также выполнения многих функций, обязанностей. Современный руководитель своей позицией ставится в такие условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» огромное количество различных проблем. В конечном итоге возникает известный в современной психологии феномен интерференции задач, функций друг на друга. Он является особенно сильным источником высокой напряженности работы.  —Стресс и управление им в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://etiqu.ru/2012-08-10-17-12-36/168-2012-08-12-11-54-00.html

2.3. Стресс-менеджмент и его значение

Под стресс-менеджментом следует понимать процесс управления стрессом, включающий в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных метода: управление стрессами на уровне организации и отдельной личности.  —Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. - М., 2012. – 397 с.

К организационным мерам управления стрессами относятся:

1. Создание благоприятного организационного климата:

  • организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт (подчиненные могут открыто высказать свое мнение о тех или иных новшествах в жизни учреждения или управленческих решениях, руководитель не живет в «информационном вакууме»);
  • привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса (введение в практику коллективного принципа принятия некоторых решений, касающихся работы учреждения);
  • использование проектных и командных форм организации труда и др.

2. Научная организация труда;

3. Повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;

4. Психологические меры (использование приемов внушения);

5. Использование руководителем различных форм самоконтроля;

6. Меры социальной поддержки персонала:

  • обучение по антистрессовым программам, регулярная «эмоциональная разгрузка»;
  • коллективные занятия спортом, участие в фитнес-программах и др.

К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся, прежде всего, умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.

Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода: аутотренинг и медитацию. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения.  —Теория управления: Учебник / Под общ ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М., 2009. – 198 с.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:  —Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. − 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 415 с.

1. Почаще задумывайтесь над точностью своей оценки способностей и склонностей ваших сотрудников. Регулярное приведение объема и сложности поручаемых заданий в соответствие с этими качествами − важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2. Не пренебрегайте «бюрократией», т. е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности сотрудников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид из-за бытовых недоговоренностей.

3. Не раздражайтесь, если сотрудник отказывается от полученного задания. Лучше обсудите с ним причины и обоснованность отказа.

4. Как можно чаще демонстрируйте подчиненным свое доверие и поддержку их начинаний.

5. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. Определитесь, в каких случаях вы будете непреклонны, а в каких не будете спрашивать с работников по всей строгости.

6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7. Не исключайте из арсенала средств общения компромиссы, уступки, извинения.

8. Запретите себе использовать сарказм, иронию и юмор, направленные на подчиненного.

9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т. д.

Руководитель должен сначала научиться справляться со своим собственным стрессом. Только после этого можно говорить об антистрессовом руководстве.  —Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/89/2154/

3. «Стресс в деятельности руководителя» на примере конкретной организации

3.1. Характеристика организации

Стресс в деятельности руководителя я бы хотела рассмотреть на примере директора магазина «Пикник» Потамошневой Ирины Петровны.

Полное название организации: Общество с ограниченной ответственностью «Пикник».

Юридический адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Бебеля, д. 17, магазин «Пикник».

Данная организация, это розничный магазин продуктов питания. Ее деятельность связана с реализацией продукции через розничную торговую сеть. Режим работы магазина с 8.00 – 22.00 часов без выходных и без перерыва на обед. Всего в магазине «Пикник» работает 10 человек.

Общая площадь магазина – 74,6 м2, из них 50% – площадь торгового зала.

Площадь используется эффективно, на витринах товар лежит, соблюдая товарное соседство.

Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:

а) управленческий персонал (директор, бухгалтер, ст. продавец) – 3 чел.

б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, кассиры) – 5 чел.

в) вспомогательный персонал –грузчик 2 чел.

Основные должностные обязанности директора магазина:

- Управление, организация и контроль работы персонала;

- В случае необходимости выполнение обязанностей сотрудника магазина;

- Оптимизация и контроль расходной части бюджета объекта торговли;

- Решение вопросов по инкассации;

- Оформление всех необходимых документов в фискальных органах;

- Правильное ведение всей документации магазина;

- Контроль и обеспечение бесперебойной работы программного обеспечения и торгового оборудования;

- Обеспечение своевременной метрологической поверки средств измерения;

- Координация и организация деятельности предприятия;

- Анализ результатов продаж, разработка мероприятий по повышению качества торговли;

- Ведение переговоров с поставщиками;

- Организация учета ТМЦ и отчетность директору предприятия (владельцу);

К должностным обязанностям директора магазина относится руководство работой продавцов в торговом зале и правильная их расстановка.

3.2 Описание методик

Для исследования психологического стрессового состояния использовалась методика стрессоустойчивости в социальной адаптации Холмса и Раге. Методика надежна, является достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Инструкция: Методика Холмса и Раге состоит из 43 вопросов, нужно внимательно прочитать весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочитайте каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года произошли в вашей жизни.

ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть одного из супругов.

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с  партнером.

65

4.

Тюремное заключение.

63

5.

Смерть близкого члена семьи.

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменения в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку.

31

21.

Окончание срока выплаты ссуду или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидает дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа или жены.

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведение досуга или отпуска.

19

35.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем покупки крупных вещей.

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита)

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года,  день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка.

11

Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что – либо предпринимать, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение – она выражает (в цифрах) степень стрессовой нагрузки.

ТАБЛИЦА СТРЕССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу.

150 – 199

Высокая

200 – 299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)

Ирина Петровна  указала пункты №: 6, 10, 11, 29, 30, 39. Итого сумма баллов – 204. Степень сопротивляемости стрессу – пороговая.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса

Для Ирины Петровны характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Ее стрессоустоичивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в ее жизни. Это приводит к тому, что она вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативным психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Верующий человек, как правило, более стрессоустоичив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Методика Е.А. Тарасова.

В данной работе я использовала методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов. Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.

Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов:

а) почти никогда,

б) редко,

в) часто,

г) почти всегда.

Вопросы:

1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки?

2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать?

3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь?

4) Вы не переносите критики, выходите из себя?

5) Вы краснеете, попав в неловкое положение?

6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое?

7) Вы всегда приходите на встречу заранее?

8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время?

9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики?

10) Вы неважно чувствуете себя по утрам?

11) Вы страдаете отсутствием аппетита?

12) Вы бываете беспокойны без видимой причины?

13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?

14) После продолжительного сна вы чувствуете себя неважно?

15) У вас бывают боли в спине и шее?

16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?

17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите - покачиваете ногой?

18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?

20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?

Критерии оценки: а) - 1 балл; б) - 2; в) - 3; г) - 4.

Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.

Если у вас до 30 баллов, то это может означать, что вы живете спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни от ложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить ваш ответы с человеком, который вас хорошо знает - люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.

Если вы набрали от 31 до 46 баллов, то ваша жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой вы страдаете от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь). По всей видимости, вы не измените своего образа жизни, но попробуйте оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.

Если вы набрали от 47 до 60 баллов, то это может означать, что ваша жизнь - это беспристрастная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о солидной карьере. Для вас мнение других чрезвычайно важно, и это держит вас в постоянном напряжении. Если вы будете продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли вам это доставит радость, постарайтесь избегать лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться максимального результата.

Если вы набрали от 61 балла и более, то вы похоже живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Поменяйте образ жизни. Стрессы, которым вы весьма подвержены, угрожают вашему здоровью, всему вашему будущему. Возможно, вам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.

Ирина Петровна – 56 баллов.

3.3 Рекомендации по преодолению стрессовых состояний.

Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит.

Речь пойдет о применении различных психотерапевтических и релаксационных методик. Любые типы психотерапии могут быть использованы с целью снятия психического напряжения и ненавязчивого изменения отношения клиента к действующему на него в данный момент стрессору, формирования сознательной установки на благоприятный результат. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: - импульс - стресс - адаптация. Если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Релаксационные методики приводят к снижению темпа обмена веществ, уменьшению мышечного напряжения и содержания холестерина в крови, влияют на уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений и другие физиологические параметры.

Релаксация

Медитация

Медитация — это процесс концентрации внимания на простых, неизменных или повторяющихся стимулах. Медитация может включать в себя повторение слов, звуков, фраз или молитв. Ее основная цель — избавиться от посторонних мыслей и расслабить тело. Медитация оттачивает нашу способность к концентрации и силу нашего мышления, она нацелена на трансформацию личности.

Регуляция дыхания как средство борьбы со стрессом

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Возвращение навыка правильного дыхания может существенно улучшить ваше здоровье. Если мы не умеем правильно дышать, мы не сможем полностью расслабить свое тело и разум.

         От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать.  Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Заключение

Меня очень заинтересовала тема, которую я рассматривала в курсовой работе. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

     А стресс, как уже говорилось, это состояние эмоционального душевного расстройства, связанное с неспособностью человека разумно и целесообразно действовать в сложившейся ситуации. Чем больше неразрешенных ситуаций, тем больше накапливается  сильное напряжение, которое начинает мешать человеку. Стресс это  обычное и часто встречающееся явление.

По результатам анализа литературы, можно сказать, что ключевой целью руководителя в любой организации является именно направление усилий всех сотрудников на достижение каких-то общих целей и задач в любых условиях, а это и достигается именно с помощью власти.

Возможность руководителя на деле реализовать свой статус (должностное положение) находится в зависимости от стиля его работы. Управленческий стиль – согласование действий руководителя с действиями подчиненных. Стиль менеджмента является относительно устойчивой системой способов, а также методов воздействия руководителя на сотрудников именно в соответствии с определенной поставленной целью. То есть это некоторая манера, а также способ поведения руководителя в процессе его общения и воспитания, подготовки, а также реализации управленческих решений.

Очень часто действие различных экстремальных факторов приводит к появлению у многих субъектов труда определенных негативных психических состояний. Можно сказать, что они отрицательно сказываются на регуляции работы, а также существенно снижают её надёжность и эффективность. Можно говорить о том, что экстремальные ситуации в некоторых профессиях, которые связаны с некоторым риском для жизни, являются ключевыми условиями профессиональной деятельности. Хотелось бы отметить, что управленческая деятельность также характеризуется постоянным возникновением различных экстремальных ситуаций, не являющихся постоянным фоном.

Уровень эффективности выработки определенных управленческих решений особенно зависит от различных личных качеств руководителя, а также его  практической и теоретической подготовленности, состояния, в котором руководитель находится во время оценки экстремальной ситуации. Достижение наиболее оптимального психологического состояния является процессом, требующим от руководителей достаточно серьезного подхода и настойчивости, терпения, творческого подхода к выработке различных психологических личностных  качеств, которые необходимы в экстремальных условиях.

Можно сказать, что в простом обиходе такое слово, как «стресс», на сегодняшний день употребляется в достаточно широком смысле. Вообще под стрессом принято понимать определенное напряжение или давление, бремя, нагрузку.  В различных стрессовых ситуациях протекают процессы умственно-психической и физической адаптации, как к внешним, так и к внутренним воздействиям. Это означает, что сам стресс следует рассматривать именно как защитную реакцию на внутренние и внешние раздражители или так называемые стрессоры.

На сегодняшний день к ключевым стрессорам современной управленческой деятельности можно отнести такие факторы, как: определенный фактор информационной нагрузки, фактор информационной неопределенности, фактор ответственности, фактор острого дефицита времени, фактор определенной полифокусности управленческой деятельности и прочие.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных метода: управление стрессами на уровне организации и отдельной личности. К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся, прежде всего, умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы, а также в последней части приведены практические рекомендации по работе над управлением стрессом в деятельности руководителя.

Библиографический список

  1. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: «Издательство Питер», 2012. – 160 с.
  2. Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2010. – 376 с.
  3. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник. М.: Экономистъ, 2011. – 670 с.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.
  5. Гольдштейн Г.Я. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. – 340 с.
  6. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 224 с.
  7. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. – (Профессиональное образование).
  8. Канджеми Дж.П. «Психология современного лидерства: Американские исследования.» - М.: Когито-Центр. - 2009. – 288 с.
  9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М: Инфра-М, 2009. – 157с
  10. Курганов В. М. Современный менеджмент. Теория и практика управления. – М., 2011. – 182 с.
  11. Пасленов А. П. Социально-психологические предпосылки формирования руководителя предприятия Крайнего Севера. – М.: ВНИИЭгазпр., 2012. – 370 с.
  12. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве» М.: Диалектика 2011.- 87 с.
  13. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник. М.: Инфра-М, 2010. – 669 с.
  14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. − 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 415 с.
  15. Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. - М., 2012. – 397 с.
  16. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. - М., 2010. – 287 с.
  17. Теория управления: Учебник / Под общ ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М., 2009. – 198 с.
  18. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А.,  Шапиро, О.В.  Шатаева. -  М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.
  19. Козлов А.В. АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061207/40.html
  20. Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермена. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infomanagement.ru/referat/151/21, свободный
  21. Лидерство в управлении. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.syntone.ru/library/article_other/content/6200.html
  22. Лидерство и руководство. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://ovendij.ru/ruli/liru103.html
  23. Мякшина Т. Стресс в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://vitaportal.ru/psihologiya/stress-v-deyatelnosti-rukovoditelya.html
  24. Понятие и сущность стиля руководства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.hrm100.ru/ponyatie-i-sushhnost-stilya-rukovodstva/
  25. Понятие лидер и лидерство. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo
  26. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В НАПРЯЖЁННЫХ СИТУАЦИЯХ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.sociosphera.com/publication/conference/2011/100/psihologicheskie_aspekty_prinyatiya_upravlencheskih_reshenij_v_napryazhnnyh_situaciyah/
  27. Стиль менеджмента. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live-management.ru/stile.html
  28. Стиль управления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m77/11_2.htm
  29. Стиль управления (руководства): понятие, типология, особенности различных стилей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://paphitoui.com/?p=269
  30. Стресс в деятельности руководителя. Управление эмоциональными состояниями. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://psyera.ru/5403/stress-v-deyatelnosti-rukovoditelya-upravlenie-emocionalnymi-sostoyaniyami
  31. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/89/2154/
  32. Стресс и управление им. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://psimen.org/psimen/psimen0109.php
  33. Стресс и управление им в деятельности руководителя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://etiqu.ru/2012-08-10-17-12-36/168-2012-08-12-11-54-00.html

Приложение

Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Рассмотрение стресса в деятельности руководителя на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ФОРМУЛА УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СПЕЦИАЛИСТА

2. Реферат Оценка эффективности управленческой деятельности руководителя

3. Реферат Профилактика педагогической запущенности подростков в деятельности классного руководителя

4. Реферат Принятие управленческих решений, как главная функция деятельности руководителя

5. Реферат АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

6. Реферат Значение имиджа руководителя в процессе построения успешной деятельности в компании

7. Реферат Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника и в трудовом арбитраже

8. Реферат О понятии психогигиены. Психогигиена стресса

9. Реферат Понятие и физиологические механизмы стресса

10. Реферат Исследование психологических особенностей учебного стресса студентов