Новости

Теория государства и права

Работа добавлена:






Теория государства и права на http://mirrorref.ru

ТЕМА 1. Теория государства и права

1. Основы теории государства

1.1. Понятие, признаки и функции государства

Государство –этоисторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.

Признаки государства:

  1. Наличие публичной власти.
  2. Административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата.
  3. Государственный суверенитет.
  4. Сбор налогов с населения.

Функции государства классифицируются:

  1. по сфере общественной жизни:внутренние ивнешние.

К внутренним функциям государства относятся:

  • правовая функция.
  • политическая функция.
  • экономическая функция.
  • социальная функция.
  • экологическая функция.

К внешним функциям гос-ва относятся направления Дея-ти в отношениях с другими гос-ми.

  1. по продолжительности действия:постоянныеивременные;
  2. по влиянию на общество:охранительные ирегулятивные.

Формы, в которых осуществляются функции государства, могут бытьправовымиинеправовыми (организационными).

Правовые формы осуществления функций государства:

  • правотворчество;
  • правоприменение;
  • правоохрана.

Неправовые формы осуществления функций государства:

  • экономические;
  • политические;
  • идеологические;
  • организационные.

1.2. Форма государства

Форма государства - это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через:

  1. Форму правления - совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти. Выделяют две формы правления:
    • монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий монархии бывают абсолютные иограниченные.
    • республика- форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок. По характеру взаимоотношений законодательной и исполнительной власти различаютпарламентарную ипрезидентскую республики.
    1. Форма государственного (территориального) устройства - это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношений друг с другом и с центральными органами власти. Формы гос. устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.
    2. Политический режим- это совокупность способов и приемов реализации власти государства, определяющих конкретное выражение его организации. Политические режимы делятся надемократические инедемократические (авторитарные и тоталитарные).

1.3.Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство- это организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определенных им рамках и обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Правовое государство характеризуется следующими особенностями.

  1. Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни.
  2. Взаимная ответственность государства и личности.
  3. Реальная гарантия прав и свобод личности.
  4. Разделение властей.

Предпосылкой формирования правового государства является наличие гражданского общества.

Гражданское общество-совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Экономической основойгражданского общества являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, защите конкуренции и т.д.

Социальной основойгражданского общества и правового государства является создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека.

Политической основойгражданского общества и правового государства является высокая степень развития демократии в стране.

Таким образом, целью существования современного правового государства является создание условий для оптимального развития общества, государства и личности.

2. Основы теории права

2.1. Понятие, признаки и источники права

Право- это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих волю общества, охраняемая от нарушений возможностью государственного принуждения и являющаяся государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

  • принцип общеобязательности;
  • принцип формальной определенности;
  • принцип обеспеченности исполнения норм права принудительной силой государства;
  • принцип многократности применения.

Источник права- это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Основные источники права:

  1. Правовой обычай-это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).
  2. Юридический (судебный) прецедент -это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.
  3. Нормативно-правовой акт- это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права.

Признаки нормативно-правовых актов:

  • носит государственный характер и обеспечивается принудительной силой государства;
  • принимается с соблюдением определенной процедуры;
  • обладает заранее установленной юр. силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;
  • имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;
  • содержит нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на законыиподзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.

Среди законов выделяют:

  • конституционные законы -это сами конституции и законы, которыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией.
  • все иные законы –обыкновенные,онине могут противоречить конституционным и не могут их отменять.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются исполнительной властью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов:

  • указы и распоряжения президента,
  • постановления и распоряжения правительства,
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств).

Действие нормативно-правовых актов распространяется:

  1. во времениначинается с момента его вступления в законную силу.

Дата вступления в законную силу может быть связана:

  • с моментом официального опубликования;
  • определена сроком, указанным в самом акте.

Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юр. силы, может наступать:

  • в случаях его отмены;
  • фактической замены другим, регулирующим тот же круг вопросов;
  • при истечении срока, на который был принят данный нормативно-правовой акт.
    1. в пространствеочерчено территорией государства. В зависимости от юр. силы и иных характеристик действие нормативных актов может распространяться как на территорию всего государства - федеральные НПА, так и на определенную ее часть - НПА субъектов РФ.
    2. по предметуопределяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы Конституции РФ. Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли права.
    3. по кругу лиц. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений. Напротив, уголовные законы распространяются на граждан данного государства независимо от их местонахождения.

2.2. Правовые системы и система права

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения (совокупная связьправа,правосознания иправореализации).

Правовую систему не следует путать с понятиемсистемы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Классификация правовых систем(фр. уч.Рене Давид):

  1. Романо-германская правовая системаобъединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепцииримского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи -нормативный акт.
  2. Англо-саксонская (англо-американская) правовая система - сформировалась в средневековой Англии Основным источником сталанорма, сформулированная судьями и выраженная в судебномпрецеденте. Кроме того, источником является статутное (законодательное)право парламентского происхождения.
  3. Религиозная правовая система- это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являютсяисламское право (шариат) ииудейское право (галаха).

Система права -исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура национального права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Структурными элементами системы права являются:

  1. Норма права –этоустановленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства.

Структура нормы права:

  • гипотезы(или предположения), т.е. комплекса юридических фактов, являющихся основанием для возникновения данных правоотношений;
  • диспозиции(или распоряжения), т.е. части нормы, формулирующей права и обязанности участников правоотношения - сами правила поведения;
  • санкции(или взыскания), т.е. части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.

По степени обязательности нормы права подразделяются:

  • наимперативные,в которых выражено строго определенное правило поведения.;
  • надиспозитивныев которых предусматривается возможность выбора определенного варианта поведения..
    1. Отрасль праваОтрасль права - элементсистемыправа, представляющий собой совокупностьнорм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
    2. Институт права - обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующуюотрасль права. В отличие от отраслей права И.п. объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. В некоторых случаях И.п. могут образовывать нормы двух и более отраслей права.
    3. Подотрасль права - совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

2.3. Правоотношение, правоприменение и правопорядок

Правоотношение- это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юр. фактов связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями.

Структура правоотношения:

  1. Субъекты правоотношения - это отдельные индивиды (физ. лица), организации (юр. лица) и государство, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юр. прав и обязанностей. Мера фактического участия субъектов в правоотношениях определяется:
    • правоспособностью- способность субъекта правоотношения иметь юридические права и нести обязанности, начинается с момента рождения индивида (гос. регистрации организации) и прекращается со смертью индивида (ликвидацией организации).
    • дееспособностью -способность субъекта правоотношения самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.
    1. Объектом правоотношенияявляются действия его участников в отношении материальных, духовных и иных благ, являющихся его предметом.
    2. Содержание правоотношениясоставляют субъективные права (меры возможного поведения) и юр. обязанности (меры должного поведения), объем и пределы которых определяются нормой права. В отличие от субъективного права, от исполнения юр. обязанности отказаться нельзя, т.к. такой отказ будет являться основанием для привлечения к ответственности.

Для возникновения правоотношения необходимо наступление определенныхюридических фактов, т.е. конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм.

Классификации юридических фактов:

  1. По волевому признаку –в связи с индивидуальной волей субъекта правоотношения:
    • События -это юр. факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения.
    • Действия- это юр. факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. При этом с точки зрения законности действия субъектов правоотношения подразделяются на:
    • правомерные действия- это юр. факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юр. прав и обязанностей, предусмотренных нормами права.
    • неправомерные действия(илиправонарушения) -юр. факты, которые противоречат требованиям правовых норм. В зависимости от умысла и степени вины среди них выделяютпреступленияипроступки.
    1. По последствиям:
      • направообразующие, влекущие за собой возникновение правоотношения;
      • правоизменяющие, влекущие за собой изменение уже существующих правоотношений;
      • правопрекращающие, вызывающие прекращение правоотношений.

Правоприменение – особая форма реализации права, рассмотрение и решение дел управомоченными государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств.

Виды правоприменения:

  • позитивное правоприменение - осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм (назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка). По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
  • юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Т.о., позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

правопорядок - это система общественных отношений, устанавливающаяся в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Содержание правопорядка - это правомерное поведение субъектов, т.е. такое поведение, которое урегулировано нормами и достигло целей правового регулирования.

Необходимым средством и условием достижения правопорядка являетсярежим законности.

Система гарантий законности и правопорядка:

  • материальные гарантии;
  • политические гарантии;
  • юридические гарантии;
  • нравственные гарантии.

Правонарушение - виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим субъектам и влечет за собой юр. ответственность.

Признаки правонарушения:

  • деяние,выраженное в формедействия, илибездействия;
  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность (умышленная или неосторожная);
  • наказуемость.

Состав правонарушения образуют четыре признака:

  1. Объект правонарушения- это регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, среди которых выделяют:
  • родовой объект(например, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная безопасность; отношения в сфере экономики и т.д.);
  • видовой объект,то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацевтической деятельностью).
    1. Объективная сторона правонарушения– этодействие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения. Помимо этого, она характеризуется такими квалифицирующими признаками, как:повторность,неоднократность,злостность,систематичность противоправного посягательства,продолжаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей совокупности признаков этих имеет большое значение для квалификации правонарушения.
    2. Субъектом правонарушенияявляется тот, кто совершил его, - физическое или юр. лицо. Применительно к субъекту - физическому лицу  законодательство различает:
    • общий субъект -вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;
    • специальный субъект -должностные лица; родители несовершеннолетних; иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом; лица без гражданства;
    • особый субъект -военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
      1. Субъективная сторона правонарушениявыражается в вине, имеющей 2 формы:умысел инеосторожность.Действуя с умыслом,правонарушитель сознает противоправный характер этого действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления(прямой умысел)или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично (косвенный умысел).

Неосторожная винапроявляется в двух формах:легкомыслие - лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; инебрежность- лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать отказуса- невиновного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях). В этом случае ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону правонарушения образовываютмотивицель.Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Среди правонарушений выделяют:

  1. Проступки- правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе.

Классификация проступков по отраслям права:

  • дисциплинарные проступки;
  • административные проступки;
  • гражданские проступки (деликты).
    1. Преступления- это общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездействия), причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающие угрозу причинения такого ущерба.

Преступления характеризуются:

  • повышенной степенью общественной опасности;
  • причинением более тяжкого, по сравнению с проступками, вреда личности, государству и обществу.

Юридическая ответственность- это мера гос. принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.

По характеру совершенного правонарушения различают:

  1. Дисциплинарная ответственностьэто наложения на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника) (замечание, выговор, увольнение с работы и др.).
  2. Административная ответственностьэто применение органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного ареста и т.д.).
  3. Материальная ответственность– это возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.
  4. Гражданско-правовая ответственность- возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.
  5. Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами гос. воздействия на правонарушителей и применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Теория государства и права на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Теория государства и права. Источники права

2. Реферат ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3. Реферат Теория государства и права конспект

4. Реферат Теория государства и права лекции

5. Реферат Теория государства и права Н.А. Власенко

6. Реферат Теория государства и права шпаргалка

7. Реферат Теория государства и права короткая шпаргалка

8. Реферат Теория государства и права. Сборник тестов

9. Реферат Договорная теория происхождения государства и права

10. Реферат Теория государства и права методический комплекс