Практическое исследование зрительных иллюзий

Работа добавлена: 2016-12-29





Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Эксперементальные исследования зрительного и слухового восприятия………………………………………………………………………..5
    1. Геометрические и временные характеристики зрения…………………5
    2. Исследование зрительных иллюзий и цветового зрения………………10
    3. Методы оценки оптических аномалий и аномалий цветового восприятия………………………………………………………………………..17
    4. Исследование психоакустических иллюзий…………………………….20
    1. Практическое исследование зрительных иллюзий…………………22

Заключение……………………………………………………………………...28

Список используемых источников…………………………………………..30

Приложение №1

Введение

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами

Данная темя является актуальной, потому что исследование зрительных и слуховых восприятий является важной темой в изучении психологии. По данному вопросу можно рассматривать много вариантов и обсуждать различные темы.

Предметом исследования выступают восприятия психологических явлений.

Объектом исследования является исследование зрительного и слухового восприятия.

Цель работы: рассмотреть и провести экспериментальные исследования зрительного  и слухового восприятия.

Поставим и решим следующие задачи для написания и раскрытия цели работы:

- определим геометрические и временные характеристики зрения

- произведём исследование зрительных иллюзий и цветового зрения

- проанализируем методы оценки оптических аномалий и аномалий цветового восприятия

- рассмотрим исследование психоакустических иллюзий

- произведём практическое исследование зрительных иллюзий

Работа состоит из содержания, введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников., приложения.

1.Эксперементальные исследования зрительного и слухового восприятия

  1. Геометрические и временные характеристики зрения

Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.Восприятие делится на следующие виды:(«См.» 2, с.26)

- осязательное;

- слуховое;

- зрительное.

1) Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.

2) Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

3) Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. («См.» 2, с.32) Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.

Острота зрения характеризует абсолютный пространственный порог зрительного анализатора Оператор должен работать на уровне оперативного порога, в котором угловой размер объекта будет не менее 15 '- для объект тов простой формы, а для сложных объектов этот размер должен быть в пределах ЗО40 Это размер знака и других элементов изображения объекта, которые имеют внешние и внутренние издеталі.

Поле условно разделяют на три зоны: («См.» 12)

- o центральное поле ~ 4 °, где полнее различаются все детали объекта;

- o поле ясного видения ~ 30 ° 35 °, где не различаются мелкие детали объекта;

- o периферийное поле ~ 75 ° 90 °, в котором объект только проявляется, но не распознается

Объекты, находящиеся в периферийной зоне, могут быть перемещены в другую зону при простом повороте головы или движении глаз

Объем восприятия характеризуется количеством объектов, которые охватывает человек за одну фиксацию глаза, то есть за симультанного восприятия Доказано, что за одну фиксацию человек может охватить 4-8 не связанных между же собой объектов Было экспериментально доказано, что в зрительном образе отражается значительное количество объектов, но воспроизводится их значительно меньше, и этот процесс зависит от объема памяти, то есть при определении этого параметра следует учитывать не столько характеристики восприятия, сколько характеристики кратковременной памяти, в том числе объем хранения и воспроизведения информации. («См.» 4, с.36)

Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем и его составляющими, необходимыми для возникновения зрительного ощущения и восприятие нужной информации в определенных условиях работы оператора.

Геометрические характеристикизрительного анализатора определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их расположением в пространстве. К ним относятся: острота зрения, поле зрения и объем зрительного восприятия.

Остротой зрения называется способность глаза различать мелкие детали предметов. Она определяется величиной, обратной тому минимальному размеру предмета, при котором он различим глазом. Острота зрения зависит от уровня освещенности, расстояния до рассматриваемого предмета и его положения относительно наблюдателя, возраста. Так, например, острота зрения под углом 10 градусов в 10 раз меньше, а под углом 30 градусов - в 23 раза меньше, чем прямо перед собой. («См.» 2, с.96)

Важной характеристикой зрительного восприятия является его объем: число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации. Обнаружено, что при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов. Последние исследования показывают, что объем воспроизведенного материала определяется не столько объемом восприятия, сколько объемом памяти.

Условно все поле зрения можно разбить на три зоны: центрального зрения (4 градуса), где возможно наиболее четкое различение деталей; ясного видения (30-35 градусов), где при неподвижном глазе можно опознать предмет без различных мелких деталей; периферического зрения (75-90 градусов), где предметы обнаруживаются, но не опознаются. Зона периферического зрения играет большую роль при ориентации во внешней обстановке. («См.»20)

Большую роль в процессе зрительного восприятия играют движения глаз. Они делятся на два больших класса: поисковые (установочные) и гностические (познавательные). С помощью поисковых движений осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза в исходную позицию и корректировка этой позиции. Длительность поисковых движений определяется углом, на который перемещается взор.

К гностическим относятся движения, участвующие в обследовании объекта, его опознавании и различении его деталей. Основную информацию глаз получает во время фиксации, т.е. во время относительно неподвижного положения глаз, когда взор пристально устремлен на объект. Во время скачка глаз почти не получает никакой информации. Результаты исследований показывают, что общее время фиксаций составляет 90-95% от времени зрительного восприятия. («См.» 20)

Фиксации неотделимы от микродвижений глаз. В ряде опытов при помощи специального устройства изображение объекта стабилизировалось относительно сетчатки глаза, т.е. изображение не перемещалось по сетчатке. Уже через 2-3 секунды после стабилизации человек переставал видеть объект. Следовательно, движения глаз являются необходимым условием зрительного восприятия.

Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения при тех или иных условиях работы оператора. К ним относятся: латентный (скрытый) период зрительной реакции, длительность инерции ощущения, критическая частота мельканий, время адаптации, длительность информационного поиска.

Латентным периодом называется промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Это время зависит от интенсивности сигнала (так называемый закон силы: чем сильнее раздражитель, тем реакция на него короче), его значимости (реакция на значимый для оператора сигнал короче, чем сигналы, не имеющие значения для оператора), сложности работы оператора (чем сложнее выбор нужного сигнала среди остальных, тем реакция на него будет больше), возраста и других индивидуальных особенностей человека. («См.» 6, с.63)

Рассмотренные особенности работы зрительного анализатора следует учитывать при организации деятельности оператора. Прежде всего, время действия сигнала не должно быть меньше времени инерции зрения, которое зависит от яркости и угловых размеров предметов. В противном случае воспринимаемый контраст и интенсивность сигнала будут во столько раз меньше действительных значений, во сколько время сигнала меньше времени инерции.

Если же возникает необходимость в последовательном реагировании оператора на появляющиеся сигналы, то период их следования должен быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться точность и скорость реагирования, поскольку время перехода нового сигнала в зрительной системе оператора еще будет оставаться в образе предыдущего сигнала. («См.» 3, с.59)

Частота мелькания зависит от яркости, размеров и конфигурации знаков.

Вопрос о частоте мельканий имеет большое значение при решении двух видов инженерных задач. В тех случаях, когда необходимо, чтобы мелькания не замечались (например, при проектировании изображения на экран, в технике кино и телевидения), частота смены информации должна составлять не менее 40 Гц. При необходимости использовать мерцание для кодирования информации (например, для привлечения внимания оператора) следует иметь в виду, что наименьшее зрительное утомление будет при частоте мельканий 3-8 Гц.

К временным характеристикам зрительного анализатора относится и время адаптации. Различают две формы адаптации: темновую (при переходе от света к темноте) и светловую (при обратном переходе).

Время адаптации зависит от ее вида и составляет десятки минут при темновой адаптации и единицы, и даже доли минут, при cветловой.

Для некоторых видов операторской деятельности процесс восприятия сводится к информационному поиску - нахождению на устройстве отображения объекта с заданными признаками. Такими признаками может быть проблесковое свечение, особая форма или цвет объекта, отклонение стрелки прибора за допустимое значение и т.д. Задача оператора заключается в нахождении такого объекта и характеризуется временем, затраченным на поиск. («См.» 9, с.33)

Основные требования к организации информационного поля с точки зрения минимизации поиска:

1. Элементы поля следует располагать так, чтобы в объем фиксации, ограниченной зоной 10 градусов, попадало не более чем 4-8 объектов.

2. Следует по возможности уменьшать объем поля, не допуская нахождения в нем ненужных элементов.

3. Искомые элементы следует выделять таким образом: чтобы обеспечить наименьшее время фиксации, наилучшим является выделение искомого элемента другим цветом или с помощью светового маркера; более плохие результаты получаются при его выделении проблесковым свечением или изменением размера и яркости (хотя эти способы более просты с точки зрения их технической реализации).

  1. Исследование зрительных иллюзий и цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Как было указано ранее, такой способностью обладают только цветочувствительные элементы сетчатки — колбочки. Одним из первых замечательных открытий, относящихся к цветному зрению, можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному, открытое знаменитым чешским биологом Я. Пуркине.Явление Пуркинезаключается в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рис. 1. («См.» 18)

Рис. 1

при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. В картинной галерее в сумерки постепенно начинают исчезать краски, сначала красные, затем желтые и зеленые. Можно указать ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находиться на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большой белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями».

Во-вторых, существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии цветового зрения этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг, изображенный на рис. 2(«См.» 18)

Рис. 2

кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда же мы прикроем этот круг тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится еще более заметным. Очевидно, прозрачная бумага создает иллюзию цветного освещения и тем усиливает проявление эффекта. Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато желтым и на голубом — медно-красным. То же явление непроизвольного окрашивания серых полосок можно наблюдать через прозрачную бумагу на рис.3(«См.» 18)

Рис.3

Оказывается, что тот цвет, в который окрашивается черный круг или серая полоса, является так называемым дополнительным цветом к цвету фона. Для каждого цвета имеется такой другой цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом — оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет.

Подмечено, что это иллюзорное окрашивание черных и серых предметов происходит в цвет, лишь приблизительно являющийся дополнительным, но не совпадающий с ним в точности.

Наиболее наглядное представление об оптическом смешении цветов можно получить следующим образом. Если диск (рис. 4) с секторами, имеющими такие углы и окраску, как это показано на рисунке, привести в быстрое вращение, то вследствие быстрого чередования различных возбуждений цвета секторов сольются в общий серый тон. («См.» 18)

Рис. 4

Эта иллюзия цветового зрения объясняется инерцией зрения и тем, что сумма соответствующим образом подобранных излучений разного спектрального состава вызывает ощущение белого света. На основании того, что наш орган зрения наиболее приспособлен к восприятию белого солнечного света, можно объяснить и такую иллюзию. Если в течение нескольких секунд неподвижно смотреть на красное пятно, а потом перевести взгляд на белую бумагу, то мы увидим на бумаге зеленое пятно. Если рассматривать желтый кружок, то на бумаге увидим синий, и наоборот.

С цветовым контрастом связаны и другие иллюзии цветового зрения. Приведем еще несколько примеров. На рис. 5(«См.» 18)площади внутреннего квадрата слева и полоски справа равны, но периметр полоски в два раза больше периметра квадрата. Всматриваясь в этот рисунок, мы видим полоску более яркой, чем внутренний квадрат.

Рис. 5

Явлением психологического контраста можно объяснить иллюзию так называемого подравнивания цветов, заключающуюся в следующем. Если смотреть на рис. 6,(«См.» 18)то на нем можно увидеть фигуру в виде зеленого креста, тогда и средний кружок кажется зеленоватым; если же сосредоточить внимание на желтых кружках, то и центральный кружок будет казаться желтоватым.

Рис. 6

Интересна такжеиллюзия последовательного цветового контраста, появляющаяся после рассматривания верхней части рис. 7(«См.» 18) Если несколько минут внимательно вглядываться в черный круг верхней части рисунка, а затем быстро перевести взгляд на черный круг внизу, то через несколько секунд на белом фоне появятся цветные изображения всех четырех пятен, окружающих верхний черный круг. Какого цвета будут эти появившиеся пятна?

Рис.7.

Заметим здесь, что при переходе от одного цвета данной поверхности к другому цвету этой же поверхности у нас будет изменяться и ее кажущаяся яркость. Следовательно, будет изменяться и контраст яркости, если мы будем, скажем, одновременно изменять яркость предмета и фона или один и тот же предмет будем рассматривать на менее ярком, а затем на более ярком фоне. Вот почему контраст яркости связан для нашего зрения с цветовым контрастом. Чем больше цвет объекта отличается от цвета фона, тем лучше заметен объект и тем отчетливее виден его контур и форма. («См.» 8, с.86)

Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гёте, например, пишет: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Дополнительный цвет зари — зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы, и дает «бесконечнопрекрасный зеленый цвет».

Гёте описывает также явление так называемых цветных теней. «Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна,— прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета». («См.» 5, с.106)

Тот факт, что некоторые цвета воспринимаются нами как «выступающие», а другие как«отступающие», иллюстрируется здесь рис. 8. Рассматривая верхнюю фигуру на этом рисунке, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам.

Рис. 8

Рассматривая нижнюю фигуру, мы готовы представить себе туннель с выходным отверстием вдали. «Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»). Насыщенные и светлые цвета нам обычно кажутся ближе темных и ненасыщенных. Хроматические цвета обычно «выступают вперед» на фоне цветов серых.

Следует заметить, что многие свойства глаза, вызывающие появление иллюзий цветового зрения, вместе с тем оказываются и весьма полезными для получения нами зрительных ощущений, более полно отражающих объективную реальность.

Вот почему, например, на вывесках и рекламах, собранных из светящихся газосветных трубок, слова, написанные трубками красного свечения, приближаются к наблюдателю и кажутся висящими в воздухе, а слова, написанные трубками зеленого или синего свечения, отступают. Однако оказывается, для некоторых людей иллюзия различной удаленности разных цветов носит обратный характер, т. е. более близкими кажутся цвета синие (у некоторых лиц иллюзия вообще не наблюдается). Среди различных объяснений этой иллюзии заслуживает внимание следующее. Зрительная линия пересекает плоскость зрачка не в центре его, а несколько сбоку, т. е. хрусталик не строго центрирован по отношению к зрительной линии. Поэтому когда глаз фиксирует какую-нибудь синюю точку, то изображение соседней с ней красной точки даст на сетчатке известный круг светорассеяния, причем этот круг будет не концентричен с изображением фиксируемой точки, но несколько смещен в сторону височной или носовой части сетчатки. Это смещение при бинокулярном зрении создает такое же впечатление, какое мы получим от одинаково удаленных от осей глаз раздраженных мест сетчаток, если красная точка фактически будет ближе или дальше, чем синяя. («См.» 9, с.226)

Однакоиллюзии цветового зрениязначительно менее полно исследованы физиологами, и многие еще не могут быть объяснены достаточно удовлетворительно, а некоторые гипотезы, высказанные по поводу них, не оправдываются.

  1. Методы оценки оптических аномалий и аномалий цветового восприятия

У людей с нормальным цветовым зрением отмечаются определенные различия в максимумах спектра кол бочковых пигментов. Изменения зрительных пигментов, количества здоровых колбочек, нарушение передачи информации на уровне нейронов сетчатки по разным причинам приводят к нарушению цветового зрения той или иной формы.

Аномальная трихромазия — это состояние, при котором нормальный пигмент в колбочках одного из классов заменен патологическим. Различение цветов у аномальных трихромзтов снижено в связи с меньшей спектральной разницей между максимумами СВ- и ДВ-пигментоа.

Дейтераномалия возникает при образовании гибридного гена пигмента СВ-ДВ-колбочек и соответствующем сдвиге максимума спектра поглощения пигмента СВ-колбочек в длинноволновую область спектра. Часто дейтераномалы не подозревают о наличии у них аномалии цветового зрения. Острога зрения у них независимо от степени выраженности этой аномалии 1,0, глазное дно не изменено. Функция спектральной освещенности сетчатки у дейтераномалов также соответствует норме, поскольку эта функция определяется красными колбочками. ЭРГ на белую вспышку в норме, на зеленую вспышку снижена, ЭОГ в норме.

Протаномалия возникает при образовании гибридного гена пигмента ДВ-СВ-колбочек и сдвиге максимума спектра поглощения пигмента ДВ- колбочек в средневолновую область. Функция спектральной освещенности сетчатки у протаномалов снижена по сравнению с нормой: для красных колбочек в 10 раз меньше, чем для зеленых. Острота зрения в норме, однако, чтение при свете с более длинноволновым спектром может быть затруднено. ЭРГ на белую вспышку в норме, на красную снижена, ЭОГ и глазное дно в норме. Предполагают, что слабовыраженная и значительно выраженная цветоаномалия являются разными нозологическими формами. Они различаются строением колбочковых путей, наличием аномального фотопигмента, количеством колбочек с аномальным пигментом или комбинацией этих вариантов. («См.» 19)

При диагностическом тестировании с целью оценки цветового зрения лица с аномальной трихромазией легкой степени могут не делать ошибок, тогда как ошибки лиц с аномальной трихромазией III степени почти соответствуют таковым при дихромазии.

Носителями патологического гена являются женщины-гетерозиготы, которые составляют 12 %лиц с протаномалией и дейтераномалией.

Дихромазия — состояние, при котором в сетчатке человека имеются только два из трех типов колбочковых пигментов. Патология наследуется как сцепленная с Х-хромосомой.

Дейтеранопия — отсутствие зеленого колбочкового пигмента — возникает при генетическом дефекте: выпадении гена пигмента СВ-колбочек или наличии гибридного гена, обусловливающего значительный сдвиг спектра поглощения зеленых колбочек в сторону длинных волн. Такие индивидуумы не способны различать зеленый цвет и тот оттенок, который другие называют «зеленый», выделяют по световой характеристике. Острота зрения и глаз- нос дно в норме. Функция спектральной освещенности сетчатки соответствует норме.

Протанопия — отсутствие красного колбочкового пигмента. У протанопов отсутствует ген красного пигмента, вместо которого существует зелено- красный гибридный ген, вызывающий сдвиг спектра поглощения в длинноволновую область спектра, и нормальный ген СВ-колбочек. Острота зрения и глазное дно в норме. ЭРГ на стимул белого цвета может быть субнормальной, ЭРГ на красный стимул значительно снижена. Функция спектральной освещенности сетчатки у протанопов снижена, так как красный свет, яркий для лиц с нормальным цветовым зрением, им кажется значительно темнее. В фотопических условиях, когда палочки не функционируют, различение цветов может быть объяснено только наличием второго фотопигмента, по крайней мере в некоторых колбочках. («См.» 15)

Для диагностики дихромазии используют псевдохроматические таблицы Рабкина и Ишихары, панельные тесты. При обследовании на аномалоскопах Нагеля и Раутиана протанопы и дейтеранопы к смеси красною и зеленого в любой пропорции могут подобрать оттенок желтого.

Тританопия — редко встречающаяся аномалия с аутосомно-доминантным типом наследования, которая характеризуется селективным нарушением функции КВ-фоторецепторов и резко сниженным восприятием синей области спектра или его отсутствием. Причиной тританопии являются 3 миссенс мутации в гене расположенном на 7-й хромосоме: замена глицина на аргинин в положении 79, серина на пролин в положении 241 и пролина на серии в положении 264. Три мутантных аллеля наследуются по аутосомнодоминантому типу, однако при замене глицина на аргинин в положении 79 обнаружена неполная пенетрантность гена. Мутации вызывают дефекты во втором, пятом и шестом трансмембранных «-спиральных сегментах пигмента КВ-колбочек. Предполагают, что наличие дефектного пигмента вызывает либо нарушение функции клеток, либо их гибель. Этот механизм сходен с таковым при мутации гена родопсина и периферина, которые определяют наличие формы пигментного ретинита с аутосомно-доминантным типам наследования. При тританопии глазное дно не изменено, острота зрения и функция спектральной освещенности сетчатки соответствуют норме. ЭРГ на белый стимул в норме, на синий — снижена.

  1. Исследование психоакустических иллюзий

Психоакустические методы исследования слуховой функции составляют основу аудиометрии. Они описаны в ряде отечественных руководств и монографий. Представленные в них сведения отличаются полнотой изложения научно-методических вопросов. Однако ряд прикладных сторон процесса аудиометрии применительно к повседневной работе специалиста, осуществляющего непосредственное исследование слуховой функции, не нашли достаточного отражения в литературе. («См.» 1, 66).Исследование слуховой функции предусматривает выполнение ряда обязательных следующих условий:

1. Обследование необходимо проводить в звукоизолированном помещении (камере) при уровне окружающего шума не более 35 дБ.

2. Обстановка в аудиометрическом кабинете должна быть спокойной и доброжелательной, так как излишнее волнение обследуемого может отрицательно сказаться на результатах исследования. При заполнении анкетных данных и объяснении порядка исследования слуха у людей с выраженной тугоухостью для достижения лучшего контакта с больным полезно применение звукоусиливающей аппаратуры. У ряда больных с тяжелой тугоухостью вопросы желательно подкреплять письменными текстами стандартных фраз, например: «Как Ваша фамилия?», «Сколько Вам лет?», «Когда Вы потеряли слух?» и т. д.

3. Поскольку у ряда больных наряду с понижением слуха имеется и нарушение разборчивости речи, что затрудняет речевой контакт исследователя с больным, то перед обследуемым желательно помещать отпечатанный на машинке текст задания.

4. Вначале выполняется полностью пороговая тональная аудиометрия без маскировки, а затем решается вопрос о необходимости маскировки на том или ином этапе.

5. Общая продолжительность аудиометрического обследования не должна превышать 60 мин во избежание утомления больного, ослабления внимания к исследованию, а также потому, чтобы предупредить развитие у него слуховой адаптации.

  1. Практическое исследование зрительных иллюзий

К постановке вопроса о межкультурных различиях в подверженности зрительным иллюзиям привели результаты исследования У. Риверса, опубликованные в 1905 г. В настоящее время эта проблема относится к наиболее разработанным в сравнительно-культурной психологии. Заметной вехой в изучении зрительных иллюзий явилась работа М. Сегалла, Д. Кэмпбелла и М. Херсковица «Влияние культуры на зрительное восприятие» (1966). Исследование тем более примечательное, что его проводили крупнейшие авторитеты в своих областях знаний – культуран-трополог Херсковиц и психолог Кэмпбелл. А причиной проведения эксперимента послужили расхождения во мнениях между ними: если последовательный релятивист Херсковиц верил, что даже восприятие длины линий подвергается влиянию культурных факторов, то Кэмпбелл относился к этому скептически.

Были выдвинуты две основные гипотезы:

1. Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди, выросшие в западном мире, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов (мебель, здания и многое другое), в большей мере подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, чем люди из традиционных культур, вокруг которых больше предметов, над которыми не трудился человек («плотник»), а следовательно, более привычные к округлым и неправильным геометрическим формам.

Мы действительно живем в мире, где многие вещи имеют правильную прямоугольную форму , и не осознавая того, ожидаем, что предметы имеют прямые углы. Поэтому мы интерпретируем предметы как прямоугольные, даже если они не формируют прямой угол на сетчатке нашего глаза. В иллюзии Мюллера-Лайера мы «видим» прямоугольные фигуры как находящиеся от нас на разном расстоянии и воспринимаем нижнюю линию («более далекую») как более длинную (см. рис.1).

2. Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей, и сильнее у людей, которые живут в среде, где привычны бескрайние просторы.

Горизонтально-вертикальной иллюзии люди подвержены потому, что в нарисованных изображениях вертикальные линии выглядят как горизонтальные, уходящие вдаль. Предполагается, что линия должна быть длиннее, если они находится дальше.

В исследовании участвовало почти две тысячи человек из 3 западных и 14 «неевропейских» культур. Результаты показали, что европейцы и американцы в большей степени были подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, а многие, но не все, неевропейские группы – горизонтально-вертикальной иллюзии . Гипотезы подтвердились, выдержали проверку и результаты, полученные Риверсом в начале нашего века. Прав оказался Херсковиц, и исследователи сделали вывод, что восприимчивость к зрительным иллюзиям зависит от среды, в которой живет человек, т.е. от факторов культуры и экологии.

Многими авторами выдвигались и альтернативные объяснения разной степени подверженности иллюзиям. Кроме культуры и экологии учитывались и физиологические факторы. Р. Поллак и С. Сильвар выявили корреляцию между пигментацией сетчатки и способностью обнаруживать контуры: чем темнее пигментация, тем слабее данная способность (см. Pollack , Silvar , 1967). У людей с темным цветом кожи пигментация сильнее, они в меньшей степени способны обнаруживать контуры и поэтому меньше подвержены иллюзии Мюллера-Лайера. Иными словами, Поллак и Сильвар предположили, что межкультурные различия могут быть объяснены межрасовыми различиями в пигментации сетчатки. В этом случае варьировалась раса при одинаковой окружающей среде (эксперимент проводился в США). В эксперименте Сегалла с коллегами варьировалась окружающая среда («мир плотников» и «круглый мир»), но в каждом окружении исследовались представители одной расы.

Но чтобы выяснить, что больше влияет на подверженность иллюзии Мюллера-Лайера – среда и культура или раса, следует сравнивать воздействие среды и расы, но не смешивать их между собой. Для этого американка В. Стюарт сначала протестировала белых и черных детей, живущих в одном американском городе, и не нашла межрасовых различий. Затем она отправилась в Замбию и сравнила восприимчивость к иллюзии у городских школьников, живущих в «мире плотников», и у нескольких групп их сельских сверстников, окружение которых в разной степени прямоугольно. Она обнаружила, что подверженность иллюзии Мюллера-Лайера зависит от степени прямоугольности окружающего мира.

Как мы видим, в многочисленных исследованиях зрительных иллюзий были получены весьма противоречивые результаты, хотя большинство полученных за многие годы данных подтверждает ведущую роль среды, а не расовых особенностей. Наверное, при объяснении подверженности зрительным иллюзиям необходимо учитывать разные факторы – и культурные, и экологические, и физиологические.

Рассмотрим иллюзии приведённые ниже:

Иллюзия №1. Три квадрата

Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?

Видно кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места — квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

Иллюзия №2. Черные фигуры

Что видно на картинке?

Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

Иллюзия №3.  Иллюзия Оучи

Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.

Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.

 Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, а в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия. —http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-znayuschih/425-lekciya-po-psihologii-vidy-vospriyatiya.html

Рисунок 1 - Зрительные иллюзии —http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-znayuschih/425-lekciya-po-psihologii-vidy-vospriyatiya.html

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два. Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятии. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д. —http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-znayuschih/425-lekciya-po-psihologii-vidy-vospriyatiya.html

 

Заключение

Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.

Восприятие делится на следующие виды: осязательное, слуховое, зрительное.

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает.

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания.

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга.

Многие учёные занимались исследованием зрительного и слухового восприятия. Слуховые иллюзии тоже случаются.Психоакустические методы исследования слуховой функции составляют основу аудиометрии. Они описаны в ряде отечественных руководств и монографий. Представленные в них сведения отличаются полнотой изложения научно-методических вопросов. Однако ряд прикладных сторон процесса аудиометрии применительно к повседневной работе специалиста, осуществляющего непосредственное исследование слуховой функции, не нашли достаточного отражения в литературе.

Список используемых источников:

  1. Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.
  2. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002. 256 с.
  3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.
  4. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
  5. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.
  6. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.
  7. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.
  8. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
  9. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
  10. http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/stef/zritelnye_illyuzii.php
  11. http://www.kazedu.kz/referat/48573
  12. http://ru.scribd.com/doc/93214907/Психоакустика
  13. http://www.glazmed.ru/lib/public21/beyts0013.shtml
  14. http://dommedika.com/bolezni_uxa_gorla_nosa/355.html
  15. http://zreni.ru/3079-disfunkcii-kolbochkovoy-sistemy-vrozhdennye-anomalii-cvetovogo-zreniya.html
  16. http://biofile.ru/bio/2591.html
  17. http://www.vseozrenii.ru/kb/a_otdelnye-metodiki/issledovanie-poley-zreniya/
  18. http://okozorko.ru/2012/02/24/obman-zreniya-v-kartinkax-chast-3/
  19. http://okozorko.ru/2012/02/14/obman-zreniya-v-kartinkax-chast-1/
  20. http://zreni.ru/1802-illyuzii-cvetovogo-zreniya.html

Приложение№1.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Практическое исследование эффективности персонала ООО «ВКПП»

2. Опознавание зрительных СНО, и выбор ориентиров для ОМС

3. Практическое применение лидерства

4. Эффект Холла и его практическое применение

5. Практическое применение искусственных нейронных сетей в задачах аппроксимации

6. Развитие теории мультипликатора и ее практическое значение для экономики России

7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

8. Практическое применение искусственных нейронных сетей в системах авторегулирования

9. ЗСО источников вдсн, их теоретич и практическое обоснование. Требования к режиму 1 2 3 поясов

10. Практическое применение искусственных нейронных сетей в системах принятия решений