Психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков

Работа добавлена: 2016-12-25





Психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков на http://mirrorref.ru

ВИЭУиП (филиал ЮФУ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психологическое консультирование»

на тему:

«Психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков»

Ростов-на-Дону

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности 6 1.1. Особенности подросткового возраста                                                            6

1.2. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки                                        .8

1.3. Одиночество и его особенности у подростков                                            14

Глава 2. Способы проведения консультирования подростков                         17

2.1. Интервью как основной метод психологического консультирования      17

2.2. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога                                                                                                                19

2.3.Консультирование подростков и их родителей                                           23

Список использованных источников                                                                   32

Введение

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Подростковый возраст считается одним из наиболее критических моментов в развитии личности. Это время активной индивидуализации, время обостренно переживаемого стремления к самоутверждению.

Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом —Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. 2000. - №4. - С. 28 - 36.. В современном быстроменяющемся мире проблема одиночества обозначилась очень остро. Изменения коснулись и семейных отношений. В настоящее время многими исследователями во всем мире отмечаются признаки кризиса не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.

Подготовка молодежи к семейной жизни, профилактика одиночества, имеют большое значение как для здоровья и счастья отдельно взятой личности, так и для развития общества в целом. Начиная с самого раннего возраста в ребенке следует развивать чувство социальной ответственности за свои поступки, воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью, укреплять чувство уважения к противоположному полу и уметь учитывать его интересы.

В современном мире увеличивается количество духовно и психологически одиноких людей. Проблемой стало не само одиночество, а отношение к нему и его переживание. В первую очередь, это связано с тем, что внешние обстоятельства жизни потеряли решающее значение для человека, так как современные средства связи позволяют легко решить проблему коммуникации, а расстояния в тысячи километров преодолеваются за несколько часов полета. Сотни миллионов людей по всему миру являются постоянными пользователями социальных сетей в Интернете, читают произведений психологов, следуют их советам и пытаются изменить свою жизнь, но, тем не менее, остаются одинокими.

Современная многогранная личность часто нуждается в обособлении от других, сознательно ищет уединения. В то же время, она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения или невозможности (иногда неумения) выразить свои переживания.

проводить время в кругу близких людей.

Психология одиночества - это явление, которое стало часто встречаться в современном мегаполисе, ибо мегаполис не способствует развитию дружеских, доверительных отношений, как с соседями, так и с коллегами по работе. Еще более остро проблему одиночества переживают подростки, т.к. кризис социального рождения  «обрушивается» на подростка вместе с открытием им  своего внутреннего мира.

Э. Эриксон  считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивая, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, уровня когнитивного развития, но и от социализации, а также духовной атмосферы общества, в котором человек живет. Отсюда неопределенность границ подросткового кризиса и возможность его затяжного характера —Куроедова Т.Н. Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход http://www.b17.ru/article/12367/

.

Тема подросткового одиночества на сегодняшний день является актуальной и, к сожалению, недостаточно изученной. 

Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам,  так как они находятся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития самосознания. 

Объект данного исследования - состояние одиночества у подростков. Предмет исследования - особенности проведения психологического консультирования подростков по проблемам одиночества. Цель исследования - рассмотреть особенности проведения психологического консультирования, направленного на выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, испытывающих состояние одиночества.

Задачи исследования:

- анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;

- изучение сущности понятия одиночества;

- рассмотрение индивидуально-психологических особенностей одинокой личности;

-разработка рекомендаций по психологическому консультированию подростков по проблеме одиночества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в дальнейшем и в процессе психологического консультирования.

 

Глава 1.Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

1.1. Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание своего своеобразия (иногда преувеличенное) и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.

1.2. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи - важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь. В случае нарушения этого процесса впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь - чувствую вину - присоединяюсь обратно - чувствую гнев - отделяюсь и т.п. «При всей важности этого процесса нужно иметь ввиду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка» —Дубровина И. В., Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение,1991. – с. 19.. Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.

Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения - младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.

Выделяют четыре этапа отделения подростка от семьи.

Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что подросток амбивалентен в своих ожиданиях в отношении родителей. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой - проявляет желание, чтобы его баловали.

Второй этап - когнитивная реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.

Третий этап - аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

Четвертый этап - идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Таким образом, завершением интегрированного состояния завершается процесс отделения подростка от семьи.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Становятся возможными так называемые свободные отношения, которые устанавливаются в более раннем возрасте, чем браки. Половая идентичность многих современных подростков представлена зрелыми формами сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Подростки, обладающие обширными сексуальными знаниями и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

Помимо этих факторов осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также получают неверные сведения. Возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения: от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Говоря о типичных проблемах, с которыми сталкивается подросток, следует особо остановиться на проблеме их общения со сверстниками —Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. – с. 24..

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса.

Однако часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.

Иллюзия собственной силы ощущается подростками при наличии рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант - это вступление в неформальные группы, т.е. стихийно образующиеся компании подростков на основе общих интересов, увлечений, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «панки» и т.п.).

Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Если результатом кризиса явится формирование у подростка слабой идентичности, то он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками.

Чаще всего трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. В этом случае подросток недоволен собой в целом, может быть своей внешностью, ощущает свое отличие от сверстников. Другие кажутся ему более уверенными и привлекательными. Свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителям, т.е. в атмосфере безопасности доказать свою полноценность.

1.3. Одиночество и его особенности у подростков

Быстро меняющиеся социальные, экономические и идеологические процессы обострили неблагополучие подростка, трудности его взросления стали принимать самые разные формы. Одна изпсихологических причин этих трудностей – дезадаптация, и как следствие – одиночество. Многие годы в нашей стране считалось, что одиночество – спутник людей зарубежного постиндустриального общества. Но переход нашего государства от одной социальной системы к другой породил ощущение потерянности и отчуждения. Сложилось мнение о том, что одиночество – удел человека пожилого возраста. Но одиночество отмечают у дошкольника и младшего школьника, школьника и взрослого человека. Однако самыми опасными симптомы одиночества и отчуждения являются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, подросток отчуждается от участия в своем мироустройстве. И если родители мало занимаются воспитанием своих детей, то подростки испытывают сильное переживание от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и покинутость зачастую приводят к суицидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую ситуацию, где подросток физически находится один, следует рассматривать как результат неприкаянности и отчужденности. Некоторые виды деятельности человек вообще должен выполнять один (например, творчество). Более того, разобраться в себе и других помогает именно одиночество, позволяющее путем самоанализа определить, почему совершены ошибки, и принять окончательное решение о будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности. Это - неудовлетворенная потребность в присоединении к кому-то. Однако эта потребность проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и наоборот. Вот почему одиночество – это реакция на окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и подростком.

Одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Переживание одиночества неоднозначно. Ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма и протестных реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества.

Под одиночеством будем понимать такоепсихологическое образование, которое характеризует личность в структуре взаимодействия с другими людьми, наиболее для нее значимыми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия —http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl31.shtm

.

Таблица 1

Теоретические подходы к одиночеству

Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные причины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству.

Представим эти взгляды в таблице, в которой характеризуются причины одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов (табл. 2).

Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть: физическим, коммуникативным, эмоциональным, духовным.

Таблица 2

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению – вынужденным и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.

Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают.

«Субъективно одинокие учащиеся по-разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением… Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил».

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Одиночество появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир —http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl31.shtm

Глава 2. Способы проведения консультирования подростков

2.1. Интервью как основной метод психологического консультирования

Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента —Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М" Международная педагогическая академия, 1994.--237с.

Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения Клиента и Психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - "Привет!".

 Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента —Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – С. 71..

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы; происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: "В чем проблема?"

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - "Чего вы хотите добиться?"

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - "Что еще мы можем сделать по этому поводу?"

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным дня клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?". Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. 

2.2. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога

Феномен одиночества известен человечеству с древнейших времен. Еще в ветхозаветной книге Екклесиаста можно встретить убедительное описание социального одиночества: «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством» —Дмитриева А.В. Психологическое консультирование подростков на основе принципов экзистенциализма в общеобразовательных учреждениях.

http://mosi.ru/en/node/2147

. Переживая субъективное чувство одиночества, подросток далеко не всегда способен раскрыть свое состояние окружающим, в большинстве случаев, из-за страха быть непонятым, высмеянным. И в подобной ситуации у него единственный выход – анонимно обратиться в службу «Телефон Доверия» —Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. / Основин И.В. Особенности психологического консультирования по Телефону доверия подростков, переживающих субъективное чувство одиночества.Москва. МГППУ. 11-12 ноября 2010. – 244 с.

.

У помощи по телефону есть две особенности: контакт с абонентом носит исключительно вербальный характер, а ситуация подчас столь остра, что требует быстрых и точных действий. Более того, всегда есть вероятность, что первая беседа окажется единственной: даже решившись позвонить, подросток не всегда может подобрать слова и поведать телефонному консультанту о своих мыслях и чувствах. Поэтому диалог нередко строится по законам краткосрочной интенсивной психотерапии.

Стратегии ведения беседы подростков, переживающих субъективное чувство одиночества с телефонным консультантом,  можно разделить на три варианта:

  1. Прямое сообщение о своих переживаниях («Меня никто не любит», «Мне очень одиноко» и т.д.).
  2. Сообщение о своем актуальном состоянии от лица другого человека («Мой друг чувствует себя никому не нужным». Дима, 14 л.).

Фантазирование, то есть придумывание  несуществующих историй.

В зависимости от заявленного подростком варианта беседы, тактика работы телефонного консультанта с абонентом также различна. Если в первом случае  психологическое консультирование направлено на прояснение сложившейся ситуации и отношения к ней абонента, с последующим совместным поиском внешних и внутренних ресурсов, при помощи которых данную ситуацию можно изменить, то во втором случае, в первую очередь,  необходимо прояснить следующий вопрос: беспокоится подросток о состоянии своего друга на самом деле или таким образом пытается донести до телефонного консультанта о своих переживаниях? 

Если подросток действительно переживает за своего друга, то такие рекомендации как: поддержка друга, организация с ним совместной деятельности, привлечение к участию в различных мероприятиях (дискотеки, спортивные мероприятия и т.д.), вызовут у абонента активный интерес. В противном случае,  абонент не пожелает развивать в беседе данную тему, акцентируя разговор на мыслях и переживаниях, периодически ошибаясь в местоимениях, начиная вести беседу от первого лица. В данном случае психологическое консультирование проводится по той же схеме, что и в первом случае, но беседа ведется от третьего лица («Как ты думаешь, а что твой друг в данной ситуации чувствует?», «Каким образом твой друг мог бы изменить сложившуюся ситуацию?»).

В случае фантазирования со стороны абонента относительно обстоятельств своей жизни, психологическая работа телефонного консультанта ведется методом активного слушания с последующим переводом беседы с подростком на его мысли, чувства, переживания.   

В целом, подростки, переживающие субъективное чувство одиночества, испытывают страдания, так как находятся в жизненной позиции «Я – хороший, окружающие – плохие» или «Я – плохой, окружающие – хорошие». По этой причине работа телефонного консультанта с данной категорией подростков направлена, в первую очередь, на коррекцию убеждений абонента —Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. / Основин И.В. Особенности психологического консультирования по Телефону доверия подростков, переживающих субъективное чувство одиночества.Москва. МГППУ. 11-12 ноября 2010. – 244 с.

Можно сделать вывод, что Телефон Доверия является, порой, единственной возможностью для подростка, переживающего субъективное чувство одиночества, получить квалифицированную анонимную психологическую помощь.

Беседа складывается из ряда последовательных этапов, каждый из которых подчинен особой задаче и строится с опорой на определенную психотерапевтическую технику. 

Начало разговора преследует две цели:

а) придать человеку уверенность в том, что он обратился туда, где его поймут и поддержат;

б) определить степень серьезности ситуации и состояния абонента, оценив объем реального времени, в пределах которого должно быть принято какое-либо, хотя бы частичное, позитивное решение. Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь преждевременно в ход его речи и собирая всю первичную информацию. Допустимы только нейтральные реплики, "поддакивания", помогающие абоненту высказаться.

Второй шаг призван заложить основу развития отношений с подростком. Психолог исходит здесь из тех фундаментальных для ситуации помощи установок, которые разработаны К. Роджерсом: безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь, и его внутренних переживаний (принятие не означает положительной оценки, это-признание того, что есть); отсутствие оценок в отношении к нему; эмпатия, т. е. понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему, и некоторые другие. 

Когда запрос уточнен и сформулирован, начинается третий этап, цель которого - помочь подростку в интеллектуальном и ценностном овладении проблемой. 

Четвертый этап - та часть психокоррекционной работы, которая требует от консультанта максимального вклада психотерапии в беседу. Здесь важно установить и поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности подростка, обратив их на то, чтобы повысить его самооценку и укрепить уверенность в себе. И одновременно установить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ему помочь. Когда это удается, достигается мобилизация всех ресурсов, которые сам подросток мог упустить из виду.

Пятый этап - это выработка плана действий, направленного на преодоление критической ситуации. Как и всякий процесс психотерапии, телефонный ее вариант рассчитан в конечном счете на активность самого консультируемого. Поэтому, основываясь на достигнутом, подросток подводится к осознанию того варианта решения проблемы, с которым согласен он сам. Участие подростка в разработке плана действий налагает на него внутренние обязательства выполнить намеченное. Консультант занимает позицию "пассивной" активности: "держит" паузу (намеренное молчание с целью переадресовки активности подростку), если что-то предлагает, то вполне деликатно и в форме не готовых решений, а только их предположений.

Заключительный этап беседы - это снова поддержка и максимальное одобрение абонента; выражается вера в него самого, в его силы, уверенность в осуществлении намеченного (метод такой косвенной суггестии неоднократно используется на протяжении всего телефонного контакта).

Соблюдение последовательности этапов психотерапии является одним из существенных принципов неотложной помощи по телефону. Нельзя пытаться вселять бодрость в человека, когда он находится на пике своих переживаний, или предлагать ему решения, для восприятия которых он не готов. Многие авторы отмечают наличие некой внутренней логики в кризисной "интервенции" по телефону и в общих чертах одинаково описывают сменяемость ее фаз. И вместе с тем на страницах тех же источников возникают предупреждения, что заготовка схем и планирование психотерапевтического сеанса идут в ущерб спонтанности и гибкости решения.

2.3. Консультирование подростков и их родителей

Кризис перехода из детства во взрослую жизнь является центральной вехой в развитии человека. И результат этого прохождения будет накладывать отпечаток на всю последующую жизнь. В психологии этому периоду уделяется особое внимание —Куроедова Т.Н. Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход http://www.b17.ru/article/12367/

.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное - с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку - сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее —Хухлаев О., Хухлаева О. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник. М.: Юрайт, 2014. – С. 29..

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация - его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка.

Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи - не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить —Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс; 2007. – С. 49..

Заключение

Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности —Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М" Международная педагогическая академия, 1994. – С. 23..

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи - важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Проведенный анализ причин, порождающих одиночество у подростков, позволяет выделить в качестве основного фактора развитие и становление самосознания: рефлексии, самоанализа, самоконтроля,самоуважения, самооценки. Отсутствие опыта внутренней жизни ведет к ощущению пустоты и сопровождается отрицательными переживаниями. Стремление избежать неприятных переживаний заполняется подростком интенсификацией общения или стремлением к уединению, которые могут принимать различные формы, в том числе и асоциальные.

Настоящий период характеризуется атомизацией общества, появлением одиночек даже в среде подростков, что вызывает серьезные воспитательные проблемы, требующие неотлагательного решения. Как следствие, в молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества.

Одиночество - сложный многофакторный феномен, проявляющий себя в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности, и по-разному проявляющийся в зависимости от социальной направленности подростка:

- для подростков с социальной направленностью наиболее характерными будут изменения в эмоциональной сфере;

- для подростков с асоциальной направленностью проявления одиночества, будут связаны преимущественно с изменениями в поведенческой и когнитивной сферах.

Одиночество может иметь половозрастные феноменологические особенности.

Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени индивид не может установить удовлетворяющие психосоциальные связи.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи - не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

Важно отметить, что экзистенциальный кризис  периода отрочества создает условия для глубокой, сложной, творческой, и главное своевременной переработки экзистенциальных данностей, что в свою очередь позволяет успешно решать задачу возраста.

Рассматриваемый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в развитии личности: это эпоха активной индивидуализации, этап обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Поэтому психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков должно проводиться со стороны психолога с максимальным проявлением такта и профессионализма.

Список использованной литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. – 672 с.

2.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М" Международная педагогическая академия, 1994.-237с

3. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс; 2007. - 108 с.

4. Венгер А. Психологическое консультирование и диагностик. - М.: Академия, 2006. - 340 с.

5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.

6.Дмитриева А.В. Психологическое консультирование подростков на основе принципов экзистенциализма в общеобразовательных учреждениях.

http://mosi.ru/en/node/2147

7.Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. 2000. - №4. - С. 28 - 36.

8. Дубровина И. В., Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение,1991. – 191 с.

9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2006. - 560 c.

10. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. -СПб.: Питер, 2007. - 144 с.

11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

12.Кон И.С. Многоликое одиночество // Популярная психология: Хрестоматия./ Сост. В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990. - С. 162-171.

13. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. - №2.-  С. 69-78.

14.Кон И.С. Открытие «Я». М., 1979. – 218 с.

15. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 381 с.

16. Кле М. Психология подростка. : Пер. с фр. М., 1991. – 128 с.

17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2007.- 464 с.

18.Куроедова Т.Н. Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход http://www.b17.ru/article/12367/

19.Левкович В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика. 1973. - № 6. - С. 103.

20. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 256 с.

21. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология. Учебник. М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

22. Методы математической обработки в психологии. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / Сост. В.А.Дорофеев. Ростов-на-Дону.РГПУ, 2001. – 73 с.

23. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. – 410 с.

24. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 394 с.

25. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. - М: Педобщество, 2007. - 460 c.

26.Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н.Е.Покровского. М.:Прогресс, 1989. - с.169-192.

27. Перлман Д.,Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - с.152-169.

28. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. – 142 с.

29. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994. – 320 с.

30. Розин М.В. О некоторых психологических причинах демонстративно-отклоняющегося поведения подростков. В кн. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. - М., 1990, - с.45.

31. Рубин 3. Дети без друзей. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н.Е.Покровского. - М.: Прогресс, 1989. с.343-361.

32.Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. / Основин И.В. Особенности психологического консультирования по Телефону доверия подростков, переживающих субъективное чувство одиночества.Москва. МГППУ. 11-12 ноября 2010. - 244 с.

Серебрякова К. А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. - М.: Академия, 2009. - 260 с.

33. Хухлаев О., Хухлаева О. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник. М.: Юрайт, 2014. - 424 с.

34. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. – 508 с.

35. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. – 336 с.

Интернет-ресурсы:

http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl31.shtm

Психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Психологическое консультирование

2. Психологическое консультирование: интегративный подход

3. Предбрачное психологическое консультирование: задачи, содержание

4. Психологическое консультирование при разводе в исследовании Р. Кочюнаса

5. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ

7. Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка

8. Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка

9. Оценка степени одиночества у замужних женщин

10. Подходы к проблемам абортов