Государственная система социальной защиты

Работа добавлена: 2016-12-26





Оглавление

Введение3

Глава 1. Рыночная экономика5

1.1 Сущность рыночной экономики5

1.2 Механизм функционирования рыночной экономики и её функции7

Глава 2. Государственная система социальной защиты12

2.1 Сущность и основные направления социальной политики12

2.2 Социальная защита населения18

Заключение26

Список литературы28

Приложение 130

Приложение 231

Приложение 332

Приложение 433

Введение

Для общества тема социальной защиты населения является очень важной и актуальной. Поскольку государственная социальная защита, прежде всего, защищает права человека.

В 1948г. была создана декларация, в которой говорилось, что каждый человек  является членом общества, имеет своё право на социальное обеспечение. И это правильно, ведь именно общество, по своему характеру и материальным возможностям может обеспечить при различных жизненных ситуациях полное обеспечение.

Рыночная экономика и экономические функции в период социальной деятельности, имеет в виду работу с субъектами, нацеленную на создание ресурсной базы, соответственно с развитием личностных качеств, семьи, и общества в целом. Общество, человек и государство являются субъектами реализации экономической функции. Сама деятельность субъектов состоит из формирования и правильного распределения экономических ресурсов, за их эффективным использованием.

Можно сказать, что социальная защита, является системой распределительных отношений. В процессе этого могут образовываться производственные фонды денежных средств материального обеспечения граждан, и обслуживание их за счёт определённого кусочка национального дохода. Из этого следует, что данное понимание о социальном обеспечении состоит из определённых частей всех членов общества, вне зависимости от источников обеспечения организаций и фондов.

Рыночную экономику и государственную систему социальной защиты, можно считать за сферу самых жизненно важных интересов граждан, распределение и отношение специально – экономических прав человека.

В курсовой работе хочу подробно рассмотреть государственную систему социальной защиты населения в системе рыночной экономики.

Объектом исследования выступает – государственная система защиты населения в рыночной экономике.

Предметом исследования выступают общественные отношения в рыночной экономике связанные с государственной системой защиты.

Цель работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе опишем следующие задачи:

1. дадим определение сущности рыночной экономики

2. рассмотрим механизм взаимодействия рыночной экономики и её функции

3. выявим основные направления социальной политики и раскроем её сущность

4. рассмотрим социальную защиту населения

Работа состоит из содержания, введения двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Рыночная экономика

  1. Сущность рыночной экономики

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. —Экономическая теория (политическая экономия). / под. ред. Г.А. Шагиняна. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.

  1. Функции и механизм рыночной экономики

Наиболее полно сущность рынка проявляется в его функциях:

Первая и одна из основных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой неповторимый способ коммуникации, распространения информации, и иных значимых  сведений, нужных для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах . Оперативная, безграничная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, разрешает определить наполненность или дефицитность рынков каждого типа товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их развития. Именно цены выступают или возмездием за усилия в предпринимательстве, или безжалостным наказанием за неудачный поиск, неосознанный просчёт в экономических решениях. —Экономическая теория (политическая экономия). / под. ред. Г.А. Шагиняна. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.

Стимулирование предпринимательства, экономия используемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого - либо товара превышает спрос на него, то цена понижается, нормируя предложение .Большиецены прислуживаютсигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или других товаров на рынкевынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а понижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.

Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения талантливрегулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги . Даже разные типычеловеческого труда имеют свою цену , именуемую заработной платой . Рыноктруда и ставки заработной платы отчётливо представляетальтернативу, поисксферы деятельности : собственноепредпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в правительственномили негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и типработ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует типыдоходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому - либо или вызывает ощущениепротеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого поискав мире экономики. —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

Иной функцией рынкавыступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий личногоинтереса». И это не лишено оснований, если иметь в типу, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике . Однако всё же это не полная характеристика конкуренции. Конкуренция и рынок в определенном смысле синонимы: одно без иногоне существует. В каждом случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новыхвероятностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает людям направление поиска, хотя не отдаётникаких гарантий относительно его итогов. В этом одна из причин того, почему люди перечатпротив рынка и конкуренции.Однако только этот процесс разрешает раскрытьновые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю , который сумеет обнаружить в системе рынковедва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, применятьне подмеченную иными разность между настоящими ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

Также к важнейшим функциям относятся: —Экономическая теория (политическая экономия). / под. ред. Г.А. Шагиняна. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.

- Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том , что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в итогепроизводство начинает сокращаться ;

- Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают вероятности понижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, развития организации труда;

- Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда . Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства ( когда покупатель имеет поиск, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними ) ;

- Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются главные микро - и макро - пропорции в экономике, в производстве и обмене ;

- Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов противодействия проистекает освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Механизм функционирования рыночной экономики опирается на три основные принципа:

а ) принцип маржинального ( предельного ) анализа ;

б ) принцип издержек альтернативного поиска;

в ) принцип экономической рациональности .

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее воздействие оказывают не средние, а предельные величины.  В итоге насыщенности рынка товарами , изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в иное осуществляется относительно плавно , что обусловлено тем , что появление нового , предельного субъекта не оказывает существенного воздействия на рыночную экономику ( на предложение или спрос ). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает вероятности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения.

Принцип издержек альтернативного поиска. Издержки альтернативного поиска выступают в типе суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от иных способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики опирается на том, что из всего списка упущенных вероятностей выбирается наихудший с гарантированным доходом, хотя он будет и наименьшим. Отсюда следует , что взятый таким образом вариант не является худшим из вероятных, не обеспечивающим доход предпринимателю . Принцип издержек альтернативного поиска заставляет производителей оттискиватьболее эффективное применение имеющимся ресурсам . —Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999.

Принцип экономической рациональности опирается на сопоставление выгод и издержек. Рациональный поиск осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в типе минимально допустимой величины прибыли . В этих условиях компании устремляются к максимизации прибыли , а потребители – к максимальному улучшению благополучия при ограниченном использовании своих капиталов .

Построение рыночной экономики на указанных нами принципах разрешает достигнуть равновесного состояния , опирающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения и рыночных цен .

При рассмотрении теоретических основ рыночной экономики одной из важнейших является проблема диковины. Понятие «редкость» применяетсямногими экономистами как важнейшее методологическое положение при обосновании полезности товара. В частности , в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве основополагающего момента и рассматривается как физическая реальность , не требующая каких - либо пояснений . Исследование проблемы диковины разрешает в определенной мерке обосновать дефицитность отдельных благ.

Представители классической политической экономии Д . Рикардо и А . Смит связывали понятие «редкости» со стоимостью . Так , Д . Рикардо считал, что диковина наряду с количеством труда является важнейшим определяющим стоимость товара фактором . —Экономическая теория (политическая экономия). / под. ред. Г.А. Шагиняна. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.

Втеории рыночных отношений в настоящий момент понятие «редкость» подверглось определенной трансформации. Если прежде диковина связывалась с природными (припомним парадокс воды и бриллианта А . Смита : вода нужна всем , а цена невысокая, бриллиант имеет ограниченное использование , а цена большая) и с социальными ( как это делал Д . Рикардо при определении стоимости антикварных изделий ) факторами , то в нынешних условиях диковина связывается с временными параметрами функционирования рынка.

Глава 2. Система социальной защиты

2.1 Сущность и основные направления социальной политики

Государственная социальная политика—это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. —Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999

Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличиемили отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами. —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы: —Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

3. Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу (степени вмешательства государства в социальную сферу) претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Социальная роль государства.Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% - в США; 24% - в Англии; 30% - во Франции; 31,5% - в Германии; более трети - в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые - это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике, усиления контроля над государственными расходами.

Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.

В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуются интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать «черту бедности». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт «внедрения» европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение. —Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения. —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

2.2. Социальная защита населения

Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах. —Социальная политика, уровень и качество жизни : словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно – «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

Так, по мнению Б.Ракитского, «социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы». —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

К важнейшим характеристикам термина «социальная защита» относят: виды и организационно - правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ (Международной Организации Труда), рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи. —Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой). —Социальная политика, уровень и качество жизни : словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно - случайный характер, а для совокупного - объективно-массовый.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение зависят от трех групп факторов - политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально - психологические, морально - этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом. —Социальная политика, уровень и качество жизни : словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001

Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собственным законам, поэтому требуется постоянный поиск компромиссов для снятия возникающих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений лежат различные интересы. Если экономическое поведение диктуется принципом личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального  -  морально-этические нормы. Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право (в закон). В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением последних. Именно они образуют «рамки», в которых реализуются интересы различных субъектов. —http://ru.wikipedia.org

В рыночной экономике эгоистические побуждения предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек производства, включая заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы ведут к деградации условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостояние эгоистическим интересам предпринимателей, удержание на приемлемом уровне социального положения зависимых (а значит, уязвимых) наемных работников является одной из основных политических функций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех его слоев и классов как целостного социального образования. В этой связи перераспределение ВВП - важное средств улучшения положения наименее защищенных групп населения.

Критериями эффективности функционирования государства являются показатели материального положен населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества. —Социальная политика, уровень и качество жизни : словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001

Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

- работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);

- наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан,

В частности, в ст.7 сказано: «В Российской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.

Подобной точки зрения придерживается и Ю.Хабермас, который считает, что: «развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю».

Анализ базовых положений международных документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников: —http://www.onikiforova.ru/sistema-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-i-ee-suschnost.html

- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;

- обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

- социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

- всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, климат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации; —http://ru.wikipedia.org

- государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты.

Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с котором были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. —http://www.onikiforova.ru/sistema-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-i-ee-suschnost.html После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ. В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита», это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие с научной или прикладной или с точки зрения синтеза этих подходов.

Структура системы социальной защиты состоит из следующих компонентов: —http://ru.wikipedia.org

- Субъекты социальной защиты: работник, работодатель, государство, страховые организации, общественные организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и отдельные меценаты;

- Объекты социальной защиты: население (наемные работники, пенсионеры, инвалиды, бедные семьи, безработные, и др.)

- Уровни социальной защиты: индивидуальный (работник-работодатель, государство-гражданин) и групповой (профсоюзы наемных работников, объединения работодателей и др.);

- Предметы социальной защиты и их структура: вопросы найма и увольнения персонала, организация и нормирование труда, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организация медицинского и социально-бытового обслуживания, механизм поддержки безработных;

- Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи:

Заключение

Главная проблема любой экономики является экономический рост. Не имея чёткого выполнения правил нельзя решить ни одной возникшей проблемы. Если в казну не поступают налоги, невозможно помочь социально незащищённым гражданам. Пока будет существовать коррупция, невозможно будет создать цивилизацию рынка. Если чиновник или арендатор подвержен зависимости от капитала, в этом случае экономический прогресс невозможен. Невозможно ни одна реальная программа, если в одних кабинетах занимаются экономической, в других политической, а в третьих – собирают всё воедино и представляют в виде единой государственной платформы. А нужно определиться с действительно реальными задачами. И если хорошенько подумать их ни так уж и много.

Главный призыв любого государства – защищать рынок от незаконного вторжения криминала и чиновников. Обязанность государства защищать права собственности, ограждать предпринимателей от незаконного вмешательства в его деятельность.

Социальной защитой невозможно обеспечить весь народ, существуют реально нуждающиеся в ней граждане, для которых социальная защита является колоссальной поддержкой. Но как не странно, за государством остаётся долг – обеспечивать заботу о своём населении. Этим и занимается «социальная защита населения».

Если проследить за развитием социальной защиты, то социальная жизнь общества начала развиваться по двум направлениям: первое – появился огромный выбор товаров и услуг в различных их формах. Второе – появившиеся социальные блага многим жителям страны оказались недоступны. Всё это случилось из – за безработицы , нищеты, необеспеченной старости (маленькая пенсия), и многое др. Выплачиваемые пособия и разные дотации не исправляют шаткого положения. Выплаты по ним ничтожно малы, и их хватает только на оплату коммунальных услуг и то частично.

Возможно, главной чертой нынешнего века станет острая борьба за качество жизни, прогресс и богатство.Любая социальная система способствует появлению тунеядцев. Вот я и предлагаю начать с малого гарантированного минимума. Постепенно увеличивая, придти к оптимальной величине минимума, это когда количество тунеядцев не будет велико, а новая социальная защита будет достаточной. При переходе будут присутствовать старая и новая системы. При этом, старая будет постепенно уступать место новой. Возможен и такой вариант, что на каком то этапе задержится, окажется, что количество тунеядцев уже будет оптимально, а новая социальная защита ещё недостаточна. Даже в таком виде социальная система будет более простой и эффективной.

Список использованной литературы:

  1. Беляева Л.А.Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации.//Социологические исследования. – 2009.- №1.
  2. Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семаникина. – М. : изд-во «Омега-Л», 2008.
  3. Жеребин В. М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня.//Вопросы статистики. - 2000. - № 8.
  4. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учеб. пособие / А.И. Добрынин. – СПб. : Питер, 2001.
  5. Куликов, Л.М. Экономическая теория: учебник / Л.М. Куликов. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
  6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999.
  7. Макконнелл К.Р. Экономикс / К.Р. Макконнелл, Л. Брю Стенли. – М. : Инфра-М, 2007.
  8. Менкью Н.Т.  Принципы экономикс / Н.Т. Менкью. – СПб. : Питер, 2006.
  9. Политика доходов и качество жизни населения. / Н. А. Горелов. - СПб.: Лидер, 2003.
  10. Политика доходов и заработной платы : учебник. / Под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. - М. : Юристъ, 2000.
  11. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007.
  12. Римашевская, Н. М., Опиков, Л. А. Народное благосостояние. Тенденции и перспективы. - М. : Наука, 1991.
  13. Санникова Е. С. Оценка качества жизни населения на основе развития промышленного комплекса региона.- Красноярск, 1997.
  14. Социальная политика, уровень и качество жизни : словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001.
  15. Современная экономика: 100 экзаменационных вопросов: эспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
  16. Современная экономика: лекц. курс. – 3-е изд., доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
  17. Социальная политика: Толковый словарь. /Общ. ред. д.э.н., проф. Н.А.Волгин. - М., 2002.
  18. Стоимость жизни и ее измерение. / Под ред. В. М. Рутгайзера, С. П. Шпилько. - М. : Финансы и статистика, 1991.
  19. Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров. / И. Н. Маяцкой. - М.: 2013.
  20. Экономическая теория (политическая экономия). / под. ред. Г.А. Шагиняна. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.
  21. http://ru.wikipedia.org
  22. http://www.lawinrussia.ru
  23. http://ruxpert.ru
  24. interaffairs.ru
  25. http://vbibl.ru/ekonomika/64470/index.html
  26. http://www.lawinrussia.ru/node/28290
  27. http://www.onikiforova.ru/sistema-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-i-ee-suschnost.html
  28. http://www.be5.biz/ekonomika/e015/05.htm

Приложение 1

Показатели уровня жизни населения. —http://vbibl.ru/ekonomika/64470/index.html

Приложение 2

Самооценки покупательной способности населения в 2012г. —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

(в % от общего числа опрошенных)

Приложение 3

Динамика самооценок покупательной способности населения(2005-2010 гг.) —http://www.lawinrussia.ru/node/28290

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Приложение 4 —interaffairs.ru




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Понятие и система социальной защиты населения в РФ

2. Государственная власть, как особая разновидность социальной власти

3. Государственная власть как разновидность социальной: специфика, природа, способы осуществления

4. Молодая семья как объект социальной защиты

5. Развитие личного страхования как фактора социальной защиты населения

6. Государственная пенсионная система

7. Государственная система стандартизации и ее основные характеристики

8. Государственная система документационного обеспечения управления в РФ

9. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРИБОРОВ

10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций