Институт семья на Кавказе. История и современность

Работа добавлена: 2016-12-26





Институт семья на Кавказе. История и современность на http://mirrorref.ru

Институт семья на Кавказе. История и современность.

Содержание

Введение

Кавказ – это край со своими уникальными традициями и обычаями. Некоторые из них остались в далеком прошлом, а некоторые соблюдаются, и по сей день. Кавказ населяет около 50 народов с самостоятельными языками, относящимися к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, в которую входят абхазо-адыгские, дагестанские, вайнахские и картвельские языки; алтайской семье, включающей народы, говорящие на азербайджанском, карачаевском, балкарском и кумыкском языках; и, наконец, индоевропейской, к которой относятся армянский, осетинский курдский и другие иранские языки.

Любой народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся в процессе длительного исторического развития материальную и духовную культуру, в которой общечеловеческие нравственные ценности, нормы и правила поведения приобретали, в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, национальное своеобразие и специфику. Нет, и не может быть народа без своих обычаев и традиций. Разная история и разные религии, разные языки и самобытные культуры. И при этом поразительное сходство или общность повседневного поведения народов  Кавказа. Без всестороннего изучения и знания этих обычаев, традиций трудно понять национальный характер, психологию народа. Без этого невозможно и решение такой задачи, как осуществление связи времен и преемственности в духовном развитии поколений, нравственного прогресса, невозможно формирование исторической памяти народа. Кавказ - один из интереснейших регионов Земного шара - издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов. Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди находились еще недавно; и как бы мы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа, это лишь остатки народов, погибших или же расселившихся, которым некогда удалось спастись в этих горах.

Целью моей работы является проведение исследования семьи, как социального института и семейного быта народов Кавказа .Для этого необходимо поставить следующие задачи:

-  определить сущность современной семьи как социально – культурного института;

- осветить какой был обычный порядок жизни семьи;

-  изучить, как распределялись в семье хозяйственные отношения;

- выяснить, как происходило воспитание детей.

Глава 1. Семья и ее социально – культурные функции

1.1 Семья, как социальный институт

Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

- малая группа людей;

- объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры);

- семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные — репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между  ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость. —  Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века:социологические проблемы Спб 1999 с 91

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Развитие семьи, ее типы зависят не только от экономики общества, но и от социальной структуры. Семья во многом зависит от общего состояния духовной жизни общества. Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Кавказе

Кавказ - один из интереснейших регионов Земного шара - издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов. Население Кавказа отличается многонациональностью и большой языковой дробностью, что обусловлено особенностями его исторического развития и природными условиями. Средневековые арабы недаром называли Кавказ "Горой языков": здесь живет около 50 народов с самостоятельными языками. В лингвистическом отношении они принадлежат, в основном, к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, или палеокавказской, индоевропейской и алтайской. Все они представлены как на Северном, так и на Южном Кавказе.

Кавказская семья делится на три ветви (группы): западную, или адыго-абхазскую; восточную, или вайнахо-дагестанскую; и южную, или картвельскую. Представители кавказской семьи являются древнейшими обитателями Кавказа (отсюда и название "палеокавказские") и связаны друг с другом общностью происхождения. Западная группа состоит из двух подгрупп: адыгской и абхазо-абазинской. Адыги, или черкесы, в прошлом один из самых многочисленных и широкоизвестных кавказских народов, еще до второй половины XIX века компактно населяли обширную территорию от Черного моря до Среднего Терека. Ныне на этой территории они живут отдельными группами. В советской этнонимической номенклатуре адыгский этнос был разделен на кабардинцев (391 тыс.), проживающих в бассейне Терека, черкесов (52 тыс.), в верховьях Кубани, и адыгейцев (125 тыс.), на Нижней Кубани и в Причерноморье. Однако адыгские народы четко осознают свое этническое единство и имеют общее самоназвание - адыге.

С нашей точки зрения развитие института семьи у народов Кавказа важным моментом являются исторические условия, в которых происходило зарождение и поэтапное развитие горской семьи.

Семья как особая общественная ячейка, объединяющая супругов и их детей, принадлежит к числу древнейших установлений человеческого общежития. Правда, о том, насколько глубоко эта ячейка уходит своими корнями в толщу тысячелетий, ученые до сих пор спорят]. Одни считают (А. Афанасьев, М. Павлов и др.), что сперва существовал только такой порядок, при котором отец оставался жить в своем роде, мать с детьми - в своем, а жить все вместе они стали позднее. По мнению других (В. Москвичев, П. Шаповалов и др.), люди с самого начала своего появления на Земле знали настоящую семью. Имеется и такая ложная, ненаучная точка зрения, опровергаемая Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», по которой семья возникла вместе с человеком, но долгое время легко и часто распадалась, потому что каждый из супругов был больше связан со своей родней, нежели друг с другом. Все же, как бы ни расходились взгляды на этот счет, большинство ученых согласны в том, что на Кавказе прочная семья, связывающая своих членов общностью собственности, хозяйственной жизни и твердо установленными правами-обязанностями, полностью сложилась только при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовой формации.

Нельзя не отметить, что географические условия существования горских народов наложили зримый отпечаток на их образ жизни, её динамику и семейный уклад, предопределяя разную степень изолированности того или иного этноса от общих процессов межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.

История относительно изолированных этнополитических объединений кавказского высокогорья представляет собой, видимо, более «чистый» вариант поступательного развития доиндустриаль-ной горской цивилизации - вариант с длительным сохранением властных полномочий общинного самоуправления, с обозначившейся государственной консолидацией на республиканско-федеративных началах с достаточно эффективно действовавшей защитной функцией общин в отношении основной массы общинников в условиях роста имущественного и социального неравенства.

Факторы внешнего порядка: развитие интенсивных экономических и политических связей с соседними феодальными государствами, владычество завоевателей и прочие, как правило, нарушали достаточно сбалансированное традиционными институтами социальное развитие горских народов. В большей степени это характерно для истории народов плоскостной части Северного Кавказа, в меньшей -для горной зоны.

Основным социальным институтом горской цивилизации, или доминантной формой интеграции горского общества на протяжении многих столетий являлась территориальная община. Именно она сыграла системообразующую роль в становлении и развитии горской цивилизации в доиндустриальный период.

В компетенцию соседской общины входило решение общих вопросов хозяйственной деятельности, регулирование имущественно-правовых сторон жизни и семейно-брачных отношений, определение взаимоотношений с соседями, организация военных предприятий, оборонительные меры и т.д.

Особенности горской общины трактуются историками по-разному. Наиболее значимыми из них были: устойчивое разделение общины на родовые кланы; ведущая роль обычного права - адатов в разрешении всего комплекса вопросов хозяйственного и социально-политического развития, а также социальных конфликтов разного уровня; прочность внутриобщинных социальных взаимосвязей.

В XVI - первой половине XIX века соседская община, являясь первоосновой организации жизни и быта кавказских народов, осуществляла свои основные функции как в рамках союзов общин (вольных обществ, джамаатов), так и в монархических государствах.

1.3 Жизнедеятельность современной семьи

Современная кавказская семья во многом продолжает сохранять традиционный уклад, хотя время неуклонно вносит в ее быт свои изменения. На глазах уходят из семейного и общественного быта многие патриархальные черты (упрощаются традиции избегания, сокращаются сроки разговорного запрета, жених и невеста появляются на собственной свадьбе и сидят среди гостей и т.д.). Этому способствуют следующие причины.

1.Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться поддержкой и опытом предыдущих поколений, да и его применимость часто весьма проблематична. В связи с этим исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями-сестрами), дядьями и пр.

2.При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме  деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.

3.Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности к друг другу, что резко повышает их уровень ожиданий, реализовать который многие не могут в силу культурных традиций и индивидуальных особенностей.

4.Отношения родителей и детей стали сложнее и проблематичнее. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, имеют возможность большую часть времени проводить вне семьи.

При всех исторических переменах и общественных потрясениях, изменениях уклада жизни, что принес с собой XX век, почтительное отношение к старшим на Кавказе неизменно сохранялось. В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность. У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах. Старики также сохраняли авторитет и влияние при решении важных вопросов как в кругу родственников, так и за его пределами. Основой организации семьи на Кавказе традиционно являлось главенства в семье мужчины. Мужчина – глава семьи, непререкаемый авторитет для жены и детей, тот, кто отвечает за благосостояние семьи и благополучие всех ее членов.Кавказец должен обеспечивать семью. Если условия в своей местности не позволяют это сделать, он должен найти возможность заработать. Это для кавказского мужчины вопрос чести

Жителей Кавказа отличает уважительное отношение к женщине. Мать в семье не менее уважаема, чем отец. Закон горских народов предусматривает суровое наказание для насильников. Женщина в сознании горцев ассоциируется с миром. Во время боевых действий на женщин противника распространяется иммунитет. Несмотря на внешнее проявление дискриминационных элементов по отношению к женщине, в культуре большинства кавказских народов (особенно в сельской местности) женщины-горянки всегда имели больше прав и занимали более заметное место в обществе, чем их сестры по вере в других мусульманских странах. Сегодня место и роль женщины в кавказском обществе все больше соответствует ее социальному и материальному положению. В советские времена жительницы Кавказа получили широкий доступ к образованию и культуре. Почти треть всех руководителей местного уровня в воюющей Чечне - женщины.

На Кавказе к женщине, как хранительнице домашнего очага и продолжательнице рода, испокон веков относились с огромным уважением. Поэтому празднование Дня матери здесь овеяно особой атмосферой любви и благодарности.

Глава 2. Особенности семейных традиций

2.1 Свадьба и свадебные обряды и ритуалы

Многие свадебные традиции уходят корнями в далекое прошлое и порой кажутся нам просто ритуалами, лишенными смысла и логики. На самом же деле, каждый обряд имеет свое значение, просто с течением времени он претерпевает изменения: что-то изживает себя и безвозвратно уходит, что-то, наоборот, перенимается из других культур. И это естественно, ведь мир не стоит на месте.

Так же произошло и с кавказской свадьбой: сегодня она уже проходит не совсем так, как столетия назад, когда в каждом ущелье существовали свои особенности и каноны. В наши дни заключение брака происходит по любви и взаимному желанию молодых людей, а ведь еще не так давно решающим фактором в этом вопросе была уплата соответствующего калыма. Также практически невозможно было жениться или выйти замуж за человека другой религиозной принадлежности, сегодня же отношение к этому вопросу стало намного лояльнее. Кануло в Лету и правило старшинства, когда младшим сестрам не разрешалось выходить замуж раньше старших или обряд, когда невеста, покидая отчий дом, должна была три раза обойти домашний очаг и прикоснуться к надочажной цепи.

Тем не менее, в проведении обряда существуют и нерушимые многовековые традиции. Например, сохранилась последовательность этапов свадьбы, которая, как и прежде, начинается со сватовства.Даже если парень и девушка уже все решили между собой, семья будущего жениха непременно отправляет в дом невесты несколько уважаемых людей из числа родственников или соседей для официального предложения. Если семья невесты не против породниться с этой фамилией, глава семьи отвечает согласием, однако, в соответствии с этикетом и традициями, высказать его открыто во время первого визита сватовства он не может, а просто дает понять о возможности положительного исхода. Традиционно сваты засылаются трижды, прежде чем будет достигнута договоренность сторон и назначен день сговора— следующего этапа традиционной кавказской свадьбы.

В прошлом сговор всегда проходил в доме невесты, сегодня это не имеет принципиального значения, и сговор может проходить как в доме невесты, так и жениха. Под ним подразумевают назначение даты свадьбы, обсуждение подробностей предстоящего торжества, числа приглашенных, гостей, которые должны будут забрать невесту из родительского дома, и тех, кто привезет жертвенного бычка. Обсудив нюансы, все переходят к столу, на котором в соответствии с веками сложившейся традицией обязательно стоят три пирога, шея и голова жертвенного животного.

В прежние времена междусватовством и самой свадьбой проходило долгое время, в течение которого невесте собирали приданое, а жених уезжал зарабатывать калым. Именно из-за бремени калыма и появился обычай кражи невесты К счастью, современным женихам уже не нужно платить непомерный калым, и потому, обычно сразу после сговора, начинается подготовка к свадебной церемонии.

Раньше официальная регистрация брака не имела решающего значения, обещания верности давались друг другу словесно, в наше же время жених и невеста могут отправляться в ЗАГС.

По дороге свадебный кортеж непременно должен заехать в святое место, чтобы люди могли там помолиться. Традиция посещать в день свадьбы подобные места сохранилась и в наши дни.

Определенные ритуалы совершаются и по приезде в дом жениха. Невесту сначала подводят к старшим, которые произносят молитву, а затем дают ей подержать ребенка-мальчика — своеобразный символ-пожелание иметь много детей и чтобы первым непременно родился сын — наследник и продолжатель рода. Порог нового дома невеста всегда переступает правой ногой, а переступив — кланяется три раза.

По прошествии некоторого времени после свадьбы родители жениха и невесты поочередно приглашают друг друга в гости. После этого новоиспеченные родственники могут навещать друг друга без приглашения.

Обычаев и традиций на Кавказе множество. Описывать их можно долго, и касаются они не только свадебной церемонии. Главный смысл любой традиции или ритуала заключается в преемственности поколений, передаче опыта предков, их культуры, поэтому изначально в традициях нет ничего дурного, наоборот, — их цель улучшить, упростить жизнь. —Социологическое исследование «Интересы, нормы, ценности», ЧР, 2003 г., объем выборки – 1060 чел.; Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона», ЧР, 2009 г., объем выборки – 1000 чел. Да, они тянутся из прошлого и несут много консервативного, но все же не находятся в статичном состоянии — и пусть не в ногу со временем, но они все же меняются. К тому же, не стоит забывать, что старое вполне может служить основой зарождения нового. Люди по-прежнему женятся и выходят замуж, создаются семьи. И вопрос — нужны или не нужны свадебные традиции? — будет не совсем корректен. Нужно лишь определиться, каким именно из них следовать, что развивать и чего придерживаться, а что — лучше вычеркнуть из своей жизни и забыть.

2.2 Хозяйственные отношения в семье

Глава семьи был старший мужчина. Во главе несложной малой семьи стоял отец семейства. В больших семьях случалось, что после смерти отца старший из братьев добровольно отказывался от своих прав в пользу другого брата. Бывало (у адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев), что главной в большой семье становилась мать.

Быт семьи как хозяйственной и потребительской ячейки в значительной степени определялся его типом. В большой семье все супружеские пары потомством жили вместе: у одних народов - в разных помещениях одного дома, у других - в разных постройках, состоящие в одном дворе. Хозяйство велось сообща под руководством старшего и старшей, распоряжавшихся соответственно в мужской и женской части семьи. Разделения труда у разных народов и даже территориальных групп имело свои особенности. Например, у осетин в равнинных районах мужчины были заняты всеми видами земляных работ - вспашкой, посевом, уборкой урожая, даже уходом за огородом и садом; на их же долю приходилась основная часть обязанностей, связанных с содержанием скота; мужским делом были также такие ещё сохранившиеся промыслы: обработка дерева, рога и т.п. Мужчины выполняли наиболее тяжёлые работы по дому, в частности заготавливали дрова. На долю женщин приходились, приготовление пищи и заготовка продуктов впрок, доставка воды, уборка дома и двора, шитьё, ремонт и стирка одежды; к полевым работам они привлекались редко, а их участие в скотоводстве ограничивалось доением молочного скота и чисткой хлевов. В горных районах женщины участвовали в молотьбе и уборке урожая, занимались обработкой шерсти, кож и т.д.

Сходным было разделение труда в адыгской и балкарской семье. У карачаевцев женщины больше, чем у других народов, учувствовали в скотоводстве, в том числе занимались отгоном. Разделение труда между полами придерживались очень строго. Считалось верхом неприличия, чтобы мужчины вмешивался в женские , а женщина в мужские дела.

Дети, в том числе и взрослые, всецело находились под властью главы семьи и должны были беспрекословно подчиняться, но и вести себя с ним подчеркнуто почтительно. С отцом не полагалось спорить или хотя бы заговаривать первым; нельзя было сидеть, танцевать, смеяться, курить, показываться небрежно одетым в эго присутствии. Мать семейства также пользовалась властью над детьми, и особенно над дочерьми. У некоторых народов, например чеченцев, ей даже принадлежал решающие голос при выдачи дочерей замуж. Если она была старшей большой семьи, то в её подчинение находились невестки, обязанные её так же слушаться и починяться, как своих родителей.

Было бы ошибкой видеть в патриархальной кавказской семье произвол старших по отношению к тем, кто считался младшим. Все отношения были основаны исключительно на взаимном уважении и признании прав личности каждого.

Действительно, ни адаты, ни шариат не лишали женскую половину дома и младших членов семьи, определенных прав и привилегий. Мать семейства считалась хозяйкой дома, распорядительницей женского домашнего хозяйства и домашних припасов, и у большинства народов, в частности у адыгов, осетин, балкарцев и карачаевцев, только она была вправе входить в кладовую. Мужчине вменялось в обязанности заботиться о женщинах и защищать их от обид; дурное обращение с женщиной, а тем более нанесение ей оскорблений, считалось позором. Женщины горцев пользовались исключительным правом и уважением, любовью и почтением, являлись символом доброты и нежности, хранительницами семьи и очага.

2.3 Этикет семейной жизни

У народов Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» - супружеская пара и их дети, но традиции большой семьи (объединение родственников в 3-4 поколениях) сохраняются до сих пор и проявляются в этикетных нормах.

Этикет семейной жизни тесно связан с символической топографией жилища. Эта топография делится на две категории мест - «мужское - сакральное» и «женское - профанное». В общем зале самым почетным считается место у очага, наиболее удаленное от входа, - это место хозяина, главы дома. У адыгов оно называется жанта (так в старину называли глинобитный диван), на него даже в отсутствие главы дома никто из домашних не может сесть. Оно обычно предлагается хозяином самому почетному гостю, на этой же стороне обычно размещаются гости по старшинству - чем моложе гость, тем ближе он к выходу. У самого выхода располагаются «истопники» - молодежь из числа родственников хозяина, ответственная за поддержание огня в очаге. Характерно, что подобная иерархия расположения мест наблюдается и в государственных учреждениях Северного Кавказа: чем старше по должности или возрасту сотрудник, тем дальше от входа располагается его рабочее место.

Находясь у очага, все обязаны соблюдать особые этикетные правила - нельзя не то что браниться, но и говорить и смеяться слишком громко, выяснять отношения, показывать недовольство чем-либо, делать резкие движения, бросать в огонь мусор. Это объясняется особой сакральностью очага, отраженной в фольклоре всех народов Кавказа. Самым страшным проклятием у чеченцев, обычно обращенным к кровному врагу, является формула «Пусть потухнет огонь в очаге твоего отца!», что означает: пусть прервется потомство, погибнет твой род. В прошлом даже кровный враг хозяина, сумевший живым войти в дом и притронуться к надочажной цепи, делается неприкосновенным.

Женская половина дома является абсолютно запретной для посторонних мужчин. Вход в помещения женщин даже для мужчин своей семьи нежелателен, а попытка посторонних войти в них, будь они даже самыми почетными гостями, воспринимается как оскорбление главы дома.

Мужчина роняет свое достоинство, прикасаясь к предметам женского обихода и вступая с женщинами в разговоры, не предусмотренные правилами хорошего тона.

Правила поведения в отношениях между главой дома и его женой выступают основой семейного этикета. Эти правила имеют черты особого установления, именуемого в этнографии избеганием или ограничительным поведением. Проявляется это в том, что мужу и жене не полагалось находиться в одном помещении дома, беседовать, есть за одним столом, оставаться наедине.

Поведение в отношениях между родителями и детьми также регламентировано нормами этикета. Эти нормы предписывают родителям демонстративную сдержанность по отношению к детям, особенно это касается отцов. У всех народов Северного Кавказа отец в присутствии старших не может взять детей на руки, приласкать их, поиграть с ними.

Поведение матери, конечно же, не так строго регламентируется, как поведение отца, но и мать на первых порах после рождения ребенка делает вид, что ничего общего с ним не имеет, она выполняет предписания запрета на имена своих детей.

Совершенно иная модель поведения между дедушками, бабушками и внуками. Здесь позволительны ласки, совместные игры в присутствии посторонних, а запретные в отношении родителей слова «папа», «мама» часто употребляются при обращении к дедушке и бабушке.

В начале 20 века поведение детей в северокавказской семье в целом отличалось почтительностью и послушанием по отношению ко всем взрослым, но степень строгости зависела от возраста. Можно выделить два возрастных рубежа: 6-8 и 10-12 лет. До 6-8 лет дети независимо от пола практически ни в чем не ограничивались, мальчики и девочки играли вместе, к труду их не привлекали. С 6-8 лет мальчиков и девочек начинали постепенно обособлять, причем к девочкам с этого возраста проявляли больше строгости, их приобщали к женским домашним работам.

С 10-12 лет мальчиков переводили из общей комнаты, где они до этого спали вместе с родителями, в кунацкую, а девочек в особые помещения. Мальчикам выдавали более полный комплект мужской одежды, а на девочек у некоторых народов надевали корсет, который они носили до замужества. С этого времени девочки, даже если они не были половозрелыми, должны были вести себя как взрослые. Им нельзя было находиться вне дома, а с наступлением темноты, оставаться наедине с подростками и юношами.

Как и сейчас, в этом возрасте дети должны усвоить весь комплекс этикетных правил поведения в общественных местах. Мальчики усваивают, что каждый взрослый может попросить их об услуге и отказаться выполнить ее нельзя, что с взрослыми нельзя заговаривать первым, обогнать его или пересечь ему дорогу и т.д. И мальчики и девочки должны к этому возрасту усвоить и выполнять все знаки внимания к старшим и лицам противоположного пола, причем девочка должна соблюдать почтительность в отношении своих сверстников-мальчиков: уступать дорогу, освободить место и т.п., поскольку мужчина считается старше женщины. В это время мальчики и девочки уже должны демонстрировать знаки взаимного отчуждения.

С особенной строгостью в северокавказской семье соблюдаются правила поведения в отношении свойственников - невестки и родственников ее мужа, зятя и родственников его жены. Невестка, в особенности молодая, ограничена в поведении практически во всем: какое-то количество лет после свадьбы она не имеет права разговаривать со старшими родственниками мужа, в особенности с его отцом и дедом; не может находиться с ними в одном помещении, прямо смотреть на них; называть всех родственников мужа по имени, используя для этого условные имена.

Активное вторжение в жизнь северокавказских народов государственных институтов в годы советской власти привело, наряду с прочими причинами, к значительному упрощению этикетных норм ограничительного поведения. В это время, в особенности в городах, практически исчезли элементы избегания между мужем и женой, родителями и детьми, но все еще принято демонстрировать особо сдержанные отношения между зятем и тещей, невесткой и свекром, а в ряде местностей (на западе региона) избегание этих категорий свойственников осуществляется в полном объеме.

Заключение

Изложенный материал позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Исследование семьи у народов Кавказа дает наглядное представление о тех социально значимых преобразованиях, которые произошли в их семейном быту и культуре. С усилением технической оснащенности сельского хозяйства, развитием промышленного строительства в ряде селений, повышением уровня образования населения, ростом в самих селах культурно-просветительных, медицинских учреждений, разных производственных объектов на равнине, значительные изменения происходят в социальном составе кавказских семей.

Анализ структуры семьи показывает, что наиболее распространенными у являются простые семьи ,причем, большинство таких семей объединяют родителей и их неженатых детей. Хотя по статистике в 4 из 5 семей еще устойчиво сохраняется понятие «глава семьи», каковым традиционно считается мужчина, в большинстве семей отношения между членами семьи уже строятся на демократической основе.

Важнейшим фактором, повлекшим эти изменения, явилось юридическое равенство женщин с мужчинами, вовлечение женщин в общественно полезный труд, повышение их культурного и профессионального уровня. Экономическая самостоятельность женщин повысила их авторитет в семье, дала возможность участвовать в решении тех или иных семейных вопросов, способствует значительному ослаблению старинного обычая избегания. Отдельные элементы традиционных запретов сохраняются в основном в трехпоколенных семьях, где есть старики. Соответственно изменились отношения между мужем и женой. В то же время развитие демократических форм взаимоотношений в семье не означает еще коренного изменения в распределении домашнего труда между мужчиной и женщиной.

В рамках семьи продолжают функционировать такие компоненты духовной культуры как обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, похоронно-поминальные).

Исследуя современную семью Народов Кавказа, мы обнаружили, что в настоящее врем происходит возрождение ряда прогрессивных традиционных семейных обрядов и формирование на их основе современных семейных ритуалов.

Список используемой литературы

  1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - М.: Изд-во «Пресса», 1990. - 123 с.
  2. Булатова А. Г. Рутульцы в XIX — начале XX в.: Историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 210.
  3. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (Проблема происхождения). Грозный, 1991. - с. 237
  4. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе 1980
  5. Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105
  6. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М., 1998
  7. Старовойтова Г. В. Психологические особенности кавказских долгожителей // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 263–269.
  8. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001
  9. Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. №2. - с. 132
  10. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Ростов н/д, 2001. - 192 с.
  11. Хелен Краг, Ларс Функ Хансен.Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126
  12. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147
  13. Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и современное общество || учебное пособие.- Н., 1999
  14. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М 1995
  15. Блаламбер И., Кавказская рукопись. URL:http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/673
  16. Алимова Б.М. — Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. / www. shax-dag.ru
  17. www. Interkavkaz. Info

Институт семья на Кавказе. История и современность на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Семья как социальный институт

2. Семья как институт социального воспитания

3. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

4. Пожарное дело история и современность

5. Традиции виноградарства и виноделия на Дону: история и современность

6. Февральская революция 1917 года в России: история и современность статьи

7. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

8. Классика и современность: 2 эпохи в развитии философии

9. Обычаи и нравы Китая: традиции и современность

10. Типология протестных движений историческая ретроспектива и современность