Обучение как педагогическое творчество

Работа добавлена: 2016-12-26





Институт филологии и журналистики и межкультурной коммуникации, отделение немецкого языка

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Обучение как педагогическое творчество»

Ростов-на-Дону

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности 7

1.1. Трактовка понятия «творчество»                                                                 7

1.2. Понятие «творчество» в педагогике                                                          11

1.3. Типология преподавателей                                                                         14

1.4.Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества                                          15

1.5. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов 19

Глава 2. Практический аспект педагогического творчества                          26

2.1. Опыт учителей иностранных языков                                                         26

Заключение                                                                                                          33

Список литературы                                                                                             35

Введение

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Творчество в профессии учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Отношение учащихся к творчески работающему педагогу эмоционально положительно. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Творчество учителя сложно назвать новой проблемой. В отечественной литературе выделяются философский,культурологический, психологический и педагогический уровни анализа педагогического творчества. На философском уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории, как источника, механизма движения и атрибута материи, продукта сознания и деятельности человека (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.Кант, В.С.Соловьев, Я.А.Пономарев). Накультурологическом уровне обосновываются закономерности и тенденции возникновения и развития творчества, как исторического опыта социального взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессе созидательной деятельности, как основы общей культуры (К.А.Абульханова-Славская, Н.С.Злобин, В.А.Сластенин). На психологическом - определяется место личности в творческом процессе (М.В.Кларин, В.В.Краевский, ВЛ.Ляудис), исследуются ее изменения в результате включенности в этот процесс (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, М.М.Поташник), конкретизируются сущностные механизмы творчества (Г.Айзенк, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Е.Торранс), условия развития способностей к нему (Р.М.Грановская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, В.Л.Поплужный, Е.Л.Яковлева). На педагогическом уровне подробно рассматриваются процессы проявления, формирования и реализации творчества в профессиональной деятельности учителя. Исследуются различные стороны творческогомышления педагогов (Д.Б.Богоявленская, Ю.Н.Кулюткин, Я.А.Пономарев, Г.С.Сухобская), их индивидуально-типологические характеристики (В.А.Крутецкий, В.А.Минияров, П.А.Просецкий, И.М.Юсупов), определяются общие и специфические особенности понятия «творческая педагогическая деятельность» (Э.Б.Абдуллин, Ю.П.Азаров, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Л.С.Подымова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, О.К.Тихомиров, А.И.Щербаков, Г.М.Цыпин).

Анализ научной литературы показывает, что лишь отдельные работы ученых посвящены изучению результатов, продуктов творческой деятельности учителей, проявляющихся в построенном особым образом взаимодействии с учащимися, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Т.А.Глотова, Ф.Н.Гоноболин, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Н.Н.Лобанова, Н.Ю.Посталюк, И.Ф.Харламов). Ведутся исследования, связанные с поиском методов развития творческого потенциала учителей, с формированием творческойнаправленности их деятельности (С.М.Годник, Л.М.Митина, В.Г.Рындак).

На данном этапе развития системы образования - системы, постоянно изменяющейся под воздействием ситуации в обществе - перед преподавателем стоит задача найти самый оптимальный способ наибольшего развития индивидуально - личностных и творческих способностей ученика. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она посвящена исследованию того, как творческий подход со стороны учителя реализует эту задачу.

Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.

Предмет исследования - творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации на примере практического опыта преподавателей иностранных языков.

Цель исследования - показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

-определить сущность и основы педагогического творчества;

-определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества;

-вычленить примеры успешного и эффективного применения педагогического творчества.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2) анализ передового педагогического опыта преподавателей иностранных языков;

3) анализ собственной творческой деятельности на уроках иностранного языка.

Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения и примеры плодотворной творческой деятельности педагога на уроке иностранного языка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности

1.1. Трактовка понятия «творчество»

Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего-то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, достижению высот в изобретательстве способны были немногие люди. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, подталкивая исследовать феномен творчества.

Так, в Античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые - исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 - 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие —Психологический словарь. Авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 484..

Рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Например, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо» —Толковый Словарь Русского Языка. Гл. редактор С.А. Кузнецов. - изд. Норинт, 2000. – С. 756..

Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» —Толковый Словарь Русского Языка. гл. редакторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник,1999. – С. 791..

Советский Энциклопедический Словарь предлагает несколько отличающееся понятие: «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества» —Советский Энциклопедический Словарь. гл. редактор А.М. Прохоров. - 2-е издание. - М.: «Советская Энциклопедия», 1982. – С.1306..

Составители культурологических словарей на процесс и результат творчества смотрят иначе. Основное внимание ими обращается на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества. На то, какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью» —Культурология. Энциклопедический словарь. гл. редактор Хоруженко К.М. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – С. 476..

Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы - вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество - психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно- историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» —Психологический словарь. авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 484.. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации.

Синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Он дает такое определение: «творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» —Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности». Казань, издательство Казанского Университета 1988. – С. 49.. В данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

Понятие «творчество» многоаспектное, сложное понятие, и изучается комплексом наук.

В психологии также можно выделить несколько этапов в эволюции понимания творчества: от первоначального понимания творчества как «особого вида экономии мысли», интуитивной, бессознательной работы, порождающей мысль (А. А. Потебня и его последователи); реакции на раздражитель, возбуждающий рефлекс сосредоточения (В. М. Бехтерев); образования новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей (В. В. Савич); сознательного труда (В. П. Полонский); взаимосвязи сознательного и бессознательного, порождающей активность индивида (В. Н. Пушкин); взаимодействия, ведущего к развитию (Я.А. Пономарев) - к пониманию творчества в соотношении с деятельностью (Г. С. Батищев, Я. А. Пономарев, В. Д. Шадриков, B. Н. Дружинин и др.), с психическими процессами (восприятием, мышлением, речью, воображением), с личностными категориями объекта (направленностью, интересами, активностью).

Рассмотрение проблемы творчества нашло отражение в исследованиях детской психологии (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Ю. А. Полуянов и др.). В них раскрываются возможные подходы к развитию творчества, формы влияния разных факторов на его проявление, зависимость творческих потенций от характера и структуры деятельности, от использования средств, помогающих выразить свой опыт в продуктах творчества. Отправными точками в работах психологов стали концептуальные положения: о воображении как самостоятельном психическом процессе и его месте в творчестве (Л. С. Выготский); о «действии восприятия» (А. В. Запорожец); о способностях и раннем включении детей в процесс творчества, который доступен дошкольни-кам и отвечает их интересам и потребностям (Б. М. Теплов); о возможности экспериментального исследования способностей (А. Н. Леонтьев).

Изучение педагогического наследия прошлого и настоящего позволяет утверждать, что общество постоянно испытывало и испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить и находить оригинальные решения любых проблем —Дыбина О.В. Генезис исследования проблемы творчества//Известия Российского государственного педагогического университетат им. А.И. Герцена. -  Выпуск 120. – 2010. -http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-issledovaniya-problemy-tvorchestva.

Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т. д.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий «продуктивное - репродуктивное». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). И это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции.

Значение репродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) - отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычурным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику.

1.2. Понятие «творчество» в педагогике

Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Ученые-исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, как педагогическим творчеством.

Понятийный словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства» —Назаретова А.В. «Что такое креативность и как ее развивать?»// Образование. - № 6. – 2001. - с. 72-78..

Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности.

О результатах развития педагогического творчества говорят следующие данные: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями» —Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е издание, перераб. и дополнен. Учебное пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 5.. А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.

Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать вывод о том, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.

Профессионализм нужен в любом деле, а в педагогике особенно. Готовясь к уроку преподавателю часто приходится опираться на методические рекомендации. На наш взгляд их нельзя слепо использовать. Умение выбрать что-либо, модифицировать, внести коррекцию требует своей изобретательности - не творческий ли это поиск?

«Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всех нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит за гранью того, что называется педагогический» (М.М. Поташник). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Хороший преподаватель совершенствует себя всю жизнь. А труд мысли невозможен, если нет творческого поиска. Надо стремиться, чтобы каждое занятие проходило по-новому. Поэтому лучше находиться в творческом поиске и для себя, и своих учеников, строить со своими учениками сотрудничество, сотворчество, не бояться внедрять новое, совершенствовать старое, творить, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах и не растерять за педагогическую жизнь человеческие качества —http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/6200.html

.

Изучение опыта работы творческих групп педагогов показывает, что реальные проблемы педагогического процесса выводят на необходимость обращения к теории вопроса о творческой деятельности. В ходе аналитических планерок, проектировочной работы педагоги коллективно вырабатывали этапы деятельности, алгоритм работы творческой группы в условиях временного коллектива. После решения актуальной проблемы в жизни коллектива и отдельного ребенка интерес к более глубокому изучению механизмов, этапов творческой деятельности, понятия творчества возрастает.

Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит свой собственный запас знаний, навыков, представлений —http://rl-online.ru/articles/1-00/1.html

.

На высшем уровне развития умений наблюдается максимальное сближение воображаемого образца с полученным воплощением. И, наоборот, чем ниже умения, тем больше может быть разрыв между воображаемым и воплощаемым.

1.3. Типология преподавателей

Преподаватель, работающий с учениками, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. А с этой позиции представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Данная типология помогает разграничить разные типы личности в зависимости от способа и направленности деятельности.

Итак, первый тип, выделяемый Андреевым, это - теоретик-логик - тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Подобные преподаватели могут быть охарактеризованы как строгие и требовательные, четко нацеленные на результат, которого они, как правило, достигают.

Второй тип - теоретик-интуитивист. Он характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Люди, попадающие под эту категорию, становятся замечательными преподавателями, заражающими своим энтузиазмом учеников.

Еще одним из существующих типов творческой личности является практик (экспериментатор), который всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Четвертый тип - организатор. Этот тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. Данный тип творческой личности занимает, бесспорно, одно из главенствующих мест с точки зрения предрасположенности к преподавательской деятельности - он обладает самым мощным оружием - умением строить общение и грамотно организовывать учеников.

И последний тип, выделяемый Андреевым - инициатор, характеризующийся инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает, или переключаются на решение других творческих задач. Данный тип личности не меньше способен преподавать, чем организатор, но ему может помешать непостоянство в выборе творческих задач —Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности». Казань, издательство Казанского Университета 1988. – С. 59-62.

.

1.4. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества

К полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность не является исключением. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть преподавателем.

З.С. Левчук выделяет следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:

-принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;

-умение видеть в воспитаннике индивидуальность;

-умение развивать творческий потенциал школьника;

-самосовершенствование своих творческих возможностей —Бухвалов В.А. Алгоритм педагогического творчества. М., Просвещение, 1993. – с. 63..

Тот же автор выделяет так же показатели готовности личности к педагогическому творчеству, каковыми он считает:

-осознание значимости профессиональной деятельности;

-умение выдвигать цели педагогической деятельности;

-умение выбирать новые педагогические средства для достижения прежних и новых целей;

-творческое использование традиционных форм, методов работы;

-умение осознать педагогом самого себя и субъективное воспроизведение внутреннего мира учеников;

-умение предвидеть и прогнозировать развитие индивидуальности школьника.

Из перечисленного можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.

Педагогическое творчество не ограничивается некими общими положениями, есть и довольно строго регламентированные уровни педагогического мастерства, наделенные четкими характеристиками.

Парадигма педагогического творчества насчитывает 5 уровней.

1-й уровень. Педагог, достигший первого уровня мастерства, должен обладать эффективной дидактической системой, обогащенной уже известными инструментами (приемов, методов, форм) а также должным образом использовать их на практике.

2-й уровень. Показателем достижения учителем данного уровня является не просто повышение эффективности дидактической системы, за счет внесения в нее известных инструментов, а также применения их в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания - творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний - также творчество 2-го уровня.

3-й уровень. При достижении педагогом данного уровня, отмечается принципиальное изменение частей (части) его дидактической системы за счет создания нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П.М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой. Разработки 3-го уровня это уже педагогические изобретения. Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой, витиеватый путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог - это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение - это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение - это тоже творчество.

В чем оно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д. Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему —Пецина И.А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете. Автореферат. Самара, 2005. – С. 5.

.

Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии - способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Третий уровень развития эмоционального отражения (эмпатии) - «умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия» - является тем результатом, к которому должен стремиться педагог в своем творческом личностном развитии —Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (психол. пробл.) / Л.М.Митина. М., Дело, 1994. – С. 43..

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст.

Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Таким образом, общение - это очень важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения зависит результат данного взаимодействия.

1.5. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

Младший школьный возраст.

Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.

А.И. Киршин, приводя общую характеристику детей младшего школьного возраста, отмечает следующие особенности: старательность, стремление подражать старшим, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к действительности, твердая вера в авторитет учителя. Что касается умственной деятельности, то Л.Д. Столяренко в своем учебном пособии «Основы психологии» приводит концепцию Пиаже, согласно которой, мышление человека на данном этапе жизни носит субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление на данной стадии эгоцентрично, однако оно помогает ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность —Столяренко Л.Д. Основы психологии 7-е издание, перераб. и дополнен. Учебное пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 599.. Данную стадию умственного развития Столяренко Л.Д., вновь ссылаясь на Пиаже, называет стадией конкретных действий.

Не менее важным моментом развития ребенка на данном этапе является то, что он проходит первичную стадию социализации (стадия адаптации) - усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. В связи с указанными характеристиками выявляется особая роль учителя в организации творчества детей данного возраста. Дети младшего школьного возраста стремятся подражать, и значит, учитель должен показывать пример творческого отношения к жизни, играть роль воодушевителя, вдохновителя детей.

Дети в этом возрасте очень склонны к творчеству - не боятся проявлять себя в любой сфере деятельности - они с удовольствием поют, танцуют, рисуют, кроме того, им свойственна необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особая отзывчивость ко всему окружающему.

А.И. Киршин, рассуждая о детском творчестве, отмечает мифологизм, проявляющийся как одушевление сил природы и предметного мира. Данная черта детской психики особенно ярко проявляется в любви к драматизации и ролевым играм. «Идя навстречу проявлениям чувств ребенка, поддерживая его эмоциональные реакции, а также возможность проиграть свои сказки в виде ролевых игр, мы можем создать наиболее естественные и радостные условия для творчества ребенка» —Киршин А.И. Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект)// Образование. - № 6. – 2001. – С. 66.

.

При работе с детьми школьного возраста преподаватель имеет редкую возможность для педагогического творчества в чистом его виде, ведь хрупкая личность ребенка не обременена социальными рамками, предрассудками и комплексами. Но у этой медали есть и обратная сторона - ребенок не преобразует полученные знания, а изменяет себя их по средством. Это значит, что преподавателю необходимо самым тщательным образом отбирать информацию для учеников. И еще один фактор - это невероятная ранимость - любое неосторожное слово может отозваться неизгладимой травмой в душе ребенка. Он очень остро воспринимает неудачи в школе - это снижает его самооценку. Статистика говорит о том, что «средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого класса характеризуется устойчивым и неуклонным снижением» —Шальнева Т. В. Содержание школьного образования и проблема развития одаренности старшеклассников// Вестн. Северо-Кавказского ГТУ. Сер. Гуманитарные науки. – 2004. – № 2.

. Поэтому преподавателю необходимо помнить, что работа с детьми данного возраста - это не только огромная радость, но и такая же ответственность.

Подростковый возраст.

Данный период традиционно ограничивается 11 - 15 (6-9 класс) годами. Психологи и педагоги соглашаются с мнением, что данный период развития человека достаточно противоречив и сопряжен с рядом трудностей. Чем же характеризуется этот возраст, и какие противоречия мучают подростков?

И.А. Киршин в своей статье «Развитие детского словесного творчества» говорит, что характерными чертами подростка являются личностная нестабильность, тенденция к взрослости, углубление самопознания, развитие критического отношения к действительности, быстрая смена увлечений, стремление к общению со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых —Киршин А.И. Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект)// Образование. - № 6. – 2001. – С. 67..

Л.Д. Столяренко приводит теорию Левина, согласно которой, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям.

Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д. Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление.

Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе - вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.

Роль педагога, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?

Т.П. Щербакова в своей докторской диссертации: «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков» выделяет следующие моменты в организации творческого подхода в обучении подростков:

- передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместной деятельности детей и взрослых;

-обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения подростков к самореализации и участию в жизни детского коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;

-создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;

-создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

- формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности —Щербакова Т. П. Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков. М., РГБ, 2003. -http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/EBD/13.00.00/030107018.pdf - С. 22..

Старший школьный возраст.

Юношеский возраст, по мнению психологов - «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».

Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:

-самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;

-собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;

-стремление заново и критически осмыслить все окружающее.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению, иногда открытое противодействие. «Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое - физиологическое и половое - созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность».

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.

Роль и функция преподавателя в жизни старшего школьника - старший товарищ, прямым образом влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Не следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации. «Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах».

Т.В. Шальнева следующим образом описывает успешную тактику обучения старшеклассников: обучение старшего школьника должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденный свойств ребенка. В центре разработки содержания образования должен стоять не многоопытный взрослый, с какими - то заранее заготовленными планами и программами обучения, а одаренный старшеклассник с его собственными, индивидуальными желаниями и, интересами и потребностями.

Старшеклассник сам должен определять как качественные, так и количественные параметры обучения. На практике это означает, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать чему и как учить, а взрослый и сам старшеклассник, исходя из склонностей, интересов и потребностей последнего, должен определять содержание обучения. Содержание должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Таким образом, можно придать обучению естественный характер, сделать для подростка школу местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества:

-педагогическое творчество - это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах;

-педагогическое творчество - это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности;

-педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически - практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности;

-возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.

Глава 2. Практический аспект педагогического творчества

2.1. Опыт учителей иностранных языков

Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в своем арсенале большое количество способов развития творчества учеников. В данной главе будут рассмотрены несколько наиболее популярных приемов развития творческого потенциала учащихся, применяемые учителями иностранных языков.

Иностранный язык в школе - предмет специфичный, так как его реальная практическая значимость долгое время не воспринимается учениками, кроме того, данный предмет довольно сложен для многих учащихся. Все эти факторы влияют на снижение мотивации и интереса со стороны учащихся. Поэтому так важен человек, преподающий иностранный язык, ведь от его профессионализма и умения постоянно поддерживать интерес детей зависит результат педагогического процесса.

В данной главе будут приведены некоторые приемы творческой работы учителя, помогающие ему достичь наиболее высоких результатов. Все из нижеперечисленных способов основаны на общем творческом развитии таких компонентов личности ученика, как воображение, фантазия, абстрактное, образное и критическое мышление.

Проектная деятельность. Данный вид работы приобретает все большую популярность среди преподавателей иностранных языков, так как наиболее полно соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. Кроме того, такой вид работы, является творческим по своей сути и ориентируется на развитие личности учащегося. «Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе своих интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей».

Метод проектов предоставляет большое поле для творческой деятельности, как со стороны ученика, так и учителя. Но для ученика данный вид работы особенно важен, так ее творческая направленность приводит к ощутимым результатам в его интеллектуальном и духовном развитии. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие —Назаретова А.В. «Что такое креативность и как ее развивать?»// Образование. - № 6. – 2001. - с. 72..

Одной из основополагающих черт метода проекта является свобода творчества, предоставляющаяся ученику, что существенно повышает его статус и позволяет изменить традиционную схему взаимодействия «учитель ученик» на схему партнерского учебного сотрудничества «субъект - субъект». Данный вид взаимоотношений повышает ответственность и самостоятельность ученика, что является серьезным воздействием на его личностную сферу.

Кроме того, данный вид учебной деятельности служит установлению межпредметных связей, которые призваны интегрировать в учебном процессе часто раздробленные и обрывочные знания учащихся по отдельным дисциплинам. Это развивает способность мыслить объективно и широко, что так необходимо для развития творческих способностей обучающегося. Особую роль в методе проектов играет защита проекта и рефлексия после нее. Этот этап работы над проектом, помогает ученикам справедливо и объективно оценить свою работу. Важно, чтобы несколько человек смогли высказать свое мнение по увиденному проекту - это развивает способность учеников мыслить критически. Что касается оценки проектов, то преподаватели, имеющие достаточный опыт данного вида работы, не рекомендуют устраивать соревнование лучших проектов и тем самым выделять лишь немногих, так как подобный индивидуальный вид деятельности должен и оцениваться индивидуально.

Необходимо также сказать о том, что спектр проектной деятельности разнообразен, что и предполагается личностно - ориентированным подходом. «Он включает в себя подготовку и проведением мини-исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью и репортажей. Конечным результатом данной деятельности могут быть постеры, доклады или рефераты, упражнения и задания, составленные учащимися, стенгазеты. Учебные фильмы, буклеты, анкеты, графики, карты» —Назаретова А.В. «Что такое креативность и как ее развивать?»// Образование. - № 6. – 2001. - с. 74..

Ее одним не маловажным качеством метода проекта является то, что этот вид работы позволяет выйти за рамки классно - урочной системы. Он может быть использован и во внеклассной деятельности, тем самым создавая вокруг себя ореол интереса, новизны и творчества.

Приведем пример положительного опыта работы методом проектов Е.И. Шишовой, учителя английского языка высшей категории, преподающей в школе «Интеллектуал» в г. Москве. В журнале «Иностранный язык в школе» она подробно описала один из проектов, созданный учеником под ее руководством. Проект был озаглавлен «Разговор о погоде - это не скучно» («Talking about the weather is not boring»). Свой проект ученик 5 класса представил в виде переписки с иностранным другом, в которой он делится интересными сведениями о погоде, в увлекательной форме излагает довольно сложные, научный факты. В работе были использованы фотографии Великобритании, сделанные метеорологическим спутником, фотографии разных частей странны, сделанные в разное время. Учеником так же был создан небольшой тест, позволяющий интегрировать знания учащихся по географии (окружающему миру, природоведению) и иностранному языку. Кроме того, были продуманны и оформлены на компьютере задания для индивидуальной и коллективной работы по теме «Погода и Времена года».

Данная проектная работа вызвала большое количество положительных отзывов со стороны учителей и учеников. Последние с увлечением пишут письма создателю проекта на английском языке, в которых делятся своими наблюдениями о погоде, рассказывают о причинах возникновения многих природных явлений —Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку. ИЯШ. № 1. - 2008. с.22-24.

.

Одной из разновидностей проектной деятельности, получившей признание педагогов иностранного языка, является театральный проект. Основная причина, почему этот вид работы стал столь популярен у учителей, это в первую очередь то, что его можно использовать в работе с младшими школьниками, так как остальные разновидности проектов еще не могут быть применены.

Преподаватели считают, что театральный проект на начальной ступени обучения играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала. Театральное искусство - это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте, она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить к их дальнейшему изучению.

Вот, что говорит об использовании театрального проекта учитель английского языка из г. Волгоград Гербач Елена Михайловна: «Мои наблюдения показывают, что обычный 40-минутный урок превращается для ребят в праздник, даже, если, театральная постановка занимает всего 15-20 минут».

Игра. Еще одним не менее популярным и эффективным способ развития творческих способностей учеников является игра. Преподаватели с удовольствием используют данный вид деятельности по нескольким причинам:

-игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции. Где эмоция - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление;

-игра развивает воображение детей, побуждает их на поиск нескольких правильных ответов на поставленный вопрос;

-в рамках игры можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры, по мнению педагогов, в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка;

-иностранный язык - это в первую очередь общение, поэтому игра как нельзя лучше реализует эту задачу. Игровые моменты разрушают барьеры между детьми, создают условия равенства в речевом партнерстве, стимулируют детей к общению и свободному выражению своих мыслей;

-кроме всего вышеперечисленного, игра является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игра является порой альтернативой классной - урочной системы, так как играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках английского языка.

В качестве примера использования игры на уроке иностранного языка, обратимся к профессиональному опыту И.И. Лащиковой - преподавателя немецкого языка из города Калининград —Лащикова И.И. Игра как прием развития воображения на уроке немецкого языка. ИЯШ. № 6. 2003. - с. 48-52.

. Она приводит следующие развивающие виды игры.

Игра «Составь слова». Эта игра направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводиться после конкретной темы или после прочтения определенного текста. Смысл игры заключается в том, чтобы ученики составили как можно больше слов, используя данные буквы.

Игра «Ассоциации» направлена на развитие творческого воображения и филологических способностей учащихся и расширение их словарного запаса. Во время игры, учащимся предоставляется слово. После небольших раздумий, им необходимо сказать, какие ассоциации вызывает данное слово и какие словосочетания с ним можно построить.

Игра «Текст в красках». Данная игра наряду с развитием воображения, развивает наблюдательность, оперативную память, образное мышление. Для данной игры учащиеся получают текст, который они должны прочесть. Затем перед ними ставиться задача: представить и нарисовать предметы, о которых идет речь в этом тексте. Обязательно нужно передать их цвет, форму, размер и местоположение.

Игра «Сочини историю с опорными словами». Учащиеся делятся на две - три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут. Последовательность слов значения не имеет, главное, чтобы все они были использованы в рассказе. Так же для разнообразия можно использовать не слова, а последовательность картинок. Данная игра развивает воображение и фантазию ученика, кроме того развивает самостоятельность ученика и его активную позицию в обучении.

Еще один прием развития творческих способностей учеников на уроке иностранного языка, о котором хотелось бы упомянуть, это песня. Данный вид деятельности широко применяется преподавателями иностранных языков на всех ступенях обучения.

Применение песни дает большое количество самых разнообразных результатов: это и опора для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, знакомство с культурой страны изучаемого языка, основа для обучения общению на иностранном языке; перевод слов песни в стихотворной форме развивает фантазию, воображение учеников, является дополнительной средством мотивации. Кроме того «содержание песен позволяет организовать различные игры, способствующие формированию произносительных навыков, многократному повторению лексического материала, созданию благоприятных условий для обучения общению на уроке».

Песни подбирались с учетом возраста учащихся. Предложения, из которых состояли песни, были короткими и простыми. При разучивании песен уделялось большое внимание жестам и мимике. Подобный метод исполнения помогал детям лучше понимать смысл песен и лучше запоминать слова.

Итак, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что возможности сделать урок интересным и развивающим безграничны, также как и безграничны фантазия и воображение учеников. Вот некоторые рекомендации, которые необходимо использовать молодым преподавателям:

-труд учителя сложен и многогранен, это плодородная почва для самосовершенствования. Об этом нельзя забывать, ведь в противном случае скучно станет не только вам, но, что намного хуже, и вашим ученикам;

-всегда необходимо помнить о том, что все дети талантливы, только в разной степени. Но, несмотря на это первостепенная задача состоит в том, чтобы раскрыть весь возможный потенциал ребенка;

-классно - урочная система - традиционная и уважаемая всеми педагогами форма организации урока, но не единственно возможная. Разнообразие и нестандартный подход в обучении - лучший стимул для учеников.

Заключение

Традиционно многие десятилетия подряд обучение и воспитание детей расценивалось как демонстрация опыта старшего поколения младшему в виде прямой передачи информации. Однако в быстро меняющемся обществе XXI века столь привычные и проверенные способы уже малоэффективны: формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения. Пренебрежение современной социальной ситуацией и приверженность ныне устаревшим формам воспитания, являются малопродуктивными и вызывают конфликты между поколениями.

В аналогичной ситуации на данный момент находиться и система образования. Высокий уровень динамичности развития общества привел к коренным изменениям образовательной системы. Традиционные методы обучения уходят на второй план, освобождая дорогу творческому подходу.

Творчество становится постоянным спутником преподавателя, сопровождая его на уроке и после него, во время внеклассных мероприятий. Творчество является необходимой базой самосовершенствования учителя, важным компонентом организации межличностного общения с учеником.

Творческий подход поступательно и естественно развивает личность ученика - значительное развивает воображение, наблюдательность, образное и критическое мышление учащегося. Нестандартный, креативный подход учителя мягко, без назиданий, стимулирует активность учеников, вызывает у них желание самостоятельно и плодотворно работать - а это и есть главная гарантия высокого уровня его личностного развития и общей успеваемости на уроках.

Кроме этого, творческий подход работает также на благо развития общества, которое нуждается в гражданах развитых личностно и способных мыслить неординарно. Лишь люди, обладающие такими способностями, в состоянии развивать себя и общество вокруг. Бывшие школьные ученики, обучавшиеся у творчески работающего преподавателя, выходят в самостоятельную жизнь с устойчивыми моральными ценностями и активной жизненной позицией.

Одной из центральных задач современного педагогического образования является подготовка творческих педагогов, как в школе, так и в вузе. Однако существует реальное противоречие между запросами современной практики впедагогически творческих учителях и отсутствием в учебно-образовательном процессе вуза реальных условий для профессиональной ориентации творчества у студентов педагогического вуза.

В данной курсовой работе была предпринята попытка доказать эффективность творческого подхода в обучении. Для этого мы изучили психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы, а также передовой практический опыт учителей. Данное изучение привело нас к выводу о том, что педагогическое творчество - это высший уровень проявления индивидуальности педагога; оно более эффективно, чем традиционные методы обучения. Творчество - это самый действенный способ помочь ученику и преподавателю в своем личностном развитии и самосовершенствовании.

Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности». Казань, издательство Казанского Университета, 1988. – 126 с.

2. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика. ИЯШ. № 3. – 2007. - с. 79-82.

3. Бухвалов В.А. Алгоритм педагогического творчества. М., Просвещение, 1993. – 182 с.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. -140 с.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В.Кларин. Рига: Эксперимент, 1995. -176 с.

6. Киршин А.И. Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект)// Образование. - № 6. – 2001. – С. 64-72.

7. Культурология. Энциклопедический словарь/Гл. редактор Хоруженко К.М. Ростов-н/Д: изд.-во «Феникс», 1997. - 640с.

8. Левчук З.С. Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. - Минск,1991. - с. 61-67.

9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (психол. пробл.) / Л.М.Митина. - М., Дело, 1994. - 216 с.

10. Назаретова А.В. «Что такое креативность и как ее развивать?»// Образование. - № 6. – 2001. - с. 72-78.

11. Пецина И.А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете. Автореферат. Самара, 2005. – 31 с.

12. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. 2-е изд. М., Юрайт. 2014. – 502 с.

13. Психологический словарь/Авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 640с.

14. Советский Энциклопедический Словарь/Гл. редактор А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: «Советская Энциклопедия», 1982. - 1600с.

15. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. ИЯШ. № 1. – 2008. - с. 16-21.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е изд., пер. и допол. Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 672с.

17. Толковый Словарь Русского Языка/Под ред. С.А. Кузнецова. – М.: изд. Норинт, 2000. - 960 с.

18. Толковый Словарь Русского Языка/Гл. редакторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп., - М.: Азбуковник,1999. -944 с.

19. Шальнева Т. В. Содержание школьного образования и проблема развития одаренности старшеклассников// Вестн. Северо-Кавказского ГТУ. Сер. Гуманитарные науки. – 2004. – № 2. – с. 18-26.

20. Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку. ИЯШ. № 1. - 2008. - с.21-27.

21. Щербакова Т. Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков..М., РГБ, 2003. -http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/EBD/13.00.00/030107018.pdf -




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Мое педагогическое кредо

2. Педагогическое взаимодействие и его виды

3. Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

4. Творчество А.И. Куприна

5. Рекламное творчество

6. Творчество Назиба Жиганова

7. Творчество Валентина Александровича Серова

8. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. УПРАЖНЕНИЯ

9. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ. ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ

10. Дистанционное обучение в России и за рубежом