Особенности развития бюджетной налоговой системы в период переходной экономики

Работа добавлена: 2016-12-26





Содержание

Введение3

  1. Основные черты бюджетной налоговой системы                                      6
    1. Бюджетная налоговая система и её классификация                                  6
    2. Принципы и функции налоговой системы. Налоги.11
    1. Особенности развития бюджетной налоговой системы в период переходной экономики                                                                                         16
      1. Переходная экономика: основные черты и задачи                                  16
      2. Основные проблемы налоговой системы России в период переходной экономики                                                                                                               24

Заключение                                                                                                             28

Список использованной литературы                                                                   31

Приложение №1                                                                                                     33

Приложение №2                                                                                                     34

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Объектом курсовой работы стала бюджетнаяналоговая система России и особенности её развития в период переходной экономики.

Предметом – особенности бюджетной налоговой системы России и пути устранения ее недостатков. 

Целью работы является анализ и изучение  бюджетной налоговой системы России. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной  налоговой системе и рассмотреть её  классификацию
  2. Рассмотреть принципы и функции налоговой системы.
  3. Изучить что такое налоги в бюджетной налоговой системе РФ
  4. Дать определение переходной экономике, рассмотреть её основные черты и задачи.
  5. Выявить основные проблемыналоговой системы России в период переходной экономики

Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

1.Основные черты бюджетной налоговой системы

1.1.Бюджетная налоговая система и её классификация

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.  В проекте Бюджетного Кодекса дается следующая трактовка: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами. Оба варианта, с моей точки зрения, недостаточно раскрывают сущность бюджета и отношений, реализуемых в ходе бюджетного процесса.

Более полным представляется определение профессора Радионовой В.М.: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточит финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития». [1] И далее: «…будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории». [2]

Бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует схема 1.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Если взять за основу субъект налогообложения (налогоплательщика), то можно подразделить налоги на налоги с организаций и налоги с физических лиц. Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и другие. В числе налогов с физических лиц можно назвать налог на доходы физических лиц.

По способу взимания или изъятия налоги делятся на:

прямые – более активно воздействуют на процесс производства. К прямым налогам относятся те, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли или дохода. Прямые делятся па индивидуальные (налог на прибыль, подоходный налог) и целевые (земельный налог). Считается, что плательщиком прямых налогов является тот, кто получает прибыль;

Схема 1. Бюджетная система Российской Федерации.

косвенные - к ним относятся те, которые связаны с процессом использования прибыли. Делятся на налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений (НДС), акцизы.

Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или обложенного объекта.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.

Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.

В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.[14]

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющихся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.

Пропорциональным называется такой налог; в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, например, по 1 руб. с каждых 100 руб. Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. Например, со 100 руб. взимается 1 руб., а с 200 руб. - уже не 2, а 3 руб. и более. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.[13]

Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. На практике встречаются последние три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

Помимо указанной классификации Налоговый Кодекс РФ разделяет налоги на федеральные, региональные и местные. При этом важно отметить, что подобная классификация была введена ещё Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», однако перечень налогов и сборов, принадлежащих к каждой из этих категорий, существенно изменён по сравнению с указанным законом.

  1. Принципы и функции налоговой системы. Налоги.

Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в законодательстве налог считается не определенным, являются:[14]

− субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика (например, предприятие уплачивает НДФЛ за наемного работника). Субъект налога не всегда совпадает с носителем налога (лицом, на котором лежит тяжесть налогообложения). Например, при взимании косвенных налогов плательщиком является продавец товара, а носителем налога покупатель;

− объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов могут быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;

− налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;

− единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ею является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, квадратный метр, лошадиная сила и т. д.;

− налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;

− налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая (в определенных денежных суммах), смешанная (например, в процентах, но не менее определенной денежной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается (например, транспортный налог), регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается (например, ЕСН). Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.[14]

Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве. Например, налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм налога и др.

Сущность налогов проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:[1, с. 190-192]

а) принципы налогообложения. Впервые они были сформулированы еще в конце XVIII в. А. Смитом:

− принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;

− принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;

− принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;

− принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;

б) налоговые органы, осуществляющие контроль  уплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;

в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:

− федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:[10]

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

6) водный налог;

7) налог на добычу полезных ископаемых;

8) государственная пошлина;

− региональные налоги  устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:

1) транспортный налог;

2) налог на игорный бизнес;

3) налог на имущество организаций;

− местные налоги  устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает несколько специальных льготных режимов налогообложения для отдельных видов деятельности и малого бизнеса. К ним относятся:

− система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

−упрощенная система налогообложения;

− система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);

− система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Необходимо отметить, что данный перечень налогов, действующих в 2010 г, может корректироваться в соответствии с изменением социально-экономической ситуации в стране. Рассмотрим схему №2 представленную ниже с видами налогов.

Схема №2.[13]

2.Особенности развития бюджетной налоговой системы в период переходной экономики

2.1. Переходная экономика: основные черты и задачи

  Экономическое развитие общества неизбежно связано  с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для  всех переходных экономических отношений  и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют  в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических  отношений [8, с.19]. Переходная экономика – это переходное состояние  от одной экономической системы  к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение  основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты  переходной экономики и ее отличия  от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится  на своей собственной экономической  и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой  экономической системы. Понятие  «основа экономической системы» относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики –  одно из основных свойств экономики  переходного периода. Экономический  уклад – это особый тип экономических  отношений, существующий наряду с другими  отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами  ведения хозяйства.

В-третьих, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие  «безвозвратный» характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась  в равновесное состояние, а ослабляют  ее, она постепенно уступает место  другой экономической системе. Эта  неустойчивость, нестабильность состояния  переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

В-четвёртых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого  и нового, характерно существование  особых переходных экономических форм.

В-пятых, характерной чертой переходной экономики  является особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем.

В-шестых, переходной экономике свойственна историчность, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.

В–седьмых, для переходной экономики характерна относительная длительность преобразований. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это, прежде всего, следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Наглядно общие закономерности могут быть представлены на рисунке 1:

Рисунок 1. Общие закономерности перехода к рыночной экономике[12]

Таким образом, переход к рыночной экономике  требует глубоких изменений в  институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института  частной собственности, либерализацию  экономики, создания пакета рыночных законов  и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения[9, с.23].

Главные задачи переходной экономики и пути их решения

Процесс трансформации, который сейчас проходят бывшие социалистические страны, а  также образовавшиеся на постсоюзном  пространстве государства, можно охарактеризовать как переходную экономику. Поскольку  это переход от прежней экономической системы государственного социализма к новой экономической системе, то здесь имеют место признаки переходной экономики: изменение основ экономической системы, включая формы координации и изменение собственности, а также изменение всех основных институтов общества[6, с.12].

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет  выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в  экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее  время.

1. Рыночная экономика, рыночное  распределение ресурсов и оценка  их эффективности еще раз доказали  свою ключевую роль в развитии  общества. Тот факт, что все попытки  отказаться от товарно-денежных  отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических  странах и в некоторых других  государствах, не увенчались успехом  — яркое свидетельство уникальной  роли рынка и рыночной системы  хозяйства. Несмотря на то, что  в XX веке произошли значительные  изменения в рыночной системе,  ее основные элементы и свойства сохранились и в современных  условиях. Это, во-первых, независимое,  обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную  предпринимательскую деятельность  и развитие на этой основе  капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает  наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг  друга. В-третьих, рыночная система  не может функционировать без  целостной системы институтов  рынка, включая правовое обеспечение  рыночной деятельности. Рыночная  экономика, как единство микро- и макро - уровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном  регулировании всего народного  хозяйства стала фактом экономической  жизни всех развитых стран  с рыночным хозяйством. Опыт государственного  регулирования экономики, функции  государства в обеспечении социальной  и экономической стабильности  в обществе, научно-технического  прогресса и так далее свидетельствует  о том, что речь идет не  просто о воздействии на ход  воспроизводства, что имело место  и ранее, а о новом явлении,  когда сознательно и постоянно  регулируется все общественное  хозяйство.

3. Экономика современных государств  — это открытая экономика.  Эта тенденция настойчиво проявляла  себя  на протяжении всей истории  развития различных государств, однако лишь в XX веке она  стала господствующей во внешнеэкономической  деятельности. Причины открытости  экономики вытекают из ее рыночной  основы, когда в конкурентные  отношения на мировых рынках  вступают не только отдельные  государства, но и все основные  субъекты экономики. Открытость  экономики все более и более  обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности  для переплетения внутренних  рынков различных государств, свободного  движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными  экономиками возникает сложная  проблема формирования открытой  экономики и одновременно поиска  модели национального воспроизводства.

Такие кризисные явления, как резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и другие в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию «выплеснул» наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной  экономике нужна эффективная  система социальной защиты, которая  позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого  человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность  проблем по реформированию экономической  системы предопределили необходимость  одновременного решения многообразных  и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики и  следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной  политики.

2. Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития  рыночной конкуренции. Ее эффективное  проведение в рамках переходной  экономики предполагает:

-разработку системы ограничений на слияния и монопольные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и другие меры.

4. Либерализация цен, переход к  их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Свободные  рыночные цены уравновешивают  спрос и предложение, ликвидируют  состояние дефицита, создавая условия  для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа  перехода к рыночному ценообразованию:

а) радикальный, то есть быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая  основным элементом реализации так  называемых шоковых экономических  реформ;

б) постепенный, то есть поэтапная и  рассчитанная на длительный период времени  либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры  — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных  постоянно обслуживать развивающийся  механизм рыночных связей производства  и потребления.

6. Создание сильной системы социальной  защиты населения.

7. Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров  и услуг [5, с.17-19].

Трансформация административно-командной системы  в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени  охвата рыночными механизмами народного  хозяйства, объеме регулирующих функций  государства и так далее.

Следует отметить, что выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. 

2.2.Основные проблемы налоговой системы России в период переходной экономики

Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой экономики, низкий уровень монетизации ВВП (10 %)и сложившуюся традицию, когда уклонение от налогов не только не осуждается в обществе, а даже приветствуется.

Беда в том, что уровень уже взятых на себя государством обязательств несовместим с размером государственных доходов. Точно подсчитать социальные и иные обязательства, принятые в различных нормативных актах, довольно сложно, если вообще возможно. Некоторые законы никогда не будут выполнены, все это понимают и не включают соответствующие расходы в годовые бюджеты. По поводу реализации других законов есть надежды, а третьи действительно реализуются. Правда, обязательства порождаются не только законами - к примеру, у государства огромная задолженность по заказам оборонным предприятиям.

Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это приведет к сокращению налоговых поступлений.

Дело в том, что главный неплательщик и финансовый нарушитель - само государство, которое расшатывает налоговую и платежную дисциплину. Когда оно задерживает оплату госзаказов, один рубль его неплатежей по технологической цепочке тянет за собой около семи рублей взаимных неплатежей предприятий, что, в свою очередь, приводит к недоимкам по налогам.

Все это говорит о том, что в сложившихся экономических условиях предел достигнут. Тем не менее, из года в год в бюджеты закладываются расходы, превышающие возможное их финансирование на базе налогов и ответственных заимствований. Разрыв между обязательствами и реальным финансированием продолжает расти. Никакие административные усилия не помогают переломить эту тенденцию.

Поэтому радикальным выходом из бюджетного кризиса считается решительное сокращение бюджетных расходов государства, отказ от всего, что не является абсолютно необходимым. Лишь тогда можно сократить налоговые изъятия в пользу государства, т.е. ослабить налоговый пресс. С другой стороны, только ослабив его и тем самым, создав возможности для роста производства, можно собрать больше налогов и решить бюджетные проблемы государства. В этом объективное противоречие.

Недостатки налоговой системы РФ.

  1. первая из проблем - чрезмерная сложность. Правда, стоит заметить, что чрезмерная сложность - порок не только российской налоговой системы, но и многих других. Учреждаются все новые и новые налоги, с разными, подчас противоречивыми, целями, условиями начисления и налогообразующими базами. Налоговые кодексы, сборники законов и инструкций в некоторых странах насчитывают сотни страниц. В США, когда президент Рейган проводил свою знаменитую налоговую реформу, каждый из 140 млн. налогоплательщиков заполнял декларацию о доходах на 32 страницах, предварительно прочитав инструкцию на 48 страницах, включая словарь из 138 терминов.

Предлагаются проекты кардинального упрощения сложных налоговых систем. Так, в США это единый фиксированный налог, заменяющий десятки существующих. По замыслу его авторов, он сделает систему более справедливой и свободной от влияния политического лоббизма и произвола чиновников. Декларации уместятся на двух почтовых карточках: одна для подоходного налога на физическое лицо, другая - для подоходного налога на компанию. Доводы за и против единого налога широко обсуждаются.

  1. Поражает непрактичность норм и правил налогового законодательства. Например, налоги на ФОТ (самые тяжелые в списке созданном предпринимателями и направленном президенту)вводимые в 2001 г. их ставка будет понижаться и те, кто получает 15000 UDS будут платить 2 % от ФОТ, а немногие оставшиеся у которых доход менее 300 UDS будут платить почти столько же, что и раньше .
  2. Налоговое законодательство не подстроено под стратегические интересы РФ. То есть налоги не подстроены под структурную политику государства: сельское хозяйство - основа существования нации (самый дотационный сектор хозяйства США) облагается налогами наравне с другими секторами экономики; сфера НТП тоже не получает достаточной налоговой свободы; предприятия - плательщики налогов становятся донорами бюджета, в то время как те, кто не платил налоги продолжают их не платить; и т д. и т. п.
  3. Слабо развита система налогового поощрения инвестиций (парная корреляция между объемом инвестиций и налоговыми льготами составляет 0,9201). Например:

- с 2001 г. частный инвестор будет платить со всей выручки по ценным бумагам налог 13 %, при этом он может уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных затрат, но только после оплаты налога, то есть заплатив налог, надо ждать, когда налоговая инспекция вернет деньги. Сколько ждать неизвестно. Данное положение ставит крест на частные инвестиции в ценные бумаги в 2001 г. Есть еще пример.

- При получении льготы освобождения от НДС - предприятие оказывается в ловушке. Для данной нормы не предусмотрено инструкции в бухгалтерском учете, поэтому фирма- льготник, получая товар, перепродает его как бы без НДС. Следовательно, предприятие - покупатель должно будет оплатить НДС 20 % от стоимости товара, а не от добавленной им стоимости.

5. Организация работы государственных налоговых органов оставляет желать лучшего. Только 1,5-2 % поданных деклараций успевает проверить ГНИ за отчетный период. При этом система предоставления отчетности, ведения статистики и уплаты налогов одинаково невыносима и для налогоплательщиков и для ГНИ.[10]

Таким образом, сама организация работы ГНИ и чрезмерный налоговый пресс - создают кризис налоговых неплатежей. На сегодняшний день, наверное, нет ни одного юридического лица, не уклоняющегося от уплаты налогов. Теневая экономика составляет по разным подсчетам от 0,25 до 0,5 от ВВП. В создавшейся ситуации становится очевидно, что нужны новые меры и методы для регулирования эффективности налоговой системы.

Заключение

В ходе работы мы рассмотрели поставленные задачи, выяснили и дали определение таким понятиям как налоги и бюджетная налоговая система. Рассмотрели:

  1. определение бюджетной  налоговой системе и её  классификацию:

Бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточит финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития».

Классифицируется налоговая система на Федеральный бюджет и Территориальный. Имеет Федеральные внебюджетные фонды и территориальные внебюджетные фонды.

  1. принципы и функции налоговой системы:

Принципы налогов проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны

  1. что такое налоги в бюджетной налоговой системе РФ:

Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  1. дать определение переходной экономике, рассмотреть её основные черты и задачи:

Переходная экономика – это переходное состояние  от одной экономической системы  к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение  основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты  переходной экономики и ее отличия  от сложившихся экономических систем.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной  экономике нужна эффективная  система социальной защиты, которая  позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого  человека, независимо от его социально-экономического статуса.

  1. Выявить основные проблемыналоговой системы России в период переходной экономики

Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это приведет к сокращению налоговых поступлений.

Дело в том, что главный неплательщик и финансовый нарушитель - само государство, которое расшатывает налоговую и платежную дисциплину. Когда оно задерживает оплату госзаказов, один рубль его неплатежей по технологической цепочке тянет за собой около семи рублей взаимных неплатежей предприятий, что, в свою очередь, приводит к недоимкам по налогам.

Список использованной литературы:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.09.2010).
  2. Бюджетная система РФ: Учебник/ Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2009.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ А.С. Нешитой. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.

4.Бюджетная система РФ:  Учеб.  пособие/ Д.В.  Дементьев, В.А.  Щербаков.     - М.:КНОРУС, 2008.

5.Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие/И.Г. Аклеров, И.А. Коноплева, СП. Головач; под. ред. проф. И.Г. Акперова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

6. Журналы: «БиНО: Бюджетные учреждения», «Бюджет», «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», «Деньги и кредит», «Налоговый вестник», «Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера», «Российский экономический журнал», «Финансы», Всероссийский экономический журнал «ЭКО».Интернет-ресурсы:

7. Электронный ресурс о бюджетной системе Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.Budgetrf.ru.

8. Электронный ресурс справочно-правовой системы «Консультант Плюс».  – Режим доступа:http://www.consultant.ru.

9.Электронный   ресурс   справочно-правовой   системы   «Гарант».   -   Режим   доступа:http://www.garant.ru

http://u4isna5.ru/doklad/90-2012-05-10-10-21-20/676-2012-05-10-10-29-40

  1. http://school.xvatit.com/index.php?title=Налоги
  2. http://www.kurryworld.ch/7/-и-факультативные-элементы-закона-о-налоге

12. Электронный ресурс Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.minfin.ru.

13. Электронный ресурс Федеральной налоговой службы Российской Федерации. – Режим доступа:http://www.nalog.ru.

14. Электронный ресурс Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.rosfinnadzor.ru.

Приложение №1

Таблица налоговых ставок страны ЕС[12]

Приложение №2

Таблица налоговых ставок стран мира

Продолжение приложения №2.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы построения. Классификация видов налогов по уровням бюджетной системы

2. Особенности налоговой системы Греции

3. Особенности и перспективы развития аграрного сектора экономики в России

4. Особенности функционирования рынков капитала в переходной экономике

5. Наименее развитые страны в структуре мировой экономики: особенности и проблемы развития

6. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С 2015 ДО 2050 ГОДА. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

7. Взаимодействие бюджетной системы с Федеральным и местными бюджетами

8. Цикличность развития экономики. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Особенности и виды экономических кризисов

9. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

10. Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах