Цели и инструменты макроэкономической политики

Работа добавлена: 2016-12-26





Цели и инструменты макроэкономической политики на http://mirrorref.ru

Цели и инструменты макроэкономической политики

Введение

В условиях резко возросшей открытости национальных экономик и значительных масштабов трансграничных перемещений всех факторов производства при ослаблении государственного суверенитета в сфере экономики в связи с формированием транснациональных воспроизводственных систем границы традиционного объекта экономической политики и макроэкономического регулирования становятся трудно определимыми. В равной мере это вызов и для российского государства: зависимость отечественной экономики от внешнего мира запредельно высока, почти 50% ВВП создается за счет внешних факторов.

В какой-то мере заменой прежней традиционно понимаемой национальной экономике в качестве объекта государственного экономического регулирования может стать национальное богатство в новых современных трактовках. Национальное богатство является основой и одновременно результатом экономического развития. Его оцененный потенциал, качество структуры и эффективное использование каждого компонента определяют и вместе с тем характеризуют уровень развития Статистика является методологической основой для многих экономических дисциплин. В частности, наиболее тесным образом связаны статистика и анализ. Статистическая методология является в анализе основополагающей. Все аналитические данные получают с помощью аналитических приемов.

Тема курсовой работы «Статистические методы анализа макроэкономических показателей». Актуальность темы объясняется тем, что на основе макроэкономических показателей анализируется и прогнозируется экономическое развитие макроэкономической системы.

Цель работы - изучение основных макроэкономических показателей и методологии их расчетов.

Предмет исследования – макроэкономические показатели. Объект исследования – анализ макроэкономических показателей России.

В теоретической части работы рассматриваются основные виды макроэкономических показателей, методы их расчетов, показывается их роль.

Теоретические аспекты макроэкономической политики показателей

1.1 Инструменты государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.

Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, применения обусловленных товаров и услуг и их составляющих. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности пли по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешне экономических связей.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, имеющим соответствующее право. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, например, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, созданным на порицании и использовании мер наказания за нарушение введенных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

В современном обществе государственное регулирование экономики реализовывается главным образом на основе экономических средств, среди которых значительные позиции занимают кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование и др.

Кредитно-денежная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Кредитно-денежная политика включает регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в Центральном банке и др.

Бюджетно-налоговая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетной, налоговой систем для реализации целей социально-экономической политики. Бюджетно-налоговая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.

Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления инвестиционных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала. Используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность также влиять на структуру экономики. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

Государственное программирование - это долговременное, целевое регулирование экономики.

Государственное программирование содержит разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать все хозяйство в целом или его отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.

Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (см. табл. 1).

Таблица 1.

Классификация государственных программ

Критерии классификации

Виды государственной программы

Временной период программы

Краткосрочная программа

Среднесрочная программа

Долгосрочная программа

Объект программирования

Общегосударственные программы

Региональные программы

Целевые программы

Отраслевые программы

Чрезвычайные программы

Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3-5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных ученых, предпринимателей, общественных деятелей и т. д. По государственной программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования.

Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

1.2 Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) это международный стандарт, целостная система учета, которая предназначена для описания и анализа развития рыночной экономики на национальном уровне Положения СНС применяются для изучения экономики страны в целом (определяются макроэкономические показатели), отдельных субъектов хозяйственной деятельности - институциональных единиц - и отдельных групп таких единиц (институциональных секторов).

СНС РФ основана на положениях разработанных совместно со статистическими службами ООН и МВФ, Мировым банком, Евростатом (статистическое бюро Европейских Сообществ), принятых в 1993 г. Она построена с учетом специфики развития страны, находящейся на переходном этапе к рыночным отношениям. В настоящее время в России и в более чем 150 странах мира применяется СНС-93. которая одобрена статистической комиссией ООН. ФСГС РФ начал работу по внедрению СНС в 1993 году, которая была закончена в 2005 г. С точки зрения методологии СНС России отличается по ряду второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов из-за различий в системе первичного учета

СНС возникла в 50-х тт.XX в. в таких развитых странах, как Голландия и Англия. В СССР в тот период времени и до начала 90-х годов применялась система балансов народного хозяйства (БНХ), основанная на централизованном планировании.

В настоящее время балансовый метод применяется частично, дня определения некоторых показателей СНС России.

Современная СНС базируется на ряде концепций:

1. Концепция экономического производства — это производство всех товаров и услуг, за исключением услуг домашних хозяек. В системе БНХ сюда относилось только материальное производство (без управления, науки, обороны, здравоохранения и т. п.). Включаются: производство товаров, в том числе для собственного потребления; услуги для реализации; работа финансовых посредников; нерыночные услуги органами государственного управления (управлением, обороной, здравоохранением); нерыночные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства; услуги наемной прислуги; жилищные услуга собственникам жилья для собственного потребления.

2. Концепция дохода.Доход - это максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая финансовых обязательств.

3.Концепция факторов производства, участвующих в создании стоимости:земля капитал, труд, бизнес (по теории Маркса - только труд; земля и капитал не участвуют). Определяет роль каждого фактора производства в создании стоимости.

4. Для рассмотрения экономики страны в целомгруппировка всех хозяйствующих субъектов (институциональных единиц) на сектора.Группировка производится в зависимости от основных функции, типа поведения, способа получения дохода этими единицами. Выделяются следующие сектора:

1) нефинансовые корпорации (государственные, частные, с иностранным капиталом) - производство товаров, нефинансовые услуги и работы для реализации их на рынке;

2) финансовые корпорации (аккумуляция свободных финансовых ресурсов, инвестиции): банки, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые посредники;

3) государственное управление включает перераспределение национального дохода (НД) и национального богатства (НБ): органы управления всех уровней, услуги обществу в целом (оборона, наука) и отдельным лицам, группам - образование, здравоохранение: фонды социального обеспечения;

4) домашние хозяйства - лица, предоставляющие свою рабочую силу (наемные работники), работодатели, собственники мелких (некорпорированных) предприятий, семейные предприятия, получатели доходов от собственности и трансфертов:

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства: общественные, политические, религиозные организации, оказывающие бесплатные услуги своим членам.

В каждом секторе (кроме пятого) выделяются подсектора. Все институциональные единицы, сгруппированные в сектора, являются резидентами данной страны, т. е. они занимаются экономической деятельностью или имеют экономический интерес на экономической территории данной страны в течение длительного периода времени (год и более).

Отдельно рассматривается сектор экстерриториальной деятельности («остальной мир»), в который включаются иностранные единицы (нерезиденты), осуществляющие операции с отечественными институциональными единицами. Производится увязка показателей данного сектора с другими секторами экономики.

Для каждого сектора существует стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием доходов, сохранением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств: счет производства счет образования доходов, финансовый счет, счет операций с капиталом и т. д.

Информация секторных счетов и счетов отраслей экономики используется дня получения агрегатов - макроэкономических показателей:

1) валовой внутренний продукт - ВВП;

2) валовой национальный доход - ВНД;

3) валовой национальный располагаемый доход - ВНРД;

4) конечное потребление - КП;

5) валовое накопление - ВН;

6) сальдо внешней торговли;

7) национальное сбережение - НСб;

8) чистое кредитование и чистое заимствование - ЧК/ЧЗ;

9) национальное богатство - НБ.

Счета в СНС используются для регистрации экономических операций, осуществляемых резидентами данной страны, а также операций между резидентами данной страны и субъектами остального мира. В целом в СНС применяется более 130 счетов. ФСГС РФ строятся счета в целом по экономике и по субъектам (регионам) страны

Счета СНС являются счетами потоков,т. е. в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Задача СНС - формирование обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и т. д.) и увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Записи в счетах относятся не к отдельной экономической операции, а к группе операций (например, потребление, накопление, экспорт и т. п.)

По форме счета СНС схожи со счетами бухгалтерского учета, т. е. имеют Т-образную форму. Все они имеют две стороны: ресурсы и использование. В каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам, равна сумме записей, относящихся к использованию.

Существует два метода балансировки счетов. Некоторые счета уравниваются с помощью балансирующей статьи (балансовым методом). Балансирующая статья становится в дальнейшем исходной статьей для следующего счета. Другие счета балансируются по определению, так как между записями, относящимися к ресурсам и их использованию, существует равновесие (например, счет товаров и услуг). В этом случае требуется только точное определение статей, тогда счет будет сбалансирован автоматически.

В СНС существует четкая классификация счетов. Существует четыре группы счетов:

1) счета для секторов экономики

2) счета дляотраслей экономики;

3) счета для отдельных экономических операций:

4) счета для экономики в целом (консолидированные счета).

В России для оценки ВВП в Управлении национальных счетов Госкомстата России (УНС) используется методология, которая разрабатывалась в соответствии с системой национальных счетов (СНС) 1993 года, принятой и рекомендованной к применению ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Евростатом.

В методологии, которая применяется в России для расчета СНС, учитываются особенности российской экономики переходного периода, определенные традиции в статистике и экономике, имеющиеся источники информации, особенности первичного учета на уровне предприятий и используемые в большинстве случаев технологии обработки статистических данных. Время от времени в методологию вносятся изменения с целью отражения происходящих изменений в информационной базе.

В настоящее время для обеспечения соответствия источников информации для расчета показателей конечного использования ВВП России международным стандартам используется государственная и ведомственная статистика.

Система государственной статистики, являясь сложной информационной системой» использует Классификационную систему, которая позволяет упорядочить и унифицировать статистическую информацию, т.е. привести к взаимному соответствию состав, структуру и содержание классификационных группировок. Таким образом, достигается гармонизация общероссийских классификаторов с международными классификациями ООН и Европейского Союза (ЕС).

Использование общероссийских классификаторов в отчетно-статистической документации и в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, обеспечивает возможность представления отчитывающимися организациями в стандартном виде статистических данных, их автоматизированную обработку, сопряжение информационных ресурсов при обмене информацией между системами различных уровней управления.

Выделяются следующие источники информации для определения основных компонентов конечного использования ВВП: выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств и предприятий; статистическая отчетность торговых организаций, банков, органов государственного управления, Федерального Казначейства, предприятий; таможенная и налоговая статистики; экспертные оценки и косвенная информация.

Текущие выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств служат источником важных данных для расчета в текущих ценах расходов на личное потребление и накопление.

Бюджетные обследования проводятся для выяснения доходов и, особенно, расходов домашних хозяйств. Результаты бюджетных обследований очень важны для построения СНС, потому что с их помощью получаются данныеорасходах. Главная проблема заключается в том, что семьи с очень высокими доходами и граждане вообще почти без доходов в выборку не попадают. Из этого следует» что средние доходы и соответствующие им расходы занижаются.

Внешнеторговая статистика необходима для разработки счетов остального   мира   СНС,   межотраслевого   баланса   (МОБ),   анализа товарных потоков, исчисления данных в текущих и сопоставимых ценах. Более того, внешнеторговые цены на единицы товаров, рассчитанные по данным внешнеторговой статистики, важны при дефлятировании, контроле расчетов, выверке уровня внутренних цен и исчислении физических объемов торговли.

Основным источником данных для таможенной статистики служат таможенные декларации по экспорту и импорту товаров. Таможенные декларации составляются по образцу Единого документа, который используется партнерами России по внешней торговле из ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Классификация товаров производится в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеторговой деятельности (ТНВД), которая основана на международных классификационных кодах.

В таможенной статистике используются учетные данные общей системы внешней торговли. Обозначения страны происхождения, условий доставки и т.д. отвечают международным стандартам. В основном структура и содержание методики России соответствуют применяемым в других странах. Однако в данных таможенной службы не учитываются те сделки, по которым не производится сбор доходов, такие, как «челночный» импорт. Таможенные сборы не взимаются с товаров, ввозимых для личного потребления, если объявленная стоимость этих товаров не превышает 2000 долларов США [9, с.72].

Данные ЦБР используются при исследовании данных по финансированию капитальных вложений, бюджетного дефицита, операций с другими странами.

Учет в любой стране, в том числе и в России, теснейшим образом связан со стандартами бухгалтерского учета. В большинстве случаев статистика использует стоимостную информацию, которую предприятия предоставляют в налоговую инспекцию. Это, естественно, ведет к искажению данных, их умышленному уменьшению, вследствие чего возникают проблемы методологического характера. Они связаны с тем, что подход налоговых органов бывает, отличен от того, который существует в статистике.

С появлением налоговой службы Российской Федерации налоговые инспекции на всех региональных уровнях располагают информацией о частных лицах, занятых предпринимательской деятельностью. В налоговых декларациях, заполняемых физическими лицами, содержится информация о валовых доходах, затратах и чистых доходах, подлежащих налогообложению.

По особым формам собирается информация по накоплению основного капитала и стоимости строительства. Существует ряд форм, заполняемых предприятиями и учреждениями в целях охвата деятельности в сфере накопления основного капитала. Все предприятия представляют статистическую форму 2-КС (капитальное строительство, капитальные вложения), содержащую данные об их фактических расходах на материальные основные фонды, такие как машины и оборудование, сооружения и т.д. Существуют закрытые данные о расходах на накопление основных фондов в оборонном комплексе, которые учитываются при расчете итоговых значений [11, с.55].

Данные обследований предприятий служат основным источником информации об изменениях запасов.

Данные государственного сектора используются для расчета выпуска государственных нерыночных услуг в пределах СНС. Имеются краткие ежемесячные отчеты по государственному сектору и более детальные - ежегодные. Новая классификация для государственного сектора совершенствуется при консультации МВФ и является очень важной для составления СНС.

Огромная часть информации, используемая для построения национальных снегов, касается государства, внебюджетных фондов и некоммерческих организаций. Отчет об исполнении государственного бюджета разрабатывает и предоставляет Федеральное Казначейство.

До последнего времени система показателей Государственного бюджета не соответствовала международным стандартам и требованиям СНС, однако в 1996 г. была принята новая бюджетная классификация, разработанная с помощью МВФ. Теперь этот источник статистической информации практически полностью отвечает международным стандартам по национальным счетам.

Разнообразные внебюджетные фонды аккумулируют и тратят огромные суммы. Эти денежные потоки также отслеживаются и учитываются при построении национальных счетов.

Количество обследуемых общественных организаций несоизмеримо выросло за последние годы. Ежегодно рассылаются анкеты по общественным, религиозным и другим некоммерческим организациям примерно в две тысячи адресов.

В России на сегодняшний день существует множество независимых профсоюзов, политических партий и объединений, религиозных конфессий, общественных организаций, союзов, обществ и т.д. Ими контролируются значительные активы.

Многие некоммерческие организации, особенно религиозные, неохотно предоставляют данные о своей деятельности. Выход из этой ситуации заключается в определении необходимых показателей экспертно или исходя из косвенной информации.

Принципиальная   схема   соответствия   источников   данных   и потоков информации международным стандартам показана на рис. ]

Основные     компоненты     конечного     использования     ВВП оцениваются следующим образом:

1) Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов домашних хозяйств на товары для конечного потребления, рыночные личные услуги и потребительские товары и услуги, полученные в натуральном выражении. Для определения конечного потребления домашних хозяйств, используется несколько источников информации. К ним относятся данные, сообщенные торговыми организациями в порядке отчетности, результаты обследования семейных бюджетов, статистические отчеты, предоставляемые банками.

2) Расходы на рыночные бытовые услуги для конечного потребления оцениваются как общая стоимость услуг, приобретенных домашними хозяйствами, минус закупки услуг, вошедших в промежуточное потребление (например, расходы на проезд и проживание во время командировок, расходы на услуги по строительству и ремонту).

3) Условно исчисленные расходы на потребительские товары и услуги, полученные в натуральной форме, представляют сравнительно малую, но растушую часть общих расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Наиболее важным компонентом служит здесь условно исчисленная стоимость сельскохозяйственной продукции, производимой домашними хозяйствами для собственного потребления.

4) Другим важным компонентом с быстро растущим удельным весом является условно исчисленная арендная плата, получаемая владельцами домов.

Точность данных о розничном товарообороте является очень важной для оценки расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Поправки в охват вносятся как на базе экспертных оценок, так и результатов выборочных обследований.

Некорректированная стоимость покупки услуг, сообщенная в УНС Госкомстата, значительно превышает данные о приобретении услуг, приводимые в отчетности о денежных доходах и расходах населения.

5) Оценки органов государственного управления получаются из отчетов о государственном бюджете и предусматривают отделение расходов органов госуправления на товары и услуги от субсидий при условии классификации расходов на товары и услуги, в соответствии с которой эти расходы могут быть текущими или капитальными.

Считается, что общее конечное государственное потребление равняется валовому выпуску государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги (учреждения, обслуживающие сельское хозяйство; наука и фундаментальные исследования; аппарат управления; оборона, дорожное хозяйство и внебюджетные фонды), плюс социальные трансферты, расходы на личные услуги, оказываемые бесплатно или по экономически незначительным ценам за вычетом случайных продаж рыночных товаров и услуг[2, с.30].

6) В расходы на конечное потребление некоммерческих учреждений (НКУ), обслуживающих домашние хозяйства, входят расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, к числу которых относятся профсоюзы, фонды и т.д., причем эти расходы оцениваются по затратам, равно как и их расходы на бесплатные услуги для своих работников. Расходы НКУ на конечное потребление рассчитываются также, как и расходы органов госуправления   на   конечное   потребление.   Они   равны   валовому

выпуску некоммерческих учреждений за вычетом нерегулярных продаж рыночных товаров и услуг.

7) Валовое внутреннее накопление основных фондов рассчитывается как сумма капитальных вложений в основные фонды, которые представляют собой расходы на приобретение новых основных фондов (методика БНХ), взятые из отчетности предприятий плюс поправки для учета увеличения основных фондов, которые вносятся в соответствии с требованиями СНС.

Предполагается некоторое занижение оценок в силу проблем с охватом, а также, возможно, и завышение отчетности предприятиями О своей инвестиционной деятельности, так как инвестиции предполагают определенные налоговые льготы.

8) Изменение запасов включает в себя изменение запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства и товаров для перепродажи (показываются по отдельности для сельского хозяйства и других отраслей, а также для незавершенного производства в целом по сельскому хозяйству и отдельно по растениеводству и животноводству).

Ежеквартальные данные о запасах пересчитываются с применением ежемесячного индекса оптовых цен с целью переоценки данных по состоянию на начало и конец периода на базе среднеквартальных цен.

В связи с изменениями стоимости запасов в средних ценах, холдинговой прибыли, при оценках запасов возникает ряд проблем, например, нехватка информации о структуре запасов и средней продолжительности их обращения, а также недостаточно обоснованные индексы цен, которые делают невозможным точный расчет холдинговой прибыли.

Оценки, рассчитанные при условии корректировки стоимости запасов на начало периода для учета увеличения цен как во втором, так и в первом месяцах года, показывают резкое уменьшение показателя изменения запасов, рассчитанных по среднегодовым ценам, а более точная оценка в средних ценах показывает, что произошло снижение запасов.

9) Чистый экспорт товаров и услуг как агрегированный показатель охватывает разницу (сальдо) между итогами экспорта и импорта товаров и не относящихся к производственным факторам услуг (ТНФО). Данные о чистом экспорте товаров и услуг берутся из платежного баланса. Данные об экспорте и импорте, которые обычно рассчитывались Министерством внешней торговли и Госкомстатом, заменяются данными таможенной статистики, ставшей основным источником для составления платежного баланса.

Баланс экспорта и импорта товаров и услуг оказывает влияние на общий объем сбережений и располагаемые доходы экономики. Кроме того, производятся также трансфертные и капитальные операции между отечественной экономикой и ОМ, которые вместе с текущим балансом оказывают влияние на международное положение экономики.

По статьям импорта поправки вносятся для учета значительного количества товаров, вывозимых из-за границы частными лицами (российскими гражданами и иностранцами) с целью коммерческого использования, как правило, для перепродажи в рамках неофициальной торговли. Их стоимость включается в стоимость импорта, что было рекомендовано МВФ.

Ежеквартальные обследования стоимости произведенной продукции и затрат не являются столь же исчерпывающими, как ежегодные обследования и поэтому они используются только в целях оценки затрат, а не для оценки стоимости произведенной продукции.

Расчет годовых показателей аналогичен расчету ежеквартальных за исключением того, что годовые оценки делаются более подробными.

Почти все страны пытаются поддерживать свои ежеквартальные национальные счета в строгом соответствии с годовыми оценками. Корректировки в годовые цифры вносятся, в частности, для учета результатов обследования домашних хозяйств. Это является нормальной международной практикой.

Для производства расчетов и согласования показателей СНС обычной процедурой является осуществление корректировок на базе дополнительной или косвенной информации, а также ретроспективных коэффициентов.

В России на протяжении переходного периода, когда многие ранее стабильные отношения подвергаются быстрым изменениям, такие коррективы весьма часто являются более или менее обоснованными экспертными оценками, а не основанными на «твердых» статистических данных, что может вести к значительным ошибкам.

Корректировки, основанные на косвенных данных и экспертных оценках, достигают примерно 22% по методу конечного использования. Корректировка данных, сообщенных малыми предприятиями, направлена на обеспечение полного охвата состава показателей. Эта корректировка выполняется на основе информации, взятой из статистического регистра[5, с. 71].

Рис. 1 Схема основных источников данных для оценки ВВП

В расчетах ВВП методом конечного использования значительный удельный вес составляет информация о товарообороте, о покупке услуг домашними хозяйствами, о запасах материальных оборотных средств, экспорте и импорте, в отношении которой, в основном, делаются досчеты и корректировки.

Общий скорректированный объем товарооборота розничной торговли проверяется по объему потребления товаров потребительского назначения, полученному из различных источников с учетом «неорганизованного» импорта. Корректировки достигают 40% от общего объема товарооборота[6, с. 71].

Осуществляются корректировки на «неорганизованный» (челночный) импорт, «скрытый объем» продаж, корректировки с целью учета выпуска продукции в личных подсобных хозяйствах в секторе домашних хозяйств, корректировки расходов домохозяйств на конечное потребление, корректировка капиталовложений для учета затрат на ремонт (реконструкцию). Корректировки для учета рыночных услуг, предоставляемых частным сектором, достигают 50% общего их объема [6, с. 72].

Учет «скрытой» заработной платы занимает особое место. Суть «скрытой заработной платы» в условиях переходной экономики заключается в том, что предприятия платят компенсацию работникам наличными деньгами без официального оформления или пользуются другими методами для уклонения от налогов. Эта поправка основана на информации в счетах об официальной заработной плате работникам, «смешанном» доходе (доход некорпоративных предприятий, принадлежащих членам домашних хозяйств, где любой гражданин или группа граждан могут работать без получения формально какой-либо зарплаты), который составляет около 9-9,5 % от ВВП, трансфертах, расходах домашних хозяйств на товары и услуги» изменениях в материальных активах, акциях и финансовых активах [6, с. 24].

В СНС - 1993 г. рекомендуется, чтобы для оценки ВВП включалась не только «скрытая» часть легального производства товаров и услуг, но и нелегальное производство товаров и услуг, если последнее основывается на фактическом рыночном спросе и представляет собой реальный производственный процесс (как это обстоит, к примеру, с производством наркотиков и оружия, проституцией и т.д.). Однако, в России нелегальный сектор еще не нашел отражения в расчетах.

Острейшие проблемы в экономике России возникают в связи с распространением таких явлений, как утечка капитала за границу и неплатежи предприятиям. В ряде случаев утечка капитала (например, незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков) может быть связана с операциями по незаконному вывозу товаров, которые оказывают влияние на размеры и структуру ВВП.

Помимо чисто статистической необходимости учета «теневой» экономики для улучшения национальных счетов, само наличие ее лишает государство существенной части налоговых и других поступлений. В некоторых странах для оценки и проверки точности оценок величины «теневой» экономики используется оценка вовлечения рабочей силы, анализ показателей денежного обращения, а также эконометрические методы, которые впоследствии могут быть использованы и в нашей стране.

В условиях высокой инфляции наиболее значительная корректировка заключается во внесении поправок в показатель «изменения запасов» для учета прибыли от хранения. В соответствии с методикой СНС фактическое увеличение стоимости запасов следует уменьшать на величину инфляционного компонента роста текущих цен.

В России эта корректировка стала включаться в расчеты национальных счетов с 1991 г. Однако, начиная с 1992 г., явная корректировка с учетом холдинговой прибыли производится только для изменений запасов (счет расходов), тогда как по статьям производства эта прибыль учитывается косвенно путем умножения доли промежуточного потребления за предшествующий календарный период на валовой объем выпуска продукции в текущем периоде.

Необходимо отметить, что стандартная международная практика предполагает отображение рядов СНС как в текущих, так и в постоянных ценах в стандартном согласованном формате временных рядов. Это связано с тем, что при представлении накопленных данных с начала года теряется важная информация, так как скрывается то, что происходит в течение последнего квартального или месячного периода. Такая потеря информации может быть серьезной проблемой, когда в тенденциях наступают поворотные точки.

Традиционные сопоставления показателей нарастающим итогом с начала года были приняты для того, чтобы избежать сезонных колебаний при меж квартальных и межмесячных сопоставлениях. Обычно, в международной практике эта проблема решается путем сезонной корректировки ежеквартальных или ежемесячных данных с использованием стандартных статистических методов.

Однако принципиальный вывод, который можно сделать в этом параграфе является следующим. Начальный период перехода к рынку характеризовался институциональными изменениями в экономике России, высокой инфляцией и неадекватностью предложения и спроса, что приводилокперебоям в поступлении и недостатку базовых данных, необходимых для расчета системы показателей национальных счетов. Традиционные методы сбора данных оказались в этих условиях неэффективными. Кроме того, составление национальных счетов в Российской Федерации только развертывалось, так же как и статистика цен и производства по секторам экономики.

По мере же развития рыночных отношений в стране и внедрения в статистическую практику методологии СНС расхождения в расчетах показателей конечного использования в России с международными стандартами устраняются и на сегодняшний день можно говорить об определенном их соответствии международным стандартам, а следовательно возможности их использования для проведения сравнительного анализа с другими странами.

Практическое применение инструментов макроэкономической политики

2.1 Россия в переходный период

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Специфика переходной экономики выражается, прежде всего, в глобальности проистекающих перемен. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе. —Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. 2006. №1. С.2 – 19

Далее, для переходной экономики специфично появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества, по сути, являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

По мере увеличения уровня формирования переходной экономики переходные формы понемногу начинают все больше отвечать экономике рыночного типа.

Затем, переходной экономике свойственен своеобразный характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов появляющейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.

Наконец,  историчность переходной экономики, то есть ее временный характер, которая сменяется этапом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

2.2 Результаты макроэкономической политики

По оценке Минэкономразвития РФ, в апреле 2012 г. валовой внутренний продукт с исключением сезонного фактора снизился на 0,1% по сравнению с мартом. Причинами снижения ВВП называют отрицательную динамику и сокращение объемов инвестиций. По сравнению с апрелем 2011г. общий объем ВВП России в апреле 2012г. вырос на 3,7% (в марте текущего года этот показатель составлял 3,9%), говорится в мониторинге МЭР за январь-апрель 2012г. При этом за первые четыре месяца 2012г. ВВП РФ вырос на 4,6% к соответствующему периоду прошлого года.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем ВВП в I квартале 2012г. относительно соответствующего периода 2011г. вырос на 4,9%. Ранее МЭР понизило прогноз роста ВВП страны на 2012г. до 3,4% с 3,7%.

В то же время эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) увеличили свой прогноз роста ВВП России в 2012г. с 4,1% до 4,5%. В докладе ОЭСР отмечается, что оценка роста экономики на текущий год повышена в связи с ростом цен на нефть. Основные риски замедления экономического роста в России ОЭСР связывает с ухудшением ситуации в глобальной экономике, которое может спровоцировать падение мировых цен на нефть и ускорение оттока капитала из страны.

Индекс промышленного производства в апреле 2012г. составил 94,6% по сравнению с мартом 2012г., - сообщает Росстат. При этом относительно апреля 2011г. промпроизводство выросло на 1,3%. В январе-апреле 2012г. промышленное производство в России увеличилось на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011г. Ранее Министерство экономического развития (МЭР) РФ понизило прогноз по росту промпроизводства в 2012г. до 3,1% против прежнего прогноза 3,6%.

Рис.2 ВВП России, млрд. долларов США [12]

Наиболее заметно в апреле 2012г. сократились (по сравнению с мартом) объемы добычи природного газа (-10%) и угля (-4,7%), выпуск рыбной продукции (-31,4%), персональных компьютеров (-30,2%), автомобильного бензина (-12,9%), муки (-8,9%), дизельного топлива (-7,9%), а также производство электроэнергии (-14,2%). В то же время, заметно выросло производство битумов (+76,3%), лаков и красок (+26%), полимерных труб (+17%), шифера (+15,9%) и др.

Положительное сальдо торгового баланса РФ в апреле 2012г., по оценке МЭР РФ, составило 21,1 млрд. долл., что на 12,3% больше, чем в апреле 2011г., говорится в материалах мониторинга текущей ситуации в экономике России в январе-апреле 2012г., подготовленных ведомством. Экспорт товаров в апреле 2012г. составил 47,8 млрд. долл., увеличившись на 4,2% в годовом выражении. При этом по сравнению с мартом текущего года экспорт товаров сократился на 0,3%. Импорт товаров в апреле текущего года достиг 26,7 млрд. долл., снизившись на 1,4% в годовом выражении. При этом за месяц импорт сократился на 6,3%.

В январе-апреле 2012г. положительное сальдо торгового баланса, по оценке МЭР РФ, составило 81,5 млрд. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем годом ранее на 21,8%. Положительное сальдо торгового баланса РФ в марте 2012г. выросло на 25,7% к марту 2011г. и составило 21 млрд. долл.

В структуре ВВП оплата труда составляет 28,5%, чистые налоги на производство и импорт – 9,5% и основная доля –62,0% приходится на валовую прибыль/валовой смешанный доход.

Таблица 1

ВВП методом доходов за 2009-2011 гг.

в текущих ценах,  млн. долл.США

1 кв 2009 года

1 кв 2010 года

1 кв 2011 года

Валовой внутренний продукт

3 055 263,8

4 020 878,4

5 162 325,0

Оплата труда

1 128 244,6

1 209 374,0

1 471 987,5

Чистые налоги на производство и импорт

204 004,5

258 218,0

487 560,1

  в том числе:

 

 

 

    другие налоги на производство

66 636,5

60 724,1

68 069,1

    налоги на продукты и импорт

137 368,0

197 493,9

419 491,0

    субсидии на производство и импорт (-)

...

...

 

 

 

Валовая прибыль/валовой смешанный доход  —С учетом косвенно-измеряемых услуг финансового посредничества

1 723 014,7

2 553 286,4

3 202 777,4

потребление основного капитала (-)

348 453,8

435 878,0

548 080,5

чистая прибыль/чистый смешанный доход

1 374 560,9

2 117 408,4

2 654 696,9

Таблица 2

Структура ВВП методом доходов за 2009-2011 гг.

в процентах к итогу

2009 год

2010 год

2011 год

Валовой внутренний продукт

100,0

100,0

100,0

Оплата труда

36,9

30,1

28,5

Чистые налоги на производство и импорт

6,7

6,4

9,5

  в том числе:

 

 

 

    другие налоги на производство

2,2

1,5

1,3

    налоги на продукты и импорт

4,5

4,9

8,1

    субсидии на производство и импорт (-)

...

 ...

 

 

 

Валовая прибыль/валовой смешанный доход

56,4

63,5

62,0

потребление основного капитала (-)

11,4

10,8

10,6

чистая прибыль/чистый смешанный доход

45,0

52,7

51,4

Таблица 3

Образование доходов по видам экономической деятельности за 1 квартал 2011 года

 млн. долл.США

Валовая добавленная стоимость

в том числе

оплата труда

другие налоги на производство

валовая прибыль/ валовой смешанный доход

Производство товаров

2 168 502,2

506 007,5

50 194,2

1 612 300,5

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

115 401,2

35 696,4

265,4

79 439,4

Промышленность

1 812 665,5

367 383,7

48 623,2

1 396 658,6

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

1 096 759,2

155 256,0

37 982,6

903 520,6

Обрабатывающая промышленность

568 258,4

161 500,6

8 496,7

398 261,1

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

127 691,4

40 796,4

1 795,0

85 100,0

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

19 956,5

9 830,7

348,9

9 776,9

Строительство

240 435,5

102 927,3

1 305,6

136 202,6

Производство услуг

2 709 266,5

965 980,0

17 874,9

1 725 411,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

656 672,0

197 657,3

2 350,4

456 664,3

Транспорт и складирование

359 362,0

135 014,9

5 801,6

218 545,5

Услуги по проживанию и питанию

55 024,0

15 797,7

263,8

38 962,5

Информация и связь

137 498,6

51 061,2

1 634,0

84 803,4

Финансовая и страховая деятельность

187 921,8

54 224,7

1 948,9

131 748,2

Операции с недвижимым имуществом

453 937,6

23 359,6

2 470,9

428 107,1

Профессиональная, научная и техническая деятельность

273 745,3

99 372,2

1 735,7

172 637,4

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

115 858,3

55 355,4

830,4

59 672,5

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

98 907,6

76 142,5

88,7

22 676,4

Образование

191 545,9

138 671,1

249,1

52 625,7

Здравоохранение и социальные услуги

105 815,0

69 213,3

193,3

36 408,4

Искусство, развлечения и отдых

29 953,7

22 029,8

74,8

7 849,1

Предоставление прочих видов услуг

38 070,5

25 913,0

223,6

11 933,9

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

4 954,2

2 167,2

9,7

2 777,3

Итого по видам экономической деятельности

4 877 768,7

1 471 987,5

68 069,1

3 337 712,1

Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества

-134 934,7

Валовая добавленная стоимость

4 742 834,0

Чистые налоги на продукты и импорт

419 491,0

Валовой внутренний продукт

5 162 325,0

Рис.3 Динамика первичных доходов за 2008-2011 гг.

Таблица 4

Отраслевая структура образования доходов по видам

экономической деятельности за 2011 год

в процентах

Валовая добавленная стоимость

в том числе

оплата труда

другие налоги на производство

валовая прибыль/ валовой смешанный доход

Производство товаров

100,0

23,3

2,3

74,4

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

100,0

30,9

0,3

68,8

Промышленность

100,0

20,3

2,7

77,0

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

100,0

14,2

3,5

82,3

Обрабатывающая промышленность

100,0

28,4

1,5

70,1

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

100,0

31,9

1,4

66,7

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

100,0

49,3

1,7

49,0

Строительство

100,0

42,8

0,6

56,6

Производство услуг

100,0

35,7

0,7

63,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

100,0

30,1

0,4

69,5

Транспорт и складирование

100,0

37,6

1,6

60,8

Услуги по проживанию и питанию

100,0

28,7

0,5

70,8

Информация и связь

100,0

37,1

1,2

61,7

Финансовая и страховая деятельность

100,0

28,9

1,0

70,1

Операции с недвижимым имуществом

100,0

5,2

0,5

94,3

Профессиональная, научная и техническая деятельность

100,0

36,3

0,6

63,1

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

100,0

47,8

0,7

51,5

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

100,0

77,0

0,1

22,9

Образование

100,0

72,4

0,1

27,5

Здравоохранение и социальные услуги

100,0

65,4

0,2

34,4

Искусство, развлечения и отдых

100,0

73,5

0,3

26,2

Предоставление прочих видов услуг

100,0

68,1

0,6

31,3

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

100,0

43,7

0,2

56,1

Итого по видам экономической деятельности

100,0

30,2

1,4

68,4

Заключение

Необходимо отметить тот факт, что некоторые особенности применяемых методик, связанные с особенностью имеющейся информационной базы, организации сбора и обработки статистической информации, национального законодательства, конкретной экономической ситуации и т.д. есть практически во всех национальных статистических службах.

Внедрение системы национальных счетов, международной методологии расчетов в российскую статистическую практику устранило принципиальное несоответствие оценки ВВП России с другими странами мира, так как привело к соответствию с международными стандартами. Основанная на марксистской теории концепция материального производства, определявшая прежде методологию расчетов макроэкономических показателей России, уступила место основанной на классической экономической теории концепции производства, применяемой в СНС и других широко распространенных в мире макроэкономических моделях.

Тот факт, что международные организации, прежде всего - МВФ, публикует и использует оценки ВВП России в своих расчетах означает принципиальную методологическое соответствие этих оценок международным стандартам, по которым составляют оценкиBBII другие страны.

Применяемая в России концепция оценки ВВП основана на стандартной СНС, принятой ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕЭК в 1993 году. Однако, реальная ситуация в российской экономике, которая пока остается экономикой переходного периода, заставляет учитывать при осуществлении практических расчетов существующие особенности.

Поставленная в работе цель достигнута, задачи решены.

Список используемой литературы

  1. 1. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  2. Сафронова В. П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистике: Учеб. пособие для вузов / ВЗФЭИ. – М.: Финстатинформ, 2006.
  3. Экономическая теория: учебник. Под редакцией доктора экономических наук проф. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2000.
  4. Курс экономической теории: учебник – изд. 4-е, дополненное и переработанное под общей ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров «АСА», 2009.
  5. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ, 1998.
  6. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003.
  7. Валентей, С.Д. Накопление национального богатства: Россия на фоне общемировых тенденций / С.Д. Валентей. Л.II. Нестеров: Ин-т экономики РАН. - М.. 2008.
  8. Ведение национальных счетов. -М.: Финансы и статистика. 2004.
  9. Кондратьев, К.Я. Экодинамика и геополитика / К.Я. Кондратьев. В.К.
  10. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с.
  11. Методические рекомендации по экономической оценке природных ресурсов как элемента национального богатства. - М.. 2012
  12. Официальный сайт Росстата;www.gks.ru

Цели и инструменты макроэкономической политики на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

2. Сущность, содержание и цели социальной политики

3. Основные принципы и цели кадровой политики Общества

4. Сущность и основные цели НЭП (новой экономической политики)

5. Основные цели и приоритеты социальной политики современной России

6. Кредитно-денежная политика: ее цели и инструменты. Современная банковская система и кредитно-денежная политика в России

7. Финансовая устойчивость банков в условиях макроэкономической нестабильности

8. Равновесный объем национального выпуска кейнсианской макроэкономической модели

9. Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности: виды и последствия

10. Сущность финансовой политики государства, место и роль в ней бюджетной политики