Взаимосвязь рисунка танца и национальных особенностей

Работа добавлена: 2016-12-26





Содержание

Введение

1. Зарождение танцевальной культуры в древности

2.  Рисунок танца: сущность, основные элементы, закономерности построения

2.1 Рисунок танца – составная часть композиции танца

2.2 Взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики

2.3 Взаимосвязь рисунка танца с драматургией. Логика развития рисунка

2.4 Взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала

2.5Распределение танца по сценической площадке

3. Рисунок танца как выражение характера народа

3.1 Русский танец

3.2 Музыка и костюм как составные части целого

3.3 Основные жанры русского народного танца

3.4 Кавказский танец

Заключение

Список использованных источников

3

5

8

8

9

11

12

14

17

18

20

24

28

30

Введение

Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства, Живая связь хореографии с жизнью, с идеологическими, эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты.  Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими, прежде всего для самих себя и лишь отчасти для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняют танцы, взявшись за руки (в разных рисунках — в кругу, цепочках и т. д.), а потому они рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам; танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец.

За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии.  В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют замечательные традиции.  Народная манера исполнения песни, игры, хоровода, пляски не терпит фальши, искусственных эффектов, кривляний. Для нее должны быть характерны большая простота и в то же время мудрость, строгость и достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная правда, а главное — проникновенное, выразительное, высокохудожественное исполнение.  Жизнь народа идет вперед, и вместе с ней изменяются и национальные традиции.

В прошлом в народной хореографии в основном преобладала тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи перед хореографией. Значительно обогатилась тема труда. Сохраняя традиционные танцы, хореографы обогащают их содержание, показывают уже механизированный труд лесорубов, сплавщиков, шахтеров, кузнецов, механизаторов...  Изменились семейные праздники и обряды, свадьбы, проводы в армию и др. Все это по-своему выражают современные танцы.  Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества, тщательное изучение всех процессов, происходящих в нем, подсказывают правильный путь. Уход от народных традиций мешает работать коллективу, лишает его творческого кредо, обезличивает творчество.

Вопрос о сохранении и развитии народных традиций в хореографическом искусстве ставился такими авторами, как Н. М. Бачинская, А. А. Борзов, А. А. Климов, О. Н. Князева, А. В. Руднева, В. И. Уральская, Т. А. Устинова, М. С. Чернышов, Э. И. Шумилова, и многими другими специалистами в области народной хореографии.

В настоящее время этот вопрос является актуальным, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного разговора.  Проблемой нашего исследования является народная хореография. Цель данной курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с историей возникновения народной хореографии, определить взаимосвязь рисунка танца и национальных особенностей.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть социальную сущность явления народной хореографии.

3. Рассмотреть особенности возникновения народных элементов хореографии.

1. Зарождение танцевальной культуры в древности

В древности, в период зарождения танцевальной культуры, охотник пластическими движениями подражал повадкам зверя,рассказывал, как он подкрадывался к нему, как боролся и побеждал его. Он передавал это, используя все возможные выразительные средства, в том числе и рисунок танца, который и был одним из выразительных средств, словом, имелась тесная связь между тем, что хотел сказать охотник – исполнитель танца, и его передвижениями, т. е. танцевальным рисункам. В древние времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок, хотя он часто был незамысловатым.

Древние танцоры, как замечал Аристотель, посредствам ритмичных движений, изображают и характеры, и душевные состояния, и действия. Можно предположить, что именно с появлением земледелия наряду с круговыми рисунками появляются и линейные построения танца, что в какой-то степени связано с отражением в нём трудового процесса – полевых работ.

Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имела импровизация. Танцы шаманов, дошедшие почти до наших дней, подтверждают это.

На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя.

Рисунок танца – это перемещение танцующих по сценической площадке в определенном статичном расположении. Рисунок танца, как и другие составные части композиции, служат цели выразить мысль, идею в хореографическом произведении, эмоциональное состояние героев, которое появляется в их действиях и поступках.Рисунок танца и танцевальный текст образуют композиции, органичный синтез и поэтому при анализе построения рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и текста.

Древний танцор, как заметил Аристотель, подражал своими ритмическими движениями нравам, страстям, объятиям и так же воплощал в танце определенную мысль. В древние времена наиболее развитой частью композиции являлся именно рисунок; хотя часто он был незамысловатый. Можно предположить, что с появлением земледелия на ряду с круговыми, появляются линейные построения, это связано с отражением трудового процесса – полевых работ.

Большое значение в развитии рисунка в древние времена имел элемент импровизации. В воинских плясках древних племен мы видим четкие перестроения, резкие переходы одной фигуры в другие. С древнейших времен и до наших дней рисунок усложнялся, оттачивался и развивался, на его развитие влияли многие факторы: условия быта, жизни народа, образ его занятий, климат и т.д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, жизненный уклад, социальный строй. При сочинении танца балетмейстер должен использовать рисунок для того, чтобы добиться большой образности, выразительности характера и настроения героев.

Простые: круг, диагональ, линия, полукруг. Сложные – это несколько простых: линия одна за другой, круг в круге, улитка, клин. Часто сложные рисунки бывают многоплановыми. Существуют основной и проходящий рисунки. Основной – это более яркий, более выпуклый, эмоциональный, занимающий больше времени, чем проходящий (его надо закрепить), а промежуточный служит для смены одного рисунка другим, но не продолжительный и он менее выраженный.

Еще со времен Пифагора (570 – 500 лет до н.э.) начались исследования воздействия на зрителя различных построений, различались спокойный статичный характер горизонтального перестроения, возвышенный – вертикального построения, а возбуждающе – динамичный по диагонали. Уже в это время задумывались над соотношением переднего и заднего плана. Драматургия номера раскрывается через рисунок танца и он должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца.

2.  Рисунок танца: сущность, основные элементы, закономерности построения

2.1 Рисунок танца – составная часть композиции танцаКомпозицию создаёт балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определённом музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строиться по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует размечать рисунок танца и хореографический текст.

Рисунок танца– это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке.

Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определённую мысль), должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны.

Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, тохореографический текстэто танцевальные движения, жесты, позы, мимика.Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца. Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.

Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. Каждое движение - это живая ткань образа. Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находится на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки. Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа. А возможности пластики безграничны. Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица.

2.2 Взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики

Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.

В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.Некоторое знакомство с геометрией, - говорил Новер, - также может принести здесь немалую пользу: наука эта внесёт ясность в фигуры танцев, порядок в их комбинации, придаст чёткость формам и, сокращая переходы от фигуры к фигуре, сообщит исполнению больший блеск.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их.Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, изадача балетмейстера– добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.

В хороводе “Березка” (исполнитель – Государственный хореографический ансамбль “Березка”) балетмейстер Н.Надеждина, используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как берёзка, русской девушки, её характер, образ русской природы.И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер.  Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.

Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.

Ёще во времена Пифагора начались исследования воздействия на человека различных построений и перестроений. Различались спокойно-статистический характер горизонтального построения, возвышенный - вертикального построения, возбуждающе-динамический – диагонального построения. Уже в то время задумывались над соотношением переднего, заднего и крайнего планов, необходимых для создания глубины пространства.

2.3 Взаимосвязь рисунка танца с драматургией. Логика развития рисунка

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстаивается сценический образ. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией ( развитие действия) и кульминация , и развязка. Они требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средствам является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок же в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).

Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Необходима логическая связь рисунка танца и всех законов драматургии. В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение. При сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений и логикой развития рисунка танца.

Логика развития рисунка танца представляет связь предыдущего рисунка с последующим, а также, что каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего.Представьте себе, что певец, начав музыкальную фразу, резко обрывает её, не допев до конца, и переходит к следующей. Это вызывает у слушателей недоумение. Так и танцевальный рисунок должен быть завершённым и логично переходить из одного в другой. “Каждая картина или положение сами собой ведут к следующим, - писал Новер, - фигуры танца следуют одна за другой столь же непринуждённо, сколь и грациозно. Задуманный эффект сразу же становится ощутимым, фигура, казавшаяся изящной на бумаге, будучи перенесена на сцену, теряет свою прелесть, другая, которая кажется пленительной зрителю, видящему её сверху, выглядит совсем иначе из ложи первого яруса или партера …”

Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определённые коррективы.

Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответветствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя. Тогда балетмейстер может строить рисунок танцаклочковатоРазговаривая, человек то повышает, то понижает голос, изменяя интонацию, замедляет или ускоряет речь. На письме это обозначается знаками препинания. Рисунок танца тоже рассказывает и, следовательно, тоже имеет свои знаки препинания. Их расстановка в первую очередь зависит от мысли, драматургии и музыкального материала.

2.4 Взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала

Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, она то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой.

Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должны найти адекватное выражение в композиции танца, следовательно, и в его рисунке. Так, например, форма рондо в музыкальном сочинении требует соответствующего выявления в хореографии (в рисунке танца или в танцевальной лексике).

Рисунок танца соответствует характеру музыки. Например, лирический вальс требует рисунка плавного, неторопливого, если можно так сказать, напевного. А острый, чёткий характер мазурки заставит балетмейстера обратиться к рисункам, стремительным, с динамичными продвижениям, резкими поворотами, неожиданными изменениями в направлении движения. Это не означает, что вальс и мазурка не могут иметь один и тот же рисунок. Круг может быть и в вальсе и в мазурке, но характер рисунка в лирическом вальсе будет отличаться от мазурки, более динамичной, темпераментной, порывистой.

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным. Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего ОТ замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы  произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру). Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.

Таким образом, динамика и темп являются и средствами выразительности танца.

2.5Распределение танца по сценической площадке

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но, прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

«Высказывание Ж..Ж.. Новера об изучении балетмейстерами произведений великих живописцев, о симметрии и асимметрии в рисунке танца, думается, справедливо особенно в тех случаях, когда мы отражаем на сцене какую-либо бытовую картину, жизненное явление, раскрываем в танце определенный сюжет.

Возьмем, например, сцену перед наводнением в балете Р.Глиэра “Медный всадник”. Паника, страдание, волнение, различные мелкие эпизоды, сменяющие один другой, решены пластическими средствами. Может ли балетмейстер в данном случае пользоваться симметрическими рисунками? Нет. Рисунок доложен соответствовать характеру сцены. Горе и отчаяние людей, бушующая стихия – всё должно быть хаотичным, разбросанным, неорганизованным. Однако это впечатление может быть достигнуто лишь с помощью высокойорганизациирисунка танца и построения мизансцены. Важно, чтобы балетмейстер умел подчинить их конкретной задаче.

Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно чтобы хореограф умел переносить внимание зрителей на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент являются главными. Например, в танцевальной картинеХмель, П.П. Вирским в ансамбле народного танца Украинской ССР, балетмейстер построил сцену так, что в определенный момент отвлекает внимание зрителей и делает неожиданным появление девушки-хмеля.

Нужно уметь управлять вниманием зрителя и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное.

Рассмотрим в качестве примера адажио из второго акта балетаТак же как в оркестре тема переходит от солирующего инструмента ко всему оркестру, или группе инструментов, так и на сцене тема иногда переходит от солистов к кордебалету, несмотря на всё разнообразие и красоту построения лишь фон для главных персонажей.

При построении рисунка танца балетмейстер должен учитывать планировку сцены, а также смысловую сторону эпизода. Так, например, “Половецкие пляски” в опере А.Бородина “Князь Игорь”, тесно связаны с предыдущей сценой. Следовательно, рисунок танца должен исходить предыдущей мизансцены и быть обращен к главным персонажам. Предположим, что танец, например хоровод, должен быть построен как чествование какого-нибудь действующего лица. При сочинении такого хоровода балетмейстер должен строить рисунок танца так, чтобы он был обращен к герою. Тогда смысловая задача танца найдет в рисунке своё отражение.

Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремясь к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно.

3. Рисунок танца как выражение характера народа

Характер и темперамент, присущие танцам определённого народа, также находят отражение в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственному тому или иному народному танцу.

Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

3.1 Русский танец

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества - посуда, одежда, кружева и т. д.)

3.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух - и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный - сарафанный и южный - поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан - преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

3.3 Основные жанры русского народного танца

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески - культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод - русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец - мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг - это образ солнца, поклонение божеству - Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга.

"Круг"

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

"Улитка"

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому.

"Улица"

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу.Они могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Ворота"

1 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.

2 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.

"Гребень"

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

"Шен".

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни - в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

"Звездочка"

Фигура "звездочка" может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная "звездочка" - состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.

3.4 Кавказский танец

Танцы – неотъемлемый атрибут культуры любого народа. Танцы – это жизнь, через них мы выражаем свои чувства, свои эмоции: боль, радость, страсть, любовь…. У каждого народа свои танцы, в каждом из них есть что-то свое, неповторимое. А что же есть в танцах народов Кавказа? Это экспрессия, это страсть, это единение душ большого количества танцующих. Одним из самых красивых считается азербайджанский танец, ведь без танца немыслимо понимание народа этой страны. Азербайджанская культура прошла тяжелый путь, она формировалась в тяжелых условиях, под влиянием многих факторов, однако, все это еще больше приукрасило значение танца как отдельного вида искусства и внесло свои особенные нотки в культуру этого народа.

В этой кавказской стране всегда уделялось огромное внимание танцам. Их отличительной чертой в этой горной стране является существенное различие между мужской и женской партиями в танце. Это и легло в основу построения школы азербайджанского танца. Если пристально рассмотреть женскую партию, то можно отметить, что девушки в танце больше всего следят за движениями головы и рук, нижней части тела уделяется меньше внимания по причине того, что азербайджанские девушки обычно носят длинные платья или же юбки. Подобная одежда только красит национальные танцы - движения дам аккуратны и грациозны, зрителям со стороны даже может показаться, что девушки плывут, словно прекрасные лебеди. Впрочем, подобные танцевальные особенности характерны не только для азербайджанских танцев – это встречается и в культуре других народах. Настоящие ценители культуры Кавказа всегда отметят грамотно поставленные и отточенные движения рук девушек в танце. Постановке танцевальных номеров уделяется особое внимание, поэтому мастера танца доводят до совершенства партии девушек. За счет правильных и точных движений рук достигается эффект поражающей воображение плавности в танце.

Иное акцентирование делается в мужской партии танца - здесь в работе, прежде всего ноги, руки остаются практически недвижимы. Однако, то, что выполняют асы азербайджанских танцев – настоящие произведения искусства: скорость движения ног поражает воображение, а энергетика, исходящая от танцоров не может не воодушевлять. Большая часть танцев азербайджанского народа является олицетворением жизни обычных обитателей этой страны – что, в общем-то, характерно и для культуры других регионов.

Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства на территории Азербайджана был долгим и многовековым. Такие массовые обрядовые танцы, которые ещё бытовали в народе ещё до недавнего прошлого, как «году-году», «коса-коса», «хыдыр ильяс» и др. также являются старинными. Различные виды народных танцев выкристаллизовывались из этих обрядовых танцев уже в эпоху средневековья. При дворах азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли, которые славились высоким мастерством танцовщиков.

Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: «Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие древний хоровод «яллы» (5-3-е тыс. до н.э., Кобустан).

Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы - «сэмэни», «хыдыр ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.

Азербайджанский народный танец, как правило, трехчастный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус строго и горделиво подтянут; третья – опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом.

Национальные костюмы всегда являются одним из ценных исторических источников, с помощью которых можно изучить культуру того или иного народа. Так и азербайджанский национальный костюм на протяжении веков являлся отражением самобытной культуры азербайджанского народа, постепенно видоизменяясь, он становился выразителем национального менталитета, и мог поведать очень многое о традициях и обычаях народа.

Традиционно женский национальный костюм состоит из нижней и верхней одежды, в нём же они и учавствовали в танцах. Классический костюм включает в себя мешкообразное покрывало чадру и лицевую занавеску рубенд, которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, качество которых зависело от финансового положения семьи. Одежду также дополняло множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.д. Молодые женщины в отличие от пожилых носили более светлую одежду ярких цветов.

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Танец азербайджанцев и сейчас проходит в национальных костюмах.

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.

Головной убор - символ достоинства кавказца. На протяжении всей азербайджанской истории шапка для мужчины была практически материальным воплощением его чести, и потерять ее считалось страшным позором. Если в ходе спора или перебранки с головы мужчины сбивали шапку - это означало нанесение унизительного оскорбления, причем не только этому мужчине, но и всему его роду, что могло положить начало многолетней войне между семьями. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор - тескулах. Лишь во время омовения перед намазом азербайджанец оставался с непокрытой головой.

Основным головным убором у азербайджанцев была овчинная папаха.

Помимо шапки, азербайджанский национальный костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже - брюк) и архалука.

Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки «джорабы». Их вязали из овечьей или верблюжьей шерсти и носили везде.

Заключение

В заключение отметим, что народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народный танец нужен людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми.

Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.  Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Русское народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Около 80 % всех сценических художественных произведений, так или иначе связанных с искусством танца, сочиняется и ставится в стране на материале русского народного танцевального творчества. Русские народные танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников хореографической самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские танцы входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.

Изучение русского народного танца сегодня является настоятельной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям театральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, показывать быт русского народа, вводить в действие подливные народные гуляния, обряды. Все это требует углубленных познаний в области русского танцевального фольклора, умения передавать его живые черты и приметы.  Интерес к народному танцевальному творчеству со стороны широкого круга специалистов огромен. Для всех становится очевидным, что знание основ народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в хореографической педагогике.

Сформулируем выводы по курсовой работе:

- Истоки народных танцев лежат в глубокой древности, когда пляска была имитацией реальных действий древнего человека, а обрядовые танцы развились на основе древних верований и являлись сплавом анемизма, магии и древнего искусства.

- В бытовой хореографии человек выступает уже в качестве социального типа, отделившегося от природы.

- В плясовых хороводах на первый план выдвигается не драматическое (игровое), а хореографическое начало.

- Русский народный танец, хотя и взял некоторые танцевальные формы извне, но творчески переработал их. Сильное своими национальными корнями русское танцевальное искусство подчинило их своему художественному методу, наделило своим стилем, характером, наполнило своим содержанием.

- Основными характерными чертами народной хореографии являются связь с народными традициями, выразительность, содержательность и реализм.

- Народная хореография выступает как средство массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться.

Список использованных источников

  1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.- СПб., 2004.
  2. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие.- М., 2005.
  3. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни.- М.-Л., 2005.
  4. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие.- М.: Изд-во МГУ, 2001.
  5. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
  6. Даль В.И. Пословицы русского народа.- М., 1997.
  7. Очерки русской культуры XIII-XV веков. Ч. 1. Материальная культура.- М.: Изд-во МГУ, 2001.
  8. Русское народное творчество. Хрестоматия.- М.: Музыка, 2004.
  9. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: 2001.
  10. Уральская В.И. Природа танца.- М.: «Советская Россия», 1981.

    11. Интернет-ресурс:http://magrenc.ru/balletmaster/




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Задачи и техника биологического рисунка. Зачем нужно рисовать биологические объекты

2. Конкурентоспособность национальных экономик

3. Нормирование национальных литературных языков Нового времени

4. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)

5. Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе

6. Взаимосвязь межличностных конфликтов с межгрупповыми и внутриличностными

7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: КРИВАЯ ФИЛЛИПСА

8. Онтология как философское учение о бытии. Формы бытия и их взаимосвязь

9. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БАНКОВСКИМ КРЕДИТОМ И ТЕМПОМ РАСШИРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

10. Мышление и язык. Уровни и формы познания. Взаимосвязь чувственного и логического