Проблема социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Работа добавлена: 2016-12-26





СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….     3

Глава 1. Проблемы семей имеющих инвалидов ……………………………..    5

1.1. Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме ………………………………………………………….    5

1.2. Социальные проблемы инвалида и их семей …………………………...   12

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями …….  21

2.1. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Родник» …………………………………………………………………………………...  21

2.2. Исследование «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности» ……………………..   32

Заключение …………………………………………………………………….  41

Список использованной литературы …………………………………………  43

Приложение 1. Анкета «Профессиональное самоопределение и социальная направленность» ……………………………………………………………….  45

Введение

В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств. Семья является наиболее значимым фактором социализации инвалида и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается человека с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода.

Присутствие человека, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для этого в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы.

Однако до последнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В зарубежной литературе 1950-1960-х г.г., равно как и в отечественной литературе до 1990-х г.г., практически нет сведений о состоянии семей с людьми с особыми потребностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство людей с ограниченными возможностями помещались в закрытые учреждения.

До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. В специализированных домах инвалидов, домах ребенка, детских домах, интернатах проходила жизнь примерно 10 % населения. Сегодня ситуация качественно меняется. Все больше семей берут на себя задачи присмотра за инвалидом в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни инвалидов.

Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданского общества, таких как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость. 

Семьи, имеющие инвалида, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, услуги «социальной няни», производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для семей инвалида.

Практика показывает, что некоторые семьи психологически опустошены и подавлены, оставаясь в этом состоянии на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизовать себя и других членов семьи, стараются сформировать позитивный настрой и управлять психотравмирующей ситуацией, постепенно нивелируя многие негативные стороны.

Исследованием проблем семей имеющих инвалидов занимаютсяАнтипьева Н.В., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н.,Гришина Л.П., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н.,Львова Е.Н., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые.

Объектом исследования: являются семьи, имеющие в своем составе инвалидов.

Предметом исследования: является социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Цель исследования: проанализировать образ жизни и  проблемы семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Задачи исследования:

1) Сформировать теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме.

2) Изучитьсоциальные проблемы инвалида и их семей.

3) Провести опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 

Глава 1. Проблемы семей имеющих инвалидов

1.1. Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме

Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются здоровьем, силой и красотой.

На экране и на сцене люди с ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и жалкие. Параллель между искалеченными телами и извращенными умами мы находим практически по всюду, в религиозных книгах, классических мифах и литературе. Так, греческий философ Платон в своей «Республике» поучал, что если мы хотим, чтобы граждане достойно вели себя, то следует позаботиться о том, чтобы в детстве их воспитывали и обучали лучшие люди [16, c.123].

Инвалидность может быть наказанием за плохое поведение и злые помыслы или за то, что человек недостаточно добр. Как следствие такого мировоззрения в античной Спарте новорожденные младенцы подвергались специальному освидетельствованию и если в его результате обнаруживались отклонения от нормы, то эти младенцы ликвидировались.

Образ, создаваемый архетипами и средствами массовой информации, делает свое дело, активно формируя отрицательное отношение к инвалидам.

Если раньше в основе понимании инвалидности, нездоровья лежало принятие некой кары за неблагочестивые и небогоугодные поступки, то сегодня в массовое сознание все больше входит осознание того факта, что вина прежде всего лежит в технологических и экологических процессах, разрушающих саму среду обитания человека. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, около 10 % населения планеты относятся к категории людей, которых мы относим к инвалидам. Причем с дальнейшим развитием цивилизации инвалидность имеет устойчивую тенденцию к росту.

Вместе с тем основной набор стереотипов, связанных с инвалидностью, базируется на понятиях: зло и страх, беспомощность, милосердие и благотворительность, медицинская модель, в рамках которой инвалидность понимается как отклонение от нормы, и система лечебных и реабилитационных мероприятиях предполагает сформировать трудоспособного и полноценного члена общества. Эти стереотипы свидетельствуют, что об инвалидах судят главным образом по их ограниченным возможностям и гораздо реже - личностным качествам.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защит».Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения: ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);ограничение способности заниматься обычной деятельностью;ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным [16, c.131].

Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как безликая социальная группа, нуждающаяся только в заботе, социальной помощи и милосердии. Все более отчетливо прослеживается тенденция интерпретировать инвалидность в свете парадигмы "личность человека, имеющего инвалидность - общество".

Если ранее социальная политика, затрагивающая интересы людей, имеющих инвалидность, рассматривала их как людей, имеющих, прежде всего психологические, физиологические или анатомические дефекты, приводящие к утрате им трудоспособности (это наиболее ярко отражается на делении общества, на "инвалидов" и "здоровых" - такое противопоставление встречается даже в официальных публикациях и очень широко в прессе; достаточно распространенным является следующее бытовое определение людей, имеющих инвалидность: "инвалиды", "люди с отклонениями в развитии", "лежачие", "колясочники", "шейники", "спинальники" и т.д.), то теперь все большее распространение получает отношение к людям, имеющим инвалидность, как к полноправным членам общества, имеющим потенциальные способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы обществом в его прогрессивном развитии [2, c.43].

Демократизация затрагивает все аспекты жизни общества и приводит к качественным изменениям не только в экономической и социально-политической жизни общества, но и существенным образом изменяет общественное сознание.

Получая большею степень свободы выбора, самоутверждения и самоопределения, человек начинает все яснее ассоциировать себя с окружающей средой, в которой он живет, и приобретает навыки ценностной ориентации, инициативу, стремление к творческой активности с целью улучшения качества жизни. Динамика процесса развития каждого отдельного члена общества «человек-индивидуум-личность» имеет большое положительное значение для общества в целом, так как она становится сильнее и богаче, что позволяет ему в более полной мере удовлетворять нужды и потребности каждого его члена.

Процесс социализации личности вовлекает и людей, имеющих инвалидность. Изменение общественного сознания, с одной стороны, и качественное прогрессивное изменение самосознания людей, имеющих инвалидность, а вслед за этим и возрастание их социальной активности, с другой стороны, обуславливает более активное участие людей, имеющих инвалидность, в принятии решений относительно социальных проблем и социальной политики, имеющей самое непосредственное отношение к ним. Общественное движение людей, имеющих инвалидность, расширяется.

В настоящее время оно представляет собой мощное объединение организаций, осуществляющих разнообразные задачи, возникшее на основе общности главной цели: добиться того, чтобы люди, имеющие инвалидность, имели равные права и равные возможности для активного участия во всех аспектах жизни общества. Выдвижение равенства прав и возможностей в качестве приоритета в социальной политике со стороны самих людей, имеющих инвалидность, и активная практическая деятельность общественных объединений, занимающихся проблемами инвалидности, поставили перед представителями государственных структур, решающих социальные проблемы, профессионалами (врачами, реабилитологами, социологами и социальными работниками и др.), учеными новые вопросы, касающиеся не только медицинских и социальных, но и гуманистических и философских аспектов проблемы инвалидности [8, c.234].

Поиски новых, более полных интерпретаций инвалидности, более эффективных форм и методов решения их социальных проблем, привело к попыткам создания научных методологий, описывающих диалектику развития социальной политики в тесной связи с развитием общества в целом. Описание моделей инвалидности впервые сделано человеком, имеющим инвалидность (Денсон, Кэрол).

Исследование моделей инвалидности и степени воздействия той или иной модели на официальную социальную политику получило дальнейшее развитие в Канаде и странах Западной Европы (Ратска, Адольф, Пути достижения равенства, Сборник трудов по аспектам независимой жизни, Издание Международного комитета независимой жизни; Мунро, К. и Элдер-Вудворд, Дж., Черчхил Ливинсгстоун) [8, c.254].

Вместе с развитием российского движения за независимую жизнь появляются попытки классифицировать существующие подходы к пониманию инвалидности (Астапов М.В., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии). Наиболее полное описание моделей инвалидности мы находим в программе Центра независимой жизни для детей, имеющих ограниченные физические и/или умственные возможности, разработанной Московским городским клубом инвалидов "Контакты-1". Выделено четыре модели.

Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физиологический, анатомический (хронический или временный). Медицинский подход оценивает инвалидность человека, исходя из степени потери им трудоспособности. Врачебно-трудовая экспертиза присваивает ему группу инвалидности. Традиционно понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" используются как почти равнозначные и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид" подтверждает это, так как в переводе с английского "инвалид" - "больной, неполноценный, нетрудоспособный" ( от лат. "бесполезный"). Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный (программы реабилитационных центров включают на ряду с лечебными процедурами сеансы и курсы трудовой терапии).

Инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется патерналистическим подходом к проблемам человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей, предлагают клиентам ограниченный перечень услуг, как-то: доставку продуктов на дом, транспортные услуги на машине до поликлиники или больницы, уборка квартир и т.п. Специализированные учебные заведения также являются отражением социальной модели: образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся [10, c.71].

Широко используется общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные положения политического движения заимствованы из американского движения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.

Модель идеалистическая. Она включается в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства человечество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой отдельной личности. Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество. Если политико-правовая модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других. Социальная значимость члена общества будет определяться его вкладом в общее дело.Таким образом, существование различных подходов к проблемам инвалидности является закономерным. Основные направления в социальной политике зависят от людей, принимающих участие в ее создании. Как было ранее нами указано, традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Затем с развитием общества и прикладных наук (психологии, социологии и социальной науки) проблема инвалидности приблизилась к обществу. А начавшееся в шестидесятых годах двадцатого века бурное развитие третьего неправительственного сектора, стимулировало активное участие в социальной политике представителей социальных групп, до сих пор являвшихся лишь пассивными объектами социального взаимодействия, которое особенно интенсивно происходило в период осуществления странами ООН мероприятий, включенных во Всемирную программу действий относительно людей, имеющих инвалидность [1, c.133].

Таким образом, в разные периоды времени в зависимости от того, кому принадлежало приоритетное право в принятии решений, затрагивающих интересы людей, имеющих инвалидность, социальная политика делала акцент на медицинском, социальном, политическом аспектах проблемы. Наше время характеризуется глобальностью интеграционных процессов, затрагивающих все сферы деятельности человека. Проблема инвалидности вошла в ткань таких областей как реабилитация, образование, статистика, политика, демография, социология, экономика, антропология и т.д. Поэтому большую актуальность приобретает проблема стандартизации подходов к проблеме инвалидности. Решение, которой в огромной степени зависит от выработки единой интерпретации такого социального явления как инвалидность, всеобъемлющей и гуманистической, наиболее полно отражающей права и интересы отдельного члена общества, имеющего инвалидность. И в этом отношении определенное значение имеет систематизация уже существующих теорий относительно моделей инвалидности, социальной политики и социальной системы, создаваемых на основе той или иной модели, и воздействия той или иной модели на реальные нужды, потребности и интересы людей, имеющих инвалидность.

1.2. Социальные проблемы инвалида и их семей

Семья, имеющая в своём составе инвалида, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях. На функциональном уровне происходит «наращивание», дополнение воспитательной функции семьи за счет абилитационно-реабилитационной, корригирующей и компенсирующей функций. Без надлежащей их реализации затруднено выполнение семьёй воспитательной и социализирующей задач по отношению к ребёнку с проблемами в развитии.

На структурном уровне имеют место качественные изменения семьи (психологические, соматические, социальные), обусловленные объективными и субъективными трудностями и проблемами, с которыми сталкивается семья с ребёнком-инвалидом в процессе своей жизнедеятельности, дополнительно к тем, которые типичны для семей с нормально развивающимися детьми [14,c.33].

Оценка специалистами структурных изменений семьи представляет собой важный момент в оказании ей адресной психологической, педагогической и социальной помощи с целью содействия развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Существует ряд неразрешенных проблем инвалидов с ограниченными возможностями и их семей. К ним можно отнести:

1. Социально-медицинские:

проведение амбулаторного лечения;

проведение медицинских экспертиз;

устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;

медикаментозно-лечебное обеспечение;

здоровье;

социальный патронаж;

дефицит узких специалистов (невропатологи, психологи, дефектологи).

2. Социально-психологические:

самореализация;

психические расстройства;

депрессивное состояние;

не востребованность обществом;

комплекс неполноценности;

страхи;

замкнутость;

адаптация к окружающему миру;

потребность в общении.

3. Социально-педагогические:

обучение;

изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;

ограниченный круг общения;

проблема межличностных отношении;

формирование самооценки;

чувство внутреннего дискомфорта.

4. Социально-правовые:

правовая неграмотность;

получение льгот, пенсий;

оформление инвалидности;

плохая законодательная база;

не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

5. Социально-экономические:

материальное обеспечение;

низкий уровень жизни.

6. Социально-бытовые:

жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);

недоступность архитектурной среды;

телефонной связи;

доставка продуктов, медикаментов;

организация досуга;

нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;

нехватка технических средств.

7. Трудоустройство.

8. Социального обслуживания [21,c.167].

Причины возникновения социальных проблем инвалида и их семей. Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового общества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, не конкурентоспособности по сравнению с другими людьми .

Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая предлагает лечение, трудотерапию, создание специализированных служб.

Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческой ориентации.

Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Низкая амбулаторная медицинская помощь. На низком уровне находится осмотр инвалида узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми препаратами, протезами, ортопедической обувью[21, c.170].

Остаются нерешенными многие социально-медико-психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью.

Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро -, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом.

Комплекс этих проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех инвалидов. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта. Мало мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделии на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу, с работы и т.д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п. Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с раннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признанными недействительными в судебном порядке [17,c.94].

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

Перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это свидетельствует о том, что реабилитацию инвалида следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.

Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и что очень важно, медико-социального характера.

В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: "Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения".

Социальная реабилитация инвалидов и их семей должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и их нуждам. В такой ситуации, к которой семья, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи [11,c.165].

Семья, имеющая в своей структуре инвалида - это семья с особым статусом, специфика и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем такого члена семьи, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, порой отсутствием работы, специфическим положением в семье инвалида, обусловленное его состоянием здоровья.

Потребности семей инвалидов условно подразделяются на две группы: общие, то есть аналогичные нуждам семей остальных граждан и особые, то есть, вызванные той или иной болезнью инвалида как члена семьи.

Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов, проживающих в семье являются следующие: в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; передвижении; общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и других сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; а также комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации и материальной  [11,c.168].

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка- инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Одной из проблем, с которой сталкивается юноша (девушка), имеющий или имеющая группу инвалидности – это невозможность трудиться.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства: профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; повышение квалификации; содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально-производственная адаптация.

Социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

2.1 Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Родник»

Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Родник» в системе Департамента социальной защиты населения Тюменской области начал работать с июля 2001 года. Целью деятельности учреждения является оказание социально-правовой, психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями (преимущественно неврологического профиля).

В силу тяжести заболеваний они не могут посещать массовые школы и детские сады. Это дети со сложными комплексными нарушениями (ДЦП, генетические нарушения и умственная отсталость), они освидетельствованы как «необучаемые» или, в лучшем случае, находятся на специальном / индивидуальном обучении. В центре «Родник» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников (в интегрированных группах). С детьми работают 29 специалистов, 40% из них имеют первую и высшую квалификационные категории.

Реабилитационный Центр «Родник» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 23 лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.), хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре – инвалиды детства, которые являются «неорганизованными», т.е. не посещающими учреждения образования.

Центр работает в режиме дневного стационара с круглогодичным обслуживанием детей и членов их семей, проживающих в городе Ульяновске и в районах области.

Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 55 человек; в течение года - до 3 тыс. человек (физических лиц). За год специалистами Центра оказывается более 30 тыс. социально-экономических, социально-правовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):

«Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).

«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).

«Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).

«Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).

Для подростков-инвалидов старше 18 лет по субботам организован клуб общения «Берег». Разрабатываются проекты по включению подростков и молодых инвалидов в социальную инфраструктуру (учреждения культуры, дополнительного образования, спорта).

Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.

-отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):

Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:

Для специалистов и семей - образовательные семинары на базе районных комитетов социальной защиты (в год проводится около 25 семинаров).

Для детей – диагностика реабилитационного потенциала, разработка реабилитационных программ и консультации специалистов Центра (около 20 семей).

Для семьи - краткосрочные, интенсивные реабилитационные курсы на базе Центра (43 семьи).

В летний период учреждение организует лагеря дневного пребывания для детей-инвалидов в поселениях области (в 2015г. охвачено 260 детей с ограниченными возможностями).

Рост числа детей в 2015 г. обусловлен открытием новых семейных клубов в районах области и интенсивной работой учреждения по организации выездных обучающих семинаров для родителей и специалистов.

В целом план по обслуживанию выполняется учреждением на 125%. При мощности учреждения 55 человек, в день в среднем по году обслуживается 60 человек.

Воспитание в семье ребенка-инвалида – это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка -это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии – большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации.

Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен – проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую – отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией.

Реабилитационный Центр – именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей-инвалидов и семей, их воспитывающих.

Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.

На сегодняшний день на учете в Центре состоят 1322 детей-инвалидов. Динамика оказываемых услуг отражена в диаграммах.

Но, к сожалению, возможности патронажа уступают по своей значимости комплексу работы с семьями в условиях самого Центра, так как перенести весь комплекс услуг Центра, созданный для гармонизации и последовательности комплексной реабилитации детей и семей, в одну взятую семью невозможно. Поэтому Центр старается расширить свои возможности по работе с семьями детей-инвалидов с применением новейших реабилитационных технологий непосредственно в Центре.

Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок-инвалид. Аналитические данные, полученные в результате работы с каждой семьей за последние 3 года, позволили разделить условно их по социальному статусу на 2 группы:

1 группа. Неполные семьи – 68 (25,66% от общего количества семей).

2 группа. Полные семьи – 190 семей (71,69%), в том числе многодетные – 7 (2,64%), малообеспеченные семьи – 149 (56,22%)

Эти данные говорят о высоком проценте неполных и малообеспеченных семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и нуждающихся в социальной поддержке. Зачастую распаду семьи способствуют возникновение проблем межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. И если даже в семье живут оба родителя, избежать семейных конфликтов бывает сложно. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В этом случае подключение к данной проблеме социального работника, социального педагога, психолога необходимо. Реабилитационный центр строит свою работу так, чтобы изменить выше обозначенные стереотипы в семейных проблемах.

С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей), на сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьмиродители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.

Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.

Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.

Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2015 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.

Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».

В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности.

Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.

ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.

Задачей медико-социальной реабилитации детей является достижение такого результата, при котором ребенок - инвалид оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети- инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия – ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, метод вертикализации – занятия на тренажере Гросса, все виды массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии, динамическую проприоцептивную коррекцию с помощью лечебно – нагрузочных костюмов «Гравистат».

Устройство «Гравистат» воздействует на тонические рефлексы, которые лежат в основе формирования патологических мышечных взаимодействий (синергий) у больных и обуславливают преодолений действия силы тяжести дефектным путем. «Гравистат» позволяет производить функциональную коррекцию позы больного максимально эффективно. Устройство представляет собой систему эластичных тяг, закрепленных в противовес по передней и задней поверхности тела. Тяги задают строго дозированную компрессионную нагрузку вдоль тела, что обеспечивает воздействие на мышцы – антагонисты туловища и ног, а так же эластичные тяги корректируют положение тела пациента. Создается мощный информационный поток от рецептов мышц, суставов, связок, направляемых в ЦНС, где формируются следовые образы движений, таким образом, при активных движениях пациента происходит закрепления правильной позы и правильного акта движения на уровне ЦНС, а так же улучшаются познавательные функции мозга, речь.

В центре разработали вариант проведения индивидуального занятия ДПК в ЛНУ « Гравистат» в игровой форме для детей со спастической формой ДЦП в форме нижнего спастического паропареза. Поведения ДЦП в игровой форме способствуют позитивному, эмоциональному восприятию занятий и положительному эффекту.

В реабилитационной карте фиксируются начальные параметры нейроортопедических тестов. Исходя из физических параметров (рост, вес) ребенка рассчитывается требуемая нагрузка. Начальная нагрузка составляет 20% от веса ребенка и регулируется степенью натягивания тяг.

Продолжительность занятий по времени нарастает постепенно, начиная с 30 минут.

В течение 2 – 3-х дней продолжительность занятия увеличивается до 1 часа.

На протяжении всех этапов динамической проприокоррекции, рядом с ребенком, присутствует мама, которая под контролем инструктора помогает ребенку в правильном выполнении тех или иных упражнений, поддерживает ребенка эмоционально, а также осваивает тот комплекс упраражнений, секреты правильной лечебной укладки, которые необходимо ежедневно выполнять в домашних условиях для закрепления полученного результата.

Теперь обратимся к другим технологиям – социокультурным, разработанным на стыке разных областей занятия, использующим методы культурной деятельности, педагогики, реабилитологии.

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Особое место в организации социальной реабилитации занимает театральная деятельность.

Поиск новых способов реабилитации детей-инвалидов привел к идее использовать театральную деятельность как щадящую форму коррекции личностного развития и социального поведения детей с ОВ. Поэтому созданная театральная группа была с самого начала интегрированной. В нее вошли не только дети с ОВ и учащиеся общеобразовательных школ (как волонтеры), но и родители детей с ОВ.

Впоследствии с приходом руководителя – профессионала (актрисы кукольного театра Ганичевой А.А.) в центре стал работать театр «Ковчег». Работа специалиста, организующая деятельность театра в реабилитационных учреждениях, имеет свою специфику: во-первых, необходимо время на принятие детей с их особенностями, во-вторых, необходимо соотнесение творческой и реабилитационной задачи.

Для того чтобы анализировать результаты выбранного метода реабилитации, были разработаны диагностические карты. Фиксируются изменения в когнетивных процессах, эмоционально-волевых и коммуникативных сферах. Кроме того обращается особое внимание на формирование специфических театральных навыков. Например, в постановке кукольного спектакля важно научить детей приемам кукловождения; при подготовке Новогоднего бала – развивать чувство ритма и пластику.

Кроме общих реабилитационных задач, обязательно ставятся персональные, в соответствии с проблемами ребенка. Например, снижение чувства тревожности, развитие спонтанности, и, конечно, как говорят театралы, ощущение «публичного одиночества» (формирование навыка выступления на публике).

Родители вначале преимущественно занимали пассивную позицию, в настоящее время они не только шьют костюмы, изготавливают реквизиты, но участвуют в спектаклях как актеры. А больше всего радует возросшая инициативность родителей. Они ставят свои небольшие спектакли, сценки, выступая на различных праздниках.

Опытом центр «Родник» делится и с родителями, воспитывающими детей с ОВ, проживающими в районах области. Проводятся выездные семинары, выпускаются методические пособия по разным направлениям комплексной реабилитации. Например, в сборнике «Ваш домашний театр» подробно рассказывается о том, как организовать театральную деятельность с детьми-инвалидами в домашних условиях.

Можно говорить о постоянном развитии театральной деятельности в «Родник». В этом театре ставятся спектакли разных жанров: кукольные спектакли, музыкально-литературные композиции, инсценировки. Пробуют себя в эстрадном ревю. В перспективе – создание младшей группы театра детей с ДЦП (ноу-хау – использование не вертикального, а горизонтального положения куклы на палочке).

Обратимся к проектной деятельности, где особое место занимает садоваятерапия.

Программа «Садовая терапия» (или гарденотерапия), разработанная специалистами центра, предназначена для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с умственной отсталостью, детским церебральным параличом (ДЦП) и их родителей. Программа включает систему теоретических и практических занятий на базе центра и подразумевает реализацию некоторых направлений работы в свободное от занятий время. Предполагается обучение детей и подростков и их родителей навыкам работы с почвой и почвосмесями, посадки растений в грунт и под пленку, полива и подкормки растений в различные сезоны года; выращиванию горшочных растений; созданию клумб; букетов из живых и сухих растений.

Для нашей страны термин гарденотерапия достаточно новый, но на неосознанном уровне наши прабабушки и бабушки применяли эту форму работы за несколько лет до внедрения наукоемкого понятия.

Общения с растениями и элементарные трудовые навыки улучшают настроение ребенка, способствует раскрытию собственных эмоций, позволяют проявлять заботу о другом человеке.

Дети и родители Центра 2-3 раза в неделю посещают занятия по садовой терапии и, когда зацвели посаженные своими руками цветы видно, как радуются дети и их мамы, бабушки. Видно, как ребенок сам прикладывает усилия, чтобы разжать руку, захватить совок, насыпать земли в горшок, пытается заговорить.

Садовая терапия позитивно меняет взгляды родителей, озабоченных уходом и лечением детей и является одним из старейших видов активной терапии.

С момента рождения в семье ребенка-инвалида, необходимо как можно быстрее определить маршрут его социального сопровождения различными структурами: медицинскими, образовательными учреждениями, реабилитационными центрами и общественными организациями. Ребенок растет, учится, посещает, по мере возможности, различные учреждения: спортивные, образовательные (Детские дома творчества) и т.д. Но когда ему исполняется 18 лет, он становится взрослым (т.е. уже не подлежит реабилитации в специализированном учреждении). Перед семьей встает вопрос дальнейшего жизнеустройства молодого инвалида. Где можно применить знания и навыки, полученные в школе, творческие способности в различных видах деятельности, которые он развил, занимаясь в кружках (шитье, бисероплетение, деревообработка)? А перед специалистами возникает проблема, в какой форме это сделать

Нестационарные формы предоставляют реабилитационные услуги детям-инвалидам и их семьям, помогают развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями, готовить их к обучению и посильному труду, формировать социальные навыки.

Некоторые семьи самостоятельно (или через УДСЗН) записывались в Центр на консультации к специалистам, на комплексную реабилитацию. Был выделен для работы с семьями специальный день (пятница). В этот день специалисты проводят диагностику, набрана группа детей с синдромом Дауна (из 4 районов области) на комплексную программу реабилитации.

Создание семейных клубов и других нестационарных форм реабилитации позволяет не только стимулировать активность родителей в развитии детей с нарушениями, но и готовит почву для открытия новых реабилитационных центров.

Интегрированные детские творческие и трудовые группы, молодежные акции, волонтерское движение, систематическая работа со СМИ дали новый импульс воспитания толерантности в молодежной среде, влияние на общественное мнение по отношению к детям – инвалидам в сторону принятия их как равных, создания условий для творческой реализации одаренныхдетей-инвалидов, проживающих в сельских районах.

В целом проект НФР ориентирован на поддержку семейных, а неинтернатных форм жизнеустройства детей с нарушением развития, создание механизмов интеграции детей со сложными комплексными нарушениями в общество.

В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Родник», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медикаментозные, социокультурные, садовую терапии, которые играют значительную роль в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

2.2. Исследование «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности»

Одним из видов социальной реабилитации является профессиональная реабилитация – комплекс мер направленных на восстановление трудоспособности (профотбор, профподбор). Профессиональная ориентация является направлением профессиональной реабилитации, которая способствует выявлению профессиональных интересов и помогает наметить цели на последующую трудовую деятельность.

Исследование посвящено профессиональной ориентации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Целевая направленность практического исследования включает: выявление требований, условий организации специальной системы мероприятий, способствующих профессиональной ориентации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а так же активизацию внутреннего потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями; также способствует продуманному профессиональному выбору, приобщает к активной социально-бытовой и общественной жизнедеятельности в соответствии с интересами, способностями и возможностями детей и подростков с инвалидностью.

Таким образом, в рамках нашего исследования мы постарались:

1. Определить профессиональную направленность участниковпрофориентационных занятий;

2. Сформировать общепрофессиональные знания, умения, навыки;

3. Предоставить практическую возможность реализовать полученные навыки в процессе занятий;

4. Предоставить информацию по вопросам необходимых личностных качеств, индивидуальной профессиональной направленности, разнообразия «подходящих» профессий, по мотивам выбора профессии.

5. Научить детей и подростков с ограниченными возможностями ставить перед собой цели, достигать их;

6. Обучить участников профориентационных занятий самопрезентации, осознанию законов взаимодействия между людьми, обусловленных особенностями самосознания;

7. Развитие навыков самопредставления, уверенности, ассертивности;

8. Предоставление медицинских рекомендаций с целью недопущения прогрессирующего развития основного и сопутствующего заболевания.

Исследование включало 8 занятий, рассчитанных на 12 часов, продолжительность каждого занятия – полтора часа. Основная форма работы – групповые занятия, в среднем 12 человек в группе. В исследовании приняли участие три группы детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности в количестве 36 человек в возрасте от 12 до 22 лет и специалисты-эксперты РЦ «Родник» в количестве 15 человек – психологи, педагоги, социальные работники, медицинские работники.

Данное исследование носит обучающий характер, так как в процессе ее реализации участники получили необходимые знания о постановке целей на будущее, о модели достижения целей, самопрезентации, научились самопредставлению на собеседовании, узнали о наличии собственных способностей, склонностей, интересов, измерили свои жизненные навыки, а также изучили стратегию преодоления проблем. Необходимо учитывать тот факт, что дети и подростки с ограниченными возможностями зачастую бывают изолированы от общества, большинство из них испытывают трудности при получении общего среднего образования и продолжают его дома при индивидуальном обучении. И, наконец, получив его, пытаются поступить «куда-нибудь» или сразу трудоустроиться, но, столкнувшись с реальными трудностями жизни, быстро сдаются, теряют уверенность в себе, и, озлобившись на людей, на себя и на весь мир, запирают себя дома, возможно – навсегда. Но среди детей и подростков с ограниченными возможностями встречаются молодые люди с достаточно сильным жизненным потенциалом, которые стремительно и напористо идут к своей цели. В таких случаях огромная заслуга принадлежит родителям, которые не бросают своих детей, а находят в себе силы бороться с возникающими трудными жизненными ситуациями и учат их самостоятельности и оптимистической целеустремленности.

В основе организации профориентационной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями лежат различные модели и подходы, важное место здесь занимает личностно-ориентированный подход. Он включает в себя признание личности как неповторимой индивидуальности, с ее интеллектуальной и нравственной свободой, правом на уважение.

Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, в творческом осмысление – основная цель. Там, где наблюдается стремление к достижению этой цели, пробуждается активный интерес к деятельности и познанию своих возможностей.

Структура групповой работы:

1. Планирование деятельности группы.

2. Подготовка к занятиям. Материалы.

3. Введение. Объяснение того, в каком порядке будет работать группа.

4. Подготовка группы. Снятие внутренних барьеров, фаза эмоционального сплочения группы.

5. Практическая работа. Основной этап.

6. Заключительный этап.

7. Анализ и оценка.

Оценка результатов работы по исследованию: перед началом курса и по окончанию проводится диагностика с использованием анкеты «Профессиональное самоопределение и социальная направленность» детей и подростков с ограниченными возможностями.

Результаты проведения реабилитационного исследования «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности».

Оценка результатов включает в себя:

1. сравнительный анализ результатов первичной (исходной) и заключительной (итоговой) диагностики, проведенной с использованием анкеты «Профессиональное самоопределение и социальная направленность» (см. Приложение 1);

2. сравнительный анализ результатов первичной и заключительной диагностики;

3. качественный и количественный анализ данных;

4. анализ данных полученных в результате наблюдения, интервью со специалистами-экспертами РЦ «Родник», беседы по ходу работы с участниками исследования.

1. Участникам исследования – детям и подросткам с ограниченными возможностями жизнедеятельности – предлагалось ответить на вопросы анкеты «Профессиональное самоопределение и социальная направленность» до и после проведения занятий.

Анкета «Профессиональное самоопределение и социальнаянаправленность» включает в себя несколько основных блоков, направленных на профессиональную ориентацию: профессиональные намерения, интересы, склонности, способности, личные качества, готовность к выбору профессионального пути.

При проведении первичной диагностики участники старались избегать прямых вопросов, касающихся профессиональных намерений или с трудом отвечали на них. О содержании, требованиях к избираемой профессии практически ничего не знали. Ответы ребят на вопросы следующих блоков анкеты «профессиональные интересы, склонности, способности» были очень скудными, содержали в себе отрицательную информацию: «Ничего не умею», «Никем не вижу себя в будущем». Что касается целей на будущее, то здесь присутствуют более оптимистические нотки. Жизненные цели, которые назвали ребята: получение профессионального образования, жить самостоятельно, завести свою семью, найти больше друзей.

Результаты заключительной диагностики представлены следующим образом. Участники программы смело отвечали на все вопросы анкеты, с удовольствием, более подробно. Практически все вспомнили свои любимые предметы в школе: «труды, музыка, математика, русский язык, литература, информатика». В качестве профессиональных намерений ребята обозначали: «поступить в колледж, университет, получить образование, работать». Многие определились со своими профессиональными интересами и вполне ясно могут представить себя в будущем: «бухгалтером, программистом, воспитателем в детском саду, хореографом, автомехаником». К способам для развития интересов, связанных с выбором профессии, ребята отнесли: чтение специальной литературы, беседу со специалистом, занятие гимнастикой. Были выявлены некоторые профессиональные склонности участников программы: «склонность к математике, любовь к маленьким детям, способность к работе на компьютере, желание учить танцам». По мнению ребят, личные качества, которые преобладают у них, являются положительными. К наиболее ярко выраженным личным качествам, необходимым для выбранного профессионального пути, они относят ответственность, целеустремленность, трудолюбие, терпение.

На вопрос о развитии личных качеств, необходимых для успешного освоения выбранной профессии, ребята называли уверенность в себе, общительность, целеустремленность, терпимость. Своими отрицательными личными качествами, с которыми нужно бороться ребята называли: лень, невнимательность.

На блок вопросов «Готовность к выбору профессионального пути» участники исследования отвечали следующим образом. Успехи в учебной деятельности считают средними, учителя и бывшие одноклассники негативно относились к опрашиваемым, к их физическим недостаткам, к психологическим комплексам и к неудачам в учебе. После успешного прохождения курса профориентационных занятий участники считают, что смогут осуществить свои профессиональные намерения. И в случае не осуществления своих основных профессиональных планов предусматривают запасные пути: трудоустройство на легкий труд, поступление на заочное отделение по выбранным специальностям, прохождение курсов.

2. Для успешного прохождения процесса профессиональной ориентации необходимо зафиксировать данные, отражающие то, насколько каждый из участников исследования оценивает себя как личность. У 57% участников исследования самый низкий показатель самооценки.

Это говорит о неуверенности в своих силах, как в учебе, так и в труде. Часто оценка достижений может быть и заниженной, отсюда занижен уровень притязаний в планировании дальнейшей профессиональной деятельности. 39% участников исследования имеют результат, свидетельствующий о проявлении потребности в обсуждении своих действий с друзьями, родителями. В ситуации выбора во избежание неудач данная категория детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности выбирает задачи средней трудности. Всего 4% - это участники, чьи показатели отражают высокую степень уверенности. Это позволяет предположить, что в сложных ситуациях они способны быть решительными, самостоятельными при принятии решения.

По результатам заключительной диагностики видно, что показатели самокритичности изменились в положительном направлении. Теперь только 30% участников имеют низкий показатель самооценки, 61% - средний и уже 9% - высокий. Это говорит о том, что у участников исследования появилась, а у некоторых, укрепилась уверенность в себе, они научились планировать свою деятельность, у ребят появился положительный настрой на будущее, они не боятся и не стесняются обсуждать свои дела и мечты с родителями. В основном у ребят настроение было более приподнятым, оптимистичным.

3. 57% из общего числа участников исследования принадлежат к социальному типу личности. Им присущи социальные умения, они нуждаются в контактах. Черты их характера: стремление учить и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, не смотря на то, что многие участники данного типа принадлежат к мужскому полу. Представители данного типа стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активны, но часто зависимы от мнения группы людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться.

23% из общего числа участников являются конвенциальными личностями. Они предпочитают четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляют критичность, оригинальность, консервативны, зависимы, не любят сменудеятельности. Слабо развиты организаторские способности.

13% относят к реалистическому стилю. Они характеризуются на социальность, ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны, занимающиеся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдают предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

7% участников относятся к предприимчивому типу. Они выбирают цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любят приключения. Представители данного типа доминанты, любят признание, любят руководить. Им не нравится практический труд, а так же занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, они агрессивны и предприимчивы, обладают хорошими вербальными способностями.

И по 1% относятся к интеллектуальному и артистическому типу личности.

Участникам исследования было очень интересно узнать, к какому типу они относятся, и соотнести результаты теста с их профессиональными намерениями. Им было приятно осознавать, что типы их личности совпадают с их профессиональными интересами, склонностями, способностями.

4. В начале реализации данного исследования со стороны участников чувствовалось напряжение, недоверие, и было видно, что особого желания приходить на занятия не было. На первом занятии многие сидели в закрытых позах, погруженные в свой мир, не принимающие активного участия в беседе, общих разговорах. Но при располагающей обстановке (стулья по кругу), после проведения ряда упражнений на раскрепощение и положительный эмоциональный настрой у участников появилось желание общаться дальше, познавательный интерес, открытая улыбка на лице.

Специалисты, присутствующие на первых занятиях замечали, что участники приходили с нежеланием, были пассивны, на задаваемые вопросы, отвечали скудно, с нежеланием выполняли предлагаемые упражнения. Специалистам несколько раз приходилось успокаивать группу.

Специалисты, которые присутствовали на последующих занятиях, отмечали, что участники группы активные, у них появился большой интерес к занятиям, с удовольствием выполняют все упражнения, о занятиях отзываются только положительно, с любопытством ждут следующего занятия и с удовольствие участвуют в беседах.

Также все специалисты отмечали, что у участников как на первых занятиях, так и на последующих поднималось настроение, после занятий становились более энергичными, жизнерадостными.

Специалисты советовали, больше внимания уделять замкнутым, стеснительным участникам, заставлять их что-то делать, чтобы в дальнейшем они сами стали проявлять активность, чтобы почувствовали себя более уверенно.

Таким образом, специалистами центра высоко оценена важность проводимых занятий для участников.

В ходе бесед по профессиональной ориентации ребята открыто говорили о своих проблемах, о том, что родители им практически не помогают, и даже сами внушают, что инвалиды никому не нужны и что они ничего не смогут и не добьются в этой жизни. Положительно, что у ребят появилась надежда на то, что в будущем они станут самостоятельными людьми, ведь у них есть свои, хоть и пока не реализованные, профессиональные интересы, желание учиться и добиться своих жизненных целей. Нужно отметить, что на заключительном занятии участники многое поняли, научились, заинтересовались обучением профессии и обрели силы жить дальше с поднятой головой, добиваясь своихцелей, преодолевая все жизненные препятствия.

Итак, было рассмотрено проведенное исследование «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности», которая способствовала тому, что участники занятий поняли важность того, что именно на данном этапе необходимо задуматься и получить профессиональное образование. Самооценка у участников изменилась в положительном направлении, это позволяет предположить, что в сложных ситуациях теперь многие способны быть самостоятельными, решительными в принятии решений. Также у участников стало более четкое видение свое профессионального пути, и они убедились, что типы их личности совпадают с их профессиональными интересами, склонностями, способностями. Участники многое поняли, научились, заинтересовались обучением профессии и обрели силы жить дальше с поднятой головой, добиваться своих целей, преодолевать все жизненные препятствия. У ребят появилась надежда на то, что в будущем они станут самостоятельными людьми.

Заключение

В итоге можно сделать вывод о том, что наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов, проживающих в семье являются следующие: в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; передвижении; общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и других сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; а также комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации и материальной 

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка- инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Было рассмотрено положение детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности и их проблемы в современном обществе; проблемы семей имеющих ребенка-инвалида. Также, было выявлено, что остаются нерешенными многие психолого-педагогические, социально-медицинские проблемы, в том числе отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке; неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Было доказано, что главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

В практической части было рассмотрено проведенное исследование «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности», которая способствовала тому, что участники занятий поняли важность того, что именно на данном этапе необходимо задуматься и получить профессиональное образование. Самооценка у участников изменилась в положительном направлении, это позволяет предположить, что в сложных ситуациях теперь многие способны быть самостоятельными, решительными в принятии решений. Также у участников стало более четкое видение свое профессионального пути, и они убедились, что типы их личности совпадают с их профессиональными интересами, склонностями, способностями. Участники многое поняли, научились, заинтересовались обучением профессии и обрели силы жить дальше с поднятой головой, добиваться своих целей, преодолевать все жизненные препятствия. У ребят появилась надежда на то, что в будущем они станут самостоятельными людьми.

Специалисты, которые присутствовали на последующих занятиях, отмечали, что участники группы активные, у них появился большой интерес к занятиям, с удовольствием выполняют все упражнения, о занятиях отзываются только положительно, с любопытством ждут следующего занятия и с удовольствие участвуют в беседах.

Список использованной литературы

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. / Пер. с англ. -  М.: Логос, 2014. – 384с.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2013. – 146с.
  3. Апарина А.В. Проблема социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М.: Эксмо, 2015. – 210с.
  4. Бабочкин П.И., Плотников А.Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации. М.: Наука, 2012. – 210с.
  5. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: ИНФРА-М. 2005. – 311с.
  6. Блинков Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями.  // Молодежная политика: информационный бюллетень. - 2014. - № 96-100. С.65.
  7. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 2015. № 5. С.45-50.
  8. Васильева Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. М.: Голос, 2013. – 584с.
  9. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. // Социологические исследования. - 2015. - №3. – С.37-42.
  10. Гришина Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема.  М.: Голос, 2014. – 168с.
  11. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. М.: Социум, 2013. – 324с.
  12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. М.: Эксмо, 2012. – 248с.
  13. Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. М.: Социум, 2014. – 284с.
  14. Карпова Т.П. Концепция независимой жизни инвалидов в социальной политике государства. Екатеринбург: УрГУ, 2014. - 70с.
  15. Кочетова Т.А. Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций. М.: Наука, 2013. – 478с.
  16. Львова Е.Н. Социальная работа с людьми с ограниченных возможностей. М.: Наука, 2015. – 422с.
  17. Макарова Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами. // Социологические исследования. - 2014. - №1. - С.90-96.
  18. Максимова Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2014. - №2. – С.50-56.
  19. Павленок  П.Д. Социальная работа. М.: ИСПИ РАН, 2012. – 288с.
  20. Суховей И.М. Реабилитация молодых инвалидов. СПб.: СПбГУ. 2013. – 348с.
  21. Холостова Е.И. Социальная работа в.  М.: Дашков и К°, 2014. – 420с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Профессиональное самоопределение и социальная направленность»

Уважаемые ребята! Предлагаем вам ответить на вопросы, направленные на вашу профессиональную ориентацию.

1.Имя _________________________________________________________

2.Возраст____________________________________________________

3.Класс ________________________________________________________

4. Какие твои любимые предметы в школе?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.Чем ты занимаешься в свободное время?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6.У тебя много друзей?

_____________________________________________________________

7.Кем ты видишь себя в будущем?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Твои профессиональные намерения

1) Что собираешься делать после окончания 9, 11 класса?

А) Учиться в X классе, ПТУ, техникуме, вузе (записать полное название учебного заведения)___________________________________________

Б) Работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности

2) Что ты знаешь о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы? ____________________________________________________

3) Знаешь ли ты что - то о требованиях избираемой профессии?

_____________________________________________________________

4) Что советуют делать родители после окончания 9,11 класса? Согласен ли ты с их мнением?__________________________________________________________

9. Интересы

1) Какие учебные интересы преобладают (любимые и нелюбимые предметы)?________________________________________________________

2) Есть ли у тебя интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?________________________________________________________

3) Как ты развиваешь интересы, связанные с выбором профессии?________________________________________________________

4) Оказывают ли тебе помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

_____________________________________________________________

10. Склонности

1) Какие склонности ты можешь назвать, которые есть у тебе (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?____________________________________________________________

2) Есть ли склонности, связанные с выбором профессии (проба сил)?______________________________________________________________

3) Как ты развиваешь склонности, связанные с выбором профессии?

_____________________________________________________________

4) Оказывают ли помощь родители в развитии твоих склонностей, к какой - либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

11. Способности

1) Какие способности ты находишь у себя (в учебной деятельности)?

_____________________________________________________________

2) Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии? __________________________________________________________________

3) Как ты развиваешь способности, связанные с выбором профессии (тренируешь память, внимание, улучшаешь физическую подготовку, углубляешь знания о профессии)?______________________________________

4) Совпадают ли твои интересы, склонности со способностями (совпадают частично или совсем не совпадают)? __________________________________________________________________

5) Знаешь ли ты мнение учителей и родителей о твоих способностях? Согласен ли ты с их мнением? __________________________________________

6) Оказывают ли тебе учителя, родители помощь в развитии способностей?

_____________________________________________________________

12. Личные качества

1) Какие личные качества, по твоему мнению, наиболее ярко у тебя выражены (положительные или отрицательные)? __________________________

2) Какие качества, по твоему мнению, необходимо развить для успешного освоения избранной профессии? ______________________________

3) Как ты развиваешь качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности _______________________________________

4) 3анимаешься ли самовоспитанием?______________________________

5) Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

_____________________________________________________________

13. Готовность к выбору профессионального пути

1) Как ты оцениваешь достигнутые тобой успехи в учебной деятельности?

_____________________________________________________________

2) По каким учебным предметам, по твоему мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?_____________________

3) Считаешь ли ты, что сможешь осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? __________________________________________________________________

4) В случае неосуществления основных планов есть ли у тебя запасные пути?_____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Удачи вам в выбранном пути! Всего доброго!




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями

2. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями

3. Работа по социальной реабилитации детей

4. О перспективной типологии жилища для лиц с ограниченными возможностями

5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

6. Формы и методы текущего надзора за детскими и подростковыми учреждениями, значение его в оздоровлении условий воспитания и обучения детей и подростков. Факторы внешней среды воспитательно-образовательных учреждений и их влияние на состояние здоровья детей

7. Туберкулез у детей и подростков

8. Физическое воспитание детей и подростков

9. Психолого-педагогические факторы успешного процесса комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи

10. ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ