Психодиагностика в социальной работе

Работа добавлена: 2016-12-26





СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Аспекты практической психологии в социальной работе …………...4

Глава 1. Психодиагностика в социальной работе ……………………………...9

Заключение ………………………………………………………………………14

Список использованной литературы …………………………………………..16

Введение

Возникновение социальной работы как науки и специфической социальной деятельности было обусловлено обострением социальных коллизий в Х1Хв. в связи с бурным развитием капитализма в западных странах - индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.

Уже изначально в процессе становления и институциализации социальной работы было ясно, что органическая составляющая её - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

В рамках социальной работы возникла социальная индивидуальная психотерапия, поэтому в первый период социальная работа даже сводилась к социально-психологической работе.

Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются в его профессиональной деятельности.

Специалист по социальной работе в своей профессиональной деятельности должен использовать психологические методы воздействия на своего клиента для эффективного сотрудничества и решения возникших проблем. Целью социальной работы является создание благоприятных психологических условий для самодеятельности личности в процессе социальной защиты.

Цель данной работы – изучить роль практической психологии и психодиагностики в деятельности социального работника.

Глава 1. Аспекты практической психологии в социальной работе

Средства социальной работы заключают в себе разнообразные психологические элементы; информирование, инструктирование, рекомендации, убеждение, различные виды анализа. Диагностическая функция психологии в социальной работе включает диагностику личности и ее социальных качеств, диагностику групп и их развития. В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима и их собственная активность.  

Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека.

Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие.

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них - о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

1. Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.).

2. Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций.

Таким образом, социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.

Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей. Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

- сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

- психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

- психологическое консультирование, цель которого -- помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

- психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.

Таким образом, при работе с клиентом социальному работнику зачастую приходится использовать различные психологические приемы. Это обусловлено тем, что социальному работнику в первую очередь приходится работать с личностью клиента. Особенно это прослеживается в индивидуальной работе.

Глава 1. Психодиагностика в социальной работе

Психодиагностикаотрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально–психологических различий и использующая такие понятия, как надежность, валидность, достоверность.

К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, способностей, критериально–ориентированные тесты; опросники для выявленияинтересов, ценностных ориентацийличности; диагностики межличностных отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, переключаемость).  

Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой, при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других. Целью психодиагностики является постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

Специалист прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним, а также результаты психодиагностики. Задачи психодиагностики: установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения, определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях, описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека.

Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных, понятной и доступной не только для специалиста, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики. Инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике.

Не допускается, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п. К психодиагностике предъявляют ряд требований: соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики: Методы психодиагностики на основе наблюдения. При наблюдении за личностью или группой фиксируются действия на основе которых делаются выводы об активности. Опросные психодиагностические методы. Здесь анализируются письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов. Формы – анкета, опросник, интервью Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.

Психодиагностика применяется в конкретных областях жизнедеятельности людей: в практике здравоохранения, в спорте, школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и др. В каждой из этих областей существуют специфические психодиагностические методы.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и полезен социальному работнику. Это - наблюдение за обследуемым в ходе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе).

С помощью метода наблюдения можно получить уникальную информацию об интересующей нас личности. Но наблюдение не должно быть хаотично. Оно обычно подчиняется социальной программе. И социальный работник, взаимодействуя с клиентом, "собирает" о нем различного рода информацию, которая помогает ему понять клиента, успешнее оказывать ему помощь.

Сбор информации о клиенте рекомендуется проводить, используя один из приемов - пятишаговую модель, описанную А. Айви [2]. Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике большой популярностью пользуются специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, А.А. Бодалев и В.В. Столин обращают внимание на следующие достоинства этих методик:

- позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

- представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);

- информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

- информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Различают и так называемые салонные тесты - сейчас они довольно часто встречаются в различной печатной продукции. Отношение к такого рода методикам можно определить как "развлечение не без пользы", "познай самого себя" и др.

Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики своего клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования. Тест - тонкий и, порой, коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать и его потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.

Вместе с тем грамотное использование тестирования, как отмечает известный психолог Д. Келли, расширяет горизонты психолога и социального работника. Однако нередко увлечение решением очевидных, явных проблем приводит к забыванию о том, с каким типом клиента они имеют дело. То, как психолог и социальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях.

Заключение

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях - в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д.

Основная цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами.

Все психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью.

Список использованной литературы

1. Басова В.М. Социальная работа: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 364с.

2. Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 352с.

3. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 240с.

4. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов. - М.: Проспект, 2014. - 416с.

5. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. - 82с.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Специфика конфликтологии в социальной работе. Субъекты конфликта в социальной работе

2. Объекты и субъекты в социальной работе

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

4. Коммуникативные навыки специалиста по социальной работе

5. АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ

6. Проблема толерантного диалога в социальной работе (на примере концепций В.С. Соловьева)

7. Психодиагностика. Области применения и цели психологического тестирования. Классификация методов и методик

8. Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

9. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

10. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии