Экспериментальное изучение особенностей психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания

Работа добавлена: 2016-12-26





СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности в социальной работе 5

1.1. Основные теории личности …………………………………………………5

1.2. Развитие личности с точки зрения социальной работы ………………… 13

Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания…………………………………………………………………….  23

2.1.Цель и задачи эксперимента ………………………………………………23

2.2. Организация эксперимента и обработка данных……………………….. 27

Заключение ………………………………………………………………………41

Список использованной литературы …………………………………………..43

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, тем, что понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии и социальной психологии, личность выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

Научное изучение личности сейчас задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, психологи и педагоги не могут обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются.

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии.

Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Объект исследования: теория личности.

Предмет исследования:применение теории личности в социальной работе

Цель исследования: проанализировать теорию личности в социальной работе.

Задачи исследования:

1) раскрыть основные теории личности;

2)  рассмотреть развитие личности с точки зрения социальной работы;

3) провести экспериментальное изучение особенностей психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности в социальной работе

1.1. Основные теории личности

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского«persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон – общительная личность, робкая личность и т.д.

Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой – застенчивым и робким.

Научное понятие личности гораздо сложнее и многообразнее. Например Карл Роджерс описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно. Гордон Олпорт считал, что личность – внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром. Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность – результат такого кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта [7,c.14].

Коренным образом от описанных выше подходов отличается концепция Раймонда Кеттела, который считал, что личность это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:

1. Важнейшее значение имеют индивидуальные различия или индивидуальность. Личность – комплекс определенных качеств, отличающих одного человека от другого.

2. В большинстве теорий личность предстает в виде организованной структуры. При этом, наблюдаемое поведение рассматривается как организованное личностью, т.е. личность – абстракция, формирующаяся в результате наблюдения за поведением.

3. Большинство теорий рассматривает личность не как статичный феномен, а во взаимосвязи с жизненным опытом и перспективами развития.

4. В большинстве определений личность рассматривается в свете тех характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях [7, c.17].

Изучение личности отличается от других разделов психологии тем, что здесь предпринимаются попытки интегрировать и систематизировать отдельные положения других отраслей психологии. Поэтому задачами психологии личности являются, во-первых понимание внутренних причин поведения индивида, а во-вторых – понимание взаимосвязи внутренних причин и внешней ситуации.

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примерах следующих учёных теоретиков.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное [21, 223].

Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания.

Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с- р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.

Г.У.Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.

Личность по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией [21,c.230].

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа с помощью психоанализа.

Абрахамом Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья [12,c.143].

Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей.

Психология личности в России развивалась в четыре периода:

Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годыXX века.

Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, не дифференцированность теоретических подходов, начало экспериментального изучения, не востребованность психологических знаний о личности социальной практикой.

Второй период – 30 – е – середина 60 – х годовXX века.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности.

Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годовXX века.

Это период создания концепций «нового советского человека» сихология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, референтностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация,  субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста [8,c.86].

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского. А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленностиобщественных отношений в индивиде».

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях [8,c.89].

Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания. Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.

В третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом—Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и. обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела) [12,c.160].

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление иповедение.

Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.

1.2. Развитие личности с точки зрения социальной работы

Социальная работа в современном психологическом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией, а также широкое использование психологических процедур.

Будучи объектом социального действия, индивид занимает пассивную общественную и личностную позицию. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своих жизненных стратегий, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, экстернальности. Подлинную активность, возможности к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность только в качестве субъекта социальных действий.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы — создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, оказания помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. И к этим путям относится то многообразие методов, которые дает психология социальной работе.

Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.

Ювеногогика (от лат. junior — младший и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания юношества (молодых людей). Данная область изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. формирования молодых людей. Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте — это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Ее особенности на этапе профессионального обучения (начального, среднего, вузовского) — это адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности [5,c.10].

Андрогогика (от греч. aner, род. падеж — andros — взрослый чело- век и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых.

Социальное формирование личности человека на этапе трудовой деятельности включают: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной, послепрофессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека — это адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, трудовом коллективе, профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; а его самоутверждение; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности. Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.

Геронтогогика (от греч. gerontos — старец и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре-тические и практические проблемы взаимодействия с людьми пре- клонного возраста. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: адаптация пенсионера к новым условиям; реализация его потенциала в обществе; сочетание семейно- домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым для достойной жизни; социальная поддержка их на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи. Необходима дифференциация социально-педагогической работы с разными категориями пожилых людей [5,c.11].

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной [15,c.83].

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия [15,c.85].

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линий личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э. Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э. Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика [11,c.93].

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее, значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э. Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он,— это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям,— важнейшая задача воспитания.

При всем многообразии подходов к пониманию личности в социальной работе традиционно выделяются следующие проблемы ее изучения:

многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

междисциплинарный статус проблем личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом [1,c.122].

Изучение личности и «пополнение» общей теории личности возможно как путем теоретических, так и путем психодиагностических, экспериментальных и прочих исследований.

При изучении личности социальный работник использует различные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, социометрия, тестирование и другие. Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога. Она заключается в комплексном социально- педагогическом исследовании, которое требует серьезного анализа.

Диагностика – важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ). Чаще всего объектом диагностики выступает личность учащегося. Реализация диагностической функции предполагает выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения, уточнение социальной ситуации развития. Диагностируя, социальный педагог определяет степень развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных, прежде всего включением индивида в различные социальные связи, ранжирует их. Он описывает диагностируемые особенности индивида, рисует «социальный портрет» его личности [1,c.124].

В соответствии с современными подходами к проблеме лечения хронических психических заболеваний именно реабилитация должна стать тем звеном в общей структуре психиатрической помощи, которое необходимо для реализации комплексного вмешательства. В отличие от узконаправленной (только лекарственной или только социальной) помощи, комплексный подход имеет ряд преимуществ, так как затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности пациентов и их ближайшего окружения. Это крайне важно, так как позволяет задействовать сохранные стороны личности больных и создать на этой основе достаточно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям, сформировать сознательное отношение к лечению и ответственность за свое поведение. Практически психосоциальная реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех, пор пока не будет восстановлен его социальный и профессиональный статус .

В заключении, отметим что, человек выступает как объект и субъект, социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит' от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания

2.1.Цель и задачи эксперимента

Целью практической части исследования является анализ особенностей психосоциальной работы с инвалидами в условиях психоневрологических интернатов (на примере ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат»).

Этапы исследования:

1. Знакомство с ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат», с реабилитационным отделением.

2. Изучение особенностей социальной адаптации лиц с ограниченными (психическими) возможностями.

3. Проведение анкетирования среди сотрудников и больных интерната.

4. Обработка и анализ полученных результатов.

5. Определение направлений работы для дальнейшей адаптации и реабилитации больных в реабилитационном отделении.

Базой исследования является реабилитационное отделение ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат».

ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат» это медико-социальное учреждение для мужчин престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В интернате проживает 580 человек в возрасте от 18 до 60 лет и старше.

Учреждение ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат» является некоммерческой организацией, создано в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом, в соответствии с целями деятельности может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленноеимущество,самостоятельный баланс, лицевой счет в отделении федерального казначейства, печать и штампы, бланки с фирменным наименованием учреждения и наименованием органа, в ведении которого оно находится. Учреждение финансируется за счет бюджета Тюменской области. Имеет годовую смету расходов и штатное расписание, утверждаемое директором учреждения в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Учреждение имеет в своем составе отделения и другие подразделения, не являющиеся юридическими лицами. Учреждение создается без ограничения срока действия. Основными целями создания и деятельности учреждения являются:

осуществление стационарного социального обслуживания граждан, проживающих в учреждении, путем материально-бытового обеспечения, создания для них достойных условий жизни и благоприятного микроклимата;

организация ухода и наблюдения за проживающими гражданами, их отдыха и досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима;

осуществление мероприятии по социально-медицинской реабилитаций (в том числе и лечебно-трудового характера), социальной адаптации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

Направления деятельности - социальная поддержка людей с ограниченными умственными возможностями в условиях психоневрологического интерната.

Структурные подразделения - три отделения милосердия, геронтопсихиатрическое отделение, общепсихиатрическое отделение, реабилитационное отделение и изолятор.

Реабилитационное отделение, на 100 коек, было открыто в 1995 году. В работе реабилитационного отделения акцент идет на социально-бытовую адаптацию и интеграцию в общество лиц с ограниченными психическими возможностями.

На реабилитационном отделении работают: заведующая реабилитационным отделением, старшая медсестра, старший воспитатель, дежурный воспитатель и 4 воспитателя на группах (3 группы девушек и 1 юношей). На отделении существуют студии: изобразительного искусства, бисероплетения, вышивки, аппликация, изонить, театральная, танцевальная, домоводство, обучение грамоте и спортивно-оздоровительная студии. Инвалиды принимают участие в культурно - массовых мероприятиях, посещают драмтеатр, картинную галерею, краеведческий музей; совершают экскурсии. На областных и городских конкурсах художественного творчества ребята реабилитационного отделения всегда занимают призовые места.

В практической части работы были использованы методы: анализ информации и анкетирование.

Анкетирование - метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы. В основе метода анкетирования лежит заранее разработанная анкета, а ответы респондентов на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

Анализ документов один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному кругу людей в определенный период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных структур, проследить динамику взаимодействия между различными группами и отдельными людьми и т. д Анализ документов это - изучение фактов общественной жизни, которые зафиксированы разными способами: словесно, цифрами, рисунками, фото, кино и телесъёмками. Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, отражены более глубоко социальные связи. Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой анкетой или наблюдением.

Для определения активности участия инвалидов ГСУ СО «Винзилинский психоневрологический интернат» в реабилитационных мероприятиях, была разработана специальная анкета. Анкета состоит из 14 вопросов. При составлении анкеты использовались:

- закрытые вопросы № 1-4, 8-12, 14;

- открытые вопросы № 5, 13;

- полузакрытые вопросы № 6 и 7.

Все вопросы анкеты можно разделить на три блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён профессиональной ориентации. Это вопросы с № 2 по № 7. Второй блок вопросов относится к взаимоотношениям с обслуживающим персоналом. Это вопросы с № 8 по № 10. И третий блок вопросов посвящён участию инвалидов в общественной жизни интерната. Это вопросы с № 11 по № 14. Выборку составляют инвалиды реабилитационного отделения, проживающие на территории интерната и за её пределами 10 человек. Средний возраст респондентов 30-34 года. Большинство (50%) проживает в интернате 10 и более лет, менее года и больше одного года проживают в интернате по 20% респондентов, 5 лет и более это 10% респондентов.

Таким образом, изучение особенностей психосоциальной работы включало:

- использование специально разработанной анкеты, состоящей из следующих разделов: социально-гигиенический портрет обследуемого; сведения об основном диагнозе, инвалидности; социально-медицинская адаптация обследуемого и пункты содержащие информацию об основных социально-демографических показателях;

- анализ документации социального работника.

2.2. Организация эксперимента и обработка данных

На этом этапе нами было осуществлено анкетирование сотрудников и изучение особенностей психосоциальной работы на материалах социально-медицинской адаптации инвалидов.

Таблица 1

Экспертная карта оценки социально-медицинской адаптации больных по результатам анкетирования

Индикаторы (критерии)

Оценка

А. Участие в общественной жизни интерната:

- самоуправление и активное участие в составе культурно-бытовой комиссии

учреждения, староста отделения + активное участие в самодеятельности,

областной специальной олимпиаде.

1

- постоянные поручения в общественной жизни интерната (староста жилой

комнаты, сопровождение больных вне интерната), участие в художественной

самодеятельности, спортивных мероприятиях в учреждении , кружковой

работе с выполнением поделок (работ)

0,75

- периодическое участие в самодеятельности, оказание помощи медицинскому и

обслуживающему персоналу в сопровождении больных в пределах интерната,

приглашение больных по вызову сотрудников, родственников.

0,5

- привлекается к обучению навыкам социального поведения, самодеятельности,

физкультуре, дежурного по отделению, к участию в кружковой работе.

0,25

- не участвует в общественной жизни

0

В. Регулярность посещения библиотеки:

- ежедневно (чтение периодической печати и художественной литературы)

1

- 1-3 раза в неделю (чтение периодической печати или художественной литературы)

0,75

- 1-3 раза в месяц (чтение детской и художественной литературы)

0,5

- регулярно посещает для просмотра картинок в журналах и книгах

0,25

- не интересуется

0

С. Просмотр программ телевидения и кинофильмов (кинозал, видеотека) :

- ежедневно (просмотр сериалов, новостей с последующим обсуждением)

1

- 2-3 раза в неделю (новости, сериалы)

0,75

- 1 раз в неделю (организованный просмотр кинофильмов в видеотеке)

0,5

- 1-3 раза в месяц (организованный просмотр кинофильмов в кинозале)

0,25

- не интересуется

0

D. Выход за пределы интерната:

- постоянный пропуск на право ежедневного выхода

1

- самостоятельно в выходные дни (разовый пропуск)

0,75

- только в составе группы (разовый пропуск)

0,5

- только в сопровождении родственников, персонала (разовый пропуск)

0,25

- не имеет права выхода

0

Е. Регулярность психотерапии:

- индивидуальная не проводится, коллективная 1 раз в месяц

1

- индивидуальная не чаще 1 раза в 2-3 месяца, коллективная 1 раз в месяц

0,75

- коллективная 1 раз в месяц, индивидуальная 1-2 раза в месяц

0,5

- коллективная 1 раз в месяц, индивидуальная - не чаще 1 раз в неделю

0,25

- коллективная 1 раз в месяц, индивидуальная - 2-3 раза в неделю

0

F. Пользование отпуском к родственникам (сотрудникам):

- 1-2 дня еженедельно (имеет постоянное право на отпуск к родственникам, с поездкой в общественном транспорте, сотрудникам с разрешения администрации) по личному заявлению больного и родственников

1

- 2-3 дня 1 раз в месяц (к родственникам, сотрудникам по их заявлениям) в

сопровождении и с разрешения администрации

0,75

- 2-3 дня в квартал (к родственникам по их заявлениям) в сопровождении с

разрешения администрации

0,5

- 1 раз в год (к родственникам) в сопровождении и с разрешения администрации

0,25

- не пользуется

0

Для определения активности участия инвалидов реабилитационного отделения в реабилитационных мероприятиях, была разработана специальная анкета (в анкетировании принимали участие 10 человек). После обработки результатов анкетирования можно сделать следующие выводы.

Клиенты активно участвуют в трудовой жизни интерната. Большинство инвалидов ответили, что они самостоятельно выбирали трудовую деятельность, которой в данный момент. Большинство инвалидов ответили, что им нравиться их работа и только один из респондентов затруднился ответить. Среди большинства инвалидов пользуются популярностью профессии прачки и повара. Большинство инвалидов хотели бы получить профессию столяра или повара, наименьшей популярностью пользуются профессии сварщика, сапожника, электрика и плотника. Из ответов можно сделать вывод, что в городе работают 20% респондентов. Можно увидеть, что большинство респондентов активно участвуют в трудовой жизни интерната, свою трудовую деятельность выбирали сами, но с удовольствием прошли обучение на другую, новую профессию.

Таким образом, большинство инвалидов считают, что персонал интерната постоянно заботится, уделяет много внимания 60% , 30% считают, что мало заботятся о них и редко уделяют внимание, 10% респондентов затруднились с ответом. Большинство инвалидов считают, что персонал интерната их контролирует, но предоставляют некоторую свободу в действиях и принятии решения, 30% респондентов ощущают над собой полный контроль, 10% респондентов считают, что персонал не вмешивается в из жизнь, 10% респондентов затруднились с ответом.

Большинство инвалидов ответили, что во время болезни они сами о себе заботятся это 40%, 30% респондентов считают, что получают всё необходимое лечение в интернате и 30% респондентов ответили, что получают лечение, но иногда. Из ответов на вопросы второго блока можно увидеть, что большинство респондентов считают, что персонал интерната постоянно заботится о них и уделяет достаточно много внимания. Респонденты ощущают постоянный контроль со стороны персонала, но с некоторой свободы в своих действиях. В тот же момент респонденты хотели бы получать больше внимания во время болезни.

Большинство инвалидов ответили, что чаще всего они участвуют в выставках декоративно прикладного творчества и в концертах, меньше участвуют в экскурсиях и редко посещают музеи.

Большинство инвалидов ответили, что чаще всего они посещают студии бисероплетения, рисования, дартс, шашки; менее посещаемыми являются студии аппликации, изонити, вязания; совсем неинтересными инвалиды считают студию гарденотерапии.

Большинство инвалидов считают, что на реабилитационном отделении не хватает спортивных студий, кулинарии, музыкальных и танцевальной студии. Большинство инвалидов считают, что на реабилитационном отделении нужны студии по интересам. Таким образом, большинство инвалидов считают, что наиболее интересными из проводимых мероприятий в последнее время были музыкально – развлекательные программы.

Большинство инвалидов считают, что нужно больше организовывать экскурсий это 50% респондентов, 30% респондентов считают дискотеки и 20% респондентов хотели бы увеличить число спортивных мероприятий. Таким образом, большинство инвалидов ответили, что они просто участвовали в мероприятии это 50%, 20% респондентов помогали в проведении мероприятия и 30% респондентов затруднились ответить на вопрос.

Большинство инвалидов считают, что у них имеется свободное время на отдых и досуг.

Таким образом, большинство инвалидов ответили, что в свободное время они ходят по магазинам или слушают музыку, 20% проводят свободное время в гостях у знакомых и 10% просто отдыхают в комнате.

Большинство инвалидов ответили, что они уже привыкли и смирились совсем, 30% ответили, что их всё устраивает, но кое-что бы они изменили, 20% респондентов жизнь в интернате не устраивает и они бы все поменяли.

Из ответов на вопросы можно увидеть, что чаще всего респонденты участвуют в выставках декоративного творчества и в концертах. Наибольшим интересными и чаще посещаемыми с точки зрения респондентов являются студии: дартс, шашечная студия, изо студия, студия изонити и студия вязания. В тот же момент вообще неинтересны респондентам студия гарденотерапии и малоинтересны, студи аппликации и развития речи. Многие респонденты считают, что на отделении мало студий активного спорта. Больше всего респондентам запоминаются музыкально – развлекательные мероприятия, проводимые на отделении. Респонденты хотели как можно чаще выезжать на экскурсии. У респондентов достаточно много времени на отдых и досуг, во время которого они ходят по магазинам или слушают музыку. Многие респонденты смерились со своей жизнью в интернате и ничего бы менять не стали.

Из этого можно сделать вывод что:

Интегрированный показатель является среднеарифметическим значением 6 разделов экспертной карты социально-медицинской адаптации и является показателем социально-медицинской адаптации пациента на момент исследования.

Значения интегрированного показателя социально-медицинской адаптации, также как каждого раздела экспертной карты, находится в пределах от 0 до 1, и по уровню оценивалось следующим образом:

- высокий – 1,0 – 0,65;

- достаточный – 0,64 – 0,5;

- удовлетворительный – 0,49 – 0,3;

- низкий – 0,29 и менее

установлено, что в общественной жизни учреждений участвует 439 (87,3%) больных.

Библиотеки регулярно посещают 424 человека, или 85,0% от общего количества обследованных больных. Из них 101 человек являются неграмотными и посещают библиотеку для просмотра картинок в книгах, журналах, бесед с культработниками.

В свободное время 322 (49,4%) больных ежедневно получают информацию от просмотра телепередач. Проявляют интерес к просмотру телепередач и кинофильмов с регулярностью от 2 до 3-х раз в неделю 212 (32,5%) больных. 110 (16,8%) человек проявляют интерес к просмотру кинофильмов только при организованном их показе в кинозалах Учреждений.

Правом выхода за пределы учреждения имеют 504 человека или 96,5% от общего количества обследованных больных.

Ежемесячно привлекались на собрания проживающих, где разбираются общие проблемы, социальное поведение, обучение конструктивным навыкам общения – 552 (100,0%) больных.

Установлено, что 55 (8,4%) человек - не нуждались в индивидуальном проведении психотерапевтических воздействий, 53 (8,1%) человека - нуждались крайне редко. Нуждались в регулярных беседах по коррекции поведения, в групповой коррекции по повышению уровня социальной адаптации, обучению навыкам конструктивного общения, преодолению конкретных конфликтных ситуаций - 477 (73,1%) больных. Индивидуальную работу в связи с асоциальным поведением проводили с 67 (10,4%) больными.

Использовали право на ежегодный отпуск, сроком на 1 месяц, 97 (14,9%) больных. В отпусках на 2-3 дня, пользуясь правом свободного передвижения - 38 (5,8%) человек.

При подробном аналитическом исследовании установлено, что в группу с высоким уровнем социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 1,0 до 0,65 балла, средний 0,7 балла) вошли 43 больных (6,6%) от общего количества обследованных.

Достаточный уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 0,64 до 0,5 балла, средний 0,55 балла) отмечен у 202 больных (31,0%) от общего количества обследованных.

С удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 0,49 до 0,3 балла, средний 0,38 балла) выявлено 314 больных (48,1%) от общего количества обследованных.

Низкий уровень (интегрированный показатель – 0,29 балла и менее, средний 0,21 балла) отмечен у 93 больных (14,3%) от общего количества обследованных. Этот уровень адаптации представлен больными с тяжелой умственной отсталостью (55,9%) и шизофренией (37,6%).

Отмечается, что у больных эпилепсией достаточный и удовлетворительный уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 20 пациентов, по 10 (45,4%) человек соответственно. Высокий - у 2 (9,1%) больных эпилепсией.

В группе больных шизофренией, большее количество пациентов приходится на уровни социально-медицинской адаптации: удовлетворительный – 77 (54,2%) человек и низкий – 35 (54,2%).

Среди больных (7 чел.) биполярным аффективным расстройством, соотношение между высоким, достаточным и удовлетворительным уровнями социально-медицинской адаптации, примерно равное.

В нозологической группе больных с легкой умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 13 (20,6%) больных, достаточный у 38 (60,3%), удовлетворительный у 12 (19,1%) больных.

В группе больных с умеренной умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 19 (8,1%) больных, достаточный у 101 (43,3%), удовлетворительный у 107 (45,9%), низкий уровень у 6 (2,6%) больных.

Среди больных с тяжелой умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации отсутствует, что связано с тяжестью основного заболевания. Достаточный уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 19 (11,9%) человек, удовлетворительный у 89 (55,6%), низкий уровень у 52 (32,5%) человек.

В нозологической группе больных с шизофренией, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 5 (3,5%) больных, достаточный у 24 (16,9%), удовлетворительный у 78 (54,9%) и низкий уровень адаптации у 35 (24,7%) больных.

Среди больных с другими формами умственной отсталости соотношение между достаточным и удовлетворительным уровнями социально-медицинской адаптации примерно одинаковое.

2 (11,1%) пациента с органической деменцией имеют высокий уровень социально-медицинской адаптации, 4 (22,2%) - достаточный, 12 (66,7%) – удовлетворительный.

Высокий уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель > 0,65), свидетельствует о владении больными навыками социального поведения в обществе (пользование общественным транспортом, умение ориентироваться в окружающей обстановке), освоении элементарных правил межличностных и деловых отношений. Эти пациенты привлекаются к общественным и спортивным мероприятиям, интересуются художественной литературой, родственники поддерживают с ними постоянные отношения. Они не нуждаются в лечении психотропными препаратами. Эти больные могут проживать в условиях учреждений общего типа и находиться на свободном режиме содержания.

Больные, интегрированный показатель социально-медицинской адаптации которых оценивается как достаточный уровень (в пределах 0,64 – 0,5) составляют группу, которая характеризуется тем, что приобретенные навыки общения позволяют больным ориентироваться в ситуации, производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно и в составе группы выходить за пределы Учреждения. Этот уровень отражает владение навыками общения, социального поведения (при психосоциальной коррекции) и позволяет проживать в отделении свободного режима учреждения психоневрологического профиля. Больные с интегрированным показателем близким к верней границе этого уровня (0,64-0,6), при создании определенных условий (врачебный контроль психиатра, систематическое наблюдение обслуживающего персонала, проведение психосоциальной работы, медикаментозная коррекция поведения), могут проживать в отделении психоневрологического профиля учреждения общего типа.

В число лиц, с удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (0,49 – 0,3) относятся больные, при постоянной психосоциальной работе с которыми, удается адаптировать их к совместному проживанию, проведению досуга. Постоянная активация приобретенных навыков социального поведения позволяет этим больным ориентироваться в ситуации, овладевать элементарными коммуникативными навыками, под контролем, в составе группы, посещать учреждения культуры, торговли. Эти больные нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Пациенты с низким уровнем социально-медицинской адаптации (0,29 и ниже), при постоянной ежедневной психосоциальной работе со стороны персонала вовлекаются в полезно-общественную деятельность, а также им прививаются элементарные навыки общения, общей культуры и поведения. Эти больные также нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Высокий уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель > 0,65), свидетельствует о владении больными навыками социального поведения в обществе (пользование общественным транспортом, умение ориентироваться в окружающей обстановке), освоении элементарных правил межличностных и деловых отношений. Эти пациенты привлекаются к общественным и спортивным мероприятиям, интересуются художественной литературой, родственники поддерживают с ними постоянные отношения. Они не нуждаются в лечении психотропными препаратами. Эти больные могут проживать в условиях Учреждений общего типа и находиться на свободном режиме содержания.

Больные, интегрированный показатель социально-медицинской адаптации которых оценивается как достаточный уровень (в пределах 0,64 – 0,5) составляют группу, которая характеризуется тем, что приобретенные навыки общения позволяют больным ориентироваться в ситуации, производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно и в составе группы выходить за пределы Учреждения.

В число лиц, с удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (0,49 – 0,3) относятся больные, при постоянной психосоциальной работе с которыми, удается адаптировать их к совместному проживанию, проведению досуга. Постоянная активация приобретенных навыков социального поведения позволяет этим больным ориентироваться в ситуации, овладевать элементарными коммуникативными навыками, под контролем, в составе группы, посещать учреждения культуры, торговли. Эти больные нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Пациенты с низким уровнем социально-медицинской адаптации (0,29 и ниже), при постоянной ежедневной психосоциальной работе со стороны персонала вовлекаются в полезно-общественную деятельность, а также им прививаются элементарные навыки общения, общей культуры и поведения. Эти больные также нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Результаты исследования показали, что в нозологических группах заболеваний (шизофрения, тяжелая и умеренная умственная отсталость, деменции) имеются группы больных характеризующиеся высоким и достаточным уровнями социально-медицинской адаптации, которые не характерны для основной группы больных. У них длительные, более 5 лет, ремиссии и их пребывание в депривационных условиях не способствует их социализации.

В практике реабилитационной деятельности Учреждений больший акцент необходимо делать на организации трудовой терапии, в самих учреждениях и за их пределам. Социальная значимость заключается в том, что приобщение больных к трудовой деятельности очень важно для утверждения личности.

При исследовании установлено, что 142 (21,7%) человека в справке медико-социальной экспертизы имели трудовые рекомендации, остальные 510 (78,3%) признаны нетрудоспособными и не имеют рекомендаций службы медико-социальной экспертизы по их трудоустройству и реабилитации. У них также отсутствуют индивидуальные программы реабилитации.

Социальная интеграция лиц с умственной отсталостью, шизофренией зависит не только от достигнутого уровня социально-медицинской адаптации. Существенное значение приобретают социальные факторы: наличие жилья, семьи, родственников и близких людей, готовых и способных помочь им на первых этапах интеграции в общество.

Таким образом, вопросы социализации лиц с психическими расстройствами, их анализ и пути совершенствования свидетельствуют о ее важной роли в жизнедеятельности этой категории инвалидов. Их длительное пребывание в депривационных условиях Учреждений психоневрологического профиля, оказывает негативное влияние на их социализацию и создает препятствие для интеграции в общество.

Контингент учреждения психоневрологического профиля состоит в основном из больных с умственной отсталостью (49,0 % от общего числа больных) и больных шизофренией (30,0%). Больные с органическими психическими заболеваниями (сосудистые, посттравматические и др.) составляют - 14,1%, эпилептической болезнью и другими психическими расстройствами – 6,9%.

К больным с психическими расстройствами, находящихся в условиях учреждения психоневрологического профиля, с учетом результата интегрированного показателя, применимы различные уровни социально-медицинской адаптации: высокий, достаточный, удовлетворительный, низкий.

Уровни социально-медицинской адаптации больных свидетельствуют о неравных стартовых возможностях лиц с психическими расстройствами для интеграции в общество, о неодинаковых предпосылках для ее успешности.

Группа больных, характеризующаяся высоким уровнем социально-медицинской адаптации, при отсутствии обострений и длительности ремиссии более 5 лет, может проживать дома или в учреждениях общего типа.

В целях совершенствования работы в учреждении психоневрологического профиля целесообразно, ориентируясь на интегрированные показатели социально-медицинской адаптации, формировать однородные группы больных, что с учетом характера адаптивно-компенсаторных возможностей пациентов позволит оптимизировать формы психосоциальных воздействий и направлений реабилитации.

В социальной адаптации больных с психическими расстройствами существенное значение приобретают также такие факторы, как наличие жилья, семьи, родственников и близких людей, готовых и способных помогать сотрудникам учреждения по их социализации.

Рекомендации:

1. Для успешной социализации пациентов с хроническими психическими расстройствами необходима организация направленного образа жизни, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность в лечебно-трудовых мастерских, обучение элементарным профессиональным навыкам и грамоте, обучение общению.

2. Для развития коммуникативных навыков у инвалидов, обучения их производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно выходить за пределы учреждения для посещения зрелищных и спортивных мероприятий, специалистам учреждения необходимо проводить постоянную психосоциальную работу по программе индивидуальной реабилитации.

3. В процессе реабилитации больных в Учреждениях целесообразно соблюдать следующую последовательность психосоциальных воздействий:

- первый этап реабилитации и психотерапии в психологическом аспекте это восстановительная терапия, предотвращающая формирование психического дефекта, явлений так называемого «госпитализма»;

- на втором этапе, этапе реадаптации, представляется целесообразным делать особый упор на дифференцированную трудовую терапию с обучением и переобучением больных новой профессии;

- третий этап - реабилитация в собственном смысле этого слова. Восстановление в правах, индивидуальной и общественной ценности больного.

4. В практике реабилитационной деятельности учреждения необходимо обеспечить организацию и разнообразие трудовой терапии, как в самом учреждении, так и за его пределами, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Заключение

Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Человек выступает как объект и субъект, социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях - в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Междисциплинарный подход в социальной работе делает помощь конкретному человеку более эффективной, позволяя максимально емко рассмотреть все проблемные нюансы клиента в различных аспектах. Психологические технологии и методы используются на всех этапах работы с клиентом.

В целях совершенствования работы в учреждении психоневрологического профиля целесообразно, ориентируясь на интегрированные показатели социально-медицинской адаптации, формировать однородные группы больных, что с учетом характера адаптивно-компенсаторных возможностей пациентов позволит оптимизировать формы психосоциальных воздействий и направлений реабилитации.

В социальной адаптации больных с психическими расстройствами существенное значение приобретают также такие факторы, как наличие жилья, семьи, родственников и близких людей, готовых и способных помогать сотрудникам учреждения по их социализации.

Список использованной литературы

  1. АгеевB.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы .  М.: ВЛАДОС, 2013. – 235с.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2013. – 146с.
  3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: МПСИ, 2013.– 171 с.
  4. Болотова А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении. // Психологические аспекты социальной нестабильности. 2015. № 10. С.59 - 72.
  5. Брошусь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 2013. № 2. С. 3-13.
  6. Васильева Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. М.: Голос, 2013. – 584с.
  7. Гусева Т.И. Психология личности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.- 160с.
  8. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул: Алтай, 2013. – 210с.
  9. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. М.: Эксмо, 2012. – 248с.
  10. Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. М.: Социум, 2014. – 284с.
  11. Забродин, Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике. М.: МПСИ, 2014. – 190с.
  12. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ. / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2012. – 539с.Мананикова, Е. Н. Психология личности. М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2013.  - 218 с.
  13. Макарова Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами. // Социологические исследования. - 2014. - №1. - С.90-96.
  14. Медведева Г.П. Этика социальной работы.  М.: Спутник+, 2015. – 208с.
  15. Павленок  П.Д. Социальная работа. М.: ИСПИ РАН, 2012. – 288с.
  16. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 461с.
  17. Социальная работа. / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 2014. – 480с.
  18. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2012. - 208с.
  19. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 437с.
  20. Холостова Е.И. Социальная работа в.  М.: Дашков и К°, 2014. – 420с.
  21. Хьелл, Л. Теории личности. / Пер. с англ. -CПб: «Питер»,  2012.  - 607с.

Размещено на Allbest.ru




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Изучение особенностей работы медицинской сестры в профилактике постинъекционных осложнений

2. Объект и предмет психосоциальной работы

3. Изучение и выявление особенностей современных денег, их сущности и функций

4. Grid-вычисления. Изучение особенностей платформы Globus Toolkit

5. Изучение технологической, поездной, грузовой и коммерческой работы на станции, начально-конечных операции, организации работы погрузочно-разгрузочных работ, организации выполнения операции в ЛАФТО

6. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ВОЛЬТМЕТРОВ

7. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОЗИМЕТРА

8. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА НЧ

9. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ДИОДА

10. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА