ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа добавлена: 2016-12-29





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ» (номер по таблице)

Выполнил студент:

Группы__________

Номер зачетной книжки___________

_____(ФИО)____________

Научный руководитель:

(ФИО)

Ученая степень, звание:

Ростов-на-Дону

2016 г

Содержание

Введение

      3

Глава 1.  Теории налогообложения

      5

1.1. Экономическая сущность теории налогообложения

      5

1.2.  Основные теории налогообложения и их характеристика

      8

Глава 2. Роль налоговой системы в рыночной экономике

    15

2.1. Сущность и основные принципы налогообложения

    15

2.2. Обзор налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой

    24

Заключение

    36

Список литературы

    39

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена значимостью налоговых поступлений для бюджета страны. Налогообложение представляет собой часть финансовых отношений, которая непосредственно связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.

Налогообложение охватывает все сферы нашей жизни и оказывает влияние на них: налогоплательщики пытаются минимизировать установленные законодательством налоги и сборы, но одновременно как потребители государственных услуг – получить максимальную социальную и экономическую поддержку государства, которая осуществляется на денежные средства, аккумулируемые за счет налоговых платежей.

Анализа налоговой системы достаточно для того, чтобы судить о развитии находится государство. Так, если в налоговой системе сделан акцент на косвенное имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, страна является слаборазвитой в промышленном отношении. С другой стороны, если в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то говорит о высоком уровне развития экономики.

Объект курсовой работы - влияние налоговой системы на развитие рыночной экономики на современном этапе развития. Предмет – сущность теории налогообложения.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности налогов, их экономическое содержание и роль в рыночной экономике. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-изучить экономическую сущность теории налогообложения;

-проанализироватьосновные теории налогообложения и дать им характеристику;

-осветитьсущность и основные принципы налогообложения;

-провестиобзор налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой.

Для написания курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Гончаренко Л.И., Дернберг, Р.Л. Корнеева Е.А., Косарева  Т.Е., Лыкова Л.Н., Маршавина Л.Я., Пансков В.Г., Поляк Г.Б., Пономарева Л.В., Черник Д.Г., Шарова С.В.

Курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка литературы.

Глава 1.  Теории налогообложения

1.1. Экономическая сущность теории налогообложения

Теория налогообложения - (от англ. «taxation theory») - концептуальная модель налоговой системы, предлагающую принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их  состав и структуру, а также функции. Теория налогообложения изменяется в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций и политики государства.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источник этих финансовых ресурсов - средства, которые правительство собирает со своих подданных (физических и юридических лиц).

Таким образом, налог – это обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Именно поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства [8, с.14].

Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

-погашать сбои в системе распределения;

-заинтересовывать граждан в развитии той или иной формы деятельности.

Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов.  Вместе с тем, Минфин РФ не относится к субъектам налоговых отношений. Однако, дает разъяснения па налогам и сборам, утверждает формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Размеры налоговых поступлений в государственный бюджет определяются содержанием инструментов налогового регулирования таких как налоги с продаж, подоходные налоги, акцизы, импортные пошлины, налоги на экспорт, инвестиционные стимулы.

Государство существует столько, сколько существуют налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, применимых к любой экономической системе:

1) налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (сумма платежа, срок уплаты и способ платежа);

2) каждый налог взимается в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

3) налоги должны превышать расходы на содержание чиновников по сбору этих налогов;

4) подданные государства участвуют в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.

Принципы налогообложения

Таблица 1

Принцип

Характеристика

Первый принцип

физические и юридические лица обязаны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. К примеру, тот, кто пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Однако, всеобщее применение этого принципа связано с определёнными трудностями. В данном случае невозможно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение и т.п.

Второй принцип

зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, а также наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует разница между налогом, взимаемым из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Налоговая политика государства строится в соответствии с социально-экономическим состоянием страны, на основе взглядов правящей политической партии и в зависимости от потребности правительства в доходах.

Современная налоговая система использует два принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности [10, с. 27].

Таким образом, теория налогообложения являет собой концептуальную модель налоговой системы, предлагающую принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру. Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства. Классическое представление о роли налогов в экономике ввел ученый Адам Смит, определил налоги как более или менее систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения:

-соразмерность;

-определенность;

-удобность;

-дешевизна.

Видными представителями этого направления являются У. Петти,  Ж.-Б.Сей, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

Усложнение экономических отношений в обществе, действие объективных циклических процессов потребовали корректировки классического учения. В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли – неоклассическое и кейнсианское. Различие в этих основных концепциях заключается в различном подходе к методам государственного регулирования.

1.2.  Основные теории налогообложения и их характеристика

Основные теории налогообложения формировались в качестве научных концепций, начиная с XVII века, как свод важнейших положений и получили наименование «общая теория налогов».

Одна из первых общих налоговых теорий - теория обмена, основанная на возмездном характере налогообложения. Суть ее заключается в том, что граждане через налог покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и т.п. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, а между королем и подданными заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

В эпоху просвещения появилась так называемая атомистическая теория - разновидность теории обмена. Ее приверженцы - французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633 – 1707) (теория «общественного договора»)  и Шарль Луи Монтескье (1689-1755)  (теория «публичного договора»).  Данная теория предписывала, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Иначе, налог выступал платой общества за выгоды и мир граждан. Именно таких позиций придерживались также английский философ Гоббс, французский мыслитель Вольтер и Оноре Мирабо.

Швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773 – 1842) в своей работе «Новые начала политической экономии» сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой «налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения». Становится очевидным, что с помощью налогов гражданин приобретает ни что иное, как наслаждение от правосудия, общественного порядка, обеспечения, защиту личности и собственности. Таким образом, Жан Симонд де Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте [9, с. 27].

В этот период сформировалась теория налога как страховой премии, представителями которой стали французский государственной деятель Адольф Тьер (1797 – 1877) и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох (1789 – 1864). По их мнению, налоги – это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству при наступлении какого-либо риска. Налогоплательщики, выступая коммерсантами, страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.п. в зависимости от своих доходов. Однако, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а в целях финансирования затрат правительства по обеспечению правопорядка и обороны. Идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, если государство возьмет на себя обязательства страховых выплат гражданам при наступлении рисков.

Классическая теория налогов имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723 -1790) и Давида Рикардо (1772 – 1823). Приверженцы этой теории рассматривали налоги в качестве одного из видов государственных доходов, которые должны покрыть затраты по содержанию правительства . При этом какая-либо иная роль (регулирования экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отведена.

Данная позиция основывается на теории рыночной экономики, разработанной А. Смитом. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей возможно при предоставлении экономической свободы деятельности субъектов. Смит выступал против централизованного управления экономикой. Несмотря это, рыночная экономика подчиняется строгим правилам.

В своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов»  А. Смит анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, оптимизирующее распределение ресурсов в отраслях.А. Смит утверждал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы средства. Так как в условиях рынка доля прямых доходов государства существенно сокращается, то основным источником покрытия указанных видов выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом подразумевалось, что так как налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов [11, с. 34].

Принцип законности и легальности носит подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. Смит оценивает принцип законности налога (его реальное выражение) определенность срока уплаты, способа платежа, суммы с позиции обеспечения независимости и самостоятельности плательщика. Точное определение того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения является делом наиважнейшего значения.

Согласно А. Смиту, субъект уплаты налога - независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога, дату платежа, закрепленных законодательно. Кроме того, налогоплательщик имеет право на процесс взимания налогов, не нарушающий его основных политических прав и не стесняющий его хозяйственную деятельность.

Однако, на вопросы что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответов у  А. Смита нет.

Таким образом, считается, что сегодня классическая теория абсолютно не состоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

В начале XX века появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, которая основана на разработках английских экономистов Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946) и его последователей. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания “эффективного спроса” как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой.

Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается Альфред Маршалл, основана на преимуществах свободной конкуренции и естественности, а также устойчивости экономических, в частности производственных, процессов.

Различие в этих основных концепциях заключено в различных подходах к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Маршалл, создавший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм [7, с.17].

Теория экономики предложения, сформулированная в начале восьмидесятых годов американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х гг. XX в. американским экономистом Милтоном Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, основывалась на коммерческой теории денег. Он предложил ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, а именно регулированием денег в обращении. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок, делается также ставка и на снижение налогов.

При этом налогам отводится не такая важная роль как в кейнсианской экономической концепции. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежные обращения. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако, оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия [4, с. 12].

Таким образом, в теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Глава 2. Роль налоговой системы в рыночной экономике

2.1. Сущность и основные принципы налогообложения

Налоги формируют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налог – принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции.

Функции налогов

Таблица 2

Функция

Характеристика

Фискальная

формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти в целях финансирования расходов. Фискальная функция способствует огосударствлению части национального дохода, созданию материальных основ функционирования государства

Распределительная

перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами

Регулирующая

изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно влиять на темпы экономического роста, вызывать структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, движение инвестиций, инфляцию, занятость, совокупный платежеспособный спрос

Контрольно-учетная

контроль за использованием экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, за направлениями движения и размерами финансовых потоков

Стимулирующая

снижение налоговых ставок и введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР, стимулирование отдельных видов бизнеса, привлечение зарубежных инвестиций

Ограничительная

сдерживание развития производства некоторых видов продукции и защита отдельных отраслей путем ограничения импорта товаров.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета [3, с. 29]. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Принципы налогообложения и их характеристика

Таблица 3

Принцип налогообложения

Характеристика

Нейтральность

обеспечение одинаковых налоговых стандартов для плательщиков. Однако, в странах с переходной экономикой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов и разнообразие льгот дискредитируют общество и подрывают его социально-экономическую стабильность.

Справедливость

возможность равноценного взимания налоговых платежей у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Простота расчета

создание налоговой системы при помощи использования набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, как налоговая ставка и величина налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам [3, с. 41].

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют следующие:

Таблица 3

Элементы налогообложения

Элементы налогообложения

Характеристика

Субъект налога

плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог

Носитель налога

лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают

Объект налога

доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.)

Источник налога

доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента)

Единица обложения

единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.)

Ставка налога

величина налога на единицу обложения объекта – устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка – это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка – общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если она повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода

Методы взимания налогов

а) кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения;

б) изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц);

в) изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога) [1, с. 86].

Рассмотрим наиболее часто применимую классификацию налогов.

Таблица 3

Классификация налогов

Классификатор

Налоги

Характеристика

Способ взимания

Прямые

платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Косвенные

выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги – это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги.

Сфера распространения

Общегосударственные

налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85 – 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы).

Местные

налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

Использование поступивших средств

Общие

не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета.

Специфические

предназначены для использования их в строго определенных целях (чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Для оценки справедливости и равенства сбора налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют:

-пропорциональный налог (абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника);

-регрессивный налог (рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника);

-прогрессивный налог (в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход)[1, с. 122].

Достаточно большую часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное налогообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, являясь при этом функцией располагаемого дохода, и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой совокупный доход плательщика из различных источников, а лишь облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят:

-производственные расходы;

-рекламные расходы;

-командировочные расходы;

-транспортные расходы;

-ряд налоговых льгот.

Подоходный налог с физических лиц – прогрессивный налог, так как налоговая ставка растет по мере роста дохода. Его объект обложения - личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов.

К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе), а также индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит активный переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан, основанный на общем декларировании доходов.

Следует отметить, что налоговые системы развитых стран, построенные с учетом основополагающих принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот, важнейшими из которых выступают:

-инвестиционный налоговый кредит;

-ускоренная амортизация;

-скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других.

Инвестиционный кредит является косвенным финансированием государством капитальных вложений частного предпринимательства посредством освобождения от уплаты налога на время окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан на внедрение инноваций, замену устаревшего оборудования и производство конкурентоспособных современных изделий. Сумма льгот вычитается из суммы налога, что уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования.

При ускоренной амортизации государство позволяет списывать амортизацию в размерах, значительно превышающих реальный износ основного капитала, что является своего рода налоговой субсидией предпринимателю. В свою очередь, повышение амортизационных отчислений ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетомрациональных налоговых ставок и налоговых льгот призвана обеспечить рост производства и налоговой базы, а неоправданное увеличение ставок создает условия для снижения объемов производства и отказа от уплаты налогов [6, с. 349].

Таким образом, налогообложение выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение поступлений в бюджет. В связи с этим для налоговой системы характерны высокие налоговые ставки и преобладание косвенной формы налогообложения.

Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, льготирование определенных видов деятельности и снижение ставок налогов по ведущим видам налогов,.

2.2. Обзор налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой

Для современных государств характерно вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. Так, в США оно в разы меньше, чем в Германии.

Основные инструменты государственного регулирования - налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Благодаря воздействию государства достигаются поставленные цели по обеспечению экономического роста, производству эффективной ценовой политики, занятости населения страны, созданию системы социальной защиты менее защищенных слоев населения, созданию равновесия во внешнеэкономической деятельности. При этом главная задача в экономической политике любой страны – это создание и поддержание сбалансированных взаимоотношения.

В общемировой практике ведения народного хозяйства проблема сбора налогов является одной из наиболее сложных и важных. Системы налогообложения в разных странах мира отличаются друг от друга рядом показателей: структурой, системой сбора налогов и обязательных платежей, методами их взыскания, налоговыми ставками (нормативами), фискальными полномочиями органов различных уровней власти, налоговой базой и налоговыми льготами. Это естественно, так как налоговые системы формируются под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов.

Как показывает практика, сегодня нет других аспектов экономики, которые настолько серьезно подвергались критике со стороны субъектов хозяйствования. Налоговые изъятия в размере 30-40 % доходов плательщика - это тот порог, при превышении которого начинается процесс сокращения его сбережений и инвестиций в экономику.

Если же ставки (нормативы) налогов и их количество достигают такого уровня, что обязывает плательщиков платить более 40 % своих доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к хозяйственной деятельности.

Большинству стран с развитой рыночной экономикой сегодня свойственно умеренное налогообложение. И это является результатом проведения такой налоговой политики, приоритет которой заключается в достижении цели создания стабильного экономического роста, благоприятного налогового климата для развития хозяйственной деятельности и эффективного решения социальных проблем в стране.

Вместе с тем удельный вес налогов, сборов и обязательных платежей в ВВП многих стран достаточно значителен [5, с. 68].

Так, от 40 до 50 % составляет удельный вес указанных платежей в таких европейских странах, как Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Дания.

Налоговая политика разных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. При изучении современных налоговых систем развитых стран мира важно детальное изучение и анализ их структуры. Прежде всего, это касается распределения налоговых платежей на прямые и косвенные.

Как показывает практика, существует зависимость соотношения прямых и косвенных налогов от таких факторов, как жизненный уровень населения страны, уровень его культуры, существующие традиции в налогообложении и пути совершенствования механизма взимания налогов, сборов и обязательных платежей, свойства системы налогообложения минимизировать уклонение от их уплаты. Так, например, в США, Японии, Великобритании, Канаде преобладают прямые, а во Франции - косвенные платежи. Существенные масштабы косвенного налогообложения во Франции, Германии, Италии обусловлены особенностями социально-экономической политики, которая проводится в этих странах.

Прямые налоги ставят уровень налогообложения в прямую зависимость от уровня доходов плательщика. Эти налоги считаются наиболее справедливыми. Прямое налогообложение позволяет переложить основное налоговое бремя на богатые слои населения.

Тем не менее, косвенное налогообложение широко применяется во многих системах налогообложения развитых стран мира. В таких странах, как Германия и Франция, косвенные налоги традиционно играют ведущую роль. Значительная роль косвенных налогов во многих странах обусловлена их высокой фискальной эффективностью и возможностью обеспечения равномерности поступления платежей в бюджет.

Одна из важнейших причин развития косвенного налогообложения в странах-членах ЕС наряду с историческими традициями в налогообложении - политика унификации систем налогообложения стран ЕС. Результатом такой политики в странах ЕС стало сближение методов взимания косвенных налогов. В то же время в области прямого налогообложения этим странам предоставляется большая самостоятельность.

Социально-экономическая политика государств направлена на разрешение существующих в странах социальных проблем. Введением льгот в налогообложении доходов физических лиц проводится регулирование социальных процессов в стране. При этом значительная часть социальных расходов откладывается на частные и государственные компании, что также влияет на соотношение прямых и косвенных налогов.

Важной особенностью систем налогообложения развитых стран мира является структура прямых налогов. Она отражает зависимость влияния налога на доходы корпораций и налога на доходы физических лиц на структуру национального дохода.

В США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Японии доля налогообложения доходов физических лиц в налоговых поступлениях превышает долю налога на доходы корпораций [5, с. 106].

Системы налогов в развитых странах многогранные и разветвленные. Они включают в себя федеральные или общегосударственные налоги, налоги регионов и местные налоги. Так, удельный вес обязательных платежей по отношению к ВВП в США составляет около ЗО %, Канаде - 34 %, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швеции - более 40 %, Германии - 38 %. Следует отметить, что степень налогообложения в Европе выше, чем в Северной Америке.

В западных странах с помощью налогообложения решаются проблемы экологии. На сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов, а именно мощности двигателя и наличия катализатора. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализаторами, от налога вообще освобождены.

Современная налоговая система в США отвечает не просто фискальным задачам, но и служит инструментом развития экономики страны. К регулированию экономики, помимо федеральных властей, активно привлечены местные органы управления, которые обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, объемы которых за последние 15-20 лет в США значительно выросли. В стране существует более 83 тыс. местных органов управления с собственной финансовой базой.

Налоговая политика США направлена на привлечение частного капитала, основными источниками доходов федерального бюджета США при этом традиционно являются налог на прибыль корпораций и налог на доходы. Ставка налога на доходы формируется по прогрессивной шкале и постоянно корректируетсяс учетом уровня инфляции. Основной элемент в налогообложении - обязательства граждан докладывать о доходах несовершеннолетних детей на иждивении. Родители вправе по собственному желанию включить данную информацию в собственную декларацию о доходах.

На втором месте в бюджетных поступлениях находится налог на прибыль корпораций, механизм взыскания его очень схож с  подоходным налогом с граждан. Налог должен быть уплачен ежеквартально до 15 числа последнего календарного месяца квартала исходя из расчетной оценки годовой суммы налога. Для этого используют один из двух методов расчета:

-сумма квартального платежа - 25 % от суммы налога, которую корпорация предусматривает задекларировать в текущем году;

-сумма квартального платежа - 25 % от общей суммы налога, которая была представлена в налоговой декларации за предыдущий отчетный год.

При этом дата представления в налоговый орган декларации о прибыли за предыдущий отчетный год и полной уплаты налога - 15 число месяца года за финансовым.

Еще один важный источник налоговых поступлений федерального бюджета США – акцизы:

-налог на деятельность, связанную с осуществлением азартных игр;

-за получение выигрыша в азартных играх;

-за топливо;

-за предоставление транспортных услуг и осуществление авиаперевозок;

-за перевозки пассажиров водным транспортом;

-за использование тяжелых автомобилей;

-за эксклюзивные автомобили;

-за пользование веществ, разрушающих озоновый слой;

-на производство и реализацию алкогольных напитков и огнестрельного оружия и т.п..

Они, как правило, также уплачиваются поквартально [6, с. 419].

Налоги – источники наиболее крупных и стабильных поступлений направляются в федеральный бюджет. Так, на долю федерального бюджета приходится около 70 % всех доходов.

Система налогообложения Канады в современных условиях представлена ​​на трех уровнях:

-федеральном;

-провинциальном;

-местном.

Налоговая нагрузка на налогоплательщиков в Канаде расценивается как высокая. Все индивидуальные доходы подлежат налогообложению, а поступления подоходного налога с граждан составляют наибольшую часть доходов федерального бюджета, доля постоянно растет. Значительными являются и поступления в федеральный бюджет от налога с доходов корпораций, налога на товары и услуги, акцизов, пошлин и отчислений в социальные фонды. В Канаде 54% от розничной цены топлива вместе с акцизом составляет налог на топливо.

Выплаты в пенсионный фонд в Канаде проводятся в размере 3,1 %, а в фонд по безработице - 2,95 % от фонда заработной платы.

Налоговые источники доходов провинций сформированы из подоходного налога с доходов граждан, налога с продаж, а также налога с доходов корпораций, акцизов, отчислений в фонды социального страхования, налога на подарки, рентных платежей и различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основная доля поступлений в бюджет сформирована поступлениями по подоходному налогу с граждан и косвенными налогами.

Канада известна предоставлением налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы в стране предоставляются фермерам, рыбакам, работникам лесного хозяйства, инвалидам. Практически каждая семья или гражданин в Канаде может получить налоговый кредит на содержание жены или мужа,  детей до 18 лет, инвалидов, страхование производства, собственности, недвижимости, машин от дорожных происшествий и т.д.

Выплаты, полученные от государства, могут быть использованы на покрытие выплат в пенсионный фонд, на медицинское страхование, расходы на обучение, благотворительность, поддержку политических партий, расходы, связанные изменением места жительства гражданина.

В целях уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, в проведении своей политики государство ориентируется на сокращение расходной части бюджета.

Налоговая система в Австралии включает в себя три уровня:

1) федеральные налоги;

2) региональные налоги;

3) налоги общин (местные налоги).

В Австралии преобладают фискальные налоги, в то время как  налоги штатов и общин не имеют существенного значения. Одним из основных федеральных налогов считается подоходный налог с юридических и физических лиц.

Налоговая система Германии значительно отличается от североамериканских систем, ориентированных на масштабное государственное регулирование. Инвестиционный потенциал системы налогообложения страны предполагает вместе с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение частей прибыли хозяйствующих субъектов, выделяющихся на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. Масштабы данных резервов рассматриваются в качестве источников инвестиций не только для данного предприятия, но и для других предприятий.

Отраслевой потенциал системы налогообложения Германии используется примерно так же, как в США и Канаде, и ограничивается льготным налогообложением  и выплатой дотаций предприятиям, в основном сельского и лесного хозяйства.

 Конкурентный потенциал налоговой системы Германии включает такие принципиальные составляющие, как:

-систему налогообложения сверхприбылей;

-систему налоговых санкций за ценовой сговор, что является весьма важным для формирования условий конкурентного равенства;

-прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, причем более строгое, чем в США.

Реализация фискальной функции налоговой системы Германии имеет существенную специфику, основная чертой которой - примерно одинаковое значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица. Подоходный налог с физических лиц (около 30% налоговых доходов федерального бюджета) имеет прогрессивный характер. Его максимальная ставка составляет более 50% от доходов физических лиц.

Налогообложение доходов юридических лиц включает следующие основные виды налогов:

-налог на прибыль, предельная и широко распространенная ставка которого составляет 50%;

-социальные выплаты, которые наниматель производит работающим гражданам;

-промысловый налог, которым облагаются определенные виды деятельности (в том числе торговля), базой для исчисления которого являются прибыль и стоимость основных фондов предприятия (распространенные ставки - 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов).

Система налогообложения Франции имеет много общих черт с российской налоговой системой. Однако, Франция не является ни законодательно, ни фактически федеративным государством. С точки зрения организации государственных финансов государство представляет собой жестко централизованную систему, состоящую из государственного и местного уровней.

Налоговая система Франции представляет собой точное отражение ее государственного устройства и основана на использовании механизмов экономического регулирования и на централизованном перераспределении фискальных ресурсов. Инвестиционный потенциал системы налогообложения страны подразумевает возможность использования таких рычагов стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация и вычеты из налогооблагаемой прибыли в размере 10% от прироста инвестиций в развитие производства и 50% прироста инвестиций в НИОКР, что делает невозможным оценить его высоко. Отраслевой потенциал анализируемой системы также весьма невелик, поскольку ею предусмотрены только льготы по НДС для стимулирования таких социально важных отраслей экономики, как производство лекарств, продуктов питания, недвижимость, общественный транспорт. Региональный потенциал системы налогообложения Франции также невысок по причине отмеченных выше особенностей государственного устройства этой страны и потому что соответствующие рычаги регионального развития в ней фактически не представлены. Прослеживаемая тенденция роста доли местных бюджетов в консолидированном бюджете Франции определяется не региональной направленностью налоговой системы, а усиленным централизованным перераспределением налоговых доходов на государственном уровне. Подоходный налог с физических лиц во Франции обеспечивает примерно 18% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальной единицей является семья, а не отдельный гражданин. Кроме этого налога, население обязано выплачивать две разновидности незначительны социальных отчислений, а именно:

-1,1% от профессиональных доходов;

-1% от процентных доходов по вкладам в финансово-кредитных структурах.

Налогообложение собственности во Франции образует менее 10% налоговых доходов государства и направлено, главным образом, на юридических лиц и включает в себя:

-налог на имущество хозяйствующих субъектов, взимаемый по прогрессивной шкале (до 1,5% стоимости);

-налог на земельную собственность;

-налог на автотранспорт;

-налог на жилье.

Главные источники государственных доходов во Франции - акцизы и НДС (более 40% налоговых бюджетных поступлений). Сложное нормативное обеспечение данного налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок, разделенную по отдельным группам товаров и услуг, а также ряд налоговых вычетов [6, с. 502].

Таким образом, опыт стран с развитой рыночной экономикой вполне применим к современным условиям Российской Федерации, если перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики. Вследствие значительного налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли) и используется налогообложение доходов предприятий. Все это ведет к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. В данной ситуации следует снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и т.п. Эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Следует учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает, и возможные меры сократят его, что отрицательно может сказаться на дальнейшем росте производства.

В виду того, что инвестиционный потенциал российской системы налогообложения низок, следует ввести льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Заключение

Теория налогообложения представляет собой концептуальную модель налоговой системы, предлагающую принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру. Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства. Классическое представление о роли налогов в экономике было введено А. Смитом, который определил их как «более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов» и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями данного направления являются Д. Рикардо, Дж.С. Милль, У. Петти и Ж.-Б.Сей, считавшие экономику саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

Усложнение экономических отношений в обществе и действие объективных циклических процессов потребовали корректировки классического учения, в результате чего появились новые научные теории. В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

В кейнсианской теории и теории монетаризма налоги призваны уменьшить неблагоприятные факторы развития экономики. Однако, если в первом случае этим фактором являютсяизлишние сбережения, то во втором - излишние деньги.

Основной смысл неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и части населения, формирующей потребительский спрос на рынке. Несмотря на широкую известность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены методов регулирования экономики не произошло.

Налогообложение выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим для налоговой системы характерны высокие налоговые ставки и общий уровень налоговых сборов с производств различных форм хозяйствования, а также преобладание косвенной формы налогообложения. Данная ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются:

-усиление роли подоходного налогообложения;

-снижение ставок налогов по ведущим видам налогов;

-льготирование определенных видов деятельности.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой применим в современных условиях России, если перенимать его лучшие черты, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. Вследствие большого налогового давления у организаций изымается почти вся прибыль, и используется многократное обложение доходов предприятий. Это стимулирует, в первую очередь, занижение прибыли, рост себестоимости продукции и сокращение инвестиций. Применяя опыт зарубежных стран, в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов: НДС, налога на прибыль, социальных платежей с переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и т.п. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Следует учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает и предлагаемые меры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.

В виду того, что инвестиционный потенциал российской системы налогообложения недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Список литературы

1) Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций (для бакалавров). Учебник. – М.: КноРус, 2015. – 840 с.

2) Дернберг, Р.Л. Международное налогообложение. - М.: Юнити, 2011. - 370 c.

3) Корнеева, Елена Офшорный мир. Взгляд изнутри. - М.: Экономика, 2013. - 320 c.

4) Косарева  Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 431 с.

5) Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для магистров. – М.: Юрайт, 2013. – 636 с.

6) Маршавина Л.Я. Налоги и налогообложение: Учебник для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 619 с.

7)Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 760 с.

8) Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2012. – 355 с.

9) Пономарева Л.В., Стельмашенко Н.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014. – 297 с.

10) Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 677 с.

11) Шарова С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи. - М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 529 c.

Рецензия

на курсовую работу по кафедре Экономической теории

студента (Ф. И. О.)___________________________________________

факультет ________________________, _______ курса, ______ группы

номер зачетной книжки_______________________________________

на тему «ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Рецензент: ____________________________________________ , 2016 г.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Роль кредитно-банковской системы в современной рыночной экономике

2. Понятие и критерии малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. Роль менеджмента в малом бизнесе

3. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы построения. Классификация видов налогов по уровням бюджетной системы

4. Сущность и функции цены в рыночной экономике

5. Эволюция предмета экономической науки в рыночной экономике

6. Собственность и право собственности в условиях перехода к рыночной экономике

7. Налоги как экономическая категория. Налоговая система в рыночной экономике

8. Особенности налоговой системы Греции

9. Особенности развития бюджетной налоговой системы в период переходной экономики

10. Правовое регулирование налоговой системы РФ: законодательство о налогах, сборах, таможенных пошлинах