Формирование учебных навыков на комбинированных занятиях

Работа добавлена: 2016-12-29





Оглавление

Введение

Современное общество испытывает влияние научно-технической революции. Активное заимствование как отечественных, так и зарубежных технологий привело к тому, что в настоящий момент в хозяйственных, социальных и национальных отношениях происходит быстрая смена прежних принципов, которые естественным образом влияют на мировоззренческие взгляды людей. Данные процессы сопровождаются, значимыми социальными изменениями и глубоким преобразованием человека, его разума, взаимоотношений. В связи с этим проблема сохранения традиционных ценностей во всем мире становится чрезвычайно актуальной. В то же время в век развития технических средств обучения и производства не утрачивается роль ручного творческого и самобытного труда. В таких условиях главной задачей является воспитание у молодежи трудолюбия, желания работать.[1]

В связи с этим, необходимо определить понятие воспитания. «Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями». Одним из основных видов воспитания является трудовое воспитание, особенности которого рассматриваются в данной работе. Актуальность же тематики состоит в понимании того, что труд есть важнейшее средство воспитания, как было доказано выше. Так же можно отметить, что труд, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития личности, фактором гражданского становления.

Таким образом, для понимания особенностей трудового воспитания нужно рассмотреть современное общество в условиях рыночной экономики. Когда от человека требуется качественный и ответственный труд, трудовое воспитание становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Поэтому эффективное решение задач трудового воспитания и обучения в вузе представляет, в данный, момент одну из главных задач. Особенно это становится актуальным для молодежи, как будущего Российской Федерации.

Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский рассматривал труд во благо общества как высшую форму проявления человеческой сущности, как необходимое и важнейшее социальное условие для становления и развития личности. А. С. Макаренко называет труд могучим воспитателем. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества и познания. Например, как писал А. С, Макаренко: «Участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».[4]

Цель – рассмотреть особенности методики формирования учебных навыков обучающихся на комбинированных занятиях на тему трудового воспитания.

Задачи:

1.Проанализировать научные источники по теме исследования;

2.Провести исследование по особенностям трудового воспитания студентов;

3.Изучить методику формирования учебных навыков обучающихся.

Используется метод вторичного анализа литературы и статистических материалов, статей журналов, а также сайтов сети Интернет по особенностям трудового воспитания в рамках проведения комбинированных занятий.

Глава 1. Виды и формы проведения занятий

1.1. Виды занятий

В средних специальных и высших учебных заведениях проводятся следующие виды занятий:

- лекция,

- семинар,

- практическое занятие,

- лабораторное занятие,

- контрольная работа,

- консультация,

- самостоятельная работа,

- производственная (профессиональная) практика,

- выполнение выпускной квалификационной работы,

- другие виды занятий.

УРОК (комбинированное занятие) предусматривает опрос студентов в различных формах и объяснение нового материала. Для нормальной наколяемости оценок на уроке должно быть опрошено не менее 10 студентов группы.

ЛЕКЦИЯ читается на поток или в отдельной группе. Число студентов в потоке не может быть менее 50-60 человек. Лекции читают наиболее опытные преподаватели – предметники. Лекции не предусматривают обязательного контроля знаний студентов. Лекционный материал контролируется на практических занятиях. По окончании лекционного курса студентам, посетившим все лекционные занятия, выставляется «зачёт», студенты, пропустившие лекции по уважительной причине или без неё, получают «зачёт» после предъявления преподавателю конспектов пропущенных лекций.[3]

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ проводится на подгруппу (не менее 8 человек). Цель практического занятия – формирование практических навыков и умений, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и их объём определяются учебным планом. Целью лабораторной работы является экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений. Количество лабораторных работ и время, отводимое на них, фиксируются в тематических планах и программах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Целью самостоятельной работы является углубление теоретических знаний, проведение самостоятельного исследования, формирования умения пользоваться дополнительной литературой, анализ полученной информации, чёткое изложение материала.

Существует также понятие нетрадиционного урока, который может включать в себя следующие виды занятий: ролевые игры; урок-путешествие; урок-спектакль; круглый стол или конференция; урок-состязание; смотр знаний; пресс-конференция; урок фантазирования; урок взаимообучения; урок-игра; урок открытых мыслей; деловая игра;  и  другие.

1.2. Роль комбинированных занятий в обучении

В практике педагогической работы наибольшее распространение получили уроки, на которых решаются несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.[5]

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.[8]

На структуру уроков кроме перечисленных в начале параграфа факторов оказывают влияние также сложившийся в школе учебно-воспитательный режим и ее классно-комплектность. В данном случае речь идет об уроках в школах продленного дня и уроках в малокомплектной школе.

В большинстве школ продленного дня обязательная учебная часть целостного учебно-воспитательного режима не отличается от обычных школ. Вместе с тем имеется опыт сближения во времени учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной работы, т.е. самоподготовки. В результате обычный урок распадается на две части по 30 минут в начальных классах и по 35 — в старших. Если самоподготовкой руководит учитель класса, то она, как правило, превращается в урок, в чем и состоит основной недостаток этого варианта. Имеются варианты и другого сочетания сдвоенных уроков по 35 минут, где первый — объяснение нового и его первичное закрепление в тренировочных упражнениях с последующей устной проверкой, а второй — выработка умений и навыков путем выполнения самостоятельных работ с дифференцированными заданиями и творческих работ на основе внеурочных занятий. Однако большинство педагогов выступают за 45-минутный урок с паузами для дидактических игр при условии выделения одного часа на учебные занятия во второй половине дня.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

-          ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

-          проверка домашнего задания;

-          проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

-          изложение нового материала;

-          первичное закрепление изученного;

- подведение итогов и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:[7]

-          проверка выполнения домашнего задания;

-          проверка ранее усвоенных знаний;

-          сообщение темы, цели и задач урока;

-          изложение нового материала;

-          восприятие и осознание учащимися нового материала;

-          осмысление, обобщение и систематизация знаний;

-          постановка домашнего задания.

Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным — на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.[11]

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок.

2. Формирование учебных навыков на комбинированных занятиях

2.1. Методики организации комбинированных занятий

Комбинированный урок —является вторым или третьим по счету в изучении темы и составляет в себе опрос домашнего материала и изучение нового материала. Опрос или закрепление ранее изучаемого материала может строится на проверке терминов, проведении тестов, устного и письменного опросов, тесты по карточкам и у доски. Сочетает в себе как фронтальную, групповую, так и индивидуальную форму работы. Опрос занимает не более половины урока. Далее следует изучение новой темы.

Комбинированный урок включает в себя закрепление пройденного материала — опрос (фронтальный, групповой, индивидуальный) с работой у доски; по карточкам, по учебной картине. Опрашиваемый материал должен включать не только материал учебника, но и дополнительный (объяснение учителя на предыдущем уроке, материал из хрестоматии или книг для чтения). После опроса делается вывод и называется тема нового параграфа. Она записывается в тетрадь, термины в словарь, изучение материала ведется словесными, словесно-печатными наглядными методами, с привлечением необходимых средств обучения (учебник, тетради, видеоматериал, учебные картины и т.д.), закрепление, задание на дом.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Следует заметить, что проведение уроков возможно вне классного помещения. В педагогике общие требования к уроку подразделяют на 3 группы:

- дидактические,

- воспитательные,

- организационные.

К числу дидактических и методических требований относятся:

1) четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;

2) определение оптимального содержания урока согласно требованиям учебной программы, целям урока и с учетом подготовки учеников;

3) выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока;

4) выбор методов, которые обеспечивают познавательную активность;

5) сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учеников. (Как вариант действий это означает, например, составить опорный конспект, графически изобразить на доске сложные понятия. При подаче материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух, предусмотреть комментирование «трудных» понятий).[12]

Воспитательные требования к уроку:

1) четкая постановка воспитательных задач урока, которые обеспечивают формирование научной картины мира, трудолюбия, экологической культуры и т.д.;

2) формирование и развитие у учеников познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного владения знаниями, творческой инициативы и активности;

3) соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

1) наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

2) четкая организация урока на всех этапах его проведения;

3) подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока. Таким образом, урок, как дидактическая система характеризуется целостностью и системностью, т.е. четко должна прослеживаться взаимосвязь целей, содержания, форм организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем, средств, методов обучения и полученного на уроке результата.

Мы выделяем следующие этапы методики:

1. Организационный момент. Его целью является  установление тишины в классе и создать у учащихся рабочий настрой;

2. Вступительное слово учителя. Заключается во введении ученика в проблему и его активное участие в беседе с заранее подготовленными специалистами;

3. Повторение изученного материала. Выявление основных понятий по теме. Небольшой опрос;

4. Подведение итогов урока в форме домашнего задания.

Существует мнение, что методика может быть сформирована по трехэтапной системе:

1. Организационный этап. Мотивация ученика к фиксированию материала в тетради;

2. Этап проверки домашнего задания;

3. Организация восприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся. Данный этап включает работу с учебником, материал которого заносят в таблицу по заданным условиям. Создание ситуационной проблематики и предоставить ученикам найти решение, используя материал этого урока. Подведение итогов учебного занятия.

При выборе методики проведения комбинированного занятия следует придерживаться следующих критериев:

- доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения;

- наличие в методике критериев оценки изученного материала.

Большинство методик комбинированных уроков доступны по изложению. Однако они не предусматривают рассмотрения комбинированных уроков с использованием чётких критериев оценки. В следствие этого целесообразно самостоятельно разрабатывать методики структурирования комбинированных уроков. В частности на примере комбинированного занятия по трудовому воспитанию.  Важно обеспечить доступность в понимании, содержать этапы ее выполнения с требованием создания плана лекции.[3]

Разработанная методика имеет следующую структуру:

- Организационный момент;

- Фронтальный опрос по теме предыдущего урока (4-5 вопросов);

- Объяснение нового материала (лекция);

- Закрепление изученного материала (тест на 2)

- Подведение итогов работы. Выставление оценок;

- Домашнее задание.

Опираясь на разработанную методику структурирования комбинированных уроков, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса комбинированных уроков по трудовому воспитанию.

В данной работе в качестве примера будут приведены комбинированные уроки на темы «труд в семье» и «труд и его правовые аспекты».

Комбинированный урок на тему «труд в семье».

1. Организационный момент

В начале урока учащимся предлагается для разминки выполнить быстро задание. Ответить на вопросы:

- Кто в семье является основным добытчиком денег?

- Какие функции труда в семье выполняет каждый из обучающихся?

Провести быстрый анализ полученных ответов.

2. Изучение нового материала

На основе мультимедийной презентации идет объяснение

4. Итоги урока

Оценки выставляются наиболее активным учащимся.

5. Домашнее задание

Норма оценки:

полностью освоил материал - «5»;

Освоил с незначительными отклонением - «4»;

Материал усвоен частично- «3»;

Материал неусвоен - «2».

2.2. Структура комбинированного занятия

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

Классической считается четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:

- подготовка к усвоению новых знаний;

- усвоение новых знаний, умений;

- их закрепление и систематизация;

- применение на практике.

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

организация учащихся к занятиям;

повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

работа по осмыслению и усвоению нового материала;

работа по закреплению изложенного материала;

работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

задавание домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

2.3. Проверка, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся

Проверку знаний, умений и навыков учащихся выполняют с целью контроля и оценки результатов изучения программного материала, сформированности, закрепления и применения умений и навыков. Она направлена также на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках школьников. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают учащиеся, но и тщательно проанализировать их причины, чтобы принять необходимые меры к устранению. Для исключения в этом деле формализма необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

1. Систематичность, регулярность проверки, оценки, контроля и учета знаний учащихся, сочетание с другими сторонами учебной и трудовой их деятельности.

2. Всесторонность, заключающуюся в том, что проверка, оценка, контроль и учет охватывают все разделы учебной программы: технические и технологические знания, умения и навыки в проведении лабораторных и производственных работ, нравственно-волевые качества личности.

3. Объективность, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них.

4. Разнообразие форм проведения проверки, контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков, обеспечивающее выполнение обучающей, воспитывающей их функций, повышение интереса учащихся к работе и ее результатам.

5. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной трудовой деятельностью, не допускающий подмены результатов труда отдельного ученика итогами работы коллектива и наоборот.

К основным трудовым знаниям, подлежащим проверке и оценке, относят сформулированные в программах по всем видам труда в средних классах и профессиональной подготовки в старших классах следующие понятия и представления:

основные свойства обрабатываемого материала (древесины, пластмасс, металлов, тканей, почвы, удобрений, семян и т. п.);

технические требования к изготавливаемым изделиям, к качеству выращиваемых растений, животных;

основные способы осуществления различных производственных процессов — механических, энергетических, химических, биологических;

частные технологические процессы изучаемой отрасли производства, сущность этих процессов;

назначение, устройство и принципы действия рабочих и измерительных инструментов, приборов и аппаратов, станков и машин.

К основным трудовым умениям относятся прежде всего такие, которые необходимы для работы б различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, т. е. политехнического умения, а также специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии, осваиваемой учащимися.

Перечни знаний, практических умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, приведены в программах трудового и профессионального обучения. В обобщенном виде система таких знаний, умений и навыков выглядит следующим образом:

проводить наблюдения и опыты в лабораторных и производственных условиях;

управлять орудиями труда — инструментами, механизмами, станками, машинами, применяемыми в изучаемой отрасли производства; подготавливать их к работе и выполнять с их помощью соответствующие работы, принимая правильную рабочую позу, правильно держа инструмент, орудие, руль управления машиной и т. п., делая рациональные движения при выполнении каждой операции, избегая лишних, ненужных движений и соблюдая требуемый ритм;

применять рациональные трудовые приемы и соблюдать технологическую последовательность операций изготовления деталей, сборки и отделки изделия или операций правильного выращивания сельскохозяйственных культур и животных;

строго выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и противопожарных мероприятий;

пользоваться технической документацией и производить необходимые расчеты, вычисления;

выполнят требования культуры труда — уметь планировать работу, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, рационально размещать инструменты, приборы и пр., бережно обращаться с орудиями труда и экономно расходовать материалы, соблюдать технологическую дисциплину и правила производственной эстетики, добиваясь хорошего качества и красивого вида изготовляемых изделий, опытных делянок и т. п.;

контролировать выполнение технологических операций, выявлять и устранять ошибки в работе и добиваться высокого качества изготовления изделий, высокой продуктивности выращиваемого растения или животного.

К основным критериям оценки трудовых знаний, умений и навыков относятся:

уровень и качество предусмотренных программой теоретических знаний (правильность, полнота и систематичность их, осмысленное понимание учебного материала на основе знаний по физике, биологии и другим общеобразовательным предметам);

качество выполнения лабораторных и производственных работ (их соответствие техническим и технологическим требованиям); правильные приемы выполнения работ; умение пользоваться инструментом и другими средствами труда; правильная организация рабочего места; соблюдение правил безопасности труда, санитарии; уровень культуры и эстетики труда;

культура отдыха;

умение объяснить значение и смысл выполняемых работ на основе естественнонаучных знаний;

степень самостоятельности и творчества в работе;

время, затраченное на выполнение лабораторно-практической или учебно-производственной работы, общественно полезного, производительного труда.

Качество знаний, умений и навыков оценивается по пятибалльной системе.

Балл «5» выставляют, если учащийся:

с достаточной полнотой знает изученный материал;

опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;

умеет творчески применить полученные знания в практической работе — лабораторной и производственной, в частности при проведении лабораторного эксперимента и полевого опыта;

практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены;

умеет объяснить научные основы выполняемой работы;

активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведет записи в рабочей тетради, дневнике по опытнической работе.

Балл «4» ставят, если учащийся дает ответы и выполняет практическую работу, по полноте удовлетворяющие требованиям для балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала или в выполнении практической работы, которые, однако, сам исправляет после замечаний учителя.

Балл «3» ставят, если учащийся:

обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала;

в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет лабораторные и производственные практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно;

может объяснить научные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведет записи.

Балл «2» ставят, если учащийся:

обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;

не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и научные основы; нарушает правила безопасности труда;

не принимает участия в проведении опытов и наблюдений, не выполняет установленных требований к учебным и учебно-производственным заданиям.

Балл «1» ставят, если учащийся не знает учебного материала и не выполняет практические работы, грубо нарушает правила безопасности труда и дисциплину.

Приведенные выше нормы оценок ориентировочные.

Систематичность проверки, оценки, контроля и учета знаний требует их осуществления на каждом уроке (текущая проверка), после изучения каждой темы (итоговая проверка) и по окончании обучения (заключительная проверка). Текущую, итоговую и заключительную проверки осуществляют с помощью устных, письменных, лабораторных и машинных методов. В трудовом и профессиональном обучении находят широкое применение методы самоконтроля, заключающиеся в умении учащихся самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности и намечать способы их устранения.

Формы осуществления проверки и контроля знаний, умений и навыков могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Контроль осуществляется фронтально, если в выполнении задания участвует весь класс (контрольные работы, зачетные письменные работы, лабораторные и практические работы и т. д.). В случае если контроль осуществляется по группам, учитель делит класс на несколько групп, взяв, например, за основу типовые ошибки, допускаемые учащимися во время выполнения заданий, и каждой группе предлагает конкретное задание. Так, одна группа может быть занята решением задач и их экспериментальной проверкой, например, разработкой монтажной схемы по принципиальной схеме, монтажу цепи и проверке ее действия; другая в это время выполняет контрольное задание по подготовке различных радиодеталей к монтажу с учетом технологических требований; третья в письменном виде отвечает на вопросы, касающиеся теоретических основ изучаемой темы. Индивидуальный контроль осуществляется в том случае, если ученик получает задание и отвечает на поставленные вопросы устно или письменно и его ответ или заслушивается учителем и учащимися класса, или оценивается учителем после того, как задание в письменном виде сдано учителю.

Устный контроль проводят путем индивидуального или фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверяя знания учащихся по теме «Ручные стежки и строчки», учитель, перед тем как вызвать ученицу к доске, так формулирует задание; «Рассказать о ручных стежках- и строчках. В рассказе необходимо дать определение стежкам и строчкам, указать их назначение, применение различных видов стежков и строчек при изготовлении швейных изделий; на плакате показать простые и сложные стежки». Такая формулировка вопроса помогает учащемуся выбрать из изученного необходимый для ответа материал.

Вопросы, предлагаемые учащимся во время фронтального опроса, также отличаются четкостью формулировок, предполагают и ориентируют школьников на точный, но краткий ответ. По той же теме «Стежки и строчки» вопросы для фронтальной проверки знаний могут быть следующие: «Что называют стежком? строчкой? швом?»; «Что такое длина стежка? ширина стежка? ширина шва?»; «Какие вы знаете простые ручные стежки? Какие вы знаете сложные стежки?»; «Покажите на плакате сметочные прямые и прокладочные стежки. Какие вы знаете отделочные строчки?». Фронтальный опрос как метод устного контроля чаще всего применяют при текущей проверке знаний, умений и навыков учащихся. Индивидуальный опрос находит место и в текущей, и в итоговой, и в заключительной проверке знаний, умений и навыков школьников.

В процессе трудового и профессионального обучения методы письменного контроля предполагают проведение письменных контрольных работ, зачетов, индивидуальных ответов учащихся. Они могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15–20 мин, так и занимающими весь урок. В последнее время все чаще стали применять методы письменного контроля программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, один из которых наиболее полный и точный, другие — менее полные и содержащие некоторые неточности. Ученики должны выбрать из ряда ответов более точный и полный.

Письменный опрос может быть проведен во время текущей, итоговой или заключительной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его отличительная особенность состоит в содержании вопросов и заданий. В текущем контроле они будут касаться только того материала, который изучался на данном или предыдущем уроке; в итоговом вопросы задают по изученному материалу темы или раздела учебной программы, а в заключительном — по материалу, пройденному за какой-то сравнительно большой период времени, например за учебный год.

Методы так называемого лабораторного контроля применяют в трудовом и профессиональном обучении с целью проверки умений пользоваться измерительными инструментами (штангенциркулем, микрометром), а также производить измерения электрических величин с помощью вольтметра, амперметра и т. д. Лабораторный контроль применяют для того, чтобы выявить, как школьники усвоили специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии. Методы лабораторного контроля чаще всего применяют при итоговой проверке. Например, после того как учащиеся изучили тему «Печатный монтаж» и на практических занятиях выполнили ряд заданий по установке навесных радиоэлементов на печатные платы различного типа, можно провести контрольную лабораторно-практическую работу по данной теме. В задание к такой работе могут входить и часть вопросов, касающихся технологических требований. Например, инструкция для контроля по теме «Печатный монтаж» может быть составлена следующим образом:

1. Изобразить на бумаге допустимую конфигурацию и размеры отформовки выводов радиоэлементов, предполагаемых для монтажа на печатной плате.

2. Перечислить требования технологического режима при установке полупроводниковых приборов и микросхем.

3. По заданной схеме произвести навесной монтаж радиоэлементов на печатную плату.

Методом лабораторного контроля служит и практическая пробная работа, проводимая перед квалификационными экзаменами и являющаяся заключительной проверкой умений и навыков учащихся. Ученику предлагают за определенный промежуток времени выполнить задание, соответствующее конкретному рабочему разряду или квалификации. Задания теоретического характера, специальные технологические, экономические включают в содержание экзаменационных билетов.

В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоенных знаний. Для осуществления такого метода специально разрабатывают программы по определенной методике. Ответы набирают цифрами или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не учитывает психологических особенностей школьника, не может оказать помощь при затруднении. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля.

Учитель же, используя наблюдение как метод контроля, устанавливает отношение ученика к работе, его сильные и слабые стороны, пробелы. Это помогает ему индивидуально подойти к учащимся, применяя различные методы обучения и воспитания.

Заключение

Система знаний, навыков, умений, отвечающая будущим потребностям человека,— необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в точных, безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий. Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества специалиста. Поэтому формирование знаний, навыков, умений должно сочетаться с формированием личности в целом.

В ряде исследований выделяются три основных типа деятельности и поведения обучающихся в сфере обучения и познания.

Первый тип предполагает широкий подход к целям и задачам обучения. Интересы сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни. Этот тип деятельности и поведения ориентирован на широкую специализацию, разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу деятельности и поведения присуще преодоление рамок программы «вширь», то в данном случае этот «выход» осуществляется «вглубь». Система духовных запросов обучающихся сужена рамками «околопрофессиональных» интересов.

Третий тип предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности и поведения наименее творческий, наименее активный.

Профессиональные знания — это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.

Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык — это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Наиболее полно навыки раскрываются на комбинированных занятиях. Они играют ведущую роль в трудовом обучении и воспитании.

Список использованной литературы

1. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений [Электронный ресурс] : монография / И.Е. Коновалов. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 353 с.

2. Воробьева В.Л. Социально-психологическая защищенность студентов вуза / Монография : - М. : Издательство Ассоциации строительных вузов, 2012. - 192 с.

3. Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков : [электронный ресурс] монография / И.Ю. Исаева. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 161 с.

4. Формирование нового поколения профессиональных кадров: проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-24 октября 2009 г. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 624 с.: ил. - (Качество образования).

5. Инженерная культура: от школы к производству : материалы VII Республиканской научно-методической конференции : в 2 ч. II; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИГУ, 2015. - 536 с.

6. Кузнецова Т. Н. Условия развития социально-трудовой компетенции выпускников средних профессиональных образовательных учреждений // Проблемы и перспективы развития образования в России . 2010. №3. С.218-220.

7. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

8. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс] : монография / А.П. Шмакова. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 184 с.

9. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] учебное пособие М. П. Лапчик. - Эл. изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 20 . - 2 с. ил. - (Педагогическое образование).

10. Клочков А. Н. Образовательный маркетинг как условие формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных колледжей // МНКО . 2013. №1 (38). С.95-97.

11. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 600 с.

12. Международная молодежная научная школа «Школа научно-технического творчества и концептуального проектирования»: сборник материалов / М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань,: КНИТУ, 2012. - 256 с.

13. Хворова Светлана Васильевна Модульный подход как условие подготовки выпускника колледжа к взаимодействию в профессиональной сфере // Педагогическое образование в России . 2011. №1. С.274-278.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданскихслужащих органов внутреннихдел

2. Формирование навыков общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

3. Формирование фонетических (слухо-произносительных) навыков: постановка, коррекция, совершенствование. Система занятий при обучении фонетике

4. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

5. Приемы обучения аудированию на занятиях по иностранному языку

6. Мази. Линименты. Изготовление гомогенных, суспензионных, эмульсионных и комбинированных мазей. Технология линиментов

7. Технология создания и методика использования учебных элементов в процессе освоения ИТ

8. Методологический и структурный анализ проектирования учебных материалов художественно-педагогического направления

9. Лабораторная работа на тему: Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий

10. Закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков гимнастики